рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Таинство Евхаристии в Католической Церкви

Таинство Евхаристии в Католической Церкви - Семинар, раздел Религия, Лекции для III курса раздел 1. Введение в сравнительное богословие Богословское Учение.Прежде Всего Следует Отметить, Что В Лат...

Богословское учение.Прежде всего следует отметить, что в латинской богословской традиции Евхаристией называют: 1) Таинство, установленное Иисусом Христом во время Тайной Вечери, 2) богослужение, во время которого совершается это Таинство, и 3) сами Святые Дары. Евхаристическое богослужение в Католической Церкви именуется мессой. Также по отношению к нему может употребляться и принятый в Православной Церкви термин Божественная литургия.

Учение о Евхаристии развивалось на Латинском Западе особым путем. В IX-XI веках в Западной Церкви имел место спор о Евхаристии. В частности, Беренгарий Турский († 1088) отверг учение о реальном присутствии Христа в Святых Дарах, утверждая, что хлеб и вино являются лишь символами Тела и Крови Христовых. Именно Беренгарий ввел в богословие Евхаристии понятие «субстанция», утверждая, что субстанция хлеба и вина сохраняется в Святых Дарах. Против учения Беренгария выступил кардинал Гумберт (участник событий 1054 года в Константинополе). В результате взгляды Беренгария были осуждены несколькими Соборами Западной Церкви XI века. Римский Собор 1079 года принял Исповедание веры, утверждавшее реальное присутствие в Евхаристии Тела и Крови Христовых. Сам Беренгарий, присутствовавший на этом Соборе, отказался от своих взглядов и признал, что «хлеб и вино … через Тайну святой молитвы и слова нашего Искупителя субстанционально изменяются, превращаясь в истинное Тело, собственное и животворящее, и в Кровь Господа нашего Иисуса Христа… Он присутствует там не только фигуративно и в силу Таинства, но в Своей Собственной природе и истинной субстанции» (ХВ 726).

В 1215 году IV Латеранский Собор принял учение о пресуществлении (транссубстанциации, лат. — transsubstantiatio). Окончательно средневековая западная доктрина о Евхаристии была сформулирована Фомой Аквинским. Используя аристотелевские термины, он учил, что во время совершения мессы субстанция хлеба и вина пресуществляется в субстанцию Тела и Крови Христовых при сохранении акциденций (то есть внешних признаков) свойственных хлебу и вину. Также Фома сформулировал учение о конкоминации (лат. concominatia — сопровождение), согласно которому присутствие Тела Христова сопровождается присутствием Крови и Души, а присутствие Крови — присутствием Тела и Души. Согласно ипостасному единству двух природ во Христе, присутствие Тела и Крови Христа сопровождается присутствием Его Божества. Таким образом, в каждой даже самой мельчайшей частице Святых Даров присутствует весь Христос Своими Телом, Кровью, Душой и Божеством (Summa theologiae, III, 76, 1-3).

Учение о конкоминации послужило богословской основой для утверждения в Западной Церкви обычая причащать мирян лишь под одним видом (под видом хлеба). Следует отметить, что в древности на Западе, как и на Востоке мирян причащали под двумя видами. При этом Тело Христово не погружалось в чашу, а преподавалось мирянам в руки, а Святую Кровь они испивали из чаши. В течение XI-XII веков постепенно распространяется обычай причащения мирян под одним видом. Отнятие чаши у мирян первоначально диктовалось небогословскими соображениями (когда причащалось много верующих, то Святая Кровь могла проливаться из чаши). Поэтому некоторое время мирянам преподавали облатку, омоченную в чашу. Однако, поскольку и при этом Святая Кровь могла капать на землю, такой обычай был запрещен. С начала XIII века утверждается практика причащения мирян только под видом хлеба. При этом облатка не дается в руки мирянам, а влагается прямо в уста.

С начала XV века начинаются активные протесты против этого обычая, ставшие затем одним из традиционных программных требований всех западных реформаторов. В связи с этим Констанцкий Собор (1414-1417) принял специальный Декрет о причащении под видом одного хлеба. Здесь признавалось, что хотя в древности Причастие преподавалось мирянам под двумя видами, однако впоследствии «во избежание опасностей и соблазнов» Церковь решила установить иной обычай: под двумя видами это Таинство преподается только тем, кто его освящает, а мирянам — под одним видом, «поскольку следует твердо верить, … что Тело и Кровь Христовы в своей целостности истинно присутствуют как под видом хлеба, так и под видом вина» (ХВ 728).

В XVI веке в полемике с протестантами Тридентский Собор еще раз подтвердил католическое учение о пресуществлении и о причащении мирян под одним видом, осудив заблуждения Лютера, Кальвина и других реформаторов. Собор издал несколько документов, посвященных Таинству Евхаристии.

Кроме того, поскольку протестанты отвергали учение о Евхаристии как о Жертве, в 1562 году Тридентский Собор принял Декрет о Жертве Святой Мессы. Здесь говорилось, что Жертва, принесенная Христом на Кресте, возобновляется во время совершения мессы. Как гласил Декрет, во время мессы «Тот же Христос, Который однажды явился (Евр 9, 27) кровавым образом на алтаре Креста, содержится и приносится в Жертву бескровным образом… Это одна и та же Жертва, … только образ принесения другой». Евхаристическая Жертва может приноситься как за живых, так и «ради тех, кто умер во Христе и еще не полностью очищен» (ХВ 768).

После Тридентского Собора существенных уточнений в догматическое учение Католической Церкви о Евхаристии не вносилось.

Отношение Православной Церкви к учению о пресуществлении. Термин «пресуществление» (греч. — μετουσίωσις) в православном богословии (по отношению к Евхаристии) первым употребил Константинопольский Патриарх Геннадий Схоларий († 1472/73) — первый Патриарх, занявший Константинопольский престол после падения Византийской империи. Впоследствии этот термин получил широкое распространение в сочинениях православных богословов. В частности, он присутствует в «Исповедании веры» митрополита Киевского Петра Могилы (1640), которое было в исправленном виде принято на Соборе в Яссах в 1643 году. Константинопольский Собор 1691 года признал термин «пресуществление» вполне приемлемым в Православной Церкви и полностью тождественным термину «преложение». Собор также наложил анафемы на тех, кто отрицают слово «пресуществление» или возводят на него хулу. С этого времени термин «пресуществление» становится общепринятым в православном богословии. Он присутствует и в «Пространном Катехизисе» святителя Филарета Московского.

Однако, начиная с XIX века, некоторые православные богословы критикуют термин «пресуществление», утверждая, что он не соответствует святоотеческому восточному преданию. Одним из первых с критикой латинского учения о Евхаристии выступил философ-славянофил Алексей Степанович Хомяков. В ХХ веке учение о пресуществлении критиковали протоиерей Сергий Булгаков, архимандрит Киприан (Керн), протопресвитер Александр Шмеман, протопресвитер Иоанн Мейендорф, профессор Ленинградской Духовной Академии Николай Дмитриевич Успенский. В настоящее время принципиальными противниками учения о пресуществлении являются профессора Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов и Михаил Степанович Иванов. С критикой этого учения выступил в ряде своих статей и преподаватель Калужской Духовной Семинарии Алексей Алексеевич Зайцев.

Устные и печатные выступления А. И. Осипова и А. А. Зайцева вызвали в последние годы бурную богословскую дискуссию в Русской Православной Церкви. В феврале 2006 года в Московской Духовной Академии состоялся семинар, посвященный богословскому осмыслению Таинства Евхаристии. В ходе семинара выяснилось отсутствие единого мнения среди профессоров, доцентов и преподавателей. В частности профессор протоиерей Максим Козлов и доцент протоиерей Валентин Асмус защищали термин пресуществление и настаивали на том, что в учении о Евхаристии между Католической и Православной Церквами нет существенных расхождений. Профессор же Осипов и его сторонники отстаивали противоположную точку зрения. По их мнению, латинское учение о Евхаристии не соответствует святоотеческому преданию. В 2007 году этот вопрос стал предметом обсуждения Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви, большинство членов которой поддержали точку зрения протоиереев Максима Козлова и Валентина Асмуса. Таким образом, в настоящее время в Русской Церкви имеется две точки зрения на католическое учение о Евхаристии. Первая считает это учение вполне приемлемым, вторая — отвергает его.

Некоторые практические аспекты совершения Евхаристии в Католической Церкви. Материей Таинства Евхаристии в латинском обряде являются пресный пшеничный хлеб и виноградное вино, смешанное с небольшим количеством воды (ХВ 731; ККП 924, 926). Обычай совершения мессы на опресноках впервые фиксируется на Западе в начале IX века, а к XI веку он становится повсеместным. С XI века начинается постоянная полемика между Востоком и Западом об опресноках. Тем не менее и сегодня обычай совершения мессы на пресном хлебе остается в латинском обряде общераспространенным.

Формой Таинства являются установительные слова Христа Спсителя («Примите, ядите, сие есть тело Мое» и «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих проливаемая во оставление грехов», Мф 26, 26-28). Это учение было ясно сформулировано в документах Ферраро-Флорентийского Собора, а затем подтверждено Тридентским Собором. В Римский миссал 1570 года были включены специальные пояснительные статьи, также содержавшие это учение. В первой половине XVII века латинское учение о времени пресуществления было заимствовано украинскими богословами. В частности оно вошло в Требник митрополита Петра Могилы. Во второй половине XVII века это учение распространилось и в Московской Руси. Лишь в 1690 году Московский Патриарх Иоаким созвал в Москве Собор, который анафематствовал «хлебопоклонную ересь» и осудил книги, содержавшие латинское учение о времени пресуществления Святых Даров (в том числе и Требник Петра Могилы). А в 1693 году в текст архиерейской присяги было внесено обязательное исповедание веры в то, что Святые Дары пресуществляются наитием Святаго Духа через молитву архиерея или священника: «Сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего» и т.д. Это учение Православная Церковь содержит и сегодня. Поклонение Святым Дарам на православной литургии совершается после эпиклезы (призывания Святаго Духа). В латинском же обряде поклонение совершается после произнесения священником установительных слов Христа Спасителя.

Сегодня католическим священникам настоятельно рекомендуется ежедневное совершение Евхаристии (ККП 904). При этом без уважительной причины не дозволяется совершать мессу без участия в ней хотя бы одного верного (ККП 906). С разрешения правящего епископа (ординария) священник в случае наличия пастырской необходимости может совершать Евхаристию дважды в день или даже трижды (ККП 905). Мирянам также разрешается причащаться дважды в день (ККП 917). Кроме того разрешается причащать два раза в день тех, чья жизнь находится под угрозой (ККП 921).

После Второго Ватиканского Собора разрешено совершение мессы не только по-латыни, но и на других языках. Главное, чтобы перевод мессы на тот или иной язык был утвержден соответствующей церковной властью (ККП 928).

Тому, кто намеревается причаститься, следует «хотя бы в течение часа перед священным Причастием воздерживаться от какой бы то ни было пищи и питья за исключением лишь воды и лекарств». Однако в том случае, если священник совершает мессу два или три раза в день, он может принимать пищу перед вторым и третьим служением, даже если между ними не прошло одного часа. Необходимость соблюдения евхаристического поста также отменяется для лиц пожилого возраста и страдающих какой-либо болезнью (ККП 919).

До причастия может быть допущен всякий крещенный, достигший «способности ко здравому суждению». Дети допускаются ко причащению только тогда, когда они в меру своих способностей «постигли тайну Христа» и могут «с верою и благоговением вкусить Тела Христова». В случае смертной опасности детям разрешается преподать Евхаристию, если они «способны отличить Тело Христово от обычного хлеба и могут с благоговением принять Причастие» (ККП 913). Дети, не достигшие способности ко здравому суждению, до Причастия не допускаются.

Тому, кто сознаёт за собою тяжкий грех, без предварительной исповеди не разрешается ни совершать Мессу, ни причащаться. В случае же, если священник, осознает за собой тяжкий грех, но не имеет возможности поисповедоваться перед совершением мессы, он может совершить службу, но затем он должен приступить к исповеди при первой же возможности (ККП 916).

Всякий верный католик по достижении сознательного возраста должен причащаться не реже одного раза в год. Если к тому нет препятствий, это предписание должно исполняться в Пасхальное время (ККП 920).

Современный Кодекс канонического права позволяет преподавать верным причастие как под видом хлеба, так и под обоими видами, а в случае необходимости — также и только под видом вина (ККП 925). Все же общераспространенным в латинском обряде остается причастие под одним видом (под видом хлеба).

Особенностью Католической Церкви является также наличие внебогослужебных форм почитания Святых Даров. Как на Востоке, так и на Западе еще в раннехристианскую эпоху сформировался обычай хранения Святых Даров для причащения больных и для преподания последнего напутствия умирающим. На Западе к XIII веку сложилась также традиция хранения Святых Даров для особого поклонения. В латинском обряде был введен праздник Тела Христова (позднее — Тела и Крови Христа). В XIV-XV вв. получили широкое распространение процессии со Святыми Дарами, выставление Святых Даров для поклонения в храме даже в те дни, когда месса не совершалась. В ХХ веке оформилась традиция строительства специальных часовен постоянного поклонения Святым Дарам.

После II Ватиканского Собора произошло определенное смещение акцентов в католическом религиозном сознании с внебогослужебного поклонения Святым Дарам к полноценному сознательному участию в литургии. Хотя почитание Евхаристии вне мессы сохраняется, все же Католическая Церковь указывает ныне своим верным, что центральное место следует отдавать участию в самой мессе.

С 80-х годов XIX века в Католической Церкви регулярно проводятся Евхаристические конгрессы, ставшие еще одной формой Евхаристического культа. Программа таких конгрессов обязательно включает в себя торжественное совершение Евхаристии, поклонение Святым Дарам, лекции, семинары и дискуссии. В современной практике Евхаристические конгрессы проводятся один раз в четыре-пять лет. Кроме общецерковных конгрессов, организуются также и национальные Евхаристические конгрессы.

С точки зрения Православной Церкви нет догматических возражений против поклонения Святым Дарам вне литургии. Как Православная, так и Католическая Церкви учат, что освященные Святые Дары остаются таковыми и после завершения богослужения. Однако Евхаристического культа подобного католическому на Востоке никогда не существовало. Восточная традиция не знает использования Святых Даров в каких-либо иных целях, кроме Причащения.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции для III курса раздел 1. Введение в сравнительное богословие

По сравнительному богословию.. для iii курса.. киевской духовной семинарии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Таинство Евхаристии в Католической Церкви

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предуведомление
Нижеследующий текст представляет собой примерный конспект лекций по Сравнительному богословию, прочитанных мной в 2009/2010 учебном году для студентов третьего курса Киевской Духовной Семинарии. Те

Сравнительное богословие как дисциплина
Сравнительное, или обличительное, богословие изучает исти­ны православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими и церковно-практическими отклонениями, которые содержат ино

Три чиноприема инославных
  Православная Церковь не оставляет без поддержки всех инославных христиан, изъявивших желание вернуться в ее лоно, Вместе с тем она учитывает разную степень отдаленности каждой из ко

I. Отступления в экклезиологии и триадологии.
  1. Учение о главенстве (примате) Римского епископа над Церковью. Это учение начало формироваться в эпоху Вселенских соборов, а официальной доктриной стало уже в X-XI вв. В современн

IV. В области мариологии
  1. Догмат о непричастности Богоматери к первородному греху, о непорочном зачатии. Догмат провозглашен в 1854 г. папой Пием IX без созыва Собора. Догмат учит: в силу будущих

V. Отступления в сфере совершения Таинств.
1. Таинство Миропомазания. В РКЦ это Таинство совершается только епископом над членом РКЦ, достигшем отроческого возраста. Сейчас католики разрешают униатам совершать Таинство через священ

VI. Особые церковные установления.
1. Учреждение неизвестного Церкви сана кардинала. Это вызвало смешение степеней священства. Слово "cardinalos" значит главный, ведущий. Так называли священников главных (кафедрал

Католическое учение о власти Папы над Церковью
  Папа является главой Римско-католической Церкви, патриар­хом Запада и примасом Италии. Ему принадлежит первенство юрисдикции, право законодательства (primatus jurisdictionis), пра­в

Евангельские свидетельства о святом апостоле Петре
  По римско-католическому учению, апостол Петр, и только он один из апостолов, получил от Иисуса Христа ту чрезвычайную, единоличную власть над Церковью, которой, по праву преемства,

Отношение апостола Петра к другим апостолам
  Если внимательно прочесть Новозаветные тексты, касающиеся деятельности святого апостола Петра, то можно видеть, что ему принадлежало особое место в лике апостолов. В перечне апостол

Роль Римского епископа и Римской кафедры в Древней Церкви
В апостольское время первенствующее положение во Вселенской Церкви принадлежало Иерусалимский кафедре — первым епископом ее был Иаков Праведный, брат Господень. Отец церковной истории Евсевий Кесар

События 1054 года
Несмотря на то, что традиционно 1054 год считают годом великого церковного раскола между Востоком и Западом, среди современных исследователей бытует иная точка зрения. Раскол стал реальностью гораз

Проблема датировки церковного раскола между Востоком и Западом
Среди исследователей существуют разные подходы к датировке раскола. Можно выделить три основных подхода. 1) Традиционный. Относит начало схизмы к 1054 году, то есть к моменту издани

I Ватиканский Собор
Инициатива созыва этого собора принадлежала папе Пию IX (1846-1878). Подготовка к Собору велась четыре года (1865-1869). Открылся Собор 8 декабря 1869 года. Количество иерархов, принявших участие в

Критика учения о папской безошибочности
Безосновательность учения о папской непогрешимости можно подтвердить рядом исторических примеров. 1. Папа Либерий I (IV век) был сторонником св. Афанасия Александрийского в его борьбе с ар

История появления и развития на Западе учения о Filioque
  Православное учение об исхождении Святого Духа от Отца было сформулировано отцами Второго Вселенского Собора в следующем виде: "Και εις &

Священное Писание об исхождении Святого Духа
  Евангельское учение о Третьем Лице Святой Троицы не отличается такой же полнотой и определенностью как ветхозаветное учение о Боге-Отце и новозаветное учение о Боге-Сыне. Почти все,

Критика учения о Filioque Константинопольским Патриархом Фотием
Первым из восточных отцов последовательную развернутую критику латинской вставки в Символ веры предложил еще в IX веке Константинопольский Патриарх Фотий. На его аргументах, приведенных в Окружном

Богословы XIX-XX веков о Filioque
Одними из первых, кто стал специально изучать проблему Filioque в указанный период, были русские богословы. В конце XIX века богословская оценка учения о Filioque приобрела особую актуальность в св

Точка зрения Жана-Мишеля Гаррига и Олевье Клемана
Среди попыток римо-католических богословов найти приемлемую для Востока интерпретацию Filioque, одна из наиболее значимых принадлежит священнику Жан-Мишель Гарригу (Jean-Michel Garrigues). Во второ

Католические разъяснения 1995 года
29 июня 1995 года в день святых апостолов Петра и Павла (по новому стилю) Константинопольский патриарх Варфоломей присутствовал на традиционном экуменическом богослужении в римском соборе Святого П

Католическая сотериология
Осмысление сотериологии любой инославной конфессии является необходимой составляющей изучения её вероучения, и важнейшей предпосылкой осмысления ее практической жизни. В православном богословии, на

Учение о первородном грехе
Хотя во многих православных учебниках богословия мы встречаем словосочетание «первородный грех», следует помнить, что этот термин пришел к нам с Запада. Впервые это словосочетание употребил блаженн

Интерпретация жертвы Христовой
Такое специфическое понимание последствий грехопадения привело католическое богословие и к специфической интерпретации жертвы Христовой. По учению Ансельма, чтобы примириться с Богом после

Усвоение спасения
Всякому человеку, уверовавшему во Христа и принявшему Святое Крещение, прощается как первородный грех, так и все его личные грехи. Однако в силу немощи человеческого естества мы продолжаем грешить.

Индульгенции
Для тех людей, которые принесли покаяние перед священником и получили разрешение, возможно получение полного или частичного освобождения от временного наказания за совершенные грехи. Такое освобожд

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии
8 декабря 1854 года папа Пий IX издал буллу «Ineffabilis Deus», которой был провозглашен догмат о Непорочном зачатии Девы Марии. Хотя булла была обнародована без предварительного Соборного обсужден

Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо
1 ноября 1950 года папа Пий XII в апостольской конституции «Munificentissimus Deus» провозгласил еще один мариальный дог­мат — о взятии (лат. — assumptio) Девы Марии на Небо с телом и душой. Дослов

Особенности католического учения о Таинствах
Католическая Церковь учит, что Таинства — это священные и действенные знаки, установленные Иисусом Христом, чтобы сообщать людям спасительную благодать. Участвуя в таинствах, человек получает от Бо

Таинство Крещения
Материей таинства Крещения является естественная вода, а формой — произнесение крещальной формулы: «Я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». Традиционно на Западе Крещение совершалось через

Таинство Миропомазания
Миропомазание в Католической Церкви еще именуется конфирмацией (от лат. confirmo — подтверждать, укреплять). Материей этого таинства является святое миро — особым образом приготовленное вещество. В

Таинство Брака
Главной отличительной чертой католического учения о таинстве Брака является так называемая консенсуалистская теория (от лат. consensus — согласие). Смысл ее в том, что действующей причиной т

Таинство Священства
Католическая Церковь, также как и Православная, признает три степени священства: епископ, пресвитер, диакон. Все эти степени могут быть дарованы лишь через совершение рукоположения. В католической

Таинство Покаяния
Сегодня Католическая Церковь сохраняет учение о трехчастной структуре Таинства Покаяния. Материей этого Таинства являются действия верующего, состоящие из трех частей: сокрушения, словесного испове

Таинство Елеопомазания
Материей этого таинства в Католической Церкви является освященный елей (растительное масло), а формой — молитва, произносимая при помазании. Совершителем Таинства может быть епископ или священник.

Современное положение Римско-Католической Церкви
Статистические данные. Все население земного шара по состоянию на 2004 год составляло 6 388 500 000 человек. Из них христиан около 2 млрд., мусульман – 1 млрд.180 млн., индуистов –

Вальденсы
  Родоначальником вальденсов считается богатый купец из Лиона Вальдес (Вальд, Вальдо), который жил во второй половине XII века. Он стремился глубоко изучить Священное Писание и потому

Жизнь и особенности богословия Джона Виклефа
  Джон Виклефродился в Англии около 1330 года. Он закончил университет в Оксфорде, в 1361 году принял священный сан. Но и после этого большую часть своего времени Виклеф проводил не н

Жизнь и особенности богословия Яна Гуса
Биография. Ян Гус родился в Чехии около 1369 года. Он закончил Пражский университет, который в то время являлся одним из лучших университетов Европы. В 1393 году Гус получил здесь

Гуситское движение. Богемские братья
  Чашники и табориты. Казнь Гуса вызвала в Чехии бурю негодования. Чешский сейм направил в Констанцу свой протест, в котором говорилось, что Гус был высоконравственны

Причины Реформации
  Прежде чем перейти к разговору о религиозной революции XVI века, следует поставить вопрос о причинах Реформации. Первый принципиальный вопрос — почему радикальные идеи рефо

Жизнь и реформаторская деятельность Мартина Лютера
  Мартин Лютер родился в Саксонии 10 ноября 1483 года. С 1501 по 1505 год он обучался в Эрфуртском университете. Получил степень магистра искусств, дававшую право на преподавание. Из

Аугсбургский религиозный мир. Попытки диалога между лютеранами и Православной Церковью
  После смерти Лютера среди его последователей лютеран начались ожесточенные идейные споры, длившиеся три десятилетия и получившие название «тридцатилетней войны в лютеранстве». Лишь

Символические книги лютеран
Лютеранское вероучение в наиболее полном виде представлено в символических книгах. Полный сборник этих книг был издан в день 50-летней годовщины Аугсбургского Вероисповедания — 25 июня 1580 года. Э

Учение о Священном Писании
Высший авторитет в вопросах вероучения с точки зрения лютеран принадлежит Священному Писанию, что выражено в принципе «sola Scriptura» (только Писание). Писанию подчинен авторитет всех последующих

Учение об оправдании
Это учение занимает центральное место в богословии Лютера. Оно является определенной «визитной карточкой» лютеранства. С точки зрения Лютера человек спасается одной лишь верой в Иисуса Христа. Бог

Вера и добрые дела
Центральным моментом лютеранского учения об оправдании является утверждение о спасении одной лишь верой. Для лютеран истинная вера — это не просто признание историчности всего, что написано в Еванг

Учение о Церкви
В сочинениях Лютера нет стройного законченного учения о Церкви. Все же одной из центральных мыслей Лютера было утверждение о том, что Римская Церковь — это Церковь Христова, которая оказалась в пле

Сакраментология
Таинства в лютеранском понимании суть «знаки благодати (signa gratiae)». В каждом Таинстве лютеране выделяют две составляющие: внешний знак и Слово Божье (Apologia 24, 69-70). То есть Таинствами яв

Лютеранский подход к богослужению
Основополагающий принцип лютеран в отношении богослужения четко сформулирован в «Аугсбургском исповедании». Здесь в статье 7 («О Церкви»), в частности, говорится: «Для истинного единства Церкви дос

Пост в лютеранстве
В лютеранских церквах сохранены два общецерковных поста: Рождественский (в соответствие с западной традицией он именуется Адвентским), который длится в течении трех-четырех недель перед праздником

Лютеранство в современном мире (краткий обзор)
В XIX-XX вв. вследствие миграции лютеран из европейских стран, а также благодаря активной миссионерской деятельности лютеранство распространилось в США, Бразилии, Танзании, Эфиопии, Индии, Индонези

Лютеране в России и в Украине
Лютеране в России.Первые лютеранские общины появились в России уже в XVI веке, когда здесь образовались поселения иностранцев (торговцев, ремесленников, военных, состоявших на русс

Ульрих Цвингли (1484-1531)
  Родился 1 января 1484 (менее чем через два месяца после рождения Лютера) в Вильдхаусе, графство Тоггенбург (ныне в кантоне Санкт-Галлен, Швейцария). Первоначальное образование получ

Жан Кальвин (1509-1564)
Вторым швейцарским реформатором был Жан Кальвин, младший современник Цвингли и Лютера. Его деятельность связана с другим швейцарским кантоном — с Женевой. Кальвин был не первым, кто попытался осуще

Учение Кальвина о евхаристии
Позиция Кальвина в вопросе о евхаристии находится посередине между Лютером и Цвингли. Иногда его даже обвиняют в осознанной попытке примирить эти две доктрины. Но все же нельзя не заметить, что уче

Учение Кальвина о предопределении
Отцом доктрины предопределения в западном богословии по праву считается блаженный Августин (354-430). Он высказал ее в ходе борьбы с пелагианской ересью. Августин пришел к мысли, что человек своими

Арминианский спор
Можно сказать, что эта полемика стала самым важным событием в истории реформатства после смерти Кальвина. Как издание «Формулы согласия» окончательно оформило классическое лютеранство, так и каноны

Дортский (Дордрехтский) синод (1618-19)
После бесчисленных споров 13 ноября 1618 года Генеральными Штатами был созван Национальный Синод в Дордрехте, который работал до 9 мая 1619 года. На нём присутствовали восемьдесят четыре делегата и

История Реформации в Англии
Реформация в Англии опиралась на национальную традицию критики Римско-Католической Церкви, изложенной в трудах теоретиков соборного движения, теологических трактатах и проповедях Джона Уиклифа и ло

Англиканское вероучение
Доктрина Англиканской Церкви представляет собой уникальное сочетание положений, присущих как католическому, так и протестантскому (лютеранскому и кальвинистскому) вероучениям. Церкви Англиканского

Административное и иерархическое устройство Церкви Англии
Внастоящее время Англиканская Церковь насчитывает около 26 миллионов членов. Главой ее является правящий монарх, который назначает по согласованию с премьер-министром архиепископов (2 чел.), еписко

Англиканское содружество
Англиканским содружеством(англ. Anglican Communion) называется объединение церквей, исповедующих доктрину англиканства, придерживающихся практики богослужения, опреде

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги