рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГЛАВА 6. ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ.

ГЛАВА 6. ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ. - Конспект, раздел Психология, Введение в этническую психологию Этническая Общность – Это Первичная Форма Организации Социального Бытия. Появ...

Этническая общность – это первичная форма организации социального бытия. Появление этнического в личности обус­ловлено социальными отношениями. Оно возникает уже в ис­торически первичной человеческой общности. Этнические осо­бенности появляются только тогда, когда люди вступают в контакт, общаются друг с другом.

Этни­ческое – явление социально-психологическое, а не просто со­циальное или природное. Природа только создала условия для многообразия этнических признаков, таких как коммуника­тивные, когнитивные и поведенческие особенности, связанные с системой взаимоотношений между различными этническими общностями.

Понятие «общность» впервые встречается в 1887 г. в книге немецкого ученого Ф. Тенниса «Общность и общество» как объединение людей, сложившееся на основе исключительно психологических детерминант. В XX в. в исследовании данного феномена наметились два направления. Одно направление – это социально-психологическое, изучающее любую социальную общность (малые и большие группы, коллективы, классы и т. д.). Другое направление связано с этнической психологией, которая занимается изучением этнической общности.

Этническая общность является субъектом этногенеза и ока­зывает значительное влияние на исторический процесс. Фор­мирование этнической общности – первый этап в объединении людей, первичный способ организации их совместного бытия.

Под этносом понимается большая социальная группа лю­дей, объединенных общими установками и диспозициями, сте­реотипами поведения и взаимосогласованными экспектациями типичных реакций на различные события жизни. Этнос есть явление социально-психологическое, оно социально по основе своего возникновения и психологично по способам своего про­явления.

Под социумом понимает­ся большая социальная группа людей, объединенных на осно­ве общей территории, экономики и политики, выработавшая единые поведенческие требования (законы и социальные нор­мы) к различным событиям жизни. Социум – явление обще­ственное и по форме и по сущности. Таким образом, социаль­ная общность имеет две взаимопроникающие формы: этнос и социум.

Следовательно, главная задача этнопсихоло­гии состоит в изучении типичных для личности качеств, инте­грирующих ее с другими представителями данного этноса.

Понимание сущности этнического в природе человека как базисной системы отношений позволяет разрешить многие социоэтнические проблемы. Этническое—это целостная система отношений личности к миру людей (общество), к миру идей (идеология и мораль), к миру вещей (природа).

Л. Н. Гумилев, предлагая классификацию этносов, также опирался на категорию отношения. В соответствии с первой классификацией он разделяет этносы на два типа: гомеостатнческие и динамические, в качестве критерия для классифи­кации выступает такой признак, как отношение к природе. Гомеостатические этноса (например, народы Крайнего Севера) пришли в состояние равновесия с природой, относятся к ней бережно. Динамические этносы развиваются за счет покоре­ния, разрушения природы. Критерием второй классификации, по мнению Гумилева, служит отношение к миру людей. Комплиментарные этносы симпатизируют друг другу, совместимы по причине схожести базисных этнических установок. У некомплиментарных этносов, напротив, преобладают негативные оценки и различной степени страхи в отношении друг друга.

Остается предложить еще и классификацию этносов по критерию отношения к миру идей. Здесь также возможны два типа. Пер­вый тип – креативные этносы, т. е. создающие, продуцирую­щие идеи. Во-первых, идеи могут быть связаны с созданием новой религии, а соответственно и морали (иудаизм, христиан­ство, ислам, индуизм, конфуцианство и пр.). Во-вторых, идеи могут касаться создания нового права (например, Римское право, послужившее основой для всех правовых систем хри­стианского мира). В-третьих, идеи могут быть связаны с созда­нием уникальной культуры (например, Античность или куль­тура Возрождения). Следует заметить, однако, что культуру с той или иной степенью значимости для всего человечества создает каждый этнос. Наконец, в-четвертых, идеи могут пред­полагать создание новейших технологий (например, внедрение компьютерной техники). Другой тип—аккомодативные этно­сы, не склонные к продуцированию собственных идей, а ориен­тированные на заимствование их у других этносов и социумов. Этносы, заимствующие идеи, могут быть либо очень активны (так, что идут завоевывать территории или «перекупают» ученых), либо довольно пассивны (спокойно и дружелюбно принимают дары цивилизации). Аккомодативные этносы пере­рабатывают идеи и адаптируют их к своим национальным культуре и традициям. Можно сказать, что в процессе этно­генеза аккомодативные этносы разгружают мир от переизбыт­ка идей и культур. Таким образом осуществляется процесс взаимопроникновения и распространения идей, в этногенезе как бы существует свое разделение труда.

Так, на основе всего вышесказанного можно было создать стройную классификацию этносов, включающую в себя шесть типов.

1. Гомеостатические и динамические этносы. Основание для классификации – отношение к природе.

2. Комплиментарные и некомплиментарные этносы. Основа­ние для классификации – отношение к миру людей.

3. Креативные и аккомодативные этносы. Основание для классификации – отношение к идеям, культурным ценностям.

Данная классификация очень условна, но она еще раз под­тверждает мысль о том, что феномен этнического лежит в сфе­ре отношений. Этнические особенности – это явление соци­ально-психологическое, поскольку с их помощью осуществля­ется связь между психикой человека и окружающей социаль­ной средой. Для понимания природы этнического целесообраз­но разделить социальные общности на два типа: этнос и- соци­ум. Этнос есть исторически первичный способ организации совместного бытия людей, это большая социальная группа, объединенная в целое на основе общих психологических уста­новок, диспозиций, экспектаций и стереотипов поведения. Со­циум представляет собой исторически более сложный способ организации совместного бытия, это большая социальная груп­па, сложившаяся на основе процесса разделения труда, кото­рый предполагает специализацию каждого человека, что приводит к формированию личности и развитию индивидуально­сти.

Люди образуют этнические общности, живут в них, дейст­вуют по правилам и традициям своих общностей. Они удовлет­воряют свои потребности, реализуя свои природные и соци­альные возможности и тем самым обеспечивая с помощью эт­нических установок и отношений взаимосвязь внешней среды со своим внутренним психическим миром. Таким образом, эт­ническая общность предоставляет личности один из необходи­мых для нее способов существования, самореализации. Дру­гой, более перспективный способ существования предоставляет общество. Но это не значит, что этнические общности будут отмирать с развитием цивилизации. Мир людей, их взаимоотно­шения, организация все более усложняются, становятся раз­нообразнее. Мировые тенденции развития состоят в том, что мир стремится от однородности к разнородности, ко все боль­шему разнообразию. По-видимому, в будущем количество этносов не уменьшится, а даже увеличится. Этнический мир ста­нет более многоцветным. И если общество будущего – это ан­самбль личностей в расцвете их индивидуальностей, то мир будущего—это ансамбль социумов и этносов в расцвете само­бытности и уникальности их культур.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в этническую психологию

Введение в этническую психологию. Конспект учебного пособия. Под ред. Ю.П. Платонова. 1999...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГЛАВА 6. ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЕВРОПЕЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ.
Проблема этнических различий, их влияния на быт и куль­туру народов, на жизнедеятельность людей давно заинтересовала исследователей. Об этом писали еще Гиппократ, Страбон, Платон и др. Пе

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Развитие западной этнической психологии в XX в. обусло­вили два важнейших фактора: стремление свести все проблемы, касающиеся различных структурных уровней этнических общностей, прежде всего к инди

СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ.
В России этнопсихологические исследования первоначально были делом литераторов, этнографов и языковедов. Объектом познава­тельного интереса этническое самосознание русского народа стало в

СОВЕТСКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Историю советской этнической психологии можно условно разделить на несколько периодов. В первые годы становления Советского государства интерес к этнической проблематике был стимулирован

ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ ЭТНОСА.
В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Когда психические явления, сложившиеся в процессе исторического разв

ГЛАВА 3. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Этническая психология представляет собой область знаний, источниками которых выступают различные гуманитарные нау­ки, в том числе этнология и психология. Ее статус как междисциплинарной науки вытек

ГЛАВА 4. ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Изучение влияния этнических особенностей на структурно-функциональную организацию психики на отдельных этапах онто- и филогенеза – важнейшее условие для понимания психо­физиологических отличий пред

ГЛАВА 5. ЭТНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Основной задачей этнопсихологического подхода к изуче­нию личности является определение закономерностей ее раз­вития в постоянно меняющемся мире. Становление личности идет параллельно становлению и

ГЛАВА 7. ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ.
Впервые понятие «стереотип» было введено в науку амери­канским психологом У. Липпманом. В 1922 г. в книге «Обще­ственное мнение» он использовал термин «социальный стерео­тип», определяя его как упо

ГЛАВА 8. ЭТНИЧЕСКИЕ ДИСПОЗИЦИИ.
Этническое в личности—это целостная система отношений и установок, выработанная в процессе исторического развития эт­нической общности и проявляющаяся, актуализирующаяся в данное историческое время

ГЛАВА 9. ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ.
(аксиология этнического) В современной социально-психологической науке под цен­ностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, по­лучаемый в фило- и онтогенезе. Пр

ГЛАВА 10. ЭТНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕКТАЦИИ И НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
В отечественной этносоциологической и этнопсихологической литературе большинство авторов ставят вопрос об «объектив­ной властности этнических норм», т. е. о том, насколько нормы обусловливают социа

ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Анализ специфики взаимодействия этнических сообществ и групп ставит проблему изучения этносоциальных отношений. Выделение этноса в качестве субъекта коллективного действия или социального взаимодей

ГЛАВА 12. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИИ АСПЕКТ В ПЕДАГОГИКЕ.
Целостное описание этнической общности предполагает изу­чение особенностей ее системы воспитания как института пере­дачи поколениями своего культурно-исторического опыта. В современном мире личност

ГЛАВА 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЭТНОСА.
Как известно, понятие культуры имеет несколько значений. Два из них являются основными: 1) культура как результат материальной и духовной деятельности людей; 2) культура как у

ГЛАВА 14. РУССКИЕ И СУДЬБА РОССИИ.
(опыт этнопсихологического исследования) Россию (а также ее «наследника»—СССР) со времен Ивана Грозного отличает от стран Запада неравномерность исторического развития, «рваный ри

ОГЛАВЛЕНИЕ.
ГЛАВА 1. История этнической психологии: 1.1. Европейские философы о психологии народов (Бороноев А. О.)..... …………. …….. 1 1. 2. Современная западная этническая психология

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги