рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МАГИЧЕСКИЕ ИМЕНА

МАГИЧЕСКИЕ ИМЕНА - раздел Религия, ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ 11...

11гиптяне, как и все другие народы Востока, очень большое значение придавали знанию имени. И живым, и мертвым было необходимо знать, как использовать и упоминать имена, обладающие магической силой. Считалось, что, если человек, обращаясь к богу или демону, называет его по имени, тот обязан ответить и сделать все, что он пожелает. Зная имя человека, окружающие могли помочь ему или причинить зло. Имя могло быть проклято, и тогда оно наносило вред владельцу, но если к нему обращали благо­словение или молитву о благополучии, приносило пользу. Имя для египтян было такой же частью человеческого существа, как душа, двойник (ка) или тело, и такое воспри­ятие его уходит своими корнями в незапамятные времена. Так, в тексте на внутренних стенах1 пирамиды Пепи I, правившего Египтом около 3200 г. до н.э., мы читаем: «Пепи очищен. Он взял в свою руку жезл мах, он обеспечил себя царской властью, он занял свое место в ладье рядом с великой и малой Девятками богов*. Ра направил Пепи на Запад, он установил его трон над тронами повелителей двойников, он записал Пепи во главе всех живущих. Двери Пех-ка сами открываются в бездне перед Пепи, железные


Глава V. Магические имена

двери, что являются потолком неба, сами открываются для Пепи, и он входит в них. На нем шкура пантеры, жезл и кнут в его руке. Пепи проходит во плоти, Пепи счастлив со своим именем, он живет со своим ка (двойником. — У. 5.)». Интересно, что здесь упоминаются только тело, имя и двойник, как будто только они составляют всю сущность человека; примечательно также то, какое большое значение придается имени. Среди текстов, обнаруженных в пирамиде другого египетского царя1, есть молитва о сохранении имени, настолько интересная, что следует привести ее здесь полностью. Она гласит:

О Великий сонм богов, обитающих в Анну (Гелиополе. — У.Б.), даруй процветание (дословно «прорастание». — У.Б.) Пепи Нефер-ка-Ра и процветание его пирамиде, его вечному строению, как процветает имя Тему, главы девяти богов. Если имя Шу, повелителя Верхнего святилища в Анну, процветает, то и имя Пепи будет процветать, и его пирамида, его вечное строение, будет процветать! Если имя Тефнут, владычицы Нижнего святилища в Анну, процветает, то и имя Пепи утвердится, и его пирамида утвердится навеки! Если имя Ссба процветает в «почитании на земле», то и имя Пепи будет процветать, и его пирамида будет процветать, его строение будет процветать вовеки! Если имя Нут в доме Шент в Анну процветает, то и имя Пепи будет процветать, и его пирамида будет процветать, его строение будет процветать вовеки! Если имя Осириса процветает в номе Абидоса, то и имя Пепи будет процветать, и его пирамида будет процветать, его строение будет процветать вовеки! Если имя Осириса Хент-Аментет* процветает, то и имя Пепи будет процветать, и его пирамида будет процветать, его строение будет процветать вовеки! Если имя Сета, живущего в Нубте (Омбосе. — У.Б.) процветает, то и имя Пепи будет процветать, и его пирамида будет процве­тать, его строение будет процветать вовеки! Если имя Хора процветает, то и имя Пепи будет процветать, и его пирамида будет процветать, его строение будет процветать вовеки! Если имя Ра процветает на горизонте, то и имя Пепи будет


 


248

1 Строка 169.

1 Pepi II // Ed. Maspero, I. 669, ff. // Recueil. - T. 12. 1892. - P. 146).

 

Египетская магия

'О процветать, и его пирамида будет процветать, его строение

11 будет процветать вовеки! Если имя Хент-мерти процветает в

ij Сехеме (Летополе. — У.Б.), то и имя Пепи будет процветать,

;,, и его пирамида будет процветать, его строение будет процве-

,| тать вовеки! Если имя Уачет в Тепе процветает, то и имя Пепи

,,', будет процветать, и его пирамида будет процветать, его
строение будет процветать вовеки!

На основе этой молитвы или формулы было составлено большинство молитв и текстов для «прорастания или про­цветания имени», часто переписывавшихся в Саисский, Птолемеевский и Римский периоды. Они свидетельствуют о том, что в течение столь долгого времени вера в важность сохранения имен оставалась неизменной, и сын, за­ботившийся о сохранении и обновлении имени отца, а значит, и его памяти, выполнял свой долг и был достоен наивысшей похвалы. Но в этой главе мы коснемся не обычного, а особого использования имен, и все приведенные выше примеры были взяты лишь для того, чтобы доказать, что имя человека считалось неотъемлемой частью его само­го и стирание имени было равноценно уничтожению чело­века. Без имени человек не мог быть опознан на посмертном суде, и подобно тому, как родился он на земле после произнесения своего имени, так и будущую жизнь человек мог обрести лишь тогда, когда боги загробного мира узнают и назовут его.

Согласно легенде о сотворении мира из папируса Неси-Амсу1, до того, как возник мир и все в нем, существовал только великий бог Неб-ер-чер, ибо даже боги еще не родились. Когда пришло время сотворить все сущее, он произнес:

Я принес (создал) свои уста и провозгласил собственное имя как «слово власти», я развился с развитием бога Хепера, я сотворил себя из первичной материи, которая прошла множе-

1 См. мою статью в Archszologia. — Vol. LII, London, 1891. (Этот папирус известен также под названием папирус Несмина, он содержи Книгу низвержения Апепа. — Прим. пер.)


Глава V. Магические имена

ство развитии с начала времени. Ничего не существовало на этой земле [до меня], я создал все. И не было никого, кто творил бы со мною в те времена.

По другой версии этой истории, бог Хепера говорит-

Я сотворил себя из первичной материи, которую я создал я развил себя вовне из первичной материи. Мое имя - Осирис семя первичной материи.

Приведенные слова доказывают, что египтяне считали сотворение мира результатом произнесения богом Неб-ер-чером или Хепера своего имени. А из изложенной в преды­дущей главе легенде о Ра и Исиде мы видим, что, хотя Исида смогла создать змея и заставила его ужалить Ра, вызвав у него тяжелую болезнь, она не могла исполнить все, что ей хотелось, на небесах и земле до тех пор, пока не убедила бога открыть ей свое имя, с помощью которого он управляет вселенной. Назвав богине свое имя, Ра подчинил себя ее власти. Здесь мы видим поразительный пример того, как знание имени бога, демона или живого человека давало знающему полную власть над ним. В другом месте Ра, образ и символ Бога, называется богом «множества имен» и в прекрасных строках главы XVII Книги мертвых1 говорится:

Я — великий бог Ну, породивший самого себя и сделавший свое имя Девяткой богов.

Затем задается вопрос: «Что же это значит?» или «Кто это?». И дается ответ:

Это — Ра, создатель имен своих членов, которые обрели бытие в виде богов, находящихся в свите Ра.

Из этого видно, что все «боги» Египта были просто Персонификациями имен Ра, что каждый из них был его членом, а имя бога было самим богом. Без знания имен богов и Демонов загробного мира умершему египтянину пришлось бы плохо, ведь его личная свобода была бы ограничена,

1 См. Chapters of Coming Forth by Day. — P. 49.


 



 

Египетская магия

дороги и пути для него были бы перекрыты, врата домов подземного мира захлопывались бы перед его носом, а враждебные силы, преследовавшие его по пятам, уничтожи­ли бы его. Лучше всего это иллюстрирует следующий пример.

На порога Чертога Суда в начале своей речи умерший говорит:

Приветствую тебя, о великий бог, Владыка Маати* i Я пришел к тебе, о господин мой! Меня привели, дабы я мог узреть твое совершенство. Я знаю тебя, и я знаю имя твое, и я знаю имена сорока двух богов, что пребывают с тобой в Чертоге Маати.1

Но даже если боги были благосклонны к умершему и признавали его праведным на суде, он, находясь среди богов подземного мира, не мог отправиться в путь, не зная имен отдельных частей Чертога Маати. После суда умерший приобретал мистическое имя «Тот, кто увенчан цветами и обитает в своей Оливе», и лишь после того, как он произно­сил его, боги говорили: «Проходи дальше». Затем они приглашали его войти в Чертог Маати, но он не мог сделать этого, пока в ответ на вопросы, задаваемые порогом, засова­ми, дверными петлями и дверными косяками, не называл их имена. Пол Чертога не позволял умершему пройти, пока тот не называл ему не только его имя, но и мистические имена своих ног и ступней, которыми он будет ступать по нему. После этого к умершему обращался страж Чертога:

Я не объявлю твое имя [богу], пока ты не назовешь мое имя.

И умерший отвечал:

«Распознающий сердца и ищущий почки» — вот твое имя.

В ответ на это страж говорил:

Если я объявлю твое имя, ты должен произнести имя бога, который пребывает в своем часе,

Ibid. - Р. 191.


Глава V. Магические имена

и умерший произносил это имя: «Маау-Тауи». Но страж все еще не был удовлетворен и говорил:

Если я объявлю твое имя, ты должен сказать мне, кто Тот Чей свод из огня, Чьи стены [увенчаны] живыми уреями и' Чей пол — водный поток. Кто же он, я вопрошаю? (т. е. «Каково его имя?» — У.Б.).

Но умерший, конечно же, знал имя великого бога и отвечал: «Осирис». Теперь страж Чертога был удовлетворен и говорил:

Войди же, воистину имя твое скажут ему.

И далее он обещал, что лепешки, пиво и погребальная еда, которыми будет наслаждаться умерший, придут к нему от «Ока Ра».

В другой главе1 умерший обращается к семи богам и говорит:

Приветствую вас, семь существ, которые приказывают, кото­рые поддерживают Весы в ночь суда Учат, которые отрезают головы, которые рубят шеи на куски, которые овладевают сердцами и вырывают их, которые заливают кровью Озеро Огня. Я знаю вас, я знаю ваши имена. Узнайте и вы меня так же, как я знаю вас.

Умерший, объявив, что семеро богов знают его имя и он знает их имена, больше не опасался, что зло одержит над ним верх.

В царстве Осириса существовало семь залов или домов, через которые умершему надо было пройти, но каждые ворота охраняли привратник, страж и глашатай. Чтобы Умерший мог задобрить их и получить возможность пройти, требовались специальные приготовления. Прежде всего нужно было сделать из определенного материала (или нарисовать на папирусе) макеты семи врат и фигурку Умершего. Эта фигурка подносилась по очереди к каждым вРатам и устанавливалась перед ними, с декламацией

См. Chapters of Coming Forth by Day. - P. 128,


 



 

Египетская магия

специального обращения, необходимого в этом случае. При этом перед каждыми вратами приносились в жертву бедро, голова, сердце и копыто рыжего быка, а также делались другие подношения, перечислять которые здесь нет необхо­димости. Но все эти церемонии не помогли бы умершему пройти через ворота, если бы он не знал имен охраняющих их семи привратников, семи стражей и семи глашатаев. Богами первых врат были: Сехет-хра-ашт-ару, Семету и Ху-херу; вторых: Тун-хат, Сехет-хра и Сабее; третьих: Ам-хуат-ент-пехфи, Рес-хра и Уаау; четвертых: Хесеф-хра-ашт-херу, Рес-аб и Нетека-хра-хесеф-ату; пятых: Анх-эм-фенту, Аше-бу и Тебхеркехаат; шестых: Акентаук-ха-херу, Ан-хра и Метес-хра-ари-ше; седьмых: Метес-сен, Ааа-херу и Хесеф-хра-хемиу. Слова умершего, обращенные ко всем Залам вместе, начинаются так:

Приветствую вас, Залы! Приветствую вас, создатели Залов для Осириса! Приветствую вас, стражи Залов! Приветствую вас, глашатаи, ежедневно сообщающие о делах Двух земель богу Осирису! Умерший знает вас, знает ваши имена.1

Назвав имена и обратившись должным образом к богам, умерший шел, куда хотел, в семи залах Осириса.

Но кроме этих семи залов он должен был пройти через двадцать один потайной пилон дома Осириса в Елисейских полях. Для этого от него требовалось назвать имя каждого пилона и его привратника и кратко обратиться к ним. Так, первому пилону он говорил:

Я проложил свой путь, я знаю тебя, я знаю твое имя, и я знаю имя бога, охраняющего тебя. Твое имя — «Владычица трепета с высокими стенами, полновластная госпожа, хозяйка разрУ" шения, расставляющая в порядке слова, что покоряют вихри и бури, спасающая от уничтожения путников на этой дороге»-Имя твоего привратника — Нери.

У второго пилона он говорил:

1 См. Chapters of Coming Forth by Day. - P. 241.


Глава V. Магические имена

Я проложил [свой] путь, я знаю тебя, я знаю твое имя, я знаю имя бога, охраняющего тебя. Твое имя — «Владычица небес хозяйка мира, которая уничтожает пламенем, Владычица смертных, которая знает людей». Имя твоего привратника — Мее-Птах.

И так у каждого пилона. В более поздней и более длинной версии этого текста, призванного дать умершему нужные сведения, умерший сообщает богу каждого пилона какое очищение он прошел. Так, богу первого пилона он говорит:

Я умастил себя мазью хати, изготовленной из кедра, я облачился в одежды из менха (льна. — У. Б.), и у меня с собой есть скипетр, сделанный из дерева хети.

После этой речи бог пилона говорит: Проходи, поскольку ты чист.

Если вспомнить, что, согласно одному из самых древних верований, после смерти человек поселяется в Сехет-Аару, Камышовых полях, в области, которая, как мы знаем из дошедших до нас рисунков, была разделена каналами и протоками, становится ясно, что умершему для путеше­ствий из одного района в другой требовалась лодка. Даже если ему повезло и он сумел пройти сам в эту область, то взять с собой лодку он просто не мог бы. Чтобы преодолеть эту трудность, лодка и ее отдельные части рисовались на папирусе, там же были написаны соответствующие главы Книги мертвых, зная которые, можно было превратить нарисованную лодку в настоящую. Однако перед тем, как сесть в нее, умерший должен был назвать имя причала, к которому она привязана, и имя каждой ее части.

Причал, к которому привязана лодка: Скажи мне мое имя.

Умерший: «Властелин двух земель, пребывающий в этой обители» — твое имя.

Руль: Скажи мне мое имя.

Умерший: «Нога Хапиу» — твое имя.

Канат: Скажи мне мое имя. -


 



 

Египетская магия

Умерший: «Волосы, которыми Анпу* заканчивает работу но
бальзамированию моего тела» — твое имя.

Весла: Скажи нам наши имена.

Умерший: «Столбы загробного мира» — ваши имена.

Уключина: Скажи мне мое имя.

Умерший: «Акау» — твое имя.

Мачта: Скажи мне мое имя.

Умерший: «Та, что возвращает владычица
да» — твое имя.

Нижняя палуба: Скажи мне мое имя.

Умерший: «Опора Ап-уат» — твое имя.

Верхний помост: Скажи мне мое имя.

Умерший: «Горло Мсстха» — твое имя.

Парус: Скажи мне мое имя.

Умерший: «Нут» — твое имя.

Кожаные ремни: Скажи нам наши имена.

Умерший: «Сделанные из шкуры быка Мневиса*, KtJiGpbni
сожжен Сетом» — ваши имена.

Лопасти: Скажи нам наши имен

Умерший: «Пальцы Хора Перворожденного» — ваши имена.

Насос (?): Скажи мне мое имя.

Умерший: «Рука Исиды, которая вытирает кровь Ока Хора» — твое имя.

Доски: Скажи нам наши имена.

Умерший: «Местха, Хапи, Туамутеф, Кебсеннуф, Хакау, Тет-эм-ауа, Маа-ан-теф, Ари-неф-чесеф» — ваши имена.

Нос корабля: Скажи мне мое имя.

Умерший: «Тот, который во главе своего нома» — твое имя.

Корпус: Скажи мне мое имя.

Умерший: «Мерт» — твое имя.

Руль: Скажи мне мое имя.

Умерший: «Ака» — твое имя. «Блестящий в воде, скрытый луч» — твое имя.

Киль: Скажи мне мое имя.

Умерший: «Бедро Исиды, которое Ра отрезал ножом, чтобы принести кровь в ладью Сектет» — твое имя.


| Глава V. Магические имена

Матрос: Скажи мне мое имя. Умерший: «Путешественник» - твое имя. Ветер: Скажи мне мое имя.

Умерший: «Северный ветер, который приходит от Тему к ноздрям Осириса» - твое имя.

Но и после объявления этих имен умерший, прежде чем отправиться в путешествие, обязан был назвать мистичес­кие имена реки, берегов и земли. Только после этого лодка принимала его как пассажира и он мог плыть куда пожелает, в любую часть Елисейских полей.

Среди существ потустороннего мира, встречи с которы­ми умерший старался избежать, были те, кто «ставил западни, расставлял сети и был рыбаком», заманивающим умершего в сети. Создается впечатление, что встреча с ними была неминуема и умерший неизбежно попадал в их ловушки, ибо тому, как благополучно выбраться из них, посвящена целая глава Книги мертвых. Главным среди этих существ был «бог, чье лицо позади» или «бог, ставший хозяином своего сердца». Чтобы выбраться из сетей «ры­баков, что расставляют свои сети и ходят вокруг в толще вод», умерший должен был знать имена сети, канатов, багров, крючьев и всех их частей, иначе ничто не могло спасти его от беды. К сожалению, нам мало известны мифы, на которые намекают эти имена, но совершенно очевидно, что они имеют отношение к неким событиям из жизни богов, хорошо известным авторам и читателям религиоз­ных текстов.

Из приведенного выше описания того, как умерший прокладывал себе дорогу через ворота и залы подземного мира и спасался от охотников и их ловушек, видно, что в одних случаях для преодоления трудностей было достаточ­но простого знания имени, а в других требовалось знать имя, обладающее магической силой, начертанное на предмете, амулете и т. п. Более того, считалось, что некоторые боги и Демоны могут принимать различные обличья и в каждом из них имеют разные имена, так что для обретения полной


 



       
 
 
   

г. К

 

Египетская магия

власти над таким богом надо было знать все его имена. Так, в Книге низвержения Апепа1 говорится, что надо не только сделать восковую фигурку чудовища, но и написать на ней его имя, чтобы после сожжения фигурки было уничтожено и имя. Это разительный пример веры в то, что имя — неотъемлемая часть сущности всякого живого существа. Но Апеп мог принимать разные обличья и имел много имен, поэтому, пока заклинания не были обращены ко всем этим именам, у него всегда оставалась сила творить зло. В вышеупомянутой книге2 приведен список всех его имен, среди которых есть такие, как

Туту (т. е. Дважды злой. — У.Б.), Хау-хра (т. е. Обращенный лик. — У.Б.), Хемхемти (т. е. Рычащий. — У.Б.), Кету (т. е. Вершитель зла. — У.Б.), Амам (т. е. Пожиратель. — У.Б.), Саатет-та (т. е. Сеющий тьму на земле. — У.Б.), Иубани, Хермути, Унти, Карауэмемти, Хесеф-хра, Сехем-хра, Хак-аб, Наи, Уаи, Бетешу, Харсбуту (т. е. четырежды дьявольский. -У.Б.)

и т. д. Как видно из приведенных выше значений имен, все они представляли собой различные аспекты сущности Апе­па — демона грома, молнии, туч, дождя, тумана, бури и т. п., и это стремление персонифицировать каждое явление, что­бы с помощью магических церемоний и «слов власти» бороться с ним, выглядит очень наивно.

Переходя к рассмотрению тех глав Книги мертвых, где приводятся имена, обладающие магической силой3, отме­тим, что у бога Амена, имя которого означает «сокрытый», тоже есть множество имен, в знании которых умерший надеялся обрести защиту. Так, он говорит:

О Амен4, Амен! О Ре-Иукаса! О бог, Правитель богов Востока! Твое имя — На-ари-к или (иначе говоря. — У.Б.) Ка-ари-ка. Касаика — твое имя. Аретикасатика — твое имя. Амен-на-ан-

1 Papyrus of Nesi-Amsu, col. XXIII. 1. 6. // Archaeologia. - Vol. LII.)

2 Ibid., col. XXXII. 1. 13 f.

3 Главы CLXII, CLXIII, CLXIV, CLXV.

4 Cm. Chapters of Coming Forth by Day. - P. 295.


Глава V. Магические имена

ка-энтек-шаре или (иначе говоря. — У.Б.) Тек-щаремен_ Керети — твое имя. О Амен, позволь мне обратиться с просьбой к тебе, ибо я, именно я знаю твое имя. Амен — твое имя. Ирекаи — твое имя. Маркатаи — твое имя. Ререи _ твое имя. Насакбубу — твое имя. Танаса-Таиаса — твое имя Шарешатаката — твое имя. О Амен! О Амен! О бог! О бог! О Амен, я преклоняюсь пред твоим именем!

В другом месте1 умерший обращается к Сехет-Баст-Ра со словами:

Ты — богиня-огонь Ами-сешет, не упускающая удобного случая. Твое имя — Кахаресапусаремкакаремет. Ты подобна могучему пламени Сакенакат, пылающему на носу ладьи твоего отца Харспукакашарешабаиу, ибо именно таково [упо­мянутое имя] в речи негров, Анти и людей Нубии... Сефипе-ремхесихрахапучетеф — твое имя. Атареамчеркемтуренну-паршета — имя одного из твоих божественных сыновей и Панемма — имя другого.

Еще в одной главе2 умерший, обращаясь к богу Пару, говорит:

Ты — Могущественный именами среди богов, могуществен­ный бегун, чья поступь мощна. Ты, бог, могущественный бог который приходит и спасает нуждающихся и наказывает тех кто ему противостоит, внемли моему призыву. Я — Корова и твое божественное имя на моих устах, и я произношу его' Хакахакахер — твое имя. Аурауаакерсаанкребати - твое имя. Херсерау — твое имя. Харсата — твое имя. Я восхваляю имя твое... О, смилуйся над умершим и излей свое тепло над его головой, ибо он действительно есть душа великого божествен­ного Тела, покоящегося в Анну (Гелиополе. — У.Б.), чьи имена — Хухеперуру и Барекатачара.

Описанные выше примеры использования магических имен иллюстрируют полурелигиозное отношение египтян к именам. Теперь рассмотрим кратко, как использовалось

1 Ibid. - P. 293.

2 Ibid. - P. 289.


 


 

 

Египетская магия

знание имени, когда речь шла о вещах не столь важных, как обретение жизни и счастья в загробном мире. В знаменитом магическом папирусе1, опубликованном М. Шаба2, мы нахо­дим серию интересных заклинаний и магических формул, с помощью которых человек мог защитить себя от нападения всевозможных морских и речных чудовищ. Например:

Приветствую тебя, Повелитель богов! Отведи от меня львов страны Меру (Мероэ? — У.Б.) и крокодилов, приходящих из реки, и укусы ядовитых гадов, выползающих из своих нор. Уходи, о крокодил Мака, сын Сета! Не двигай своим хвостом! Да замрут твои ноги и ступни! Да не откроется пасть твоя! Да превратится вода пред тобой в пожирающее пламя! О ты, сотворенный тридцатью семью богами, кого змей Ра заковал в цепи! О ты, закованный в железные путы перед ладьей Ра! Уходи, крокодил Мака, сын Сета!

Эти слова надо было произносить перед изображением бога Амена, нарисованным на глине. У бога должны быть четыре бараньи головы на одной шее, под его ногами должна находиться фигурка крокодила Мака, а справа и слева от него — павианы с собачьими головами, то есть преображен­ные духи рассвета, которые ежедневно поют гимны восхва­ления восходящему Ра3. Допустим, что некое водяное чудо­вище хочет напасть на человека в лодке. Чтобы этого избежать, человек становился перед кабиной лодки и, держа в руке крутое яйцо, говорил:

О яйцо вод, распространившихся по всей земле, сущность божественных обезьян, великое в небесах наверху и под землей внизу, пребывающее в гнездах, что есть в водах! Я вышел с тобой из воды, я был с тобой в твоем гнезде, я Амсу из Коптоса, я Амсу, властелин Кебу.

После произнесения этих слов он появлялся перед животным в воде в виде бога Амсу, с которым он себя


Глава V. Магические имена

отожествлял, и животное пугалось и уплывало прочь В конце цитируемого папируса мы находим ряд магических имен, которые могут читаться так: Атир-Атиса, Атиркаха-Атиса, Самуматнатму-Атиса, Самуанемуи-Атиса, Самуте-каари-Атиса, Самутекабаиу-Атиса, Самучакареча-Атиса Та-ууарехаса, Кина, Хама, Сенентута-Батетсатаиу, Анрехака-та-сатаиу, Хаубаилра-Хаари. При рассмотрении этих и тому подобных фактов становится совершенно ясно, откуда гно­стики и другие близкие к ним секты позаимствовали свои любимые имена, писавшиеся на амулетах и так называемых магических папирусах. Эти папирусы, несомненно, содер­жат множество магических идей, верований, формул и т. п. существовавших в Египте с птолемеевских времен до конца Римского периода, а приблизительно с 150-х гг. до ц,э. до 200-х гг. н.э. в них можно проследить влияние воззрений греческих, еврейских, сирийских философов и магов. Доказательством этого служит, например, следующий текст1:

Я призываю тебя, лишенный головы, что создал небо и землю, ночь и день, тебя, сотворившего свет и тьму! Ты — Осоронно-фрис, которого никогда не видел ни один человек, ты - Иабас, ты — Иапос. Ты отделил справедливое от несправедливого, ты создал женское и мужское, ты сотворил зерно и фрукты, ты сделал так, чтобы люди любили и ненавидели друг друга. Я — Моисей, твой пророк, которому ты вверил свои мистерии — церемонии Израиля. Ты сотворил влажное и сухое и всячес­кую еду. Слушай меня: я ангел Фапро Осороннофрис. Это — твое подлинное имя, переданное пророкам Израиля. Слушай меня:..2.

В этом отрывке имя Осороннофрис — явное искажение Древнеегипетского имени великого бога мертвых Усира-Уннефера, а Фапро, вероятно, представляет собой египетс­кое Пер-аа* («Дом великий») или «фарао» с предшествую­щим определенным артиклем «па». Интересно отметить


 


1 Британский музей, № 10042.

2 Le Papyrus Magique Harris. — Chalon-sur-Saone, 1860.

3 См. рисунок в закругленной части «стелы Меттерниха», иллюстра­
ция на с. 243.


1 См.: Goodwin. Fragment of a Grasco-Egyptian Work upon Magic,- p. 7.

2 Далее следует множество имен, например: Рейбет, Ателеберсте,
Блата, Абеу, Эбенфи и др.


 



 

Египетская магия

упоминание в тексте Моисея, указывающее, очевидно, на влияние иудаизма.

В другой магической формуле1 мы читаем:

Я взываю к тебе, тот, кто создал землю и кости, всякую плоть и всех духов, кто сотворил моря и сотрясает небеса, кто отделил свет от тьмы, великий правящий разум, распоряжа­ющийся всем, око мира, дух духов, бог богов, властелин духов, непоколебимый Эон*, Иаоуеи, услышь мой голос. Я взываю к тебе, правитель богов, великий громовержец Зевс, Зевс, Царь, Адоиаи, Властелин, Иаоуее. Я тот, кто заклинает тебя на сирийском языке, великий бог, Заалаэр, Иффу, не пренеб­регай иудейским именем. Абланафаналб, Абрасилоа. Ибо я — Силфахоух, Лайлам, Бласалоф, Иао, Иео, Небуф, Сабиофар, Боф, Арбафиао, Иаоф, Саваоф, Патурс, Загуре, Барух, Адо­наи, Элоаи, Иабраам, Барбарауо, Hay, Сиф,

и так далее. В конце заклинания утверждается, что оно

избавляет от оков, слепоты, исполняет мечты, обеспечивает покровительство. Его можно применять всегда для исполне­ния любых желаний.

Мы уже упоминали о семи гласных, образующих имя, в котором содержатся все Имена, весь Свет, все Силы.2

Семь гласных, конечно же, связаны с тремя гласными «Iao»3, которые предназначались для «передачи одного из еврей­ских имен Всемогущего Бога» «Jah». Имена Адонаи и Элоаи также происходят от еврейских, взятых из Библии, и Саваоф — одно из наиболее известных еврейских слов, означающее «воинство». Некоторые из оставшихся имен можно объяснить, исходя из значений еврейских и сирий­ских слов. На папирусах и амулетах гласные буквы в магических сочетаниях пишутся так, чтобы из них образо­вывались треугольники и другие геометрические фигуры,


Глава V. Магические имена

 

С ними часто связывают имена семи Божьих архангелов Вот примеры этого:

№1» ■■ ■.. №22 "'■■■

 

■' >- ■ аЕГ)юисо
/ ЕЕ :' ЕГ]1оиа)а
/ннн . . т)юг)а)а£
/ пп ююшаец
/00000 оиа)а£Г|1
/ YYYYYY иСОССЕГЦО
/ союшсошшсо ша£Т]1ои

В сочетании с некоторыми символами, разработанными гностиками, семь гласных букв иногда вырезались на пла­стинках или писались на папирусах — тогда владелец этих предметов обретал власть над богами, демонами, животны­ми или людьми. Ниже приводится фрагмент папируса, хранящегося в Британском музее и представляющего собой заклинание для успешной борьбы с кознями врагов и защиты от страхов и ночных кошмаров.4 Из всех имен на геммах гностиков наиболее часто встречаются два — Хну-бис (или Хнумис) и Абрасакс* (или Абраксас). Первое чаще всего представлено в виде огромной змеи с головой льва, окруженной семью или двенадцатью лучами. Над каждым из семи лучей начертана одна из семи гласных греческого алфавита, которые, по некоторым предположениям, соотно­сятся с семью небесами. На обратной стороне амулета, где изображена фигура Хнумиса, обычно находится знак ggg — тройное s и полоса. Прототипом Хнумиса, безусловно, является древнеегипетский бог Хнему, «Создатель» людей и зверей, бог, которому приписывались многие из атрибутов


 


1 Goodwin. Op. cit. - P. 21.

2 См.: Kenyon. Greek Papyri in the British Museum. — London, 1893.
P. 63.

3 Вероятно, «Iaoouici» нужно читать как «Iao oiiKi».


1 Британский музей, гностическая гемма, № G. 33.

2 Kenyon. Greek Papyri. - P. 123.

3 Ibid. — P. 123. Эти имена читаются как Михаил, Рафаил, Гавриил,
риель, Зазиель, Бадакиель и Сулиель.

4 Kenyon. Op. cit. - P. 121.


 



 

 


Египетская магия

Творца Вселенной. Однако Хнему всегда изображался с головой барана, в более поздние времена как «прекрасный баран Ра» он имел четыре головы. На египетских монумен­тах этого бога иногда рисовали с головой сокола, но не с головой льва. Абрасакс изображался с человеческим телом, головой сокола или петуха и ногами, переходящими в

coon taxiХедxaeco

Амулеты со знаками и буквами магической власти для борьбы 6

кознями врагов (из Британского музея. -

Греческий папирус, № CXIV. IV или V век) ,л

змеиные хвосты, в одной руке он держал нож или кинжал, в другой — щит, на котором было начертано великое имя IAQ или Jah (Йах). По поводу значения и происхождения имени Абрасакс высказываются самые разные мнения, но несомненно, что прототипом бога, носившего это имя, был бог Солнца, представлявший собой один из аспектов Созда­теля мира. Считалось, что это имя обладало наибольшей магической силой, и по мнению Василида1, введшего его в


Глава V. Магические имена

обиход во II столетии, ничто не могло устоять перед его властью. Однако точное его значение было утрачено веро­ятно, еще в незапамятные времена, а само оно превратилось в простой магический символ, ибо его часто писали на амулетах рядом со сценами и фигурками, к которым оно явно не имело ни малейшего отношения. Судя по некото­рым гностическим геммам из Британского музея, Абрасакса следует идентифицировать с политеистической фигурой, расположенной в верхней части «стелы Меттерниха» изоб­раженной на с. 245. У этой фигуры два тела (одно — человеческое, другое — птицы), четыре крыла, вместо ног ниже колен — змеи. У него две пары рук: одна пара расположена вдоль крыльев, каждая рука держит символы «жизни», «постоянства» и «власти», два ножа и две змеи' другая — опущена, правая рука сжимает знак жизни левая — скипетр. Лицо фигуры гротескно и является, по-видимому, лицом Беса или Солнца в образе старика; голов­ной убор имеет форму пилона с фигурами различных животных, над ним — пара рогов, которые поддерживают восемь ножей и фигуру бога с поднятыми руками, символи­зирующего «миллионы лет». Бог стоит на овале, в котором нарисованы фигуры различных «тифонических» животных, продолжением его венца с каждой стороны служат символы огня. Но утверждать с полной уверенностью, что Абрасакс гностиков вобрал в себя все имена и атрибуты этого бога многих обличий, все же нельзя.


1 Сам он из Александрии. Жил примерно в 120 г. Он был учеником Менандра и утверждал, что постиг тайное учение святого Петра от Глаусиаса, который был учеником Апостола. (Василид — основатель одной из гностических сект — василидиан. — Прим. пер.)

 

 

 

 

 


Глава VI

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ

Budge... Эрнест А Уоллес... Бадж...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МАГИЧЕСКИЕ ИМЕНА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ
  Перевод с английского Третье издание Москва АЛЕТЕЙА     УДК 21 ББК 86.31 Б151 ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

ЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГИПТЯН О ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ  

ВЕРА ВО ВСЕМОГУЩЕГО БОГА
Мзучая древнеегипетские религиозные тексты, читатель может убедиться, что египтяне верили в Единого Бога, самосущего, бессмертного, невидимого, вечного, всезнаю­щего, всемогущего, непостижимого, тв

III. Из папируса Ани3.
Это прекрасное сочинение — отчасти гимн, отчасти молитва — представляет для нас исключительный интерес. Слава тебе, Диск, ты владыка лучей, поднимающийся над горизонтом изо дня в день! Осв

ОСИРИС, БОГ ВОСКРЕСЕНИЯ
Jjo все известные нам периоды истории Египта жители этой страны верили в божественное происхождение Осириса, в то, что он

БОГИ» ЕГИПТЯН
О этой книге мы часто упоминали о египетских «богах», и сейчас настало время объяснить, кем и чем они были. Мы уже показал

СУД НАД МЕРТВЫМИ
Depa в то, что все совершенное человеком при жизни будет рассматриваться и оцениваться божественными силами пос­ле его смерти, возникла в самый ранний период развития египетской цивилизации и остав

ЕГИПЕТСКАЯ МАГИЯ
  Сэру Дж. Норману Локиеру, кавалеру ордена Бани 2-й степени, члену корол

О ДРЕВНОСТИ МАГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В ЕГИПТЕ
Jj первой книге этой серии была сделана попытка изложить идеи и верования древних египтян относительно Бога, «богов», Суда

МАГИЧЕСКИЕ КАМНИ И АМУЛЕТЫ
•■/!■! Амулетами мы называем различные предметы, украшения и детали одежды, которые использовались ег

МАГИЧЕСКИЕ ФИГУРКИ
Выше уже говорилось о том, что имя, символ или изобра­жение бога или демона могли служить амулетами и защи­щать тех, кто и

МАГИЧЕСКИЕ РИСУНКИ, ФОРМУЛЫ, ЗАКЛИНАНИЯ
Такследует из сказанного выше, египтяне полагали, что магическими формулами и «словами власти» можно ожи­

Легенда о Ра и Исиде
Глава о боге богов, создавшем самого себя и сотворившем небо, и землю, и ветры [дающие] и жизнь и огонь, и богов, и людей, и диких зверей, и скот, и гадов, и птиц в небе, и рыб в морях, о царе люде

МАГИЧЕСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ
  ).-.'.■ л». В предыдущих главах мы говорили о том, как египтяне использовали амулеты, магические камни, слова, изображе­ния и имена для добрых или злых дел. Те

И КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ
Египтяне, как и многие другие народы Востока, верили, что одни недомогания и болезни могут быть просто и полностью излечен

И КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ
Египтяне, как и многие другие народы Востока, верили, что одни недомогания и болезни могут быть просто и полностью излечен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги