рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Идеи Дж.Л.Морено и экзистенциально-гуманистическая психология

Идеи Дж.Л.Морено и экзистенциально-гуманистическая психология - раздел Психология, ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ Под Экзистенциально-Гуманистической Психологией Мы Будем Понимать Достаточно ...

Под экзистенциально-гуманистической психологией мы будем понимать достаточно разнообразные направления психологии ХХ века, выдвинувшие в качестве философской основы то или иное течение экзистеницализма либо некоторые важнейшие общие его положения. Такое достаточно общее определение оправдано тем, что одно из влиятельных направлений психологии ХХ столетия - американская гуманистическая психология - в лице таких ведущих ее представителей, как А.Маслоу и К.Роджерс , не является в строгом смысле психологией экзистенциальной, оказываясь, в противовес идеям европейского экзистенциализма, теорией человеческой успешности и возможной полной состоятельности, существенно более оптимистичной и прагматичной. Вместе с тем представления о свободе, ответственности и становлении, несомненно, роднят ее с экзистенциальной психологией и философией, что позволило И.Ялому[195] обозначить гуманистическую психологию “двоюродной сестрой” психологии экзистенциальной, как и некоторые направления неопсихоанализа. А.Маслоу обозначает следующие общие моменты гуманистической психологии и экзистенциализма:

1. Сходство методологии - в интраиндивидуаьном подходе к человеку исходя из его самости, его данности.

2. Признание того факта, что каждый индивид находится в постоянном развитии.

3. Признание ведущей рольи смысла, который индивид придает своей жизни или ищет в жизни.

4. Признание значимости ценностей, в особенности этических, эстетических, познавательных и религиозных.

5. Признание того, что индивид потоянно находится в ситуации выбора , принятия решения и последующей ответственности.

6. Стремление к полноте понимания мотивации, определяющей выбор и решение.

7. Признание глубины и серьезности человеческой жизни, места в ней тревоги и неизбежности страдания.

8. Акцент на будущем и его динамической роли в отншении настоящего.

9. Признание уникальности каждого индивида.

 

В литературе встречаются указания на то, что Дж.Л.Морено начинал свой путь в психологии как нефрейдист, а затем обратился к традициям экзистенциализма.[196] Как мы уже отмечали, первое сомнительно (недолговременная сотрудничество с Институтом психоанализа не означает исповедование психоаналитических идей, а близость к А.Адлеру в этом плане не может быть аргументом в пользу идейной или теоретической близости Дж.Л.Морено к психоанализу в том числе потому, что А.Адлер лишь формально может быть назван неофрейдистом - его идеи формировались независимо от Фрейда, и встречающиеся попытки видеть в нем ученика З.Фрейда несостоятельны С нашей точки зрения, которую мы постараемся обосновать ниже, Морено с первых своих - еще не отрефлексированных им самим - шагов в пространствах, близких психологии, в своей теологии и философии уже был, по сути, экзистенциалистом.

Возникновение собственно психологического экзистенциализма, берущего, как и философский, начало с идей С.Къеркегора (впрочем, свое учение так не называвшего), историки экзистенциализма датировать затрудняются[197] С нашей точки зрения, он начал оформляться как некое особое направление после выхода феноменологических работ К.Ясперса по психопатологии ( “Общая психопатология, 1913) ) и далее - с 20-х гг. ХХ столетия - с формулировкой идей “субъективной антропологии”, где важнейшим событием стало появление работы М.Хайдеггера “Бытие и время”, идеи которой были восприняты, в частности, дазайнаналитиками как основа построения новой психологии и психологической и практики , психолого-антропологических работ Ж.-П.Сартра (“Бытие и ничто”), а также многие философско-эссеистические работы феноменологов и философов-экзистенциалистов, выступивших во многих отношениях как создатели нетрадиционных психологических взглядов: в ряде случаев философию экзистенциализма трудно отличить от теоретической психологии (с уже приведенной оговоркой относительно неортодоксальности таких теорий).Отмечается также влияние на формирование экзистенциальной психологии классического психоанализа и раннего неофрейдизма (А.Адлер, К.Юнг)[198] , а также использовавших феноменологический метод для анализа психических явлений гештальтпсихологов (М.Вертхаймер, В.Келер, К.Коффка и особенно К.Гольдштейн, который ввел в психологию понятие “самоактуализация”). Исторически экзистенциальная психология возникла в европейской психиатрии, затем распространилась на США; разработанный в ней нетривиальный подход к проблеме психического здоровья позволил ей выйти далеко за пределы медицины, став сферой гуманитарной практики.

При всех различиях течений экзистенциализма, представляется возможным обозначить общую проблематику и основные принципы экзистенциальной психологии, а также основные понятия, вошедшие в теорию и практику психологии.

Проблематика экзистенциализма была, с нашей точки зрения, отчетливо сформулирована И.Ялломом как “предельные данности бытия” К ним он относил проблемы жизни и смерти, свободы., одиночества и смысла жизни. С этими данностями сопряжена проблематика любви, ответственности, становления, самореализации, которую мы ниже рассмотрим, обратившись к психологам-экзистенциалистам, чьи идеи наиболее очевидно соотносятся с идеями Дж.Л.Морено.

Некоторые важные в данном контексте черты экзистенциальной психологии можно свести к следующему.

Прежде всего, она принципиально антинаучна, если под “научностью” понимать выработанный в естественных дисциплинах подход, базирующийся на представлениях о детерминизме и возможности воспроизведения событий в искусственных условиях для экспериментального, “объективного” изучения, а также требование формулировки системы строго определенных базовых понятий и правил работы с ними, а также правил соотнесения эмпирики и теории. Это не означает отсутствие теоретизирования, однако оно осуществляется не традиционными средствами, оказываясь, скорее, формулированием некой общегуманитарной позиции. Равным образом она не избегает понятия объективности, но и это понятие наполняется иными смыслами. Характерно высказывание М.Босса о том, что он надеется, что экзистенциальная психология никогда не создаст теории типа естественнонаучной; экзистеницальная психология должна научить ученых не уходить от переживаемых феноменов и позволить феноменам “открыться” науке, обретя статус объективности. Гуманитарная позиция позволяет психологам- экзистенциалистам широко вводить в контекст своих размышлений и практики духовно-нравственную проблематику, включая религиозную (не во всех случаях), что вызывает, как и в ситуации с рядом неопсихоаналитиков, многочисленные возражения; они вполне последовательно не принимаются экзистенциалистами во внимание, так как, с их точки зрения, психология должна прежде всего ориентироваться на смысложизненные явления человеческой реальности. Основное в экзистеницальном понимании человека - признание его свободы как от внешней детерминации, так и от прошлого. (Последнее, как мы покажем далее, не обязательно означает отсутствие психологического прошлого как модуса). Человеческое бытие определяется смыслом, существующим не как рационалистически понятая цель деятельности, а как нечто коренящееся в бытии в плане переживания его (бытия) полноты и ценности. Отрицание эволюционизма в его биологическом понимании соответствует представлениям о человеке как уникальном существе, а о человеческой ситуации - как об уникальной ситуации (“здесь-бытие”). Человек не может быть понят на основе изучения животных (бихевиоризм), т.к. отличен от них принципиально; человек не может быть понят на основе своего прошлого (психоанализ), т.к. ситуация “здесь-и-сейчас” к ней не сводится и ей не детерминирована. В связи с этим в экзистенциальной психологии не признается правомерность экспериментирования с человеком как с объектом (естественно-научная доктрина, в частности, бихевиористическая); ведущим методом выступает феноменологический, как на уровне общей методологии, так и на уровне ряда частных методик.

 

Базовые понятия экзистенциальной психологии метафоричны и несистемны, что не рассматривается авторами как недостаток. Связанность предзаданными смыслами, как и жесткими теориями, ограничивает возможности понимания человека как живого меняющегося существа и мешает психологии поддерживать контакт с реальностью человеческих переживаний. Ниже мы рассмотрим наиболее включенные в работу психологов-экзистенциалистов понятия.

И общий подход, и ценностное видение человека через призму его предназначения, и отказ от экспериментирования традиционного типа - замена его “естественными” экспериментальными процедурами, где человек оказывается свободен, и фактический отказ от теоретизирования, непоследовательность взглядов и нестрогость терминологии весьма характерны для Дж.Л.Морено.

Основные понятия философии экзистенициализма, вошедшие в психологическую теорию и практику, были выделены А.Ф.Бондаренко[199]. К таковым он относит: понятия диалог( встреча), опыт, переживание, аутентичность, самоактуализация, ценность, бытие (в мире), жизненный (феноменологический) мир, событие (жизненная ситуация). Со своей стороны добавим понятия свобода и ответственность. Отметим, что многие из этих понятий не имеют четких и общепринятых определений, оставаясь в высокой степени метафоричными, за что экзистенциалисты многократно критиковались.

Понятие “встреча”, как принято считать, было разработано М.Бубером в начале 20-х гг. (Оговорка “принято считать” связана с тем, что Дж.Л.Морено, тесно с М.Бубером общавшийся в это время, утверждал свое влияние на М.Бубера Выделенные М.Бубером дуальные “основные слова”, не обозначающие ничего реального в “расщепленной форме” , порождают нечто, будучи произнесенными в цельности. “Я - Оно” порождает опыт; “Я-Ты” порождает отношения. Я определяется через отношение к Ты. Таким образом, подлинная - человеческая- жизнь есть Встреча, которая порождает бытие. Возникающее в диалоге Мы представляет особую реальность, не сводимую к простой сумме Я и Ты. (Отметим, что подобным образом проблема Я-Ты, выступающая краеугольным камнем экзистенциализма, решалась не всеми экзистенциальными психологами - например, Ж.-П. Сартром).К. Ясперс, отталкиваясь от идей Бубера, рассматривал как одну из основных проблему открытости людей друг другу, видя ее в контексте “экзистенциальной коммуникации”, основанной на эмпатии (вчувствовании). В противном случае другой оказывается объектом, теряя свою жизненность (образ Горгоны у Сартра). Та же идея - базовая для Дж.Л.Морено в построении групповой работы. Именно этим обусловлено его представление о необходимости именно групповой психотерапии. С этим соотносится его видение подлинных отношений как “теле”, когда психологическое взаимопроникновение настолько полно, что образует новое уникальное единство. В главе, посвященной жизненному пути Дж.Л.Морено, мы говорили о том, что для него Встреча исполнялась высшего смысла и возносилась на уровень особой религии: Встреча людей виделась им как путь к Богу и к Встрече с Ним, что вполне в духе М.Бубера.

Понятие “опыт” в экзистенциализме означает, по сути, “проживание”. Речь не идет о взаимодействии с объективным миром как таковым. Имеется в виду феноменальный опыт, происходящее в субъективной реальности, в том пространстве, которое К.Роджерс назовет “феноменальное поле”.[200] Каждый опыт уникален и неповторим; он в полном смысле открыт лишь субъекту и не может быть верным или неверным: он есть. И именно он есть реальность в экзистенциальном смысле. Этому представлению в полной мере соответствует убеждение Морено относительно множественности субъективных миров, обсуждавшееся нами в связи с соотношением взглядов Морено и Уильяма Джеймса. Понятие experience имеет еще и оттенок “переживание”, в данном случае делается акцент на происходящем непосредственно в данный момент, здесь-и-сейчас

Понятие “аутентичность” - в значении “подлинность” - введено М.Хайдеггером для различения “подлинного” и “неподлинного” бытия; оно было подробно разработано К.Ясперсом уже на философском этапе его творчества. Центральная характеристика подлинного - аутентичного - бытия - открытость опыту и полнота самоосознавания, свобода от манипулирования со стороны окружающих и от аутоманипулирования. Про словам А.Маслоу, экзистенциализм дал толчок новому направлению психологии - психологии полностью развитого и аутентичного Я. (“Психология бытия”). Этому понятию адекватно представление Морено о спонтанности как о соответствии подлинной сути человека и критерии подлинного здоровья..

Понятие “самоактуализация”, строго говоря, было введено не философами-экзистенциалистами и не психологами этого направления, а К. Гольдштейном, у которого оно было заимствовано А.Маслоу, некоторое время с ним сотрудничавшим. Маслоу определил самоактуализацию как “стремление быть всем, чем возможно”; это понятие -в иной вербальной форме - отражает представления Хайдеггера о становлении и потребности каждого человека “быть всем”, с невозможностью удовлетворения которой связываются основные проблемы человека с точки зрения дазайн-аналитиков. Представления Дж.Л.Морено о креативности и неврозе креативности созвучны этим идеям (по Маслоу, креативность - одна из сущностных характеристик “самоактуализирующейся личности”).

Ценность в экзистенциально-гуманистической психологии рассматривается двояко. В общем виде под ценностью понимается нечто, придающее жизни направленность и целостность. В собственно экзистенциализме в качестве ценности рассматривается целостность бытия; вместе с тем в гуманистической психологии широко распространено предложенное А.Маслоу деление ценностей на B (becoming ) и D (deficit) ценности, соответствующие потребностям становления (роста) и дефициентным потребностям; с первыми связано подлинное психическое здоровье, со вторыми - преимущественно здоровье физическое, хотя и более высокие - соответственно “лестнице потребностей “ - базальные потребности, за исключением связанных см самоактуализацией, могут относиться как к тому, так и к другому разряду. Как уже говорилось, в качестве ценностей у Морено выступают спонтанность, в которой реализуется креативность, с чем связан гармоничный ролевой репертуар.

Бытие в экзистенциальной традиции выступает как базовая и оттого в целом нечетко очерченная категория, соотносимая, однако, не с онтологией, а с феноменальной реальностью: речь идет о самоосуществлении (Ш.Бюлер) и проживании этого самоосуществления в мире. Вместе с тем экзистенциальная позиция не тождественна чистому субъективизму: утверждается не самодостаточность субъективного мира и тем более не позиция субъективного идеализма, а данность мира человеку через индивидуальный опыт последнего, “высвечивающий” реальность. Представления М.Хайдеггера (и - от него – Л.Бинсвангера и М. Босса ) о человеке как бытии-в-мире подчеркивает слиянность того и другого; становление человека осуществляется как развертывание себя в мире и трансцендирование. На этом уровне позиции Морено и экзистенциалистов аналогичны, однако необходимо уточнение: если в нерелигиозном экзистенциализме акцент делается на субъективном движении индивида без обсуждения Абсолюта как цели движения, то у Морено бытие рассматривается как реализация Божественного. В этом плане Морено ближе к тем из экзистенциалистов, кто утверждает неразрывную связанность становления человека и становления мира, понимаемого как Божественное творение.

Представление о человеческой свободе - одно из центральных в экзистенциализме. Как уже говорилось, принципиальный отказ от доктрины внешнего детерминизма, равно как детерминизма эволюционного - одна из характерных черт данного подхода. В каждый момент времени человек свободен в выборе и, следовательно, ответствен за него; существующие ограничения (например, наследственность) не означают предопределенности.”Я свободен” означает “Я полностью ответствен за свое существование”. Отказ от свободы и ответственности - одна из главных проблем человека; выбор стереотипных способов бытия - источник неврозов. Аналоги у Дж.Л.Морено - представление о “консервированных ролях” и неврозе креативности.

Ниже мы конкретнее соотнесем взгляды Дж.Л.Морено со взглядами ведущих психологов-экзистенциалистов. При этом мы заранее исключаем из обсуждения так называемый “атеистический” экзистенциализм, в частности, взгляды Ж.-П.Сартра.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ

На сайте allrefs.net читайте: "ИДЕИ Д. Л. МОРЕНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Идеи Дж.Л.Морено и экзистенциально-гуманистическая психология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дж.Л.Морено явился создателем первой эклектической психотерапевтической системы.
Анализ развития психотерапии от ее истоков до конца ХХ столетия позволяет наметить общую тенденцию, которую можно сформулировать следующим образом: от техник к теориям (школам) и далее – к эклектик

Дж.Л.Морено явился создателем психологии малых групп в зарубежной социальной психологии.
Как правило, история психологии малых групп отсчитывается с исследований Триплета Н.(1898 г.), однако они расцениваются как единичное событие, не повлиявшее серьезно на теоретизирование и практику

Дж.Л.Морено явился родоначальником естественного эксперимента в зарубежной психологии.
Развитие экспериментальной психологии за рубежом шло почти исключительно по линии лабораторного эксперимента, обеспечивающего контроль переменных и основанного на идее воспроизведения события в иск

Дж.Л.Морено явился создателем групповой психотерапии.
Несмотря на то, что психотерапевтическая работа в групповой форме начала использоваться до Дж.Л.Морено (Пратт Дж., 1905 г.), именно он впервые показал, что группа выступает как особый терапевтическ

Европейский период жизни и творчества Дж.Л.Морено
Якоб Леви (Морено - имя отца - он позже сделал своей фамилией) родился в Бухаресте в 1890 г., что зафиксировано в соответствующих документах. Бытующий миф о рождении в 1892 г. на корабле, пересекав

Жизнь и деятельность Дж.Л.Морено в США
Вторую четверть ХХ века охватывает жизнь Дж.Л. Морено в США, где его психологические и психотерапевтические представления обретают относительно завершенную форму и организационное воплощение. Дж.Л.

Антропологические взгдяды Дж.Л.Морено.
Термином « антропология» мы будем пользоваться в широком смысле, понимая ее как учение о сущности человека и его бытии, не ограничиваясь при этом тем, что со времен М.Шелера [49] обозначается как ф

Научно-методологические взгляды Дж.Л.Морено.
Философско-антропологические принципы, которых придерживается Дж.Л.Морено, несколько парадоксальным образом проецируются на уровень научно-психологической методологии. В данном разделе мы проанализ

Методы исследования
Описанные выше антропологические взгляды Дж.Л.Морено, в которых человек выступает как детерминированно-индетерминированное существо, творческое, целенаправленное и действующее, и методологическиеег

Иметь склонность к риску; уметь оказать поддержку, стимулировать, а иногда и провоцировать клиента на терапевтическую работу;
8) уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям.” [111] Вспомогательное Я (партнер, вспомог

Основные виды психодрамы.
Различают психодраму, центрированную на протагонисте, и психодраму, центрированную на группе. Психодрама, центрированная на протагонисте, предполагает, что групповая работа о

Основные техники психодрамы.
Техники психодрамы разнообразны, в настоящее время существует множество подходов к их классификации. Три техники являются классическими, их рассматривал как основные Дж.Л.Морено. Это техника “дубли

Сферы применения психодрамы.
Как подчеркивал сам Дж.Л.Морено, психодрама практически не имеет ограничений с точки зрения круга психологических проблем, на разрешение которых может быть направлена психотерапевтическая работа. В

Е гг. Х1Х в.
Начало теоретической психологии личности. Идея адаптивной функции сознания. Психическое здоровье как субъективное чувство единства с миром. Подход к личности через самосознание. Первое представлени

Е десятилетие ХХ в.
Оформление психоаналитической теории на основе представлений о психической энергии, динамике взаимоотношений между бессознательным и сознательным, причинной детерминации.( Выход в свет работы З. Фр

Создание Института социометрии и Театра психодрамы в Нью-Йорке (1942 г.). Создание Общества психодрамы и гупповой психотерапии (1942 г.).
Развитие идей неопсихоанализа (К.Хорни, Э.Фромм). Возникновение «Активной групповой психотерапии», ориентированной на психоаналитическую парадигму, С.Р. Славсона. Развитие динамич

Е гг. ХХ в.
Становление поведенческой психотерапии как отдельного направления. Интенсивная психотерапия Ф. Райхман-Фромм (1951). Оформление идей гештальттерапии (Ф. Перлза и соавторов “Гештал

Г. – кончина Дж.Л.Морено.
80-е г. - Интегративная психотерапия - Б.Бейтман, М.Голдфрин, Дж. Норкосс- 1989 г.) Процессуально ориентированная психотерапия А.Минделла (с 1981). Эклектическая

Сравнительный анализ концепций Дж.Морено и У.Джеймса.
У.Джеймс (1842-1910) – один из немногих психологов, частичное влияние которых признавал сам Дж.Л.Морено[132]. Вполне вероятно, что влияние это не ограничивалось только философско-психологическими и

Сравительный анализ идей Дж.Л.Морено и К.Юнга
К.Г.Юнг (1875-1961) идеи аналитической психологии первоначально – в самых общих набросках и без использования термина - сформулировал в 1910 г. в работе «Трансформации либидо», послужившей одним из

Идеи Дж.Л.Морено в соотнесении с «Индивидуальной психологией» А.Адлера
  А.Адлер взаимодействовал с Дж.Л.Морено в период их сотрудничества в журнале «Даэмон» в 20-е гг. ХХ столетия. По мнению Г.Лейтц (материалы личных бесед автора), А.Адлер может считать

Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Э.Берна.
Эрик Берн (1910-1970), влияние на которого идей Дж.Л.Морено отмечается рядом авторов, начал практиковать групповые формы психологической работы в годы 2-й мировой войны вне зависимости от психодрам

Идеи Дж.Л.Морено и социально-психологическая традиция в психоанализе.
В работах З.Фрейда обозначены основы психоаналитической традиции в социальной психологии, начиная с работы 1921 г. «Психология масс и анализ человеческого Я», интересующей нас более всего в силу об

Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Дж. Келли.
Джордж Келли (1905-1965) определил свое создание - теорию личностных конструктов - как теорию осуществления человеком самоисследования и - в ходе этого процесса - возможного совершенствования средс

Идеи Дж.Л.Морено в сравнении с идеями социобихевиоризма.
Мы не сочли целесообразным подвергать дополнительному анализу идеи Дж.Л.Морено в сравнении сосновными принципами бихевиоризма – это сделано выше при рассмотрении методологических и теоретических вз

Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с основами дазайнанализа.
Как уже говорилось, Дж.Л.Морено нечасто напрямую адресовался к каким-либо направлениям психологии в плане сопоставления позиций. Одним из таких направлений стал дазайн-анализ, которому мы посвятим

Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с логотерапией В.Франкла
Одним из распространенных вариантов экзистенциальной психологии выступает экзистенциальный анализ (и соответствующая ему логотерапия) Виктора Франкла, психологические и психотерапевтические идеи ко

Идеи Дж.Л.Морено и американская «гуманистическая психология».
Гуманистическая психология, организационно оформившись в начале 1960-х гг. в США и объединив таких авторов, как Г.Оллпорт, Ш.Бюлер, А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Мэй и др., заявила о себе как о «третьей с

Психодрама Дж.Л.Морено и психосинтез Р.Ассаджоли.
По указанию Р.Асаджоли (Assagioly R., 1888-1974), психосинтез как направление берет начало в 1910 г., когда в диссертации по психоанализу, одним из пионеров которого в Италии был Р.Ассаджиоли, он п

Взгляды Дж.Л.Морено в сопоставлении с традициями гештальтпсихологии.
Дж.Л.Морено неоднократно обращается к позициям гештальтпсихологии, однако обращения эти носят достаточно частный характер. Классическая гештальтпсихология, основное внимание уделявшая проблемам поз

Boss M. Existential Foundations of Medicine and Psychology. – L.; NY, 1979
114. Cartwright D, Zander A. Group dynamics. Research and theory. - NY, 1968 115. Freud S. Group psychology and the analysis of ego.//Standart edition of complete works of Sigmund Freud. 1

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги