рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

III. Нравственное воспитание

III. Нравственное воспитание - раздел Педагогика, ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ (...) Все Знают, Каким Опасностям Подвергается Масса Городских И Даже Деревен...

(...) Все знают, каким опасностям подвергается масса городских и даже деревенских детей. То, что они обыкновенно видят и слышат вокруг себя, мало способствует сохранению их нравственного здоровья. Учителя и учительницы знают, с какими печальными явлениями им приходится иметь дело в школах. (...) Нам надо разобраться в деле так называемого нравственного воспитания.

Каким образом складывается у ребенка понятие долга? Каждый шаг ребенка, каждое проявление его воли встречает отпор в запрещении или приказании. Если он настаивает на своем, его наказывают, в случае дальнейшего упорства прибегают к физическому насилию. В конце концов ребенок приходит к убеждению, что ему нельзя делать того, что ему хочется. Но почему? Потому что этому противятся его родители и учителя, и потому что они сильнее его.

Но раз ребенок остается один, он осуществляет свое желание, и отсюда вытекает для него очевидный вывод: можно сделать все, что хочется, лишь бы этого никто не узнал.

Дальше в сознании ребенка выясняется, что один и тот же поступок является то предосудительным, то безразличным, то похвальным, что бывают поступки, приличные известному возрасту или известной категории лиц, и т.д.

В конце концов в уме ребенка происходит полнейшая путаница. На его постоянные жадные вопросы: почему? ему или отвечали грубостью и угрозами, категорическим “я так хочу” или “так должно”, или же давали объяснения, поражающие своею нелепостью и вносящие только смуту в его сознание.

Наконец, ребенок уже перестает понимать, что запрещено, что позволено, что хорошо, что дурно. Одна только мысль выделяется и укрепляется в его сознании: позволено все, то что удается сохранить в тайне. (...)

 

Школа ставит, себе задачей дисциплинировать детей...

Направление современного нравственного воспитания характеризуется одним словом “послушание”, послушание везде и во всем. От ребенка не требуется, чтобы он обсуждал свои поступки. Если он начнет их обсуждать, то, пожалуй, поступит как раз наоборот предписаниям. Но так как всякому человеческому существу свойственно мыслить и рассуждать, так как и ребенок обладает этим странным стремлением искать всему причину, то, очевидно, надо выучить его слушаться. В этом смысле школа приступает к воспитанию человека, опутывая его волю мелочными предписаниями. (...)

До чего бывают ошеломлены дети, когда им в первый раз читают знаменитые правила. Запрещается то-то и то-то... Они не понимают, почему. Но дома им твердят: “надо слушаться, надо исполнять все приказания учителей”. Так как они постоянно слышат: “правила запрещают, правила требуют, правила предписывают”, то это слово “правила” западает глубоко в их умы и начинает казаться им чем-то необыкновенно внушительным и важным. (...)

Постепенно дети привыкают подчиняться правилам, начинают вести себя тихо и сидеть неподвижно. Но наставник с грустью замечает, что все еще нет настоящей дисциплины и порядка. Время от времени природа берет свое и протестует. Тогда на сцену являются выговоры, наказания и награды, - весь арсенал развращающих средств для водворения порядка.

Итак, школьная система построена исключительно на послушании. Но слово это часто употребляется в различных значениях: в смысле разумного согласия и в смысле слепого подчинения.

Этот последний вид послушания не может считаться качеством человеческим; животное слушается; человеку незачем слушаться, ему свойственно понимать смысл своих поступков и обстоятельства, их вызывающие. (...)

Мы говорим о воспитании, которое должно задаваться одною целью: дать возможность развиться всем силам и способностям человека.

Воспитатель не должен никогда терять из виду идеала, хотя бы он даже казался недостижимым; тогда только его усилия будут направляться к лучшему, а не к худшему. (...)

Основой воспитания является развитие воли; тем самым устанавливается самое содержание нравственности. Генезис ее есть прежде всего генезис воли.

Ребенок как существо мыслящее и хотящее носит в себе зародыш нравственного развития - волю. При помощи одного этого элемента разумное воспитание способно сделать из ребенка вполне нравственное существо. Но, что же делает современное воспитание? Его главное стремление - разбить эту волю, всеми силами помешать ее проявлению и заменить поступок волевым поступком предписанным.

Если бы даже школьная жизнь не противоречила другим законным требованиям, все же одно уже то вносило бы в нее расстройство и вред, что внутренние побуждения у детей заменяются внешним давлением.

Действие предписанное нисколько не привлекательно. Ребенок выполняет его механически, равнодушно. Наоборот, запрещенное действие обладает притягательной силой, именно благодаря запрещению, которое имеет безнравственное значение, и вызывает непослушание. Чувство страха может удержать ребенка с вялой натурой от совершения запрещенного, но в этом не будет никакой нравственной заслуги. Натуру энергичную запрещение ведет к хитрости или сопротивлению. В последнем случае действие определяется волей, но в нежелательном смысле, так как для ребенка исчезает возможность разобрать, хорош или дурен поступок сам по себе. Наконец, в силу тех же причин действие предписанное вызывает отвращение.

Из всего сказанного вытекает, что школьная система вместо нравственности вносит разложение. Она упраздняет разум и совесть, так как не дает места рассуждению и делает невозможным всякое представление о нравственном поступке, потому что заменяет внутренние побуждения внешним воздействием; она отнимает всякую надежду на совершенствование и развращает детей.

Эта условная школьная мораль не обращает никакого внимания на индивидуальность ребенка. Различные лица не совершают одних и тех же действий с одинаковыми намерениями и исходя из одинаковых побуждений. Один руководится рассудком и расчетом, другой - вдохновением; то, что производит сильное впечатление на одного, оставляет другого равнодушным и т.д. Регламентация стремится подвести всех под одну мерку. Если ей и удается предотвратить какой-нибудь вредный поступок, то она же не позволяет никому стать выше посредственности. Свободные естественные наклонности могут привести к большому злу, но они же способны породить героизм. Воспитание, ограждающее от зла и посягающее на возможность проявления высшего благородства, не исполняет возможность проявления высшего благородства, не исполняет своего назначения.

Человек, привыкший делать исключительно то, что дозволено, никогда не выйдет из границ самого узкого эгоизма. Он не смотрит вверх, не хочет лучшего, не возмущается. Ведь альтруистическое чувство требует борьбы.

Однако во имя царящей условной морали дерзают говорить о человеческом достоинстве и даже якобы развивают представление о нем в детях. (...)

Дети вступают в школу со многими мелкими недостатками, которые можно бы легко исправить, но и со многими хорошими качествами. Пребывание в ней закрепляет недостатки и парализует достоинства.

Ребенок родится ни дурным, ни хорошим. Он носит в себе известные задатки и наклонности, которые разовьются в ту или другую сторону, смотря по обстоятельствам. Дело воспитания - направить все эти задатки, каковы бы они ни были на здоровый и нормальный путь. Нет такой склонности, которую следовало бы душить и уничтожать, все они могут быть направлены к добру. Для этого прежде всего надо поставить ребенка в благоприятные условия. Приказания, запрещения, награды, наказания, надзор, подозрительные взгляды - все это только подстрекает к дурным поступкам, наводит на мысли о зле. Уничтожить все это, и для ребенка не будет существовать ни зла, ни добра, останутся просто естественные поступки. (...)

В теперешней школе невозможно обращаться мягко с детьми, как следовало бы с ними обращаться. Наказания здесь неизбежны, и на этом пути следовало бы уже доходить до конца. Непоследовательно восставать против одного телесного наказания и допускать другие его виды. Представим себе такой случай: ученик в классе ведет себя дурно, нарушает правила. Вы можете сделать вид, что не замечаете этого, но тогда другие ученики тотчас же станут подражать первому, так как у всех есть желание делать то,. что запрещено. Вам поневоле придется вмешаться. Но вы терпеливы и ограничиваетесь мягким замечанием. На этот раз вас слушаются. Но через несколько минут повторяется то же. Опять вы действуете добрым словом и вновь достигаете успеха, так как доброта всемогуща. Но вот те же шалости возобновляются в третий, в четвертый раз. Скажут, надо продолжать действовать кротостью. Да, если бы кротость человеческая не знала границ, что встречается очень и очень редко, особенно в школе, где столько поводов для раздражения. Легко может статься, что вы в конце концов потеряете терпение и повысите голос, потому что скоро подметите насмешливые взгляды детей, готовых счесть вашу доброту за слабость. Дети рассуждают логично: то-то и то-то запрещено. Вы поставлены следить за соблюдением правил, правила налагают наказания; почему же вы их не применяете? Все ваши добрые намерения не привели ни к чему. Провинившийся ученик вступил с вами в борьбу, в которой все принимают участие. На дворе во время перемены уже идут разговоры на эту тему, подстрекают его не уступать. Дерзкий мальчик принимает вид победителя, за вами подозрительно следят. Это становится опасным, и если вы не примете мер, проститесь с дисциплиной в вашем классе. Вы сделаетесь игрушкой в руках учеников.

Что же создало подобное положение? Разумеется, не ваша доброта и не “врожденные злые чувства детей”. Ведь дело началось с пустяка, с ничтожной шалости, которую вне класса не сочли бы за проступок, но правило считает ее проступком и то же самое правило обострило ваше отношение к детям. (...)

Мы, со своей стороны, думаем, что наказания вовсе не нужны, так же как не нужно и послушание. Нелепо вооружаться против одного телесного наказания, когда мы видим, что нравственное наказание часто влечет за собой гораздо более тяжкие последствия, нежели пощечина.

Остается сказать несколько слов о тех средствах, которые предлагаются для исправления недостатков существующей системы. Но так как они не посягают на самую организацию школы, то наперед можно предсказать их полную непригодность. Гюйо предлагает исправлять детей внушением. И говоря уже о произвольном и незаконном характере этого способа, всякое грубое вмешательство в естественный ход жизненных процессов причиняет организму страдание. Зло нельзя ни пресекать, ни вгонять внутрь, оно должно постепенно само собой исчезнуть под влиянием благоприятных условий, иначе оно все равно появится вновь в том или ином виде.

Удалите нарыв с одного места, он появится на другом. Излечить его можно лишь медленными, но более верными средствами. С другой стороны, Гюйо, говоря о недостатках, дает им неверную оценку. Так, напр., упрямство есть в то же время сила характера. Значит, подавляя недостаток, подавляют вместе с тем драгоценное качество.

Спенсер правильнее смотрит на дело, выдвигая закон естественных последствий: ребенок должен научиться понимать свою значимость от окружающего, давать себе отчет в действующих около него причинах и подчиняться законам, ими управляющим.

Такое принуждение законно и благотворно, и, наоборот, пагубно принуждение, исходящее из человеческого произвола. Но, подчиняясь естественным законам, человек сохраняет присущее ему стремление вступить в борьбу с ними, ослабить их всемогущество и подчинить себе. Раздаются, однако, возражения против положений Спенсера: говорят, что следствия не всегда наступают непосредственно за совершением акта, что ребенок не в состоянии бывает уловить их причинную зависимость. Это - во-1-х, а во-2-х, некоторые его действия могут повлечь за собою такие ужасные последствия, что едва ли возможно всегда применять эту систему к детям. Это правда. Но ошибка Спенсера состоит в том, что его метод применим лишь к последнему фазису нравственного воспитания. Каким путем пришло человечество к пониманию потребностей жизни, безучастного отношения к нему природы, закона, ограничивающего его права? Не иначе, как путем последовательных переходов от эгоистических воззрений к воззрениям авторитарным и затем альтруистическим, путем медленного развития смутных идей первобытного человека, постепенно приведшего к идеям современной философии. Ребенок переживает все те ступени развития, какие пережиты человечеством. Необходимо предоставить ему возможность не перескакивать через них, а проходить постепенно.

Заслуга Спенсера в том, что он обличает господствующее заблуждение, будто ребенок обязан только повиноваться, и напоминает об уважении к человеческому достоинству, с таким легким сердцем попираемому в наше время.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: III. Нравственное воспитание

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  Составитель, автор предисловия, примечаний, биографических сведений, указателя имен профессор Л. В. МАРДАХАЕВ    

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
  (…) В понятии педагогов воспитание включает в себя преподавание. Так называемая наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как

ПРОГРЕСС И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  Прогресс. (...) Благость прогресса я не признаю, пока мне не докажут ее, и потому, наблюдая явление образования, мне необходимо определение образования, и я вновь повт

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(...) Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания; правительство и общество сгорают желанием образовать народ, и, несмотря

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
  (...) Безобразные явления мнимого развития я не мог назвать хорошими и в том, что развитие ученика дурно, я тоже не мог убедиться, и потому я стал доискиваться, что такое

В ЧЕМ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ
( из беседы с народными учителями)   (...) Когда я занимался в своей школе, я поступал так: Прежде всего я прочитывал ученикам из Евангелия от Матфе

О ВОСПИТАНИИ
(В ответ на письмо Г-ой)   (...) Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних, окажутся и противоречия и неясности.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно: 1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ И ДНЕВНИКОВ
Родители, живя развратною, невоздержанною в пище, праздною, в неуважении к людям - жизнью, всегда требуют от детей воздержания, деятельности, уважения к людям. Но язык жизни, примера далеко слышен

Л.Н. ТОЛСТОГО
Жизнь человеческая должна быть руководима тем нравственным началом, которое составляет основу жизни человека и проявляется любовью.   Всем нам нужно одно: учиться жить всегда

I. Общий очерк теории свободного воспитания
(…) На теорию свободного воспитания мы можем смотреть, как на естественную наследницу всего предшествующего развития педагогической мысли, линия которого идет, начиная от Монтеня, Амоса Коменского,

IV. Осуществима ли теория свободного воспитания
(…) В трех сферах жизни практикуется над ребенком насилие: во-1-х, в области политических учреждений и установлений, вообще везде, где он фигурирует как член определенного государства (...); во-2-х

Среда как фактор нравственного воспитания
  (...) Факт, что у хороших людей, озабоченных участью своих детей, несмотря на ряд применяемых ими систематических мер, рекомендуемых современной педагогией, получаются подчас очень

Оказываемого ими на волю
  Каждое впечатление, оказываемое на нас окружающей средой, так или иначе, но необходимо отражается в конце концов и на нашей воле. Оно является не только тем материалом, который ложи

II. Что следует понимать под средою
(...) Среда - это все то, что находится вне данного индивидуума, что его окружает, среди чего он живет. В этом смысле пришлось бы назвать средою весь внешний мир, всю вселенную. И это в известной м

К которым оно приводит
(...) Установление психического взаимодействия предполагает выработку языка и способности понимать выразительные движения других, нам подобных существ. Общество существует благодаря психическому вз

Для нравственного развития ребенка
  (...) Только главным образом на почве психического взаимодействия могут создаться те могучие светлые активные идеи и чувства, которые обусловливают развитие в ребенке нравственной в

Связь педагогики с социологией
  (...) Воспитатель должен заботиться о том, чтобы среде не приходилось умерять наши идеальные порывы, чтобы сама среда, напротив, была так устроена, что толкала бы нас к добру, к пра

IV. Нормальные отношения детей и воспитателей
  (...) Ребенок и воспитатель - это две равноценные единицы. Если между ними устанавливается то общественное отношение, которое может быть названо воспитывающим общением, то это воспи

Вступление
(...) Освобождение ребенка и доставление освобожденному ребенку всех положительных данных для развития его своеобразной индивидуальности, его свободной личности, для раскрытия и наиболее полного ра

Доклад, прочитанный на Первом всероссийском съезде по-семейному
воспитанию в Петербурге 2 января 1913 года)   (...) Всякая система воспитания как система есть ограничение свободы как воспитателя, так и воспитанника. Систе

I. Права личности и общества в деле образования
О вопросах подобных тому, которому я посвящаю эту книжку, можно рассуждать с двух точек зрения, смотря по тому, какая сторона предмета, подлежащего рассмотрению, выдвигается на первый план, именно

II. Общественная школа и личное самообразование
Всякая человеческая потребность может удовлетворяться индивидуальным и социальным, т.е. коллективным способом. Независимо от того, имеем ли мы учителя или нет, мы можем учиться либо в одиночку, либ

Образования
Истинность того или другого положения определяется его фактическими или логическими основаниями, независимо от того, соответствует ли оно или нет национальным традициям или мнению большинства нации

V. Наука и политика в деле образования
(...) Всякое, исходящее из того или другого фанатизма, деспотическое навязывание учащимся абсолютных догматов находится в полном противоречии с основной целью образования - свободным развитием личн

VI. Общественный интерес в деле образования
Кроме разных вероисповеданий, национальностей, классов и партий, могущих проявлять свои интересы в вопросах воспитания и образования, в обществе существуют и другие группы, для которых школьное дел

I. Первое и второе детство
(...) Очевидно, что все роды деятельности, из которых складывается жизнь, совершаются в гармоническом общении, сплетаясь теснейшим образом между собой, чему нельзя препятствовать, не тормозя общего

V. Нравственное воспитание
Переходим к воспитанию нравственному. Цель этого воспитания - познание законов, управляющих поведением, и развитие способности согласоваться с ними. Эта последняя задача представляется нес

Первое письмо
Вопрос о воспитании и образовании у нас является одним из самых важнейших, жгучих и неотложных, и нет сомнения, что правильное его разрешение отразится на всех сторонах - жизни нашей родины в смысл

Второе письмо
(...) Едва ли нужно доказывать, что главнейшая задача родителей и воспитателей в данном случае заключается в неустанной заботе о том, чтобы их родное детище обладало прежде всего крепким здоровьем,

Третье письмо
(...) В процессе первоначального воспитания человека участвует много всевозможных факторов. Влияние их крайне различно и, если можно так выразиться, как в качественном, так и в количественном отнош

Четвертое письмо
В предыдущем письме я сказал, что в ряду главнейших факторов в деле воспитания стоит режим семьи. Под последним разумею весь строй, всю совокупность условий и обстановку семейной жизни, в которой п

Ребенок в деревенской и в городской квартире
  Но вот наш новорожденный превратился уже в отрока. Он давно бросил свою детскую, в ней стало ему тесно, его потянуло в мир, к обществу, в соседние комнаты, к старшим членам семьи. (

О товариществе, занятиях и развлечениях
  Очень важную роль при воспитании играет товарищество. Стремление быть в обществе, иметь около себя соседа появляется в ребенке очень рано; но в самый первый период детства оно удовл

О религии
Дать религию и воспитать в молодом существе правильное религиозное чувство есть священнейшая и первая обязанность родителей. (...) Мне кажется, что во всяком религиозном чувстве всегда лежат две ос

Главные типы современных родителей
(...) Мои многолетние скитания по белому свету и педагогический опыт дают мне некоторое основание и материал для разделения наших родителей на несколько более или менее характерных типов.

Организация родительских кружков и союзов
(...) Жизнь и обстоятельства бывают иногда выше наших сил; под их натиском пасует часто самая твердая воля и сильная энергия. (...) Для достижения необходимой солидарности в деле воспитани

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДИСЦИПЛИНА
Перейдя к нам в Россию еще в 60-х годах, идея свободного воспитания получила, с легкой руки Толстого, особенное распространение с 1905 г. Правда, последнее время увлечение свободным воспитанием нес

И значение для педагогики
  Современная педагогика стремится рассматривать все вопросы воспитания при свете точно установленных факторов духовного развития ребенка. (...) Наиболее наблюдательные учителя давно

ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ГРАНИЦЫ
  Воспитание подрастающего поколения - это одна из труднейших проблем, которые предстоит разрешить человечеству. Вместе с тем она и самая важная. От того или иного решения этой пробле

Вместо предисловия
Общественная школа господствующего типа каждого народа и каждой эпохи отражает в себе общественно-педагогические идеи данного времени. В истории школы бывают моменты, когда искусственно задержанная

Свободная школа
Следует строго различать истинную духовную свободу от свободы внешней: политической и гражданской. Для громадного большинства людей последняя, правда, является необходимым условием и первою ступень

Организация свободной школы
Школа должна быть учреждением, созданным коллективным трудом и мыслью группы лиц, соединившихся для совместной работы над воспитанием и обучением детей. Эта группа, естественно, состоит из всех род

Учебный план
Учебный план свободной школы прежде всего должен отличаться от обычных планов существующих учебных заведений отсутствием каких бы то ни было твердо поставленных программ, обязательных для прохожден

Вторая и третья ступень обучения
Предполагая, что проектируемая свободная школа может функционировать вполне правильно только при том условии, если воспитанники ее получат правильную, т.е. свободную подготовку на первой ступени в

Воспитательное влияние школы
Человека воспитывает не одна школа или семья, а вся совокупность окружающей его жизни, и это воспитание начинается не с момента поступления в школу, а гораздо раньше - с первых проблесков сознания

Связь школы и семьи
Выше мы уже говорили о том, какое участие могут принимать родители в деле первоначальной организации училища. Связь семьи и школы не должна ограничиваться этим. Школа всеми силами должна поддержива

Общественная задача свободной школы
  Мы далеки от мысли считать, что устройство школы с такой организацией возможно в настоящее время везде и что именно такая школа должна лечь в основание организации современного обуч

ДВА ПУТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
(...) Будет ли жизнь нас, взрослых, жизнью эгоистов или альтруистов, жизнью эксплуататоров или тружеников, стремлением к нравственной чистоте или развращенности, жизнью деспотизма или самоотвержени

В ИСКАНИИ ЛУЧШЕГО
(Из записной книжки)   (…) Школа (...) должна начинать с изучения каждого ребенка, для которого она начинает работать. Надо исследовать детские силы, детские

С Е М Ь Я
Известный, весьма вдумчивый психолог Перре в труде своем о психологии детского возраста научно устанавливает, что в первые годы человеческой жизни душа ребенка усваивает гораздо больше нравственног

ВОСПИТАНИЕ И ДОГМАТИЗМ
  Догматизм уже давно осужден бесповоротно. Вместе с крушением идеологии средневековья рушились теоретические твердыни авторитета и догматизма; на их месте стали возводить свои филосо

ОТВЕТ НА ПИСЬМО МАТЕРИ
(Г-же Н.М. в Петерб.)   Физическая, умственная, а также и нравственно-чувственная сторона человека складывается определенно благодаря трем факторам. Во-первы

И ЧЕМ ЕЕ СЛЕДУЕТ ЗАМЕНИТЬ
(...) Главным недостатком учебно-воспитательной практики нашей средней школы является принцип принуждения, на котором она основывается. Внешний надзор, запись в кондуит, понижение балла по

И душевных болезней
  В чем задача воспитания? Какие цели должно оно преследовать? Что мы вправе требовать от него? Существуют бесчисленные, часто разноречивые, часто противоположные ответы на э

И образования
Идея нового воспитания и образования, основывающегося на свободном проявлении и свободном удовлетворении детских запросов в области умственной, нравственной и физической жизни, начинает выходить, т

Детский музей, как воспитатель
  Под таким заглавием в № 1 “Вестника Воспитания” появилась интересная статья О. В. Полетаевой. (...) Большая часть статьи посвящена деятельности бруклинского детского музея

БЕСЕДЫ С ЧИТАТЕЛЕМ
(...) У нас в России часто слышишь споры сторонников того или другого взгляда на идеалы воспитания. Выделяются сторонники так называемого общественного воспитания и семейного воспитания. Была пора,

Некрасов
Наблюдайте, изучайте детей, когда они играют. В играх детей много поучительного, интересного; в играх детей, как в зеркале, отражается жизнь взрослых, отражаются события общественной, народной, гос

Значение творчества в жизни ребенка и взрослого
(...) В первую очередь задачею школы я ставлю развитие в детях духа инициативы, творческих стремлений и интереса к знанию жизни. Чтобы школа могла послужить в данном отношении, необходимо в наше пр

К ВОПРОСУ О СВОБОДНОЙ ШКОЛЕ
(...) Успех всякой свободной школы больше всего зависит от ее организации. Учителю новой школы нужен гораздо больше организаторский, чем преподавательский талант; он должен суметь сорганизовать общ

Доклады, читанные на I Всероссийском
съезде по народному образованию)   Идея трудового воспитания выросла на почве общего и более широкого процесса демократизации школы. Правда, практическое осу

ПРАВА ДЕТСТВА
(Доклад, сделанный на I съезде по народному образованию)   (...) Природа ребенка общественна, как и все развитие его. Язык, который он усваивает путем общени

МЫСЛИ О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ
  Человек не машина. Нельзя думать о нем в том смысле, что толчки, давление извне побудят и приучат его к работе. Мы ясно видим, что получается в результате такого давления и механиче

О САМОВОСПИТАНИИ
(...) Вся ценность нашей внутренней жизни, все наше человеческое достоинство, вся полнота нашей духовной природы зависит от того, насколько мы подчиняем себе свои низменные побуждения, побеждаем их

ВИНОВНИКИ ГИБЕЛИ ДЕТЕЙ
Когда, от времени до времени, гибнут там и сям дети и юноши, - питомцы наших учебных заведений, - в печати раздаются возмущенные голоса: мечут громы и молнии на учебные заведения, убивающие детей.

УЧИТЕСЬ У ДЕТЕЙ!
Всем нам хорошо знакомы маленькие люди, которых мы зовем детьми. Мы их очень любим и только. Очень мало хорошего, разумного делаем мы для них. Все наши заботы и усилия направлены к тому, чтобы восп

ЕДИНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Отсутствие самодеятельности и взаимопомощи – вот коренное зло, от которого так страдает наше общество. Каждый из нас точно свыкся с долголетней внешней опекой, не принесшей ему никакого счастья, и

НАШ ДОБРЫЙ ГЕНИЙ
В чем тайна очищающего, облагораживающего влияния детской души на душу взрослого человека? Когда мы ласкаем ребенка, слышим его милый лепет, смотрим ему в глазки, - мы бессознательно точно

ЧУТКИЙ ДРУГ ЖИВОТНЫХ
(...) Все проявления духовной жизни, присущие человеку, - его ум, совесть, чувство, - его сердце и душа, - все это в зачаточной, первоначальной, упрощенной форме мы наблюдаем и у животных. Разница

ТАЙНА СЧАСТЬЯ
(Мысли о детях и взрослых)   (...) Дети - люди, и мы тоже люди, но, посмотрите, какая огромная разница между нами: точно мы обитатели двух совершенно различн

ВОЗМОЖНО ЛИ ПЛАНОМЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ?
(...) Наша работа представит собою одно из побудительных условий к тому, чтобы вопрос о пользе планомерного воспитания был всесторонне разработан, чтобы за такую работу взялись лица, не только не б

МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ
I   Что такое цель и задача воспитания? Очевидно, те же, что и цель и задача жизни вообще: способствование созданию хорошего, счастливого человека. Поэтому задача воспитания

О Г Л А В Л Е Н И Е
Предисловие Раздел 1. Основоположники идей свободного воспитания в России Толстой Л.Н. Воспитание и образо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги