рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Диаграммы взаимодействия

Диаграммы взаимодействия - раздел Образование, АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ИМИТАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ Взаимодействия Между Объектами В Системе Представляются Диаграммами Взаимодей...

Взаимодействия между объектами в системе представляются диаграммами взаимодействия (interaction diagrams). Диаграммы взаимодействия подразделяются на два основных типа диаграмм: диаграммы последовательности (sequence diagrams) и кооперативные диаграммы (collaboration diagrams).

Диаграммы последовательности имеют две размерности: обычно по вертикали представлено время, по горизонтали - различные объекты. Оси координат могут меняться местами, ось времени может располагаться горизонтально, слева направо, а список объектов - вертикально.

Объект на диаграмме изображается в виде прямоугольника на вершине вертикальной пунктирной линии, называемой линией жизни объекта (lifeline). Она представляет собой фрагмент жизненного цикла объекта в процессе взаимодействия. Если объект создается или уничтожается на отрезке времени, представленном на диаграмме, то его линия жизни начинается и заканчивается в соответствующих точках, в противном случае линия жизни объекта проводится от начала до конца диаграммы.

Символ объекта рисуется в начале его линии жизни; если объект создается не в начале диаграммы, то сообщение о создании объекта рисуется со стрелкой, проведенной к символу объекта. Если объект уничтожается не в конце диаграммы, то момент его уничтожения помечается большим крестиком «´». Линия жизни может разветвляться на две (и более) параллельные линии, показанные условно. Каждая ответвляющаяся линия соответствует переходу в потоке сообщений. Линии жизни могут объединяться в некоторой последующей отметке.

Для того чтобы проиллюстрировать данный вид диаграмм, обратимся к примеру. Пусть ученик сдает экзамен на вождение. Трасса ученику не подбирается, и он едет по неизведанной трассе. Если на протяжении отрезка времени Т ученик получит не более двух сигналов тревоги, то экзамен сдан. Если между сигналами проходит отрезок времени больше Т/2, то предыдущий сигнал аннулируется. Построим диаграмму последовательности для одной из ситуаций, когда экзамен не сдан (см. рис. 9.17).

 

Рис. 9.17

 

Сообщения (message) связывают на диаграмме последовательности объекты между собой и передают информацию о выполняемом действии. Сообщение представляется на диаграмме сплошной линией со стрелкой на конце, проведенной от линии жизни одного объекта к линии жизни другого объекта. Возможна посылка сообщения объектом самому себе - самоделегирование. В этом случае линия может начинаться и заканчиваться около символа объекта. Линия помечается именем сообщения (операция или сигнал) и значениями его аргументов. Сообщения могут быть помечены условием перехода, которое располагается в квадратных скобках.

Сообщения могуг быть следующих типов:

- асинхронные сообщения рисуются линией с половинкой стрелки на конце. Они не блокируют работу вызывающего объекта, и он может продолжать свой собственный процесс. Асинхронные сообщения можно использовать для создания нового объекта или для установления связи с уже выполняемой ветвью процесса;

- вызов процедуры рисуется как заполненная стрелка. Возвращение из процедуры подразумевается неявно и на диаграмме обычно не отображается. Оно обозначается явно в том случае, если это необходимо для большей ясности и представляется меткой (короткая поперечная линия), расположенной около адресата возврата.

Обычно стрелка с сообщением рисуется горизонтально. Это симнолизирует, что сообщение передается мгновенно и ничего не может произойти в момент передачи. Если на передачу сообщения необходимо какое-то время, в течение которого может что-нибудь произойти (например, посылка сообщения в противоположном направлении), то линия со стрелкой может быть ломаной (конец стрелки располагается ниже ее начала).

Объединенный набор сообщений может быть маркирован как итерация (ineration). Маркером итерации служит символ «*». Для сценария итерация указывает, что множество сообщений может передаваться многократно. Для процедуры условие продолжения итерации может указываться в конце итерации. Возможны случаи, когда часть сообщений является частью итерации, а остальные сообщения могут быть вьшолнены только однократно.

Переходы (transition) рисуются как многократные стрелки, проведенные в одну точку, помеченные условием перехода. Переход может быть именован. Имя представляет собой время посылки сообщения (например: А). В случае, когда передача сообщения происходит не мгновенно, время получения отмечается именем с апострофом (например: А’). Имя может быть проставлено слева от стрелки. Имя может быть использовано для выражения, ограничивающего время посылки сообщений. Ограничения помещаются в фигурных скобках.

Диаграммы последовательности полезны для представления параллельных процессов. Для этого в диаграммах последовательности вводятся активации (activation), показывающие период времени, в течение которого объект выполняет действия непосредственно или через зависимую процедуру.

Активация представляется на диаграмме длинным тонким прямоугольником, верхняя часть которого выравнивается с моментом, когда метод данного объекта становится активным, а нижняя часть ‑ с моментом завершения работы данного метода. Выполняемое действие может быть помечено текстом справа от символа активации (или слева, в зависимости от стиля), поочередно входящие сообщения указывают действия, которые выполняются в данном методе. В потоке управления процедуры верхняя часть символа активации предупреждает о входящем сообщении (которое инициирует действие), а нижняя часть является началом посылки возвращаемого сообщения.

Для параллельно работающих объектов (каждый из них с собственным потоком управления) активация показывает продолжительность выполнения операций каждым объектом. Для процедур активация показывает время, в течение которого процедура (или вложенная процедура) данного объекта активна. В случае рекурсивного вызова объекта вторая активация рисуется слегка правее первой, с небольшим наложением на нее (рекурсивные вызовы могут иметь произвольную глубину).

Кооперативные диаграммы (collaboration diagrams) предоставляют возможность пространственно располагать объект. На кооперативных диаграммах экземпляры объектов показываются в виде пиктограмм и отображаются лишь объекты, прямо или косвенно участвующие в выполнении данного варианта использования. Линии со стрелкой на конце обозначают сообщения, обмен которыми осуществляется в рамках данного варианта использования. Их временная последовательность указывается путем нумерации сообщений.

Линия со стрелкой проводится около линии, соединяющей объекты, и указывает в направлении объекта, которому посылается сообщение. Для пометки различных сообщений могут использоваться следующие типы стрелок:

- линия с заполненной стрелкой обозначает вызов процедуры и может использоваться также между параллельно работающими активными объектами для посылки сигналов и ожиданий;

- линия с половинкой стрелки используется для явного указания на асинхронный обмен сообщениями между двумя объектами;

- другие разновидности могут представлять разновидности управления, например, «balking» или «timeout», но они обычно воспринимаются как дополнительные возможности UML.

Сообщения на кооперативной диаграмме помечаются номерами. Нумерация сообщений делает восприятие их последовательности более трудным, чем в случае расположения линий на странице сверху вниз. Принято применять вложенную систему нумерации, т.к. это позволяет понять, какая операция что вызывает.

Внутренние сообщения о выполнении операции нумеруются, начиная с единицы. В последовательности сообщений между объектами в параллельных процессах нумерация сообщений относится к одному уровню (нет вложенности).

На кооперативной диаграмме сообщение можно снабдить такой же управляющей информацией, что и на диаграмме последовательности.

Пиктограмма объекта на кооперативной диаграмме помечается строкой имени, имеющей вид:

<ИмяОбъекта : ИмяКласса>,

где ИмяОбъекта, либо ИмяКласса могут отсутствовать. Если имя объекта отсутствует, то перед именем класса сохраняется двоеточие. Вызов взаимодействия на диаграмме может быть представлен символом действующего лица.

Так как в описанном ранее примере о сдаче учеником экзамена важна не только временная последовательность событий, но и отрезки времени между ними, то в данной задаче нет необходимости использовать кооперативную диаграмму. Поэтому проиллюстрируем данный вид диаграммы на следующей последовательности действий: ученику подается команда «Старт», команда передается системе управления и начинается движение.

Если происходит какая-либо тревожная ситуация (удар о потолок или избыточная тряска), то датчик сигнализирует об этом системе управления машины ученика, а также преподавателям, принимающим экзамен.

Система управления обязана на это отреагировать уменьшением скорости, а преподаватели ‑ фиксацией ошибки ученика.

Диаграмма, иллюстрирующая данный пример, представлена на рис. 9.18.

 

Рис. 9.18

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ИМИТАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... Технологический институт... Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Диаграммы взаимодействия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СТОХАСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
ОБЪЕКТОВ………………………………………..……. 46 3.1. Математические модели случайных процессов..… 46 3.2. Классификация моделей случайных процессов..… 53 3.3. Модели мар

МОДЕЛИ СИСТЕМ
МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ……..…………... 147 7.1. Общие сведения…..………………………………..... 147 7.2. Модель входного потока заявок и времени обслуживания…..…………………….……

УНИФИЦИРОВАННЫЙ
ЯЗЫК МОДЕЛИРОВАНИЯ UML…………..………. 229 9.1. Основные компоненты…………..…………………. 229 9.2. Понятия и компоненты…………..…………………. 231 9.3. Диаграммы вариантов испо

Понятие модели
  1.1.1. Системный подход к моделированию. При проектировании автоматизированных систем управления, разработке прикладных программных продуктов важно правильно постав

Концепции определения моделей
Под динамической системой понимается объект, находящийся в каждый момент времени tÎT в одном из возможных состояний

Инерционные модели
Динамические системы с последействием (с предысторией) могут быть формализованы с применением дифференциальных уравнений с запаздывающим аргументом. 2.3.1. Дифференциальные уравнен

Модели на основе передаточных функций
Рассмотрим однооткликовую импульсную систему с дискретными сигналами на ее входе и выходе, модель которой может быть выражена с помощью импульсной характеристики (весовой функции) в виде уравнения

Конечные автоматы
Для моделирования динамических систем, функционирующих в дискретном времени, применяется аппарат конечных автоматов [7]. Теория конечных автоматов и их модели используются при синтезе и анализе выч

СТОХАСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБЪЕКТОВ
  3.1. Математические модели случайных процессов При проведении научных исследований в производстве и в быту часто встречаются события, которые многократно появляются при одн

Понятие статистического моделирования
При определении методов статистического моделирования применяют название «метод Монте-Карло». Определение, которое характеризует этот метод достаточно точно и полно, не существует. Известно, что эт

Датчики случайных чисел
Для имитации случайных событий необходим некоторый эталон, т.е. то, с чем можно что-то сравнить. Известно, что наука существует там, где есть измерения. Отсутствие измерений приводит к схоластике,

Проверочные тесты
Программная реализация датчика псевдослучайных, квазиравномерно распределенных чисел может быть получена любым программистом на основе разработанного им алгоритма с применением либо аналитических м

Имитация случайных событий
  Пусть события S1, S2,..., Smобразуют полную группу несовместимых событий, каждое из которых может произойти с вероятностью Рi, причем

Имитация непрерывных случайных величин
Если событие Х принимает значения в некоторой области непрерывных величин, то для аналитического моделирования непрерывных событий применяют функцию распределения вероятностей

Имитация марковского процесса
4.6.1. Моделирование дискретной цепи Маркова. Рассмотрим дискретную цепь Маркова или марковский процесс с дискретным временем перехода из одного состояния в другое. Математическая

Выбор числа опытов
При разработке имитационных моделей для исследования случайных объектов существует задача выбора числа опытов (объема выборки). Это непростая задача, т.к. во-первых, необходимо обосновать достоверн

Формулы и алгоритмы для оценки результатов моделирования
  При реализации моделирующего алгоритма на ЭВМ вырабатывается информация о состоянии моделируемых систем, которая представляет собой исходный материал для определения приближенных ис

Аналитическое определение вероятностных автоматов
6.1.1. Формальное задание и классификация. Вероятностные автоматы (ВА) относятся к дискретно-стохастическому классу моделей. Данный тип моделей служит инструментом изучения динамич

Имитационное моделирование вероятностных автоматов
  Для имитации процесса функционирования ВА необходимо задать: - такты моделирования T, а также цикл по тактам моделирования от нуля до заданного числа такто

Модель входного потока заявок и времени обслуживания
Входной поток заявок характеризуется начальным моментом времени t0, моментами времени ti поступления i-х заявок, случайными

Модель Эрланга
При моделировании СМО исследуется изменение в системе за сколь угодно малый отрезок времени. Составляются уравнения в частных приращениях, от которых затем осуществляется переход к дифференциальным

Исследование модели пуассоновского процесса с помощью производящих функций
Будем считать, что на вход СМО поступает пуассоновский поток заявок с интенсивностью l и вероятностью Рn(t) того, что за время t в СМО

Имитационное моделирование одноканальной СМО
Алгоритмизация может осуществляться с применением способа Dt-моделирования, который позволяет определить состояния СМО через интервал времени Dt.

Имитационные модели многофазных СМО
Пусть СМО имеет структуру, показанную на рис. 7.18, т.е. обслуживание состоит из двух фаз. Входной поток заявок задан функцией распределения вероятностей длин интервалов между заявками A(t)

Имитационные модели многоканальных СМО
  7.8.1. Модели систем с общей очередью.Рассмотрим задачу построения имитационной модели трехканальной СМО с общей очередью. Понятие общей очереди предусматривает, чт

Алгоритмизация имитационной модели СМО произвольной структуры
  Методика построения имитационной модели СМО сложной структуры сводится к разработке модульной структуры алгоритмической модели. Структуру СМО необходимо декомпозировать на отдельные

Моделиpующие алгоpитмы
  Для моделиpования любого объекта, заданного пpи помощи математичеcкой модели, а также в виде последовательности процедур, имитирующих отдельные элементарные процессы, необxодимо поc

Основные компоненты
  После многх попыток создания унифицированных языков для решения задач моделирования был разработан и опробован объектно-ориентированный подход. Первый язык Simula-67, основанный на

Понятия и компоненты
  Сущности представляются парами «тип, экземпляр». Таких пар несколько: «класс, объект», «ассоциация, связь», «параметр, значение», «операция, вызов процедуры». Для изображения элемен

Array, Real, Vektor, Matrix.
Описание типа зависит от того, какой язык программирования используется разработчиками. Атрибуг изображается в виде текстовой строки, отражающей различные его свойства: <признак

Масса машины
… У каждой секции прямоугольника класса может быть имя. Так как секция «имя класса» обязательна, то ее имя не указывается, как показано на рис. 9.6.  

Связи между объектами
  Аналогично ключевому понятию модели классов - понятию ассоциации, - для объектов существует понятие связи (link). Связь есть экземпляр ассоциации, установленной для объектов данных

Диаграммы состояний
  Диаграммы состояний (state diagram) определяют состояния, в которых может находиться конкретный объект, а также процесс смены состояний объекта в результате влияния некоторых событи

Диаграммы деятельностей
Диаграммы деятельностей (aktivity diagrams) предназначены для того, чтобы отразить переходы в рамках выполнения определенной задачи, вызванные внутренними процессами. Используются для моделирования

Определение объекта
  Объектно-ориентированный подход в последнее время стал прочно ассоциироваться с программированием. Объектно-ориентированный подход развивался почти исключительно программистами. Ито

Behavior
domain; }/*GGenerator*/     Рис. 10.3

Наследование
  Наследование в ООМ понимается примерно так же, как и в ООП. Если объявляете класс с2 прямым потомком класса с1, то класс с2 наслед

Полиморфизм
  Полиморфизмом в ООП называется возможность использования вместо объектов одного декларированного класса объекты другого класса, называемого замещающим, совместимого с первым. Аналог

Equation
Z= X/K; endCMulGiv; Новый класс CMulGiv наследует от своего суперкласса CGain вход, выход, параметр и одно уравнение, а также добавляет один выхо

Equation
Y = if X>Xmax then UpperLimit else if X<Xmin then LowerLimit else K*X;

Equation
connect(Gem.Y,Amp.X); connect(Gem.Y,Y); endCSineSource; Далее нужно создать специальный класс CLimitedSineSource на основе СSineSource, переопределив пар

Типы данных и пакеты
  Для моделирования непрерывных систем необходим минимальный набор типов данных: скалярный вещественный тип, типы «вектор» и «матрица», а также целые числа для вычисления индексов век

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Советов Б.Я., Яковлев С.А. «Моделирование систем». – М.: Высш. школа, 1985 – 271 с. 2. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. – М.: Наука,1978. – 400 с. 3. Финаев В.И. Мод

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги