рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Взаимодействие рационального и иррационального в человеческом сознании. Познание и творчество.

Взаимодействие рационального и иррационального в человеческом сознании. Познание и творчество. - Лекция, раздел Образование, Онтология и теория познания 1) Понятие Творчества Творческая Составляющая Познавательного Процесса. ...

1) Понятие творчества Творческая составляющая познавательного процесса.

2) Рациональное, нерациональное и иррациональное и их соотношения.

3) Взаимодействие рационального и иррационального в человеческом познании и творчестве.

Познание отражает сущности. Творчество – создание нового. Почему творчество сопоставляют с познанием? Познание идет к рациональному, но почему его тогда связывают с иррациональным? Это 2 ключ вопроса. Кант впервые ввел творчество, т.к. он снял противопоставления познания и созидания. Созецание до К осозн как рецептивная способность, откровение вещей. А К хочет взять вещи в форме объекта, тогда они не будут открываться. Но он всё-таки прав. Созерцание по К – осн форма познания, но только то созерцание, которое конструктирует предмет. Отсюда связь между познанием и формированием, т.е. в основе познания лежит субъект, кот делает творчество (созидание нового).

Априорные формы у К заморожены (константы). Поэтому все вещи воображены не нам, а это исключает произвол в системе К. Значит подмен творч нет, т.к. в формировании участвуют одни и те же формы.

В XX в.

1) То, что К называе априорные формы действит существуют. Они зависят от культуры, формируются вместе с ней, не явл константами.

В XX веку подталк к измен роли случ мы видим как нечто аналогичное кантовским априорн формам рождается творч усилиями ученых. Это произошло из-за нов взгляда на мир. Чтобы увидеть такой, какая она есть, нужно правильно ответить на вопрос.

Роль творчества в науке:

1) Создание новых априори

2) Новый взгляд на мир

3) Позволяет раскрыться сути вещей с пом творч взгляда.

Вот поэтому позн и творч идут рука об руку.

Для К априори нечто рац. Смысловое априори – это нерац форма, а способ переживания мира, вещей. Рац априори в науке м действовать напрямую, а смысловое – может созд усл для появл нов позн, а м блокировать его. И литература и философия участвую в формировании… Отсюда появлял рац, нерац, иррац.

Нерац – не укладывается в разумную гармонию, они не укладываются ни в один теоретич закон. Нерац можно сделать рациональным.

Наука – один из способов превратить внерац и иррац в рац. Но не всё подчиняется рационализации.

Иррац – это не просто нечто не рац. Ирр – бытийное начало, кот разрушает всякую разумную гармонию, сопротивл рац. Творч содерж момент иррац: оно не укладывается в наперед заданные рамки.

Роль иррац в творчестве:

1) Пробуждающее начало в творце помимо разума, оно заставляет интересоваться.

2) Прорывает рамки заданных форм. Заданных гармонией и рац. Заставляет не считаться с рамками. Но иррац не схватывает саму новую гармонию.

В науке м создать новое также, прорвав старое. Нов рац, чтобы её создать, в неё нужно верить.

Есть такое начало в чел-ке, кот преодолевает границы старого и заставляет чел-ка создать новые формы. Почему то кач называется иррац? В этом кач есть и отриц старого, и утвержд нового порядка. Называя начало иррац, мы подчерк его отрицат сторону. Это неправильно, ведь в нём ещё есть момент стремления к нов порядку.

Новое в науке появляется сначала иррац, но в кон итоге созидается новый пор, т.е. ирр работает на рац, оно помогает рац формам не застыть в своей заданности.

Творч в науке всегда есть, т.к. наука всегда нужд в преодолении старых форм. Мир сам по себе недоступен, а тот, что доступен произошел обработку рац формами. Произошел синтез. Эти формы рассудка – трансцендентальн априорные схемы – это схемы рассудка.

Христ не прин науку, т.к. не природа священна, а Бог.

Смысл априори – чувства (мир как космос). Чувств предпосылки познания. У Ф. Бэкона это идолы. То, что чел усваивает из общения. Способ переживания мира.

1) В богословии сущность в Боге, но познать его нельзя. Мы с Богом сопричастны, но бож сущность познать нельзя. Иисус лишь лик Бога.

2) В пантеизме от Бога взяли личность и опустили в мир. Теперь мир – объект, я субъект. Теперь разум не где-то, а мой, он принадлежит мне. Это зародил Декарт. Чтобы познать сущность, мы пытаем природу. Нет прямого контакта меж человеком и прир, т.к. они противопост друг другу.

Сущность в класс поним рядом, а как противопол явл постоянно ускользает.

Платон: знание это припоминание. Это не творч. По Канту познание это то, что мы сами сформировали. А если не так как у Канта, если мы постиг мир, кот формир в культуре. Априорные очки как способ видения мира, мы видим таким образом то, что нам открывают эти очки, в завис от того, какие вопросы мы зададим – это и есть творчество. Творч компон позн – в завис от того, что м спрашив мир по разному открывается, а соц мир по-разному созидается.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Онтология и теория познания

Лекция Бытие и развитие Диалектика Эпоха неклассической диалектики Она связано с общей... Лекция Диалектика... Истина...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Взаимодействие рационального и иррационального в человеческом сознании. Познание и творчество.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Бытие и развитие. Диалектика.
Что такое диалектика. Д – это учение о всеобщей связи и развитии. Связь – понятие изучали уже в античности. Сложность: первонач предст о связи соединяет подобное с подобным, а потом начиная с Герак

Кантовское понимание диалектики антиномии канта.
Д – это ошибка, которая запрограммирована природой разума. Разум себя должен контролировать. Почему - иллюзия? У канта нет понятия Д П. Есть понятие антиномии – это противоречие, которое закономерн

И 4 антиномии это вариации на тему первых 2ух.
№3: Тезис: Причинность по законам природы не единственная, существует свободная причинность. Антитезис: Нет свободной причинности, всё совершается только по необходимости (Имеется в виду природа из

Диалектика Фихте.
Что он задумал? Что декларировал? Что получилось? Д Ф отлич от К. Трансцендентальная иллюзия – д у канта и она сводится к антиномиям, это не принцип связи и развития, это сигнал тревоги о

Специфика материалистич д Маркса
У гегеля Д укорена в разуме, а у Маркса в материи это означает изменение понятия материя. Новая интуиция материи у него присутствует. Д нельзя укоренить в неподвижных первоэлементах. Отличия М от Г

Законы диалектики.
Принципы диалектического мышления. Это не те законы, которые надо налагать на действительность. Их 3. Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество это определе

Принципы детерминизма.
Общее пон детерминизма – учение о всеобщей связи и обусловленности. Н.А. дает другое определение – учение о способах и механизмах формировании определенности. Слово детерминизм в литературе использ

Материя и движение.
Прежде надо сказать, что мы имеем в виду, говоря материя. Это способ мышления бытия. Категория – это способ разделения бытия по родам. Но это разделение проводит человеческая мысль и получается, чт

Пространство и время.
2 осн концепции: субстанц и реляционная. Вне концепций о пространстве и времени можно сказать, что они всегда с нами. Это константы, сопровождающие нас. Субстанц - Пространство и время это 2 незави

Проблема идеального.
Объяснение сознания через категорию отражения. Применительно к общественной жизни сознание было разработано у Марка. А применительно к отражению у Ленина. В сознании безусловно есть отражение. Недо

Сознание и самосознание.
Всякое сознание – различение. 1 различение, которое проводил первобытный человек: друг и враг. С повышением уровни рефлексии стало понятно, что тем больше я осознаю вещь как вещь, тем больше я осоз

Познание как субъектно-объектное отношение.
I. Субъект и объект познания. Человек может не смылить ничего в философии, но субъект и объект у него будет. Как только мы говорим о том, кто познает, мы имеем в виду субъект. А как только

Этапы, уровни и виды познания.
В обыд познании мы познаем практич знач св явлений. Эта связь нужна, чтобы в обыд практике владеть явлениями. Эмпир позн и обыд схожи. Они не выходят за рамки непоср данности. Но они и отлич. Это н

Общенаучные формы и методы познания
Общенаучные методы присущи всем наукам. К ним относятся логические, восхождения от астрактного к конкретному, дедукция, индукция, анализ, синтез, эксперимент. Теория отличается от понятия

Научное познание в зеркале совр фил науки
1) Проблема внеэмпир оснований и социо-культур детерминант (постпозитивизм и позитивизм). 2) Исслед программы (локатос, парадигмы) Томас Кун. 3) Феноменологический подход к науч п

Феноменологич подход к научному познанию. Теория и жизн мир.
Гусслер. Подход рац к науному позн состоит из выделения сущности с пом абстракции. Прежде, чем выдвигать идею надо иметь интуицию. Гусслер говорит, что научное познание начин с первичной интуиции,

Проблема критериев истины.
Почему эта проблема важна? Как сравнить моё знание с сущностью? В фил нового времени это дико, т.к. нет интел созерц, как в антич, нет выраж сущности. Но есть эксперимент. Мы можем проверить следст

Марксистский критерий истины.
Это практика. Она позволяет сравнить знание с сущностью вещей. Он работает только для философа, не для естественника. Практика – деят общест чел-ка по приобрет прир и общества. В пракику включ не 1

Вопрос.
Факт – это событие, кот выдел и зафиксир на язвке науки. В экпер мы наблюд вещи, кот поместили в некие условия. Суть экспер: мы помещ вещи в искусств ситуац, чтобы узнать их природу. Смех Греков об

Рац и иррац. Онтология воли.
Шопенгауэр и Ницше. Бог это онтологич обоснование религ воли. Рац, нерац, иррац. Рац – приводит к заданным рез-ам, рац можно проконтролировать, оно приводит к рац схеме. Рац – бытие мб приведено к

Свобода как самоупразд воли. Идеи и проблемы онтологии Ш.
В рац я хочу – это преобразованное я мыслю. А у Ш первично страстное я хочу, но я хочу не исполнения разумного плана. У Ш в кач трансц субъекта – я хочу, воля к жизни. Воля Ш – это слепой и неудерж

Свобода как торжество воли. идеи и проблемы онтологии Ницше
Н предлаг проект сверхчеловека. Почему сверх человек? Почему нацисты приняли идею сверхчеловека? Почему Н не называет проект сверхчеловека нацистским? Истоки фил. Вторая пол 19 в. Это взле

Фрейд и Юнг
О бессознательном говорил и Платон, как о бесприч страстях. У греков 2 лика бож: красота, гармония - рац; кровопролитный экстаз, воплощение бога Диониса – бессозн. Бессозн включ в онтологию Фихте,

Феноменология.
Контекст появления: европейская фил строила разные онтологии. Но мосле К пришло осозн того, что всё, что мы видим, это конструкция субъекта. Цели не наши а всеобщего субъекта. После К пришли неоК,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги