рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Метод мифологической школы и его основные недостатки.

Метод мифологической школы и его основные недостатки. - раздел Религия, Христианство. Конспект лекций Прежде Всего, Обратимся К Рассмотрению Метода, Которым Пользуются Представите...

Прежде всего, обратимся к рассмотрению метода, которым пользуются представители мифологического объяснения возникновения христианства, и здесь мы вынуждены констатировать, что этот метод грешит целым рядом недостатков.

Метод мифологов представляет яркий пример того что в логике называется circulus vitiosus, “порочный круг” в доказательстве. Мифологи исходят, как из своего последнего основания, из положений, которые им еще нужно доказать, но которые они принимают уже за доказанные и несомненные. Они заранее объявляют всю не только новозаветную, но и вообще библейскую письменность сборником мифов и легенд, и у свидетельств этой письменности касательно событий евангельской и библейской истории отнимают всякое историческое значение. При этом отношении к источникам библейской истории факты последней можно, конечно, объяснять самым разнообразным способом и сближать их с чем угодно. Но справедливо ли такое отношение? Доказан ли научно легендарный характер библейских источников?

Если при таком предвзятом отношении к источникам находят в библейских рассказах черты, общие с мифами, то в этом нельзя видеть чего-либо удивительного: во всякой действительной истории можно указать “мифологические” черты, если наперед задаться целью их отыскивания. В свое время епископ Уэтли “блестящим и неопровержимым образом показал все черты солнечного бога в знаменитом мифическом герое, называющемся Наполеоном!, как он поднимается в своей славе с востока (Египетская экспедиция), как окруженный своими 12 маршалами (знаки зодиака) он озаряет весь мир блеском своих подвигов, как затем он побеждается враждебную силой стужи (зимнее солнце) и как, наконец, исчезает в волнах океана на западном горизонте (заходящее солнце)”.

Ассириолог Иенсен, задавшийся целью указать следы вавилонского мифа о Гильгамеше в литературе всего мира, в своей огромной книге, между прочим, находит большое сходство между Гильгамешем и библейским патриархом Авраамом. Сходство это он видит, например, в следующем: у Гильгамеша есть друг и спутник Эабани, у Авраама — Лот; в Гильгамеша влюбляется красавица богиня Иштар, в Авраама — красавица жена Саара; Гильгамеш одерживает победу над Хумбатой, Авраам над войском Кедорлаомера; Гильгамеш путешествует, — и Авраам тоже, и т. д. “Разумеется, — говорит один русский исследователь, — при таком способе отысканная литературных аналогий можно найти черты Гильгамеша в любом историческом деятеле. Возьмем для примера императора Петра Великого: у Гильгамеша есть друг Эабани, у Петра — Меньшиков; Гильгамеш и богиня Иштар, Петр и Екатерина; Гильгамеш побеждает Хумбату, Петр — Карла XII; Гильгамеш отправляется в дальнее путешествие, Петр едет за границу для получения европейского образования, и т.д.”.

В 1910 году два немецких автора, пользуясь методом мифологической школы, выпустили две сатирические статьи с “доказательствами”, что Лютер и Бисмарк никогда не существовали. Нельзя не согласиться с покойным академиком А. Тураевым, что подобный способ отыскания “доказательств” может производить лишь “психологическое впечатление”.

Параллели, устанавливаемые мифологами, изумительно произвольны до насильственности, в результате чего получается безудержная “погоня (охота) за аналогиями”, или прямо “паралелломания”, переходящая в своего рода “детскую болезнь — мифологитис”.

Исследователи, критически рассматривавшие труды представителей мифологической школы, согласно отмечают факт произвольности и насильственности подобных сближений. Известный французский историк религий А. Ревилль, разбирая книгу Д. Робертсона “Христианство и мифология” (1900), так характеризует труды современных ему мифологов: “Евангельская история вся раздроблена, разбита на куски, измельчена, и к каждому ее куску, большому или малому, прикрепляется название мифа, или заимствования из предыдущих религии, их ритуалов, их религиозных кодексов, измышлений египетских, индусских, митрийских греческих, римских, талмудических. Не остается почти никаких преград. Миф везде, миф во всем. Кончается тем, что начинаешь ощупывать самого себя, чтобы узнать, сам ты не стал ли мифом...”.

Хорошо говорит о недостатках сравнительно-исторического метода, применительно к изучению памятников литературы, проф. А.М.Евлахов. “Не всякое сходство, — пишет он, — говорит о заимствовании. Один и тот же образ или мотив, даже один и тот же сюжет, могут зародиться совершенно самостоятельно, независимо друг от друга, прежде всего, в силу единства, повсеместного тождества человеческой личности. Ведь , в конце концов, конструкция мыслительного аппарата человека всюду и везде одна и та же. Если же принять во внимание, что человечество, кроме того, в известные периоды своего существования проходит, в общем, одни и те же этапы культурного развития, то легко понять, что теория литературного заимствования часто указывает генезис там, где его вовсе нет, и что вообще не может быть строгого, абсолютно верного критерия для различия заимствования от простого совпадения, случайного сходства”. “Точного критерия для определения заимствования, — развивает далее свою мысль проф. Евлахов, — указать невозможно; никогда нельзя с полной уверенностью утверждать, что то или иное произведение или место в нем заимствовано, а не случайно совпало по содержанию или по форме с другими аналогичными. Мотивы приводимые в пользу заимствования, всегда будут более или менее случайного характера, и даже тогда, когда наличность последнего могла бы быть доказана с полной очевидностью, т.е сопоставлением текстов, историческими ссылками и т. д., возможны самые неожиданные сюрпризы. Справедливо было замечено, что все уже сказано кем-либо и когда-либо, и потому непременно опоздаешь, ибо уже семь тысяч лет существуют мыслящие люди (Ла Брюйер). Всякому из личного опыта известно, что часто приходит в голову какая-нибудь мысль, кажущаяся новой и оригинальной, и как часто она оказывается старой, кем-либо уже высказанной: такие казусы происходят на каждом шагу, и было бы нелепо в каждом таком случае предполагать заимствование... Словом, в вопросе о литературном заимствовании чрезвычайно легко на каждом шагу поддаться на удочку самообмана и обмана других”. “Таким образом, — заканчивает свои рассуждения проф. Евлахов , — вопрос о том, заимствована ли данная мысль или форма, имеем ли мы случайное совпадение, или лишь видимость совпадения, по существу всегда остается открытым, или в очень многих случаях мы имеем право сказать только: влияние здесь могло быть, но было ли оно на самом деле — неизвестно...”.

Все сказанное о недостатках сравнительно-исторического метода изучения литературных произведений вполне применимо и к методу мифологической школы. Находя известное сходство между языческими религиями и христианством, исследователь совершенно не имеет научного права сразу же, ex abrupto, делать вывод о влиянии языческих религий на христианство, или о заимствовании христианами своих верований и установлений из языческой мифологии и языческой культовой практики. Заключение от сходства к зависимости по происхождению методологически совершенно несостоятельно. Такой “метод” исследования является “полным ниспровержением исторического знания”. Да и вообще, как говорит крупный авторитет в области методологии историко-литературных исследований академик В.Н.Перетц, “видеть во всем и везде только заимствования — это признак некритичности, плохой школы, или отсутствия школы”.

Конечно, гипотеза заимствования может находить себе место в научных исследованиях, но, во-первых, именно лишь как гипотеза, предположение, не более, и во-вторых, лишь в том случае, если всякие иные объяснения оказываются непригодными. Иначе, по словам проф. Евлахова, сравнительное изучение превращается в затею “совершенно бесцельную и бессмысленную...”.

Отсюда, исследователь, говоря о взаимоотношении христианства и язычества, прежде, чем утверждать “влияние” язычества на христианство, или “зависимость” христианства от язычества, должен поставить себе вопрос: если методологически неправильно заключать от сходства и зависимости, какими причинами могут быть объяснены моменты сходства между язычеством и христианством? Возможны ли эти причины и каковы они?

Таких причин можно указать несколько, и к объяснению их перейдем в дальнейшем изложении.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Христианство. Конспект лекций

Краткий Исторический Обзор Попыток Мифологического Объяснения Христианства. Рассмотрены вопросы о происхождении христианства...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Метод мифологической школы и его основные недостатки.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Краткий Исторический Обзор Попыток Мифологического Объяснения Христианства
Отрицающие сверхъестественный характер христианской религии утверждают, что христианство, эта высшая форма религиозного сознания человечества, по существу своему не сказало людям нового слова, а пр

Попытки естественно-научного объяснения происхождения христианства.
Вопрос о происхождении христианства полностью разрешается историческими свидетельствами священных писателей Нового Завета, мужей апостольских, апологетов, а также противников христианства, и светск

Влияние христианства на языческие религии.
Многое, затем, в сходствах между христианством и язычеством должно быть объяснено не заимствованиями из язычества, а, наоборот, влиянием христианства на язычество, заимствованием из христиан

Язычество как положительный религиозный процесс. Праоткровение.
Моменты сходства между религией богооткровенной и религиями языческими могут быть объяснены еще и тем, что и в язычестве было всегда зерно истины. Язычество нельзя рассматривать, как явление, ни в

Натурализм язычества и сверхестественность христианства.
Проф. Телле говорит, что всякую религию характеризуют ее воззрение на отношение между Богом и человеком, а так же между Богом и миром. Связь человека с Божеством выступает в религиях с разли

Мифотворчество в языческих религиях и историчность религии откровения.
Натуралистический характер язычества является основным признаком, отличающим язычество от христианства. Не менее рельефно проявляется своеобразие язычества, в сравнении с христианством, и в других

Этический характер христианства и безнравственность языческих религий.
Религии сверхъестественные (древнеиудейскую и христианскую) выше мы назвали религиями этическими. В этом новое отличие языческих религий от христианства. Так как природа не знает ни добра, ни зла,

О Лице Господа Иисуса Христа.
4.1 Возможность возникновения “мифа” о Христе в иудействе и язычестве. Одним из пунктов, который особенно очевидно раскрывает тенденциозность и отсутствие научного метода исследова

Исторические свидетельства об Иисусе Христе.
Не касаясь свидетельств Священного Писания Нового Завета и многочисленных христианских авторов (начиная с конца I в. н.э.), которые все в полном согласии и единодушии сообщают не только о многих по

Возможности человеческого познания.
Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие. (1Kop. 1,23). Credo, quia absurdum est. Как были встречены открытия Галилея и Коперника

Православное учение о Боге-Любви и инославные и иноверные представления о Боге.
Существует три подхода к пониманию Бога: апофатический, катафатический и духовно-опытный. Апофатический основывается на принципиальной непостижимости Бога человеческим рассудком и невозмо

Бог - Любовь
Православие является единственной религией, которая учит, что Бог есть любовь (Ин. З, 16; 1Ин. 4,8), и что все Его действия по отношению к человеку и миру являются выражением только любви. Поэтому

Филон Александрийский (ок. 49г., иудей)
Энгельс охарактеризовал Филона как “настоящего отца христианства”. Абсолютная трансцендентность Бога (Иеговы). Бог выше платоновского “Единого” и “Блага” и вообще всякого определения. Он — С

Сверхъестественное рождение Спасителя и Боговоплощения в язычестве.
Лишь кажущимся оказывается сходство сверхъестественного рождения евангельского Избавителя и языческих спасителей. Здесь все подробности, главные мотивы, места действия, окружающая Среда — все разли

Спасение в язычестве и христианстве.
Идея спасения всеобща в человеческом сознании, хотя называется и понимается она по разному. Существо каждой религии заключается в учении о спасении, и здесь происходит основной водораздел

Православное учение о Спасении.
Главным вопросом данной темы является более детальное уяснение отличия христианского учения о спасении от языческих представлений, что предполагает в первую очередь рассмотрение следующих вопросов

Человеческая природа Иисуса Христа.
Какую человеческую природу воспринял Сын Божий? — Неповрежденную грехом Адама или по грехопадении? От решения этого вопроса зависит понимание важнейшей христианской истины -

Жертва Христова.
Очевидно, что только учение ап. Павла и святых отцов о добровольном восприятии Словом в Воплощении нашего греха (первородного — 2Кор.5;21) дает удовлетворительный ответ на вопрос о смысле Же

Существо жертвы Спасителя.
В Священном Писании и у святых отцов употребляется множество терминов для выражения существа подвига, совершенного Господом Иисусом Христом ради нашего спасения: исцеление, спасение, искупление,

Церковь
Теоцентрическое и антропоцентрическое понимания Церкви. Теоцентрическое: Церковь есть Богочеловеческий Организм или единство Духа Божия, пребывающего в тех членах церкви видимой, к

Христианские таинства.
Христианский культ и таинства, будучи сходными в отдельных элементах с языческим культом, имеют совершенно иной смысл и иную цель. Язычество пронизано идеей магизма, то есть верой в возможность с п

Евхаристия
Все отцы единогласно учат, что в святой Евхаристии верующий вкушает истинное Тело и истинную Кровь Христову, “ту самую пренепорочную плоть, которую принял Он от Пречистой Марии Богородицы”(преп. Си

Крещение.
Спаситель, воссоздав падшую человеческую природу в Себе Самом, дал возможность и каждому уверовавшему в Него получить новую природу через особое рождение от Него. Происходит оно в таинстве Креще

Священство.
В таинстве Священства дар Святого Духа получает лишь достойно (т.е. с верой, благоговением и смирением) приступающий и в течение всей своей жизни “возгревающий” его (2Тим.1;6). В противном случае (

Священное Писание. Его Богодухновенность.
Церковь действием Духа Святого определила канон Священного Писания. Писание имеет богочеловеческий характер. Божественное и человеческое находятся в нем в “халкидонском” единстве.

Церковь и другие религии
Существуют три взгляда на этот вопрос. Теософский: спасение одинаково возможно во всех религиях, поскольку все они, хотя и разные, но, по существу, равноценные пути к одному

Духовность и псевдодуховность
Понимание духовности в Православии проистекает из учения о том, что “Бог есть дух” (Ин. 4;24), и предполагает уподобление человека Богу, как Он был явлен во Иисусе Христе. Основными призн

Истинность христианства.
Среди всех других религий мира христианство является единственной, которая имеет целый ряд аргументов, свидетельствующих о его сверхъестественном характере, его божественности, то есть истинности.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги