рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГЛАВА 12. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИИ АСПЕКТ В ПЕДАГОГИКЕ.

ГЛАВА 12. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИИ АСПЕКТ В ПЕДАГОГИКЕ. - Конспект, раздел Психология, Введение в этническую психологию Целостное Описание Этнической Общности Предполагает Изу­чение Особенностей Ее...

Целостное описание этнической общности предполагает изу­чение особенностей ее системы воспитания как института пере­дачи поколениями своего культурно-исторического опыта. В современном мире личность выступает членом нескольких со­обществ: этноса, государства, мирового сообщества, но исто­рически всего прочнее – ее этническое окружение. Этнографиче­ские и этнопсихологические исследования образа жизни раз­личных народов фиксируют устойчивую этническую специфику поведения, которая в ряде случаев носит доминантный харак­тер. Является ли этот феномен производной унаследованного, прирожденного или он обусловлен процессами социального научения? Этот вопрос в виде антитезы «природы» и «воспи­тания» был сформулирован еще в 1874 г. английским психо­логом и антропологом Ф. Гальтоном.

В его понимании воспитание выступает как процесс социализации, протекающий в форме последовательного и по­степенного усвоения индивидуумом и группой социально вы­работанных норм, ценностей, способов деятельности.

Как явление, присущее любым этносоциальным сообщест­вам, воспитание имеет некоторые общие признаки (передача накопленного опыта, овладение знаниями, забота о здоровье и физическом развитии, формирование мировоззрения и т. д.), но по своим целям, содержанию, организации и методам сущест­венно зависит от истории развития социальных отношений в конкретном этническом сообществе.

Ядром направленного воспитания является образование – процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей. Образование, в свою очередь, вклю­чает в себя целенаправленное, специализированное и формали­зованное по своим методам обучение, а также просвещение как процесс распространения национальной культуры, предпо­лагающий относительно самостоятельный и свободный выбор индивидами сообщаемой информации. Поскольку образование, и особенно обучение, ассоциируется преимущественно с пере­дачей интеллектуальной информации, воспитание можно рас­сматривать как систему эмоциональных воздействий, формиру­ющих нравственный, эстетический, т. е. ценностно-ориентационный мир личности и ее социализацию.

Термин «социализация» многозначен, и его интерпретации разными авторами не совпадают. В самом общем виде социа­лизацию определяют как влияние среды в целом, которое при­общает индивида к общественной жизни, учит его восприятию культуры, поведению в коллективах, самоутверждению и вы­полнению различных социальных ролей.

Эволюция содержания и методов социализации неразрыв­но связана с историческим изменением социально-экономиче­ской структуры общества. По мере усложнения и обогащения культуры объем передаваемых из поколения в поколение зна­ний, умений и навыков увеличивается, а сами формы их пере­дачи дифференцируются и специализируются. Дифференциа­ция процессов и институтов социализации тесно связана с ус­ложнением социальной структуры и организации общества на макроуровне. По мере урбанизации и индустриализации зна­чение общественных институтов и средств социализации неук­лонно возрастает. Воспитание становится непосредственно общественным, государственным делом, требующим планирова­ния и систематической координации усилий отдельных инсти­тутов. Однако эти общие тенденции не являются линейными и реализуются сложным и противоречивым образом. Сравни­тельно-историческое изучение стиля социализации у разных народов показывает, что в различных типах этнических куль­тур выстраиваются собственные модели воспитания.

Согласно принципу культурного детерминизма, конкретный этнокультурный тип личности формируется исключительно вос­питанием через процессы самоопределения личности. Ключевой единицей самоопределения с общепсихологической точки зре­ния являются «конфликтные смыслы „Я»«, т. е. представления личности о своей социальной ценности. В качестве критерия для самооценки выступает «референтная группа», состоящая из реальных или воображаемых лиц. Формирование референтной группы как основного компонента личностной определен­ности – процесс универсальный, общечеловеческий, однако в каждой этнической культуре он подчиняется различным прин­ципам.

В качестве образца для формирования референтной группы может выступать реальная социальная группа (например, ро­довая, семейно-родственная, иногда персонифицированная в легендарных или реальных предках и т. д.). Очевидным при­знаком культур, где распространен такой вариант формиро­вания референтной группы, являются разного рода генеало­гии, имеющие большое значение для коллективной памяти этнического сообщества.

Референтной может быть и условная социальная группа, выделяемая на основе общности целей деятельности (напри­мер, общественный слой, сословие, конфессиональная группа и. т. д.).

Статистический анализ данных по этой группе и многим другим показал, что национальная принадлежность и социально-классовое положение как вместе, так и порознь сильно влияют на педагогические взгляды и эмоциональные реакции родителей. Однако картина далеко не единообразна. Во всех этнических группах родители из бо­лее низких социально-экономических слоев склонны к боль­шей строгости и требовательности, чем представители средних слоев. Но у разных народов это проявляется по-разному, в зависимости от конкретной шкалы (типа поведения), связан­ной с различным отношением к тем или иным поступкам (так как терпимость в одном отношении часто сочетается с повы­шенной строгостью в другом).

Стиль воспитания обусловлен наличием в данной культуре тех или иных мотивационных синдромов (потребность в дости­жениях потребность в аффилиации, ориентация на других). Родители, в этнической культуре которых сильно выражена потребность в достижениях, больше, склонны опекать своих детей, незамедлительно откликаясь на их просьбы о внима­нии.

А установка на воспитание в детях послушания, даже в ущерб их инициативе и самостоятельности, может социально детерминироваться потребностью поддерживать стабильность существующего общественного строя, что характерно для кон­сервативных, традиционных систем.

С этих позиций педагогика различных народов выглядит очень похожей, выступая одновременно и как теоретическая, и как прикладная. Наследование и преемственность социаль­но-этнического опыта осуществляются на основе традиций се­мейного воспитания, раскрывающих народные педагогические воззрения. Традиции и обычаи—это две взаимосвязанные формы институциональных воздействий на подрастающее по­коление. Если обычаи передают конкретные образцы конкрет­ных поступков, действий, то традиции формируют социально значимые качества члена этнической группы. На традициях основывается трудовое, физическое, эстетическое и религиоз­ное воспитание. Определенные педагогические функции вы­полняют и средства воспитания, в том числе такие, как колы­бельные песни, приговоры, сказки, легенды и предания. Тра­диции включают в свой состав обычаи, обряды, ритуалы как нравственные и другие стереотипизированные формы социаль­ного поведения. Обычаи строго регламентируют поступки чле­нов этноса в конкретных ситуациях, регулируют поведение личности в той или иной сфере жизни и деятельности, в том числе и в межличностных отношениях, требуя проявления нравственных, а также трудовых качеств, типичных для дан­ного этноса.

Педагогический аспект обычаев, таким образом, состоит в выработке у детей определенных привычек и стандартов по­ведения. Дидактическое начало в этом случае проявляется прежде всего в виде правил для подражания.

Нравственное обучение в этнопедагогике выступает в фор­ме устного народного творчества, которое сохраняет в памяти поколений преимущественно идеальные нормы и правила пове­дения, высоконравственные требования и постулаты. Сила эмоционального воздействия нравственных идеалов позволяет регулировать эмоциональные состояния и корректировать нравственный опыт детей.

Одним из важнейших индикаторов направленного развития этнокультурных процессов является установка обследуемого населения на язык школьного обучения, определяемая по сте­пени осознания необходимости преподавания детям языка сво­ей национальности и по выбору типа школы и языка обучения своих детей.

В современном обществе индивид может одновременно от­носиться ко многим социальным группам, но чтобы стать чле­ном этнической группы, он должен знать ее символы, нормы поведения, стандарты коммуникации, которые задаются обще­ством, культурой. Шаблоны поведения, характерные для той или иной этнической общности, обнаруживают различия глав­ным образом в вербальных и. невербальных средствах комму­никации.

Причастность каждого отдельного человека к национальной истории предопределяется не биологической наследственно­стью, а степенью сознательного приобщения к тем ценностям, которые образуют духовную культуру этноса. Националь­ность – это не просто дар природы, она порождается актом выбора, человек сам духовно определяет себя, относя к кон­кретному народу. Он может даже «переменить» народ, но не произвольно, а путем долгого и упорного пересоздания детер­минирующей его системы ценностей.

Этнокультурные ориентации индивидов складываются, таким образом, под воздействием многих факторов и определяются социально-этническими макросредой (моно- или иноэтнической) и микросредой (система воспитания, время проживания в иной этнической среде), а также социально-демографически­ми характеристиками самой личности. Индивид считается взрослым, если закончился процесс его воспроизводства как полноценного члена этнической общности, т. е. если он соот­ветствует всем требованиям, предъявляемым ее взрослым членам.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в этническую психологию

Введение в этническую психологию. Конспект учебного пособия. Под ред. Ю.П. Платонова. 1999...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГЛАВА 12. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИИ АСПЕКТ В ПЕДАГОГИКЕ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЕВРОПЕЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ.
Проблема этнических различий, их влияния на быт и куль­туру народов, на жизнедеятельность людей давно заинтересовала исследователей. Об этом писали еще Гиппократ, Страбон, Платон и др. Пе

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Развитие западной этнической психологии в XX в. обусло­вили два важнейших фактора: стремление свести все проблемы, касающиеся различных структурных уровней этнических общностей, прежде всего к инди

СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ.
В России этнопсихологические исследования первоначально были делом литераторов, этнографов и языковедов. Объектом познава­тельного интереса этническое самосознание русского народа стало в

СОВЕТСКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Историю советской этнической психологии можно условно разделить на несколько периодов. В первые годы становления Советского государства интерес к этнической проблематике был стимулирован

ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ ЭТНОСА.
В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Когда психические явления, сложившиеся в процессе исторического разв

ГЛАВА 3. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Этническая психология представляет собой область знаний, источниками которых выступают различные гуманитарные нау­ки, в том числе этнология и психология. Ее статус как междисциплинарной науки вытек

ГЛАВА 4. ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Изучение влияния этнических особенностей на структурно-функциональную организацию психики на отдельных этапах онто- и филогенеза – важнейшее условие для понимания психо­физиологических отличий пред

ГЛАВА 5. ЭТНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Основной задачей этнопсихологического подхода к изуче­нию личности является определение закономерностей ее раз­вития в постоянно меняющемся мире. Становление личности идет параллельно становлению и

ГЛАВА 6. ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ.
Этническая общность – это первичная форма организации социального бытия. Появление этнического в личности обус­ловлено социальными отношениями. Оно возникает уже в ис­торически первичной человеческ

ГЛАВА 7. ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ.
Впервые понятие «стереотип» было введено в науку амери­канским психологом У. Липпманом. В 1922 г. в книге «Обще­ственное мнение» он использовал термин «социальный стерео­тип», определяя его как упо

ГЛАВА 8. ЭТНИЧЕСКИЕ ДИСПОЗИЦИИ.
Этническое в личности—это целостная система отношений и установок, выработанная в процессе исторического развития эт­нической общности и проявляющаяся, актуализирующаяся в данное историческое время

ГЛАВА 9. ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ.
(аксиология этнического) В современной социально-психологической науке под цен­ностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, по­лучаемый в фило- и онтогенезе. Пр

ГЛАВА 10. ЭТНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕКТАЦИИ И НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
В отечественной этносоциологической и этнопсихологической литературе большинство авторов ставят вопрос об «объектив­ной властности этнических норм», т. е. о том, насколько нормы обусловливают социа

ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Анализ специфики взаимодействия этнических сообществ и групп ставит проблему изучения этносоциальных отношений. Выделение этноса в качестве субъекта коллективного действия или социального взаимодей

ГЛАВА 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЭТНОСА.
Как известно, понятие культуры имеет несколько значений. Два из них являются основными: 1) культура как результат материальной и духовной деятельности людей; 2) культура как у

ГЛАВА 14. РУССКИЕ И СУДЬБА РОССИИ.
(опыт этнопсихологического исследования) Россию (а также ее «наследника»—СССР) со времен Ивана Грозного отличает от стран Запада неравномерность исторического развития, «рваный ри

ОГЛАВЛЕНИЕ.
ГЛАВА 1. История этнической психологии: 1.1. Европейские философы о психологии народов (Бороноев А. О.)..... …………. …….. 1 1. 2. Современная западная этническая психология

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги