рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

БЕСЕДЫ С ЧИТАТЕЛЕМ

БЕСЕДЫ С ЧИТАТЕЛЕМ - раздел Педагогика, ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ (...) У Нас В России Часто Слышишь Споры Сторонников Того Или Другого Взгляда...

(...) У нас в России часто слышишь споры сторонников того или другого взгляда на идеалы воспитания. Выделяются сторонники так называемого общественного воспитания и семейного воспитания. Была пора, когда волна общественного подъема захлестнула всех, и вы слышали повсюду речи о необходимости воспитания в наших детях чувств кооперации и подготовки гражданина. Были даже многие из крайних политиков, проводивших в школу, кто искренно, а кто из-за корыстных мотивов, - политические организации. Я слышал рассказы о том, как в Одессе крайне правые записывали будто бы в свои союзнические организации малышей-гимназистов, как они устраивали забастовки либеральным учителям, как писали на них изветы. С другой стороны, мы знаем, как проникали радикальные убеждения в среду детей. Юношество, по его склонности, горячее, страстнее, оптимистичнее относится к мечтам о лучшем будущем. Эти мечты подслушивались и воспринимались по линии наименьшего сопротивления - малышами, сестрами и братьями, а затем были проявления этих молодых, неосознанных чувств среди них, часто в уродливом виде - в виде враждебности к другим детям, имевшим несчастье иметь родителей других убеждений.

После эта волна схлынула, и вот теперь, попадая иногда на собрание родителей, педагогов, видишь обратную волну и слышишь совсем другие речи: о необходимости одного лишь семейного воспитания, ненужности или преждевременности общественного. (...)

С моей точки зрения, не может быть чисто семейного или чисто общественного воспитания в том состоянии человеческой культуры, в котором мы живем.

На деле есть лишь одно: самое лучшее, естественное, необходимое и единое для блага всех - воспитание, часто называемое органическим, т.е. такое, в котором организм развивается полнее, свободнее, крепче, а следовательно, и долговечнее и полезнее и себе и другим.

Естественным, миллионами веков созданным, покровителем и помощником является, конечно, семья. А следовательно, на ней и лежит и долго будет лежать тяжесть воспитания.

Но так как в мироздании живут, развиваются и уничтожаются не только отдельные личности, но и группы их - в виде семьи, общины, наций и комбинаций наций в виде государств, - то и каждое дитя, входя в семью, также представляет из себя зародыш для составления будущей семьи, общины, нации.

Для полноты развития организма важны, во-первых, его личные качества, силы, способности, а во-вторых, та среда, тот питательный бульон, в котором живет и развивается этот семейный и общественный микроорганизм.

И безусловен тот факт, что по мере роста организма, как у цыпленка яйцо играет сначала роль первой среды, а потом уже он выходит на свет Божий, так у ребенка семья играет роль этой первой оболочки, но с той разницей, что эта оболочка держится очень долго, крепко, оказывает помощь и в зрелом возрасте, а иногда и слишком долго, и вся мудрость жизни состоит в том, что эти первоначальные связи с семьей росли, эволюционизировали, расширялись, - словом, чтобы все тонкие ниточки привязанностей, дружбы, помощи постепенно укреплялись в душе по отношению к другим людям в более широко понимаемой семье человечества. И это ведь так и происходит в действительности. Это не мечта, не утопия. (...)

Благо, жизненность, прогресс, как и у всякой общественной организации: на чувстве личной и общественной солидарности.

А это значит, что те качества, которые мы хотим внести в воспитание ребенка, для создания и развития лучшего организма как личности и как общественного слагаемого, те же самые.

И спор об пользе того или другого воспитания должен отпасть, должен подняться на высшую точку зрения, такую, которая должна с уважением отнестись ко всему хорошему в этих областях человеческой жизни. (...)

Можно смело сказать, что лишь та семья исполняла свой долг по воспитанию, если она внесла в него лучшие элементы общественности.

И вполне будет справедлива та же мысль насчет общества:

Если главный орган общества - касающийся детей - школа, а за ним и все побочные продукты общественной связи с семьей, как приюты, колонии, площадки для игры, детские клубы, не имеют, не берегут в себе элементы семейственности, то они не исполняют своей задачи - создания более лучшего человека, чем он был до сего времени.

Если между руководителем и детьми нет милых, хороших, доверчивых отношений, нет доверчивости, нет возможности внести лучшие элементы семьи, то ни руководитель, ни школа, ни общество не исполнили той задачи, которую на них возлагает ход истории человечества.

Мало того, даже для взрослых, для людей, вышедших из под влияния семьи, общество может дать не только защиту и помощь учреждений, указание прав и обязанностей, развитие технических или академических знаний, но может дать совсем другое, новое, для того, чтобы в душе этого взрослого росли тонкие, но крепко поддерживающие его нити симпатии к другим ближним, чтобы у него не было чувств одиночества, заброшенности при отсутствии знакомств и связей. (...)

Русская община, мир, артель, - формы общежития, где человек чувствовал себя куда более близким к другим, не одиноким в минуту невзгоды. И тут именно был важен не только факт помощи, но и известная сердечность ее, семейственность ее. Недаром до сих пор многие у нас сердцем чуют глубину духовной силы общины и стояли за нее, несмотря на внешние уродливые ее формы. Они чуют ту внутреннюю духовную красоту, которую она может и могла бы проявить в лучших условиях.

Не имея в жизни ярких примеров у нас в России общественной семьи, - задавленной грубыми внешними формами, - более ясно становится появление проповеди ласки, тепла, сердечности одной личности к другой, какую дал с присущею ему мощью и страстью Толстой. Но интересно, что последователи его нашли, что лучше, легче жить и творить добро не в одиночку, а сообща, и стали образовывать общественные ячейки, создавать общины. То же в любой религиозной ячейке, ищущей добра и себе и другим, желающим жить с большим исполнением его. Тотчас же создается община, кооперация.

В Европе, а еще больше в Америке можно найти сильные и интересные примеры такой общественно-семейной работы. Там уже создалось гораздо более ясное общественное течение в пользу семейных начал в школе и во всяких других общественных организациях не только для детей, но и для взрослых. (...)

Важно отметить, что главным носителем этой идеи сближения людей друг с другом не только на почве службы, экономического или умственного интереса, но и просто общения между собой соседей явились так называемые сетлменты* или культурные поселки.

Их идея - рост культурности среди жителей той местности, где основался такой центр культурности жизни, т.е. обычаев, отношений, что ведет за собой именно то, что они называют лучшее соседство, “neighbourohood”.

А это, в сущности, и представляет из себя широкую семью.

Их идеал - более близкое, сердечное общение между собой соседей, отзывчивость не только в минуту несчастья, но и в минуту радости, в часы общего свободного времяпрепровождения. (...)

Создается идеал народного дома на каждом перекрестке, куда соберутся - молодежь для подвижных игр, матери для бесед о доме, хозяйстве, детях, для шитья и вязанья, чтобы послушать одновременно и хорошую музыку и чтение. Старики имеют свои интересы и вкусы. Такого рода социальные центры начинают уже расти в Америке во многих местах. И вот в эту-то сторону и может направиться и наша работа для взрослых по семейному воспитанию.

Другое дело дитя. Здесь тоже необходимо взглянуть, поскольку общество может дать ребенку семейное воспитание, кроме своей обычной задачи - дать ему образование и, если возможно, общественное воспитание.

Взгляните сначала на школу. Если бы школа была большим подобием семьи, то она от этого только бы выиграла. Если бы школа сама для себя делала свое домашнее хозяйство, имела свой огород, птичий и скотный двор, варила пищу из этих продуктов, шила одежду, делала обстановку, то имела бы более семейные отношения в заботе старших о младших в своих играх, занятиях, прогулках, основывая все на семейной взаимопомощи, то насколько бы она подвинулась вперед в создании не только лучшего человека, но и лучшего гражданина. И в Америке есть уже такие школы. Одним из первых апостолов такой школы был знаменитый негр Букер Вашингтон, создавший и ряд таких школ, и удивительную учительскую семинарию для подготовки таких учителей для своих собратьев негров. Но элементы такой школьной организации есть и в других школах для белых. Есть такие школы, основанные в разных местах Америки, среди последователей Генри Джорджа. (...)

Раньше дитя не оставалось в школе весь день. После окончания уроков дети уходили домой - увы! - большей частью для того, чтобы вечером готовить уроки. Школа была закрыта и на лето.

Теперь в Америке многие сознали, что этим задача школы не исчерпывается, а, пожалуй, лишь касается одним краем.

Главным воспитателем ребенка является часто, если не всегда, - не семья, не учитель, а окружающая его среда.

Раз это так, то надо внести как раз в эту среду необходимое тепло, ласку, радушие, которое дает семья, и работу, игру для ума и тела, что может дать школа и руководитель, как бы он ни назывался: учитель, библиотекарь, руководитель игр, экскурсий и т.п., так теперь учитель стал лишь составной частью того современного учебного персонала, который идет со своей помощью к детям.

Школу открыли до ночи и по воскресеньям устроили там вечерние клубы, где создаются маленькие, более тесные, дружеские ячейки детей со своими руководителями.

Все лето школа тоже открыта для желающих играть, учиться мастерству, искусству, для исследования природы.

Американцы поняли, что, собственно, школа - лишь маленькая составная часть той громадной воспитательной и образовательной работы, которую общество может дать своему подрастающему населению.

“Помните, что невоспитанное дитя - отец будущего преступника”, - говорят американцы.

И вот детские читальни, площадки для игр, детские музеи в самой тесной и дружеской кооперации со школьным персоналом и в одном ведении всего школьного организма растут и множатся по всей стране. Десятки миллионов теперь уже тратятся не на школы, а на вспомогательные воспитательные учреждения для детей.

Важно еще отметить, что и приюты и тюрьмы для малолетних упорно реорганизуются там на семейных началах и дают поразительные примеры удачной работы со своими воспитанниками.

Родительские организации в Америке тоже входят все в больший контакт не только со школой, но и со всеми новыми ответвлениями. Учитель, библиотекарь, руководитель игр, заведующий музеем, доктор-психолог и гигиенист, руководитель спектаклей, пения и родители составляют тот кружок, который и советуется и работает вместе. (...)

Дело не в дебатах о преимуществе семейного воспитания пред общественным или наоборот, а в том, чтобы найти лучшие, более хорошие, чуткие и действующие на природу ребенка способы воспитания, в которое равно должны войти элементы того и другого.

И еще более важное, что школа и семья должны именно кооперироваться и знать, что на семье лежит важная обязанность общественной подготовки, а на школе еще более того серьезная задача - внести не только элемент дружбы, семейственности в школьную жизнь, но даже и повлиять на семью в сторону большего понимания своих семейных обязанностей.

Нам же, людям, желающим помочь другим в установлении лучшего, более сердечного отношения друг к другу и к детям, живущим и играющим бок о бок с нами, надо стараться создать новые места: центры, дома, площадки, куда бы дети и родители могли прийти в свободное время и могли бы найти и помощь, и радость, и общение, и где люди, более осчастливленные жизнью, средствами ли, знаниями, могли сойтись на дружеской, соседской почве с теми, которые и нуждаются в нашей помощи, и сами могут дать нам часто такую теплоту, силу души, которая и нам поможет приподняться над серым туманом обыденности, и даст возможность мелькнуть в душе хотя бы на момент славному ощущению хорошей близости к другим людям. А это ощущение необходимо нам от ранней юности и до гроба. (...)

 

Свободное воспитание. 1912-1913. № 4. - С. 5-16

 


А. П. Китаев*

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: БЕСЕДЫ С ЧИТАТЕЛЕМ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  Составитель, автор предисловия, примечаний, биографических сведений, указателя имен профессор Л. В. МАРДАХАЕВ    

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
  (…) В понятии педагогов воспитание включает в себя преподавание. Так называемая наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как

ПРОГРЕСС И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  Прогресс. (...) Благость прогресса я не признаю, пока мне не докажут ее, и потому, наблюдая явление образования, мне необходимо определение образования, и я вновь повт

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(...) Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания; правительство и общество сгорают желанием образовать народ, и, несмотря

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
  (...) Безобразные явления мнимого развития я не мог назвать хорошими и в том, что развитие ученика дурно, я тоже не мог убедиться, и потому я стал доискиваться, что такое

В ЧЕМ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ
( из беседы с народными учителями)   (...) Когда я занимался в своей школе, я поступал так: Прежде всего я прочитывал ученикам из Евангелия от Матфе

О ВОСПИТАНИИ
(В ответ на письмо Г-ой)   (...) Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних, окажутся и противоречия и неясности.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно: 1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ И ДНЕВНИКОВ
Родители, живя развратною, невоздержанною в пище, праздною, в неуважении к людям - жизнью, всегда требуют от детей воздержания, деятельности, уважения к людям. Но язык жизни, примера далеко слышен

Л.Н. ТОЛСТОГО
Жизнь человеческая должна быть руководима тем нравственным началом, которое составляет основу жизни человека и проявляется любовью.   Всем нам нужно одно: учиться жить всегда

I. Общий очерк теории свободного воспитания
(…) На теорию свободного воспитания мы можем смотреть, как на естественную наследницу всего предшествующего развития педагогической мысли, линия которого идет, начиная от Монтеня, Амоса Коменского,

IV. Осуществима ли теория свободного воспитания
(…) В трех сферах жизни практикуется над ребенком насилие: во-1-х, в области политических учреждений и установлений, вообще везде, где он фигурирует как член определенного государства (...); во-2-х

Среда как фактор нравственного воспитания
  (...) Факт, что у хороших людей, озабоченных участью своих детей, несмотря на ряд применяемых ими систематических мер, рекомендуемых современной педагогией, получаются подчас очень

Оказываемого ими на волю
  Каждое впечатление, оказываемое на нас окружающей средой, так или иначе, но необходимо отражается в конце концов и на нашей воле. Оно является не только тем материалом, который ложи

II. Что следует понимать под средою
(...) Среда - это все то, что находится вне данного индивидуума, что его окружает, среди чего он живет. В этом смысле пришлось бы назвать средою весь внешний мир, всю вселенную. И это в известной м

К которым оно приводит
(...) Установление психического взаимодействия предполагает выработку языка и способности понимать выразительные движения других, нам подобных существ. Общество существует благодаря психическому вз

Для нравственного развития ребенка
  (...) Только главным образом на почве психического взаимодействия могут создаться те могучие светлые активные идеи и чувства, которые обусловливают развитие в ребенке нравственной в

Связь педагогики с социологией
  (...) Воспитатель должен заботиться о том, чтобы среде не приходилось умерять наши идеальные порывы, чтобы сама среда, напротив, была так устроена, что толкала бы нас к добру, к пра

IV. Нормальные отношения детей и воспитателей
  (...) Ребенок и воспитатель - это две равноценные единицы. Если между ними устанавливается то общественное отношение, которое может быть названо воспитывающим общением, то это воспи

Вступление
(...) Освобождение ребенка и доставление освобожденному ребенку всех положительных данных для развития его своеобразной индивидуальности, его свободной личности, для раскрытия и наиболее полного ра

Доклад, прочитанный на Первом всероссийском съезде по-семейному
воспитанию в Петербурге 2 января 1913 года)   (...) Всякая система воспитания как система есть ограничение свободы как воспитателя, так и воспитанника. Систе

I. Права личности и общества в деле образования
О вопросах подобных тому, которому я посвящаю эту книжку, можно рассуждать с двух точек зрения, смотря по тому, какая сторона предмета, подлежащего рассмотрению, выдвигается на первый план, именно

II. Общественная школа и личное самообразование
Всякая человеческая потребность может удовлетворяться индивидуальным и социальным, т.е. коллективным способом. Независимо от того, имеем ли мы учителя или нет, мы можем учиться либо в одиночку, либ

Образования
Истинность того или другого положения определяется его фактическими или логическими основаниями, независимо от того, соответствует ли оно или нет национальным традициям или мнению большинства нации

V. Наука и политика в деле образования
(...) Всякое, исходящее из того или другого фанатизма, деспотическое навязывание учащимся абсолютных догматов находится в полном противоречии с основной целью образования - свободным развитием личн

VI. Общественный интерес в деле образования
Кроме разных вероисповеданий, национальностей, классов и партий, могущих проявлять свои интересы в вопросах воспитания и образования, в обществе существуют и другие группы, для которых школьное дел

III. Нравственное воспитание
(...) Все знают, каким опасностям подвергается масса городских и даже деревенских детей. То, что они обыкновенно видят и слышат вокруг себя, мало способствует сохранению их нравственного здоровья.

I. Первое и второе детство
(...) Очевидно, что все роды деятельности, из которых складывается жизнь, совершаются в гармоническом общении, сплетаясь теснейшим образом между собой, чему нельзя препятствовать, не тормозя общего

V. Нравственное воспитание
Переходим к воспитанию нравственному. Цель этого воспитания - познание законов, управляющих поведением, и развитие способности согласоваться с ними. Эта последняя задача представляется нес

Первое письмо
Вопрос о воспитании и образовании у нас является одним из самых важнейших, жгучих и неотложных, и нет сомнения, что правильное его разрешение отразится на всех сторонах - жизни нашей родины в смысл

Второе письмо
(...) Едва ли нужно доказывать, что главнейшая задача родителей и воспитателей в данном случае заключается в неустанной заботе о том, чтобы их родное детище обладало прежде всего крепким здоровьем,

Третье письмо
(...) В процессе первоначального воспитания человека участвует много всевозможных факторов. Влияние их крайне различно и, если можно так выразиться, как в качественном, так и в количественном отнош

Четвертое письмо
В предыдущем письме я сказал, что в ряду главнейших факторов в деле воспитания стоит режим семьи. Под последним разумею весь строй, всю совокупность условий и обстановку семейной жизни, в которой п

Ребенок в деревенской и в городской квартире
  Но вот наш новорожденный превратился уже в отрока. Он давно бросил свою детскую, в ней стало ему тесно, его потянуло в мир, к обществу, в соседние комнаты, к старшим членам семьи. (

О товариществе, занятиях и развлечениях
  Очень важную роль при воспитании играет товарищество. Стремление быть в обществе, иметь около себя соседа появляется в ребенке очень рано; но в самый первый период детства оно удовл

О религии
Дать религию и воспитать в молодом существе правильное религиозное чувство есть священнейшая и первая обязанность родителей. (...) Мне кажется, что во всяком религиозном чувстве всегда лежат две ос

Главные типы современных родителей
(...) Мои многолетние скитания по белому свету и педагогический опыт дают мне некоторое основание и материал для разделения наших родителей на несколько более или менее характерных типов.

Организация родительских кружков и союзов
(...) Жизнь и обстоятельства бывают иногда выше наших сил; под их натиском пасует часто самая твердая воля и сильная энергия. (...) Для достижения необходимой солидарности в деле воспитани

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДИСЦИПЛИНА
Перейдя к нам в Россию еще в 60-х годах, идея свободного воспитания получила, с легкой руки Толстого, особенное распространение с 1905 г. Правда, последнее время увлечение свободным воспитанием нес

И значение для педагогики
  Современная педагогика стремится рассматривать все вопросы воспитания при свете точно установленных факторов духовного развития ребенка. (...) Наиболее наблюдательные учителя давно

ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ГРАНИЦЫ
  Воспитание подрастающего поколения - это одна из труднейших проблем, которые предстоит разрешить человечеству. Вместе с тем она и самая важная. От того или иного решения этой пробле

Вместо предисловия
Общественная школа господствующего типа каждого народа и каждой эпохи отражает в себе общественно-педагогические идеи данного времени. В истории школы бывают моменты, когда искусственно задержанная

Свободная школа
Следует строго различать истинную духовную свободу от свободы внешней: политической и гражданской. Для громадного большинства людей последняя, правда, является необходимым условием и первою ступень

Организация свободной школы
Школа должна быть учреждением, созданным коллективным трудом и мыслью группы лиц, соединившихся для совместной работы над воспитанием и обучением детей. Эта группа, естественно, состоит из всех род

Учебный план
Учебный план свободной школы прежде всего должен отличаться от обычных планов существующих учебных заведений отсутствием каких бы то ни было твердо поставленных программ, обязательных для прохожден

Вторая и третья ступень обучения
Предполагая, что проектируемая свободная школа может функционировать вполне правильно только при том условии, если воспитанники ее получат правильную, т.е. свободную подготовку на первой ступени в

Воспитательное влияние школы
Человека воспитывает не одна школа или семья, а вся совокупность окружающей его жизни, и это воспитание начинается не с момента поступления в школу, а гораздо раньше - с первых проблесков сознания

Связь школы и семьи
Выше мы уже говорили о том, какое участие могут принимать родители в деле первоначальной организации училища. Связь семьи и школы не должна ограничиваться этим. Школа всеми силами должна поддержива

Общественная задача свободной школы
  Мы далеки от мысли считать, что устройство школы с такой организацией возможно в настоящее время везде и что именно такая школа должна лечь в основание организации современного обуч

ДВА ПУТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
(...) Будет ли жизнь нас, взрослых, жизнью эгоистов или альтруистов, жизнью эксплуататоров или тружеников, стремлением к нравственной чистоте или развращенности, жизнью деспотизма или самоотвержени

В ИСКАНИИ ЛУЧШЕГО
(Из записной книжки)   (…) Школа (...) должна начинать с изучения каждого ребенка, для которого она начинает работать. Надо исследовать детские силы, детские

С Е М Ь Я
Известный, весьма вдумчивый психолог Перре в труде своем о психологии детского возраста научно устанавливает, что в первые годы человеческой жизни душа ребенка усваивает гораздо больше нравственног

ВОСПИТАНИЕ И ДОГМАТИЗМ
  Догматизм уже давно осужден бесповоротно. Вместе с крушением идеологии средневековья рушились теоретические твердыни авторитета и догматизма; на их месте стали возводить свои филосо

ОТВЕТ НА ПИСЬМО МАТЕРИ
(Г-же Н.М. в Петерб.)   Физическая, умственная, а также и нравственно-чувственная сторона человека складывается определенно благодаря трем факторам. Во-первы

И ЧЕМ ЕЕ СЛЕДУЕТ ЗАМЕНИТЬ
(...) Главным недостатком учебно-воспитательной практики нашей средней школы является принцип принуждения, на котором она основывается. Внешний надзор, запись в кондуит, понижение балла по

И душевных болезней
  В чем задача воспитания? Какие цели должно оно преследовать? Что мы вправе требовать от него? Существуют бесчисленные, часто разноречивые, часто противоположные ответы на э

И образования
Идея нового воспитания и образования, основывающегося на свободном проявлении и свободном удовлетворении детских запросов в области умственной, нравственной и физической жизни, начинает выходить, т

Детский музей, как воспитатель
  Под таким заглавием в № 1 “Вестника Воспитания” появилась интересная статья О. В. Полетаевой. (...) Большая часть статьи посвящена деятельности бруклинского детского музея

Некрасов
Наблюдайте, изучайте детей, когда они играют. В играх детей много поучительного, интересного; в играх детей, как в зеркале, отражается жизнь взрослых, отражаются события общественной, народной, гос

Значение творчества в жизни ребенка и взрослого
(...) В первую очередь задачею школы я ставлю развитие в детях духа инициативы, творческих стремлений и интереса к знанию жизни. Чтобы школа могла послужить в данном отношении, необходимо в наше пр

К ВОПРОСУ О СВОБОДНОЙ ШКОЛЕ
(...) Успех всякой свободной школы больше всего зависит от ее организации. Учителю новой школы нужен гораздо больше организаторский, чем преподавательский талант; он должен суметь сорганизовать общ

Доклады, читанные на I Всероссийском
съезде по народному образованию)   Идея трудового воспитания выросла на почве общего и более широкого процесса демократизации школы. Правда, практическое осу

ПРАВА ДЕТСТВА
(Доклад, сделанный на I съезде по народному образованию)   (...) Природа ребенка общественна, как и все развитие его. Язык, который он усваивает путем общени

МЫСЛИ О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ
  Человек не машина. Нельзя думать о нем в том смысле, что толчки, давление извне побудят и приучат его к работе. Мы ясно видим, что получается в результате такого давления и механиче

О САМОВОСПИТАНИИ
(...) Вся ценность нашей внутренней жизни, все наше человеческое достоинство, вся полнота нашей духовной природы зависит от того, насколько мы подчиняем себе свои низменные побуждения, побеждаем их

ВИНОВНИКИ ГИБЕЛИ ДЕТЕЙ
Когда, от времени до времени, гибнут там и сям дети и юноши, - питомцы наших учебных заведений, - в печати раздаются возмущенные голоса: мечут громы и молнии на учебные заведения, убивающие детей.

УЧИТЕСЬ У ДЕТЕЙ!
Всем нам хорошо знакомы маленькие люди, которых мы зовем детьми. Мы их очень любим и только. Очень мало хорошего, разумного делаем мы для них. Все наши заботы и усилия направлены к тому, чтобы восп

ЕДИНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Отсутствие самодеятельности и взаимопомощи – вот коренное зло, от которого так страдает наше общество. Каждый из нас точно свыкся с долголетней внешней опекой, не принесшей ему никакого счастья, и

НАШ ДОБРЫЙ ГЕНИЙ
В чем тайна очищающего, облагораживающего влияния детской души на душу взрослого человека? Когда мы ласкаем ребенка, слышим его милый лепет, смотрим ему в глазки, - мы бессознательно точно

ЧУТКИЙ ДРУГ ЖИВОТНЫХ
(...) Все проявления духовной жизни, присущие человеку, - его ум, совесть, чувство, - его сердце и душа, - все это в зачаточной, первоначальной, упрощенной форме мы наблюдаем и у животных. Разница

ТАЙНА СЧАСТЬЯ
(Мысли о детях и взрослых)   (...) Дети - люди, и мы тоже люди, но, посмотрите, какая огромная разница между нами: точно мы обитатели двух совершенно различн

ВОЗМОЖНО ЛИ ПЛАНОМЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ?
(...) Наша работа представит собою одно из побудительных условий к тому, чтобы вопрос о пользе планомерного воспитания был всесторонне разработан, чтобы за такую работу взялись лица, не только не б

МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ
I   Что такое цель и задача воспитания? Очевидно, те же, что и цель и задача жизни вообще: способствование созданию хорошего, счастливого человека. Поэтому задача воспитания

О Г Л А В Л Е Н И Е
Предисловие Раздел 1. Основоположники идей свободного воспитания в России Толстой Л.Н. Воспитание и образо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги