Сравительный анализ идей Дж.Л.Морено и К.Юнга - раздел Психология, ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ К.г.юнг (1875-1961) Идеи Аналитической Психологии Первоначально – В Самых Общ...
К.Г.Юнг (1875-1961) идеи аналитической психологии первоначально – в самых общих набросках и без использования термина - сформулировал в 1910 г. в работе «Трансформации либидо», послужившей одним из поводов его разрыва с З.Фрейдом; в более системном виде в работе «Психологические типы» (1921 г.), в относительно завершеном виде – в Тавистокских лекциях 1935 г.[162] Таким образом, формирование его оригинальных взглядов незначительно опережает во времени формирование взглядов Дж.Л.Морено. Отметим, однако, что к моменту встречи с З.Фрейдом в 1907 г. К.Юнг уже обладал весьма значительным психиатрическим опытом, в том числе опытом сотрудничества с Э.Блейлером и П.Жане, тогда как Дж.Л.Морено в начале 30-х гг. лишь входил в пространство профессионального психиатрического сообщества. Судя по всему, Дж.Л.Морено в период своего становления не был знаком с работами К.Г.Юнга (Э.Барц утверждает, что не только с работами, но и с идеями )[163]. В работах 40-х-70-х г. Дж.Л.Морено иногда ссылается на К.Г.Юнга, но лишь в общем виде, без развернутого соотнесения его и своих идей, в основном в плане противопоставления. С точки зрения Дж.Л.Морено, К.Г.Юнг не изменил принципиально метод работы З.Фрейда[164] и на него распространяется критика психоанализа в целом. В свою очередь, К.Г.Юнг обращался к идеям Дж.Л.Морено в общем виде, через обозначение отношения к групповой психотерапии. Несмотря на кажущуюся альтернативность позиций К.Г.Юнга и Дж.Л.Морено по различным поводам, начиная с с общей интровертивной обращенности первого и явной экстравертивности второго и, соответственно, различных ценностных ориентаций, между их идеями обнаруживается ряд общих моментов, позволяющих, в частности, успешно синтезировать идеи того и другого в так называемой юнгианской психодраме. (Э. и Х.Барц).
Отметим прежде всего, что тот и другой рассматривают человека в пространстве духовности, причем духовности религиозной, и рассматривают задачи терапии в связи с этим. В том и другом случае речь идет об открытии Бога через себя. К.Г.Юнг рассматривал рассматривал Самость как архетип Бога; собственно, Самость дана индивиду через образ Бога или образы космической гармонии. Встреча с коллективным бессознательным – это встреча с миром вне пределов привычного пространства и времени, встреча с общечеловеческим. Для Дж.Л.Морено, как уже говорилось, божественная природа человека – основополагающее утверждение; задачу терапии он видел в возвращении человека Космосу; наояду с пространством, временем и причинностью действует четвртое, космическое измерение. Духовность антропологических установок сказывается и в организации терапии, приобщение к которой для клиента К.Г.Юнг расматривал как аналог инициации при вхождении в храм.
Методологические позиции того и другого эклектичны и вступают в противоречие с практикой. К К.Г.Юнгу может обращено замечание, адресованное психоанализу З.Фрейда А.Башляром в том отношении, что естественно-научные принципы построения теории никак не обосновывают принципов терапевтической работы со свободными ассоциациями. Для К.Г.Юнга это противоречие представляется еще более острым: принцип причинности, традиционный для естественно-научного подхода, вступает в явное противорчие с принципом синхронии, рассмотрение энергетических основ психической жизни и применение к ней закона сохранения энергии и второго закона термодинамики не дают юнгианского понимания природы символов, само утверждение реальности, где отсутствуют «здесь и там», «раньше и позже» явно выходит в сферу вне традиций ортодоксальной науки.
Можно усмотреть явные параллели в основах представлений о личности. Так, по К.Г.Юнгу ведущим мотивом оказывается изначальное стремление к индивидуации, обретению целостности через самоосознание. Индивидуация означает тем самым обретение новых возможностей и в силу изменения содержания сознания, и в силу высвобождения связанной энергии и интеграцию ее в энергию сознания, и в силу приобщения к опыту человечества, данному в архетипах коллективного бессознательного. В сущности, проявление изначально заданного может рассматриваться в терминах спонтанности; самоосознание обретается через активность, главным образом – через активное воображение, т.е. творчество в широком смысле. Вместе с тем в отношении К.Г.Юнга часто звучит упрек в том, что его теория сугубо интрапсихична и практически не рассматривает социального бытия человека. В индивидуации человек утрачивает зависимость от конкретного социума (научаясь контролировать иррациональные силы коллективного бессознательного, обретая опору на себя), приобщаясь к всечеловеческой мудрости. В этом отношении позиция К.Г.Юнга и позиция Дж.Л.Морено выглядят действительно принципиально различными, однако представляется, что это не совсем так. Уделяющая этому специальное внимание Э.Барц приводит следующее замечание К.Г.Юнга: «Очень важны позитивные отношения между индивидом и обществом или группой, потому что ни один индивид не живет сам по себе, он нахдится в зависимости от принадлежности к какой-то группе»[165]. Впрочем, по замечанию Э.Барц, это может рассматриваться как уступка времени. В основном в представлениях К.Г.Юнга отношения с другим важны в первую очередь потому, что он (другой) может выступать для индивида как символизирующий архетипы, т.е. он важен не как самоценность. Это трудно согасуемо с идеей Встречи, однако характерно, что аналитика и клиента К.Г.Юнг как двух партнеров, движущихся к индивидуации – в совместном пути, но каждый по-своему. Эти различия в представлениях К.Г.Юнга и Дж.Л.Морено проецируются на их подход к терапии и, в частности, на отношение К.Г.Юнга к групповой терапии. Последний относился к групповой терапии неоднозначно. Так, он видел в ней очевидную опасность регрессии, переноса на группу родительских образов и актуализации детского архетипа, т.е. опасность инфантилизации, прямо противоположной индивидуации. Вместе с тем, в силу того, что невроз характеризуется нарушением социальных отношений, групповая терапия целесообразна, но как дополнение к индивидуальной.
По справедливому замечанию Э.Барц, психодрама может быть рассмотрена как встреча с самим собой, в том числе так называемая интерпсихическая драма. В этом плане психодраматическая терапия и аналитическая вполне совместимы. Психодраматическое действие может быть рассмотрено как экспликация и особая форма активного воображения; в ней могут быть реализованы (и реализуются) разнообразные формы терапевтического взаимодействия сознательного и бессознательного, практикуемые в классическом юнгианском анализе – как диалоги, так и невербальные средства взаимодействия, в том чмсле арттерапевтические. Разумеется, в психодраме представимы и чуждые юнгианскому анализу бытовые проблемы и прблемы реальных взаимодействий без их символического видения; вместе с тем введение Дж.Л.Морено представления о сверхреальности и реализация его в психодраматическом действии показывает, что в психодраме проявляется и нечто близкое юнгианской глубинной психотерапии.
На сайте allrefs.net читайте: "ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Сравительный анализ идей Дж.Л.Морено и К.Юнга
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Дж.Л.Морено явился создателем групповой психотерапии.
Несмотря на то, что психотерапевтическая работа в групповой форме начала использоваться до Дж.Л.Морено (Пратт Дж., 1905 г.), именно он впервые показал, что группа выступает как особый терапевтическ
Европейский период жизни и творчества Дж.Л.Морено
Якоб Леви (Морено - имя отца - он позже сделал своей фамилией) родился в Бухаресте в 1890 г., что зафиксировано в соответствующих документах. Бытующий миф о рождении в 1892 г. на корабле, пересекав
Жизнь и деятельность Дж.Л.Морено в США
Вторую четверть ХХ века охватывает жизнь Дж.Л. Морено в США, где его психологические и психотерапевтические представления обретают относительно завершенную форму и организационное воплощение. Дж.Л.
Антропологические взгдяды Дж.Л.Морено.
Термином « антропология» мы будем пользоваться в широком смысле, понимая ее как учение о сущности человека и его бытии, не ограничиваясь при этом тем, что со времен М.Шелера [49] обозначается как ф
Научно-методологические взгляды Дж.Л.Морено.
Философско-антропологические принципы, которых придерживается Дж.Л.Морено, несколько парадоксальным образом проецируются на уровень научно-психологической методологии. В данном разделе мы проанализ
Методы исследования
Описанные выше антропологические взгляды Дж.Л.Морено, в которых человек выступает как детерминированно-индетерминированное существо, творческое, целенаправленное и действующее, и методологическиеег
Основные виды психодрамы.
Различают психодраму, центрированную на протагонисте, и психодраму, центрированную на группе.
Психодрама, центрированная на протагонисте, предполагает, что групповая работа о
Основные техники психодрамы.
Техники психодрамы разнообразны, в настоящее время существует множество подходов к их классификации. Три техники являются классическими, их рассматривал как основные Дж.Л.Морено. Это техника “дубли
Сферы применения психодрамы.
Как подчеркивал сам Дж.Л.Морено, психодрама практически не имеет ограничений с точки зрения круга психологических проблем, на разрешение которых может быть направлена психотерапевтическая работа. В
Е гг. Х1Х в.
Начало теоретической психологии личности. Идея адаптивной функции сознания. Психическое здоровье как субъективное чувство единства с миром. Подход к личности через самосознание. Первое представлени
Е десятилетие ХХ в.
Оформление психоаналитической теории на основе представлений о психической энергии, динамике взаимоотношений между бессознательным и сознательным, причинной детерминации.( Выход в свет работы З. Фр
Е гг. ХХ в.
Становление поведенческой психотерапии как отдельного направления.
Интенсивная психотерапия Ф. Райхман-Фромм (1951).
Оформление идей гештальттерапии (Ф. Перлза и соавторов “Гештал
Г. – кончина Дж.Л.Морено.
80-е г. - Интегративная психотерапия - Б.Бейтман, М.Голдфрин, Дж. Норкосс- 1989 г.)
Процессуально ориентированная психотерапия А.Минделла (с 1981).
Эклектическая
Сравнительный анализ концепций Дж.Морено и У.Джеймса.
У.Джеймс (1842-1910) – один из немногих психологов, частичное влияние которых признавал сам Дж.Л.Морено[132]. Вполне вероятно, что влияние это не ограничивалось только философско-психологическими и
Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Э.Берна.
Эрик Берн (1910-1970), влияние на которого идей Дж.Л.Морено отмечается рядом авторов, начал практиковать групповые формы психологической работы в годы 2-й мировой войны вне зависимости от психодрам
Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Дж. Келли.
Джордж Келли (1905-1965) определил свое создание - теорию личностных конструктов - как теорию осуществления человеком самоисследования и - в ходе этого процесса - возможного совершенствования средс
Идеи Дж.Л.Морено в сравнении с идеями социобихевиоризма.
Мы не сочли целесообразным подвергать дополнительному анализу идеи Дж.Л.Морено в сравнении сосновными принципами бихевиоризма – это сделано выше при рассмотрении методологических и теоретических вз
Идеи Дж.Л.Морено и экзистенциально-гуманистическая психология
Под экзистенциально-гуманистической психологией мы будем понимать достаточно разнообразные направления психологии ХХ века, выдвинувшие в качестве философской основы то или иное течение экзистеницал
Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с основами дазайнанализа.
Как уже говорилось, Дж.Л.Морено нечасто напрямую адресовался к каким-либо направлениям психологии в плане сопоставления позиций. Одним из таких направлений стал дазайн-анализ, которому мы посвятим
Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с логотерапией В.Франкла
Одним из распространенных вариантов экзистенциальной психологии выступает экзистенциальный анализ (и соответствующая ему логотерапия) Виктора Франкла, психологические и психотерапевтические идеи ко
Идеи Дж.Л.Морено и американская «гуманистическая психология».
Гуманистическая психология, организационно оформившись в начале 1960-х гг. в США и объединив таких авторов, как Г.Оллпорт, Ш.Бюлер, А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Мэй и др., заявила о себе как о «третьей с
Психодрама Дж.Л.Морено и психосинтез Р.Ассаджоли.
По указанию Р.Асаджоли (Assagioly R., 1888-1974), психосинтез как направление берет начало в 1910 г., когда в диссертации по психоанализу, одним из пионеров которого в Италии был Р.Ассаджиоли, он п
Новости и инфо для студентов