рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

II. Общественная школа и личное самообразование

II. Общественная школа и личное самообразование - раздел Педагогика, ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ Всякая Человеческая Потребность Может Удовлетворяться Индивидуальным И Социал...

Всякая человеческая потребность может удовлетворяться индивидуальным и социальным, т.е. коллективным способом. Независимо от того, имеем ли мы учителя или нет, мы можем учиться либо в одиночку, либо вместе с другими. Ребенок, к которому ходит учитель, или молодой человек, серьезно занимающийся самообразованием, учатся в одиночку, тогда как в школе или каком-нибудь кружке самообразования одним и тем же делом занимаются многие. Наиболее типичный способ индивидуального приобретения знаний есть самообразование в одиночку, коллективного - школа. (...)

Школа. Это - уже общественное учреждение, являющееся органом, через который общество в самом широком (но вместе с тем и в самом неопределенном) смысле предъявляет образованию свои требования и определяет его содержание и способы. (...) В длинной истории училищного дела (...) в конце концов школы сделались органами крупнейших общественных организаций - церкви и государства, церкви в средние века, государства в новое время. (...) С момента перехода учебных заведений в заведование церкви и государства на первый план стали выдвигаться специальные интересы той или другого. И церковь, и государство, во-первых, стали заботиться о том, чтобы подготовлять среди молодежи будущих своих слуг на разных ступенях церковной иерархии и для разных отраслей сложного государственного дела. С другой стороны, и церковь, и государство, не забывая, что будущие их слуги будут вместе с тем и их членами, для которых сами они же, т.е. и церковь, и государство существуют, конечно, должны были заботиться и о том, чтобы эти будущие слуги не только умели делать то-то и то-то, но вдобавок еще так-то и так-то о таких-то и таких-то вещах думали, проникнуты были такими-то чувствами и стремились только к таким-то целям. (...) Известно также, что взаимные отношения церкви и государства отразились и на судьбе школы. Союз, как любили выражаться в старину, алтаря и трона приводил к полюбовному размежеванию духовной и светской компетенции в школьном деле, но конфликты между государством и церковью разыгрывались нередко и в области вопросов народного образования. (...) И церковь, и государство часто ставили своим школам задачу перевоспитания общества в желательном для них направлении, и тогда школа приобретала боевой, воинственный характер, делалась из орудия воспитания подрастающих поколений орудием борьбы. Для такой школы обучающееся в ней юношество превращалось в материал, подлежащий известной переработке для достижения целей, самому этому материалу совершенно посторонних. Поскольку данный материал носил на себе следы своего происхождения в общественной среде, которой объявлялась война, его, этот материал, старались изолировать от этой среды, поскольку же он сам по природе своей не поддавался совершавшимся над ним экспериментам, его старались иногда и умственно, и нравственно искалечить. (...)

Казалось бы, что такому учреждению, как школа, т.е. учреждению, имеющему специально-культурную миссию, подобает всегда и во всем стоять впереди общества, - и такова в общей истории образования просветительная роль школы, - но нередко общество перерастает свою школу, которая тогда и утрачивает его уважение и доверие. (...)

В организации учебного дела во всей Европе церковь предшествовала государству, и иезуиты создали, собственно говоря, неувядаемый образец того, как следует пользоваться образованием юношества не в целях развития этого юношества, а в целях приспособления его к служению организации, которая стремится подчинить себе всех и вся в гражданском обществе. (...) Так называемому “полицейскому государству” с его основным принципом (...) и в голову не могло придти ставить задачею своей школы развитие личности со всем тем, что присуще развитой личности, с широким умственным горизонтом, с возможностью личной инициативы в общественных делах и, конечно, с возможностью свободной критики существующих отношений. “Полицейскому государству” нужны были только исполнительные чиновники, знающие свое дело, и послушные подданные, не в свое дело не вмешивающиеся. Тем не менее преход заведования школьным делом в руки государства был большим шагом вперед в смысле освобождения образования от служения целям, самому образованию посторонним. Поскольку наука непосредственно не задевала власти государства над людьми, оно терпимее, если не сказать равнодушнее, относилось к ее выводам, которые, наоборот, приходили в постоянное столкновение с учениями принятыми церковью, и поэтому объявлялись ересями. С другой стороны, эта самая наука в прикладных своих дисциплинах была государству нужнее, нежели церкви, ввиду более разнообразных задач, использование которых оно на себя брало, и это тоже шло на пользу науки и признания ее необходимости. (...) Школа, какую только и могло создать “полицейское государство”, все-таки сама по себе не в состоянии была еще подняться до идеи школы не для церкви, не для государства, а для человека.

Эта последняя идея родилась в недрах самого общества, среди частных людей, впервые открывших в человеке человека. Родоначальниками идеи образования как содействия духовному росту и развитию личности были, как известно, итальянские гуманисты XIV-XV вв., не даром получившие такое имя от своего интереса ко всему человеческому. Это была первая светская и бессословная интеллигенция новой Европы, духовные предки всех последующих направлений, отстаивавших права личности на свободу и полноту жизни, на развитие и счастье. В истории образования и школы гуманисты первые предъявили им известные требования не со стороны общества и не во имя чего-либо такого, что было действительным или мнимым интересом общества, а со стороны личности во имя ее собственных духовных стремлений. (...) Они первые создали понятие действительно общего образования и наметили, в чем оно должно состоять. (...) У них впервые идеалом общего образования было признано обладание - в размерах и пределах, доступных единичному уму, - идейным достоянием передового человечества. Они видели это достояние в философии, науке, литературе и искусстве древнего мира, которые одни могли дать опору их новым стремлениям и насытить их жажду знания в выработке нового миросозерцания. (...) Итальянские гуманисты, как известно, отличались индивидуализмом, доведенным до крайности, т.е. отсутствием альтруизма и социальным индифферентизмом. Но именно сам этот крайний индивидуализм, бывший реакцией против противоположной системы отрицания личности и подчинения ее вне ее лежащим целям, лишь и был в состоянии открыть, что образование нужно не только для отправления тех или других общественных функций священника или судьи, врача или адвоката, но и для полноты личной жизни. Они же, эти индивидуалисты, одни лишь и могли научить тому, что, к сожалению, столь часто, скажу даже - обыкновенно, забывается в школьной практике, - научить внимательному отношению к индивидуальности каждого отдельного ученика. (...) Позднее и иезуиты вносили в дело воспитания и образования принцип индивидуализации своих питомцев, но опять-таки их целью было не удовлетворение данной склонности, не развитие данной способности, а направление этой склонности и способности к служению общей цели самого ордена. Со своей индивидуалистической точки зрения гуманисты в роли педагогов-теоретиков не могли понять, как это можно воспитывать человека не ради него самого, а ради чего-то ему постороннего, и если сами они были великими эгоистами и оппортунистами, то виновато в том было не их понимание задачи общего образования, а то, как они понимали отношения личности к другим личностям и ко всему обществу в своей практической жизни. (...)

Семья, как семья, тоже, конечно, имеет право давать свои указания и высказывать свои желания, потому что кому же, как не семье, дети которой учатся в школе, видеть, каким образом отражается на них учение, - на их здоровье, на их настроении, на их стремлениях и поступках, но только истинно интеллигентные люди, - имеют ли они собственных детей или нет, - с наибольшею компетентностью могут подавать свой голос в противодействие, с одной стороны, утилитарному профессионализму, за который, пожалуй, высказались бы очень и очень многие семьи, с другой - педагогической рутине, столь часто развивающейся в самой школе.

Школа, как и всякое другое учреждение, имеет свои традиции, весьма легко переходящие в рутину, от которой, пожалуй, труднее всего бывает избавиться как раз людям, приставленным к самому делу. Школа, не ставящая своею задачею развитие личности в своих питомцах или не понимающая, какими средствами достигается эта цель, в особенности же школа, опасающаяся, как бы из этого развития личности не вышло, Боже сохрани, чего-либо нехорошего, всю силу свою полагает в общих шаблонах и в мелочной регламентации, обезличивающих не только учеников, но и учителей. (...) Школа, только дрессирующая воспитанников в тех или других посторонних педагогическому делу целях, не может не дрессировать вместе с тем и наставников, дабы и они все шли по одной проторенной колее. Интеллигентная профессия, от которой отлетает дух истинной интеллигентности, перестает быть такою, и выдрессированные учителя, которые только и умеют делать, что “натаскивать” учеников, теряют всякое право называться интеллигентами в высшем значении этого слова. Если идея общего, гуманизирующего образования родилась среди интеллигенции, то и деятелями на этом поприще должны быть интеллигенты, умеющие широко смотреть на задачи школы и чуждые всякой рутины. (...)

Государство, устраивающее школы, ставит им лишь общие цели и задачи, предоставляя разработку подробностей осуществления этих целей и исполнения этих задач специалистам школьного дела, педагогам. (...)

Лечить человека или воспитывать человека можно только по правилам науки, и ни в медицине, ни в педагогике не может быть никаких государственных догматов. Само государство может признать ту или другую медицинскую или педагогическую теорию правильною лишь потому, что специалисты - единственно в данном случае компетентные люди - находят ее соответствующею данным и выводам науки. Педагоги-чиновники исходят, наоборот, из той мысли, что их задача осуществлять не истины науки, а желания начальства, и когда школа делается исключительно политическим средством, тотчас же образуется соответственный педагогический персонал, среди которого немедленно же находятся люди, делающие попытки дать наукообразное оправдание существующей школьной системе и защитить ее от критических нападений ссылками на разные высокие принципы. (...)

Главным оплотом педагогической рутины, собственно говоря, и была классическая школа. Из ее питомцев вырабатывались ее деятели, с самого детства своего сжившиеся с мыслью, что учить других можно только тому и так, чему и как их самих учили. (...)

Тем не менее в школе, мне кажется, возможна была бы бόльшая индивидуализация, чем многим кажется:

Во-первых, школа (...) должна быть питомником, хозяин которого желал бы, чтобы взошло и выросло в дерево каждое посаженное им семя, и ради этого стал бы прилагать все свои старания к тому, чтобы устранить всякие помехи к прорастанию отдельных семечек и дальнейшему росту разводимых деревьев. (...)

Во-вторых, - и вот это - главное, - прохождение школьной программы не должно поглощать все время учащихся, какое они вообще могут посвящать умственным занятиям, дабы каждый ученик вне часов, занятых классными занятиями и приготовлением уроков, мог не только отдыхать и развлекаться, но и читать книги, свойственные его возрасту и способные лично его заинтересовать. (...) У учащихся всегда есть любимые предметы, те, которыми они с большею охотою занимаются, которые им легче даются, и этими индивидуальными склонностями и способностями своих воспитанников школа должна пользоваться, чтобы посредством внеклассного чтения и другими способами учащиеся могли расширять и углублять разные сведения, приобретаемые ими из учебников и на уроках преподавателей. Поощрение любознательности (конечно, не наградами, а удовлетворением самой потребности или содействием ее пробуждению) должно быть одною из главных задач школы. Мечтать о том, чтобы ученики оканчивали курс с одинаковыми и ровными по всем предметам знаниями, значит больше думать о выполнении программы, чем о самом образовании молодежи. Это требование можно предъявлять лишь к тем минимальным знаниям, которые должны быть общими для всех учеников, но этот минимум должен быть таковым не только в смысле возможно большей доступности для среднего уровня учеников и не только по желательности оставления учащимся достаточного досуга для внешкольных умственных занятий, но и по отношению к тому, что каждый ученик обязан знать, оставляя школу. Иначе говоря, общеобязательный минимум не должен являться в то же время и нормальным количеством знаний, приобретенных учеником в его учебные годы. (...)

Педагогам пора было бы вполне проникнуться убеждением, что школа, т.е. классное преподавание, одно не в состоянии давать общее образование, и что ей даже прямо следует приучать своих питомцев искать научного знания и вне школы и при этом указывать, где можно его находить.

Школьное образование и индивидуальное самообразование вообще должны идти рука об руку к одной цели, взаимно одно другому помогая. (...) Нужно, чтобы самообразование не отвлекало от школьных занятий, а только укрепляло мысль в их важности и целесообразности, и чтобы, в свою очередь, школьные занятия возбуждали желание искать не каких-либо чуждых школе знаний, а тех же самых, что даются и школой, но только расширенных и углубленных. (...)

Ребенок дошкольного возраста - всегда в большей или меньшей степени продукт лишь своей семьи; молодой человек, кончающий курс средней школы, является уже результатом совокупного воздействия на него не только семьи и школы, но и общества. Это общество - его товарищи, знакомые его семьи и его собственные знакомые, случайные встречи, газета, театр, книги; мало-помалу в это общество он вживается, начинает понимать разговоры взрослых, проникаться их интересами, воспринимать их взгляды. Как ни сильны влияния семьи и школы, внесемейные и внешкольные влияния окружающей общественной среды тоже играют громадную роль в воспитании молодежи. Мало того, нередко эти влияния оказываются определяющими все дальнейшее духовное развитие молодого человека даже наперекор семье и школе. (...)

В каждой общественной среде, как бы незначительна она ни была, раз только можно в каком бы то ни было смысле говорить об ее однородности и о существовании в ней постоянного взаимодействия между отдельными лицами, всегда возникает некоторое общее преобладающее мнение, отражающееся в суждениях громадного большинства индивидуумов, которые составляют среду. Находясь постоянно под одними и теми же общественными влияниями, получая одни и те же школьные впечатления, объединяясь многими общими чертами, присущими ее отдельным возрастам, будучи в тесном общении между собою в одном и том же учебном заведении, в разных городах, учащаяся молодежь весьма естественно начинает представлять собою до известной степени однородную среду с некоторыми общими идеями, настроениями и стремлениями. И в этой среде вырабатываются свои традиции, возникают свои умственные течения, создается свое общественное мнение. Оно может быть несамостоятельным и незрелым, во многих отношениях односторонним и ошибочным, но это уже другой вопрос, касающийся не существования такого общественного мнения, а его свойств, как, с другой стороны, необходимость считаться с ним отнюдь не устраняется и тем обстоятельством, что сплошь и рядом отдельные юноши, делая те или иные заявления, в сущности, только повторяют услышанное от других и тем самым затрудняют для постороннего лица понимание их собственных мнений и желаний. (...)

В стремлении к самообразованию, характеризующему значительную часть молодежи, нужно различать две стороны: то, в чем действительно проявляются внутренние влечения и духовные запросы каждой личности, и то, что извне внушается ей окружающею культурною средою в виде готового мнения о содержании и способах приобретения желательных знаний. (...)

Внутренние влечения и внешние обстоятельства жизни, влияющие на выбор профессий, все более и более индивидуализируют отдельных людей, но в самом начале их жизненного поприща между нами - в детском возрасте - больше сходства. (...)

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: II. Общественная школа и личное самообразование

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  Составитель, автор предисловия, примечаний, биографических сведений, указателя имен профессор Л. В. МАРДАХАЕВ    

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
  (…) В понятии педагогов воспитание включает в себя преподавание. Так называемая наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как

ПРОГРЕСС И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  Прогресс. (...) Благость прогресса я не признаю, пока мне не докажут ее, и потому, наблюдая явление образования, мне необходимо определение образования, и я вновь повт

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(...) Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания; правительство и общество сгорают желанием образовать народ, и, несмотря

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
  (...) Безобразные явления мнимого развития я не мог назвать хорошими и в том, что развитие ученика дурно, я тоже не мог убедиться, и потому я стал доискиваться, что такое

В ЧЕМ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ
( из беседы с народными учителями)   (...) Когда я занимался в своей школе, я поступал так: Прежде всего я прочитывал ученикам из Евангелия от Матфе

О ВОСПИТАНИИ
(В ответ на письмо Г-ой)   (...) Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних, окажутся и противоречия и неясности.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно: 1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ И ДНЕВНИКОВ
Родители, живя развратною, невоздержанною в пище, праздною, в неуважении к людям - жизнью, всегда требуют от детей воздержания, деятельности, уважения к людям. Но язык жизни, примера далеко слышен

Л.Н. ТОЛСТОГО
Жизнь человеческая должна быть руководима тем нравственным началом, которое составляет основу жизни человека и проявляется любовью.   Всем нам нужно одно: учиться жить всегда

I. Общий очерк теории свободного воспитания
(…) На теорию свободного воспитания мы можем смотреть, как на естественную наследницу всего предшествующего развития педагогической мысли, линия которого идет, начиная от Монтеня, Амоса Коменского,

IV. Осуществима ли теория свободного воспитания
(…) В трех сферах жизни практикуется над ребенком насилие: во-1-х, в области политических учреждений и установлений, вообще везде, где он фигурирует как член определенного государства (...); во-2-х

Среда как фактор нравственного воспитания
  (...) Факт, что у хороших людей, озабоченных участью своих детей, несмотря на ряд применяемых ими систематических мер, рекомендуемых современной педагогией, получаются подчас очень

Оказываемого ими на волю
  Каждое впечатление, оказываемое на нас окружающей средой, так или иначе, но необходимо отражается в конце концов и на нашей воле. Оно является не только тем материалом, который ложи

II. Что следует понимать под средою
(...) Среда - это все то, что находится вне данного индивидуума, что его окружает, среди чего он живет. В этом смысле пришлось бы назвать средою весь внешний мир, всю вселенную. И это в известной м

К которым оно приводит
(...) Установление психического взаимодействия предполагает выработку языка и способности понимать выразительные движения других, нам подобных существ. Общество существует благодаря психическому вз

Для нравственного развития ребенка
  (...) Только главным образом на почве психического взаимодействия могут создаться те могучие светлые активные идеи и чувства, которые обусловливают развитие в ребенке нравственной в

Связь педагогики с социологией
  (...) Воспитатель должен заботиться о том, чтобы среде не приходилось умерять наши идеальные порывы, чтобы сама среда, напротив, была так устроена, что толкала бы нас к добру, к пра

IV. Нормальные отношения детей и воспитателей
  (...) Ребенок и воспитатель - это две равноценные единицы. Если между ними устанавливается то общественное отношение, которое может быть названо воспитывающим общением, то это воспи

Вступление
(...) Освобождение ребенка и доставление освобожденному ребенку всех положительных данных для развития его своеобразной индивидуальности, его свободной личности, для раскрытия и наиболее полного ра

Доклад, прочитанный на Первом всероссийском съезде по-семейному
воспитанию в Петербурге 2 января 1913 года)   (...) Всякая система воспитания как система есть ограничение свободы как воспитателя, так и воспитанника. Систе

I. Права личности и общества в деле образования
О вопросах подобных тому, которому я посвящаю эту книжку, можно рассуждать с двух точек зрения, смотря по тому, какая сторона предмета, подлежащего рассмотрению, выдвигается на первый план, именно

Образования
Истинность того или другого положения определяется его фактическими или логическими основаниями, независимо от того, соответствует ли оно или нет национальным традициям или мнению большинства нации

V. Наука и политика в деле образования
(...) Всякое, исходящее из того или другого фанатизма, деспотическое навязывание учащимся абсолютных догматов находится в полном противоречии с основной целью образования - свободным развитием личн

VI. Общественный интерес в деле образования
Кроме разных вероисповеданий, национальностей, классов и партий, могущих проявлять свои интересы в вопросах воспитания и образования, в обществе существуют и другие группы, для которых школьное дел

III. Нравственное воспитание
(...) Все знают, каким опасностям подвергается масса городских и даже деревенских детей. То, что они обыкновенно видят и слышат вокруг себя, мало способствует сохранению их нравственного здоровья.

I. Первое и второе детство
(...) Очевидно, что все роды деятельности, из которых складывается жизнь, совершаются в гармоническом общении, сплетаясь теснейшим образом между собой, чему нельзя препятствовать, не тормозя общего

V. Нравственное воспитание
Переходим к воспитанию нравственному. Цель этого воспитания - познание законов, управляющих поведением, и развитие способности согласоваться с ними. Эта последняя задача представляется нес

Первое письмо
Вопрос о воспитании и образовании у нас является одним из самых важнейших, жгучих и неотложных, и нет сомнения, что правильное его разрешение отразится на всех сторонах - жизни нашей родины в смысл

Второе письмо
(...) Едва ли нужно доказывать, что главнейшая задача родителей и воспитателей в данном случае заключается в неустанной заботе о том, чтобы их родное детище обладало прежде всего крепким здоровьем,

Третье письмо
(...) В процессе первоначального воспитания человека участвует много всевозможных факторов. Влияние их крайне различно и, если можно так выразиться, как в качественном, так и в количественном отнош

Четвертое письмо
В предыдущем письме я сказал, что в ряду главнейших факторов в деле воспитания стоит режим семьи. Под последним разумею весь строй, всю совокупность условий и обстановку семейной жизни, в которой п

Ребенок в деревенской и в городской квартире
  Но вот наш новорожденный превратился уже в отрока. Он давно бросил свою детскую, в ней стало ему тесно, его потянуло в мир, к обществу, в соседние комнаты, к старшим членам семьи. (

О товариществе, занятиях и развлечениях
  Очень важную роль при воспитании играет товарищество. Стремление быть в обществе, иметь около себя соседа появляется в ребенке очень рано; но в самый первый период детства оно удовл

О религии
Дать религию и воспитать в молодом существе правильное религиозное чувство есть священнейшая и первая обязанность родителей. (...) Мне кажется, что во всяком религиозном чувстве всегда лежат две ос

Главные типы современных родителей
(...) Мои многолетние скитания по белому свету и педагогический опыт дают мне некоторое основание и материал для разделения наших родителей на несколько более или менее характерных типов.

Организация родительских кружков и союзов
(...) Жизнь и обстоятельства бывают иногда выше наших сил; под их натиском пасует часто самая твердая воля и сильная энергия. (...) Для достижения необходимой солидарности в деле воспитани

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДИСЦИПЛИНА
Перейдя к нам в Россию еще в 60-х годах, идея свободного воспитания получила, с легкой руки Толстого, особенное распространение с 1905 г. Правда, последнее время увлечение свободным воспитанием нес

И значение для педагогики
  Современная педагогика стремится рассматривать все вопросы воспитания при свете точно установленных факторов духовного развития ребенка. (...) Наиболее наблюдательные учителя давно

ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ГРАНИЦЫ
  Воспитание подрастающего поколения - это одна из труднейших проблем, которые предстоит разрешить человечеству. Вместе с тем она и самая важная. От того или иного решения этой пробле

Вместо предисловия
Общественная школа господствующего типа каждого народа и каждой эпохи отражает в себе общественно-педагогические идеи данного времени. В истории школы бывают моменты, когда искусственно задержанная

Свободная школа
Следует строго различать истинную духовную свободу от свободы внешней: политической и гражданской. Для громадного большинства людей последняя, правда, является необходимым условием и первою ступень

Организация свободной школы
Школа должна быть учреждением, созданным коллективным трудом и мыслью группы лиц, соединившихся для совместной работы над воспитанием и обучением детей. Эта группа, естественно, состоит из всех род

Учебный план
Учебный план свободной школы прежде всего должен отличаться от обычных планов существующих учебных заведений отсутствием каких бы то ни было твердо поставленных программ, обязательных для прохожден

Вторая и третья ступень обучения
Предполагая, что проектируемая свободная школа может функционировать вполне правильно только при том условии, если воспитанники ее получат правильную, т.е. свободную подготовку на первой ступени в

Воспитательное влияние школы
Человека воспитывает не одна школа или семья, а вся совокупность окружающей его жизни, и это воспитание начинается не с момента поступления в школу, а гораздо раньше - с первых проблесков сознания

Связь школы и семьи
Выше мы уже говорили о том, какое участие могут принимать родители в деле первоначальной организации училища. Связь семьи и школы не должна ограничиваться этим. Школа всеми силами должна поддержива

Общественная задача свободной школы
  Мы далеки от мысли считать, что устройство школы с такой организацией возможно в настоящее время везде и что именно такая школа должна лечь в основание организации современного обуч

ДВА ПУТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
(...) Будет ли жизнь нас, взрослых, жизнью эгоистов или альтруистов, жизнью эксплуататоров или тружеников, стремлением к нравственной чистоте или развращенности, жизнью деспотизма или самоотвержени

В ИСКАНИИ ЛУЧШЕГО
(Из записной книжки)   (…) Школа (...) должна начинать с изучения каждого ребенка, для которого она начинает работать. Надо исследовать детские силы, детские

С Е М Ь Я
Известный, весьма вдумчивый психолог Перре в труде своем о психологии детского возраста научно устанавливает, что в первые годы человеческой жизни душа ребенка усваивает гораздо больше нравственног

ВОСПИТАНИЕ И ДОГМАТИЗМ
  Догматизм уже давно осужден бесповоротно. Вместе с крушением идеологии средневековья рушились теоретические твердыни авторитета и догматизма; на их месте стали возводить свои филосо

ОТВЕТ НА ПИСЬМО МАТЕРИ
(Г-же Н.М. в Петерб.)   Физическая, умственная, а также и нравственно-чувственная сторона человека складывается определенно благодаря трем факторам. Во-первы

И ЧЕМ ЕЕ СЛЕДУЕТ ЗАМЕНИТЬ
(...) Главным недостатком учебно-воспитательной практики нашей средней школы является принцип принуждения, на котором она основывается. Внешний надзор, запись в кондуит, понижение балла по

И душевных болезней
  В чем задача воспитания? Какие цели должно оно преследовать? Что мы вправе требовать от него? Существуют бесчисленные, часто разноречивые, часто противоположные ответы на э

И образования
Идея нового воспитания и образования, основывающегося на свободном проявлении и свободном удовлетворении детских запросов в области умственной, нравственной и физической жизни, начинает выходить, т

Детский музей, как воспитатель
  Под таким заглавием в № 1 “Вестника Воспитания” появилась интересная статья О. В. Полетаевой. (...) Большая часть статьи посвящена деятельности бруклинского детского музея

БЕСЕДЫ С ЧИТАТЕЛЕМ
(...) У нас в России часто слышишь споры сторонников того или другого взгляда на идеалы воспитания. Выделяются сторонники так называемого общественного воспитания и семейного воспитания. Была пора,

Некрасов
Наблюдайте, изучайте детей, когда они играют. В играх детей много поучительного, интересного; в играх детей, как в зеркале, отражается жизнь взрослых, отражаются события общественной, народной, гос

Значение творчества в жизни ребенка и взрослого
(...) В первую очередь задачею школы я ставлю развитие в детях духа инициативы, творческих стремлений и интереса к знанию жизни. Чтобы школа могла послужить в данном отношении, необходимо в наше пр

К ВОПРОСУ О СВОБОДНОЙ ШКОЛЕ
(...) Успех всякой свободной школы больше всего зависит от ее организации. Учителю новой школы нужен гораздо больше организаторский, чем преподавательский талант; он должен суметь сорганизовать общ

Доклады, читанные на I Всероссийском
съезде по народному образованию)   Идея трудового воспитания выросла на почве общего и более широкого процесса демократизации школы. Правда, практическое осу

ПРАВА ДЕТСТВА
(Доклад, сделанный на I съезде по народному образованию)   (...) Природа ребенка общественна, как и все развитие его. Язык, который он усваивает путем общени

МЫСЛИ О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ
  Человек не машина. Нельзя думать о нем в том смысле, что толчки, давление извне побудят и приучат его к работе. Мы ясно видим, что получается в результате такого давления и механиче

О САМОВОСПИТАНИИ
(...) Вся ценность нашей внутренней жизни, все наше человеческое достоинство, вся полнота нашей духовной природы зависит от того, насколько мы подчиняем себе свои низменные побуждения, побеждаем их

ВИНОВНИКИ ГИБЕЛИ ДЕТЕЙ
Когда, от времени до времени, гибнут там и сям дети и юноши, - питомцы наших учебных заведений, - в печати раздаются возмущенные голоса: мечут громы и молнии на учебные заведения, убивающие детей.

УЧИТЕСЬ У ДЕТЕЙ!
Всем нам хорошо знакомы маленькие люди, которых мы зовем детьми. Мы их очень любим и только. Очень мало хорошего, разумного делаем мы для них. Все наши заботы и усилия направлены к тому, чтобы восп

ЕДИНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Отсутствие самодеятельности и взаимопомощи – вот коренное зло, от которого так страдает наше общество. Каждый из нас точно свыкся с долголетней внешней опекой, не принесшей ему никакого счастья, и

НАШ ДОБРЫЙ ГЕНИЙ
В чем тайна очищающего, облагораживающего влияния детской души на душу взрослого человека? Когда мы ласкаем ребенка, слышим его милый лепет, смотрим ему в глазки, - мы бессознательно точно

ЧУТКИЙ ДРУГ ЖИВОТНЫХ
(...) Все проявления духовной жизни, присущие человеку, - его ум, совесть, чувство, - его сердце и душа, - все это в зачаточной, первоначальной, упрощенной форме мы наблюдаем и у животных. Разница

ТАЙНА СЧАСТЬЯ
(Мысли о детях и взрослых)   (...) Дети - люди, и мы тоже люди, но, посмотрите, какая огромная разница между нами: точно мы обитатели двух совершенно различн

ВОЗМОЖНО ЛИ ПЛАНОМЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ?
(...) Наша работа представит собою одно из побудительных условий к тому, чтобы вопрос о пользе планомерного воспитания был всесторонне разработан, чтобы за такую работу взялись лица, не только не б

МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ
I   Что такое цель и задача воспитания? Очевидно, те же, что и цель и задача жизни вообще: способствование созданию хорошего, счастливого человека. Поэтому задача воспитания

О Г Л А В Л Е Н И Е
Предисловие Раздел 1. Основоположники идей свободного воспитания в России Толстой Л.Н. Воспитание и образо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги