рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Роль римского епископа и римской кафедры в древней Церкви

Роль римского епископа и римской кафедры в древней Церкви - раздел Религия, Православие и Западное христианство   В Апостольское Время Первенствующее Положение Во Вселенской Ц...

 

В апостольское время первенствующее положение во Вселенской Церкви принадлежало Иерусалимский кафедре — первым епископом ее был Иаков Праведный, брат Господень.

Отец церковной истории Евсевий Кесарийский (ок. 260-340) приводит свидетельства христианской древности о том, что апос­толы Петр, Иаков и Иоанн, «хотя и были предпочтены Спасите­лем, по Вознесении Его на небо не стали состязаться между со­бой в славе, а избрали епископом Иерусалимским Иакова Пра­ведного».

В послеапостольское время первое место заняла Римская ка­федра. Рим был естественным центром Древнего мира и Древней Церкви, поскольку он был столицей империи. В 28-м правиле IV Вселенского собора говорится, что отцы дали преимущества престолу Древнего Рима, «поелику то был царствующий град». В столицу вели пути из разных концов государства, здесь осуществ­лялся обмен информацией, в том числе и церковного характера, сюда, по словам Иринея Лионского, поступало отовсюду и сооб­ща хранилось верующими то, что составляет апостольскую тради­цию. Римская кафедра осуществляла, таким образом, важную роль в соборной жизни Церкви. Она была важным звеном в об­щем согласии Церквей. В силу своего центрального положения в империи она выполняла особую роль в контактах между Церква­ми и в хранении сокровища соборной веры Церкви. С Римской кафедрой сносились и согласовывались другие Поместные Церк­ви. Все это делалось по ее молчаливому согласию. Но не было и не могло быть никаких определений о благодатных преимуще­ствах Римской Церкви перед прочими Церквами. Сама Римская кафедра также находилась под наблюдением других Церквей и уклонение ее от чистоты Православия не могло не вызывать со­ответствующей реакции с их стороны.

Город Рим пользовался у христиан особым уважением и как место проповеди и мученической кончины первоверховных апос­толов Петра и Павла. У святых отцов встречаются прославления Римской кафедры, как хранительницы веры первоверховных апо­столов. Разумеется, эти прославления имели место тогда, когда они оправдывались положением дела. Важная роль в жизни Цер­кви принадлежала, естественно, и епископу этого города. Если каждый епископ призван нести попечение обо всей Церкви (хотя пределы его юрисдикции строго ограничены), то тем более такое попечение о Вселенской Церкви входило в обязанность епископа первенствующей кафедры. Отцы Поместного Сардикийского Со­бора (344) предоставили епископу Римскому Юлию право при­нимать апелляцию от осужденных церковным судом епископов и назначать новое рассмотрение их дел в новом составе суда. Если даже считать, что это касалось только Западной Церкви, то и тогда очевидно большое значение Римского епископа в Церкви.

Но все эти преимущества не давали права Римскому епископу единолично решать дела всей Церкви. Такое право не приписы­вается ему ни одним официальным актом древней Церкви. С Римским епископом советовались, с его мнением считались, но принципа безусловного повиновения Риму в Церкви не было. Для решения общецерковных вопросов, несмотря на все трудно­сти тогдашнего времени, все же созывались Соборы. Известно, например, что во II в. спорный вопрос о времени празднования Пасхи обсуждался на поместных Соборах в Палестине, Понте, Галлии, Месопотамии и в самом Риме. Мнение Римского еписко­па отнюдь не считалось при этом решающим, с ним не соглаша­лись и открыто выражали это несогласие Поликарп Смирнский, Поликрат Ефесский, Ириней Лионский.

Тем не менее, тогдашний Римский епископ Виктор отлучил малоазийских христиан, не выразивших желания присоединиться к римской практике и настаивавших на традиции, восходившей к апостолу Иоанну Богослову, и лишил их евхаристического обще­ния. Это было первым проявлением зарождавшегося в Римской Церкви искажения понятия о своей роли Церкви Вселенской. Вместо «председательствования в любви» начинает расти понятие о юридическом первенстве, о каноническом главенстве по отно­шению к другим христианским Церквам.

Тогда строй церковной жизни был еще очень далек от того, чтобы подчиниться Римскому епископу, и его решение провести не удалось. Как пишет церковный историк Евсевий Кесарийский, ибо всем епископам «это не понравилось», так что это отлучение осталось декларативным. Так же открыто отстаивали свое мнение Дионисий Александрийский, Киприан Карфагенский, Фирмилиан Кесарийский, Елен Тарсийский в III в. при обсуждении вопроса о перекрещивании еретиком и принятии их через покаяние. Во время спора по этому вопросу с Карфагенской Церковью папа Стефан позволил себе называть священномученика Киприана Карфагенского лжехристианином, лжеапостолом и рабом лукавым.

Постепенно формально юридическое осознание своих прав в Римской Церкви все нарастает. Папа Бонифаций I (418—422) называет Римскую кафедру главою всех Церквей: «Если кто-ни­будь от Римской кафедры отколется, тот да будет исключен из христианской религии». В эпоху Вселенских Соборов была сформулирована последовательная православная экклесиология, в том числе и касательно роли и преимуществ тех или иных кафедр. Наиболее концентрировано это выражено в 28-м правиле IV Вселенского собора (451) (Халкидонского). В этом правиле говорится следующее: отцы Собора указывают на то, что первенствующая роль принадлежала Римской церкви, так как Рим являлся царствующим градом. Поскольку в эту эпоху новой столицей стал Константинополь (или, как он назывался тогда, Новый Рим), то в правиле указывается, что его епископу, патриарху Константинопольскому, должны принадлежать такие же права, как и епископу Римскому. И еще раз повторяется формулировка. Поскольку Константинополь — город царя и синклита (прави­тельства).

В экклесиологическом отношении оно утверждает важную ис­тину: значение кафедры, роль кафедры имеет природу церковно-каноническую, а не догматическую. Как поясняет выдающийся церковный историк начала нынешнего столетия В.В. Болотов разницу между патриархатом и западным пониманием папства, патриархат зиждется на естественном тяготении периферии к сво­ему центру, а папство мыслит себя институтом. Богом установ­ленным. "Патриархат говорит о себе только то, что он есть, а папство, что оно должно быть", то есть патриархат может возни­кать и прекращать свое историко-каноническое бытие, роль ка­федры определяется реальным историческим бытием Церкви. Так было и в истории Русской Церкви. Первенствующая кафедра неоднократно, по крайней мере трижды, меняла свое положение: Киев, Владимир, Москва. Роль кафедр на Востоке также меня­лась. Константинополь довольно поздно стал первенствующей ка­федрой на Востоке, следовательно, это вопрос церковно-канонический, исторический. Папство же мыслит о себе как об институ­те, изначально пребывавшем в Церкви, не подверженном ника­ким изменениям, что бы ни происходило с другими кафедрами.

Не могло быть также в Церкви правила о том, что Римского епископа нельзя судить и наказывать, если он этого заслужит. Конечно, осуждение епископа первенствующей кафедры — дело из ряда вон выходящее, но в принципе это всегда считалось воз­можным. Поэтому когда VI Вселенский Собор (680-681) предал анафеме вместе с другими иерархами Римского папу Гонория за пособничество монофелитам, это было принято всей Церковью как нечто вполне естественное, не вызвало это никаких возраже­ний и в самом Риме. Анафему на Гонория повторяли и римские папы, хотя и выражали при этом сожаление о том, что своим по­ведением он подорвал авторитет Римской кафедры,

Не могло быть и речи о безусловном, слепом послушании Церкви Риму, особенно в вопросах веры. Если бы в Древней Церкви существовало учение о простом способе установления ис­тины путем получения указания из Рима, не нужны были бы Все­ленские Соборы, невозможны были бы и самые церковные разделе­ния из-за догматических вопросов! (Но такого учения, и даже намека на него, мы не встречаем ни в одном древнем вероопределении.)

Однако искушение, связанное с преимуществами Римской кафедры, было очень велико. Некоторые папы не сумели удержаться в должных границах и стали смотреть на свою поместив Церковь, как на Церковь привилегированную, учительницу других Церквей, а на себя — как на единоличных повелителей в Церкви Христовой, монархов, ни от кого не зависящих и никому не подсудных. Сперва возникла речь о господстве Римской Церкви над прочими поместными Церквами, потом — о единоличном господстве Римских епископов над всеми епископами и всеми Церквами. Претензии Римско-католической Церкви на господ­ствующее положение были обличены не сразу, а исторические обстоятельства, тем временем, оказались весьма благоприятными для притязаний пап на господство и на монархическую власть в Церкви.

Светская власть папы. «Дарственная Константина»

 

Обладателями светской власти Римские первосвященники стали в середине VIII в., получив во владение отвоеванную у лангобардов франкским королем Пипином Коротким территорию Равеннского экзархата и город Рим. С этого момента папы становятся главой самостоятельного государства, получившего впоследствии название Папской, или Церковной, области. Чтобы утвердиться в этом положении, надо было оградить новое государство от любых притязаний Византии.

До этого времени Рим был под скипетром византийского императора и в государственном отношении подчинялся Константинополю. К середине VIII в. иконоборческая политика Византийских императоров Льва III (717-741) и Константина V (741-775) обостряли отношения между Римом и Константинополем до последней степени. Лев отнял у непокорных пап Иллирийский Экзархат, Сицилию и Южную Италию. На очередь становилась судьба Равеннского экзархата. Сильное давление оказывали лан­гобарды. В 752 г. ими был покорен главный оплот Византии на итальянской территории — Равеннский экзархат, а вместе с ним и город Рим. Лангобарды продержались здесь всего два года, и изгнал их отсюда в 754 г. не византийский император, а его соперник, франкский король Пипин Короткий, только что получивший корону из рук папы Стефана II (752—757), венчавшего его с намерениями найти у Каролингов поддержку своих интересов.

Платой за эту услугу было создание церковного государства. В 756 г. Пипин передал отвоеванные у лангобардов терри­тории папе Стефану. В переговорах с Каролингами папа делает вид, что он лишь добивается восстановления утраченного, эта точка зрения не оправдывалась фактами, необходим был документ.

По-видимому, именно с этой целью и была сфабрикована подложная грамота императора Константина Великого (306-335) на имя римского епископа Сильвестра I (314-335), так называе­мая Дарственная Константина (Donatio Constantini, или Constitutum Constantini), целью которой было показать, что светская власть над Римом была навеки получена папой из рук первого христианского императора Константина Великого еще в начале IV в.

В этой грамоте императора Константина, сыгравшей значи­тельную роль в истории папства, излагается благодарственное да­рение императора в ответ на якобы имевшие место наставление его епископом в вере, чудо избавления от проказы и крещение. Дарственная предоставляла за это кафедре наместников Петра potestatem et honorificentiam imperalem (власть и почести импера­торские), включая ее внешние атрибуты (пурпурное одеяние, диа­дема, скипетр и пр.), а также principatum (первенство) в отноше­нии к четырем патриархатам и всем вообще Церквам. Помимо этого были дарованы привилегии римскому духовенству, а па­пе — все провинции, местности и города Рима и Италии. При таких обстоятельствах императору нечего было делать на Западе, и он заявил, что уходит на Восток, ибо "не подобает земному царю властвовать там, где Небесным Царем учреждено было первенство священства и главенство религии христианской .

В IX в. «Дарственная Константина» вместе с другими подоб­ными подложными документами вошла и в сборник церковно-канонических документов — декреталий, получивший название «Лжеисидоровских декреталий» по имени епископа Севильского Исидора, который, впрочем, жил в VII в. и поэтому к составле­нию сборника отношения иметь не мог.

Документы сборника, и в частности «Дарственная Константи­на» долгое время принимались западными канонистами как впол­не достоверные. На них охотно ссылались папы. Лишь в XV в. стали высказываться сомнения в их подлинности. Эту подлин­ность католики защищали еще в спорах с протестантами в XVI в.

Анализ стиля этого документа навел ученых на мысль, что он мог быть составлен в канцелярии самого папы Стефана II или его преемника Павла I. Сейчас уже никто не сомневается в подложности «Дарственной Константина» и других «лжеисидоровских» документов. Но в свое время они сделали свое дело, оказав большое влияние на развитие учения о власти папы: на самую Церковь папы начинают смотреть глазами светского монарха.

Оценивая назревающие внутри Церкви события на общеисто­рическом фоне взаимоотношений Византии и Рима, православный русский богослов нашего времени прот. Александр Шмеман пи­шет: «За разобщением государственным и экономическим следует и церковное. Официально Церковь едина, до конца связи не об­рываются, но единство ее по существу питается ведь не «офици­альными» связями, а действительным и жизненным общением, постоянной заботой друг о друге, главное же — непрестанным усилием «естественное» разделение пересилить благодатным един­ством. И вот ослабевает это вселенское сознание. Восток и За­пад не только политически, но и церковно замыкаются каждый в своем горизонте. Во время иконоборческого кризиса — по вине византийского императора — рвутся последние связи, соединяю­щие папство с империей. И надо признать, что консервативное и тоже такое «имперское» сознание пап прошло через много сомне­ний и мучений, прежде чем они решились на разрыв. Только от­чаянное положение Италии и Рима и невозможность добиться помо­щи от Византии бросили пап в объятия франкских королей» (4).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Православие и Западное христианство

На сайте allrefs.net читайте: "Православие и Западное христианство"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Роль римского епископа и римской кафедры в древней Церкви

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сравнительное богословие как дисциплина
  Сравнительное, или обличительное, богословие изучает исти­ны православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими и церковно-практическими отклонениями, которые со

Сравнительного богословия
  Приступая к изучению сравнительного богословия, как и вся­кого нового предмета, полезно задать себе вопросы: что изучает этот предмет и зачем нужно его изучение? Ответ на п

Отношение православной церкви к инославным конфессиям
  Приведенные выше слова святого Григория Богослова содержат в себе одновременно и ключ к пониманию позиции Православной Церкви к инославным братьям-христианам и их догматическим забл

Три чиноприема инославных
  Православная Церковь не оставляет без поддержки всех инославных христиан, изъявивших желание вернуться в ее лоно, Вместе с тем она учитывает разную степень отдаленности каждой из ко

Римско-католического вероучения
  От возникновения христианства до IX в. Единая Христова Цер­ковь — Вселенская, или Кафолическая (в славянском переводе Символа веры «Соборная Церковь»), обымала самую многочислен­ную

Римско-католическое учение о власти папы над Церковью
  Преувеличенное представление Римских епископов об их роли в Церкви и власти над ней послужило главной причиной разделе­ния Церквей и поэтому должно расцениваться как основное от­сту

Православием и католицизмом
  Опираясь на древнецерковные вероучительные тексты, православные христиане исходят в своем учении о Церкви из того. Что Церковь — это высшая святыня на земле, это царство Духа Святог

Папа как преемник апостола Петра
Как известно из начального церковного предания, преемника­ми апостолов являются все епископы. Это преемство осуществля­йся через цепь рукоположений, начатую святыми апостолами. Ставить вопрос о том

Преемствуемую папой власть апостол Петр получил от Христа
  По римско-католическому учению, апостол Петр, и только он один из апостолов, получил от Иисуса Христа ту чрезвычайную, единоличную власть над Церковью, которой, по праву преемства,

Этой власти к одному апостолу Петру?
Христос обращает Свои слова к Петру и произносит их в единственном числе в ответ на исповедание, произнесенное им одним. Кроме того, как толкуют святые отцы, единственное чис­ло употреблено здесь к

Отношение апостола Петра к другим апостолам
Апостолу Петру в лике апостолов принадлежала некая пер­венствующая роль. В перечне апостольских имен имя Петра все­гда стоит на первом месте. В Деяниях апостольских повествуется о том, что именно П

Конфликт пап с Константинопольской Церковью
  Став независимыми светскими монархами, Римские епископы получили возможность действовать более решительно и в области церковных взаимоотношений. Первым крупным столкновение

Римско-католическая церковь как абсолютная монархия
  Греховный разрыв с Православными Церквами Востока не мог не отразиться на дальнейшем ходе истории Римской Церкви. На протяжении веков наблюдается постепенный отход ее от пра­вославн

Догмат об учительной непогрешимости папы
  Завершением развития католического учения о власти папы над Церковью явился провозглашенный в 1870 г. папой Пием IX на I Ватиканском Соборе догмат о папской непогрешимости в де­лах

Римско-католическое учение об исхождении Св. Духа
от Отца и Сына («филиокве»)   Учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына — второе по значимости после учения о власти папы над Церковью вероучительное поло

Римско-католическое учение о спасении
  Учение о взаимоотношениях Бога с человеком и о спасении чело­века имеет в Римско-католической и Православной Церквах разное толкование. Католическая экклесиология проникнута духом ю

Римско-католическое учение в первородном грехе
  По римско-католическому учению, первородный грех отразил­ся не столько на природе человека, сколько на отношении Бога к человеку. Бог отнял у него сверхъестественный дар праведности

Римско-католическое учение об удовлетворении Богу за грехи
  Исповедуемое католиками сотериологическое учение Ансельма Кентерберийского изложено в сочинении «Cur Deus homo» («По­чему Бог вочеловечился»). Как видно из цитируемых ниже рассужден

Римско-католическое учение о чистилище
  Наряду с существованием рая и ада Римско-католическая Церковь признает еще чистилище — место временных загробных мучений, где люди приносят удовлетворение Богу за совершенные в земн

О сокровищнице заслуг и индульгенциях
  При рассмотрении основных пунктов разногласия между пра­вославными и католическими богословами уже было дано основ­ное понятие о так называемой сокровищнице заслуг в римско-ка­толич

МАРИАЛЬНЫЕ ДОГМАТЫ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
  К наиболее поздним догматическим определениям, провозгла­шенным Римско-католической Церковью, относятся два догмата о Деве Марии, так называемые мариальные догматы: догмат о непороч

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии
  Догмат провозглашен папой Пием IX в 1854 г. через объяв­ление особой буллой (без Собора). Он гласит следующее: «Уче­ние, которое содержит, что преблагословенная Дева Мария от первог

Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо
  В 1950 г. папа Пий XII провозгласил второй мариальный дог­мат — о воскресении и телесном вознесении (взятии, assumptio) Девы Марии на небо. Формулировка этого догмата допускает двоя

Особенности римско-католического учения о таинствах
  Наиболее существенным догматическим расхождением между Римско-католической и Православной Церквами в учении о таин­ствах (сакраментологии) являются вопросы о их действительности и с

Таинство священства
  Особенностью римско-католического воззрения на таинство Священства является принцип безбрачия духовенства, так назы­ваемый целибат, возведенный папой Григорием VII в закон.

Таинство брака
  До Тридентского Собора (1545—1563) церковным считалось бракосочетание, состоящее в изъявлении брачующимися обоюд­ного согласия (mutuus consensus) перед свидетелями, даже в от­сутств

ОСОБЕННОСТИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НРАВОУЧЕНИЯ
Неодинаковое толкование основного содержания норм нрав­ственной жизни Восточной и Западной Церквами проявилось очень рано. Идеалом нравственности для восточного христианства всегда был монашеский и

Священное Писание и Священное Предание
  Основные отличия Римско-католической и Православной Церквей вих отношении к вероучительным текстам сводятся к следующим: В отличие от православного римско-католическое бого

Латинский обряд совершения таинств
  Преобладающей формой таинства Крещения в Римско-като­лической Церкви является обливание. По словам же апостола Павла, в Крещении человек спогребается Христу, чтобы стать участником

Джон Виклиф, Ян Гус, Иероним Савонарола
  Весь ход исторического процесса превращения Римско-католи­ческой Церкви в мощную абсолютную светскую монархию, настой­чиво и жестко распространяющую свою власть в церковной и поли­т

ЛЮТЕРАНСТВО
  Возникшая в Германии наиболее мощная ветвь протестантиз­ма — лютеранство — получила свое название по имени ученого мо­наха Мартина Лютера. Основная цель его учения — освобождение Це

Мартин Лютер и начало Реформации
  Мартин Лютер (1483-1546) родился в Саксонском городе Эйслебене в семье рудокопа. Семья была патриархальная, до­вольно состоятельная (отец держал в аренде несколько плавиль­ных печей

Символические книги лютеран
  Само понятие «символические книги» возникло в протестан­тизме. От них оно перешло к римо-католикам, а потом и к православным. Протестантизм как новое, по сути дела, вероуче

Лютеранское учение о Церкви
  Признав Римско-католическую Церковь заблудившейся и по­рвав с нею, Лютер и лютеране не обратились к Церкви, непре­рывно пребывающей в истине, а создали свою «церковь», то есть полож

Лютеранское учение о спасении и оправдании одной верой
  Выступления Лютера начались, как известно, с протеста про­тив продажи индульгенций. Римско-католическая практика в этой области основывалась на учении об удовлетворении Богу за гре­

Лютеранское учение о таинствах
  Отказав Церкви в непрерывном видимом существовании, лю­теране, по сути дела, должны были бы объявить ненужными и таинства церковные как несовместимые с учением о невидимости Церкви.

Анабаптизм. Учение Ульриха Цвингли
  Реформаторское учение Лютера, положившее начало расколу внутри католицизма, получило широкое распространение не толь­ко среди разных слоев населения Германии, но и во многих госу­да

Кальвинизм
  Вождем Реформации в Швейцарии в середине XVI в. стал француз Жан (Иоанн) Кальвин. В вероучении и в учении о нравственности, в учении о Церкви и церковных обрядах Кальвин пошел гораз

Жан Кальвин
  Жан Кальвин (1509-1564) родился на севере Франции в семье податного чиновника, состоящего также должностным лицом при епископе. Отец готовил сына к духовной карьере. Юноша

Символические книги кальвинистов
  В кальвинизме вероучительных книг очень много. Собственные символические книги имеют не только разные ветви кальвинизма, но даже и отдельные поместные толки одного и того же исповед

Учение кальвинизма о Церкви и таинствах
  Кальвинизм, как и лютеранство, является плодом реформационных движений XVI в. Так же, как лютеране, кальвинисты представляют собой религиозное общество, лишенное непрерыв­ной апосто

Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане
  Деятельность Кальвина проходила в середине XVI в., когда Католическая Церковь стала вновь возрождаться и организовала сильную реакцию. В этих условиях основной задачей протестан­тиз

АНГЛИКАНСТВО
  Окончательная реформация английской Церкви и образование третьей ветви протестантизма — англиканства — в самостоя­тельную конфессию произошло во второй половине XVI в. Бого­словские

Особенности реформации в Англии
  Англия издавна тяготилась зависимостью от Рима. Налоги, взимавшиеся Римско-католической Церковью в пользу строитель­ства грандиозного собора св. Петра, ложились тяжелым бременем на

Реформационные течения внутри англиканства
  Помимо сформировавшегося внутри англиканства и выделив­шегося в самостоятельную организацию течения кальвинистского Направления — пуритан (см. раздел «Распространение и развитие Кал

Баптизм
  Баптизм возник в Англии в первой половине XVII столетия на основе индепендентства (конгрегационализма). Первая община баптистов была образована в 1612 г. Нет данных, которы

Методизм
  Методизм возник в XVIII в. в результате стремления ожи­вить государственную Англиканскую Церковь. Зародилось это новое английское вероисповедание под влиянием лютеранского пиетизма

Протестантизм на современном этапе
  В протестантизме следует различать два разных направления: ортодоксальный протестантизм последователей Лютера и Кальви­на и так называемый модерный протестантизм, широко распрост­ра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги