рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Некрасов

Некрасов - раздел Педагогика, ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ Наблюдайте, Изучайте Детей, Когда Они Играют. В Играх Детей Много Поучительно...

Наблюдайте, изучайте детей, когда они играют. В играх детей много поучительного, интересного; в играх детей, как в зеркале, отражается жизнь взрослых, отражаются события общественной, народной, государственной жизни. У детей сильно развита способность наблюдения, - и дети постоянно наблюдают окружающую их действительность. Происходит это обыкновенно незаметно для взрослых и бессознательно со стороны детей. Но наблюдения детей имеют огромное значение в их жизни: то, что было воспринято при наблюдении, сказывается, выражается невольно в играх, часто оставляет следы на всю жизнь.

“Смотрит ребенок, - говорит Гончаров в “Обломове”, - и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользают от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезываются в душу картины домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей”. - Видит ребенок, как проводят время старшие, как работают, веселятся, чем занимаются, как относятся друг к другу; слышит их разговоры... Он наблюдает и замечает все, со всеми подробностями... Кончилась работа наблюдения, - и в ребенке рождается сильная, непреодолимая потребность к подражанию. Но у него нет ни силы, ни ловкости, ни умения, ни навыка, ни знания, чтобы исполнить то, что наблюдал он в работах и занятиях старших. Тщетны, по большей части, его попытки обращения к старшим за помощью и поддержкой. “Ты еще мал”, “ не твое дело”, “не мешай”, и т.п. - вот что обыкновенно получает ребенок вместо помощи. Но потребность подражания от этого не ослабевает. Ребенок находит удовлетворение этой потребности в игре. Тогда начинается деятельность воображения. Воображение детей не знает пределов и границ. (...) Если вы знаете того работника, которого в данную минуту изображает ребенок, вы поразитесь, как верно и точно подметил он все манеры, жесты, и как верна, хороша и естественна передача! Играя так, ребенок забывает все окружающее, он весь отдается игре, которая дает ему полное удовлетворение в его потребности подражать. Потребность подражания является главным импульсом в духовном развитии ребенка. Потребность подражания возникает и развивается в ребенке в силу деятельности другого важного фактора в детской психике - наблюдения. Чем более развивается в ребенке способность наблюдения, тем более растет потребность подражания, тем более оно становится сложным и значительным.

Пока органы внешних чувств, - зрения, слуха, осязания, - развиты слабо, наблюдения ребенка незначительны: ребенок воспринимает слабо и быстро утрачивает воспринятое. Потребность подражания в это время проявляется весьма слабо. По мере дальнейшего развития органов внешних чувств восприятия ребенка становятся более основательными и прочными; круг наблюдений его расширяется, и деятельность подражания становится более интенсивной и сложной. В этот период жизни огромное значение приобретает развитие памяти. Восприятия, полученные при наблюдении, удерживаются, закрепляются в памяти, - и ребенок подражает не только тому, что в данную минуту наблюдает, но и тому, что наблюдал он гораздо ранее. Чем восприимчевее ребенок, чем впечатлительнее его натура, тем более будет развита в нем способность подражания, и тем более, тем увлекательнее такой ребенок будет отдаваться играм. Ибо в игре он находит не только удовлетворение своей потребности подражания, но и получает высшее для него удовольствие и наслаждение. Игра является главным фактором в развитии и жизни ребенка. Ребенок живет играя, и в игре - вся его жизнь, источник его развития, максимум доступного, возможного для него счастья!

Какое же должно быть отношение воспитателя к детским играм? Если игра является для ребенка потребностью, если в игре ребенок почерпает данные для своего развития и если, наконец, игра является источником радости и счастья для ребенка, то задача воспитателя должна состоять в том, чтобы дать возможность играть ребенку вволю, сколько хочет, или, правильнее говоря, сколько ребенку необходимо, чтобы удовлетворить свою потребность.

На самом деле ребенку позволяют играть лишь тогда, когда он свободен от обязательных занятий, к которым его принуждают силою.

На это последует возражение, что нельзя же детям все играть и только играть; это поведет лишь к тому, что ребенок вырастет неучем, бездельником, не признающим никаких обязанностей и долга. Неучем ребенок не вырастет, ибо у ребенка, кроме потребности в игре, есть другая, не менее сильная потребность, - потребность знания, любопытство. - И тот воспитатель, который позволит ребенку играть в волю, вполне удовлетворит ребенка и в этом отношении, ибо такой воспитатель только и считается с потребностями и запросами ребенка, а не с тем, что предписано в программах и циркулярах. Напротив того, воспитатель, который следует принудительной системе, постоянно стесняя свободу ребенка, лишая его игр, не только не удовлетворит его свободных запросов в области знания, но и убьет в нем интерес и любовь к знанию и учению. - То же самое можно сказать и относительно того, станет ребенок бездельником или нет. Что касается обязанностей и долга, то прежде всего необходимо помнить, что дети, как и все другие живые существа, наделены неотъемлемыми правами на жизнь и счастье, и прежде чем внушать детям понятия об обязанностях и долге, необходимо сначала сделать все, зависящее от нас, чтобы удовлетворить права детей. Ребенок хочет быть свободным и счастливым именно в данную минуту, теперь, а не когда-то в будущем, и он получает удовлетворение своему желанию в игре; в этом его неотъемлемое право, а его ограничивают в этом праве и взамен этого навязывают ему понятия об обязанностях и долге. Если хотите воспитать не рабов, а борцов за счастье и права человека, постарайтесь сделать все, зависящее от вас, чтобы детство воспитанников ваших было радостным, свободным и счастливым, ибо этим будет положено богатое начало для сформирования свободной, высоко развитой личности.

Нужно ли воспитателю принимать участие в детских играх или же оставаться в роли наблюдателя? Если воспитатель может отдаваться игре с увлечением, как отдается ей ребенок, если он в самой игре будет лишь старшим товарищем, более сильным, ловким, более знающим и развитым, то в таком случае игра для ребенка станет неисчерпаемым источником поучения, знания, развития. Роль воспитателя к таком случае будет иметь огромное значение, ибо он будет воспитывать играя, т.е. без всякого насилия и принуждения; сам того не замечая, ребенок будет учиться играя, радостно и свободно воспринимая те знания, которые сделают его жизнь более счастливой и сознательной.

Если же воспитатель принимает участие в детской игре с одною определенною целью - руководить, повелевать и распределять всю игру по-своему, не считаясь с желаниями ребенка, то в таком случае лучше ему никогда не принимать участия в детских играх: ничего, кроме вреда, таким участием в игре он не принесет; ничего кроме скуки, не получит сам, отравит лучшие, радостные минуты игры ребенку.

Как должен поступить воспитатель, если он видит, что игры детей принимают явно нежелательный характер? Когда игры детей принимают нежелательный характер, то принимать какие-либо меры к предотвращению этого - бессмысленно, ибо уже поздно: то, что проявляет ребенок в игре, воспринято им при наблюдении. Ни угрозами, ни убеждением и ласками вы не удержите ребенка от такой игры, ибо он стремится к ней не в силу каприза, прихоти или упрямства, а в силу необходимости, потребности. Ребенок наблюдает окружающие его предметы, явления, людей, животных и т.п. совершенно беспристрастно, вполне объективно. Правда, те или другие предметы, явления более или менее сильно действуют на впечатлительность ребенка, но, наблюдая, ребенок не подвергает логической критике (и подвергать не может) и нравственной оценке того, что представляется его вниманию и наблюдению. Точно так же поступает ребенок и тогда, когда подражает. И наблюдает, и подражает, а следовательно, и играет ребенок не потому, что находит это нужным, хорошим или дурным, а в силу прирожденной способности к наблюдению и подражанию. Придется увидеть ребенку, как кто-либо с опасностью для своей жизни спасает другого из огня или воды, - ребенок будет в игре подражать этому так же, как будет подражать и другому человеку, который совершал над кем-либо грубое насилие.

События семейной, общественной, государственной жизни постоянно отражаются в играх детей. Дети с одинаковым увлечением играют в войну и в собрания, в разбойников и в торговцев, в жуликов, в докторов, в папу, маму и т.п. Чем более в жизни людей насилия, эксплуатации, жестокости, тем игры детей будут грубее, тем больше в них будет отрицательных сторон - и наоборот. Естественно, что наказывать ребенка за дурные игры или поощрять за хорошие - и бессмысленно, и несправедливо, и в конечном счете вредно: когда ребенок играет, он не сознает, дурно ли, хорошо ли то, во что и как он играет; не виноват он и в том, что ему приходится наблюдать отрицательные или положительные стороны жизни.

Что же делать? Не махнуть же воспитателю рукою на все это и предоставить все течению обстоятельств? Задача воспитателя в том, чтобы ребенок как можно меньше мог наблюдать отрицательные стороны жизни; задача воспитателя в том, чтобы направлять внимание ребенка на те стороны и явления жизни, наблюдение которых внесет в игры и в жизнь ребенка как можно больше положительных начал.

Прежде же всего и главнее всего: “Врач, - исцелися сам”. Жизнь воспитателя должна служить ярким, светлым, достойным примером подражания, его личность - привлекательной, обаятельно-прекрасной в глазах ребенка.

Но не нужно забывать, что воспитателем является не только тот, кто специально занимается с детьми: главным воспитателем является жизнь. До тех пор, пока не будут улучшены жизненные условия, пока насилие и эксплуатация будут составлять содержание и цель нашей жизни, - никакие воспитатели, никакие школы ничего не сделают, и зло, несовершенство и недостатки нашей жизни всегда получат верное отражение в играх и жизни детей. Все мы, недовольные дурными играми и поступками детей, уподобляемся мартышке в басне Крылова, увидевшей в зеркале свое изображение. Дети не виноваты, что жизнь наша дурна и безнравственна, и пословица справедливо говорит нам: “Нечего пенять на зеркало, коли рожа крива!”

Когда ребенок играет, он переживает лучшие минуты в своей жизни, он бывает вполне счастлив. При таком радостном, счастливом настроении духа ребенок легко и свободно воспринимает и усваивает все, на что обращено его внимание и что, конечно, доступно его силам. Зная это, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы ребенок испытывал радостное душевное состояние не только во время игры, но и во время умственных занятий, физических упражнений и работ. Принуждение и вызываемое им подавление состояние духа убивают в ребенке интерес к знанию, парализуют его силы и способности и превращают ребенка в жалкое существо, способное лишь из-за страха исполнять чужие приказания.

Вывод отсюда ясен: задача школы и воспитания в том, чтобы создать условия, благодаря которым умственное, физическое и нравственное развитие ребенка совершалось легко, радостно и свободно, как игра.

Решение этой задачи не по силам современной школе, ибо школа эта переживает период разложения и упадка; решение этой задачи в будущем, - в новой, свободной школе, в недрах которой дети найдут богатый, неисчерпаемый источник для своего развития и счастья.

 

Свободное воспитание. 1909-1910. № 12. - С. 97-104.


Ф. Корбовец*

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Некрасов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  Составитель, автор предисловия, примечаний, биографических сведений, указателя имен профессор Л. В. МАРДАХАЕВ    

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
  (…) В понятии педагогов воспитание включает в себя преподавание. Так называемая наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как

ПРОГРЕСС И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  Прогресс. (...) Благость прогресса я не признаю, пока мне не докажут ее, и потому, наблюдая явление образования, мне необходимо определение образования, и я вновь повт

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(...) Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания; правительство и общество сгорают желанием образовать народ, и, несмотря

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
  (...) Безобразные явления мнимого развития я не мог назвать хорошими и в том, что развитие ученика дурно, я тоже не мог убедиться, и потому я стал доискиваться, что такое

В ЧЕМ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ
( из беседы с народными учителями)   (...) Когда я занимался в своей школе, я поступал так: Прежде всего я прочитывал ученикам из Евангелия от Матфе

О ВОСПИТАНИИ
(В ответ на письмо Г-ой)   (...) Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних, окажутся и противоречия и неясности.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно: 1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ И ДНЕВНИКОВ
Родители, живя развратною, невоздержанною в пище, праздною, в неуважении к людям - жизнью, всегда требуют от детей воздержания, деятельности, уважения к людям. Но язык жизни, примера далеко слышен

Л.Н. ТОЛСТОГО
Жизнь человеческая должна быть руководима тем нравственным началом, которое составляет основу жизни человека и проявляется любовью.   Всем нам нужно одно: учиться жить всегда

I. Общий очерк теории свободного воспитания
(…) На теорию свободного воспитания мы можем смотреть, как на естественную наследницу всего предшествующего развития педагогической мысли, линия которого идет, начиная от Монтеня, Амоса Коменского,

IV. Осуществима ли теория свободного воспитания
(…) В трех сферах жизни практикуется над ребенком насилие: во-1-х, в области политических учреждений и установлений, вообще везде, где он фигурирует как член определенного государства (...); во-2-х

Среда как фактор нравственного воспитания
  (...) Факт, что у хороших людей, озабоченных участью своих детей, несмотря на ряд применяемых ими систематических мер, рекомендуемых современной педагогией, получаются подчас очень

Оказываемого ими на волю
  Каждое впечатление, оказываемое на нас окружающей средой, так или иначе, но необходимо отражается в конце концов и на нашей воле. Оно является не только тем материалом, который ложи

II. Что следует понимать под средою
(...) Среда - это все то, что находится вне данного индивидуума, что его окружает, среди чего он живет. В этом смысле пришлось бы назвать средою весь внешний мир, всю вселенную. И это в известной м

К которым оно приводит
(...) Установление психического взаимодействия предполагает выработку языка и способности понимать выразительные движения других, нам подобных существ. Общество существует благодаря психическому вз

Для нравственного развития ребенка
  (...) Только главным образом на почве психического взаимодействия могут создаться те могучие светлые активные идеи и чувства, которые обусловливают развитие в ребенке нравственной в

Связь педагогики с социологией
  (...) Воспитатель должен заботиться о том, чтобы среде не приходилось умерять наши идеальные порывы, чтобы сама среда, напротив, была так устроена, что толкала бы нас к добру, к пра

IV. Нормальные отношения детей и воспитателей
  (...) Ребенок и воспитатель - это две равноценные единицы. Если между ними устанавливается то общественное отношение, которое может быть названо воспитывающим общением, то это воспи

Вступление
(...) Освобождение ребенка и доставление освобожденному ребенку всех положительных данных для развития его своеобразной индивидуальности, его свободной личности, для раскрытия и наиболее полного ра

Доклад, прочитанный на Первом всероссийском съезде по-семейному
воспитанию в Петербурге 2 января 1913 года)   (...) Всякая система воспитания как система есть ограничение свободы как воспитателя, так и воспитанника. Систе

I. Права личности и общества в деле образования
О вопросах подобных тому, которому я посвящаю эту книжку, можно рассуждать с двух точек зрения, смотря по тому, какая сторона предмета, подлежащего рассмотрению, выдвигается на первый план, именно

II. Общественная школа и личное самообразование
Всякая человеческая потребность может удовлетворяться индивидуальным и социальным, т.е. коллективным способом. Независимо от того, имеем ли мы учителя или нет, мы можем учиться либо в одиночку, либ

Образования
Истинность того или другого положения определяется его фактическими или логическими основаниями, независимо от того, соответствует ли оно или нет национальным традициям или мнению большинства нации

V. Наука и политика в деле образования
(...) Всякое, исходящее из того или другого фанатизма, деспотическое навязывание учащимся абсолютных догматов находится в полном противоречии с основной целью образования - свободным развитием личн

VI. Общественный интерес в деле образования
Кроме разных вероисповеданий, национальностей, классов и партий, могущих проявлять свои интересы в вопросах воспитания и образования, в обществе существуют и другие группы, для которых школьное дел

III. Нравственное воспитание
(...) Все знают, каким опасностям подвергается масса городских и даже деревенских детей. То, что они обыкновенно видят и слышат вокруг себя, мало способствует сохранению их нравственного здоровья.

I. Первое и второе детство
(...) Очевидно, что все роды деятельности, из которых складывается жизнь, совершаются в гармоническом общении, сплетаясь теснейшим образом между собой, чему нельзя препятствовать, не тормозя общего

V. Нравственное воспитание
Переходим к воспитанию нравственному. Цель этого воспитания - познание законов, управляющих поведением, и развитие способности согласоваться с ними. Эта последняя задача представляется нес

Первое письмо
Вопрос о воспитании и образовании у нас является одним из самых важнейших, жгучих и неотложных, и нет сомнения, что правильное его разрешение отразится на всех сторонах - жизни нашей родины в смысл

Второе письмо
(...) Едва ли нужно доказывать, что главнейшая задача родителей и воспитателей в данном случае заключается в неустанной заботе о том, чтобы их родное детище обладало прежде всего крепким здоровьем,

Третье письмо
(...) В процессе первоначального воспитания человека участвует много всевозможных факторов. Влияние их крайне различно и, если можно так выразиться, как в качественном, так и в количественном отнош

Четвертое письмо
В предыдущем письме я сказал, что в ряду главнейших факторов в деле воспитания стоит режим семьи. Под последним разумею весь строй, всю совокупность условий и обстановку семейной жизни, в которой п

Ребенок в деревенской и в городской квартире
  Но вот наш новорожденный превратился уже в отрока. Он давно бросил свою детскую, в ней стало ему тесно, его потянуло в мир, к обществу, в соседние комнаты, к старшим членам семьи. (

О товариществе, занятиях и развлечениях
  Очень важную роль при воспитании играет товарищество. Стремление быть в обществе, иметь около себя соседа появляется в ребенке очень рано; но в самый первый период детства оно удовл

О религии
Дать религию и воспитать в молодом существе правильное религиозное чувство есть священнейшая и первая обязанность родителей. (...) Мне кажется, что во всяком религиозном чувстве всегда лежат две ос

Главные типы современных родителей
(...) Мои многолетние скитания по белому свету и педагогический опыт дают мне некоторое основание и материал для разделения наших родителей на несколько более или менее характерных типов.

Организация родительских кружков и союзов
(...) Жизнь и обстоятельства бывают иногда выше наших сил; под их натиском пасует часто самая твердая воля и сильная энергия. (...) Для достижения необходимой солидарности в деле воспитани

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДИСЦИПЛИНА
Перейдя к нам в Россию еще в 60-х годах, идея свободного воспитания получила, с легкой руки Толстого, особенное распространение с 1905 г. Правда, последнее время увлечение свободным воспитанием нес

И значение для педагогики
  Современная педагогика стремится рассматривать все вопросы воспитания при свете точно установленных факторов духовного развития ребенка. (...) Наиболее наблюдательные учителя давно

ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ГРАНИЦЫ
  Воспитание подрастающего поколения - это одна из труднейших проблем, которые предстоит разрешить человечеству. Вместе с тем она и самая важная. От того или иного решения этой пробле

Вместо предисловия
Общественная школа господствующего типа каждого народа и каждой эпохи отражает в себе общественно-педагогические идеи данного времени. В истории школы бывают моменты, когда искусственно задержанная

Свободная школа
Следует строго различать истинную духовную свободу от свободы внешней: политической и гражданской. Для громадного большинства людей последняя, правда, является необходимым условием и первою ступень

Организация свободной школы
Школа должна быть учреждением, созданным коллективным трудом и мыслью группы лиц, соединившихся для совместной работы над воспитанием и обучением детей. Эта группа, естественно, состоит из всех род

Учебный план
Учебный план свободной школы прежде всего должен отличаться от обычных планов существующих учебных заведений отсутствием каких бы то ни было твердо поставленных программ, обязательных для прохожден

Вторая и третья ступень обучения
Предполагая, что проектируемая свободная школа может функционировать вполне правильно только при том условии, если воспитанники ее получат правильную, т.е. свободную подготовку на первой ступени в

Воспитательное влияние школы
Человека воспитывает не одна школа или семья, а вся совокупность окружающей его жизни, и это воспитание начинается не с момента поступления в школу, а гораздо раньше - с первых проблесков сознания

Связь школы и семьи
Выше мы уже говорили о том, какое участие могут принимать родители в деле первоначальной организации училища. Связь семьи и школы не должна ограничиваться этим. Школа всеми силами должна поддержива

Общественная задача свободной школы
  Мы далеки от мысли считать, что устройство школы с такой организацией возможно в настоящее время везде и что именно такая школа должна лечь в основание организации современного обуч

ДВА ПУТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
(...) Будет ли жизнь нас, взрослых, жизнью эгоистов или альтруистов, жизнью эксплуататоров или тружеников, стремлением к нравственной чистоте или развращенности, жизнью деспотизма или самоотвержени

В ИСКАНИИ ЛУЧШЕГО
(Из записной книжки)   (…) Школа (...) должна начинать с изучения каждого ребенка, для которого она начинает работать. Надо исследовать детские силы, детские

С Е М Ь Я
Известный, весьма вдумчивый психолог Перре в труде своем о психологии детского возраста научно устанавливает, что в первые годы человеческой жизни душа ребенка усваивает гораздо больше нравственног

ВОСПИТАНИЕ И ДОГМАТИЗМ
  Догматизм уже давно осужден бесповоротно. Вместе с крушением идеологии средневековья рушились теоретические твердыни авторитета и догматизма; на их месте стали возводить свои филосо

ОТВЕТ НА ПИСЬМО МАТЕРИ
(Г-же Н.М. в Петерб.)   Физическая, умственная, а также и нравственно-чувственная сторона человека складывается определенно благодаря трем факторам. Во-первы

И ЧЕМ ЕЕ СЛЕДУЕТ ЗАМЕНИТЬ
(...) Главным недостатком учебно-воспитательной практики нашей средней школы является принцип принуждения, на котором она основывается. Внешний надзор, запись в кондуит, понижение балла по

И душевных болезней
  В чем задача воспитания? Какие цели должно оно преследовать? Что мы вправе требовать от него? Существуют бесчисленные, часто разноречивые, часто противоположные ответы на э

И образования
Идея нового воспитания и образования, основывающегося на свободном проявлении и свободном удовлетворении детских запросов в области умственной, нравственной и физической жизни, начинает выходить, т

Детский музей, как воспитатель
  Под таким заглавием в № 1 “Вестника Воспитания” появилась интересная статья О. В. Полетаевой. (...) Большая часть статьи посвящена деятельности бруклинского детского музея

БЕСЕДЫ С ЧИТАТЕЛЕМ
(...) У нас в России часто слышишь споры сторонников того или другого взгляда на идеалы воспитания. Выделяются сторонники так называемого общественного воспитания и семейного воспитания. Была пора,

Значение творчества в жизни ребенка и взрослого
(...) В первую очередь задачею школы я ставлю развитие в детях духа инициативы, творческих стремлений и интереса к знанию жизни. Чтобы школа могла послужить в данном отношении, необходимо в наше пр

К ВОПРОСУ О СВОБОДНОЙ ШКОЛЕ
(...) Успех всякой свободной школы больше всего зависит от ее организации. Учителю новой школы нужен гораздо больше организаторский, чем преподавательский талант; он должен суметь сорганизовать общ

Доклады, читанные на I Всероссийском
съезде по народному образованию)   Идея трудового воспитания выросла на почве общего и более широкого процесса демократизации школы. Правда, практическое осу

ПРАВА ДЕТСТВА
(Доклад, сделанный на I съезде по народному образованию)   (...) Природа ребенка общественна, как и все развитие его. Язык, который он усваивает путем общени

МЫСЛИ О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ
  Человек не машина. Нельзя думать о нем в том смысле, что толчки, давление извне побудят и приучат его к работе. Мы ясно видим, что получается в результате такого давления и механиче

О САМОВОСПИТАНИИ
(...) Вся ценность нашей внутренней жизни, все наше человеческое достоинство, вся полнота нашей духовной природы зависит от того, насколько мы подчиняем себе свои низменные побуждения, побеждаем их

ВИНОВНИКИ ГИБЕЛИ ДЕТЕЙ
Когда, от времени до времени, гибнут там и сям дети и юноши, - питомцы наших учебных заведений, - в печати раздаются возмущенные голоса: мечут громы и молнии на учебные заведения, убивающие детей.

УЧИТЕСЬ У ДЕТЕЙ!
Всем нам хорошо знакомы маленькие люди, которых мы зовем детьми. Мы их очень любим и только. Очень мало хорошего, разумного делаем мы для них. Все наши заботы и усилия направлены к тому, чтобы восп

ЕДИНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Отсутствие самодеятельности и взаимопомощи – вот коренное зло, от которого так страдает наше общество. Каждый из нас точно свыкся с долголетней внешней опекой, не принесшей ему никакого счастья, и

НАШ ДОБРЫЙ ГЕНИЙ
В чем тайна очищающего, облагораживающего влияния детской души на душу взрослого человека? Когда мы ласкаем ребенка, слышим его милый лепет, смотрим ему в глазки, - мы бессознательно точно

ЧУТКИЙ ДРУГ ЖИВОТНЫХ
(...) Все проявления духовной жизни, присущие человеку, - его ум, совесть, чувство, - его сердце и душа, - все это в зачаточной, первоначальной, упрощенной форме мы наблюдаем и у животных. Разница

ТАЙНА СЧАСТЬЯ
(Мысли о детях и взрослых)   (...) Дети - люди, и мы тоже люди, но, посмотрите, какая огромная разница между нами: точно мы обитатели двух совершенно различн

ВОЗМОЖНО ЛИ ПЛАНОМЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ?
(...) Наша работа представит собою одно из побудительных условий к тому, чтобы вопрос о пользе планомерного воспитания был всесторонне разработан, чтобы за такую работу взялись лица, не только не б

МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ
I   Что такое цель и задача воспитания? Очевидно, те же, что и цель и задача жизни вообще: способствование созданию хорошего, счастливого человека. Поэтому задача воспитания

О Г Л А В Л Е Н И Е
Предисловие Раздел 1. Основоположники идей свободного воспитания в России Толстой Л.Н. Воспитание и образо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги