рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Символический интеракционизм

Символический интеракционизм - раздел История, ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ Одним Из Наиболее Интересных И Продуктивных Течений В Со­временной Западной С...

Одним из наиболее интересных и продуктивных течений в со­временной западной социологии является символический интерак-ционизм. Его основатель, американский социолог Дж. Мид, вдох- новленный идеями Ч. Дарвина, пытается создать специальную теорию человеческой эволюции. Для этого необходимо в первую очередь решить фундаментальный вопрос: что отличает чело­века от животных и что делает его личностью? По Миду, спе­цифика человека определяется отсутствием у него развитой системы инстинктов как основных регуляторов поведения. Именно поэтому человек обладает способностью изобретать и применять символы, что является основой сознательного при­способления к окружающей среде, сознательного поведения и самонаблюдения.

Главной характеристикой человеческого действия является использование символов. Мид различает две формы или две ступени социального действия: ступень общения при помощи жестов и ступень символически опосредованного общения.

Общение посредством жестов характеризуется тем, что оно представляет собой как бы сокращенную, свернутую схему действия, когда по отдельному жесту (движению) можно вос­становить действие в целом. Такого рода жесты, берущие на себя функцию координации поведения, представляют собой прообраз языка.

Символически опосредованное взаимодействие, т. е. в первую очередь взаимодействие с помощью языка, характеризуется тем, что: а) порождает примерно одинаковые реакции при общении с любым индивидом; б) позволяет ставить себя на место другого; в) позволяет видеть себя глазами другого человека.

Возникновение символически опосредованного взаимодей­ствия Мид объясняет функционально - необходимостью коор­динировать поведение людей, так как у них нет надежных ин­стинктов, и антропологически - способностью человека к созда­нию и использованию символов.

Значимые символы могут выполнять свою координирую­щую функцию только в том случае, если они являются дос­тоянием группы. Понятия «мать», «отец», «хорошо», «плохо» и т.д. в своем звучании и специфическом значении являются достоянием группы, откуда отдельный индивид эти значения и черпает. Человек становится членом общества по мере того, как усваивает образцы и нормы группового действия.

Понятие «значимый символ» относится, прежде всего, к языку. Мид отмечает, что на самом деле партнеры по общению никогда не говорят на совершенно одинаковом языке. Вследст­вие этого часто возникают ситуации недопонимания или оши­бочного понимания, что приводит к нарушению взаимодейст­вия. Эти нарушения (искажения) могут быть исправлены с помощью метакоммуникации, т. е. такого общения, в процессе которого партнеры сравнивают смысл употребляемых ими по­нятий и вырабатывают общую систему значений. Отсюда вы­текает, что:

- человек осуществляет деятельность в отношении объектов на основании тех значений, которые он им придает;

- сами значения есть продукт социального взаимодействия;

- значения возникают и изменяются посредством их интер­претации, переопределений.

Общество, по Миду, - это сумма лиц, с которыми индивид поддерживает отношения взаимодействия и чьи позиции, чье отношение являются для него основой самопонимания и пла­нирования собственных поступков. Возникновение общества Мид объясняет, в конечном счете, физиологическими причина­ми - необходимостью удовлетворения определенных потребно­стей, прежде всего потребностей в питании и продолжении жизни. Но даже в удовлетворении физиологических потребно­стей индивид «завязан» на других людей.

Описывая реальное и идеальное общества, Мид рассматри­вает их через призму широты и качества взаимодействия. Иде­альное общество характеризуется всеобщностью норм и вовлеченостью в процесс коммуникации всего человечества. Предпо­сылки возникновения идеального общества он видит в расши­рении мирохозяйственных связей, политических союзах госу­дарств, универсализации религий. При этом Мид подчеркивает конструктивную роль социальных конфликтов, в том числе конфликта между трудом и капиталом: в ходе этого конфликта подает голос угнетенный, лишенный слова, еще не признанный обществом и борющийся за свое признание класс. Таким обра­зом, расширяется круг социальных субъектов, вовлеченных в коммуникацию, и результатом этого нового диалога может стать реорганизация общества.

Последователи Мида само социологическое исследование понимают как коммуникативный процесс, цель которого со­стоит не в создании теоретических конструкций для объясне­ния реальности, а в воссоздании, в «реконструировании» наме­рений и стратегий действующих индивидов на основе метода понимания.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности... Составители Батурина Т В Ивлев С В... ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Символический интеракционизм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные парадигмы социологии
  Все науки основываются на разных системах по степени «открытости», т. е. способности включать в себя одну, две или несколько общепризнанных теорий. Так, естественные науки (

Античность
  Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта —Платон(428/427 — 348/347 до н. э.) иАристотель (384 — 322 до н. э.). Он

Средневековье и новое время (IV — XVIII вв. н. э.)
Средневековье не дало ничего принципиально нового в том, что можно назвать социологическим пониманием об­щества. Несколько выделяются позиции Августина (IV — V вв.), мыслившего жизнь общества как б

Социологии как самостоятельной науки
Начало исследования жизни общества уходит далеко в глубокую древность. От «Государства» Платона и «Политики» Аристотеля (V—IV вв. до н.э.) до «О духе за­конов» Ш. Монтескье и «Об общественном догов

Социология марксизма
Социология марксизма—это теория социаль­ного развития общества, созданная К. Марксом (1818— 1883) и Ф. Энгельсом (1820—1895) в середине — второй по­ловине XIX в. Ее место и роль в ист

Социологизм» Эмиля Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — социолог и философ, основатель французской социологической шко­лы, многочисленные труды которого оказали и продолжа­ют оказывать исключительно сильное влияние на

Понимающая» социология Макса Вебера
М. Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории со­циального действия, применивший ее принципы к эконо­мической истории, к исследованию политической

Социологическая мысль в России до начала XX века
Изменение общественных отношений, вызван­ное развитием капитализма вРоссии после реформ 60— 70-х гг., порождало объективную необходимость возник­новения различных социологических школ и направле­ни

Интегральная социология П. А. Сорокина
Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) - российско-американский социолог XX столетия, многочисленные фундаментальные труды которого (40 книг и несколько сот статей) во многом определили

Социологии.
В настоящее время практически во всех стра­нах мира проводятся социологические исследования, кото­рые чаще всего носят прикладной характер, т.е. осуществ­ляются по социальному заказу и предназначаю

Эмпирическая социология (Чикагская школа)
Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но приобретает самостоятельное значение лишь в начале нашего столетия как специфическая об­ласть социологических исследований с особыми тр

Структурный функционализм
К середине 30-х гг. социологи США накопили значительный эмпирический материал, осуществив боль­шое количество разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые

Конфликтология
Проблемы социальных конфликтов занимают видное место в социологической науке и в той или иной форме и степени ставятся и анализируются практически всеми крупными социологами разных направлений соци

Феноменологическая социология
Феноменологическая социология (А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукманн) исходит из того положения, что восприятие мира и конкретных фактов зависит от того, как человек интерпретирует, определяет для себя те

Теория обмена
Социологическая теория действия (иначе ее называют теорией обмена) обязана своим возникновением американскому исследователю Дж. Хомансу. Он видит задачу эмпирической социальной науки в описа

Этнометодология
В прямом переводе термин «этнометодология» оз­начает методы (способы), которые применяют люди в повседневной жизни. Свою главную задачу этнометодологи видят в том, чтобы показать, как существует

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги