рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МЫСЛИ О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ

МЫСЛИ О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ - раздел Педагогика, ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ   Человек Не Машина. Нельзя Думать О Нем В Том Смысле, Что Толч...

 

Человек не машина. Нельзя думать о нем в том смысле, что толчки, давление извне побудят и приучат его к работе. Мы ясно видим, что получается в результате такого давления и механических толчков. Вырабатывается человек, в лучшем случае умеющий систематически, изо дня в день, работать, не покладая рук, но не умеющий понять внутреннего качества, пригодности, ценности для окружающей жизни совершаемого им дела. (...)

Там, где действует принуждение, - отсутствует свободный выбор, - единственный источник свободного творчества и разумной, искренней любви. Вырабатывается человек, способный работать механически, но не умеющий творить, свободно проявлять то высшее творчество человеческой души, которое мы зовем любовью, не имеющий поэтому того высшего духовного мерила для расценки жизненных явлений, которое дается только свободным творчеством любви.

Мы велим ребенку приготовить к следующему дню такую-то задачу и не обращаем никакого внимания на кислую мину, которую он при этом строит. Мы воображаем себя умнее той природы, которая протестует против нас в этой кислой мине, думаем перехитрить ее и попадаем в конце концов впросак.

Ребенок пересилил себя и исполнил возложенную на него задачу. За ней следует другая, третья, четвертая и т.д. без конца. В итоге получается человек, прекрасно разрешающий математические задачи и не имеющий никакого представления о самой главной задаче человеческой жизни.

Принуждение не смогло выработать в душе привычки к самостоятельному творчеству, того таланта, который, по глубокому определению Л.Н. Толстого, есть великое "искусство выбирать", принуждение не выработало умения любовно выделять такие стороны жизни, которые требуют главного внимания от нас, стороны жизни, которым мы призваны в первую голову служить. (...)

Никто не станет оспаривать той истины, что живое творчество можно проявить только на любимом деле. Как только меня толкнули в каком-либо не мною избранном направлении, мне нанесли удар, заставивший замолчать мои громко заявляющие о себе живую мысль и чувство. Они замолкли, подчинились чужой воле, этой навязанной внешней дисциплине, и тем самым присущая им по их природе самостоятельная жизнь понизилась, начала замирать.

Там, где я лишен возможности выбрать предмет по свободному духовному влечению, по своей природной склонности, не может проявиться во мне чувство любви к знанию, так как единственный источник любви к знанию - это свобода выбора, жажда к познанию истины. (...)

Как людей, так и весь окружающий нас мир мы можем понять и осмыслить, только полюбив их безраздельно всей душой. А любить можно только по свободному влечению изнутри. (...)

Когда я заинтересовался каким-либо предметом и начинаю любить его, это значит только то, что та или иная отрасль знания зацепила меня свободно, нашла себе свободный отзвук в моей душе. В человеческой природе в этот момент происходит процесс глубоко таинственный и полный великого значения. Он оказался способным к свободному восприятию истины. В его душе открывается окно в известном направлении, через которое к нему может вливаться свет из окружающего мира.

Я, ребенок или взрослый, заинтересовался чем-либо разумным по своему существу. Во мне раскрылось природное предрасположение к восприятию знания известного характера. Начало, источник этого предположения, никому не дано открыть. Оно могло дойти до меня через бесконечный ряд предков, в душах которых человеку не по силам разобраться с самым тонким научным аппаратом.

Если даже оно передалось, унаследовано мною от других, в конце концов оно точно родилось во мне сейчас, совершенно самостоятельно и вновь. И жизнь передается мне родителями, или скорее при посредстве родителей, из какого-то таинственного по своей природе источника, но тем не менее во мне она совершенно новая, исключительно мне принадлежащая, самостоятельная жизнь. (...)

Унаследованная и в то же самое время благоприобретенная мною способность к восприятию знания известного характера есть в высшей степени замечательное по своему существу указание самой природы на то, каким путем должно идти дальше мое воспитание и образование, как человека. Склонность природная - это та духовная почва, в которую я способен пустить корни, на которой я только и в силах укрепиться. Уловить эту склонность, питать ее разумно и любовно есть главнейшая задача воспитания человека.

Когда я двигаюсь по пути, указанному моей природной склонностью, во мне растет любовь к знанию, легко и свободно, без принуждения усваиваемому мной. Я буду расти правильно, если подле меня находится человек любящий, не вторгающийся грубыми руками в тонкую работу духовного механизма, который движет мной, не заставляющий меня воспринимать того, чего не просит моя душа, а только облегчающий мне поиски и нахождение нужной мне духовной пищи. На этом пути только и может совершаться самое высокое, разумное и идеальное воспитание человека.

Приобретение и усвоение того знания, к которому свободно влечет меня моя душа, облегчается рукой близкого мне, любовно приходящего мне на помощь, человека. На этом пути я постепенно все больше и больше начинаю любить то знание, к которому меня влечет, и того человека, который помогает мне, облегчает мою духовную работу. Любовь к знанию все крепче и сильнее связывается в моей душе с любовью к человеку. Таким образом, знание в конце концов явится для меня не чем-то мертвым, оторванным от жизни, каким оно является сейчас, а чем-то глубоко связанным с жизнью и окружающими меня людьми.

Научиться чему-либо в истинном, настоящем смысле слова я могу тогда, если, учась предметам, рядом, параллельно и неразрывно, я учусь человеческой любви. Воспринимая знание, я вижу тогда цель, которой оно должно служить, и в жизни всегда сумею найти тех людей, которые больше всего нуждаются в любви, и уже знаю, как подойти к ним с тем знанием, которое я люблю. (...)

Я не смогу никогда понять красот природы, если меня будут тащить за шиворот, для того чтобы любоваться ею. Только тогда природа понятна мне и может восхищать мой взор, когда свободные влечения души и сердца притягивают меня к ней. В эти минуты я, как разумная, чутко и глубоко мыслящая часть самой природы, ощущаю в своей душе такое свободное, ничем не омраченное творчество тех же самых сил природы, которые так же непринужденно, как во мне, развернулись предо мной в ярком сете зарева заката или в нежных красках утренней зари. (...)

Дети бессознательно вызывают в душе взрослых чистые помыслы, такую же искреннюю радость жизни, которая бьет в их душе ключом. Дети освежают окружающую жизнь, являются для нас постоянным живым напоминанием о том, что мы должны учиться у них их жизнерадостности, их чистым помыслам. Мы должны при помощи сознания, посредством усилия нашей воли закрепить и углубить в себе то, что дано от природы, бессознательно, помимо их воли, нашим детям.

Как это сделать, как направить, чтобы достигнуть этого, нашу волю?

Дети точно инстинктивно радуются тому, что данные им природой силы свободно, непринужденно проявляются в их душе. Источник этой радости - в свободном проявлении духовных сил. В душе детей бьет свободно чистая струя, в которой играют лучи светлого идеального источника нашей жизни.

Только ответ на свободные запросы детской души может укрепить в них жизнерадостную жажду знания, постепенно усилить в них стремление к познанию истины.

Отвечая на вопросы детей (а за ними дело не станет), мы питаем естественно ей присущей пищей душу ребенка, мы действуем по ее указанию, созвучно, гармонично с ней, отчего в детской душе крепнет потребность знания, усиливается свободное, радостное стремление к нему. Дети ищут и находят в нас то, что им нужно. Это укрепляет их связь с нами, близкими им людьми, и через нас - со всем этим глубоко сложным, разнообразным, постоянно разжигающим их любознательность Божьим миром. Нашими устами точно этот самый мир дает ответ на их свободные запросы и движет, пробуждает их к познанию правды.

При нашей помощи между детьми и окружающей их жизнью устанавливается точно какое-то взаимное понимание друг друга, какая-то светлая, жизнерадостная связь, - глубоко таинственное по своей сущности духовное родство, единственный источник которого - прирожденное человеческой душе, свободно удовлетворенное, вечное и свободное стремление к познанию смысла жизни.

 

Свободное воспитание. 1911-1912, .№ 6. -С. 1-10.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МЫСЛИ О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  Составитель, автор предисловия, примечаний, биографических сведений, указателя имен профессор Л. В. МАРДАХАЕВ    

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
  (…) В понятии педагогов воспитание включает в себя преподавание. Так называемая наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как

ПРОГРЕСС И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  Прогресс. (...) Благость прогресса я не признаю, пока мне не докажут ее, и потому, наблюдая явление образования, мне необходимо определение образования, и я вновь повт

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(...) Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания; правительство и общество сгорают желанием образовать народ, и, несмотря

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
  (...) Безобразные явления мнимого развития я не мог назвать хорошими и в том, что развитие ученика дурно, я тоже не мог убедиться, и потому я стал доискиваться, что такое

В ЧЕМ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ
( из беседы с народными учителями)   (...) Когда я занимался в своей школе, я поступал так: Прежде всего я прочитывал ученикам из Евангелия от Матфе

О ВОСПИТАНИИ
(В ответ на письмо Г-ой)   (...) Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних, окажутся и противоречия и неясности.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно: 1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ И ДНЕВНИКОВ
Родители, живя развратною, невоздержанною в пище, праздною, в неуважении к людям - жизнью, всегда требуют от детей воздержания, деятельности, уважения к людям. Но язык жизни, примера далеко слышен

Л.Н. ТОЛСТОГО
Жизнь человеческая должна быть руководима тем нравственным началом, которое составляет основу жизни человека и проявляется любовью.   Всем нам нужно одно: учиться жить всегда

I. Общий очерк теории свободного воспитания
(…) На теорию свободного воспитания мы можем смотреть, как на естественную наследницу всего предшествующего развития педагогической мысли, линия которого идет, начиная от Монтеня, Амоса Коменского,

IV. Осуществима ли теория свободного воспитания
(…) В трех сферах жизни практикуется над ребенком насилие: во-1-х, в области политических учреждений и установлений, вообще везде, где он фигурирует как член определенного государства (...); во-2-х

Среда как фактор нравственного воспитания
  (...) Факт, что у хороших людей, озабоченных участью своих детей, несмотря на ряд применяемых ими систематических мер, рекомендуемых современной педагогией, получаются подчас очень

Оказываемого ими на волю
  Каждое впечатление, оказываемое на нас окружающей средой, так или иначе, но необходимо отражается в конце концов и на нашей воле. Оно является не только тем материалом, который ложи

II. Что следует понимать под средою
(...) Среда - это все то, что находится вне данного индивидуума, что его окружает, среди чего он живет. В этом смысле пришлось бы назвать средою весь внешний мир, всю вселенную. И это в известной м

К которым оно приводит
(...) Установление психического взаимодействия предполагает выработку языка и способности понимать выразительные движения других, нам подобных существ. Общество существует благодаря психическому вз

Для нравственного развития ребенка
  (...) Только главным образом на почве психического взаимодействия могут создаться те могучие светлые активные идеи и чувства, которые обусловливают развитие в ребенке нравственной в

Связь педагогики с социологией
  (...) Воспитатель должен заботиться о том, чтобы среде не приходилось умерять наши идеальные порывы, чтобы сама среда, напротив, была так устроена, что толкала бы нас к добру, к пра

IV. Нормальные отношения детей и воспитателей
  (...) Ребенок и воспитатель - это две равноценные единицы. Если между ними устанавливается то общественное отношение, которое может быть названо воспитывающим общением, то это воспи

Вступление
(...) Освобождение ребенка и доставление освобожденному ребенку всех положительных данных для развития его своеобразной индивидуальности, его свободной личности, для раскрытия и наиболее полного ра

Доклад, прочитанный на Первом всероссийском съезде по-семейному
воспитанию в Петербурге 2 января 1913 года)   (...) Всякая система воспитания как система есть ограничение свободы как воспитателя, так и воспитанника. Систе

I. Права личности и общества в деле образования
О вопросах подобных тому, которому я посвящаю эту книжку, можно рассуждать с двух точек зрения, смотря по тому, какая сторона предмета, подлежащего рассмотрению, выдвигается на первый план, именно

II. Общественная школа и личное самообразование
Всякая человеческая потребность может удовлетворяться индивидуальным и социальным, т.е. коллективным способом. Независимо от того, имеем ли мы учителя или нет, мы можем учиться либо в одиночку, либ

Образования
Истинность того или другого положения определяется его фактическими или логическими основаниями, независимо от того, соответствует ли оно или нет национальным традициям или мнению большинства нации

V. Наука и политика в деле образования
(...) Всякое, исходящее из того или другого фанатизма, деспотическое навязывание учащимся абсолютных догматов находится в полном противоречии с основной целью образования - свободным развитием личн

VI. Общественный интерес в деле образования
Кроме разных вероисповеданий, национальностей, классов и партий, могущих проявлять свои интересы в вопросах воспитания и образования, в обществе существуют и другие группы, для которых школьное дел

III. Нравственное воспитание
(...) Все знают, каким опасностям подвергается масса городских и даже деревенских детей. То, что они обыкновенно видят и слышат вокруг себя, мало способствует сохранению их нравственного здоровья.

I. Первое и второе детство
(...) Очевидно, что все роды деятельности, из которых складывается жизнь, совершаются в гармоническом общении, сплетаясь теснейшим образом между собой, чему нельзя препятствовать, не тормозя общего

V. Нравственное воспитание
Переходим к воспитанию нравственному. Цель этого воспитания - познание законов, управляющих поведением, и развитие способности согласоваться с ними. Эта последняя задача представляется нес

Первое письмо
Вопрос о воспитании и образовании у нас является одним из самых важнейших, жгучих и неотложных, и нет сомнения, что правильное его разрешение отразится на всех сторонах - жизни нашей родины в смысл

Второе письмо
(...) Едва ли нужно доказывать, что главнейшая задача родителей и воспитателей в данном случае заключается в неустанной заботе о том, чтобы их родное детище обладало прежде всего крепким здоровьем,

Третье письмо
(...) В процессе первоначального воспитания человека участвует много всевозможных факторов. Влияние их крайне различно и, если можно так выразиться, как в качественном, так и в количественном отнош

Четвертое письмо
В предыдущем письме я сказал, что в ряду главнейших факторов в деле воспитания стоит режим семьи. Под последним разумею весь строй, всю совокупность условий и обстановку семейной жизни, в которой п

Ребенок в деревенской и в городской квартире
  Но вот наш новорожденный превратился уже в отрока. Он давно бросил свою детскую, в ней стало ему тесно, его потянуло в мир, к обществу, в соседние комнаты, к старшим членам семьи. (

О товариществе, занятиях и развлечениях
  Очень важную роль при воспитании играет товарищество. Стремление быть в обществе, иметь около себя соседа появляется в ребенке очень рано; но в самый первый период детства оно удовл

О религии
Дать религию и воспитать в молодом существе правильное религиозное чувство есть священнейшая и первая обязанность родителей. (...) Мне кажется, что во всяком религиозном чувстве всегда лежат две ос

Главные типы современных родителей
(...) Мои многолетние скитания по белому свету и педагогический опыт дают мне некоторое основание и материал для разделения наших родителей на несколько более или менее характерных типов.

Организация родительских кружков и союзов
(...) Жизнь и обстоятельства бывают иногда выше наших сил; под их натиском пасует часто самая твердая воля и сильная энергия. (...) Для достижения необходимой солидарности в деле воспитани

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДИСЦИПЛИНА
Перейдя к нам в Россию еще в 60-х годах, идея свободного воспитания получила, с легкой руки Толстого, особенное распространение с 1905 г. Правда, последнее время увлечение свободным воспитанием нес

И значение для педагогики
  Современная педагогика стремится рассматривать все вопросы воспитания при свете точно установленных факторов духовного развития ребенка. (...) Наиболее наблюдательные учителя давно

ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ГРАНИЦЫ
  Воспитание подрастающего поколения - это одна из труднейших проблем, которые предстоит разрешить человечеству. Вместе с тем она и самая важная. От того или иного решения этой пробле

Вместо предисловия
Общественная школа господствующего типа каждого народа и каждой эпохи отражает в себе общественно-педагогические идеи данного времени. В истории школы бывают моменты, когда искусственно задержанная

Свободная школа
Следует строго различать истинную духовную свободу от свободы внешней: политической и гражданской. Для громадного большинства людей последняя, правда, является необходимым условием и первою ступень

Организация свободной школы
Школа должна быть учреждением, созданным коллективным трудом и мыслью группы лиц, соединившихся для совместной работы над воспитанием и обучением детей. Эта группа, естественно, состоит из всех род

Учебный план
Учебный план свободной школы прежде всего должен отличаться от обычных планов существующих учебных заведений отсутствием каких бы то ни было твердо поставленных программ, обязательных для прохожден

Вторая и третья ступень обучения
Предполагая, что проектируемая свободная школа может функционировать вполне правильно только при том условии, если воспитанники ее получат правильную, т.е. свободную подготовку на первой ступени в

Воспитательное влияние школы
Человека воспитывает не одна школа или семья, а вся совокупность окружающей его жизни, и это воспитание начинается не с момента поступления в школу, а гораздо раньше - с первых проблесков сознания

Связь школы и семьи
Выше мы уже говорили о том, какое участие могут принимать родители в деле первоначальной организации училища. Связь семьи и школы не должна ограничиваться этим. Школа всеми силами должна поддержива

Общественная задача свободной школы
  Мы далеки от мысли считать, что устройство школы с такой организацией возможно в настоящее время везде и что именно такая школа должна лечь в основание организации современного обуч

ДВА ПУТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
(...) Будет ли жизнь нас, взрослых, жизнью эгоистов или альтруистов, жизнью эксплуататоров или тружеников, стремлением к нравственной чистоте или развращенности, жизнью деспотизма или самоотвержени

В ИСКАНИИ ЛУЧШЕГО
(Из записной книжки)   (…) Школа (...) должна начинать с изучения каждого ребенка, для которого она начинает работать. Надо исследовать детские силы, детские

С Е М Ь Я
Известный, весьма вдумчивый психолог Перре в труде своем о психологии детского возраста научно устанавливает, что в первые годы человеческой жизни душа ребенка усваивает гораздо больше нравственног

ВОСПИТАНИЕ И ДОГМАТИЗМ
  Догматизм уже давно осужден бесповоротно. Вместе с крушением идеологии средневековья рушились теоретические твердыни авторитета и догматизма; на их месте стали возводить свои филосо

ОТВЕТ НА ПИСЬМО МАТЕРИ
(Г-же Н.М. в Петерб.)   Физическая, умственная, а также и нравственно-чувственная сторона человека складывается определенно благодаря трем факторам. Во-первы

И ЧЕМ ЕЕ СЛЕДУЕТ ЗАМЕНИТЬ
(...) Главным недостатком учебно-воспитательной практики нашей средней школы является принцип принуждения, на котором она основывается. Внешний надзор, запись в кондуит, понижение балла по

И душевных болезней
  В чем задача воспитания? Какие цели должно оно преследовать? Что мы вправе требовать от него? Существуют бесчисленные, часто разноречивые, часто противоположные ответы на э

И образования
Идея нового воспитания и образования, основывающегося на свободном проявлении и свободном удовлетворении детских запросов в области умственной, нравственной и физической жизни, начинает выходить, т

Детский музей, как воспитатель
  Под таким заглавием в № 1 “Вестника Воспитания” появилась интересная статья О. В. Полетаевой. (...) Большая часть статьи посвящена деятельности бруклинского детского музея

БЕСЕДЫ С ЧИТАТЕЛЕМ
(...) У нас в России часто слышишь споры сторонников того или другого взгляда на идеалы воспитания. Выделяются сторонники так называемого общественного воспитания и семейного воспитания. Была пора,

Некрасов
Наблюдайте, изучайте детей, когда они играют. В играх детей много поучительного, интересного; в играх детей, как в зеркале, отражается жизнь взрослых, отражаются события общественной, народной, гос

Значение творчества в жизни ребенка и взрослого
(...) В первую очередь задачею школы я ставлю развитие в детях духа инициативы, творческих стремлений и интереса к знанию жизни. Чтобы школа могла послужить в данном отношении, необходимо в наше пр

К ВОПРОСУ О СВОБОДНОЙ ШКОЛЕ
(...) Успех всякой свободной школы больше всего зависит от ее организации. Учителю новой школы нужен гораздо больше организаторский, чем преподавательский талант; он должен суметь сорганизовать общ

Доклады, читанные на I Всероссийском
съезде по народному образованию)   Идея трудового воспитания выросла на почве общего и более широкого процесса демократизации школы. Правда, практическое осу

ПРАВА ДЕТСТВА
(Доклад, сделанный на I съезде по народному образованию)   (...) Природа ребенка общественна, как и все развитие его. Язык, который он усваивает путем общени

О САМОВОСПИТАНИИ
(...) Вся ценность нашей внутренней жизни, все наше человеческое достоинство, вся полнота нашей духовной природы зависит от того, насколько мы подчиняем себе свои низменные побуждения, побеждаем их

ВИНОВНИКИ ГИБЕЛИ ДЕТЕЙ
Когда, от времени до времени, гибнут там и сям дети и юноши, - питомцы наших учебных заведений, - в печати раздаются возмущенные голоса: мечут громы и молнии на учебные заведения, убивающие детей.

УЧИТЕСЬ У ДЕТЕЙ!
Всем нам хорошо знакомы маленькие люди, которых мы зовем детьми. Мы их очень любим и только. Очень мало хорошего, разумного делаем мы для них. Все наши заботы и усилия направлены к тому, чтобы восп

ЕДИНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Отсутствие самодеятельности и взаимопомощи – вот коренное зло, от которого так страдает наше общество. Каждый из нас точно свыкся с долголетней внешней опекой, не принесшей ему никакого счастья, и

НАШ ДОБРЫЙ ГЕНИЙ
В чем тайна очищающего, облагораживающего влияния детской души на душу взрослого человека? Когда мы ласкаем ребенка, слышим его милый лепет, смотрим ему в глазки, - мы бессознательно точно

ЧУТКИЙ ДРУГ ЖИВОТНЫХ
(...) Все проявления духовной жизни, присущие человеку, - его ум, совесть, чувство, - его сердце и душа, - все это в зачаточной, первоначальной, упрощенной форме мы наблюдаем и у животных. Разница

ТАЙНА СЧАСТЬЯ
(Мысли о детях и взрослых)   (...) Дети - люди, и мы тоже люди, но, посмотрите, какая огромная разница между нами: точно мы обитатели двух совершенно различн

ВОЗМОЖНО ЛИ ПЛАНОМЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ?
(...) Наша работа представит собою одно из побудительных условий к тому, чтобы вопрос о пользе планомерного воспитания был всесторонне разработан, чтобы за такую работу взялись лица, не только не б

МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ
I   Что такое цель и задача воспитания? Очевидно, те же, что и цель и задача жизни вообще: способствование созданию хорошего, счастливого человека. Поэтому задача воспитания

О Г Л А В Л Е Н И Е
Предисловие Раздел 1. Основоположники идей свободного воспитания в России Толстой Л.Н. Воспитание и образо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги