рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГЛОССАРИЙ

ГЛОССАРИЙ - раздел Педагогика, Педагогики Абстрагирование– Мысленное Выделение Некоторых Признаков Пре...

Абстрагирование– мысленное выделение некоторых признаков предмета, первый шаг к образованию понятий. Абстракция – это более бедный содержанием термин, чем понятие.

Агностицизм – учение о существовании недоступных познанию вещей

Аксиология – учение о ценностях.

Аналитическая философия – направление западной философии XX века, сводящее философию к анализу употребления языковых средств и выражений, толкуемому как подлинный источник постановки философских проблем. Этот анализ в аналитической философии рассматривается в качестве единственно правомерного метода философского исследования и направлен на то, чтобы выявить действительные ситуации употребления языковых средств, порождающих философские проблемы. Его цель состоит в том, чтобы показать, что не существует реальных философских проблем, а соответствующая проблема, выступающая как философская, является либо псевдопроблемой, либо носит логико-лингвистический характер, либо предполагает конкретное содержательное исследование.

Антиномия– противоречие между двумя положениями, каждое из которых соответствует теории.

Апория – непреодолимое противоречие при разрешении проблемы.

Апостериори – знание на основании опыта.

Априори– знание, предшествующее опыту.

Атрибут –необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.

Верификация– установление достоверности высказываний опытным путем.

Воля – способность человека к усилиям, достаточным для достижения цели.

Волюнтаризмобъявляет волю высшим принципом бытия.

Герменевтика – истолкование, понимание текстов, первоначально искусство толкования иносказаний; способ философствования, центром которого является процесс понимания.

Гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности универсума, бытия.

Гносеология – философская теория познания. В западной философии вместо этого термина используют термин эпистемология.

Дедукция – выведение новых понятий логическим путем, от общего знания к частному.

Детерминизм – философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью и обусловливают друг друга. Причина, обусловленность бесконечна: не может быть ни первой (беспричинной) причины, ни последнего (беспоследственного) следствия.

Диалектический детерминизм исходит из признания многообразия типов причинных связей в зависимости от характера закономерностей, действующих в данной сфере явления.

Доказательство – обоснование истинности высказывания

Дуализм – признание двух несводимых друг к другу начал.

Закон – категория, отображающая существенные, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями реального мира. Материализм исходит из признания объективного характера законов природы и общества, не зависящего от воли и сознания.

Законы диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон отрицания отрицания; 3) закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот.

Западники – направление русской антифеодальной общественной мысли 1840-х годов (А. Герцен, В.Белинский, Н. Чернышевский, Н. Огарев, К. Кавелин, Д. Писарев, Н. Добролюбов, И. Тургенев, И. Панаев, П. Анненков и др.) В полемике со славянофилами о путях социально-экономического развития России связывали будущее России с усвоением исторических достижений стран Западной Европы. Вместе с тем у них имелись различные точки зрения на социально-политические проблемы, эстетику, на атеизм и материализм.

Идеализм есть философское воззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле.

Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.

Индукция – форма мышления, целью которого является выведение общего правила.

Категория – в философии общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и организующими принципами процесса мышления, категории воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщей и наиболее концентрированной форме.

Качество – философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других.

Количество – категория, отображающая общее и однородное в качествах вещей и явлений, благодаря чему они оказываются сравнимыми. Поскольку качество находит свое выражение в свойствах, постольку сравнивать количественно можно только лишь одинаковые свойства (вес тел, их объем, температуру и т.д.)

Концептуализм – учение об универсалиях, согласно которому последние не обладают самостоятельной реальностью, а лишь отдельные вещи, однако универсалии приобретают реальность как понятия в сфере мышления.

Космоцентризм– учение, согласно которому Космос является некой проекцией человеческого общества или живой природы, мир человека и мир природы сливаются в гармоничное и упорядоченное единство.

Майевтика – искусство определять понятия при посредстве наведения собеседника на смысл.

Материализм – философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя.

Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира. В истории философии термин «метафизика» нередко употреблялся как синоним философии.

Механистический детерминизм трактует все многообразие причин лишь как механическое взаимодействие, не учитывая качественного своеобразия закономерностей различных форм движения. Отрицая объективный характер случайностей, он ведет к фатализму.

Мировая душа – движущее начало Космоса, иерархически находящееся между бестелесным миром и созидаемыми ею чувствами

Модус – 1) свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута – неотъемлемого свойства предмета; 2) в логике – разновидность силлогизмов, определяема я формой (количеством и качеством) посылок и заключения.

Монада – мельчайший духовный элемент бытия, непрерывно изменяющийся, обладающий активностью и самостоятельностью, способностью страдания, восприятия и сознания. По Лейбницу, имеет три вида.

Монизм – философские учения, признающие основой всего существующего одно начало (материю, дух, вещество, Бога)

Необходимость – это такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существенных свойств, взаимоотношений этих явлений.

Неопозитивизм– одно из основных направлений западной философии XX века. Неопозитивизм претендует на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки, - роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и др.

Отрицает возможность философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе знания особые функции, которые не осуществляются специально-научным знанием.

Объединяет ряд школ: логический позитивизм, лингвистическую философию, аналитическую философию.

Номинализм – отрицание объективного существования, универсалии (общее) существуют только в человеческом разуме.

Онтология– учение о бытии.

Пантеизм – философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают.

Патристика – совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II – VIII века (так наз. отцов церкви)

Позитивизм– направление в философии, исходящее из того, что только положительные, конкретные науки могут дать настоящее знание, тем самым умаляется специфика собственно философского знания, или это знание уподобляется конкретно-научному, позитивному знанию.

Понятие– результат обобщения, выделения общих признаков изучаемых явлений, позволяющий отделять эти явления от других.

Прагматизм – течение философии, согласно которому задача философии заключается в организации социального бытия в целях улучшения образа жизни людей, их бытия в мире. Истинны те идеи, концепции и теории, которые результативно-выгодны, ведут к достижению прагматических целей. Представители течения – Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи.

Противоречие диалектическое - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Выражая сущность закона единства и борьбы противоположностей, противоречие занимает центральное место в диалектике.

Сенсуализм – метод познания, согласно которому знание выводится из деятельности органов чувств, сведение элементов в сумму при помощи чувственного знания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. Видные представители материалистического сенсуализма - Гассенди, Т. Гоббс, Д. Локк, идеалистического сенсуализма – Дж. Беркли, Д. Юм.

Силлогизм – форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух высказываний (посылок) следует новое высказывание (заключение).

Славянофилы – течение русской философии, выступавшее с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского. Самобытность России, по мнению славянофилов – в отсутствии в ее истории классовой борьбы, в поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве. Такие же особенности они усматривали и у зарубежных славян, откуда и название течения, данное им западниками. Видные представители течения: А. Хомяков, И. Киреевский, И. Аксаков, К. Аксаков, Ю. Самарин. К ним примыкали писатели и поэты В. Даль, Ф. Тютчев, А. Григорьев, Н. Языков, историки Ф. Буслаев и В. Григорович.

Случайность – это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть; может произойти так, но может произойти и иначе.

Структурализм – философский подход, в основе которого лежит идея структуры, т.е. порядка, упорядоченного расположения, устойчивого способа организации системы и ее внутренних отношений; как философский подход противоположен атомизму.

Субстанция – вещь в сверхприродном смысле; сущее, самодостаточное в отличие от отношений, свойств и функций, которое является началом и причиной всего.

Сциентизм – абсолютизация науки, особенно естествознания, как единственного образца собственно научного способа осмысления сущего.

Рационализм– философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм как метод противостоит иррационализму и сенсуализму. Основной вклад внесли Декарт, Спиноза, Лейбниц, Мальбранш.

Реализм средневековый – учение о существовании универсалий (общего) как в виде концепций о трех видах существования (до вещей, в вещах и после вещей), так и в виде концепции……..

Релятивизм – методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Релятивизм проистекает из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений, из отказа от признания преемственности в развитии знания, преувеличения зависимости процесса познания от его условий.

Схоластика – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением первенству теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Господствовал в Европе в средние века.

Телеология – воззрение, согласно которому все в природе устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных целей.

Теодицея– оправдание Бога.

Трансцендентальное – то, что способствует объяснению возможности априорного знания.

Феноменология – учение о феноменах, или возникающих в сознании смыслах предметов. Согласно Э. Гуссерля, внешний мир дан субъекту в потоке феноменов и философ должен строить свои выводы исходя из этого факта. Во время анализа должно воздерживаться от суждений о внешнем мире, в своих стремлениях изучать феномены философ имеет дело и с внешним миром, и с внутренним миром человека.

Философия жизни – иррационалистическое философское течение XIX – XX века ставящее в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Имеет несколько разных направлений: биолого-натуралистическое (Ф.Ницше, Клагес, Т. Лессинг), историцистское (Дильтей, Шпенглер, Зиммель, Ортега-и-Гассет), пантеистическое (Бергсон)

Экзистенциализм – одно из главных направлений западной философии XX века, для которого характерна антропологическая ориентация: в центре его внимания – проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности. Представители направления: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, М. Бубер. Духовные истоки в философии жизни. Экзистенциалисты различают бытие и существование: бытие относится к окружающей человека природе и обществу, существование – к внутренней жизни человека, индивидуальному «Я». Индивид – это страдающее существо, заброшенное во враждебный и холодный мир.

Эмпиризм –направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта. Либо сведено к нему. Эмпиризм близок к сенсуализму. В противоположность рационализму в эмпиризме рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.

Эмпириокритицизм – философский метод познания, субъективно-идеалистическое течение, исходящее из посылки, что истинное познание может быть получено из критики опыта.

Эпистемология – то же, что теория познания.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Педагогики

УТВЕРЖДАЮ... Заведующий кафедрой... педагогики...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГЛОССАРИЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СЕМИНАР №1
Философские категории бытия и материи. – 2 часа Цель семинарского занятия:изучить философские проблемы бытия и категории развития материи, основы диалекти

Философия познания. - 2 часа
Цель семинарского занятия:Разобраться в основных проблемах теории познания и изучить основные концепции. Основные понятия:гносеология, эпистемология, чувс

СЕМИНАР №3
Человек как объект философской антропологии. – 2 часа Цель семинарского занятия:Рассмотреть человека как объект философского анализа.

СЕМИНАР № 4
Философия культуры и цивилизации. - 2 часа Цель семинарского занятия:Понять различия культуры и цивилизации, усвоить современные проблемы

СЕМИНАР № 5
  Философия общества. – 2 часа Цель семинарского занятия:Рассмотреть основные философские учения об обществе и его развитии.

СЕМИНАР № 6
  Философия политики – 2 часа Цель семинарского занятия:Изучить философские концепции политики и политического развития. Ос

Философские парадигмы и научные революции
Цель семинарского занятия:Разобраться вфилософских парадигмах и сущности научных революций Основные понятия:нормальная наука, верификация, исследовательск

СЕМИНАР № 8
Отношения человека и техники как философская проблема – 2 часа Цель семинарского занятия:Разобраться вфилософских подходахк общественнымпроблемам, связанн

Философские проблемы современного информационного общества. - 2 часа
Цель семинарского занятия:Ознакомиться с философскими взглядами на проблемы современного общества, связанные с распространением и владением информацией в мире. Осн

Текущий рейтинг формируется в ходе текущего контроля, виды которого представлены в таблице (технологической карте)
Виды текущего контроля (2 семестр) Минимальный балл Максимальный балл Обязательная часть    

Знаниями сущности процесса развития и т.д.
Также автоматически положительная оценка по разделам курса «Социология» выставляется, если с учетом работ, сверх предусмотренных основной программой освоения курса, студент набрал св

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
  ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» 1. Философия как специфическая форма духовной активности человека. 2. Основной вопрос философии. Материали

Темы заданий для самостоятельной работы
1. С позиции современной психоаналитической философской традиции проанализируйте развитие российского общества в период с 1989 по 2001 гг. 2. С позиций западного экзистенциализма дайте оце

Темы для самостоятельного изучения.
  1. Социальная философия и ее основная проблематика. 2. Этика как раздел философского знания. 3. Философия науки. 4. Философия Ренессанса. 5. Запа

Мысль о том, что Боги бессмертны и блаженны, в силу чего никак не влияют на человеческую жизнь, принадлежит
§ Эмпедоклу § Эпиктету § Эпикуру § Эроту 18. Идея о том, что материя неизбежно стремится к превращению в хаос и поэтому необходима внешняя нематериальная

Идея, по которой мы видим мир только в масштабе собственного восприятия, называется
§ эвдемонизмом § рационализмом § субъективизмом § интуитивизмом 4. Гносеология – это § философская идея § особенность мышления

Идея о том, что видимое нами отчасти или полностью не совпадает с подлинной реальностью, принадлежит
§ Платону § Пармениду § Гераклиту Ксенофану 12. Схоластика – это § направление в древней философии § синоним средневековья

В эпоху Возрождения представления о Боге были по преимуществу
§ монотеистическими § теологическими § антропоцентристскими пантеистическими 16. Индукция – это § учение Фрэнсиса Бэкона § раз

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Какие бы новые технологии обучения, основанные на применении компьютеров, мультимедиа, аудиовизуальных материалов ни применялись в обучении, все же основным, наиболее эффективным методом обу­чения

Реферирование литературы
Для всестороннего знакомства с литературой по избранной теме суще­ственное значение имеет подготовка реферата. Реферат – это изложение в письменной форме содержания книги, статьи, научной рабо­ты.

Библиографическое оформление самостоятельных работ
Библиографическое описание представляет собой совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по установлен­ным правилам и предназначенных для идентификации и общей характе­ристики

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги