рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Легенда о Ра и Исиде

Легенда о Ра и Исиде - раздел Религия, ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ Глава О Боге Богов, Создавшем Самого Себя И Сотворившем Небо, И Землю, И Ветр...

Глава о боге богов, создавшем самого себя и сотворившем небо, и землю, и ветры [дающие] и жизнь и огонь, и богов, и людей, и диких зверей, и скот, и гадов, и птиц в небе, и рыб в морях, о царе людей и богов, у него одна жизнь (?), для него сто и двадцать лет подобны одному году, имена его многочис­ленны и неизвестны, и даже боги не знают их.

И вот жила Исида, женщина, знающая «слова власти». Сердце ее отвратилось от миллионов людей, и она предпочла миллионы богов, но больше всего ценила духов (ху). И стала она размышлять: «А не могу ли я, используя священное имя Бога, стать хозяйкой земли и богиней, подобной Ра в небесах и на земле?» Изо дня в день выступал Ра во главе своих гребцов и восседал на престоле обоих горизонтов. И вот состарился божественный (то есть Ра. — У.Б.): губы его дрожат, слюна течет из его рта на землю. Смешала Исида слюну с землей в руке своей и вылепила священного змея, подобного стреле. Она не поставила его перед собой, а положила на землю, там, где великий бог шествовал в свое двойное царство, как желало того его сердце. И вот поднялся священный бог, и боги, следовавшие за ним, как свита следует за фараоном, шли с ним; и двинулся в путь он, как обычно, и священный змей ужалил его. Огонь жизни погас в нем, и он, обитающий среди кедров (?), был сражен. Раскрыл священ­ный бог свои уста, и крик его достиг небес. И спросили оогй

1 См.: Pleyte and Possi. Le Papyrus de Turin. - 1869-1876, pll. 3H* и 131-138. Также см.: Lefebure // /Egyptische Zeitschrift. - 1883. - P.ll '* Wiedemann. Religion on der alten ^gypter. - 1890. - P. 29 ff.; мои РаРЙ» of Ani, 1895, p. Ixxxxix и First Steps in Egyptian. - 1895. - P . 241-'


Глава IV. Магические рисунки, формулы, заклинания

его Девятки: «Что случилось?», и воскликнули его боги «Что это?» Но Ра не смог ответить, потому что дрожали его челюсти, трепетали все его члены: яд разлился быстро по его телу, как Нил заливает земли во время половодья.

Укрепив свое сердце, великий бог крикнул свите: «По­дойдите ко мне, возникшие из плоти моей, вышедшие из меня, сообщите Хепера, что ужасное несчастье случилось со мной. Мое сердце видит то, чего не видят глаза и не может схватить рука, но я не знаю, кто мог сделать это. Никогда я не испытывал такой боли, ничто не причиняло мне таких стра­даний. Я — владыка и сын владыки, священная сущность, исходящая от Бога. Я великий, сын великого, и мой отец создал имя мое. Я — многоимеиный и многоликий, и сущность моя пребывает в каждом боге. Обо мне возвестили глашатаи Тему и Хор, мои отец и мать произнесли мое имя, но оно сокрыто в теле моем тем, кто дал мне жизнь, ибо он не желал, чтобы какой-нибудь провидец с помощью магических слов получил власть надо мною. Я вышел, дабы обозреть сотворен­ное мною, я шел через мир, созданный мною, как вдруг меня ужалило что-то неизвестное мне. Огонь ли это? Или вода? Сердце мое в огне, плоть моя трепещет, дрожь сотрясает мои члены. Пусть приведут ко мне моих детей — богов, владеющих „словами власти" и магическими речами, чьи уста знают, как произносить их, чья сила достигает небес».

И все дети богов пришли к нему, и каждый причитал над ним. Пришла и Исида со своими магическими словами, и в устах ее было дыхание жизни, ибо талисманы ее исцеляют боль ислова ее оживляют гортань умерших. И заговорила она так: «Что произошло, божественный Отец? Что случилось? Неужели змей ужалил тебя, неужели один из созданных тобой восстал против тебя? Воистину он будет повержен силой моих «слов власти" и исторгнут из числа тех, кто предстоит пред твоим солнечным взором». Священный бог раскрыл свои уста исказал: «Я следовал своим путем, обходя обе части своих Падений, по желанию сердца, чтобы обозреть сотворенное Мною, как вдруг меня ужалил змей, которого я не видел. Огонь ли это? Вода ли это? Я холоднее воды, я жарче огня. Тело мое в испарине, и его сотрясает дрожь, мои глаза ослабли, яне вижунеба, ипот заливает мое лицо, как в летний зной». Тогда Исидасказала Ра: «Обожественный Отец, скажи мне своеимя,


 




 

 

Египетская магия

ибо тот, кто исцелен твоим именем, будет жить». И ответил Ра: «Я создал небо и земли, я поднял горы и сотворил все, что над ними, я создал воду. Я сотворил богиню Мехт-урт и создал „Быка своей матери"*, от которого исходит наслаждение любви. Я создал небеса, я натянул оба горизонта, как занавес, и поместил там души богов. Я — тот, кто, открывая глаза свои, порождает свет, а закрывая их, вызывает наступление тьмы. Я тот, по чьему велению разливается Нил, но имени моего не знают боги. Я создал часы дня, я сотворил дни, я утвердил годовые празднества, я творю разлив Нила. Я зажигаю огонь жизни, я приношу пищу в дома. Я — Хепера утром, Ра в полдень и Тему вечером». Но яд не выходил из тела его, а проникал все глубже, и великий бог не мог больше ходить.

И сказала Исида Ра: «В том, что ты говорил мне, не было имени твоего. О, скажи его мне, и выйдет яд, ибо живет тот, чье имя произнесено». Яд же жег, как огонь, и был жарче пламени очага, и его величество великий бог сказал: «Я разрешаю Исиде искать во мне, да перейдет мое имя от меня к ней». И великий бог скрылся от других богов и его место в ладье Миллионов Лет пустовало. А когда пришло время появиться сердцу Ра, Исида сказала своему сыну Хору: «Бог поклялся отдать свои глаза (т. е. Солнце и Луну. — У.Б.)» Так имя великого бога было отобрано у него, и Исида, владычица магических слов, сказала: «Уходи, яд, выйди из Ра. О Око Хора, выйди из бога и засияй на его устах. Это я творю, это я заставляю упасть на землю побежденный яд, ибо имя великого бога отобрано у него. Да будет жить Ра, да погибнет яд! Да погибнет яд, да будет жить Ра!» Таковы слова Исиды, могущественной владычицы, хозяй­ки богов, знающей сокровенное имя Ра.

Приведенный выше отрывок, очевидно, является не просто легендой, но и руководством по составлению маги­ческих формул, ибо в следующем за ним тексте говорится, что он должен зачитываться над фигурками Тему, Хора, и Исиды и Хора, то есть над фигурками Тему — вечернего солнца, Старшего Хора, Хора — сына Исиды и самой Исиды. Тему, видимо, занимает место Ра, ибо он является олице­творением Солнца-старика, то есть Ра на закате дневной жизни, когда он потерял свою силу и мощь. Этот текст является заклинанием или магической формулой против

 

Глава IV. Магические рисунки, формулы, заклинания

укусов змей: считалось, что надпись со словами Исиды может спасти жизнь укушенному змеей, точно так же, как ее слова спасли жизнь Ра. Если бы указания по использова­нию фигурок Тему, Исиды и двух Хоров были известны нам полностью, то мы, возможно, обнаружили бы, что с их помощью нужно воспроизвести то, что происходило между Ра и Исидой, когда богине удалось выведать имя бога. Таким образом, мы имеем явное подтверждение того, что Исида обладала необыкновенной магической силой, давав­шей ей, когда речь шла о людях, власть над жизнью и смертью. «Слова власти» Исиды были бесценным сокрови­щем, ибо она получила их от Тота, являвшегося олицетво­рением разума и духа Создателя. То есть происхождение их было божественным и сами они были одухотворены Богом. Из папируса эпохи Птолемеев мы узнали ряд интерес­ных фактов о великом магическом мастерстве принца Сетнау Хаэм-Уаста* и его умении пользоваться магически­ми формулами. Он знал, как использовать силу талисманов и амулетов и как составлять заклинания, он был знатоком как религиозной литературы, так и той, что содержалась в «Двойном Доме Жизни» или в библиотеке магических книг. Однажды, когда он завел разговор об этом, один из совет­ников царя стал смеяться над ним. Тогда Сетнау сказал ему:

Если захочешь прочесть книгу, обладающую магической силой, приди ко мне и я покажу ее тебе. Эта книга написана самим Тотом и в ней есть две формулы. Первая зачарует (или закол­дует) небеса, землю, подземный мир, море и горы, с ее помощью ты увидишь всех птиц, гадов, рыб, ибо власть ее заставит рыб подняться на поверхность. Вторая даст возможность человеку и в могиле обрести тот облик, который он имел на земле

и так далее. Когда у Сетнау спросили, откуда взялась эта книга, он ответил, что она хранилась в гробнице Птах-нефер-ка* в Мемфисе. Не так давно он со своим братом три дня и три ночи провел в поисках этой гробницы и только на третий День нашел ее. Он произнес магические слова, земля развер­злась пред ними, и они спустились туда, где была книга. К братья вошли в гробницу, они увидели, что вся она

 

ьгипетская магия

залита ослепительным светом. Затем они заметили Птах-нефер-ка, его жену Ахури и сына Мерху. Хотя Ахури и Мерху похоронены в Коптосе, их двойники благодаря маги­ческой силе Тота пришли в гробницу Птах-нефер-ка и живут в ней. Сетнау сказал им, что пришел за книгой, но Ахури стала умолять его не делать этого, ссылаясь на несчастья, всегда преследующие обладателя книги. Она была сестрой Птах-нефер-ка и впоследствии вышла за него замуж. После рождения сына Мерху Птах-нефер-ка, по-видимому, полно­стью посвятил себя изучению магических книг. Однажды жрец Птаха пообещал ему за сто серебряных монет и два красивых саркофага рассказать, где находится магическая книга Тота. Получив деньги и саркофаги, жрец рассказал, что она хранится в железном ящике посреди реки в Коптосе.

Железный ящик находится в бронзовом ящике, бронзовый ящик — в ящике из пальмового дерева, ящик из пальмового дерева — в ящике из эбенового дерева и слоновой кости, ящик из эбенового дерева и слоновой кости находится в серебряном ящике, серебряный ящик — в золотом, а в золотом (sic) ящике и лежит книга. Вокруг ящика с книгой кишат змеи, скорпионы и всякие гады, и обвивает его бессмертная змея.

Обо всем этом Птах-нефер-ка рассказал своей жене и царю, а затем вместе с Ахурой и Мерху на царской барке отправился в Коптос. По прибытии туда он пошел в храм Исиды и Харпократа, совершил жертвоприношение и возли­яния этим богам. Через пять дней верховный жрец Коптоса изготовил для него модель плавучих подмостков и фигурки рабочих с инструментами. Птах-нефер-ка произнес над ними «слова власти», фигурки ожили и начали поиски. Через три дня и три ночи они добрались до того места, где хранился ящик. Птах-нефер-ка «словами власти» прогнал змей и скорпионов; обвившую ящик бессмертную змею он убивал дважды, но она вновь оживала, в третий раз он разрубил ее на две половины и насыпал между ними песок — с этих пор она уже не может принять прежний облик. Открыв один за другим ящики, он вынул золотой ящик с книгой и принес его


Глава IV. Магические рисунки, формулы, заклинания

на царскую барку. Там Птах-нефер-ка прочел одну формулу из книги и так зачаровал (или заколдовал) небеса и землю что узнал все их секреты, потом он прочел вторую формулу и увидел солнце, поднимающееся в небесах в окружении богов и других существ. Жена его Ахура тоже прочла книгу и увидела все, что видел ее муж. После этого Птах-нефер-ка переписал слова книги на новый папирус и, натерев его благовониями, растворил в воде и выпил; благодаря этому он овладел знаниями, содержащимися в магической книге. Но эти его действия привели в ярость бога Тота, и он рассказал обо всем Ра. Великий бог решил, что Птах-нефер-ка, его жена и сын не должны вернуться в Мемфис. На обратном пути в Коптос Ахура и Мерху упали в реку и утонули, и сам Птах-нефер-ка тоже утонул, когда возвращался в Мемфис с книгой. Рассказ этот не испугал Сетнау, и он продолжал настаивать на своем. Он предложил сыграть на книгу в шашки. Игра шла до 52 очков и, хотя Птах-нефер-ка пытался обмануть Сетнау, он все же проиграл. После этого Сетнау попросил своего брата Анхахерурау подняться на землю за талисманами Птаха и другими магическими текстами. Вер­нувшись, Анхахерурау возложил талисманы на Сетнау, и тот Iвзмыл в небеса, сжимая в руках чудесную книгу. Когда он покидал гробницу, свет сиял перед ним, а за ним смыкалась темнота, по Птах-нефер-ка сказал жене:

Я сделаю так, что вскоре он принесет эту книгу назад, с кинжалом и жезлом в руках и сосудом с огнем над головой.

История от том, как Сетнау был околдован красавицей Табубу и о бедах, последовавших за этим, не представляет Для нас интереса, достаточно сказать, что царь приказал ему вернуть книгу, то есть предсказание Птах-нефер-ка сбылось.1

1 Перевод см.: Brugsch. Le Roman de Setnau // Revue Archeologique. -2nd series. - Vol. 16. - 1867. - P. 161 ff.); Maspero. Contes Egyptiens. -paris, 1882. - Pp. 45-82; Records of the Past. - Vol. 4. - Pp." 129-148; Исходный демотический текст см.: Mariette. Les Papyrus du musee de Boulag. - 1871, - T. 1. - Pll. 29-32; Revillout. Le Roman de Setna. - Paris, 18?7 и Hess. Roman von Sfne Ha-m-ns. - Leipzig, 1888.


 



 


ЖШ1

Египетская магия

Говоря о магических силах Исиды, стоит вспомнить любопытные маленькие стелы с закругленными верхушка­ми, на передней стенке которых нарисован стоящий на крокодилах бог Хор; обычно их называют «циппи Хора». Самой большой и самой изящной из них является знамени­тая «стела Меттерниха», обнаруженная в 1828 г. при строи­тельстве водосборника во францисканском монастыре в Александрии и подаренная Мухаммедом Али-пашой* прин­цу Меттерниху. Благодаря удачному стечению обстоя­тельств мы имеем возможность датировать эту стелу, ибо на ней начертано имя Нектанеба I*, последнего исконно еги­петского царя, царствовавшего с 378 по 360 гг. до н.э., а, как известно из разных источников, такого рода монументы создавались только в этот период. Из двух приведенных в книге иллюстраций видно, что эта стела украшена лепными или резными изображениями многих древнеегипетских бо­гов, известных нам по монументам более ранних династий, а также фигурками демонов, монстров и животных, имею­щих мифологическое и магическое значение. Многие изоб­ражения сопровождаются текстами, содержащими магиче­ские формулы, магические имена и мифологические ссыл­ки. В центре стелы изображен Хор или Харпократ, стоящий на двух крокодилах; на его челе — урей, а на правом виске локон — эмблема юности*. В руках он держит двух змей, льва и антилопу, и по выражению его лица ясно видно, что он не боится их. Над его головой изображена бородатая голова, которую обычно считают головой Беса*. По правую руку от пего расположены: учат} с человеческими руками; стоящий на свернувшейся змее Хор-Ра* с головой сокола, увенчанной солнечным диском и уреем; Осирис в образе сокола, стоящего на скипетре в Короне Атеф; богиня Исида, стоящая на свернувшейся змее; богиня Нехебет в виде коршуна, стоящая на папирусном скипетре. По левую руку от Хора расположены: учат с человеческими руками; папи­русный штандарт с перьями и менатами2; бог Тот, стоящий


Циппи Хора (см.: Metternichstele, ed. Golenischeff, plate 1)


 


1 См. выше, с. 183.

2 См. выше, с. 187.


 

 


 
 


Египетская магия

на свернувшейся змее; богиня Уачет в образе змеи на папирусном скипетре. Хор олицетворяет молодость, силу и восходящее Солнце, а голова над ним, вероятно, пред­ставляет Ра (или Беса) в виде старика. Здесь ясно просмат­ривается намек на бога, «который стар в вечерних сумерках и вновь становится молодым». Учаты и фигуры богов являются символами сил Солнца и божественных сущнос­тей, обладающих «словами власти» на Юге и Севере, с помощью которых молодой бог Хор победил всех своих врагов из числа животных, гадов и пресмыкающихся в воде и на земле. Над этим рисунком и вокруг него расположены в несколько рядов фигуры богов и изображения мифологи­ческих сцен, многие из которых, очевидно, взяты из Книги мертвых. Цель их — доказать, что свет побеждает тьму, добро побеждает зло, а за смертью следует новая жизнь. Тексты, заполняющие все свободное пространство, описы­вают отдельные эпизоды вечного сражения Хора и Сета, рассказывают историю странствий Исиды с сыном Хором и ее страданий в стране тростниковых топей (некоторые отрывки из этих текстов приведены на с. 269-273). Кроме этого, на стеле начертаны молитвы определенным богам. В целом монумент представляет собой не что иное, как талисман или гигантский амулет с магическими изображе­ниями и «словами власти», очевидно, располагавшийся на видном месте во дворе или в доме для защиты самого жилища и его обитателей от нападений враждебных су­ществ, видимых и невидимых: считалось, что никто из них не может противостоять его силе. Ни один мало-мальски значимый бог не забыт на стеле, и нет такого демона, злого животного или гада, который не был бы нарисован на ней побежденным. Знание древнеегипетской мифологии и мастерство, которое продемонстрировали создатели этого талисмана, поистине удивительны. Маленькие циппи Хора содержат лишь отдельные фрагменты изображений и тек­стов из «стелы Меттерниха». Несомненно, что именно с этих стел и других подобных объектов были позаимствова­ны странные изображения богов, которые мы обнаруживаем


Циппи Хора (см.: Mettemichstele // Ed. Golenischeff, plate 3)


 

 

Египетская магия

на гностических геммах. В Птолемеевскую и Римскую эпохи некоторые фигуры богов из циппи отливались в бронзе или вырезались из камня и помещались в гробницы и под фундаменты зданий, чтобы изгнать оттуда демонов, приносящих вред живым или мертвым.

Арабский историк Масуди сохранил для пас1 любопыт­ную легенду о талисманах, которые использовал Александр Великий для защиты Александрии при ее строительстве. Поскольку эта легенда имеет египетское происхождение и датируется временем не столь отдаленным от времени создания «стелы Меттерниха>>, есть смысл вкратце изло­жить ее здесь. Когда было заложено основание города и начали возводиться стены, с моря каждую ночь стали приходить какие-то животные, разрушавшие все, что было построено за день. Были выставлены часовые, но, несмотря на это, каждое утро оказывалось, что сделанное накануне разрушено. После долгих размышлений Александр разрабо­тал план, призванный помешать морским чудовищам, и приступил к его осуществлению. Он сделал ящик длиной в десять и шириной в пять локтей. Ящик имел стеклянные стенки, укрепленные в рамах с помощью дегтя, смолы и других подобных материалов. В него сел сам Александр и два искусных рисовальщика, затем ящик закрыли и отбук­сировали в море двумя судами на указанное Александром место. Там ко дну ящика прикрепили грузы из железа, свинца и камня и при помощи тросов погрузили его в воду. Поскольку стенки ящика были стеклянными, а морская вода прозрачной, Александр и два его спутника, оказавшись на дне моря, могли наблюдать за морскими чудищами, плавающими вокруг. Они увидели, что чудища эти имеют человеческие тела и головы животных. У одних в руках были топоры, у других — пилы, у третьих — молотки, и все они были очень похожи на рабочих. Когда чудища проплы­вали мимо ящика, Александр и его спутники старательно


Глава IV. Магические рисунки, формулы, заклинания

зарисовывали на бумаге их ужасные морды, фигуры и формы. Когда все было сделано, по сигналу Александра ящик был поднят на поверхность. На берегу Александр приказал своим мастерам сделать из камня и металла изображения морских чудищ, используя в качестве образца сделанные под водой рисунки. Когда работа была закончена, он приказал установить изваяния на пьедесталы вдоль морского берега. Работы по строительству города возобно­вились. Ночью из моря вновь вышли чудища, но, увидев на берегу свои изваяния, повернули назад, и никто их больше не видел. Однако, когда город уже был построен и обжит, морские чудища появились вновь. Каждую ночь исчезали люди. Чтобы прекратить это безобразие, Александр устано­вил талисманы на колоннах, сохранившихся, по словам Масуди, до его времени. Каждая колонна имела форму стелы высотою 80 локтей и опиралась на медный цоколь. Талисманы были помещены у основания колонн и представ­ляли собой изображения или статуи с соответствующими надписями. Поскольку установка их была осуществлена после тщательных астрономических вычислений, можно предположить, что она возымела действие, на которое рассчитывал Александр.


 


1 См.: Les Prairies d'Or // Ed. B. de Meynard and Pavet de Courtcille. Paris, 1861. - T. 2. - P. 425 ff.


 


 

 

Глава V

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ

Budge... Эрнест А Уоллес... Бадж...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Легенда о Ра и Исиде

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ
  Перевод с английского Третье издание Москва АЛЕТЕЙА     УДК 21 ББК 86.31 Б151 ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

ЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГИПТЯН О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ  

ВЕРА ВО ВСЕМОГУЩЕГО БОГА
Мзучая древнеегипетские религиозные тексты, читатель может убедиться, что египтяне верили в Единого Бога, самосущего, бессмертного, невидимого, вечного, всезнаю­щего, всемогущего, непостижимого, тв

III. Из папируса Ани3.
Это прекрасное сочинение — отчасти гимн, отчасти молитва — представляет для нас исключительный интерес. Слава тебе, Диск, ты владыка лучей, поднимающийся над горизонтом изо дня в день! Осв

ОСИРИС, БОГ ВОСКРЕСЕНИЯ
Jjo все известные нам периоды истории Египта жители этой страны верили в божественное происхождение Осириса, в то, что он

БОГИ» ЕГИПТЯН
О этой книге мы часто упоминали о египетских «богах», и сейчас настало время объяснить, кем и чем они были. Мы уже показал

СУД НАД МЕРТВЫМИ
Depa в то, что все совершенное человеком при жизни будет рассматриваться и оцениваться божественными силами пос­ле его смерти, возникла в самый ранний период развития египетской цивилизации и остав

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ
  Сэру Дж. Норману Локиеру, кавалеру ордена Бани 2-й степени, члену корол

О ДРЕВНОСТИ МАГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В ЕГИПТЕ
Jj первой книге этой серии была сделана попытка изложить идеи и верования древних египтян относительно Бога, «богов», Суда

МАГИЧЕСКИЕ КАМНИ И АМУЛЕТЫ
•■/!■! Амулетами мы называем различные предметы, украшения и детали одежды, которые использовались ег

МАГИЧЕСКИЕ ФИГУРКИ
Выше уже говорилось о том, что имя, символ или изобра­жение бога или демона могли служить амулетами и защи­щать тех, кто и

МАГИЧЕСКИЕ РИСУНКИ, ФОРМУЛЫ, ЗАКЛИНАНИЯ
Такследует из сказанного выше, египтяне полагали, что магическими формулами и «словами власти» можно ожи­

МАГИЧЕСКИЕ ИМЕНА
11гиптяне, как и все другие народы Востока, очень большое значение придавали знанию имени. И живым, и мертвым было необход

МАГИЧЕСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ
  ).-.'.■ л». В предыдущих главах мы говорили о том, как египтяне использовали амулеты, магические камни, слова, изображе­ния и имена для добрых или злых дел. Те

И КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ
Египтяне, как и многие другие народы Востока, верили, что одни недомогания и болезни могут быть просто и полностью излечен

И КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ
Египтяне, как и многие другие народы Востока, верили, что одни недомогания и болезни могут быть просто и полностью излечен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги