рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст - раздел Религия, ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ «Шесть Слов О Священстве»   Святитель...

«Шесть слов о священстве»

 

Святитель Иоанн Златоуст, состоя в звании диакона в Антиохии (380-386) и желая избежать принятия пастырского служения, на­писал в свое оправдание шесть книг «О священстве», изложен­ных в форме разговора Златоуста с (неизвестным) другом его Василием. Он с особенным благоговением относится к пастырско­му званию, понимает его слишком высоко и потому страшится ве­ликой ответственности, соединяемой с этим служением.

«Священство, — говорит он, — совершается на земле, но принадлежит к порядку небесных учреждения, и — весьма справед­ливо. Ни человек, ни ангел, ни архангел, ни другая какая сот­воренная сила, но сам Утешитель установил это служение и по­будил людей, еще пребывающих во плоти, подражать службе анге­лов. Поэтому, священник должен быть так чист, как бы стоял на Небе, посреди ангельских сил... Когда видишь Господа заклан­ным и лежащим, священника предстоящим при жертвоприношении и молящимся и всех окропляемых честною Кровию, думаешь ли ты, что еще находишься с людьми; стоишь на земле, что не мгновен­но перенесся на небеса и, отринув от души все плотские мысли, простою душою и чистым умом не созерцаешь Небесное?»

Живя на земле, священники призваны к распоряжению Не­бесному и получили власть, какой Бог не дал ни ангелам, ни Архангелам, потому что им не сказано: «что вы свяжете на земле, то будет связано на Небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на Небе» (Мф. 18,18). Какая власть больше этой?

Говоря затем о нравственной чистоте священника, соответ­ствующей высокому служению его, святитель Златоуст вопрошает: каков должен быть тот, кто молится за целый город, за всю вселен­ную и умилостивляет Бога за грехи всех, не только живых, но и умерших? Для такой молитвы я не считаю достаточным даже дер­зновения Моисея и Илии. Он (священник) так приступает к Богу, как будто ему вверен весь мир, и он есть отец всех. Молит о прекращении повсюду войн, утешении мятежей, просит о мире, плодородии, скором устранении всех тяготеющих бедствий, част­ных и общественных. Он должен во всем столько превосходить всех, за которых просит, сколько защитник превосходит защи­щаемых. А когда он призывает Святого Духа, совершает страшную жертву и постоянно касается общего всех Владыки, — скажи мне, где поместим его? Какой потребуем от него чистоты и какого благоговения? Подумай, каковы должны быть руки, слу­жащие этому; каков язык, произносящий эти слова? Не всегда ли душа светлее и чище, принимающая этого духа? Тогда ангелы предстоят священнику, весь чин небесных сил взывает и, в честь Лежащего, наполняет место около Престола (Кн. 6. С. 106-107).

Неудивительно, после этого, если даже такие великие мужи, как апостол Павел, вознесшийся до третьего Неба и удостоившийся тайн Божиих (2 Кор. 12,2), всегда страшились взирая на важ­ность пастырского долга. Обращаясь потом к вопросу о своем уклонении от священства, святитель Златоуст отвечает: «Если бы дос­таточно только было называться пастырем и исправлять должность как попало, и если бы не было никакой опасности, пусть желаю­щий обвиняет меня в тщеславии. А когда принимающему на себя пастырство должно иметь великое благоразумие, прежде благо­разумия великую благодать у Бога, правоту нравов, чистоту жизни и добродетель более, нежели человеческую, то ты не от­кажешь мне в прощении за то, что я не хотел напрасно и без­рассудно погубить себя... Нет, я знаю свою душу, слабую и малую. Зная важность служения и великую трудность дела?»

«Душу священника обуревают волны, сильнейшие тех, какие вет­ром поднимаются на море. И прежде всего видится огромная ска­ла тщеславия, гораздо опаснее скалы сирен, о которой басно­писец рассказывает чудеса... Если бы кто вручил мне настоя­тельство, то было бы все равно, если бы он, связав назад мне руки, бросил меня живущим на той скале зверям для того, что­бы они меня каждый день терзали. Какие же это звери? Ярость, уныние, зависть, раздор, клевета, осуждение, ложь, лицемерие, коварство, гнев против людей, ничем не обидевших нас, удоволь­ствие по поводу беспорядков их, любовь к похвалам, желание чести (оно более всего волнует человеческую душу), учение, предлагаемое для удовольствия, принужденная лесть, низкое ласкательство, презрение бедных, услужливость богатым, не­разумные и вредные почести, благосклонности, опасные как для оказывающих, так и для принимающих их, робкий страх, прилич­ный одним самым последним невольникам, отсутствие дерзновения, великий вид смиренномудрия, в котором истины — нисколько, уст­ранение обличений и епитимий или, лучше сказать, применение их, даже выше меры к людям незнатным, а пред людьми облечен­ными властью — несмелость, не позволяющая и рот открыть» и т.п. (Кн. 3, с. 42-44).

Далее святитель Златоуст обращает внимание на то, «что поро­ки священников не могут быть скрытыми, но хотя бы они были и малы, скоро делаются известными...» «Грехи обыкновенных лю­дей, как производимые во мраке, губят одних согрешающих, а порочность значительного и известного многим мужа наносит об­щий вред всем». Поэтому-то, «для священства должны быть наби­раемы такие же души, какими благодать Божия некогда показала в вавилонской печи тела святых отроков» (с. 51-52). Достоин­ство кандидата в священство святитель Златоуст определяет не внешними его заслугами и даже не одним только благочестием его. «Знаю многих, — говорит он, — подвизавшихся все время, изнуривших себя постом, — пока они могли быть в уединении и заботиться о себе, угождали Богу и каждый день успевали в любомудрии, а когда, став в толпе, принуждены были исправлять невежество народа, то одни в самом начале оказались неспособными к тако­му делу, иные же, вынужденные остаться, бросив прежний образ жизни, весьма много повредили себе и не принесли никакой поль­зы другим. Если даже кто всю жизнь провел в низшем чине служ­бу и достиг преклонной старости, я не считаю его достойным высшего сана только по уважению к возрасту его» (с. 55).

«Итак, имеющему рукополагать, должно делать большое испыта­ние рукополагаемому; а еще более рукополагаемому следует ис­пытывать самого себя» (с. 76). По словам Иоанна Златоуста, свя­щенник должен быть человеком образованным, особенно же сведущим в Священном Писании и твердым в догматах христианских, чтобы быть опытным в спорах: «по причине неопытности одного, говорит он, – много людей доводится до последней погибели» (с. 99-101). «Особенно же он должен заботиться о развитии в себе дара слова. Образованные люди должны больше трудиться, чем неученые. Никто не обвинит этих последних, если они не произнесут ничего достойного внимания, а те, если не всегда будут произносить что — ибо выше того мнения, какое все имеют о них, получат от всех упреки. И так как сила слова зависит не от природы, но от учения, то хотя бы кто и довел её до со­вершенства, может опять потерять, если старанием и упражнени­ем не будет развивать этой силы» (с. 96).


Святитель Григорий Двоеслов «Правило пастырское»

 

«Правило пастырское» — самое лучшее и наиболее целостное сочинение святителя Григория Двоеслова, папы Римского. Григория, как и Златоуста, упрекали за уклонение от принятия на себя пастыр­ского служения, и — вот он в настоящем сочинении, посвященном одному из друзей своих (Иоанну, епископу Равенскому, который, как видно, тоже упрекал его за такое уклонение), по собственным словам его, излагает «все, что относится к трудности и важнос­ти этого служения, желая предостеречь как тех, которые не вступали еще в звание пастыря, чтобы в избрании его не были опрометчивы; так и тех, которые необдуманно домогаются этого звания, чтобы на принятие оного смотрели со страхом и трепетом». «Никто в мире не берется учить других какому — либо искусству, не изучив его сам наперед с самою тщательною подготовкою.

Как же безрассудно поступают те, которые дерзают принимать на се­бя пастырское служение, нисколько не подготовившись к этому служению, между тем как управление душами человеческими есть искусство из искусств. А кто не знает, что душевные болезни сокровеннее и опаснее болезней телесных? И однако же часто случается видеть, что вовсе не знакомые с духовными правила­ми не страшатся выдавать себя за врачей душ, тогда как незнающие силы и действия трав и мазей не смеют выдавать себя за врачей телесных...» «И теперь находятся люди, которые в самой Церкви Святой под видом управления ею, домогаются су­етной славы и почестей; желают казаться учителями, стараются одни перед другими превзойти всех прочих и, как свидетельст­вует Сама Истина, любят первые целования на торжищах, первовозлежания на вечерях и председания на сонмищах» (Мф. 23, 6-7; Мк. 38-39; Лк. 20,46).

Но такие люди, по тому уже самому, не могут достойно проходить служения пастырского, ес­ли они достигли его, что стремились к смиренному сему служению из одного тщеславия. Ибо и язык изменяет на кафедре тем, которые учат одному, а заняты бывают другим». У святителя Григория Двоеслова в его «Правиле пастырском», кроме подтверждения высокого взгляда на пастырское служение выраженного и у дру­гих отцов Церкви, очень подробно определяются частные отноше­ния пастыря к пасомым. Златоуст с особой настойчивостью при­зывает пастырей к любви, выражающейся в сострадании и благо­творительности слабым, немощным.

Такая любовь «возвышается к Горнему и делает нас более способными возноситься к Богу». Далее пастырь, как рукоделатель своей паствы, должен «ласкою и дружно обращаться с ближними и являться строгим рев­нителем правды перед про...ми». Пастырь Церкви не должен отя­гощаться мирскими заботам в ущерб попечению о нравственных нуждах пасомых, но вместе с тем не должен забывать и о внеш­нем благосостоянии пасомых. Пастыри, увлекшиеся одними «мир­скими заботами, не обращают уже никакого внимания на сущест­вующую обязанность свою — быть духовными руководителями своих подчиненных. А от того и подчиненные охладевают в своей жиз­ни ревностью о благочестии, встречая преткновение к тому в соблазнительном примере предстоятеля своего...»

С другой стороны, нельзя одобрять и тех пастырей, ко­торые посвящают свои занятия исключительно одним духовным предметам так, что внешние нужны паствы для них как бы не существуют. Следствием этого бывает то, что, пасомые, не видя в них сочувствия к своим нуждам, остаются, в свою оче­редь, равнодушны и к ним, пренебрегая большею частью их пас­тырскими наставлениями... Выслушивая из уст их обличения сво­их поступков, но не видя сочувственного сострадания к своим немощам и нуждам настоящей жизни, они неохотно слушают их духовные беседы, а ещё менее выполняют то, что им внушается в них...

Поэтому пастырям необходимо заботиться и о невинных средствах к процветанию внешнего благосостояния членов своих паств, если для них вожделенно, чтобы и внутреннее их благо­получие тем более процветало». В дальнейших своих наставле­ниях святитель Григорий Великий советует пастырям не искать себе популярности и избегать человекоугодничества, быть разборчи­вым в своих обличениях и в своей сдержанности, в ревности и снисходительности. В своих поучениях приноравливаться к раз­личным состояниям своих слушателей, и при этом указывает са­мый способ или своего рода программу подобного рода настав­лений. Последнему вопросу (о поучении пасомых) посвящена вся последняя часть его «правила пастырского».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ

На сайте allrefs.net читайте: "ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Святитель Иоанн Златоуст

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие о науке
«Практическое руководство для пастырей»   Понятие о науке «Практическое руководство для пастырей» вытекает из содержания этой науки. Главное ее содержание со

История науки
  Наука «Практическое руководство для пастырей» довольно молода. Появление её вызвал Устав духовной школы 1867 года. Наука эта была создана путем соединения пастырского богословия с ц

Место науки среди богословских наук
  Обилие, многообразие, важность, неясность, спорность и трудность вопросов, разрешаемых нашей наукой, определяют ее осо­бенное место среди богословских наук. Преподаваемые в

Источники практического руководства для пастырей
  Наука «Практическое руководство для пастырей» ставит перед собой задачу представить будущим пастырям необходимый круг знаний относительно как нравственных начал, руководство­ваться

Богоучрежденность пастырского служения
  По учению Библии, всякое служение на земле определяется волей Божией. Об этом ясно говорит апостол Павел в своем пос­лании к Евреям: «Никтоже сам себе преемлет честь, но зван­ный от

Призвание апостолов
  Первых благовестников совершившегося искупления человеческого рода, Богочеловек воззвал из Иудейской области Галилей, от рыбарских мреж. По слову Его: «Идите за Мною!» (Мф. 4,19), о

Марк 1, 26-20
Симон и Андрей, Иаков и Иоанн Заведеевы.   2, 14 – Левий Алфеев   3, 74-19 –Симон Петр, Иа­ков и Иоанн Заведеевы, Анд

О высоте пастырского служения
  «Вы – соль земли; Вы – свет мира» (Мф. 5,13-16). Вот то нравственное достоинство, какого требует от своих пре­емников Сам Спаситель. Иисус Христос называет апостолов, а в лице их и

При отправлении их на проповедь
  (Мф. 10,1-42; 28, 18-20, Мк. 6,7-11; 16,16-18; Лк. 9,1-5; 10,1-11)   Наставления эти касались круга действий, проповеди, от­ношения к поучаем

Грозное обличение
Спасителем книжников и фарисеев (Мф. 23)   «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи». Это образное выражение обозначает то, что книжники и фарисеи сде­

Характеристика
Разлад между словом и делом («говорят и не делают»): на паству возлагают бремена тяжелые и неудобносимые, а сами не хотят и перстом двинуть их. Внешне показная сторона благочестия, чтобы видели их

Первосвященническая молитва Иисуса Христа
(Иоанн, 17)   Пред Своими страданиями Иисус Христос вознес к Небесному Отцу трогательную и полную глубокого смысла и значения молитву. Эта молитва называется

Пастырство в апостольские времена
  Апостолы в самом обетовании Господа — быть с ними до окончания века, в Его повелении обойти весь мир с Евангель­скою проповедью видели указание на то, что поскольку они на земле не

Учение апостола Павла о нравственных
качествах священнослужителей (1 Тим. 3,1-13)   Апостол Павел послал Тимофея в Ефес с поручением испол­нять там пастырские обязанности. Обязанности эти и сами

Трезвенность
Под трезвенностью здесь нужно понимать отсутствие страстей. Апостол требует, чтобы никакая страсть не ослепляла священника и не мешала ему правильно судить о предметах. Ум, вследствие известной нас

Страннолюбие
Уже как христианин священник должен лю­бить гостеприимство; тем более как пастырь он должен оказывать его всем бедствовавшим в тогдашнее тяжелое время, изгнанным и преследуемым христианам.

Пастырство по учению святых отцов Церкви
  В первые три века юная Церковь Христова находилась в стесненных обстоятельствах, при которых ей трудно было рег­ламентировать со всей подробностью как условия избрания в священнослу

Святитель Амвросий Медиоланский
«Об Обязанностях Пастыря Церкви» (De offciis cliricorum)   Книга «Об обязанностях пастырей» святителя Амвросия заключает в себе подробные наставления пресвит

Необходимость образования для пастырского служения
  От пастыря требуется, чтобы он был «учителем», т.е. способный назидать других... да силен будет и утешати во здравом учении и противящиеся обличати» (Тит. 1,9). Но «и в свете, — гов

Ответственность пастырского служения
Пастырство — дело: 1. Трудное. 2. Ответственное. 1. Трудно оно по самой своей сущности. Мы видели, что это распинание себя пастве, принятие на себя страданий и грехов пас

Учительская деятельность священника
  Учительство составляет самую первую обязанность свя­щенника. Еще в Ветхом Завете Господь Бог угрожал тяжкой от­ветственностью за небрежение этой обязанностью. «И не возвес­тивши ему

Попечение о храме и его благолепии
  Православный христианский храм есть не только дом об­щественной молитвы (Лк. 19,45), но и место особенного при­сутствия Самого Бога, а также место совершения тайн Божиих (1 Кор. 9,2

Взаимоотношения настоятеля с членами причта
  По церковным постановлениям отечественной Церкви при­ходской священник, будучи настоятелем храма, по отношению ко всем остальным членам причта вверенной ему Церкви — есть ближайший

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги