рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общество и общественные отношения как предмет философского осмысления. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.

Общество и общественные отношения как предмет философского осмысления. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества. - раздел История, Мировоззрение, его исторические типы, функции философии К. Маркс Выделял Три Основные Исторические Типа Социальности: ...

К. Маркс выделял три основные исторические типа социальности:

-отношения личной зависимости (1),

-отношения вещной зависимости при личной независимости (2),

-отношения свободных индивидуальностей (3).

1. Отношения личной зависимости характерны для всех докапиталистических обществ, как доклассовых, так и для классово-антогонистических. Общим для них явл. включение индивида в жестко регламентированную локализованную систему общественных связей (род, община, сословие, каста, цех и т.д.). И эта система явл. весьма устойчивой, замкнутой и довлеющей над человеком, определяет существенные особенности его поведения (дворянин защищает не просто свою честь, а себя как дворянина). Различие же заключается в том, что в доклассовом обществе отсутствует эксплуатация, и здесь личная зависимость проявляется как непосредственная зависимость человека от первобытного коллектива. Индивид и реально, и в своем сознании не выделяется из коллектива и осознает себя принадлежащим роду.

2. С развитием капиталистического товарного производства ломаются костные социальные структуры; сословные и прочие перегородки рушатся. Произошло разделение общества на множество индивидов - частных лиц, уже не связанных отношениями личной зависимости. Это обусловлено осуществляющимися при переходе к капитализму глубокими изменениями в характере труда. Ликвидируется система внешнеэкономического принуждения к труду, что и означает освобождение трудящегося от личной зависимости. С развитием капитализма перед индивидом открывается возможность присвоения накопленных человечеством богатств материальной и духовной культуры. Если в условиях натурального хоз-ва человек производил продукт, нужный для потребления ему, его семье или его господину, то в условиях товарного производства вещь эта производится для продажи. Таким образом, становление личности в рамках вещных отношений представляет собой противоречивый процесс: наряду с освобождением человека от сословных и прочих уз, формированием предприимчивости, самостоятельности индивидов, развитием форм и ростом масштабов общения нарастают многообразные формы отчуждения личностей от общества и друг от друга.

3. На основе общественной собственности складывается новый, коллективный тип личности. Этот тип взаимоотношений отличается как от примитивных форм первобытной коллективности, где человек был слит с коллективом, так и от тех обществ, в которых преобладают антагонизм личных и общественных интересов, различные формы отчуждения, иллюзорные формы коллективности. Социалистический тип коллективности призван не подавлять личность, а быть основой ее свободного и всестороннего развития, не нивелировать людей, а способствовать проявлению богатства индивидуальностей, не ставить личность в зависимое положение от коллектива, а сочетать интересы личности и коллектива. При таком гармоническом сочетании личность становится столь же заинтересованной в развитии коллектива, как и коллектив в развитии личности.

Традиционный взгляд на историю подчеркивает, что процесс развития общества состоит из следующих хронологических стадий: примитивное коммунистическое общество, рабовладельческое общество, феодальное общество и капиталистическое общество. Согласно этому взгляду, современные времена расцениваются как процесс формирования капитализма. Однако этот тип классификации слишком упрощен, чтобы правильно разобраться, оценить и предсказать историю. Большинство обществ имело сложные экономические системы с различными системами ценностей. Например, многие тоталитарные государства в древности не были полностью основаны на рабстве, но в определенной степени использовали налогообложение или дань. Экономическая система США, которая была основана на пуританизме, были чисто капиталистическим обществом, но использовала рабство. Отнюдь не зрелый феодализм сколачивал дорогу для капитализма. Появление и развитие капитализма в Западной Европе не было автономным явлением и в значительной степени зависело от следующих факторов:

1)влияние ислама; 2)Ренессанс; 3)Реформация; 4)экспансия за пределы Атлантического океана и, как результат, накопление капитала; 5)формирование городов и гражданских обществ во время индустриальной революции; 6)развитие промышленности. Переход к капитализму был произведен достаточно агрессивно. Огораживание общинных земель в Англии может рассматриваться как индустриальная революция в сельском хозяйстве.

Это движение состояло из:1) перехода собственности на землю от общественного к частному сектору; 2) почти принудительной закупки земли у мелких независимых фермеров; 3) формирование крупномасштабного промышленного сельского хозяйства. Многие фермеры были высланы из деревень в города, где они стали наемными работниками и зарабатывали только жалкие гроши. До огораживаний фермеры могли поддерживать себя сельским хозяйством; и они иногда радовались, когда на их столах были предметы роскоши, такие как чай, мясо и сыр, полученные в обмен на продукты, произведенные их собственными руками. После огораживаний несчастные фермеры сбегали в города и блуждали с места на место в поисках рабочих мест на фабриках.

Индустриальная цивилизация, сразу же за индустриальной революцией, неизбежно раздулась до гигантской сегодняшней индустриальной цивилизации. Промышленность менее зависит от капризов природы по сравнению с сельским хозяйством. Промышленность ломает механизмы циркуляции, которые существовали в сельском хозяйстве, и истощает природу при ее эксплуатации. Полагали, что промышленность может расширяться бесконечно без любых ограничений по времени и месту. Такое мышление могло быть принято, когда масштабы промышленности были еще малы и природа имела бесконечные ресурсы. Сегодня гигантские индустриальные системы сталкиваются с серьезными проблемами конечности Земли, а именно, истощением ресурсов и ухудшением окружающей среды.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мировоззрение, его исторические типы, функции философии

Основной вопрос философии... Философия это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека... В мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения направление сознания вовне формирование...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общество и общественные отношения как предмет философского осмысления. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мировоззрение, его исторические типы, функции философии.
Мировоззрение – это система представления о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими пред

Функции философии
Можно выделить различные функции философии. Назовем основные: - Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные

Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию.
Эта большая многоплановая проблема «мир–человек», по сути, выступает как универсальная и может выступать как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проб

Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений.
Разновидности: 1.Вульгарный материализм – его представления крайне упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его в матери

Социальные причины.
- Связь с историческими причинами. Низкий уровень производительных сил общества – незащищенность человекаперед силами природы – поклонение сверхъестественным силам природы. Сейчас: рисковые професс

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
Среди многообразия научных методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуют ее специфическую область исследования. Эти методы – частнонаучные.

Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира.
В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития. Диалектика – не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познани

Агностицизм. Агностицизм Д.Юма и И.Канта, его общие черты и различия.
Агностицизм à мир не познаваем. В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возм

Философия Аристотеля, ее место в античной философии.
Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей. Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находят

Философия Ср. веков. Схоластика. Номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского.
Господствующим мировоззрением средних веков было христианство. В Римском государстве проблемы отдельного человека безразличны государству. Переход физического сопротивле

Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм, пантеизм.
Характеристика времени: 1) Возникновение, зарождение капиталистических отношений. 2) Расширение кругозора человека, возникновение естествознания.

Новоевропейская философия. Борьба против схоластики. Сенсуализм. Философия Ф.Бэкона.
Западная философия Нового времени открывает следующий период философской мысли. Социальные предпосылки: 1) Прогресс в экономике, технике, рост производител

Рационализм Декарта
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против

Философия Б.Спинозы. Особенности его учения о субстанции.
Впервые учение о субстанции было выдвинуто Рене Декартом. Субстанция– это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя

Философия Г.В.Лейбница. Монадология, учение о познании.
Лейбниц. Продолжатель идей Платона (объективный идеализм). Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера.

Философския Просвещения.
Просвещение входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII—XVIII вв. Просвещение

Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма.
Агностицизм ? мир не познаваем. В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с п

Г.В.Гегель. Учение об абсолютной идее, система и метод.
Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, – основополагающий

Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Свою философию называет философией будущего. Рассматривает разум человека, который является продуктом природы. Человек единственный универсальный и выс

Философия XX века. Психоанализ, экзистенциализм.
Экзистенция — способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором. Экзистенциализм(от позднелат. exsistenti

Философские аспекты учений психоанализа
Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психич

Философия науки ХХ века (позитивизм, эмпириократизм, постпозитивизм, неопозитивизм). Философия постмодернизма.
Позитивизм - философия позитивного знания, отвергающая теоретически спекуляции и умозрения как средства полученные знания. Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в це

Философия позитивизма и марксизма.
ПРЕДПОСЫЛКИ: Овеществление труда. Социально-экономические изменения. С 1838 г. началось постепенное улучшение жизни рабоч

Позитивизм и его разновидности.
Позитивизм— философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и

Структура диалектики. Принципы диалектики, их методологическое значение. Понятие закона. Законы диалектики, их методологическое значение.
Диалектика – мир изменяется, находится в движении. С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии. Метафизика– мир стати

Некоторые категории диалектики.
В этом плане диалектика – наиболее общее и абстрактное учение о развитии безотносительно к конкретным ступеням эволюции объективного мира, то есть абстрактно-всеобщее учение о развитии. Ди

Некоторые категории диалектики.
Принципы диалектики: 1. Принцип всеобщей взаимной связи. 2. Принцип развития через противоречия. Основные законы диалектики:

Бытие и небытие как исходные философские категории. Становление философского понятия бытия. Проблема материального единства мира.
Греческая философия. Содержание: философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которых

Сознание. Происхождение сознания. Сущность и основные особенности.
Один из основных вопросов философии: Существует 2 стороны: ***Первая сторона: Выступает вопрос (об отношении сознания к матер

Логическое познание, его формы.
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов. Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность. 3 формы логи

Проблема - научный вопрос.
Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием. Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического п

Теория имеет
2 основных значения: а) высшая форма научного познания; б) система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности.

Учение об истине. Истина и заблуждение, правда и ложь. Диалектика абсолютной и относительной истины.
Непосредственная цель познания – постижение истины, т.е. действительного знания о мире и человеке. Материализм 17-18 вв. Не смог дать на

Логическое познание, его формы.
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов. Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность. 3 формы логи

Представление о сущности и предназначения человека в различных философских учениях (религиозно-мистических, идеалистических, материалистических).
Человеческая сущность. В наиболее общем виде сущность человека можно определить через его способ существования. Человек – это сущ

Ценности, их роль в жизни человека и общества.
Ценность - это то, что получает устойчивую положитель­ную оценку, что обладает большим значением для нас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь). О

Общество как подсистема объективной реальности.
Человеческое общество – это продукт взаимодействия людей; это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной

Природа и человек.
Возникновение общества. История чело общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействующего с природой. Однако общество не существует изначально. Истори

Информационное общество. Глобальные проблемы современности.
Человечество как мировое сообщество. Глобальное единство и глобальная опасность:на современной фазе всемирно-исторического процесса интенсивно происходит интернационализац

Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса.
Объективный критерий и типы социального прогресса. Объективный критерий прогресса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает челове

Культура как способ существования человека. Многообразие видов культуры.
Культура - способ существования человека. Человек, как вид есть культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это

Коммуникативная функция и культура общения.
Культуры разных народов, как и люди - представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Ко

Регулятивная и оценочная функции культуры.
Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве, но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с героями книг, с Богом или с самим собой, каким он вид

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги