рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Интонация

Интонация - раздел Педагогика, РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Говорящий Человек Передает Слушающему Информацию Трех Родор. Во-Первых, Мы...

Говорящий человек передает слушающему информацию трех родор. Во-первых, мы узнаем, что (о нем?) говорит человек. Это логическая, или семантическая, информация. Она передается через отбор смыслового содержания, слов, их порядка, синтаксических конструкций. Во-вторых — кто говорит, благодаря характерным индивидуальностям голоса каждого человека. Это опознавательная информация. По голосу можно определить физическое и психоэмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу часто как сказано превращается в что сказано, существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи.

О существовании опознавательной информации говорят многие лингвисты. Например, Э. Сепир отмечал: «...фонетический облик речи, быстрота и относительная гладкость произношения, длина и построение предложений, характер и объем лексики... — все это небольшая часть сложных показателей, характеризующих личность»1. Например, у каждого человека в речи есть свои излюбленные приемы подчеркивания особенно важных слов. Эти приемы нередко являются приметой «узнаваемости голоса». Артисту О. Табакову, например, свойственно создавать акцентную выделенность за счет растяжки слова с одновременным динамическим нажимом.

Голос как совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком при помощи голосового аппарата, обладает различными диапазоном, выразительностью и выносливостью3.

1 Цит. по кн.: Звегинцев В. А, История языкознания. — Т. 2. — М., 1965.-С. 191.

2 См.: Рамишвили Г, С. Автоматическое опознание говорящего по голосу.— М., 1981.

Поскольку звучащий текст отдельного человека обладает закономерностями ритмико- интонационно го строения1, мы узнаем, как он говорит, то есть с каким настроением, чувством.

Проанализируйте рассказ В.Галявкина «Не везет». Какие чувства героев скрыты в подтексте?

Текст Чувства
Однажды прихожу я домой из школы. В этот день я как раз двойку получил. Хожу по комнате и пою. Пою и пою, чтоб никто не подумал, что я двойку получил. А то будут спрашивать еше: «Почему ты мрачный, почему задумчивый?» Веселье.
Отец говорит: — Что это он так поет? Удивление.
А мама говорит: — У него, наверное, веселое настроение, вот он и поет. Неуверенность.
Отец говорит: — Наверное, пятерку получил, вот и весело человеку. Всегда весело, когда какое-нибудь хорошее дело сделаешь. Неуверенность, переходящая в радость.
Я как это услышал, так еше громче запел. Поддельная радость.
Тогда отец говорит: — Ну ладно, Вовка, порадуй отца, покажи дневник. Просьба.
Тут я сразу петь перестал. — Зачем? Удивление.
— Я вижу, — говорит отец, — тебе очень хочется дневник показать. Просьба.
Берет у меня дневник, видит двойку и говорит: — Удивительно, получил двойку и по- Удивление.

1 См.: Иванова-Лукьянова Г.Н. Ритм и ко-интонационное строение текста (функционально-стилистический аспект). —• М., 1990.

Текст Чувства
ет! Что он с ума 'сошел? Ну-ка, Вова, иди сюда1 У тебя, случайно, нет температуры'..  
— Нет у меня, — говорю, — никакой температуры... Раздражение.
Отец развел руками и говорит: — Тогда нужно тебя наказать за это пение. Гнев.
Вот как мне не везет! Грусть.

Инсценируйте текст «Не везет» В. Голявкина. Распределите роли, запомните текст, потренируйтесь в произнесении реплик в соответствии с указаниями об использовании средств выразительности.

Эмоции оказывают влияние на управление речевым общением, что возможно проследить по ряду характеристик речевого высказывания отдельного человека: звучание голоса, интонационный рисунок и др.

Эта связь наиболее заметна при анализе затруднений в управлении звучанием собственного голоса:

Состояние тревоги. Преобладание высоких частот, и на слух голос воспринимается как резкий, пронзительный, энергичный и привлекающий внимание.
Беспомощность, угнетенность и апатия. Весьма ровное распределение энергии в спектре.
Страх. Образец «падающей» кривой распределения энергии и звучит как дребезжащий, безжизненный, «пустой»
В озбужден ность. Одновременный тип распределения энергии, ему свойственна особая звучность и громкость.

Голос — индивидуальный «инструмент» человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Основной приметой голоса является его тембр. Звуковая окраска — очень тонкая и выразительная характеристика говорящего.

Ритмико-интонационное строение текста создается средствами суперсегментной фонетики: интонацией (мелодикой, движением

 

тона), паузами, логическими ударениями, темпом. Оно не является произвольным, случайным, всецело зависящим от экстралингвистических условий и личностных качеств говорящего, а определяется рядом лингвистических факторов: лексикой текста, его грамматикой, в особенности синтаксисом, актуальным членением, порядком слов, стилистикой, а также экспрессивной окрашенностью, модальностью и другими семантическими категориями текста.

Ритмико-интонационное строение текста зависит от принадлежности к тому или иному функциональному стилю речи. Это означает, что средства суперсегментной фонетики, помимо прочих функций, выполняют стилистическую функцию.

Термин «интонация» имеет два значения — узкое и широкое. В узком смысле он используется для обозначения мелодики, движения тона.

Рассмотрим текст:

Ведущей ритмообразующей единицей является фраза (= синтагма). Различают три направления тона во фразе: восходящее (вопрос-*), нисходящее (утверждение, сообщение >»), ровное (незаконченность—»). Рассмотрим предложение: Созвездие Орла состоит из трех звезд* В нем две фразы, отделенные друг от друга пограничным сигналом, паузой (|). Первая фраза Созвездие Орла выражает зависимость из-за подчинительной связи между группой подлежащего и сказуемого (второй фразы состоит из трех звезд} и незаконченность, что передается восходящей интонацией. Вторая фраза передает значение независимости и незаконченности синтаксической конструкции, что оформляется нисходящей интонацией.

Интонация в смысловыразительной роли называется интоне-мой. Указанные типы интонаций представляют собой систему интонем, т. е. единиц, различающих смысл фраз с одинаковым составом. В устной речи синтаксические значения выражаются интонационно, в письменной — пунктуационными знаками. Бели в следующих предложениях не поставить в конце пунктуационный знак, то их смысл будет не понят. Прочитайте их разными способами, чтобы интонация выразила вопрос, утверждение, незаконченность и др.

 

Выделяется интонация звательная (обращения), перечисления, пригласительная, просьбы, отказа, прощания и т. п. Например, ситуация:

Мать зовет сына.

Иду!— отвечает он, а сам никак не оторвется от занятия, которое захватило его. Приходится звать ешс раз. Бросать начатое не хочется, маль чик спешит скорее все доделать, но именно поэтому у него перестает полу чаться. Все портится, ломается, вызывает досаду. Теперь его ответ звучит:

Иду! Иду!

Как ты разговариваешь? Не груби!

А что я такого сказал?! Я же сказал: «Иду!»

Дело здесь, конечно, не в том, что сказал, а как сказал1.

Произнесите предложение «Пусть играет!» сначала так, чтобы это было разрешение продолжить игру, а затем — распоряжение начать игру.

Какая бывает интонация? Прочитайте предложения. Разбейте их на фразы. Постарайтесь выделить в каждой из них слова самые важные, а слова вспомогательные, второстепенные.сделайте едва заметными.

Смех у воспитанных людей бывает живой, непринужденный, веселый, заразительный. У невоспитанных— оглушительный, деланный, беспричинный.

1 Гольдин В. Е. Речь и этикет. — М.: Просвещение, 1983. — С. 56.

 

Представьте себе ситуацию: человек упал, не ушибся, лицо удивленное. Как определить уровень воспитанности собравшихся вокруг него людей?

Ответ, Очень просто: чем громче смех, тем ниже уровень воспитанности. Воспитанный человек подойдет и спросит: «Вам помочь?» — и протянет руку.

Широкий смысл термина, помимо интонации, включает ударение, паузы, темп, ритм, т. е. совокупность соместно действующих компонентов звучащей речи. Устный текст хотя и создается по законам языка, но является собственно речевым произведением. Интонационная оформленность складывается из интонационных свойств фраз и сверхфразовых единиц, а кроме того, характеризуется такими свойствами целого, как общий тон, темп, громкость произношения, обусловленными смысловым и эмоциональным наполнением текста, а также ситуацией его произнесения.

М. М. Бахтин отмечает: «Интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного. В интонации слово непосредственно соприкасается с жизнью. И прежде всего именно интонацией соприкасается говорящий со слушателями: интонация социальна (по преимуществу)»'.

Прочитайте четыре диалога. Чем отличаются друг от друга включенные в них предложения? Мысленно придумайте такую жизненную ситуацию, в которой возможен тот или иной диалог. Прочитайте вслух с правильной интонацией.

О— Пора? 3) - Пора.

Пора. — Пора?! 2)— Пора? 4) - Пора!

Пора! — Пора...

Основной тон высказывания ~~ сверхсегментная единица языка и речи, интонационно-звуковое средство выразительности речи, — служит для выражения как смысловых, так и эмоционально дополнительных оттенков речи. Как отмечает Т. А. Ладыженская, «...тонов может быть столько, сколько разных эмоций, разных отношений»2.

1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. — С. 78.

1 Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. — М.: Педагогика, 1975. — С. 90.

 

Тон речи создается не только тембром или мелодикой звучания, но и всем комплексом фонетических средств (тембр голоса» высота тона и ее движение в слове, длительность ударного гласного, удлинение согласного ударного слога, посложнее произношение, темп, громкость и др.)1.

В высказывании может быть несколько мыслей, несколько видов интонаций* их подчеркивающих, но основной тон один, и он как бы накладывается на звучание всех остальных интонационных компонентов.

В зависимости от нашей цели, нашего настроения, от содержания и основной мысли высказывания мы одно и то же можем сказать разным тоном. По тону речи легко угадывается, уверен ли в себе говорящий или не уверен, убежден в том, о чем говорит или нет, верит сам себе или нет. Основной тон высказывания является сложным средством выразительности и в то же время главным средством для выражения чувств говорящего, его намерений.

Попробуйте произнести слово «пришла» с выражением угрозы, радости, восхищения, негодования, удивления, нерешительности. Пусть ваши слушатели попытаются определить то настроение, которое вы хотели передать голосом. Это задание поможет вам проверить, хорошо ли вы владеете интонацией.

Прислушайтесь к себе, к своим товарищам — как звучит ваш голос, когда вы читаете что-нибудь вслух или рассказываете дома, в классе. Громко или слишком громко? Убедительно или неубедительно? Все ли понятно слушающим? Запишите свои наблюдения в читательский дневник.

Представьте себе ситуацию: вас спрашивает товарищ (подруга), с которым вы днем рассорились: «Ты на меня сердишься?» Передайте интонацией, что вы не сердитесь, затем — что вы уже не сердитесь на него, отвечая: «Нисколько».

Произнесите предложение «Сегодня мы идем на каток» с вопросительной (утвердительной, требовательной, отрицающей, мечтательной, деловой, радостной и т. п.) интонацией.

Сделайте слово «Саша» добрым, а потом сердитым, а затем робким. Каким ситуациям общения будет соответствовать каждая из интонаций?

«Я надеюсь, что с ним ничего не случилось». Передайте свои размышления медленной и спокойной речью. А теперь п окажи-

J См.: Матусевич М. И. Современный русский язык: Фонетика. — М.: Просвещение, 1976. — С. 275—277.

Ill

 

те тревогу. Какой темп речи вы используете во втором случае? Будет ли он отличаться от первого варианта речи?

Ответ: Чувство тревоги обычно сопровождается более быстрым темпом произношения.

Другим компонентом интонации является громкость. Громкость речи определяется через силу или интенсивность звука.

В речевом общении этим важным коммуникативным средством многие школьники пользуются бессознательно и неразумно. Нередки случаи, когда общение ведется на повышенных тонах по привычке, без особой нужды. Такая крикливость неприятна собеседникам и мешает им эффективно воспринимать речь говорящего. Говорящий не может воспользоваться усилением громкости как средством выразительности и выделения более важного в объясняемом явлении или в пересказываемом случае.

Обратное явление — тихое звучание, которое заставляет собеседника напрягать слух, что приводит к ослаблению внимания, к быстрой утомляемости и потере интереса к содержанию речи говорящего.

Логическое ударение — выделенность слова, обусловленная особой семантической или эмоциональной значимостью.

1. Прочитайте, правильно расставляя логическое ударение в первой части предложения.

Ли это сделал или кто другой? Ты это сделал или что-то другое? Ты это сделал или не сделал?

2. Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом.

...? —_Д это стихотворение вчера выучил. -•-? — Я это стихотворение вчера выучил. -..? — Я это стихотворение вчера выучил. ...? — Я это стихотворение вчера выучил. ...? — Я это стихотворение вчера выучил.

Выполнив упражнение, сделайте вывод.

Логические ударения в письменном и звучащем тексте — явления не вполне однозначные; они противопоставлены по средствам обозначения, способу передачи и количеству. В письменном тексте логическое ударение осуществляется графическими способами (шрифты, разрядка и др.), порядком слов, с помощью слов-указателей и частиц (именно: как раз: не только, но и...: даже и др.).

В звучащем тексте выделенность слов создается не только ударением, но и различными просодическими средствами: увели-

 

чением длительности слова, усилением и ослаблением голоса, психологической паузой («Он та-а-кой маленький!», «Где же ты пропадал?», «Как ты можешь так... бессердечно!*).

По способу выделения логические ударения делятся на стилистически нейтральные и окрашенные. При стилистически нейтральном способе выделения лишь дается указание на выделенность. Такие слова, по мнению К. С. Станиславского, служат указательным пальцем, отмечающим самые важные слова в тексте. Например:

В приветствии выражено пожелание / долгих дет жизни. / доброго здоровья и дальнейших творческих успехов (диктор ТВ).

При стилистически и экспрессивно окрашенных способах выделения, помимо указания на выделенность, привносятся различные оттенки смысла, стиля (усиление или ослабление голоса, замедление или ускорение произношения слова, изменение тембра, выделение слова с помощью психологических пауз).


3. Проанализируйте стилистическую роль ударений в звучащем тексте, используя следующие показатели: общее количество логических ударений, количественное соотношение стилистически нейтральных и окрашенных способов и указание на то, какие из окрашенных способов выделения и в

 
 


каком количестве употреблены в данном тексте.

 

Индивидуальные способы передачи логических ударений рассматриваются как проявление особенностей речи говорящего. У каждого человека в речи есть свои излюбленные приемы подчеркивания особенно важных слов. Эти приемы нередко являются приметой узнаваемости «голоса» того или иного человека по телефону. Более рельефно манера выделения логических ударений заметна в речи известных актеров. У Михаила Ульянова, например, логические ударения создаются сильной растяжкой ударного гласного, выделенного еще типично «ульяновской» интонацией (характерной долготой выделенного слова).

Пауза — пограничный сигнал, отделяющий друг от друга фразы и предложения. Обычно под словом «пауза» понимаются два явления: реальный перерыв в звучании и смена тона на межфразовой границе. Характер паузы определяется двумя моментами: местом возникновения и продолжительностью.

Различаются грамматические и неграмматические паузы. Грамматическая пауза — пограничный сигнал, разделяющий фразы, обладающие смыслоразличительной способностью («Казнить / нельзя / помиловать»), «Читающий должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителем. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста», — писал Н. И. Жинкин1. Эту же мысль подчеркивает А. Н. Гвоздев, когда пишет, что «было бы нелепо разбивать паузами семантически связанные слова: «Вчера часам / к пяти легкая / зыбь почти / улеглась»2.

4. Объясните смысл постановки паузы в следующих предло жениях: ;

(

1 Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся 3—7 классов // Известия АПН РСФСР. — М., 1956. - Вып. 78.

2 Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. — М., 1958.-Ч. 2.

114 '

 

Грачи улетели.-

Хлопотливые грачи / улетели на юг.

И нищий наездник / таился в ущельи.

Вдруг поднялся невообразимый шум. Затеу снова все смолкло.

Вечерами мы читали сказки.

Долгими зимними вечерами мы читали сказки.

На краю дороги / одиноко стоял / большой дуб.

Грамматические паузы образуются лишь в местах, предназначенных для членения речи самой системой языка: это может быть смена тона, перерыв в звучании.

Грамматические паузы делятся на реальные (граница членения с перерывом звучания) и нереальные (граница членения без перерыва звучания). Как реальные, так и нереальные паузы стилистически нейтральны. Нереальные грамматические паузы, снимая временные интервалы, деформируют темповую однородность текста.

По своей продолжительности реальные паузы бывают короткие, средние, длительные. Так, в разговорной речи чаще используются короткие паузы. Преобладание длинных пауз на фоне нейтральных говорит о торжественном, возвышенном характере текста, а также об официальности заявления или сообщения.

Паузы, не совпадающие с границами фразового членения, называются неграмматическими. Это реальные остановки в звучании в местах, не предназначенных для пауз: разного рода остановки в речи, когда говорящий обдумывает фразу, подыскивает или вспоминает нужное слово. Их называют паузами колебания, Они являются результатом неподготовленности высказывания:

А. Учить? В по,.. В последний месяц совсем мало (смеется) / честно говоря // Потому что весна... в обшем времени не хватает / (пауза) совершенно //

Б. Ну... ну/да... любовь//

А. Да нет//автоклуб... и все...такое//

Б. Трудно//

Среди неграмматических пауз различаются непреднамеренные (паузы колебания, или хезитации) и образуемые сознательно (дикторские паузы). Признак спонтанности речи, передаваемый этими паузами, соответствует таким понятиям, как неподготовленность речи, неуверенность или волнение говорящего. Паузы хезитации выполняют еще и фатическую функцию. Эти паузы несут с собой стилистическую окраску сниженности, разговорности. Не грамматические паузы проявляются толь-

 

ко в звучащем тексте; места таких пауз в письменном тексте не определяются.

Неграмматические преднамеренные паузы могут быть связаны со смыслом {психологические) и не связаны с ним (дикторские).

Психологические паузы служат для выделения слов, несущих дополнительную нагрузку, они усиливают значение отдельных слов. «Если без логической паузы речь безграмотна, — писал К. С. Станиславский, — то без психологической она безжизненна (...) Логическая пауза служит уму, психологическая — чувству». По сути это эмоциональная интерпретация текста.

Особенностью дикторской манеры чтения является сочетание дикторских пауз с грамматическими нереальными — так создается временное равновесие текста: время, отнятое нереальными паузами, восполняется за счет дикторских.

Темп речи характеризует скорость ее протекания во времени, ускорение или замедление, обусловливающие степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости. Быстрый темп (скороговорка) заставляет слова выступать в редуцированных формах, например [здрас'т'ь] вместо «здравствуйте», [Сан Санъч] вместо «Александр Александрович». Медленным называется темп, при котором слова выступают в полных формах. Прерывистый темп характеризует отрывистую речь, резко разделяющуюся на короткие отрезки.

Средний темп — 70—80 слов в минуту, замедленный — 50— 60, ускоренный— 90—120.

Разные типы произношения (по Л. В. Щербе) имеют прямое соотношение с темпом: нейтральный стиль — средний темп, полный — замедленный, неполный — ускоренный.

С точки зрения восприятия темп воспринимается не впрямую. Человек воспринимает не собственно темп, а его изменчивость.

Величина темпа складывается из времени говорения и времени молчания.

 

Темп зависит и от интонации: так, ускоренный темп вызывает понижение тона, а замедленный— повышение. Ускоренный темп связан также с понижением громкости, а замедленный — с ее повышением.

Темп связан и с логическим ударением. Если текст перегружен логическими ударениями, то его темп замедляется. Эмоционально окрашенная фраза звучит длиннее, длительность зависит от содержания. Слова «долгие годы» звучат медленнее, чем «в одно мгновенье».

Основное назначение темпа отделять важное от второстепенного: все важное в речи произносится в медленном темпе, неважное — в убыстренном. С помощью темпа речи мы выражаем наши чувства. Темп ускоряется при радости, бодрости, гневе и замедляется при подавленности, инертности, раздумьи.

Ритм лежит в основе всей жизнедеятельности человека: работа сердца, дыхание, смена дня и ночи, труда и отдыха и т. д. Поэтому нарушение ритма обычно воспринимается как событие неприятное и опасное.

Человеческая речь тоже ритмична. Мы способны различить речь с высокой и низкой степенью ритмичности (это и есть ее показатели).

Ритм — регулярное чередование однотипных явлений: ударных и безударных слогов, молчания и говорения, восходящего и нисходящего движения тона. Кроме фонетических аспектов ритма, выделяются и аспекты семантики: чередование тем, образов, ассоциаций.

Стремление к ритмичности привело человека к созданию песен и стихов. Основной единицей стихотворного ритма является слог, мерилом же прозаического ритма, кроме слога, является более крупная фонетическая единица — фраза. Например:

Да, конечно, каждый молодой и старый, встречая весну, должен думать, что, может быть, это его последняя весна и больше он к ней никогда не вернется.

(М. Пришвин)

Текст воспринимается как ритмичный, в нем мало перебоев, которые создаются либо соседством ударений, либо большим скоплением безударных слогов. Признаком ритмичности является спокойное и плавное звучание: фразы почти одинакового объема следуют друг за другом.

Как упоителен, / как роскошен / летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, / когда полдень блещет в тишине и зное, /

 

и голубой, неизмеримыйокеан, / сладостным куполом нагнувшийся над землею, / кажется, заснул, / весь потонувши в неге, / обнимая и сжимая прекрасную / 6 воздушных объятиях своих'

(Н. Гоголь)

Цифровое выражение текста: 223; 541242333. Итоги рассмотрения интонации речи можно выразить в таблице 4, показывающей, чему необходимо учить младших школьников.

Таблица 4

Понятия Формируемые умения
1. Ритм и ко -интонационная структура текста — совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи. 1. Умение строить высказывание, приспосабливаясь к условиям общения. Умение слушать собеседника (понимать смысл говоримого, становиться на точку зрения говорящего). Умение анализировать интонационные особенности говорящего. Умение пользоваться интонационными возможностями в собственной устной речи.
2. Движение тона (восходящий, нисходящий, ровный). 2. Умение определять основной тон высказывания и замечать дополнительные оттенки эмоций. Умение выражать тоном необходимые чувства, настроения и отношения.
3. Тон (спокойный, взволнованный, равнодушный, заинтересованный, неуверенный и т. п.)- 3, Умение выражать вопрос, утверждение, незаконченность.
4. Громкость (нормальная, слишком тихая, слишком громкая). 4. Умение характеризовать громкость речи в соответствии с условиями общения. Умение пользоваться громкостью, ее усилением как средством выделения главного в речи.
5 Логическое ударение (усиление или ослабление голоса, произнесение слова по слогам; удлинение ударного гласного). S. Умение распознавать выделенные логическим ударением слова.
6. Паузы (реальные или нереальные, сознательные или несознательные). 6. Умение определять уместность и характер пауз. Умение пользоваться различными видами пауз.
7. Ритм (плавный, ровный или неровный, «рваный»). 7. Умение описывать ритм речи. Умение пользоваться ритмом для эффективности общения.
8. Темп (быстрый, слишком быстрый, медленный, слишком медленный, нормальный). 8. Умение определять свойства темпа в соответствии с условиями общения. Умение ускорять или замедлять речь для придания ей выразительности.
9. Невербальные средства общения и речевой этикет. 9. Умение выражать эмоции известными интонационными средствами.

Наиболее эффективной формой работы, тренирующей детей в использовании особенностей устной речи, является инсценирование. Дети под руководством учителя размечают какой-либо текст, указывая, как использовать средства выразительности. Затем дети распределяются по ролям (несколько человек готовятся выступить в одной и той же роли), запоминают текст и тренируются в произнесении реплик в соответствии с указаниями.

Задания и вопросы

1. Изучите невербальные средства общения путем наблюдения за коммуникацией различных собеседников. Например, выберите несколько пар и последовательно зарегистрируйте элементы невербальной коммуникации между ними по следующей схеме:

  1-я пара 2-я пара
Объекты наблюдения 1-й собесед- 2-й собесед- 1-й собесед- 2-й собесы-
Особенности визуального контакта        
Дистанция между говорящими        
Позы        
Ориентация тела        
Лицевая экспрессия       1
Жесты        

 

Наблюдение следует проводить одновременно с записью, продолжительность — время общения. Затем в спокойной обстановке приведите в порядок записи, сравните характеристики двух выбранных пар в целом, опишите сходство и различия в стиле их взаимодействия и сделайте вывод о коммуникативной компетентности собеседников.

2.Подготовьте сообщение о результатах своего эксперимента, включая мысли и чувства, которые возникли у вас при его проведении.

3.Прочитайте вслух текст. Для того чтобы чтение было хорошо воспринято аудиторией, оно должно быть логически выразительным. Известно, что в долговременной памяти человека сохраняется не все услышанное, а лишь основной смысл. Следовательно, перед чтением необходимо сделать логический анализ текста, выявляя развитие главной мысли и отмечая то, что наиболее существенно для понимания и запоминания. Все это отметьте на страницах текста различными подчеркиваниями и знаками. При чтении вслух выделяйте отмеченные в тексте части, фразы, выражения или даже отдельные слова, в зависимости от их важности, используя замедление или ускорение темпа речи, паузы, усиление или ослабление голоса, повышение его или понижение.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Недавние исследования объясняют это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое — управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью Связи управления перекрещиваются так, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большому контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на ней труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции отчетливо выражены на левой стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения Особенно экспрессивны губы человека. Всем известно» что плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые губы — сомнение или сарказм, Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же самое время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаше, чем жители северных районов.

 

Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиниться. Л улыбка с опущенными бровями выражает превосходство.

Лицо экспрессивно отражает чувства, поэтому говорящий обычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица. Например, когда кто-либо случайно сталкивается с вами или допускает ошибку, он обычно испытывает такое же неприятное чувство, как и вы, и инстинктивно улыбается, как бы выражая тем самым вежливое извинение Такав улыбка может быть В определенном смысле «заготовленной» и потому натянутой, выдавая смесь беспокойства и извинения.

Прочитайте вслух текст. Внимательно следите за пометками, сделанными вами. Пользуясь изменениями темпа речи, силы голоса, паузами, передайте то, что обозначено пометками. Чтение запишите на магнитофонную ленту. Прослушайте запись и проверьте, насколько вам удалось логически выразительно прочесть текст.

4. Прослушайте лекцию преподавателя и сконструируйте часть его сообщения с использованием произвольной (но естественной для каждого) мимико-жестикуляционной программы.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На сайте allrefs.net читайте: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Интонация

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Чтобы полноценно общаться, — пишет А. А. Леонтьев, — человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях обще

Понимание
  Процесс коммуникации строится на спонтанно развивающемся общении, т. е. на эвристической деятельности говорящего — слушающего. Спонтанная речь подчинена смыслообразованню (

Приемы понимания речи
По своей природе вопрос есть особая форма мысли, стоящая между знанием и незнанием, представляющая переход от незнания к знанию. Например: «Почему корабль не тонет?» — спрашивает ребенок. В

Говорение
  Говорение — процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания (по Н. И. Жинкину). В речевом акте говорения одновременно присутствуют три аспекта: 1) про

Слушание
  Слушание — смысловое восприятие устного высказывания, активный мыслительный процесс, направленный на смысловую переработку речевых сообщений. В системе механизмов слуш

Образец вывода
1) Школа № 625 (Москва), учительница начальных классов П. (стаж 15 лет). Жесты и мимика — естественные элементы ее доведения. Диапазон движений учительницы ограничен, пользуется

Образец выполнения работы
Тип сообшения Вербальная часть Невербальная часть 1 . Почему ты опоздал? Вопрос.

ВИДЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
В связи с особенностями ситуации общения А. А. Холодович выделяет пять признаков речевого поведения человека3: 1.По положению собеседников в пространстве и во време

РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ ПО ХАРАКТЕРУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕНИЯ
Монологический и диалогический тексты различаются между собой как с точки зрения структуры, лежащей в основе речевой ситуации, так и с точки зрения действующих в них закономерностей текстообр

Полилог
Полилог — форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Полилог часто приобретает форму гр

Монолог
Монолог (от греч. monos — один, logos — слово, речь) — компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или другим (речь от первого лица), в отличие ох

Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы методики. — Л., 1947.
Диалогическая речь Монологическая речь Непосредственная контактность. Зависимость реплики каждого партнера от речевого поведения

Анализ устного высказывания
Заметили ли вы: При оценке устных выступлений учитывайте главное — подготовленность выступающего (прерывистость, растягивание

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги