Реферат Курсовая Конспект
Присутствие идей Соссюра в различных лингвистических тенденциях - раздел Лингвистика, Фердинанд де Соссюр: Курс общей лингвистики Картину Судьбы К. О. Л. В Различных Странах Мира Можно Дополнить Карти...
|
Картину судьбы К. О. Л. в различных странах мира можно дополнить картиной присутствия идей Соссюра в различных лингвистических тенденциях. Не считая самого Блумфилда, присутствие идей Соссюра у блумфил-дистов было минимальным. Кроме того, до сих пор остается не вполне ясным, существовал ли также запрет на Соссюра и в среде сторонников Хомского вопреки самому лидеру. Конфронтация с соссюровскими позициями наблюдается чаще в различных тенденциях, отдающих преимущество обращению к истории: в некоторых случаях (Pagliaro: Leroy 1965.161-162 и примечание; Coseriu: Rosiello 1966.56-60) можно говорить о синтезе соссюровских идей и точек зрения сторонников обращения к истории. Соссюр в той или иной степени присутствует у таких ученых, как Wartburg (см. выше), Nencioni, Devoto, Tenacini (DeMauro 1955. 310 и ел.).
На Соссюра также ссылаются представители социологического направления: Мейе, Вандриес, Соммерфельт (см. выше и см. Alonso 1945. 29-29). Об отношении лингвистики материалистического и марксистского порядка см. выше с. 277 (Коэн) и 278 - 279.
Такие ключевые понятия глоссематики, как «форма» и «система», явно и очевидно имеют соссюровское происхождение, см. выше, с. 278, и см.: Wells l95l;Sierlsema 1955.1-13; Чикобава 1959.160 и ел.; Watermmm 1963. 83 и ел.; Lepchy 1966. 76-77.
Отношения Соссюра с Пражской школой представляют собой сложную проблему. Неоднократно подчеркивалось (с целью вызвать полемику), что представители Пражской школы, к примеру, рассматривали фонему как «фонетическую абстракцию» (Siertsema 1955.2) или что они неоднократно приближались к семантическому эквиваленту «нулевого означаемого» (Jakob-son 1939; Godel 1953. 31, прим. 1) и т. д. и этим показали, что они сформировались не на соссюровской территории (Lepchy 1961.207 и ел.; De Майю 1965. 115; Lepchy 1966. 54). Действительно, и сами представители Пражской школы демонстрировали свою независимость от Соссюра, подчеркивая первенство, которое имели, по их мнению, в определении серии понятий (фонема, синхрония и диахрония и т. д.) различные славянские ученые: прежде всего, Бодуэн де Куртенэ и Крушевский (см. выше прим. 7), а также Поливанов (выше с. 278), Фортунатов (Jakobson 1929 = 1962. 104;
Щерба Л. В. Ф. Ф. Фортунатов в истории наук о языке // ВЯ. 1963. 12: 5. 88-93), }Uep6si(Jakobson 1929. 8, прим.; Qelardi 1959. 67; Чикобава 1959.118 и ел.; Леонтьев 1961. 118 и ел.; Lepchy 1966. 63 и ел.).
Невозможно оспаривать наличие новых направлений, не имеющих связи с Соссюром (но не настолько уж чуждых Соссюру; достаточно сказать, что Бодуэн де Куртенэ и Крушевский сами обязаны Соссюру понятием фонемы: см. выше прим. 7). С другой стороны, не подлежит сомнению тот факт, что знакомство, сначала через Карцевского (см. выше с. 278), с идеями женевского мэтра имело решающее значение для Н. С. Трубецкого и Р. Якобсона. Дискутируя с Lepschy 1961 и DeMauro 1965. 115 (исправляющегося здесь), Е. Каррони утверждал (1966. 11 и ел.), «что связь между Соссюром и Пражской школой является апостериорной, а не объективно-исторической... это нужно понимать... в том смысле... что на деле
БИОГРАФИЧЕСКИЕ И КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О Ф. ДЕ СОССЮРЕ
почва, взрастившая пражцев, не была соссюровской... Но невозможно и не нужно отрицать, что не только определение целой серии частных проблем, но и некоторые (методологически) примитивные теоретические и терминологические приемы идут от Соссюра». А. Мартине в докладе, прочитанном на Arbeitsgemeinschaft fur Phonologie в сентябре 1966 г. в Вене {Диахроническая и синхроническая фонология), придерживается тех же позиций: «Хотя фонологи и не последовали за Соссюром в его идентификации системы и синхронии, они не смогли бы отрицать свой долг перед человеком, заявившим с присущей ему строгостью и точностью о необходимости различия между двумя точками зрения, синхронической и диахронической. Конечно, весьма сложно с точностью определить границы вклада какого-либо мыслителя или исследователя в последующее развитие науки. Но представляется совершенно ясным тот факт, что влияние других ученых, справедливо рассматриваемых как пионеры фонологии, без вмешательства Соссюра никогда бы ни привело к строгому разделению синхронии и диахронии....» (In: Phonologic der Gegenwart. Vortrage und Diskussionen. Graz; Vienne: J. Hamm, 1967. 64-74,66). Различия между строгой гносеологией, к которой стремилась соссюровская мысль, и понятием «структуры» (как данной онтологической единицы) у представителей Пражской школы подчеркиваются в работе Lo Piparo F. Saussure е Ιο strutturalismo praghese // Annali della Facolta di Magistero di Palermo. 1970.
Именно в такой диалектической перспективе следует рассматривать отношения Соссюра с Якобсоном (помимо Jakobson 1962. 631 см.: Martinet II Haudricour—Jtuilland 1949. IX; Burger 1955. 20 и ел.; Lepchy 1966. 120-123), Трубецким (Terracini 1939; Roger 1941. 193-212, 218-224; Alonso 1945. 14-15; Jakobson 1949. XIX, XXVIII; Martinet 1955. 18-19; Burger 1955. 19 и ел.; Catalan Menedez Pidal 1955. 28-29; Coseriu 1962. 149 и ел.; Jakobson 1962. 631; Sommerfelt 1962. 90; Lepchy 1966. 60-62) и с представителями Пражской школы вообще (к названной библиографии можно добавить: Jakobson 1933; Gammont 1933. 155; Tesniere 1939. 83-84; van Wijk 1939. 297;
Alonso 1945. 13-16, 29; Hjelmslev 1947. 71; Martinet 1953. 577; Malmberg 1954.10-11,17; Spang-Hanssen 1954.93; Catalan Menedez Pidal 1955.28-29, 33-37; Greimas 1956; Selling—Michaud 1956. 7; Waterman 1956; Waterman 1963.68; Garroni 1966.11-18; Vachek J. The ling. School of Prague. L., 1966.4, 18-22,107,133, 160 и ел.).
Общепризнано также влияние Соссюра на ученых, которых сложно отнести к какой-либо конкретной школе, таких как Г. Гийом (Guillaume 1952;
Benveniste 1962. 93; Valin 1964. 7) или Есперсен, несмотря на случаи явного непонимания (Jespersen, Selected Writings 3S9;Jespersen 1933.109 и ел.; Gar-diner 1932.107; Sommerfelt 1962.90). Впрочем, учитывая интерес Соссюра к «живому языку», к речи, предпринимались также попытки найти точки соприкосновения с весьма отдаленными позициями, такими как позиции Гий-ерона (Jaberg 1937. 123-127; Terracini 1957. 10; lordan—Banner 1962. 203-204, 223) и Шухардта (lordan—Banner 1962. 80).
На границе лингвистики с другими дисциплинами соссюровские идеи были использованы в психологии языка (Delacroix 1930.9,53-54; Sechehaye 1930; Kainz 1941.10-11, Ϊ9-21; Garvin 1944.54; Kainz 1954. 334; Kainz 1965. 10-11, 213; Bresson 1963. 15, 27; Ajuriaguerra 1966. 123; об отношениях с Кантором см.: Garvin 1944. 54; Kantor 1952. 69, 162, 172), науке, в которой Осгуд, исходя из различия между языкам и речью, сформулировал различие между лингвистикой и психолингвистикой. Соссюровские идеи были приняты и использовались в лингвистике, ориентированной на преподавание (Guberina 1961; Titone 1966. 43^U; Halliday М. Л. К., MdntoshA., StrevensP.
The Linguistic Science and Language Teaching. London, 1964. 148), в математической теории коммуникации и лингвистических фактов (Mandelbrot 1954. 7 и ел., 13, 26; Guiraud 1959. 19; Ellis II Zeichen und System 48; Wein 1963. 5; Revzin 1. I. Models of Language. London, 1966. 2); в особенности Нег-dan G. 1966. 13 утверждал: «Существует тесная взаимосвязь между этой книгой как представителем качественной лингвистики и классикой общей лингвистики, соссюровским Курсом; таким образом, мою работу можно описать как количественное представление дихотомии Соссюра язык—речь» (см.: Herdan 1956. 80; DeMauro, Statistica linguistica//Enciclo-pedia italiana. App. Ill: In 2 vol. Rome, 1961). Идеи Соссюра перешли также в социологию (Braga G. Comunicazione е societa. Milan, 1961.193,197исл.)ив труды Марселя Мосса по антропологии (Levi-Slrauss С. L'analyse stmcturale en linguistique et en anthropologie // Word. 1945. /. 33-53. 35).
В среде философов Соссюр известен меньше. Бюлер широко использовал и обсуждал/С. О. Л. (Laziczius 1939. l62-}67;Lohmann 1943; Garvin 1944. 54; Laziczius 1945). Предпринимались поиски сходства между Соссюром и Кассирером (Guntert 1925. 9; Lerch 1939.145), который, впрочем, не упоминает имя Соссюра в работе Philosophic der symbolischen Formen и в других местах упоминает о нем лишь один раз (Cassirer 1945.104). Таким же образом рассматривалась возможность приблизить к Соссюру Гуссерля (Pos 1939.358-359; Urban 1939. 50; Alonso 1945. 8; Merleau-Ponty 1967.119 и ел.;
Derossi 1965. 33-34), Морриса (Wein 1963. 5-6), Витгенштейна (Verburg 1961; Wein 1963. 5; De Mauro 1965. 133 и ел., 152 и ел.) и даже Кроче (Leroy 1953. 461-462; Lepchy 1966. 19-20), мало цитировавшего Соссюра и не читавшего К. О. Л. (которого не было в его библиотеке), но тем не менее живо чувствовавшего наличие проблемы идентичности языковых форм, которые он рассматривал, как и Соссюр, в плане простой конкретной случайности как совершенно отличные, и начавшего рассматривать в своих последних работах язык в связи с общественной жизнью (DeMauro 1965.156 и ел.).
Можно констатировать, что ознакомление с подлинными соссюровски-ми идеями пробуждает все возрастающий интерес к тезисам Соссюра у всех тех, кто в том или ином виде занимается анализом языковой реальности. Следующее высказывание относится, конечно, не только к этим авторам и не к одной только среде психолингвистов, хотя и довольно обширной: «Мы принимаем, что классическое соссюровское различение языка и речи необходимо, если надо найти смысл в такой сложной области, каковой является функционирование языка. В этом смысле описание языка является описанием знания о языке, усвоенным зрелым идеализированным „говорящим слушателем"» (Wales R. J.. Marshall J. S. The Organization of Linguistic Performance, in Psycholinguistics. Pappers; Edinbourg, 1966. 29).
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Cows de linguistique generate... Public par Charles Bally et Albert Sechehaye avec la collaboration de Albert...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Присутствие идей Соссюра в различных лингвистических тенденциях
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов