рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жан Кальвин (1509-1564)

Жан Кальвин (1509-1564) - Семинар, раздел Религия, Лекции для III курса раздел 1. Введение в сравнительное богословие Вторым Швейцарским Реформатором Был Жан Кальвин, Младший Современник Цвингли ...

Вторым швейцарским реформатором был Жан Кальвин, младший современник Цвингли и Лютера. Его деятельность связана с другим швейцарским кантоном — с Женевой. Кальвин был не первым, кто попытался осуществить в Женеве церковную реформу. С 1532 года здесь проповедовал реформационные взгляды Гийом Фарель. Однако его проповедь не имела особого успеха. Новый период в истории женевской реформации начался в 1536 году, когда сюда прибыл Кальвин.

Он родился 10 июля 1509 года в Нуайоне, епархиальном центре на севере Франции. В 1524–1528 Кальвин изучал специальный курс формальной логики в коллегии Монтегю в Париже. Затем он решил обратиться к юриспруденции. В Орлеане и в Бурже Кальвин слушал лекции самых знаменитых ученых-правоведов средневековых и ренессансных школ, и в 1531 закончил изучение права со степенью лиценциата. На рубеже 1520-30-х годов он стал убежденным сторонником церковной реформы. Когда именно произошел в нем внутренний переворот, мы точно не знаем. Во всяком случае, во второй половине 1532 года он уже был принципиальным протестантом. В 1533 году в день Всех Святых ректор Сорбонны по традиции произносил речь. Тогда эту должность занимал друг Кальвина, для которого речь написал, скорее всего, сам Кальвин. В этой речи были высказаны протестантские взгляды. Речь вызвала в университете негодование. Кальвин был вынужден бежать из Парижа. Опасность, которая сохранялась в Париже и в последующие годы, заставила его уехать в Страсбург, а оттуда в Базель. Кальвин не стремился к активной общественной деятельности, а мечтал в уединении заниматься написанием теологических трактатов, излагающих суть новой веры. В 1534 году здесь он начал работу над своей главной книгой «Наставление в христианской вере» («Christianae religionis institutio»). Работа над книгой была окончена 23 августа 1535 года, после чего рукопись сразу же была передана в типографию. Из печати она вышла в марте 1536 года. Книга быстро распространилась в Европе и ее автор снискал славу наиболее последовательного протестантского богослова. Всего при жизни Кальвина книга выдержала девять изданий. При чем он все время ее дополнял. Так если первое издание — это была совсем небольшая книжечка, то девятое представляло собой четыре объемных тома. Именно это последнее издание является наиболее авторитетным, с него выполняются все переводы на иностранные языки. Книга выходила по латыни, однако после каждого прижизненного латинского издания Кальвин выпускал в свет и французский перевод.

В июле 1536 года Кальвин был проездом в Женеве. Здесь его узнал Фарель и предожил ему остаться в городе для проведения церковной реформы. Кальвин долго отказывался, но в конце концов согласился. Его деятельность в Женеве делится на два этапа: 1) 1536-1538 и 2) 1541-1564.

Под влиянием Кальвина городской совет принимает целый ряд жестких постановлений против нравственных преступлений. Например, человек, уличенный в азартной игре, выставлялся в центре города у позорного столба с колодой карт привязанной на шее. Женщина, явившаяся в церковь с модно завитыми волосами, приговаривалась к недельному тюремному заключению, а вместе с ней и парикмахерша, сделавшая ей такую прическу. Запрещаются новомодные наряды, танцы, употребление непристойных выражений, божба. Особо строго преследовались остатки католического культа. Наказаниям подвергался всякий, у кого дома сохранились иконы, четки, распятия или другие атрибуты старой веры. Он считался богоотступником. Но вскоре среди горожан началось недовольство и в результате в 1538 году Кальвин был из Женевы изгнан. Но в 1541 году его вновь пригласили в город. Теперь он прожил здесь до самой своей смерти (1564). в Женеве был принят новый церковный устав, что положило начало новому этапу реформаторской деятельности Кальвина. По сути с этого времени в городе был установлен режим, близкий к теократическому. Устанавливалось четыре церковных должности: пасторы (или проповедники), учителя (для преподавания в школах), старейшины и диакона. Они не рассматривались как иерархические. Проповедники — это служители Божественного слова. Они должны проповедовать, преподавать верным причастие и вместе со старейшинами налагать церковные наказания. Охранение чистоты учения было вверено конгрегации проповедников. Она представляла собой собрание всех пасторов, которое собиралось еженедельно. Старейшинам поручался надзор за нравственностью горожан. Их было 12 человек. Они избирались из числа членов городского совета по соглашению с проповедниками. Весь город был разделен на участки, каждый из которых поручался надзору одного из старейшин. Старейшина имел право в любое время беспрепятственно входить в любой дом на своем участке. Более того, ему вменялось в обязанность посетить каждое жилище не реже одного раза в год. Если старейшина замечал в своем участке серьезное нравственное преступление, он докладывал о нем в консисторию, которая и рассматривала это дело (доносчик также принимал участие в обсуждении).

В городе было внедрено достаточно суровое законодательство. Смертная казнь была установлена для богохульников и еретиков, лиц, уличенных в антигосударственной деятельности, для сына ударившего или проклявшего своего отца, для нарушителей супружеской верности. В целом смертная казнь применялась довольно часто. За период с 1542 по 1546 год городской совет вынес 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города. В судопроизводстве допускались пытки.

В 1545 году на Женеву обрушилась эпидемия чумы, которую рассматривали как результат колдовских действий отравителей. В промежутке от 17 февраля до 15 мая 1545 года погибло 34 человека, обвиненных в таком «отравительстве». Часть из них умерла под пыткой, часть покончила с собой в тюрьме, часть была казнена.

Кальвиновские законы также предполагали жесткую регламентацию быта. Запрещались щегольские наряды, музыка, танцы, азартные игры, светские песни, шумные свадьбы, театральные представления. Регламентировалось даже количество блюд, которое позволялось подавать на пирах. Например, в документах городского совета сохранилось упоминание, что однажды три кожевенника были присуждены к трехдневному заключению на хлебе и воде за то, что за одной трапезой съели три дюжины пирожков. Этот поступок был квалифицирован как распутство. Всякое вольное слово, не говоря уж о ругательстве, произнесенное на улице, могло повлечь за собой наказание. Консистория имела целый штат явных и тайных осведомителей, которые регулярно доносили о замеченных на улицах города беспорядках.

29 апреля 1546 года совет издал указ о закрытии в городе всех трактиров. Вместо этого были открыты пять городских питейных заведений, руководство которыми было доверено ответственным людям. Здесь были установлены умеренные цены на вино. В них запрещались танцы и непристойные песни. Карточная игра в будние дни дозволялась, но играть можно было не дольше одного часа и без шума. На видном месте в этих заведениях должна была лежать Библия, поощрялись разговоры на духовные темы. Перед едой и выпивкой человек обязан был помолиться. Закрывались заведения в девять часов вечера. Человек должен был трезвым пойти домой и лечь спать. О всех замеченных нарушениях правил поведения хозяин должен был доносить властям.

В 1549 году Кальвину удалось достичь важнейшей стратегической победы. Он заключил Цюрихское соглашение с Генрихом Буллингером, главой цвинглиантсва. В этом соглашении было достигнуто единство в учении о причащении. Тем самым французские и немецкие кантоны формально объединились в единое исповедание. Именно за этой объединенной конфессией закрепилось название Реформатская церковь. Хотя значительное количество цвинглианских пасторов сохраняло недоверие к Кальвину. Окончательное слияние двух ветвей швейцарской реформации произошло к началу XVII века. Фактически это означало поглощение цвинглианства кальвинизмом.

В 1553 году в Женеве имело место и еще одно событие, отражающее внутренний дух кальвиновой реформы. В этом году в Женеве был арестован испанец Мигель Сервет. Это был известный во всей Европе человек. Еще в 1531 году он опубликовал трактат «De trinitatis erroribus» («О тринитарных заблуждениях»), в котором отвергал догмат о Святой Троице. В 1553 году он был проездом в Женеве, где по настоянию Кальвина его арестовали. 25 октября городской совет принял решение о казни Сервета и он был сожжен на костре.

В течение всего своего пребывания в Женеве Кальвин достаточно напряженно работал. Его личная жизнь сложилась не очень удачно. В 1540 году (во время своего изгнания из Женевы) в Страсбурге он женился на Иделетте Штордер — вдове с тремя детьми. У них в семье также родилось несколько детей, но все они умерли в младенчестве. Сама Иделетта скончалась в 1549 году. В последние годы жизни Кальвин сильно болел. Скончался он в 8 часов вечера 27 мая 1564 года. Смерть реформатора доказала несправедливость многих обвинений в его адрес. Еще 26 апреля он составил завещание, по которому своим племянникам, детям своего любимого брата Антуана, завещал имущества, оцененное всего в 220 талеров. Похоронен он был по своему желанию «обыкновенным образом», т. е. без всяких церемоний, памятника, даже без надписи на могиле. Очень скоро местонахождение его могилы было забыто и сейчас нет полной уверенности в том, что черный камень отмечает именно то место, где покоится прах великого женевского реформатора.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции для III курса раздел 1. Введение в сравнительное богословие

По сравнительному богословию.. для iii курса.. киевской духовной семинарии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жан Кальвин (1509-1564)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предуведомление
Нижеследующий текст представляет собой примерный конспект лекций по Сравнительному богословию, прочитанных мной в 2009/2010 учебном году для студентов третьего курса Киевской Духовной Семинарии. Те

Сравнительное богословие как дисциплина
Сравнительное, или обличительное, богословие изучает исти­ны православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими и церковно-практическими отклонениями, которые содержат ино

Три чиноприема инославных
  Православная Церковь не оставляет без поддержки всех инославных христиан, изъявивших желание вернуться в ее лоно, Вместе с тем она учитывает разную степень отдаленности каждой из ко

I. Отступления в экклезиологии и триадологии.
  1. Учение о главенстве (примате) Римского епископа над Церковью. Это учение начало формироваться в эпоху Вселенских соборов, а официальной доктриной стало уже в X-XI вв. В современн

IV. В области мариологии
  1. Догмат о непричастности Богоматери к первородному греху, о непорочном зачатии. Догмат провозглашен в 1854 г. папой Пием IX без созыва Собора. Догмат учит: в силу будущих

V. Отступления в сфере совершения Таинств.
1. Таинство Миропомазания. В РКЦ это Таинство совершается только епископом над членом РКЦ, достигшем отроческого возраста. Сейчас католики разрешают униатам совершать Таинство через священ

VI. Особые церковные установления.
1. Учреждение неизвестного Церкви сана кардинала. Это вызвало смешение степеней священства. Слово "cardinalos" значит главный, ведущий. Так называли священников главных (кафедрал

Католическое учение о власти Папы над Церковью
  Папа является главой Римско-католической Церкви, патриар­хом Запада и примасом Италии. Ему принадлежит первенство юрисдикции, право законодательства (primatus jurisdictionis), пра­в

Евангельские свидетельства о святом апостоле Петре
  По римско-католическому учению, апостол Петр, и только он один из апостолов, получил от Иисуса Христа ту чрезвычайную, единоличную власть над Церковью, которой, по праву преемства,

Отношение апостола Петра к другим апостолам
  Если внимательно прочесть Новозаветные тексты, касающиеся деятельности святого апостола Петра, то можно видеть, что ему принадлежало особое место в лике апостолов. В перечне апостол

Роль Римского епископа и Римской кафедры в Древней Церкви
В апостольское время первенствующее положение во Вселенской Церкви принадлежало Иерусалимский кафедре — первым епископом ее был Иаков Праведный, брат Господень. Отец церковной истории Евсевий Кесар

События 1054 года
Несмотря на то, что традиционно 1054 год считают годом великого церковного раскола между Востоком и Западом, среди современных исследователей бытует иная точка зрения. Раскол стал реальностью гораз

Проблема датировки церковного раскола между Востоком и Западом
Среди исследователей существуют разные подходы к датировке раскола. Можно выделить три основных подхода. 1) Традиционный. Относит начало схизмы к 1054 году, то есть к моменту издани

I Ватиканский Собор
Инициатива созыва этого собора принадлежала папе Пию IX (1846-1878). Подготовка к Собору велась четыре года (1865-1869). Открылся Собор 8 декабря 1869 года. Количество иерархов, принявших участие в

Критика учения о папской безошибочности
Безосновательность учения о папской непогрешимости можно подтвердить рядом исторических примеров. 1. Папа Либерий I (IV век) был сторонником св. Афанасия Александрийского в его борьбе с ар

История появления и развития на Западе учения о Filioque
  Православное учение об исхождении Святого Духа от Отца было сформулировано отцами Второго Вселенского Собора в следующем виде: "Και εις &

Священное Писание об исхождении Святого Духа
  Евангельское учение о Третьем Лице Святой Троицы не отличается такой же полнотой и определенностью как ветхозаветное учение о Боге-Отце и новозаветное учение о Боге-Сыне. Почти все,

Критика учения о Filioque Константинопольским Патриархом Фотием
Первым из восточных отцов последовательную развернутую критику латинской вставки в Символ веры предложил еще в IX веке Константинопольский Патриарх Фотий. На его аргументах, приведенных в Окружном

Богословы XIX-XX веков о Filioque
Одними из первых, кто стал специально изучать проблему Filioque в указанный период, были русские богословы. В конце XIX века богословская оценка учения о Filioque приобрела особую актуальность в св

Точка зрения Жана-Мишеля Гаррига и Олевье Клемана
Среди попыток римо-католических богословов найти приемлемую для Востока интерпретацию Filioque, одна из наиболее значимых принадлежит священнику Жан-Мишель Гарригу (Jean-Michel Garrigues). Во второ

Католические разъяснения 1995 года
29 июня 1995 года в день святых апостолов Петра и Павла (по новому стилю) Константинопольский патриарх Варфоломей присутствовал на традиционном экуменическом богослужении в римском соборе Святого П

Католическая сотериология
Осмысление сотериологии любой инославной конфессии является необходимой составляющей изучения её вероучения, и важнейшей предпосылкой осмысления ее практической жизни. В православном богословии, на

Учение о первородном грехе
Хотя во многих православных учебниках богословия мы встречаем словосочетание «первородный грех», следует помнить, что этот термин пришел к нам с Запада. Впервые это словосочетание употребил блаженн

Интерпретация жертвы Христовой
Такое специфическое понимание последствий грехопадения привело католическое богословие и к специфической интерпретации жертвы Христовой. По учению Ансельма, чтобы примириться с Богом после

Усвоение спасения
Всякому человеку, уверовавшему во Христа и принявшему Святое Крещение, прощается как первородный грех, так и все его личные грехи. Однако в силу немощи человеческого естества мы продолжаем грешить.

Индульгенции
Для тех людей, которые принесли покаяние перед священником и получили разрешение, возможно получение полного или частичного освобождения от временного наказания за совершенные грехи. Такое освобожд

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии
8 декабря 1854 года папа Пий IX издал буллу «Ineffabilis Deus», которой был провозглашен догмат о Непорочном зачатии Девы Марии. Хотя булла была обнародована без предварительного Соборного обсужден

Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо
1 ноября 1950 года папа Пий XII в апостольской конституции «Munificentissimus Deus» провозгласил еще один мариальный дог­мат — о взятии (лат. — assumptio) Девы Марии на Небо с телом и душой. Дослов

Особенности католического учения о Таинствах
Католическая Церковь учит, что Таинства — это священные и действенные знаки, установленные Иисусом Христом, чтобы сообщать людям спасительную благодать. Участвуя в таинствах, человек получает от Бо

Таинство Крещения
Материей таинства Крещения является естественная вода, а формой — произнесение крещальной формулы: «Я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». Традиционно на Западе Крещение совершалось через

Таинство Миропомазания
Миропомазание в Католической Церкви еще именуется конфирмацией (от лат. confirmo — подтверждать, укреплять). Материей этого таинства является святое миро — особым образом приготовленное вещество. В

Таинство Брака
Главной отличительной чертой католического учения о таинстве Брака является так называемая консенсуалистская теория (от лат. consensus — согласие). Смысл ее в том, что действующей причиной т

Таинство Священства
Католическая Церковь, также как и Православная, признает три степени священства: епископ, пресвитер, диакон. Все эти степени могут быть дарованы лишь через совершение рукоположения. В католической

Таинство Покаяния
Сегодня Католическая Церковь сохраняет учение о трехчастной структуре Таинства Покаяния. Материей этого Таинства являются действия верующего, состоящие из трех частей: сокрушения, словесного испове

Таинство Елеопомазания
Материей этого таинства в Католической Церкви является освященный елей (растительное масло), а формой — молитва, произносимая при помазании. Совершителем Таинства может быть епископ или священник.

Таинство Евхаристии в Католической Церкви
Богословское учение.Прежде всего следует отметить, что в латинской богословской традиции Евхаристией называют: 1) Таинство, установленное Иисусом Христом во время Тайной Веч

Современное положение Римско-Католической Церкви
Статистические данные. Все население земного шара по состоянию на 2004 год составляло 6 388 500 000 человек. Из них христиан около 2 млрд., мусульман – 1 млрд.180 млн., индуистов –

Вальденсы
  Родоначальником вальденсов считается богатый купец из Лиона Вальдес (Вальд, Вальдо), который жил во второй половине XII века. Он стремился глубоко изучить Священное Писание и потому

Жизнь и особенности богословия Джона Виклефа
  Джон Виклефродился в Англии около 1330 года. Он закончил университет в Оксфорде, в 1361 году принял священный сан. Но и после этого большую часть своего времени Виклеф проводил не н

Жизнь и особенности богословия Яна Гуса
Биография. Ян Гус родился в Чехии около 1369 года. Он закончил Пражский университет, который в то время являлся одним из лучших университетов Европы. В 1393 году Гус получил здесь

Гуситское движение. Богемские братья
  Чашники и табориты. Казнь Гуса вызвала в Чехии бурю негодования. Чешский сейм направил в Констанцу свой протест, в котором говорилось, что Гус был высоконравственны

Причины Реформации
  Прежде чем перейти к разговору о религиозной революции XVI века, следует поставить вопрос о причинах Реформации. Первый принципиальный вопрос — почему радикальные идеи рефо

Жизнь и реформаторская деятельность Мартина Лютера
  Мартин Лютер родился в Саксонии 10 ноября 1483 года. С 1501 по 1505 год он обучался в Эрфуртском университете. Получил степень магистра искусств, дававшую право на преподавание. Из

Аугсбургский религиозный мир. Попытки диалога между лютеранами и Православной Церковью
  После смерти Лютера среди его последователей лютеран начались ожесточенные идейные споры, длившиеся три десятилетия и получившие название «тридцатилетней войны в лютеранстве». Лишь

Символические книги лютеран
Лютеранское вероучение в наиболее полном виде представлено в символических книгах. Полный сборник этих книг был издан в день 50-летней годовщины Аугсбургского Вероисповедания — 25 июня 1580 года. Э

Учение о Священном Писании
Высший авторитет в вопросах вероучения с точки зрения лютеран принадлежит Священному Писанию, что выражено в принципе «sola Scriptura» (только Писание). Писанию подчинен авторитет всех последующих

Учение об оправдании
Это учение занимает центральное место в богословии Лютера. Оно является определенной «визитной карточкой» лютеранства. С точки зрения Лютера человек спасается одной лишь верой в Иисуса Христа. Бог

Вера и добрые дела
Центральным моментом лютеранского учения об оправдании является утверждение о спасении одной лишь верой. Для лютеран истинная вера — это не просто признание историчности всего, что написано в Еванг

Учение о Церкви
В сочинениях Лютера нет стройного законченного учения о Церкви. Все же одной из центральных мыслей Лютера было утверждение о том, что Римская Церковь — это Церковь Христова, которая оказалась в пле

Сакраментология
Таинства в лютеранском понимании суть «знаки благодати (signa gratiae)». В каждом Таинстве лютеране выделяют две составляющие: внешний знак и Слово Божье (Apologia 24, 69-70). То есть Таинствами яв

Лютеранский подход к богослужению
Основополагающий принцип лютеран в отношении богослужения четко сформулирован в «Аугсбургском исповедании». Здесь в статье 7 («О Церкви»), в частности, говорится: «Для истинного единства Церкви дос

Пост в лютеранстве
В лютеранских церквах сохранены два общецерковных поста: Рождественский (в соответствие с западной традицией он именуется Адвентским), который длится в течении трех-четырех недель перед праздником

Лютеранство в современном мире (краткий обзор)
В XIX-XX вв. вследствие миграции лютеран из европейских стран, а также благодаря активной миссионерской деятельности лютеранство распространилось в США, Бразилии, Танзании, Эфиопии, Индии, Индонези

Лютеране в России и в Украине
Лютеране в России.Первые лютеранские общины появились в России уже в XVI веке, когда здесь образовались поселения иностранцев (торговцев, ремесленников, военных, состоявших на русс

Ульрих Цвингли (1484-1531)
  Родился 1 января 1484 (менее чем через два месяца после рождения Лютера) в Вильдхаусе, графство Тоггенбург (ныне в кантоне Санкт-Галлен, Швейцария). Первоначальное образование получ

Учение Кальвина о евхаристии
Позиция Кальвина в вопросе о евхаристии находится посередине между Лютером и Цвингли. Иногда его даже обвиняют в осознанной попытке примирить эти две доктрины. Но все же нельзя не заметить, что уче

Учение Кальвина о предопределении
Отцом доктрины предопределения в западном богословии по праву считается блаженный Августин (354-430). Он высказал ее в ходе борьбы с пелагианской ересью. Августин пришел к мысли, что человек своими

Арминианский спор
Можно сказать, что эта полемика стала самым важным событием в истории реформатства после смерти Кальвина. Как издание «Формулы согласия» окончательно оформило классическое лютеранство, так и каноны

Дортский (Дордрехтский) синод (1618-19)
После бесчисленных споров 13 ноября 1618 года Генеральными Штатами был созван Национальный Синод в Дордрехте, который работал до 9 мая 1619 года. На нём присутствовали восемьдесят четыре делегата и

История Реформации в Англии
Реформация в Англии опиралась на национальную традицию критики Римско-Католической Церкви, изложенной в трудах теоретиков соборного движения, теологических трактатах и проповедях Джона Уиклифа и ло

Англиканское вероучение
Доктрина Англиканской Церкви представляет собой уникальное сочетание положений, присущих как католическому, так и протестантскому (лютеранскому и кальвинистскому) вероучениям. Церкви Англиканского

Административное и иерархическое устройство Церкви Англии
Внастоящее время Англиканская Церковь насчитывает около 26 миллионов членов. Главой ее является правящий монарх, который назначает по согласованию с премьер-министром архиепископов (2 чел.), еписко

Англиканское содружество
Англиканским содружеством(англ. Anglican Communion) называется объединение церквей, исповедующих доктрину англиканства, придерживающихся практики богослужения, опреде

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги