Реферат Курсовая Конспект
Структура полит.психологии - раздел Педагогика, Объект и предмет политической науки Полит. Психология Обладает Разнообразной И Разветвленной Структурой. ...
|
Полит. психология обладает разнообразной и разветвленной структурой.
Один структурный срез полит.психологии составляют индивидуальные и групповые формы сознания. К индивидуальным психологическим образованиям относятся: персональный опыт, специфич. эмоциональные реакции на внешние вызовы среды, определенная способность к самоанализу, особенности индивидуальной воли и памяти.
В рамках групповой психологии обычно выделяют психический склад определенней группы (здравый смысл и групповое мышление, смелость, решительность, цельность), привычные для большинства психические реакции на полит.явления (устойчивые нравы, привычки, вкусы, настроения), а также внутригрупповые явления (служи, страхи, паника). Принято учитывать специфику больших групп, к которым можно отнести классы, слои, территориальные образования, нации, а также малых групп, типа микросоциальных объединений людей, неформальных образований и проч.
Функции политической психологии:
1). Гносиологическая (связана с эмоционально-чувственным отображением интересов общества).
2). Функция адаптации населения (самая главная).
3). Функция мотивации (важен тип ориентации).
Типы ориентации:- кооперативный (заинтересованность субъекта в интересах своего партнёра) - индивидуалистическая конкуренция (только о себе) - конкурентная ориентация (весь политический контекст рассматривается с точки зрения выигрыша или проигрыша).
54. Массовые настроения.
Полит. психология – это совокупность по преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о полит. явлениях, складывающихся в процессе их (людей) полит.поведения и непосредственного взаимодействия с институтами.
Признание такого духовного образования ориентирует ученых на переход от рассмотрения человека как носителя определенных полит.функций, статусов и прав к анализу конкретных чувств и психологических механизмов, которые управляют поведением индивидов, групп и массовых общностей.
О принципиальном значении чувств и эмоций в политике говорили многие ученые. В том числе многие ученые были уверены в существовании «души народа» (В.Вунд, Г.Лебон), описывали «психические эпидемии», приступы народного самосуда, опьянения людей свободой и жаждой мести, массовые психозы и проч.
Таким образом, важнейшей особенностью полит.психологии является ее способность формировать различные полит.субъекты, прежде всего «массы» и «толпы», осуществляющие такие акции, как бунты, революции, митинги, шествия, восстания и т.д. Так, известный ученый Э.Кеннети связывает возникновение массы с растущими у людей чувствами солидарности и страха, «втягивающими в себя вся и всех». Сугубо психическими основами обладает и толпа, в которую превращается группа людей в силу совместно испытываемого ими эмоционального фактора. И это внутреннее единство толпы, которое Г.Тард назвал самой «старинной» соц.группой после семьи, постоянно укрепляется за счет многократного взаимного усиления коллективных чувств.
Толпы импульсивны, изменчивы и раздражительны, нетерпимы к сторонним воззрениям, управляются бессознательным началом, податливы внушению и легковерны, склонны к преувеличению оценок событий. Мышление и действия толпы одномерны. В толпе люди не воспринимают иных позиций или точек зрения, демонстрируя иной волевой настрой.
Толпа не терпит ни размышлений, ни возражений. Нормальное состояние толпы, наткнувшейся на препятствие, – ярость. Лебон в «Психологии народов и масс» писал, что толпа никогда не дорожит своей жизнью во время возмущения. В то же время тот или иной фактор способе изменить состояние толпы новым внушением, заразить ее свежими эмоциями, вновь придающими ей горячность и импульсивность. Предоставляемая же самой себе, она быстро утомляется, сникает и стремится к подчинению любым призывам.
Мощное доминирование коллективных чувств и настроений приводит индивидов к потере критичности полит.воззрений и утрате контроля за своими поступками. Заразительность массовых настроений заставляет людей испытывать сильную потребность в подчинении, поступаться личными интересами и оценками. В толпе человек понимает лишь «волевой язык коллективно воли». Индивид приобретает сознание неопределенной силы.
Эволюция толпы имеет двоякий характер: она осуществляется через развитие духовых связей между людьми и путем возникновения внутренних структур на основе иерархичности. Наполнение человеческих отношений в толпе различными идеями делает ее то «выжидающей, внимающей, «манифестующей», то «действующей» (Тард), то агрессивной, то «танцующей» (превращающейся в бесцельное создание) (Г.Блумер). В то же время организация и иерархиизация толпы, выстраивание в ней определенных внутренних связей превращает ее в разновидность корпорации.
55. Политическое поведение.
Полит.поведение– важнейшая форма выражения пол-кой психологии.
В виду значения этой категории, полит.поведение подвергается различным интерпретациям. Так, есть несколько точек зрения на его природу и сущность.
1) Полит.поведение – это совокупность действий, осуществляемых в поли. сфере и различающихся по степени влияния на власть.
2) Ситуационная трактовка – внимание сосредоточено на внешних по отношению к человеку факторах, влияющих на содержание его действий. Мертон ставит вопрос о различных способах адаптации к внешней среде:
- конформизме, означающем принятие человеком сложившегося порядка вещей;
- инновации, предполагающей сохранение активности и самостоятельности позиции человека по отношению к окружающей среде;
- ритуале, выражающем символическую и некритическую позицию человека по отношению к внешним условиям деятельности.
3) Полит. поведение – субъективные намерения человека, проявляющиеся в его действиях. Вебер выделял в связи с этим целе-рациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные действия, имеющие место в полит.сфере.
Указанные подходы дают возможность определить полит.поведение как всю совокупность субъективно мотивированных действий разнообразных субъектов, реализующих свои статусные позиции и внутренние установки.
Полит.поведение актуализирует различные формы осознания людьми своих потребностей и интересов (Фрейд – секс, Адорно – могущество, Миллер – фрустрации).
Маслоу сформулировал классический перечень иерархиизированных потребностей человека: физиологические, в безопасности, в любви, в признании и самоутверждении, в самореализации. Сторонники конфликтной теории считают, что полит.поведение человека формируется на основании трех типов мотивации: кооперативной, индивидуалистической и конкурентной. Представители системного анализа полагают главным мотивационным фактором полит.поведения человека расположенность к авторитетным лидерам, копирование их наклонностей и стиля. А.Горц, О. Дербаль и другие ученые, разделяющие принципы идеи «автономного человека»,утверждающей неуклонное нарастание индивидуализации соц.поведения и исключительную сложность мотивов, которыми руководствуются граждане, полагают, что анализировать субъективные мотивации практически невозможно.
Теоретические разногласицы относительно полит.поведения демонстрируют очень сложный его характер, его многогранность и даже известную неопределенность.
Типы полит.поведения:
1) автономное, отражающее относительно свободный выбор людьми полит. целей и средств их достижений;
2) мобилизованный, характеризующий вынужденность совершаемых человеком действий под давлением внешних обстоятельств;
3) традиционный;
4) инновационный;
5) нормативный, соответствующий общепринятым в полит.системе ценностям;
6) девиантный, отклоняющийся от общепринятых норм и ценностей.
Особое внимание уделяется девиантному полит.поведению и его причинам. Точки зрения на его причины:
- А. де Токвиль: противоречие между интенсивным ростом ожиданий и притязаний и суженностью путей их реализации;
- Р. Мертон: разрыв между целями и возможными в социуме средствами их достижения;
- понимание конфликта как главного стимулятора всех возможных отклонений;
- частные случаи: наследственная дегенерация граждан, распространение пороков…
56. Политическая культура.
Полит.культура –это совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества.
Теорию полит.культуры создал Габриель Алмонд в конце 50-х годов. Он выделил 2 направления анализа политической системы:
1). Сугубо институциональный, характеризовавший институты и их функции, механизмы и нормы формирования политики.
2). Ориентационный, выражающий основные формы ориентации человека на полит.объекты.
Эти ориентации включали в себя «познавательные» (знания о полит.система), «эмоциональные» (чувства к тем, кто обеспечивает формирование и олицетворяет власть), «оценочные» (суждения, опирающиеся на ценностные критерии) аспекты. В совокупности эти ориентации, по мнению Алмонда, и характеризуют полит.культуру.
В настоящее время в политологии сложилось 3 основных подхода к полит. культуре.
1) Алмонд, Верба и проч: содержание политики субъективно, а полит.культура – совокупность духовных явлений, т.е. полит.культура относится кобластисознания, не выходит в область практики.
2) Вайт, Плейно: в полит.культуре проявляются нормативные требования или совокупность типичных образцов поведения человека, сложившихся в той или иной группе.
3). Шапиро, Шаран, Розенбаум: полит. культура – способ, стиль полит.деятельности человека, предполагающий воплощение его ценностных ориентаций в практической деятельности, ее нельзя инсценировать.
Политическая культура формируется на основе нескольких процессов. У человека существует ценностный тип мотивации–особый тип жизненной мотивации. Человек предаёт положительное или отрицательное отношение чему-то. Эти ценности обязательно проявляются у человека в его поведении. Все эти ценности – ориентационные механизмы формируются на основе внутреннего присвоения индивидом тех или иных форм прошлого коллективного опыта. Человек одновременно содержит в себе всю гамму знаний. Кризис сознания – переиерархиизация ценностей. Человек формирует ценности на основе искреннего присвоения. Главное противоречие, которое движет культуру, между тем, что человек искренне освоил, и тем, что ещё не освоил. Зрелость политической культуры определяется по мере выделения человеком политических ролей, осуществления этих ролей, умения контролировать деятельность элиты, умения заявить свою политическую позицию и обнаружить умения находить каналы влияния на власть.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Объект и предмет политической науки... Объект исследования область изучаемых явлений Предмет исследования особая... Политика форма поведения человека...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Структура полит.психологии
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов