рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия Б.Спинозы. Особенности его учения о субстанции.

Философия Б.Спинозы. Особенности его учения о субстанции. - раздел История, Мировоззрение, его исторические типы, функции философии Впервые Учение О Субстанции Было Выдвинуто Рене Декартом. ...

Впервые учение о субстанции было выдвинуто Рене Декартом.

Субстанция– это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя (по Декарту – это только Бог).

Мир также состоит из субстанций, которые сотворил Бог (сотворенные субстанции): материальная и духовная.

Бенедикт СПИНОЗА (1632-1677).

Один из последователей Декарта и яркий представитель европейского рационализма.

Предметом философских исследований Спинозы были: проблема субстанции, теория познания, этика, вопрос свободы и необходимости.

Важнейшая философская заслугаподробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия.Заоснову его философской системы была взята теория о субстанции Декарта, с которой Спиноза был, в целом, согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.

Субстанция – единая, вечная и бесконечная природа. Субстанция одна, она есть причина самой себя. Она не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать.

Природа разделяется на творящую и сотворенную природы.

Главным недостатком декартовой теории Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость.

Он видел в нем противоречие между независимостью субстанций от всех, и одновременно зависимостью от другой субстанции – Бога. Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное решение о единой субстанции, суть которого с следующем:

1. Не существует различия между высшей субстанцией – Богом и сотворенными им другими субстанциями;

2. Существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;

3. Данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;

4. Природа и Бог – едины;

5. Не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы;

6. Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» – единичные вещи;

7. Единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями – «модусами» единой субстанции;

8. Внешней причиной существования модусов является единая субстанция, они всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования.

Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:

1. Существует;

2. Самостоятельна и независима от кого-либо;

3. Имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;

4. Обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых – мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение свойство всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта);

5. Бесконечна в пространстве и времени;

6. Вечна;

7. Неподвижна.

Субстанция бесконечна и вызывает собой все.

Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы. В этом состоит монизм Спинозы.Отсюда принцип познаваемости мира и глубокий вывод – порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей.

Мышление тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, т.е. чем активнее субъект. Мера совершенства мышления определяется мерой его согласия с общими законами природы, а подлинными правилами мышления являются верно познанные общие формы и законы мира.

Разум стремится постичь в природе внутреннюю гармонию причин и следствий. Эта гармония постижима, когда разум, не довольствуясь непосредственными наблюдениями, исходит из всей совокупности впечатлений.

Под Богом Спиноза подразумевал существо абсолютно бесконечное, т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.

Огромное достоинство философии Спинозы заключается в обосновании тезиса о субстанциональном единстве мира, а именно: единство конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы.

«Свобода есть осознанная необходимость».

Будучи классической, эта идея Спинозы не является правильной: она не отражает реальной сути свободы, которая предполагает выбор и ответственность.

3 уровня познания:

1) Воображение (его характеризует беспорядочный опыт)

2) Ум (человек собирает знания с помощью доказательств)

3) Ум (знание достигается с помощью интуиции, без опыта и доказательств)

Модусы – процессы, которые порождает субстанция.

Атеизм Спинозы:

В своем определении природы как единой основы, или субстанции, вечное бытие которой вытекает из ее сущности, Спиноза полностью снимал вопрос о возникновении природы, и тем самым о Боге как творце, оспаривая центральный догмат христианства о «творении из ничего».

Однако природу Спиноза называл Богом, а Бога – природой.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мировоззрение, его исторические типы, функции философии

Основной вопрос философии... Философия это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека... В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения направление сознания вовне формирование...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия Б.Спинозы. Особенности его учения о субстанции.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мировоззрение, его исторические типы, функции философии.
Мировоззрение – это система представления о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими пред

Функции философии
Можно выделить различные функции философии. Назовем основные: - Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные

Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.
Эта большая многоплановая проблема «мир–человек», по сути, выступает как универсальная и может выступать как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проб

Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений.
Разновидности: 1.Вульгарный материализм – его представления крайне упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его в матери

Социальные причины.
- Связь с историческими причинами. Низкий уровень производительных сил общества – незащищенность человекаперед силами природы – поклонение сверхъестественным силам природы. Сейчас: рисковые професс

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
Среди многообразия научных методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуют ее специфическую область исследования. Эти методы – частнонаучные.

Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира.
В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития. Диалектика – не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познани

Агностицизм. Агностицизм Д.Юма и И.Канта, его общие черты и различия.
Агностицизм à мир не познаваем. В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возм

Философия Аристотеля, ее место в античной философии.
Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей. Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находят

Философия Ср. веков. Схоластика. Номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского.
Господствующим мировоззрением средних веков было христианство. В Римском государстве проблемы отдельного человека безразличны государству. Переход физического сопротивле

Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм, пантеизм.
Характеристика времени: 1) Возникновение, зарождение капиталистических отношений. 2) Расширение кругозора человека, возникновение естествознания.

Новоевропейская философия. Борьба против схоластики. Сенсуализм. Философия Ф.Бэкона.
Западная философия Нового времени открывает следующий период философской мысли. Социальные предпосылки: 1) Прогресс в экономике, технике, рост производител

Рационализм Декарта
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против

Философия Г.В.Лейбница. Монадология, учение о познании.
Лейбниц. Продолжатель идей Платона (объективный идеализм). Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера.

Философския Просвещения.
Просвещение входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII—XVIII вв. Просвещение

Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма.
Агностицизм ? мир не познаваем. В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с п

Г.В.Гегель. Учение об абсолютной идее, система и метод.
Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, – основополагающий

Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Свою философию называет философией будущего. Рассматривает разум человека, который является продуктом природы. Человек единственный универсальный и выс

Философия XX века. Психоанализ, экзистенциализм.
Экзистенция — способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором. Экзистенциализм(от позднелат. exsistenti

Философские аспекты учений психоанализа
Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психич

Философия науки ХХ века (позитивизм, эмпириократизм, постпозитивизм, неопозитивизм). Философия постмодернизма.
Позитивизм - философия позитивного знания, отвергающая теоретически спекуляции и умозрения как средства полученные знания. Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в це

Философия позитивизма и марксизма.
ПРЕДПОСЫЛКИ: Овеществление труда. Социально-экономические изменения. С 1838 г. началось постепенное улучшение жизни рабоч

Позитивизм и его разновидности.
Позитивизм— философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и

Структура диалектики. Принципы диалектики, их методологическое значение. Понятие закона. Законы диалектики, их методологическое значение.
Диалектика – мир изменяется, находится в движении. С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии. Метафизика– мир стати

Некоторые категории диалектики.
В этом плане диалектика – наиболее общее и абстрактное учение о развитии безотносительно к конкретным ступеням эволюции объективного мира, то есть абстрактно-всеобщее учение о развитии. Ди

Некоторые категории диалектики.
Принципы диалектики: 1. Принцип всеобщей взаимной связи. 2. Принцип развития через противоречия. Основные законы диалектики:

Бытие и небытие как исходные философские категории. Становление философского понятия бытия. Проблема материального единства мира.
Греческая философия. Содержание: философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которых

Сознание. Происхождение сознания. Сущность и основные особенности.
Один из основных вопросов философии: Существует 2 стороны: ***Первая сторона: Выступает вопрос (об отношении сознания к матер

Логическое познание, его формы.
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов. Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность. 3 формы логи

Проблема - научный вопрос.
Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием. Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического п

Теория имеет
2 основных значения: а) высшая форма научного познания; б) система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности.

Учение об истине. Истина и заблуждение, правда и ложь. Диалектика абсолютной и относительной истины.
Непосредственная цель познания – постижение истины, т.е. действительного знания о мире и человеке. Материализм 17-18 вв. Не смог дать на

Логическое познание, его формы.
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов. Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность. 3 формы логи

Представление о сущности и предназначения человека в различных философских учениях (религиозно-мистических, идеалистических, материалистических).
Человеческая сущность. В наиболее общем виде сущность человека можно определить через его способ существования. Человек – это сущ

Ценности, их роль в жизни человека и общества.
Ценность - это то, что получает устойчивую положитель­ную оценку, что обладает большим значением для нас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь). О

Общество и общественные отношения как предмет философского осмысления. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.
К. Маркс выделял три основные исторические типа социальности: -отношения личной зависимости (1), -отношения вещной зависимости при личной независимости (2), -отнош

Общество как подсистема объективной реальности.
Человеческое общество – это продукт взаимодействия людей; это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной

Природа и человек.
Возникновение общества. История чело общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействующего с природой. Однако общество не существует изначально. Истори

Информационное общество. Глобальные проблемы современности.
Человечество как мировое сообщество. Глобальное единство и глобальная опасность:на современной фазе всемирно-исторического процесса интенсивно происходит интернационализац

Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса.
Объективный критерий и типы социального прогресса. Объективный критерий прогресса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает челове

Культура как способ существования человека. Многообразие видов культуры.
Культура - способ существования человека. Человек, как вид есть культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это

Коммуникативная функция и культура общения.
Культуры разных народов, как и люди - представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Ко

Регулятивная и оценочная функции культуры.
Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве, но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с героями книг, с Богом или с самим собой, каким он вид

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги