рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГЛАВА 9. ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ.

ГЛАВА 9. ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ. - Конспект, раздел Психология, Введение в этническую психологию (Аксиология Этнического) В Современной Социально-Психологич...

(аксиология этнического)

В современной социально-психологической науке под цен­ностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, по­лучаемый в фило- и онтогенезе.

Процесс иерархизации ценностей, выделения высших из них, осуществляется в группе, в том числе этнической, при совмест­ной деятельности и общении. Существует горизонтальная (внут­ри группы, этноса) и вертикальная (межпоколенная) передача ценностей. Индивид, принявший присущую группе систему цен­ностей, становится носителем группового сознания. Если же речь идет об этнических ценностях, то употребляется термин «этнофор», обозначающий индивида как носителя этнического сознания. Поэтому этнические ценности всегда двойственны по своей структуре, так как психологичны по локусу существова­ния и социальны по функции.

В этнической психологии существует несколько классифика­ций этнических ценностей. Одна из последних предложена А. О. Бороноевым и П. И. Смирновым, на примере русского этноса выделившими 5 групп ценностей:

1) модусы социальной значимости, включающие в себя це­левые ценности субъекта деятельности: духовность, зна­ния, слава, мастерство, дело, власть, богатство;

2) инструментальные ценности социального происхождения:

право, справедливость, свобода, солидарность, мило­сердие;

3) инструментальные ценности природного происхождения:

жизнь, ум, здоровье, ловкость, сила, красота;

4) целевые ценности субъекта, содержащие в себе характе­ристики природной среды: вещество, энергия, простран­ство;

5) высшие общечеловеческие ценности: бог, общество, род­ной народ, человек (как «ближний»).

Присущий этническим ценностям аффективный элемент реа­лизуется через индивидуальные и коллективные ценностные от­ношения к действительности. Эти ценностные отношения фикси­руются в идейно-психологических формах: мнениях, образах, персонификациях общественных отношений. В них отражены представления о действительности, желаемом, должном, спра­ведливом.

В этнической психологии выделяются различные стороны отражения этнического в структуре личности. Наиболее про­работанные в теоретическом плане концепции этнического пред­лагают многоуровневую структуру этого социально-психологи­ческого образования.

Национальная идеология, вырабатываемая государством и обществом в виде социальных институтов. Это теоретически оформленная система взглядов этнофора на:

1) национальные проблемы,

2) национальные интересы,

3) национальные (этни­ческие) ценности.

Это высший уровень национального. Здесь сильны когнитив­ные элементы, а аффективные элементы слабее. Последние мо­гут вноситься в национальную идеологию осознанно, и история человечества знает национальные идеологии, где аффективное, неадекватное отражение действительности служило ядром и как бы ценностным стержнем. Такие идеологии всегда строятся при обильном использовании мифов, стереотипов, предрассудков, «образа врага».

Такое понимание этнического фактически воспроизводит структуру стереотипа, в том числе этнического стереотипа, где принято выделять когнитивную, аффективную и поведенческую составляющие.

Процесс формирования и становления у индивида этниче­ского проходит ряд стадий, соответствующих уровням диспозиционной регуляции социального поведения личности. Базирую­щаяся на ценностных ориентациях личности система диспозиций в качестве регуляторов социального поведения личности впер­вые была предложена В. А. Ядовым.

Первому уровню этнических диспозиций соответствуют на­циональные чувства. Индивид на начальном этапе онтогенеза в процессе социализации (этнизации) вырабатывает комплекс стойких поведенческих реакций на представителей своего этно­са.

По мере взросления индивид все чаще и чаще становится сначала зрителем, а затем и участником ритуалов, вытекающих из национальных традиций. Это второй уровень этнических дис­позиций, соответствующий национальной психологии. Нацио­нальные чувства при этом укрепляются.

На третьем уровне этнических диспозиций—уровне нацио­нального самосознания—уже можно говорить о примате когни­тивных компонентов над аффективными.

И, наконец, четвертому, высшему, уровню этнических диспо­зиций в структуре личности соответствует национальная идео­логия. На этом уровне происходит усвоение (интериоризация, по Л. С. Выготскому) выработанных как обществом, так и государством концепций этнического, схем межэтнических отно­шений, представлений об этносах, норм поведения в полиэтни­ческом социуме, идеалов «желаемого будущего», «справедли­вого будущего», «базовой для конкретного этноса личности» и других идеально-ценностных конструкций, призванных выпол­нять регулирующую функцию в обществе. Этот уровень этнического в определенной мере зависит от политики государства в национальном вопросе, он подвержен воздействию государствен­ных институтов, средств массовой информации как прямо, так и косвенно.

Диспозиционный подход к пониманию этнического как цен­ности, проявляющейся в поведении, выводит нас на проблему усвоения индивидом как человеком конкретного этноса опреде­ленных матриц поведения, вырастающих из этнических стерео­типов. Общество через систему санкций и поощрений способст­вует полному и адекватному в случае благоприятной социаль­ной ситуации усвоению этнического стереотипа поведения. Он поддерживает индивида в реализации данного стереотипа пове­дения, облегчает его становление и развитие. Окраска в цен­ностные тона стереотипов поведения, вырастающих из этниче­ских традиций, обычаев, норм, играет социально-регулирующую роль.

В заключение сделаем несколько общих выводов.

Этническое как ценность имеет двойственную структуру: оно психологично по локусу существования и социально по функциям.

2. Этническое как ценность существует в форме диспозиций и может быть представлено на четырех уровнях (от нижнего к верхнему):

— национальные чувства,

— национальная психология,

— национальное самосознание,

— национальная идеология.

Перемещение от нижнего уровня к верхнему сопровожда­ется двумя изменениями: нарастанием доли когнитивных эле­ментов и уменьшением (но не исчезновением!) доли аффектив­ных элементов. Только на уровне национальной идеологии воз­можно теоретическое отражение действительности, тогда как предшествующие уровни связаны с обыденным сознанием. На­бор поведенческих матриц индивида как представителя этноса определяется этническими диспозициями всех четырех уровней.

3. Глубина и размах межэтнических конфликтов на межлич­ностном уровне зависят от характера коммуникативного пове­дения партнеров. Обращение к партнеру в межэтническом об­щении должно исключать пересекающиеся коммуникации— следствие общения с разных уровней этнических диспозиций.

4. Этнопсихологическая маргинальность, существующая в формах объективной этнопсихологической маргинальности и этнопсихологической двойственности, может обострять пережива­ния этнического как ценности и выступать фактором дестабили­зации межэтнических отношений.

5. Наряду с традиционными средствами этнической консоли­дации (флаг, греб, гимн) существуют и более современные: этническая элита и истеблишмент, баланс между которыми влияет на стабильность государства и общества. Национальная идеология вырабатывается элитой, однако ее реализация осу­ществляется истеблишментом.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в этническую психологию

Введение в этническую психологию. Конспект учебного пособия. Под ред. Ю.П. Платонова. 1999...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГЛАВА 9. ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЕВРОПЕЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ.
Проблема этнических различий, их влияния на быт и куль­туру народов, на жизнедеятельность людей давно заинтересовала исследователей. Об этом писали еще Гиппократ, Страбон, Платон и др. Пе

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Развитие западной этнической психологии в XX в. обусло­вили два важнейших фактора: стремление свести все проблемы, касающиеся различных структурных уровней этнических общностей, прежде всего к инди

СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ.
В России этнопсихологические исследования первоначально были делом литераторов, этнографов и языковедов. Объектом познава­тельного интереса этническое самосознание русского народа стало в

СОВЕТСКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Историю советской этнической психологии можно условно разделить на несколько периодов. В первые годы становления Советского государства интерес к этнической проблематике был стимулирован

ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ ЭТНОСА.
В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Когда психические явления, сложившиеся в процессе исторического разв

ГЛАВА 3. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Этническая психология представляет собой область знаний, источниками которых выступают различные гуманитарные нау­ки, в том числе этнология и психология. Ее статус как междисциплинарной науки вытек

ГЛАВА 4. ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Изучение влияния этнических особенностей на структурно-функциональную организацию психики на отдельных этапах онто- и филогенеза – важнейшее условие для понимания психо­физиологических отличий пред

ГЛАВА 5. ЭТНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Основной задачей этнопсихологического подхода к изуче­нию личности является определение закономерностей ее раз­вития в постоянно меняющемся мире. Становление личности идет параллельно становлению и

ГЛАВА 6. ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ.
Этническая общность – это первичная форма организации социального бытия. Появление этнического в личности обус­ловлено социальными отношениями. Оно возникает уже в ис­торически первичной человеческ

ГЛАВА 7. ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ.
Впервые понятие «стереотип» было введено в науку амери­канским психологом У. Липпманом. В 1922 г. в книге «Обще­ственное мнение» он использовал термин «социальный стерео­тип», определяя его как упо

ГЛАВА 8. ЭТНИЧЕСКИЕ ДИСПОЗИЦИИ.
Этническое в личности—это целостная система отношений и установок, выработанная в процессе исторического развития эт­нической общности и проявляющаяся, актуализирующаяся в данное историческое время

ГЛАВА 10. ЭТНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕКТАЦИИ И НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
В отечественной этносоциологической и этнопсихологической литературе большинство авторов ставят вопрос об «объектив­ной властности этнических норм», т. е. о том, насколько нормы обусловливают социа

ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Анализ специфики взаимодействия этнических сообществ и групп ставит проблему изучения этносоциальных отношений. Выделение этноса в качестве субъекта коллективного действия или социального взаимодей

ГЛАВА 12. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИИ АСПЕКТ В ПЕДАГОГИКЕ.
Целостное описание этнической общности предполагает изу­чение особенностей ее системы воспитания как института пере­дачи поколениями своего культурно-исторического опыта. В современном мире личност

ГЛАВА 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЭТНОСА.
Как известно, понятие культуры имеет несколько значений. Два из них являются основными: 1) культура как результат материальной и духовной деятельности людей; 2) культура как у

ГЛАВА 14. РУССКИЕ И СУДЬБА РОССИИ.
(опыт этнопсихологического исследования) Россию (а также ее «наследника»—СССР) со времен Ивана Грозного отличает от стран Запада неравномерность исторического развития, «рваный ри

ОГЛАВЛЕНИЕ.
ГЛАВА 1. История этнической психологии: 1.1. Европейские философы о психологии народов (Бороноев А. О.)..... …………. …….. 1 1. 2. Современная западная этническая психология

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги