рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГЛАВА 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЭТНОСА.

ГЛАВА 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЭТНОСА. - Конспект, раздел Психология, Введение в этническую психологию Как Известно, Понятие Культуры Имеет Несколько Значений. Два Из Них Являются ...

Как известно, понятие культуры имеет несколько значений. Два из них являются основными:

1) культура как результат материальной и духовной деятельности людей;

2) культура как уровень развития, степень совершенствования различных сфер жизни и деятельности.

Психологическая культура – это совокупность имеющихся у индивида, группы или этноса пред­ставлений о психике, используемые формы регулирования и развития психики. Носителями, обладателями психологической культуры могут быть разные субъекты: личность, группа (воз­растная, профессиональная и др.), этнос, социум. Соответст­венно психологическая культура этноса—это характерные для данного этноса представления о психике, формы регулирова­ния и развития психики.

Психологическая культура включает в себя осознание су­ществования психики и ее регулирующей роли в деятельности, поведении и во всех проявлениях активности личности. Психо­логическая культура личности формируется при достаточно развитом уровне сознания и самосознания, но не тождественна самосознанию личности, хотя это связанные и пересекающиеся понятия. В самосознание входят представления не только о собственной психике и ее особенностях, но и о ролях, статусе личности и многих других характеристиках человека: социаль­ных, демографических, физических и пр. В психологическую культуру личности также входят представления не только о собственной психике, но и о психике вообще, о психических особенностях своего этноса и людей из близкого окружения.

Что касается психологической культуры этноса, то она в основном определяет­ся обыденными представлениями о психике. Успешность вне­дрения научных психологических знаний зависит не только от наличного уровня психологической компетентности людей, ко­торым адресованы знания, не только от потребности и готов­ности воспринять предлагаемые психологические подходы, ме­тоды, приемы, но и от состояния психологической культуры как общества в целом, так и тех групп, к которым они обра­щены. Эффективное внедрение психологических разработок возможно на основе учета и изучения состояния, уровня пси­хологической культуры, отдельных ее характеристик. Освоение любой технологии обычно происходит путем замены или моди­фикации старой. Как и в любой другой сфере жизни новое здесь сталкивается с противодействием привычного, испытан­ного, просто давно знакомого.

Психологическая культура представляет собой предмет психокульторологии – междисциплинарной науки, наиболее тесно связанной с культурологией, психологией, этнологией, антропологией, социологией. В психокультурологии могут быть выделены разделы: психологическая культура чувств и эмо­ций; психологическая культура познания и интеллекта; психо­логическая культура воли и саморегуляции; психологическая культура сознания и самосознания; психологическая культура самосовершенствования и саморазвития личности. Главным предметом психокультурологических исследований должно быть описание и объяснение форм использования представле­ний о психике (донаучных и научных), способов ее практиче­ского изучения, регулирования и развития. Такое описание не обязательно происходит в психологических терминах. Более того, определенные виды воздействий вообще могут не относиться к сфере психики. Разумеется, и познание, и регули­рование, и развитие психики – все, что входит в сферу психо­логической культуры, детерминировано не только психологи­ческими факторами и не может быть объяснено с помощью одних психологических закономерностей. Познание, регулирова­ние и развитие психики невозможны лишь на основе психоло­гических подходов и методов. Необходим учет и использова­ние социальных, биологических, этнологических, антропологи­ческих и многих других законов, подходов и методов.

Рассмотрим основные компоненты психологической культу­ры.

Презентативный компонент образован комплексом пред­ставлений о природе психики, ее возможностях, закономерно­стях функционирования и стереотипами восприятия, понима­ния, интерпретации психических феноменов, в том числе инди­видуальных особенностей психики. Он включает в себя также представления о влиянии на личность социума, группы, семьи, представления о психическом здоровье, психических расстрой­ствах и заболеваниях. Презентативный компонент является одной из важнейших составляющих этнической картины мира, существующей в данной этнической общности, – целостного представления о мире и способах поведения, учитывающего раличные силы этого мира (природные, социальные, сверхъ­естественные). В качестве составляющих презентативного ком­понента могут быть рассмотрены:

а) представления о психике вообще, о ее универсалиях, природе, половых и возрастных различиях;

б) представления о групповых особенностях психи­ки: этнических, профессиональных, свойственных референтной группе и т. д.;

в) представления о собственной психической индивидуальности.

Источниками наполнения презентативного компонента являются: собственный опыт, обыденные знания, по­лученные из общения, научные знания, усвоенные организован­но и неорганизованно. В него входят также мифологические представления о психических явлениях, индивидуальных особен­ностях психики, иллюзии, предрассудки.

Регулятивный компонент включает в себя способы контроля за психическими состояниями, процессами, функциями, способы психической регуляции поведения, деятельности, познания, об­щения, приемы восстановления уровня функционирования пси­хических процессов, методы коррекции личности, отдельных психических качеств, профилактики и устранения психических расстройств, лечения психических заболеваний, методы сохране­ния психического здоровья. Регулятивный компонент психологи­ческой культуры этноса представлен эталонами и нормами, ко­торым придается статус обязательных. Отклонение от норм кон­тролируется с разной степенью жесткости. Это в первую оче­редь относится к эталонам психологической саморегуляции. У субъекта, принадлежащего к тому или иному этносу, складыва­ются собственные эталоны психологической культуры, культуральные установки. Они формируются под влиянием эталонов, принятых в этносе, но содержат индивидуальные модификации, возникающие под влиянием микросоциума и личного опыта, личностных и индивидуальных особенностей.

Формирующий компонент образован целями, принципами и методами развития психики, традициями ее развития и совер­шенствования. В формирующем компоненте важнейшее значение имеют ценностные ориентации на совершенствование психики, выбор предпочтительной модели строения и функционирова­ния психики. Ценностные ориентации, оценки, ожидания, модели могут быть осознаны и не осознаны. Они исторически и эт­нически обусловлены. Каждый этнос имеет свои доминанты в этом компоненте психологической культуры, например, европей­ские этносы – интеллектуальное развитие, Индия, Китай, Япо­ния—совершенствование саморегуляции, арабский Восток – коммуникативная компетентность, искусство общения, Древняя Греция—гармонизация психики в целом.

Психологическая культура этноса неоднородна, в ней обычно можно выделить различные психологические субкультуры. В любом этносе особую субкультуру составляют люди, осу­ществляющие психологическое воздействие как основной вид своей деятельности. И каждой этнической психологической культуре вид­ное место занимают формы и методы укрепления психического здоровья. Социокультурные факторы влияют на определение ви­да расстройства и оценку его глубины. Различные психологиче­ские и психиатрические симптомы получают разную степень одобрения социумом. Социокультурные факторы могут оказать и искажающее влияние на постановку диагноза. На объяснение причин и особенностей возникновения психических нарушений влияют национальные, религиозные традиции и установки, ми­фология, фольклор, распространенные эпические произведения. Существуют этнические психозы, в основе которых – механизм самовнушения, связанный с бытующим в данном этносе мифом. Так, у китайцев юго-восточной Азии (чаще у мужчин) встреча­ется синдром Коро: резкое нарастание страха, ведущее к пани­ке, в связи с ощущением, что половые органы как бы втягива­ются в брюшную полость, полное же втягивание ведет к смер­ти. Такие субъективные ощущения – следствие определенных убеждений, рожденных культурой: если в организме нарушено равновесие между Ян и Инь—Инь больше Ян, то это отрица­тельно влияет на мужские особенности тела.

В заключение приведем основные для изложенного матери­ала выводы.

1. Психологическая культура каждого этноса является не­отъемлемой частью его духовной культуры. Она определяется обыденными представлениями о психике, формируется под влия­нием культурно-исторических традиций и комплекса социально-экономических факторов.

2. Истоки психологической культуры этноса – в мифологиче­ских представлениях о природе человека и его души, в связан­ных с этими представлениями архетипах.

3. В психологической культуре могут быть выделены три ос­новных компонента: презентативный, регулятивный и форми­рующий.

4. Психологическая культура этноса выполняет этнообразующую функцию и входит важной частью в картину мира этноса, в его самосознание.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в этническую психологию

Введение в этническую психологию. Конспект учебного пособия. Под ред. Ю.П. Платонова. 1999...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГЛАВА 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЭТНОСА.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЕВРОПЕЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ.
Проблема этнических различий, их влияния на быт и куль­туру народов, на жизнедеятельность людей давно заинтересовала исследователей. Об этом писали еще Гиппократ, Страбон, Платон и др. Пе

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Развитие западной этнической психологии в XX в. обусло­вили два важнейших фактора: стремление свести все проблемы, касающиеся различных структурных уровней этнических общностей, прежде всего к инди

СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ.
В России этнопсихологические исследования первоначально были делом литераторов, этнографов и языковедов. Объектом познава­тельного интереса этническое самосознание русского народа стало в

СОВЕТСКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Историю советской этнической психологии можно условно разделить на несколько периодов. В первые годы становления Советского государства интерес к этнической проблематике был стимулирован

ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ ЭТНОСА.
В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Когда психические явления, сложившиеся в процессе исторического разв

ГЛАВА 3. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Этническая психология представляет собой область знаний, источниками которых выступают различные гуманитарные нау­ки, в том числе этнология и психология. Ее статус как междисциплинарной науки вытек

ГЛАВА 4. ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Изучение влияния этнических особенностей на структурно-функциональную организацию психики на отдельных этапах онто- и филогенеза – важнейшее условие для понимания психо­физиологических отличий пред

ГЛАВА 5. ЭТНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Основной задачей этнопсихологического подхода к изуче­нию личности является определение закономерностей ее раз­вития в постоянно меняющемся мире. Становление личности идет параллельно становлению и

ГЛАВА 6. ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ.
Этническая общность – это первичная форма организации социального бытия. Появление этнического в личности обус­ловлено социальными отношениями. Оно возникает уже в ис­торически первичной человеческ

ГЛАВА 7. ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ.
Впервые понятие «стереотип» было введено в науку амери­канским психологом У. Липпманом. В 1922 г. в книге «Обще­ственное мнение» он использовал термин «социальный стерео­тип», определяя его как упо

ГЛАВА 8. ЭТНИЧЕСКИЕ ДИСПОЗИЦИИ.
Этническое в личности—это целостная система отношений и установок, выработанная в процессе исторического развития эт­нической общности и проявляющаяся, актуализирующаяся в данное историческое время

ГЛАВА 9. ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ.
(аксиология этнического) В современной социально-психологической науке под цен­ностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, по­лучаемый в фило- и онтогенезе. Пр

ГЛАВА 10. ЭТНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕКТАЦИИ И НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
В отечественной этносоциологической и этнопсихологической литературе большинство авторов ставят вопрос об «объектив­ной властности этнических норм», т. е. о том, насколько нормы обусловливают социа

ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Анализ специфики взаимодействия этнических сообществ и групп ставит проблему изучения этносоциальных отношений. Выделение этноса в качестве субъекта коллективного действия или социального взаимодей

ГЛАВА 12. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИИ АСПЕКТ В ПЕДАГОГИКЕ.
Целостное описание этнической общности предполагает изу­чение особенностей ее системы воспитания как института пере­дачи поколениями своего культурно-исторического опыта. В современном мире личност

ГЛАВА 14. РУССКИЕ И СУДЬБА РОССИИ.
(опыт этнопсихологического исследования) Россию (а также ее «наследника»—СССР) со времен Ивана Грозного отличает от стран Запада неравномерность исторического развития, «рваный ри

ОГЛАВЛЕНИЕ.
ГЛАВА 1. История этнической психологии: 1.1. Европейские философы о психологии народов (Бороноев А. О.)..... …………. …….. 1 1. 2. Современная западная этническая психология

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги