Реферат Курсовая Конспект
Универсальные свойства демократии - раздел Педагогика, Объект и предмет политической науки Специфика И Уникальность Демократического Устройства Власти Выражаются В На...
|
Специфика и уникальность демократического устройства власти выражаются в наличии у нееуниверсальныхспособов и механизмов организации политического порядка. В частности, такая политическая система предполагает:
- обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства;
- систематическую выборность основных органов власти;
- наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства;
- абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти (конституционализм);
- профессиональный характер правления элит;
- контроль общественности за принятием важнейших политических решений;
- идейный плюрализм и конкуренцию мнений.
Действие таких всеобщих способов формирования власти предполагает наделение управляющих и управляемых особыми правами и полномочиями, важнейшие из которых связаны с действием механизмовпрямой, плебисцитарной и представительной демократии. Так, прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессах подготовки, обсуждения, принятия и реализации решений. В основном такие формы участия используются тогда, когда от граждан не требуется какой-либо специальной подготовки. Например, такие формы участия во власти широко распространены при решении вопросов местного значения, проблем, возникающих в рамках самоуправления, урегулирования локальных конфликтов.
Близка по значению к данной форме власти плебисцитарная демократия, которая также предполагает открытое волеизъявление населения, но связана только с определенной фазой подготовки решений, например, одобрением (поддержкой) или отрицанием вынесенного руководителями государства или группой граждан проекта закона или какого-то конкретного решения. При этом результаты голосования не всегда имеют обязательные, правовые последствия для структур, принимающих решения, т.е. могут только учитываться правящими кругами, но отнюдь не предопределять их действия.
Представительная демократия является более сложной формой политического участия граждан. Она предполагает опосредованное включение граждан в процесс принятия решений через их представителей, выбираемых ими в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, профсоюзы, движения). Эти механизмы в основном и составляют структуру демократического правления. Однако главная проблема представительной демократии связана с обеспечением репрезентативности политического выбора, т.е. с созданием условий, при которых выбор тех или иных лиц соответствовал бы настроениям и интересам населения. Так, при мажоритарных системах голосования могут создаваться значительные преимущества партиям, которые победили своих соперников с незначительным отрывом. Например, в России на думских выборах 1996 г. голоса около 40% избирателей, которые в совокупности были отданы объединениям, не преодолевшим 5%-ный барьер, были перераспределены в пользу партий, прошедших в парламент и получивших тем самым дополнительные голоса (в том числе за счет партий, придерживавшихся прямо противоположных позиций). Это и породило известную нерепрезентативность политического состава Государственной Думы, сказавшуюся в итоге на политическом характере парламента и, как следствие, на выработке государственной политики.
Универсальные свойства современной демократии относятся не только к ее важнейшим институтам и механизмам, но равно и к идейным основаниям власти. Современный опыт политического развития показывает, что единственным средством предотвращения перерастания демократии в ту или иную форму диктатуры является подчинение деятельности ее институтов власти ценностям, утверждающим приоритет прав и свобод индивида. В конечном счете, именно такая ориентация деятельности институтов власти предотвращает использование выборов и других демократических процедур для создания политических преимуществ отдельным (социальным, этническим и др.) группам населения или силам, заинтересованным в сломе демократических порядков. Наличие подобных идейных оснований функционирования государственных институтов цементирует все здание демократии, позволяет характеризовать ее как особый тип политической системы, обладающей качественными (в отличие от тоталитаризма и авторитаризма) отличиями в организации власти и выполнении необходимых общественных функций.
Политическая система, построенная на этих принципах, не несет никаких ограничений для многочисленных национальных моделей демократической организации власти, которые могут иметь многообразные различия, обусловленные цивилизационной спецификой, традициями народов, теми или иными историческими условиями и обстоятельствами. В этом смысле могут существовать образцы как западной (Великобритания, Германия, США), так и восточной демократии (Индия, Япония), в условиях которой в деятельности институтов власти сложилось различное соотношение между индивидуалистическими и коллективистскими ценностями. Однако данным странам присущи те идейные ориентиры, которые в конечном счете направляют деятельность государственных институтов на защиту прав и свобод отдельной личности, предохраняя общество от произвола власти и гарантируя всем гражданам и их объединениям свободу выражения их интересов. В то же время, как показывает практический опыт, все попытки утверждения вроде бы гуманистических идеалов «социалистической» демократии с ее принципами «демократического централизма» или механизмами обеспечения «морально-политического единства общества» были неразрывно связаны с массовым попранием гражданских прав населения и установлением диктаторских режимов. То же самое можно сказать и о стремлении некоторых стран утвердить особые образцы «исламской», «конфуцианской» и прочих разновидностей демократии, опирающихся на приоритет тех или иных коллективистских ценностей.
40. Гражданское общество в демократической политической системе.
Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества.Гражданское общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Описываемое понятием «гражданское общество» состояние общественных связей и отношений является качественным показателем гражданской самодеятельности жителей той или иной страны, основным критерием разделения функций государства и общества в социальной сфере.
Гражданское общество представляет собой особую форму соединения частного и общественных интересов граждан, противостоящую государству как собственно «политическому телу» (Гегель). Как правило, оно формируется на основе развития горизонтальной активности населения и выступает в виде разного рода добровольных (экологических, женских, конфессиональных, профессиональных и др.) ассоциаций, объединений, комитетов граждан, по-своему структурирующих общество. При этом, по мысли Р. Дарендорфа, гражданское общество не может претендовать на совершенство, а временами даже оно бывает «не всегда законно».* Но даже включая в свой состав те или иные объединения, которые не вполне вписываются в формально-правовые рамки, гражданское общество выполняет абсолютно необходимую для демократического строя функцию саморегуляции социальных отношений, сдерживания интервенции государства в те отношения, которые люди способны регулировать, не прибегая к помощи политических институтов.
В авторитарных и тоталитарных системах власти гражданская активность имеет, как правило, мобилизованный характер, представляя собой насквозь идеологизированные и инициированные государством формы проявления поддержки правящего режима. Допускаемая в этих системах активность граждан непосредственно определяется статусом, положением людей в иерархическом строении общества, дозволяя одним то, чего не позволено другим. При этом люди действуют в основном в рамках коллективов, индивидуальная активность не поощряется. Все проявления активности осуществляются только в рамках формальных институтов и официального общественного мнения, руководящих установок правящих кругов. Все остальные проявления общественной самодеятельности относятся к девиантным (отклоняющимся от признанных норм), подвергающимся санкциям формам поведения либо вытесняются в сугубо бытовую область, сферу досуга.
Короче говоря, в недемократических системах и режимах власти государство устанавливает практически полный контроль над формами гражданской активности людей, действующих только в официальных рамках. В этом смысле государство поглощает общество как самостоятельного субъекта социальной деятельности, отбирая у него функции по самоорганизации и самоуправлению своей жизнедеятельностью. Более того, непосредственное ощущение людьми внутреннего единства общества, осознание ими друг друга как сограждан данного государства подменяется открытым давлением власти на общественное мнение с целью обеспечения собственной легитимности.
При демократии же картина совершенно другая. Гражданское общество фиксирует здесь тот минимально достаточный уровень политических ограничений, который, с одной стороны, не позволяет государству вмешиваться в тот круг вопросов, который граждане могут решать самостоятельно, без обращения к государственным институтам, а с другой – обозначают прерогативы и государственных органов, которые наделяются собственной компетенцией в решении социальных задач. Таким образом, демократия обеспечивает органическое сочетание механизмов власти и самодеятельности, управления и самоуправления, которые в совокупности создают должные предпосылки общественной стабильности и гармонии. Как писал А. де Токвиль, при таких условиях «сила власти становится менее непреодолимой и не столь опасной» для человека.
Основной политической предпосылкой существования гражданского общества при демократии является правовое и законодательное обеспечение (ограничение) индивидуальных и коллективных свобод, защищающих права личности, но одновременно и утверждающих порядок, при котором реализация этих прав одним (индивидом) не нарушает прав другого. Такая система в конечном счете не ослабляет, а укрепляет власть, не допуская анархии при утверждении массовых свобод. Такой порядок воспитывает в людях не бездумную лояльность правящему режиму, а чувство личного достоинства, правовую сознательность индивида, его гражданскую ответственность за собственные поступки, поддерживает его социальное творчество и инициативность. В результате государство осознается не как безгрешный и обладающий всевластием институт социального господства, а как ограниченный в своих полномочиях институт управления, руководствующийся законом и поддерживающий конструктивные идеи граждан.
Как показала политическая история мировой демократии, активности общественных ассоциаций и росту их членов прежде всего способствуют следующие структурные факторы:
- повышение образовательного уровня населения;
- развитие общественных коммуникаций;
- периоды активизации политического протеста, привлекающие новых рекрутов в социальные объединения;
- реакция общественности на вновь выдвигаемые правительственные программы преобразований и т.д.
В то же время извечными трудностями становления и развития гражданского общества являются не только активность государства, стремление правящих элит к усилению своих позиций в социуме и даже превышению собственных полномочий. Серьезную опасность для формирования и существования гражданского общества представляет и деятельность различного рода корпоративно-бюрократических структур внутри государства, неизменно принижающих статус самодеятельной активности граждан и стремящихся усилить государственную опеку над нею. Самостоятельными и крайне важными причинами ослабления позиций гражданского общества служат и непроясненность для населения ценностей социальной самодеятельности, отсутствие приверженности общественного мнения ценностям идеологии прав человека. Поэтому гражданское общество не возникает там, где люди не борются за свои права и свободы, где отсутствуют традиции критического анализа общественностью деятельности властей и, наконец, где поалитические свободы воспринимаются людьми как своеволие и отсутствие ответственности за свои поступки.
На Западе вызревание гражданского общества традиционно осуществлялось по мере развития института частной собственности, укреплявшего материальные основы гражданской самостоятельности и активности индивидов, всемерного расширения и юридического закрепления системы частного права. В России этот путь оказался несколько иным. Общественная самодеятельность и обретение людьми гражданских прав и свобод в нашей стране исторически осуществлялось путем ассоциирования индивидов на базе местного самоуправления, распространения на все общество регулятивных функций общины. Это не только придало национальную специфику процессу становления гражданского общества, но и затормозило его развитие, обусловив его большую зависимость от государства. Существенными факторами, предопределившими российскую специфику этого процесса, были и низкая популярность либеральных ценностей в обществе, и то, что социальным лидером становления гражданского общества, причем как в начале складывания капиталистических порядков в XIX в., так и при аналогичных обстоятельствах в конце XX в., являлся не слой предпринимателей, как на Западе, а интеллигенция. Это не просто сузило экономические возможности укоренения гражданского общества, но и придало данному процессу несколько оторванный от социальной структуры характер. В то же время становление гражданского общества в России протекало и протекает при более высоком уровне межэтнической интеграции, что сглаживает многие конфликты, имевшие место на Западе. Преодоление трудностей на пути создания гражданского общества – залог укрепления российской демократии.
41. Политический процесс.
Сущность ПП
Характеристика политики как процесса позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов по поводу государственной власти. По своим масштабам ПП совпадает со всей политической сферой.
▪ Некоторые ученые (Р. Доуз) отождествляют его с политикой в целом.
▪ Ч. Мерриам отождествляет ПП со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний
▪ Институциональный подход – ПП связан с функционированием и т трансформацией институтов власти (С. Хантингтон)
▪ Д. Истон – ПП как совокупность реакций политической системы на выходы окружающей среды.
▪ Р. Дарендорф акцент на динамике соперничества групп за статусы и ресурсы власти
▪ Дж. Манхейм и Р. Рич – ПП как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество.
В целом все эти подходы исходят из раскрытия постоянной изменчивости различных черт и характеристик политических явлений. Можно определить ПП: совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнении ими ролей и функционировании институтов, в темпах и способах движения политических объектов, а также во всех иных элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов.
Категория ПП фиксирует и раскрывает реальную смену состояния политических объектов, которая складывается как в результате сознательного изменения факторов и намерений субъектов, так и в связи с многообразием стихийных воздействий.
ПП исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий. Центральная характеристика ПП – изменение, которое означает любые модификации структуры, функций, институтов, форм, постоянных и переменных черт. Темпов эволюции и других параметров политических явлений. Изменение включает как трансформацию свойств, которые не затрагивают основных структур и механизмов власти (как смена лидеров, партий), так и модификацию базовых, несущих элементов, которые в совокупности могут привести систему к новому качественному состоянию.
В науке сложилось несколько представлений об источниках, механизмах и формах изменений. Существуют моно- и мультикаузальные схемы изменений. Монокаузальные схемы исходят из того, что изменения обусловлены одним, главным фактором. Например, по Марксу это экономика. Парето связывал политическую динамику с циркуляцией элит. Вебер – с деятельностью харизматического лидера. Парсонс – с исполнением людьми различных ролей. Мультикаузальныесхемы, напротив, предполагают, что на ПП влияют одновременно несколько факторов (социальные, географические, психофизиологические, микро- и макропричины и т.д.).
Однако чаще всего источником изменений ПП называют конфликт. Конфликт – один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Как источник ПП он представляет собой разновидность и результат конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий.
Выделяются следующие режимы, способы существования политических явлений:
Функционирование (репродукция, воспроизводство) – не выводит взаимоотношения, формы поведения граждан или исполнение институтами государственной власти их непосредственных функций за рамки сложившихся базовых значений. Например, на уровне общества в целом – это способ поддержания сложившейся политической системы, воспроизводства того равновесия сил, которое отражает их базовые отношения, продуцирования основных функций структур и институтов, форм взаимодействия элиты и электората, политических партий и органов местного самоуправления и т.д. При таком способе изменений традиции и преемственность обладают неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями.
Развитие – трансформация базовых качеств в позитивную сторону - Например, в масштабе социума развитие может означать такие изменения, при которых политика государства выводится на уровень, позволяющий властям адекватно отвечать на вызовы времени, эффективно управлять общественными отношениями, обеспечивать удовлетворение социальных требований населения. Такой характер политических изменений содействует повышению соответствия политической системы изменениям в других сферах общественной жизни, совершенствованию ее способностей к применению гибких Стратегий и технологий властвования с учетом усложнения интересов различных социальных групп и граждан.
Упадок – негативная трансформация. В состоянии упадка политические изменения характеризуются нарастанием энтропии и преобладанием центробежных тенденций над интеграционными. Поэтому упадок по существу означает распад сложившейся политической целостности (например, падение политического режима, роспуск партии, захват государства внешними силами и т.д.). В масштабах общества такие изменения могут свидетельствовать о том, что принимаемые режимом решения все меньше помогают ему эффективно управлять и регулировать социальные отношения, вследствие чего режим теряет достаточную для своего существования стабильность и легитимность.
Особенности ПП.
Совпадая по своим масштабам со всем политическим пространством, политический процесс распространяется не только на конвенциональные (договорные, нормативные) изменения. ПП захватывают и те изменения, которые свидетельствуют о нарушении субъектами их ролевых функций, зафиксированных в нормативной базе, превышение ими своих полномочий, выход за пределы своих политических ниш - например, деятельность партий, находящихся на нелегальном положении, терроризм, криминальные деяния политиков в сфере власти и т.п.
Отражая реально сложившиеся, а не только планируемые изменения, ПП обладают ярко выраженным ненормативным характером, что объясняется наличием в политическом пространстве разнообразных типов движения (волнового, циклического, линейного, инверсионного, т.е. возвратного, и др.), обладающих собственными формами и способами трансформации политических явлений, сочетание которых лишает последние строгой определенности и устойчивости. С этой точки зрения ПП представляет собой совокупность относительно самостоятельных, локальных трансформаций политической деятельности субъектов (отношений, институтов), которые возникают на пересечении самых разнообразных факторов и параметры которых не могут быть точно определены, а тем более спрогнозированы.
В то же время каждый тип политических изменений обладает собственной ритмикой (цикличностью, повторяемостью), сочетанием стадий и взаимодействий субъектов, структур, институтов. Например, электоральный процесс формируется в связи с избирательными циклами. Собственный ритм политическим процессам могут задавать решения правящих партий. В периоды же качественной реформации общественных отношений решающее влияние на характер функционирования государственных учреждений и способы политического участия населения оказывают не решения высших органов управления, а отдельные политические события, изменяющие расстановку и соотношение политических сил. Такой «рваный» ритм способны задать политическому процессу военные перевороты, международные кризисы, стихийные бедствия и т.д.
Отражая реальные, практически сложившиеся изменения в политических явлениях, ПП непременно включает в свое содержание и соответствующие технологии и процедуры действий. Поэтому применение разных технологий решения даже однородных задач предполагает различные по характеру изменения.
Типология ПП.
● С содержательной точки зрения: внутриполитические и внешнеполитические (международные) ПП. Различаются предметной сферой, особыми способами взаимодействия субъектов, функционирования институтов, тенденциями и закономерностями развития.
● С точки зрения значимости для общества: базовые и периферийные. Базовые – характеризуют модификацию базовых, системных свойств политической жизни (политической участие, приемы формирования политических элит и т.д.). Периферийные – выражают изменения не в столь значимых областях (например, раскрывают динамику формирования политических ассоциаций – партий, групп давления), не оказывают принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.
● В зависимости от явной или скрытой формы протекания изменений
● Открытые и закрытые. Закрытые означают тип изменений, который может быть довольно однозначно оценен в рамках критериев худшее/лучшее, желательное/нежелательное и т.д. Открытые процессы – тип изменений, который не позволяет предположить, позитивный или негативные для субъекта характер будет иметь сложившаяся трансформация и какая из стратегий в будущем предпочтительна. Характеризует изменения, совершающиеся в предельно неясных и неопределенных ситуациях, которые предполагают повышенную гипотетичность действий.
● Стабильные и переходные. Стабильные – выражают ярко очерченную направленность изменений, преобладание определенного типа властных отношений, форм организации власти. Предполагающих устойчивое воспроизведение политических отношений. Внешне могут характеризоваться отсутствием войн, массовый протестов и других конфликтных ситуаций. Нестабильные (переходные) ПП – в них отсутствует четкое преобладание каких-то базовых свойств организации власти, исключена возможность качественной идентификации изменений
● Типологизация на цивилизационной основе (Л. Пай и другие ученые). Пай выделял «незападный тип» ПП, относя к его особенностям склонность политических партий претендовать на выражение мировоззрения и представление образа жизни; большую свободу политических руководителей в определении стратегии и тактики структур и институтов, наличие резких различий в политических ориентациях поколений; интенсивность политических дискуссий, слабо связанных с принятием решений, и т.д.
Особое значение для характеристики ПП имеют изменения типа развития, которые связаны с определением качественной направленности эволюции политических систем. Рассмотрим некоторые теории.
В стабильных ПП применимы модели линейного развития. Здесь качественная идентификация системы основана на хорошо известных моделях социализма, либерализма, консерватизма и т.д. В рамках этой модели обретение политической системой той или иной степени развитости может быть представлено в качестве относительно линейного процесса, которые предполагает нарастание у нее определенных качеств за счет изменений по мере эволюции свойств и качеств.
В переходных обществах использование данных критериев затруднительно и нередко противостоит самой идее развития. В науке для оценки таких ПП сложились особые подходы.
Например, теория катастроф усматривает причины политической кризисности и неустойчивости переходных систем в наличии определенных «архетипов» (некритически усваиваемых людьми ценностей, отношений к действительности), провоцирующих массовые протесты и ведущих к неравновесности положения политических сил, связывают развитие с поиском «архетипов-антагонистов», способных стимулировать обратные по направленности поведенческие реакции населения и власти.
Приверженцы идеициклической (социокультурной, цивилизационной)динамики (Хемфри, Тоффлер, Пригожий), рассматривая переходные процессы в качестве необходимой составной части циклического чередования политических взлетов и падений, т.е. определенной фазы зарождения и упадка глобальных политических (социальных) сдвигов в истории общества, выдвинули иные критерии развитости. В соответствии с их воззрениями, различая длинные и короткие волны таких изменений, а также временные параметры их продолжения, необходимо вырабатывать соответствующие технологии приспособления к этим промежуточным этапам, искать «поворотные точки», способные усилить управление событиями и сократить время для наступления восходящей фазы развития.
Собственную версию трактовки развития в переходных условиях предложили Ф. Теннис, М. Вебер и Т. Парсонс, заложившие основы так называемойсоциологии развития. Сторонники этого направления рассматривали все модификации политических систем в рамках долговременного перехода от традиционного к современному обществу. При этом первое понималось по преимуществу как аграрное, основанное на простом воспроизводстве и отличающееся закрытой соцальной структурой, низким индивидуальным статусом гражданина, жестким патронажем государственного правления. Современное же общество трактовалось ими как индустриальное (постиндустриальное), базирующееся на открытости социальной структуры и рациональной организации власти. Такого рода подходы легли в основу теории модернизации.
42. Переходные политические процессы. Политическая модернизация.
Теории модернизации.
Теория модернизации сформировалась в процессе описания политических судеб стран, получивших освобождение от колониальной зависимости в 50-60-х гг. XX столетия и поставивших в практическую плоскость вопрос о путях своей дальнейшей трансформации. Десятки появившихся в связи с этим конкретных теорий и моделей анализа основывались на признании неравномерности общественного развития, наличия до-современного периода в развитии государств, реальности существования современных сообществ, а также на понимании необходимости преобразования (модернизации) отсталых стран в индустриальные (постиндустриальные).
В то время термин «модернизация» означал одновременно и стадию (состояние) общественных преобразований, и процесс перехода к современным обществам. Он нес в себе нормативность, заданность перехода к «модерну», воплощению критериев современного общества, которые необходимо учитывать недостаточно развитым странам в процессе своего реформирования.
В связи с существовавшим в то время приоритетом западных стран и в особенности США модернизация понималась в основном как вестернизация – копирование западных образцов во всех областях жизни. Она рассматривалась как предварительное условие социально-экономического и политического развития стран. У модернизации в таком случае признавалась одна форма – «догоняющее развитие. Главным источником преобразований в странах считалась помощь западных государств. Капитал выступал как основной модернизирующий фактор.
Практика выявила односторонность и искусственность такого понимания модернизации. На практике линейного движения к западным ценностям и институтам не произошло. Это обусловило пересмотр связи между модернизацией и развитием в 70 -80 ых годах. Переходные процессы стали истолковываться как некий самостоятельный этап развития этих стран с неоднозначными результатами. Считалось, что страны могут идти тремя путями:
во-первых, воспроизводить свое состояние, не продвигаясь к целям современности;
во-вторых, идти по пути модернизации и,
в-третьих, начав с преобразований данного типа, впоследствии свернуть к установлению еще более жесткого политического режима.
В рамках модернизационного процесса любые позитивные изменения социальных, экономических, политических структур, которые проводились независимо от западной демократической модели, стали признаваться формой развития этих государств. При сохранении приоритета универсальных критериев и целей будущего развития главный упор ученые стали делать на национальную форму их реализации. В силу этого расширилось и число моделей модернизации. Кроме «догоняющей» стали говорить о модернизации «частичной», «форсированной», «рецидивирующей», «тупиковой» и т.д.
Главным фактором, определяющим характер и темпы переходных преобразований, был признан социокультурный фактор, а точнее, тип личности, ее национальный характер, обусловливающий степень восприятия универсальных норм и целей политического развития. Стало общепризнанным считать, что модернизация может осуществиться только при условии изменения ценностных ориентации широких социальных слоев, преодоления кризисов политической культуры общества.
Обобщая условия модернизации различных стран и режимов, многие ученые настаивали на необходимости определенной последовательности преобразований, соблюдения известных правил при их осуществлении.
В более общем виде проблема выбора вариантов и путей модернизации решалась в теоретическом споре либералов и консерваторов.
Ученыелиберального направления (Р. Даль, Г, Алмонд, Л. Пай) полагали, что появление среднего класса и рост образованности населения приводят к серьезным изменениям в природе и организации управления. Это не только кладет предел вмешательству идеологии в регулирование социальных процессов, но и ставит под сомнение эффективность централизованных форм реализации решений, поскольку политически активное население способствует возникновению дополнительных центров властного влияния. В целом же характер и динамика модернизации зависят от открытой конкуренции свободных элит и от степени политической вовлеченности рядовых граждан. Соотношение этих форм, которые должны обязательно присутствовать в политической игре, и обусловливает варианты развития общества и системы власти в переходный период.
В принципе возможны четыре основных варианта развития событий при модернизации:
- при приоритете конкуренции элит над участием рядовых граждан складываются наиболее оптимальные предпосылки для последовательной демократизации общества и осуществления реформ;
- в условиях повышения роли конкуренции элит, но при низкой (и отрицательной) активности основной части населения формируются предпосылки установления авторитарных режимов правления и торможения преобразований;
- доминирование политического участия населения над соревнованием свободных элит (когда активность управляемых опережает профессиональную активность управляющих) способствует нарастанию охлократических тенденций, что может провоцировать ужесточение форм правления и замедление преобразований;
- одновременная минимизация соревновательности элит и политического участия масс ведет к хаосу, дезинтеграции социума и политической системы, что также может провоцировать приход третьей силы и установление диктатуры.
В русле либерального подхода американский политолог Р. Даль выдвинул теориюполиархии, обосновывающую необходимость достижения полиархической формы организации политических порядков протодемократического характера. С одной стороны, она отличалась от демократии некоторыми ограничениями свободы создания организаций, выражения гражданами своих мнений, избирательных прав, содержала сокращенный перечень альтернативных источников информации, не гарантировала проведения честных и свободных выборов, демонстрировала невысокую зависимость государственных институтов от голосов избирателей. В то же время она выступала как более достижимая и реальная модель организации власти, которая, несмотря ни на что, обеспечивала открытое политическое соперничество лидеров и элит, высокую политическую активность населения, создавая тем самым политические условия и предпосылки для осуществления реформ.
Р. Даль выделял семь условий, влияющих на движение стран к полиархии: установление сильной исполнительной власти для проведения социально-экономических преобразований в обществе; последовательность в осуществлении политических реформ; достижение определенного уровня социально-экономического развития, позволяющего производить структурные преобразования в государстве; установление отношений равенства/неравенства, исключающих сильную поляризацию в обществе; наличие субкультурного разнообразия; интенсивная иностранная помощь (международный контроль); демократические убеждения политических активистов и лидеров. При этом Даль подчеркивал, что переход к полиархии должен быть постепенным, эволюционным, должен по возможности избегать резких, скачкообразных движений и создавать предпосылки для того, чтобы правящие элиты последовательно овладевали консенсусными технологиями.
Теоретикиконсервативной ориентации придерживались иной точки зрения на процесс модернизации. По их мнению, главным источником модернизации является конфликт между «мобилизацией» населения (включающегося в политическую жизнь в результате возникающих противоречий) и «институциализацией» (наличием структур и механизмов, предназначенных для артикуляции и агрегирования интересов граждан). Но коль скоро массы не подготовлены к должному использованию институтов власти, а государство не может оперативно продуцировать механизмы, способные конструктивно трансформировать их энергию, то неосуществимость ожиданий граждан от включения в политику ведет к дестабилизации режима и его коррумпированности. В силу этого модернизация, по словам С. Хантингтона, вызывает «не политическое развитие, а политический упадок».
Для политики главным показателем развития является стабильность, поэтому для модернизируемых государств необходим «крепкий» политический режим с легитимной правящей партией, способной сдерживать тенденцию к разбалансированию власти. Таким образом, в противоположность идеям укрепления интеграции общества на основе культуры, образования, религии, философии и искусства (К. Дейч), консерваторы делали упор на организованность, порядок, авторитарные методы правления (С. Хантингтон).
В силу того что авторитарные режимы весьма неоднородны, консерваторы также указывали на наличие альтернативных вариантов модернизации. Так, американский ученый X. Линдц полагал, что, во-первых, авторитарные режимы могут осуществлять частичную либерализацию, связанную с определенным перераспределением власти в пользу оппозиции (полусостязательный авторитаризм), дабы избежать дополнительного социального перенапряжения, но сохранить ведущие рычаги управления в своих руках; во-вторых, авторитарные режимы могут пойти на широкую либерализацию в силу ценностных привязанностей правящих элит; в-третьих, режим правления может развиваться по пути «тупиковой либерализации», при которой жесткое правление сначала заменяется политикой «декомпрессии» (предполагающей диалог с оппозицией, способный ввести недовольство в законное русло), а затем выливается в репрессии против оппозиции и заканчивается установлением еще более жесткой диктатуры, чем прежде. В принципе не исключался и четвертый вариант эволюции авторитарного режима, связанный с революционным развитием событий или военной агрессией других стран, приводящий к непредсказуемым результатам.
В целом сложившийся в тот период опыт преобразований продемонстрировал наличие универсальных норм и требований модернизации, ориентируясь на воплощение которых страны были способны создать те политические, экономические и прочие структуры, которые позволяли им гибко реагировать на вызовы времени, достигать определенного прогресса в своем развитии. К таким целям относились: формирование рыночных и товарно-денежных отношений, увеличение затрат на образование, рост роли науки в рационализации экономических отношений, формирование открытой социальной структуры с неограниченной мобильностью населения, плюралистическая организация власти, соблюдение прав человека, рост политических коммуникаций, консенсусные технологии реализации управленческих решений и т.п. Однако средства, темпы, характер осуществления данных преобразований целиком и полностью зависят от внутренних факторов, национальных и исторических способностей того или иного государства.
Этапы модернизации.
Обобщение тенденций позволило ученым выделить некоторые устойчивые тенденции и этапы эволюции переходных обществ.
С. Блек выделял этапы осознания целей; консолидации модернизируемой элиты; содержательной трансформации и интеграции общества на новой основе
Ш. Эйзенштадт выделял периоды ограниченной модернизации и распространения преобразований на все общество.
Наиболее развернутую этапизацию переходных преобразований дали Г. О’Донелл, Ф. Шмиттер и А. Пшеворский:
1. этап либерализации – обострение противоречий в авторитарных и тоталитарных режимах, начало размывания их политических основ. Правящий режим разлагается. Разногласия между сторонниками демократии и правящими кругами провоцируют идейную и политическую борьбу в обществу, нарастание активности общественных движений и усиление оппозиции. Устанавливается «дозированная демократия», легализующая сторонников преобразований в политическом пространстве. Начинается широкая дискуссия в обществе, формируются новые правила политической игры.
2. этап демократизации– институциональные изменения в сфере власти. Вживление демократических институтов и ценностей в политическую систему. Формируются основы гражданского общества. Это время поиска «политического синтеза», при котором традиционные институты власти сочетают свои действия с универсальными приемами и методами государственного управления. Кардинальное значение на этом этапе имеет вопрос о достижении согласия между правящими кругами и демократической контрэлитой. В целом возникает проблема достижения трех основных консенсусов между теми, кто находился у власти и теми, кто пришел на смену: относительно пошлого развития общества; по поводу постепенного установления целей общественного развития; по определению правил политической игры правящего режима. Наиболее типичная форма соглашения – пакт, который предполагает синтез элитарных слоев на базе постепенного признания ими новых ценностей, заключение идеологического союза.
3. этап консолидации демократии– осуществляются мероприятия, обеспечивающие необратимость демократических преобразований в стране. Обеспечивается лояльность основных акторов по отношению к демократическим целям и ценностям. Как считает английский ученый М. Гарретон, критериями необратимости демократии являются: превращение государства в гаранта демократического обновления и его демилитаризация; автономность общественных движений и трансформация партийной системы; быстрый экономический рост, повышение уровня жизни населения; рост политической активности граждан, приверженных целям демократии.
Таким образом был признан альтернативный характер модернизации, ее острая конфликтность и асинхронность характера преобразований.
43. Основные этапы и модели политической модернизации.
Теория модернизации возникла как определённое теоретическое направление во второй половине 20 века и основывалось на идеях "социологии развития", основоположниками которой являются Макс Вебер, Тённис. Они рассматривали весь исторический процесс, следовательно, и модификацию всех политических систем в рамках обширного перехода от традиционного к современному обществу.
Традиционное общество понималось как общество аграрное, отличающееся закрытой социальной структурой.
Современное общество – индустриальное общество, для которого характерна открытая социальная структура и рациональная политическая система.
Следовательно, политическое развитие – способность системы к гибкому реагированию на социальные вызовы. Политическая система должна уметь:
Формировать политические механизмы с устойчивой обратной связью;
Формировать институты, способные гибко реагировать на изменения общественного мнения;
Осуществлять плавный переход от реализации одной программы к другой.
Следовательно, политические развитие могло было быть определено как нарастание способности политической системы к гибкому приспособлению у изменяющимся условиям.
Важно:
- дифференциация структур и функций политической системы
- компетенция политических элит, в том числе и государственной бюрократии
- осуществление краткосрочных реформ.
Единой теории модернизации не существует – есть сотни методик, описывающие политический процесс.
Модернизация разделяет все государства на первичные (которые успели сформировать современное общество) и вторичные (которые ещё этого не сделали). Следовательно, можно говорить о том, что модернизация – и цель, и процесс.
В 50-е годы говорилось, что сам процесс развития государства начинается после самой модернизации (когда уже оформлено современное общество). Толчком к модернизации считали капитал, который давался первичными государствами (США) вторичным. Следовательно, происходило повсеместное копирование жизни США на себя, но резкого улучшения не было. Часто был просто откат назад ( кредит – воровство – коррупция – расслоение общества – социальная нестабильность).
В 70-е годы модернизация рассматривалась как особая стадия в эволюции традиционного общества. Следовательно, модернизация могла носить не только догоняющий характер:
1). Быстрое движение в сторону современного общества.
2). Режим функционирования (и не более того – государство не выходит за рамки традиционного общества).
3). Откат назад.
Либеральное направление политической мысли - главное противоречие этого пути между конкуренцией элит и участие широких слоёв населения в преобразовании политической системы. Может быть 2 пути развития:
1). Если первую скрипку будут играть элитарные круги, то это кончится олигархической формой правления.
2). Если будет превалировать участие широких масс населения в политическом процессе, то это приведёт к "авторитаризму участия".
Итак:
ü Если элита опережает население, это ведёт к модернизации (при некотором участии населения, конечно).
ü Если население опережает элиту, - к охлократии.
ü Если и население и элита бездействуют, это ведёт к хаосу.
Достичь демократии сразу после традиционного общества – практически невозможно. Поэтому всегда существует промежуточный период – полиархия.
Консервативное направление политической мысли – главное противоречие этого пути между мобилизацией и институционализацией. В традиционном обществе, где нет опыта демократии, любые попытки принять участие в преобразованиях приводят к дестабилизации политической системы. А политическая стабильность – высшая ценность политического развития. Следовательно, главным условием осуществления всех преобразований является установление авторитарного правления. Существует 4 варианта:
1). Если авторитарный режим легален и у власти находится либерально ориентированная элита, это ведёт к быстрому построению модернизированного общества.
2). Конкурентное соуправление: авторитарный режим для минимизации конфликтов перераспределяет власть, оставляя себе главенствующие позиции – политика декомпозиции. Следовательно, происходит снижение темпов продвижения к современному обществу.
3). Тупиковая либерализация – политическая декомпрессия меняется на вытеснение оппозиции. Это ведёт к забвению пути построения модернизированного общества.
4). Не прогнозированное развитие событий – высока возможность внешней агрессии со стороны более сильного соседа для подавления социальной нестабильности.
В качестве итога можно сказать, что главным источником развития является конфликт национального типа личности и норм мировой политической культуры:
Зелотизм предполагает изоляцию универсальных культурных норм в рамках национальной политической культуры (эгоцентризм).
Продианство – частичное заимствование национальными культурами норм универсальной политической культуры (разумное заимствование).
Мимикрия – под видом норм универсальной политической культуры усваиваются иные ценности, например расизм, фашизм… (неразумное заимствование).
Вестернизация – механическое копирование внешних форм организации социальных и политических структур общества (полное заимствование).
Внутренние этапы модернизации:
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Объект и предмет политической науки... Объект исследования область изучаемых явлений Предмет исследования особая... Политика форма поведения человека...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Универсальные свойства демократии
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов