рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные техники психодрамы.

Основные техники психодрамы. - раздел Психология, ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ Техники Психодрамы Разнообразны, В Настоящее Время Существует Множество Подхо...

Техники психодрамы разнообразны, в настоящее время существует множество подходов к их классификации. Три техники являются классическими, их рассматривал как основные Дж.Л.Морено. Это техника “дублирования” техника “зеркала” и техника “обмена ролями”. Наряду с ними Дж.Л.Морено называет техники самопрезентации, монолога, использование вспомогательного Я и разнообразные театральные техники. Нам представляется удачной класификация, которую, следуя за Дж.Л.Морено, предложил Д.Киппер.[119]

Дублирование предполагает временное присоединение к протагонисту другого члена группы, выступающего как его alter ego; его функция - поддержать протагониста и помочь ему выразить его актуальное состояние, например, озвучивая подавляемые протагонистом мысли и чувства (или давая начало озвучанию, которое продолжает протагонист). Протагонист вправе принять или отвергнуть сказанное дублем (в первом случае он повторяет высказанное им); при всех случаях дублирование служит помощи протагонисту в его продвижении в ситуации и самоосознании. В качестве дубля может выступить и сам директор, и ко-терапевт, и - по инициативе директора либо по собственной инициативе с согласия директора и протагониста - любой член группы, включая зрителей. Дубль действует на основе эмпатии, иногда для лучшего вчувствования копируя позы и жесты протагониста.

Техника зеркала предполагает, что протагонист со стороны наблюдает за разыгрыванием поставленной им сцены, а его роль исполняет другой участник группы. В целом задача вспомогательного Я , выступающего в качестве «живого зеркала», - возможно более точное копирование поведения протагониста, но иногда оказывается важным акцентирование некоторых элементов его поведения, что осуществляется с позволения или по инициативе директора. Основное предназначение техники - позволить протагонисту более объективно отнестись к своей позиции в отношениях с окружающими или увидеть свою внутреннюю ситуацию.

Во время обмена ролями протагонист временно принимает роль, отданную им вспомогательному Я , а вспомогательное Я в это время играет роль протагониста. Техника служит децентрации, дает возможность прожить чувства введенного персонажа “изнутри” и увидеть - благодаря вспомогательному Я - собственную реакцию на него. Затем каждый возвращается к исходной роли. Такой обмен ролями во взаимодействии протагониста со вспомогательным Я может быть многократным - например, при разыгрывании взаимодействий, когда протагонист, поочередно принимая ту и другую роль, обе наделяет словами (вспомогательное Я, как правило, при смене ролей повторяет слова и действия, только что произнесенные и осуществленные протагонистом ,но возможны и спонтанные слова и действия) .

Д.Киппер относит названные техники к специфическим базовым техникам, дополняя их еще шестью. Отметим, что обозначенные ниже техники могут частично пересекаться. Театральные аналоги этих техник очевидны.

Самопредставление предполагает короткое ролевое действие или серию действий, в которых протагонист представляет себя или кого-то иного из своего социального атома. Вариантом самопредставления Д.Киппер считает монодраму, т.е. вариант драмы, в которой все роли играет протагонист (вспомогательные Я не вводятся).

Исполнение роли , как следует из названия, означает акт принятия роли кого-то другого - не обязательно человека, а, как уже сказано, животного, субличности, части тела, предмета, понятия и т.д.

Диалог в специфическом понимании Д.Киппера предполагает, что во взаимодействии между двумя членами группы каждый играет роль самого себя, что важно, например, при психодраматической работе с конфликиующими внутри себя супружескими парами.

Монолог означает, что протагонист вслух выражает свои чувства и мысли, как бы советуясь сам с собой. Может выглядеть как комментирование своих действий на разных этапах драмы.

Реплики в сторону. Техника предполагает, что протагонист прерывает свои действия или слова, отворачиваясь в сторону и обращаясь вовне (“ни к кому”) с иными словами, содержательно и интонационно выражающими его истинные, но скрытые в данной сцене чувства.

Техника пустого стула. Протагонист в данном случае взаимодействует с какими-то воображаемыми персонажами (все в том же широком понимании этого слова, но чаще всего речь идет о людях), не вводя вспомогательных Я , а используя вместо каждого из них пустой стул. Это целесообразно, например, если протагонист не готов встретить ситуацию в собственно драматической форме в силу ее субъективно угрожающего характера.

Помимо названных “специальных” техник, Д.Киппер выделяет так называемые общие базовые техники. В данном случае речь идет об отношении элементов психодраматической практики к “универсальным величинам” времени и действительности.

Шаг в будущее предполагает разыгрывание ситуации из ожидаемого или воображаемого (желаемого или нежелаемого) будущего.

Возврат во времени предполагает воссоздание картин прошлого, но разыгрываемых, соответственно принципам психодрамы, “здесь и сейчас”.

Тест на спонтанность означает, что директор при помощи вспомогательных Я стремится поставить протагониста в неожиданную ситуацию; эпизоды, отражающие такие ситуации, подготавливаются заранее, включая действия вспомогательных Я, планируемые как независимые от действий протагониста. Протагониста же просят действовать как можно естественнее.

Техника “сновидение”. Содержание сновидения разыгрывается, как если бы это была реальная ситуация; при этом задача работы со сновидением видится не только в толковании его символов и понимании смысла (не в психоаналитическом, а в экзистенциальном плане) но и в том, чтобы научить протагониста видеть более приятные сны, если данный и сходные с ним его мучают.

Психодраматический шок - техника, используемая при работе с психотическими приступами (галлюцинациями и видениями) и применяется по окончании приступа. Протагониста просят воспроизвести галлюцинацию при помощи вспомогательных Я, как бы вернувшись в нее.

Гипнодрама означает, что с определенного момента директор начинает гипнотическую индукцию, распространяемую только на протагониста и не распространяемую на вспомогательные Я; драматическое действие при этом осуществляется по обычным принципам. Гипнотическое состояние протагониста поддерживается вплоть до шеринга. С точки зрения Д.Киппера, техника может быть использована и в терапевтических, и в диагностических целях.

Каждая из психодраматических техник которых имеет особенности применения и свои противопоказания; кроме того, возможны (но не всегда) комбинации техник.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ

На сайте allrefs.net читайте: "ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные техники психодрамы.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дж.Л.Морено явился создателем первой эклектической психотерапевтической системы.
Анализ развития психотерапии от ее истоков до конца ХХ столетия позволяет наметить общую тенденцию, которую можно сформулировать следующим образом: от техник к теориям (школам) и далее – к эклектик

Дж.Л.Морено явился создателем психологии малых групп в зарубежной социальной психологии.
Как правило, история психологии малых групп отсчитывается с исследований Триплета Н.(1898 г.), однако они расцениваются как единичное событие, не повлиявшее серьезно на теоретизирование и практику

Дж.Л.Морено явился родоначальником естественного эксперимента в зарубежной психологии.
Развитие экспериментальной психологии за рубежом шло почти исключительно по линии лабораторного эксперимента, обеспечивающего контроль переменных и основанного на идее воспроизведения события в иск

Дж.Л.Морено явился создателем групповой психотерапии.
Несмотря на то, что психотерапевтическая работа в групповой форме начала использоваться до Дж.Л.Морено (Пратт Дж., 1905 г.), именно он впервые показал, что группа выступает как особый терапевтическ

Европейский период жизни и творчества Дж.Л.Морено
Якоб Леви (Морено - имя отца - он позже сделал своей фамилией) родился в Бухаресте в 1890 г., что зафиксировано в соответствующих документах. Бытующий миф о рождении в 1892 г. на корабле, пересекав

Жизнь и деятельность Дж.Л.Морено в США
Вторую четверть ХХ века охватывает жизнь Дж.Л. Морено в США, где его психологические и психотерапевтические представления обретают относительно завершенную форму и организационное воплощение. Дж.Л.

Антропологические взгдяды Дж.Л.Морено.
Термином « антропология» мы будем пользоваться в широком смысле, понимая ее как учение о сущности человека и его бытии, не ограничиваясь при этом тем, что со времен М.Шелера [49] обозначается как ф

Научно-методологические взгляды Дж.Л.Морено.
Философско-антропологические принципы, которых придерживается Дж.Л.Морено, несколько парадоксальным образом проецируются на уровень научно-психологической методологии. В данном разделе мы проанализ

Методы исследования
Описанные выше антропологические взгляды Дж.Л.Морено, в которых человек выступает как детерминированно-индетерминированное существо, творческое, целенаправленное и действующее, и методологическиеег

Иметь склонность к риску; уметь оказать поддержку, стимулировать, а иногда и провоцировать клиента на терапевтическую работу;
8) уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям.” [111] Вспомогательное Я (партнер, вспомог

Основные виды психодрамы.
Различают психодраму, центрированную на протагонисте, и психодраму, центрированную на группе. Психодрама, центрированная на протагонисте, предполагает, что групповая работа о

Сферы применения психодрамы.
Как подчеркивал сам Дж.Л.Морено, психодрама практически не имеет ограничений с точки зрения круга психологических проблем, на разрешение которых может быть направлена психотерапевтическая работа. В

Е гг. Х1Х в.
Начало теоретической психологии личности. Идея адаптивной функции сознания. Психическое здоровье как субъективное чувство единства с миром. Подход к личности через самосознание. Первое представлени

Е десятилетие ХХ в.
Оформление психоаналитической теории на основе представлений о психической энергии, динамике взаимоотношений между бессознательным и сознательным, причинной детерминации.( Выход в свет работы З. Фр

Создание Института социометрии и Театра психодрамы в Нью-Йорке (1942 г.). Создание Общества психодрамы и гупповой психотерапии (1942 г.).
Развитие идей неопсихоанализа (К.Хорни, Э.Фромм). Возникновение «Активной групповой психотерапии», ориентированной на психоаналитическую парадигму, С.Р. Славсона. Развитие динамич

Е гг. ХХ в.
Становление поведенческой психотерапии как отдельного направления. Интенсивная психотерапия Ф. Райхман-Фромм (1951). Оформление идей гештальттерапии (Ф. Перлза и соавторов “Гештал

Г. – кончина Дж.Л.Морено.
80-е г. - Интегративная психотерапия - Б.Бейтман, М.Голдфрин, Дж. Норкосс- 1989 г.) Процессуально ориентированная психотерапия А.Минделла (с 1981). Эклектическая

Сравнительный анализ концепций Дж.Морено и У.Джеймса.
У.Джеймс (1842-1910) – один из немногих психологов, частичное влияние которых признавал сам Дж.Л.Морено[132]. Вполне вероятно, что влияние это не ограничивалось только философско-психологическими и

Сравительный анализ идей Дж.Л.Морено и К.Юнга
К.Г.Юнг (1875-1961) идеи аналитической психологии первоначально – в самых общих набросках и без использования термина - сформулировал в 1910 г. в работе «Трансформации либидо», послужившей одним из

Идеи Дж.Л.Морено в соотнесении с «Индивидуальной психологией» А.Адлера
  А.Адлер взаимодействовал с Дж.Л.Морено в период их сотрудничества в журнале «Даэмон» в 20-е гг. ХХ столетия. По мнению Г.Лейтц (материалы личных бесед автора), А.Адлер может считать

Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Э.Берна.
Эрик Берн (1910-1970), влияние на которого идей Дж.Л.Морено отмечается рядом авторов, начал практиковать групповые формы психологической работы в годы 2-й мировой войны вне зависимости от психодрам

Идеи Дж.Л.Морено и социально-психологическая традиция в психоанализе.
В работах З.Фрейда обозначены основы психоаналитической традиции в социальной психологии, начиная с работы 1921 г. «Психология масс и анализ человеческого Я», интересующей нас более всего в силу об

Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Дж. Келли.
Джордж Келли (1905-1965) определил свое создание - теорию личностных конструктов - как теорию осуществления человеком самоисследования и - в ходе этого процесса - возможного совершенствования средс

Идеи Дж.Л.Морено в сравнении с идеями социобихевиоризма.
Мы не сочли целесообразным подвергать дополнительному анализу идеи Дж.Л.Морено в сравнении сосновными принципами бихевиоризма – это сделано выше при рассмотрении методологических и теоретических вз

Идеи Дж.Л.Морено и экзистенциально-гуманистическая психология
Под экзистенциально-гуманистической психологией мы будем понимать достаточно разнообразные направления психологии ХХ века, выдвинувшие в качестве философской основы то или иное течение экзистеницал

Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с основами дазайнанализа.
Как уже говорилось, Дж.Л.Морено нечасто напрямую адресовался к каким-либо направлениям психологии в плане сопоставления позиций. Одним из таких направлений стал дазайн-анализ, которому мы посвятим

Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с логотерапией В.Франкла
Одним из распространенных вариантов экзистенциальной психологии выступает экзистенциальный анализ (и соответствующая ему логотерапия) Виктора Франкла, психологические и психотерапевтические идеи ко

Идеи Дж.Л.Морено и американская «гуманистическая психология».
Гуманистическая психология, организационно оформившись в начале 1960-х гг. в США и объединив таких авторов, как Г.Оллпорт, Ш.Бюлер, А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Мэй и др., заявила о себе как о «третьей с

Психодрама Дж.Л.Морено и психосинтез Р.Ассаджоли.
По указанию Р.Асаджоли (Assagioly R., 1888-1974), психосинтез как направление берет начало в 1910 г., когда в диссертации по психоанализу, одним из пионеров которого в Италии был Р.Ассаджиоли, он п

Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с традициями гештальтпсихологии.
Дж.Л.Морено неоднократно обращается к позициям гештальтпсихологии, однако обращения эти носят достаточно частный характер. Классическая гештальтпсихология, основное внимание уделявшая проблемам поз

Boss M. Existential Foundations of Medicine and Psychology. – L.; NY, 1979
114. Cartwright D, Zander A. Group dynamics. Research and theory. - NY, 1968 115. Freud S. Group psychology and the analysis of ego.//Standart edition of complete works of Sigmund Freud. 1

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги