рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. - Конспект, раздел Психология, Введение в этническую психологию Анализ Специфики Взаимодействия Этнических Сообществ И Групп Ставит Проблему ...

Анализ специфики взаимодействия этнических сообществ и групп ставит проблему изучения этносоциальных отношений. Выделение этноса в качестве субъекта коллективного действия или социального взаимодействия является методологически оп­ределенным, так как субъект деятельности, ее предмет и сред­ства составляют единое целое. Рассмотрение понятий «этниче­ское сообщество», «этнический коллектив», «этническая группа» как рядоположенных позволяет использовать инструментарий, применяемый в социальной психологии малых групп и коллек­тивов.

Проблема изучения социально-психологических характери­стик групп (коллективов) как факторов результативного социального взаимодействуя стала интенсивно изучаться в отече­ственной социальной психологии в 1960—1970-х гг.

Одним из первых к этой проблеме обратился Л. И. Уманский. Выделяя социально-психологические характеристики группового субъек­та, он подчеркивал, что психологическая структура контактной группы актуализируется и реализуется только в социальном взаимодействии, именно в нем, группа реально и динамично функционирует. Психологическая структура группового субъек­та, с его точки зрения, может быть представлена тремя блоками характеристик. Первый—»общественный» блок—включает в себя социальную направленность, организованность и подго­товленность субъекта деятельности, отражая соответственно идеологическую, управленческую и профессионально – деловую сферы групповой жизнедеятельности. Второй – «личностный» блок—объединяет интеллектуальную, эмоциональную и воле­вую коммуникативность и отражает три стороны сознания и соответствующие сферы жизнедеятельности входящих в группу личностей. В третий блок – «блок общих качеств» – вошли такие социально-психологические характеристики контактного группового субъекта, как интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интро- и интергрупповая активность.

Выделенные социально-психологические феномены, возника­ющие в процессе межличностного взаимодействия, могут найти применение при изучении этнических групп и сообществ. Так, «социальная направленность» может характеризовать социаль­ную ценность принятых этнической группой целей, мотивов взаимодействия, ценностных ориентации и групповых норм, т. е. идеологическую сферу группового сознания. «Организо­ванность» этнической группы раскрывает ее способность к са­моуправлению, к оптимальным функционально-ролевым взаи­моотношениям. «Подготовленность» может рассматриваться как готовность членов этнической группы к тому или иному взаимо­действию на основе необходимых для этого знаний, умений и навыков. «Интеллектуальная коммуникативность» может ха­рактеризовать межличностное восприятие и установление вза­имопонимания между участниками взаимодействуя в процессе общения. «Эмоциональная коммуникативность» определяет эмоциональность межличностных связей членов группы, дина­мику эмоционального настроя и его потенциалы. «Волевая ком­муникативность» рассматривается как способность этнической группы противостоять трудностям и препятствиям, как своеоб­разная стрессоустойчивость, надежность в экстремальных си­туациях. «Интегративность» выступает мерой единства, слит­ности, общности членов этнической группы. «Микроклимат» определяет самочувствие каждого этнофора в группе, его удов­летворенность группой, комфортность в ней. «Референтность» означает степень принятия членами группы группового эталона, их идентификацию с эталоном групповых этнических ценно­стей. «Лидерство»—влияние наиболее авторитетного этнофора на группу. «Интрогрупповая активность» выступает мерой ак­тивности этнофоров. «Интергрупповая активность» означает влияние одной этнической группы на другие.

Другое направление исследований характеристик коллектив­ного субъекта деятельности базируется на концепции деятельностного опосредования групповой активности, предложенной А. В. Петровским. Коллективный субъект, согласно этой кон­цепции, выступает как иерархически организованная, много­уровневая система активиости, состоящая из различных по степени опосредованности процессом совместной деятельности элементов. В качестве ведущего фактора становления и разви­тия всех форм внутригрупповой активности выделяется со­циально значимая совместная деятельность.

Социально-психологический анализ эффективной групповой деятельности показал, что влияние на ее успешность оказы­вают, главным образом, те изменения, которые происходят в специфических отношениях, возникающих при совместной деятельности. Межэтническое взаимодействие в этом аспекте может быть представлено в виде активного и координированного сотрудничества, предполагающего ведущие занятия и цели до­минирующей этнической группы в данном сообществе. На ус­пешность деятельности группы должны оказывать влияние те изменения, которые происходят не только в ее структурно-фор­мальных параметрах, но и в специфических для нее отноше­ниях, возникающих в процессе совместной коллективной дея­тельности.

Решая вопрос о соответствии системы критериев (показате­лей, признаков) эффективности группы, необходимо различать два уровня такого соответствия: нормативный и сверхнорматив­ный, т. е. соответствие поведения и результатов деятельности членов группы только правовым нормам и соответствие не толь­ко им, но и высшим морально-нравственным ожиданиям, не ставшим еще нормами для всех. Понятию «сверхнормативная активность группы», с нашей точки зрения, созвучен термин, введенный в употребление Л. Н. Гумилевым, —»пассионарность этноса» (или образно—»локомотив этногенеза») как способ­ность и стремление к изменению окружения. Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака – пассионарии – не могут рассчитать себя в плане последствий своих поступков. Степени пассионарности различны, но для того чтобы она имела видимые и фиксируемые историей прояв­ления, необходимо много пассионариев, т. е. это признак не только индивидуальный, но и популяционный. Исходя из этого можно сформулировать и закон этногенеза: работа, выполня­емая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню «пассионарного напряжения», т. е. количеству имеющейся в эт­нической системе пассионарности в зависимости от количества персон, составляющих этнос. В терминах социальной психоло­гии пассионарность можно рассматривать как уровень актив­ности этнического коллектива (сообщества), этнос в данном случае выступает субъектом коллективной жизнедеятельности со своим набором характеристик.

В качестве основных характеристик субъекта совместной деятельности, раскрывающих ее динамический (процессуаль­ный) характер, исследователями, в частности А. Л. Журавле­вым, выделяются: целенаправленность, мотивированковать, структурированность, согласованность, интегративность, орга-низованность, результативность, пространственные и времен­ные особенности жизнедеятельности коллективного субъекта.

Целенаправленность как ведущая социально-психологическая характеристика коллективного субъекта деятельности раскры­вает такое состояние коллектива, при котором цель оказывает главное влияние на совместную деятельность, подчиняет ее себе. Целенаправленность характеризуется групповыми инте­ресами, социальными установками, убеждениями, идеалами.

Следующая характеристика коллективного субъекта—ор­ганизованность, т. е. упорядоченность, подчиненность членов коллектива определенному порядку выполнения совместной деятельности. Жизнедеятельность традиционных этнических сообществ достаточно жестко регламентирована этническими нормами и предписаниями, при этом основными параметрами организованности коллективного субъекта выступают уровни исполнительности и самоуправляемости в совместной деятель­ности.

Завершая рассмотрение наиболее известных подходов к вы­делению социально-психологических характеристик группового субъекта социального взаимодействия, необходимо подчеркнуть их разнообразие, которое связано с неоднозначностью концеп­туальных критериев, выбираемых разными авторами для такого выделения. Тем не менее в качестве ведущей характеристики группового субъекта взаимодействия, в том числе и этниче­ского, большинством исследователей предлагается использовать его направленность. Это ставит перед этнической психологией задачу раскрыть понятие направленности этноса как интеграль­ного фактора регуляции этносоциального взаимодействия.

Как известно, регуляция социального поведения детерминиро­вана социальными потребностями, что можно конкретизировать и применительно к этносу. Традиционно принято выделять сле­дующие группы социогенных потребностей:

1) потребность в сотрудничестве, кооперации, совместных коллективных дейст­виях, взаимопомощи;

2) потребность в лидерстве, руководстве;

3) потребность в передаче информации, обмене информацией, мнениями, знаниями;

4) потребность в самовыражении, само­утверждении, самореализации и тесно связанная с ней потреб­ность в уважении, престиже, успехе.

Соотношение уровней диспозиционной регуляции и форм эт­нического взаимодействия не является однозначным, поскольку существует определенная зависимость между уровнем социаль­ного развития этнического субъекта и формой организации его взаимодействия с другими субъектами. Это позволяет нам пред положить наличие опосредующего психологического фактора, который может стать интегратором межличностных отношений в процессе этнического взаимодействия. Таким интегрирующим фактором в этническом коллективном взаимодействии, по на­шему мнению, является социальная направленность этнического субъекта как социально-психологическая основа его активности. Она имеет сложную трехко-мпонентную структуру, включающую в себя когнитивный (осознание объекта социальной активно­сти), аффективный (эмоциональная оценка объекта, проявле­ние симпатий и антипатий к нему) и праксический (последо­вательное поведение по отношению к объекту) компоненты. Каждый из них отличается собственным набором психологи­ческих характеристик этнического субъекта социального взаи­модействия. Когнитивный компонент раскрывается через целе­направленность и мотивированность, аффективный компонент— через эмоциональность и стрессоустойчивость, праксический компонент—через интегративность, организованность и кол­лективность.

Рассмотрим более подробно выделенные структурные эле­менты.

Целенаправленность может быть рассмотрена как харак­теристика этнического субъекта, отражающая его готовность к достижению групповых целей этносоциального взаимодействия. Цель взаимодействия является исходным пунктом развертыва­ния всех форм внутригрупповой активности, это организующее и системообразующее начало взаимодействия. Цель взаимодей­ствия можно рассматривать как феномен опережающего отра­жения, как идеальное представление будущего результата, ко­торое определяет характер и способы этносоциального взаимо­действия.

Мотивированность как характеристика этнического субъекта раскрывает особенности активного, заинтересованного отноше­ния к этносоциальному взаимодействию. Она представляет со­бой особую сопряженность мотивов в конкретной социальной ситуации, процесс осознания субъектом потребности в достиже­нии этносоциальных групповых целей.

Эмоциональность проявляется в отношениях к взаимодейст­вию и формируется 'под влиянием сложившихся обстоятельств, которые приобретают эмоциональную значимость для этниче­ской группы (сообщества, коллектива) и избирательно вызы­вают позитивное или негативное отношение членов такой груп­пы к различным сторонам взаимодействия. Эмоциональность субъекта выражается прежде всего в удовлетворенности чле­нов группы реализацией этносоциальных целей.

Стрессоустойчивость как характеристика этнического субъ­екта и как фактор взаимодействия обусловлена способностью субъекта согласованно и быстро мобилизовывать эмоциональ­но-волевой потенциал для противодействия различного рода деструктивным силам. Она обеспечивается степенью включен­ности членов этнической группы в социальное взаимодействие, содержанием взаимодействия, адекватным отражением причин эмоциональной напряженности, уровнем социально-психологи­ческого развития и организованности этнической группы, сте­пенью принятия членами группы своих функционально-ролевых обязанностей по нейтрализации дисфункций, подавлению де­структивных проявлений.

Интегративность раскрывает генезис интегративных про­цессов в этнических группах, коллективах, собществах и пред­ставляет несомненный теоретический и практический интерес, так как в социальном взаимодействии этнических субъектов наблюдается наличие двух социально-психологических процес­сов: интеграции и дифференциации. Интеграционные процессы обеспечивают необходимые для этноса монолитность, структу­рированность, согласованность, позволяющие рассматривать его как единое целое. Значительная часть социальных психоло­гов имеют тенденцию выводить особенности интеграционных процессов из группового общения и взаимодействия, в которых они видят сущность групповых явлений. Общение как способ организации внутригруппового взаимодействия способствует проявлению интегративных феноменов этнического субъекта, таких как психологический климат, межличностные отношения и т. д.

Выделение этих факторов в качестве показателей соци­альной направлености этнического субъекта и фактора взаимо­действия обусловлено особенностями процессов самоуправления и самоорганизации группы, коллектива, сообщества на всех этапах их жизнедеятельности. При этом необходимо отметить, что, например, организованность этнического субъекта связана прежде всего с функционально-ролевыми взаимодействиями, поскольку каждый член этнической группы занимает определенное место в ее иерархической структуре. Групповой этнический субъект, как и любой другой, наряду с официальной имеет и неофици­альную структуру, наличие которой во многом обусловлено ли­дерскими процессами, а само лидерство выступает как фактор организованности этнической группы.

Наконец, коллективность характеризуется рядом показате­лей, внутренне присущих деятельности этнического коллекти­ва, но имеющих разную степень выраженности. «Инициатив­ность» предполагает выход членов этнического коллектива за определенные нормативные ограничения, неизбежные в любом виде деятельности. «Заинтересованность» позволяет определить степень мотивировации каждого этнофора в совместной дея­тельности. «Дисциплинированность» проявляется в отношении этнофора к нормативным ограничениям, к целесообразности и справедливости требований, к соблюдению правопорядка как ценности. «Ответственность» раскрывается через совпадение интересов и стремлений членов этнического коллектива в при­нятии ответственности за результаты совместной деятельности. «Добросовестность» отражает соответствие реального поведения этнофора его функционально-ролевым обязанностям, соответст­вие поведения и деятельности нормативным предписаниям, ко­торые функционируют в виде традиций, обычаев, групповых мнений и составляют наряду с другими характеристиками об­раз жизни этнического коллектива. «Требовательность» озна­чает степень должного отношения этнофора к этническим и социальным нормам, регулирующим поведение и деятельность. «Бережливость» («экономность») раскрывает органическое един­ство социальной и хозяйственной сторон жизнедеятельности этнического коллективного субъекта, опосредуется отношением членов этнического коллектива к процессу и результатам своей деятельности и является показателем их экономической воспи­танности. «Критичность» характеризует отношение к 'недостат­кам и способствует коррекции отклонений, возникающих как в организации совместной деятельности, так и в межличностных отношениях. «Соревновательная активность» оценивает степень включенности участников в совместную деятельность для до­стижения целей, поставленных перед этнической группой, кол­лективом, причем ценность целей определяется этнической груп­пой а сравнении с результатами аналогичной деятельности других групп.

В заключение отметим, что степень проявления выделенных нами характеристик обусловлена следующими психологиче­скими факторами:

— устойчивость основных интересов членов этнического коллектива в совместной и социальной деятельности;

— наличие развитых межличностных отношений;

— причастность к этническому коллективу, активное уча­стие в совместной и социальной деятельности;

— наличие в этническом коллективе достаточно развитой системы самоуправления и самоорганизации;

— наличие реальных соревновательных отношений, имеющих тенденцию охватывать не только совместную деятельность, но и многие другие сферы жизнедеятельности этнической группы (коллектива).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в этническую психологию

Введение в этническую психологию. Конспект учебного пособия. Под ред. Ю.П. Платонова. 1999...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЕВРОПЕЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ.
Проблема этнических различий, их влияния на быт и куль­туру народов, на жизнедеятельность людей давно заинтересовала исследователей. Об этом писали еще Гиппократ, Страбон, Платон и др. Пе

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Развитие западной этнической психологии в XX в. обусло­вили два важнейших фактора: стремление свести все проблемы, касающиеся различных структурных уровней этнических общностей, прежде всего к инди

СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ.
В России этнопсихологические исследования первоначально были делом литераторов, этнографов и языковедов. Объектом познава­тельного интереса этническое самосознание русского народа стало в

СОВЕТСКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Историю советской этнической психологии можно условно разделить на несколько периодов. В первые годы становления Советского государства интерес к этнической проблематике был стимулирован

ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ ЭТНОСА.
В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Когда психические явления, сложившиеся в процессе исторического разв

ГЛАВА 3. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Этническая психология представляет собой область знаний, источниками которых выступают различные гуманитарные нау­ки, в том числе этнология и психология. Ее статус как междисциплинарной науки вытек

ГЛАВА 4. ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Изучение влияния этнических особенностей на структурно-функциональную организацию психики на отдельных этапах онто- и филогенеза – важнейшее условие для понимания психо­физиологических отличий пред

ГЛАВА 5. ЭТНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Основной задачей этнопсихологического подхода к изуче­нию личности является определение закономерностей ее раз­вития в постоянно меняющемся мире. Становление личности идет параллельно становлению и

ГЛАВА 6. ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ.
Этническая общность – это первичная форма организации социального бытия. Появление этнического в личности обус­ловлено социальными отношениями. Оно возникает уже в ис­торически первичной человеческ

ГЛАВА 7. ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ.
Впервые понятие «стереотип» было введено в науку амери­канским психологом У. Липпманом. В 1922 г. в книге «Обще­ственное мнение» он использовал термин «социальный стерео­тип», определяя его как упо

ГЛАВА 8. ЭТНИЧЕСКИЕ ДИСПОЗИЦИИ.
Этническое в личности—это целостная система отношений и установок, выработанная в процессе исторического развития эт­нической общности и проявляющаяся, актуализирующаяся в данное историческое время

ГЛАВА 9. ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ.
(аксиология этнического) В современной социально-психологической науке под цен­ностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, по­лучаемый в фило- и онтогенезе. Пр

ГЛАВА 10. ЭТНИЧЕСКИЕ ЭКСПЕКТАЦИИ И НОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
В отечественной этносоциологической и этнопсихологической литературе большинство авторов ставят вопрос об «объектив­ной властности этнических норм», т. е. о том, насколько нормы обусловливают социа

ГЛАВА 12. ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИИ АСПЕКТ В ПЕДАГОГИКЕ.
Целостное описание этнической общности предполагает изу­чение особенностей ее системы воспитания как института пере­дачи поколениями своего культурно-исторического опыта. В современном мире личност

ГЛАВА 13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЭТНОСА.
Как известно, понятие культуры имеет несколько значений. Два из них являются основными: 1) культура как результат материальной и духовной деятельности людей; 2) культура как у

ГЛАВА 14. РУССКИЕ И СУДЬБА РОССИИ.
(опыт этнопсихологического исследования) Россию (а также ее «наследника»—СССР) со времен Ивана Грозного отличает от стран Запада неравномерность исторического развития, «рваный ри

ОГЛАВЛЕНИЕ.
ГЛАВА 1. История этнической психологии: 1.1. Европейские философы о психологии народов (Бороноев А. О.)..... …………. …….. 1 1. 2. Современная западная этническая психология

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги