рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Значение творчества в жизни ребенка и взрослого

Значение творчества в жизни ребенка и взрослого - раздел Педагогика, ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ (...) В Первую Очередь Задачею Школы Я Ставлю Развитие В Детях Духа Инициатив...

(...) В первую очередь задачею школы я ставлю развитие в детях духа инициативы, творческих стремлений и интереса к знанию жизни. Чтобы школа могла послужить в данном отношении, необходимо в наше преподавание ввести возможно больше творческого элемента. Это даст ученику самостоятельность прежде всего, потом инициативу и уверенность в свои силы.

Самодеятельность и проявление творческих запросов мы наблюдаем с первого проблеска сознания у ребенка, и это является главной основой его физического и умственного развития. Но с 7 - 8- летнего возраста, как только родители отдают ребенка в школу, начинается насилие над природой его. Ребенок в школе должен вполне подчиняться требованиям учителя и делать не то, что требует его природа, а то, что требует учитель. Уже с детства ребенок порабощается, и нет ему возможности развернуть свои силы, в его жизни нет весны в то время, когда расцвет и проявление его душевных физических сил доставляет ему самому и окружающим отраду и счастье.

Подавляя самодеятельность ребенка своими неуклонными требованиями, мы в это же самое время подавляем его самостоятельность.

По мысли Руссо, еще грудному ребенку следует дать принадлежать самому себе. Полезно ребенка оставить одного лежать в люльке спокойно. Сам ребенок найдет себе дело: он сперва будет заниматься своими ручками, ножками, и его окружающая обстановка даст ему достаточно материала к изучению окружающей действительности и к развитию своих органов чувств.

Не спешите дать ребенку новые предметы, пока он не изучит тех, какие его еще интересуют, - иначе он станет требовательным, плаксивым и в конце концов всякие игрушки не будут в силах удовлетворить ребенка, и его присутствие станет тягостным для окружающих.

В детском возрасте, мы знаем, человек получает из окружающего, из своих наблюдений и опытов громаднейший курс знаний, и это бывает, главное, благодаря тому, что он был предоставлен самому себе, своим горьким опытом добывать знания. (...)

В основе такого естественного метода развития ребенка лежит его творческая деятельность.

Творчество проявляется с первых дней жизни, оно выражается во всей самостоятельной деятельности ребенка.

Под творчеством следует понимать ту деятельность человека, которая совершается им по собственному почину, хотя бы результатом этой деятельности и явились создания такого же облика, как и у других, и ничего из себя не представляющего в отношении оригинальности. Таким не оригинальным творчеством отличается ребенок, когда он только начинает учиться пользоваться своими органами движения и чувств. Ум ребенка интенсивно работает вначале в областях изучения и исследования. Чтобы ребенку научиться говорить, ему нужно много наблюдательности, нужно развитие слуха и глаза; чтобы ребенку определять расстояние, ему нужно достаточное развитие осязания и т.п. Вот почему с самого детства мы должны давать возможность человеку все исследовать осязанием, слухом, зрением, обонянием и вкусом. Пусть наши дети все, что видят, имеют возможность исследовать своими 5-ю чувствами. Как безрассудно, когда родители наказывают своих детей за то, что они трогают вещи. Исследовать все своими пятью чувствами необходимо ребенку. Как ребенок научится видеть, если ему не дают возможности в этом упражняться, лишая его возможности наблюдать краски, смену и движение предметов? Как ребенок изучит расстояние (пространственное протяжение предметов) и свойства предметов, если все это будет отдалено от него? Как ребенок будет развивать вкусовые органы, если они не будут упражняемы? Пусть ребенок сладким и горьким опытом изучает природу, ее явления и предметы. Позволим ребенку до всего дотрагиваться, все пробовать, исключая того, что может принести существенный вред. Дайте возможность ребенку самому исследовать действительность на самых свободных началах.

Творческий, пытливый дух ребенка сделает самые точные, подробные исследования. Не приходилось ли вам наблюдать, с какой настойчивостью и терпением ребенок занимается самостоятельным исследованием? Не приходилось ли вам быть около ребенка, когда его полный покой в люльке указывал, что ребенок спит, но, взглянув на него, вы видели, что глаза ребенка широко раскрыты - и сна следов нет. Не говорит ли это за то, что ребенок или слушал звуки и старался различать их, или всматривался в предметы и изучал их. Пусть ребенок смотрит и трогает все: ему это необходимо для духовного развития. Мы, взрослые, и то чувствуем непреодолимое желание тронуть совершенно незнакомую нам вещь, хотя бы для зрения она была нам вполне доступна. Если у взрослых замечается стремление исследовать предметы всеми чувствами, то тем более это должно замечаться у детей.

И если мы не будем удовлетворять этому желанию детей, то этим мы замедлим их духовное и телесное развитие. Гармоничное развитие пяти чувств ребенка должно начинаться с первых дней жизни, а к школьному возрасту это развитие должно быть достаточно широко и глубоко, и учителю остается не забывать природу ребенка и вести его и в школе по тому пути, по какому пошла разумная материнская школа.

Школа должна продолжать развитие всех духовных сил, а главное, тех, которые в данный момент ищут свое проявление. Ученик первого отделения с большим интересом и с большей продуктивностью будет участвовать в тех упражнениях в школе, какие связаны с применением его мускульного чувства. Мускульное чувство в душевной жизни ребенка играет громаднейшую роль, а мы применением его в школе не только пренебрегаем, но часто и не догадываемся о его громадном значении. Сухое слово для детей всегда будет чуждо, если оно не связано с образом. Вот почему дети ищут образы или их символы, создают их и тогда уж - называют; им скучны и непонятны слова без образов.

Ребенок, обогатившись немногим запасом образов и слов, обозначающих эти образы, никогда с охотой не будет их механически перечислять, но с удовольствием сам будет их в своем воображении комбинировать и этим, выражая свою творческую деятельность, укажет нам верный путь в преподавании. (...)

Всякое преподавание тогда будет наиболее продуктивно, когда результатом его будет самостоятельная работа мысли, а каждую свою самостоятельную мысль ребенок старается выразить не только словами, но и попытками реальными предметами воплотить ее в действительности. (...)

Все игры детей и есть не что иное, как творческая переработка своего опыта и знаний или же самостоятельная попытка к удовлетворению своей любознательности и упражнение своих органов чувств.

Игры большею частью есть подражание жизни взрослого человека, и они же часто являются отражением какого-нибудь общественного явления. Ребенок берется помогать своей матери чистить посуду, стряпать и хозяйничать. Разумная мать дает что-нибудь своему ребенку мыть или чистить в то время, как производит свою работу. Ребенок с увлечением и забавной серьезностью долго трет суконкой по какой-нибудь кастрюле или конфорке от самовара. В это время не нужно смотреть на работу ребенка, как на игрушку, а если подошла очередь закончить работу, то следует сказать ребенку: “Дай я тебе помогу!”, а не грубо и насильно вырывать из его рук. (...)

Подражание взрослым и общественным явлением иногда доходит до курьезов. (...)

Игры есть стремление ребенка упражнять свои органы чувств. (...)

Иной раз слышишь, как та или другая мать грозит своему сыну и зовет его в дом, но не слышит проказник-сынишка, - он рад случаю дать упражнение своему осязанию и мускульному чувству. Этим же можно объяснить любовь детей к лазанью на деревья, заборы, дома.

Ребенку взрослый не дает разумного занятия, не хочет создать другие условия жизни, где бы ребенок развивал себя всесторонне. Раз этого нет, ребенок сам ищет себе упражнений, и часто проказы ребят и есть те упражнения, какие необходимы ребенку.

Мы наказываем за проказы детей, озлобляем их этим и не считаем в этих проказах виновными себя. (...)

Мы, воспитатели и учителя, должны стараться, чтобы творческие запросы детей и юношей находили себе разумное выражение.

И хорошо, если кто нашел разумный выход своим силам, но если он все свои силы тратит другим способом, например, когда в разгуле, пьянстве и разврате часто юноша теряет не только физическую силу, но умственную и нравственную. (...)

Неужели у нашей молодежи нет разумных стремлений, неужели она от природы испорчена? Я глубоко верю, что молодежь, где бы она ни была и чья бы она ни была, всегда склонна по первому же призыву идти к доброму, честному, прекрасному. Каждый юноша, начиная жизнь, мечтает сделать много хорошего в жизни; он мечтает сам, по-своему устроить жизнь, но школа не дает возможности упражнять юноше свои силы в проявлении их в творческом духе.

Воспитание инициативы и самостоятельности в молодежи настоящего времени особенно необходимо самым настойчивым образом. Юношам, лишенным самостоятельности и инициативы, даже самые незначительные натиски жизненных бурь кажутся тяжелыми и непреодолимыми. Часто в этом пробеле кроется трагедия молодой, еще только начинающейся жизни, - приводящая порою к самоубийству. Такие юноши, предоставленные самому себе, не имеют собственной инициативы для жизни, не имеют самостоятельности, чтобы найти то, из-за чего бы можно было жить.

Юноша выходит из школьных стен прямо в жизнь, а жизнь требует того, чтобы каждый из живущих сам творил эту жизнь; она отвергает тех, кто не в силах создавать ее. И юноши, непризнанные жизнью, всеми своими высокими порывами, но бессильные в их осуществлении, с отчаянием опускают руки, - мир пред их светлыми душами тускнеет все больше и больше и наконец превращается в большую, мрачную могилу. Эти юноши делаются вечно не удовлетворенными пессимистами. Но порой и тут творчество спасает их. (...)

Юноша 18 лет так говорит о значении своей творческой работы:

 

Кому поешь, душа моя,

Ты песенки твои?

Кому поешь, усталая,

Про горестные дни?

Кому нужна печаль твоя,

Твой скорби полный звук?

Кому нужны страдания,

Твой гнет житейских мук?

Себе пою, себе одной, -

При них полегче мне.

Порой невзгод забвение

Приносят мне они.

(Н. Щербаков)

 

Хорошо, когда школа не заглушает этого творчества, которое вспыхивает под тлением жизни. Но в тысячах случаях она парализует и заглушает творчество в целом, его источник.

На этом я остановлюсь и закончу эту главу своей статьи, которая имеет своей целью дать хоть некоторые отрывочные данные о значении творчества в жизни физической и духовной, как ребенка, так и юноши.

 

Свободное воспитание. - 1915-1916, - № 10-11. - С. 45-60.

 


Н. К. Крупская*

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Значение творчества в жизни ребенка и взрослого

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  Составитель, автор предисловия, примечаний, биографических сведений, указателя имен профессор Л. В. МАРДАХАЕВ    

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
  (…) В понятии педагогов воспитание включает в себя преподавание. Так называемая наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как

ПРОГРЕСС И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  Прогресс. (...) Благость прогресса я не признаю, пока мне не докажут ее, и потому, наблюдая явление образования, мне необходимо определение образования, и я вновь повт

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(...) Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания; правительство и общество сгорают желанием образовать народ, и, несмотря

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
  (...) Безобразные явления мнимого развития я не мог назвать хорошими и в том, что развитие ученика дурно, я тоже не мог убедиться, и потому я стал доискиваться, что такое

В ЧЕМ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ
( из беседы с народными учителями)   (...) Когда я занимался в своей школе, я поступал так: Прежде всего я прочитывал ученикам из Евангелия от Матфе

О ВОСПИТАНИИ
(В ответ на письмо Г-ой)   (...) Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних, окажутся и противоречия и неясности.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно: 1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ И ДНЕВНИКОВ
Родители, живя развратною, невоздержанною в пище, праздною, в неуважении к людям - жизнью, всегда требуют от детей воздержания, деятельности, уважения к людям. Но язык жизни, примера далеко слышен

Л.Н. ТОЛСТОГО
Жизнь человеческая должна быть руководима тем нравственным началом, которое составляет основу жизни человека и проявляется любовью.   Всем нам нужно одно: учиться жить всегда

I. Общий очерк теории свободного воспитания
(…) На теорию свободного воспитания мы можем смотреть, как на естественную наследницу всего предшествующего развития педагогической мысли, линия которого идет, начиная от Монтеня, Амоса Коменского,

IV. Осуществима ли теория свободного воспитания
(…) В трех сферах жизни практикуется над ребенком насилие: во-1-х, в области политических учреждений и установлений, вообще везде, где он фигурирует как член определенного государства (...); во-2-х

Среда как фактор нравственного воспитания
  (...) Факт, что у хороших людей, озабоченных участью своих детей, несмотря на ряд применяемых ими систематических мер, рекомендуемых современной педагогией, получаются подчас очень

Оказываемого ими на волю
  Каждое впечатление, оказываемое на нас окружающей средой, так или иначе, но необходимо отражается в конце концов и на нашей воле. Оно является не только тем материалом, который ложи

II. Что следует понимать под средою
(...) Среда - это все то, что находится вне данного индивидуума, что его окружает, среди чего он живет. В этом смысле пришлось бы назвать средою весь внешний мир, всю вселенную. И это в известной м

К которым оно приводит
(...) Установление психического взаимодействия предполагает выработку языка и способности понимать выразительные движения других, нам подобных существ. Общество существует благодаря психическому вз

Для нравственного развития ребенка
  (...) Только главным образом на почве психического взаимодействия могут создаться те могучие светлые активные идеи и чувства, которые обусловливают развитие в ребенке нравственной в

Связь педагогики с социологией
  (...) Воспитатель должен заботиться о том, чтобы среде не приходилось умерять наши идеальные порывы, чтобы сама среда, напротив, была так устроена, что толкала бы нас к добру, к пра

IV. Нормальные отношения детей и воспитателей
  (...) Ребенок и воспитатель - это две равноценные единицы. Если между ними устанавливается то общественное отношение, которое может быть названо воспитывающим общением, то это воспи

Вступление
(...) Освобождение ребенка и доставление освобожденному ребенку всех положительных данных для развития его своеобразной индивидуальности, его свободной личности, для раскрытия и наиболее полного ра

Доклад, прочитанный на Первом всероссийском съезде по-семейному
воспитанию в Петербурге 2 января 1913 года)   (...) Всякая система воспитания как система есть ограничение свободы как воспитателя, так и воспитанника. Систе

I. Права личности и общества в деле образования
О вопросах подобных тому, которому я посвящаю эту книжку, можно рассуждать с двух точек зрения, смотря по тому, какая сторона предмета, подлежащего рассмотрению, выдвигается на первый план, именно

II. Общественная школа и личное самообразование
Всякая человеческая потребность может удовлетворяться индивидуальным и социальным, т.е. коллективным способом. Независимо от того, имеем ли мы учителя или нет, мы можем учиться либо в одиночку, либ

Образования
Истинность того или другого положения определяется его фактическими или логическими основаниями, независимо от того, соответствует ли оно или нет национальным традициям или мнению большинства нации

V. Наука и политика в деле образования
(...) Всякое, исходящее из того или другого фанатизма, деспотическое навязывание учащимся абсолютных догматов находится в полном противоречии с основной целью образования - свободным развитием личн

VI. Общественный интерес в деле образования
Кроме разных вероисповеданий, национальностей, классов и партий, могущих проявлять свои интересы в вопросах воспитания и образования, в обществе существуют и другие группы, для которых школьное дел

III. Нравственное воспитание
(...) Все знают, каким опасностям подвергается масса городских и даже деревенских детей. То, что они обыкновенно видят и слышат вокруг себя, мало способствует сохранению их нравственного здоровья.

I. Первое и второе детство
(...) Очевидно, что все роды деятельности, из которых складывается жизнь, совершаются в гармоническом общении, сплетаясь теснейшим образом между собой, чему нельзя препятствовать, не тормозя общего

V. Нравственное воспитание
Переходим к воспитанию нравственному. Цель этого воспитания - познание законов, управляющих поведением, и развитие способности согласоваться с ними. Эта последняя задача представляется нес

Первое письмо
Вопрос о воспитании и образовании у нас является одним из самых важнейших, жгучих и неотложных, и нет сомнения, что правильное его разрешение отразится на всех сторонах - жизни нашей родины в смысл

Второе письмо
(...) Едва ли нужно доказывать, что главнейшая задача родителей и воспитателей в данном случае заключается в неустанной заботе о том, чтобы их родное детище обладало прежде всего крепким здоровьем,

Третье письмо
(...) В процессе первоначального воспитания человека участвует много всевозможных факторов. Влияние их крайне различно и, если можно так выразиться, как в качественном, так и в количественном отнош

Четвертое письмо
В предыдущем письме я сказал, что в ряду главнейших факторов в деле воспитания стоит режим семьи. Под последним разумею весь строй, всю совокупность условий и обстановку семейной жизни, в которой п

Ребенок в деревенской и в городской квартире
  Но вот наш новорожденный превратился уже в отрока. Он давно бросил свою детскую, в ней стало ему тесно, его потянуло в мир, к обществу, в соседние комнаты, к старшим членам семьи. (

О товариществе, занятиях и развлечениях
  Очень важную роль при воспитании играет товарищество. Стремление быть в обществе, иметь около себя соседа появляется в ребенке очень рано; но в самый первый период детства оно удовл

О религии
Дать религию и воспитать в молодом существе правильное религиозное чувство есть священнейшая и первая обязанность родителей. (...) Мне кажется, что во всяком религиозном чувстве всегда лежат две ос

Главные типы современных родителей
(...) Мои многолетние скитания по белому свету и педагогический опыт дают мне некоторое основание и материал для разделения наших родителей на несколько более или менее характерных типов.

Организация родительских кружков и союзов
(...) Жизнь и обстоятельства бывают иногда выше наших сил; под их натиском пасует часто самая твердая воля и сильная энергия. (...) Для достижения необходимой солидарности в деле воспитани

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДИСЦИПЛИНА
Перейдя к нам в Россию еще в 60-х годах, идея свободного воспитания получила, с легкой руки Толстого, особенное распространение с 1905 г. Правда, последнее время увлечение свободным воспитанием нес

И значение для педагогики
  Современная педагогика стремится рассматривать все вопросы воспитания при свете точно установленных факторов духовного развития ребенка. (...) Наиболее наблюдательные учителя давно

ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ГРАНИЦЫ
  Воспитание подрастающего поколения - это одна из труднейших проблем, которые предстоит разрешить человечеству. Вместе с тем она и самая важная. От того или иного решения этой пробле

Вместо предисловия
Общественная школа господствующего типа каждого народа и каждой эпохи отражает в себе общественно-педагогические идеи данного времени. В истории школы бывают моменты, когда искусственно задержанная

Свободная школа
Следует строго различать истинную духовную свободу от свободы внешней: политической и гражданской. Для громадного большинства людей последняя, правда, является необходимым условием и первою ступень

Организация свободной школы
Школа должна быть учреждением, созданным коллективным трудом и мыслью группы лиц, соединившихся для совместной работы над воспитанием и обучением детей. Эта группа, естественно, состоит из всех род

Учебный план
Учебный план свободной школы прежде всего должен отличаться от обычных планов существующих учебных заведений отсутствием каких бы то ни было твердо поставленных программ, обязательных для прохожден

Вторая и третья ступень обучения
Предполагая, что проектируемая свободная школа может функционировать вполне правильно только при том условии, если воспитанники ее получат правильную, т.е. свободную подготовку на первой ступени в

Воспитательное влияние школы
Человека воспитывает не одна школа или семья, а вся совокупность окружающей его жизни, и это воспитание начинается не с момента поступления в школу, а гораздо раньше - с первых проблесков сознания

Связь школы и семьи
Выше мы уже говорили о том, какое участие могут принимать родители в деле первоначальной организации училища. Связь семьи и школы не должна ограничиваться этим. Школа всеми силами должна поддержива

Общественная задача свободной школы
  Мы далеки от мысли считать, что устройство школы с такой организацией возможно в настоящее время везде и что именно такая школа должна лечь в основание организации современного обуч

ДВА ПУТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
(...) Будет ли жизнь нас, взрослых, жизнью эгоистов или альтруистов, жизнью эксплуататоров или тружеников, стремлением к нравственной чистоте или развращенности, жизнью деспотизма или самоотвержени

В ИСКАНИИ ЛУЧШЕГО
(Из записной книжки)   (…) Школа (...) должна начинать с изучения каждого ребенка, для которого она начинает работать. Надо исследовать детские силы, детские

С Е М Ь Я
Известный, весьма вдумчивый психолог Перре в труде своем о психологии детского возраста научно устанавливает, что в первые годы человеческой жизни душа ребенка усваивает гораздо больше нравственног

ВОСПИТАНИЕ И ДОГМАТИЗМ
  Догматизм уже давно осужден бесповоротно. Вместе с крушением идеологии средневековья рушились теоретические твердыни авторитета и догматизма; на их месте стали возводить свои филосо

ОТВЕТ НА ПИСЬМО МАТЕРИ
(Г-же Н.М. в Петерб.)   Физическая, умственная, а также и нравственно-чувственная сторона человека складывается определенно благодаря трем факторам. Во-первы

И ЧЕМ ЕЕ СЛЕДУЕТ ЗАМЕНИТЬ
(...) Главным недостатком учебно-воспитательной практики нашей средней школы является принцип принуждения, на котором она основывается. Внешний надзор, запись в кондуит, понижение балла по

И душевных болезней
  В чем задача воспитания? Какие цели должно оно преследовать? Что мы вправе требовать от него? Существуют бесчисленные, часто разноречивые, часто противоположные ответы на э

И образования
Идея нового воспитания и образования, основывающегося на свободном проявлении и свободном удовлетворении детских запросов в области умственной, нравственной и физической жизни, начинает выходить, т

Детский музей, как воспитатель
  Под таким заглавием в № 1 “Вестника Воспитания” появилась интересная статья О. В. Полетаевой. (...) Большая часть статьи посвящена деятельности бруклинского детского музея

БЕСЕДЫ С ЧИТАТЕЛЕМ
(...) У нас в России часто слышишь споры сторонников того или другого взгляда на идеалы воспитания. Выделяются сторонники так называемого общественного воспитания и семейного воспитания. Была пора,

Некрасов
Наблюдайте, изучайте детей, когда они играют. В играх детей много поучительного, интересного; в играх детей, как в зеркале, отражается жизнь взрослых, отражаются события общественной, народной, гос

К ВОПРОСУ О СВОБОДНОЙ ШКОЛЕ
(...) Успех всякой свободной школы больше всего зависит от ее организации. Учителю новой школы нужен гораздо больше организаторский, чем преподавательский талант; он должен суметь сорганизовать общ

Доклады, читанные на I Всероссийском
съезде по народному образованию)   Идея трудового воспитания выросла на почве общего и более широкого процесса демократизации школы. Правда, практическое осу

ПРАВА ДЕТСТВА
(Доклад, сделанный на I съезде по народному образованию)   (...) Природа ребенка общественна, как и все развитие его. Язык, который он усваивает путем общени

МЫСЛИ О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ
  Человек не машина. Нельзя думать о нем в том смысле, что толчки, давление извне побудят и приучат его к работе. Мы ясно видим, что получается в результате такого давления и механиче

О САМОВОСПИТАНИИ
(...) Вся ценность нашей внутренней жизни, все наше человеческое достоинство, вся полнота нашей духовной природы зависит от того, насколько мы подчиняем себе свои низменные побуждения, побеждаем их

ВИНОВНИКИ ГИБЕЛИ ДЕТЕЙ
Когда, от времени до времени, гибнут там и сям дети и юноши, - питомцы наших учебных заведений, - в печати раздаются возмущенные голоса: мечут громы и молнии на учебные заведения, убивающие детей.

УЧИТЕСЬ У ДЕТЕЙ!
Всем нам хорошо знакомы маленькие люди, которых мы зовем детьми. Мы их очень любим и только. Очень мало хорошего, разумного делаем мы для них. Все наши заботы и усилия направлены к тому, чтобы восп

ЕДИНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Отсутствие самодеятельности и взаимопомощи – вот коренное зло, от которого так страдает наше общество. Каждый из нас точно свыкся с долголетней внешней опекой, не принесшей ему никакого счастья, и

НАШ ДОБРЫЙ ГЕНИЙ
В чем тайна очищающего, облагораживающего влияния детской души на душу взрослого человека? Когда мы ласкаем ребенка, слышим его милый лепет, смотрим ему в глазки, - мы бессознательно точно

ЧУТКИЙ ДРУГ ЖИВОТНЫХ
(...) Все проявления духовной жизни, присущие человеку, - его ум, совесть, чувство, - его сердце и душа, - все это в зачаточной, первоначальной, упрощенной форме мы наблюдаем и у животных. Разница

ТАЙНА СЧАСТЬЯ
(Мысли о детях и взрослых)   (...) Дети - люди, и мы тоже люди, но, посмотрите, какая огромная разница между нами: точно мы обитатели двух совершенно различн

ВОЗМОЖНО ЛИ ПЛАНОМЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ?
(...) Наша работа представит собою одно из побудительных условий к тому, чтобы вопрос о пользе планомерного воспитания был всесторонне разработан, чтобы за такую работу взялись лица, не только не б

МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ
I   Что такое цель и задача воспитания? Очевидно, те же, что и цель и задача жизни вообще: способствование созданию хорошего, счастливого человека. Поэтому задача воспитания

О Г Л А В Л Е Н И Е
Предисловие Раздел 1. Основоположники идей свободного воспитания в России Толстой Л.Н. Воспитание и образо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги