рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

I Ватиканский Собор

I Ватиканский Собор - Семинар, раздел Религия, Лекции Для III курса Раздел 1. Введение в сравнительное богословие. 6 Инициатива Созыва Этого Собора Принадлежала Папе Пию Ix (1846-1878). Подготов...

Инициатива созыва этого собора принадлежала папе Пию IX (1846-1878). Подготовка к Собору велась четыре года (1865-1869). Открылся Собор 8 декабря 1869 года. Количество иерархов, принявших участие в его работе, колебалось от 750 до 800 человек. Император Александр II запретил католическим епископам России отправиться на Собор.

Главным деянием Собора должно было стать принятие конституции о папском примате и непогрешимости. Обсуждение этого документа началось в январе 1870 года. Епископы Германии, Австро-Венгрии и часть епископов Франции (всего около 150 человек) выступали против нового догмата. Изначально поддерживали новый догмат не менее 450 участников собора. Поэтому оппозицию в католической литературе принято именовать меньшинством.

 

[В лагере оппозиции были известные церковные историки (немецкий историк епископ Роттенбургский Карл Йозеф фон Гефеле, автор и основоположник курса церковной истории XIX века, «Истории Вселенских соборов», и епископ Майнцский Вильгельм Эммануэль фон Кеттелер). Из других авторитетных оппонентов можно назвать архиепископа Болонского Гвиди. Их несогласие принятия этого догмата основывалось на внутреннем убеждении, а не на тактических соображениях.]

 

Наиболее известным оппонентом этого догмата был епископ Боснийский Йозеф Штроссмайер (Тогда территория Боснийской кафедры входила в состав Австро-Венгерской империи). На соборе Штроссмайер произнес 5 речей против догмата о папской непогрешимости (текст одной из речей будто-бы произнесенных Штроссмайером был опубликован в прессе. Католики сразу объявили этот текст подложным. Штроссмайер, зная регламент собора, запрещавший под страхом отлучения разглашать содержание соборных дискуссий, молчал по поводу этого текста. Поэтому до конца неизвестно, принадлежит ему этот текст или нет).

Окончательное голосование по догматической конституции Pastor Aeternus состоялось 18 июля 1870 года. Противники документа к этому времени покинули собор. В результате в голосовании приняли участие 535 делегатов, из которых 533 проголосовали за.

2.3.2. Содержание догматической конституции «Pastоr aeternus»

Она состоит из преамбулы и 4-х глав. Каждая глава заканчивается каноном, осуждающим те или иные неправильные, с точки зрения Римской Церкви, представления о папстве.

I глава. Излагает Римо-католическое учение о юрисдикции апостола Петра. Оно излагается в краткой констатационной форме. Главное положение: «Мы учим и провозглашаем, следуя свидетельствам Евангелия, что первенство юрисдикции (primatus iurisdictionis) над всей Церковью Божией было обещано и передано прямо и непосредственно блаженному Апостолу Петру Христом, Господом нашим». Приводятся ссылки на Священное писание, традиционное для католического богословия (в частности, Мф 16, 16; Ин 21, 15). Однако эти места подробно не анализируются. Завершается глава каноном: «Если же кто-то утверждает, что блаженный Апостол Петр не был поставлен Иисусом Христом, Господом нашим, главой (principem) над всеми Апостолами и видимым главой (visibile caput) всей воинствующей Церкви или что Апостол получил непосредственно и прямо от Иисуса Христа, Господа нашего, лишь первенство чести (honoris), а не первенство истинной и собственной юрисдикции, да будет отлучен от сообщества верных».

II глава. Здесь идет речь о приемниках Петра – римских епископах. Также без специальной аргументации констатируется вера Римской Церкви в то, что епископ Рима есть преемник апостола Петра, унаследовавший первенство юрисдикции над всей Церковью. Канон: «Если, следовательно, кто-либо говорит, что блаженный Петр имеет преемников своего первенства над Католической Церковью не по установлению Христа или Божию праву или что папа Римский не является преемником блаженного Петра в этом первенстве, да будет отлучен от сообщества верных».

III глава. Здесь говорится, что «Пастыри всех чинов и всех обрядов и верные, каждый в отдельности и все вместе, должны находиться в иерархическом подчинении и истинном послушании в вопросах, касающихся не только веры и нравственности, но и порядка и управления Церковью, распространенной по всему миру». Также утверждается, что «Божественное право Апостольского первенства ставит папу Римского надо всей Церковью». Коль в Церкви нет авторитета выше папы, то никто не может пересматривать его решения и никто не может судить папу. «Поэтому уклоняются с пути истинной веры те, кто утверждает, что позволено апеллировать к Вселенскому Собору по поводу решений папы Римского, как если бы этот Собор был авторитетом более высоким, чем папа». Канон: «Поэтому, если кто-либо говорит, что папа Римский имеет лишь обязанность контроля или указания (inspectionis vel directionis), а не полную и верховную юрисдикцию (iurisdictionis) надо всей Церковью не только в том, что касается веры и нравственности, но и в том, что касается порядка и управления Церковью, распространенной по всему миру, или что он обладает лишь одной важной частью этой власти, а не всей ее полнотой, или что его власть не является ни обычной, ни непосредственной надо всеми Церквами и каждой в отдельности, как надо всеми и каждым в отдельности пастырями и верными, да будет отлучен от сообщества верных».

IV глава. Здесь изложено учение о непогрешимости. Утверждается, что преемникам Петра обещан особый дар святого Духа, помогающий им сохранять в чистоте «залог веры» (depositum fidei), врученный Церкви. В подтверждение приводятся слова Спасителя из евангелия от Луки: Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих (Лк 22, 32).

Учение о непогрешимом папском учительстве сформулировано следующим образом: «Папа Римский, когда он говорит ex cathedra, то есть когда, исполняя свои обязанности учителя и пастыря всех христиан, определяет, в силу своей верховной апостольской власти, что некое учение по вопросам веры и нравственности должно быть принято Церковью, пользуется, с Божественной помощью, обещанной ему в лице блаженного Петра, той безошибочностью (infallibilitas), которой Божественный Искупитель благоволил наделить Свою Церковь, когда она определяет учение по вопросам веры и нравственности. Следовательно, эти определения папы Римского непреложны сами по себе (ex sese), а не из-за согласия Церкви.

<Канон>: Если кто-либо, не дай Бог, поимеет дерзость противоречить нашему определению, да будет отлучен от сообщества верных».

Из четвертой главы конституции видно, что необходимо наличие 3-х условий для того, чтобы папское выступление можно было признать носящим характер «ex cathedra»:

1. Папа выступает в роли пастыря и учителя всех христиан, т.е. не в частном порядке.

2. Папа определяет учение о вере и нравственности (т.е. его высказывания по общественно-политической проблематике, социальной и др. тематике сюда не относятся).

3. Когда папа преподносит свое учение как обязательное для «Всей Церкви».

После 1870 года есть только один случай, в котором несомненно папы проявили свою «харизму». Это случай, когда в 1950 году Пий XII провозгласил догмат о телесном вознесении Девы Марии. Здесь Папа проявил свою веро- и нравоучительную непогрешимость.

В качестве реакции на I Ватиканский собор в Римско-Католической Церкви возник раскол — так называемое старокатоличество. 10 профессоров церковной истории в Германии отделились от Католической Церкви и увлекли за собой десятки тысяч верующих. Иерархию они получили в так называемой Утрехтской Церкви Голландии, возникшей в XVII веке. Первоначально старокатолики получили поддержку со стороны германского государства и всесильного канцлера Бисмарка. Им предавалось имущество, в их пользу решались споры религиозного характера.

Таким образом, римо-католики пытаются еще больше укре­пить фундамент всей догматики католичества — учение о папской власти, о видимом главе Церкви, "заместителе и наместнике Христа", подчас заслоняющем невидимого Главу — Христа. Ре­шением I Ватиканского Собора утверждается, что познание Ис­тины дается папе самостоятельно, лично, вне связи с Церковью. С точки зрения католиков, когда папа провозглашает что-либо ex cathedra, Церковь не может ни судить, ни проверять, ни подтверждать, она должна лишь повиноваться и верить.

Из вышесказанного следует, что папа не только возглавитель иерархии, главный организатор и руководитель жизни церковной, не только "глава Церкви", фигура, знаменующая собой единство Церкви, он — носитель полноты власти, никому неподсудный, никому не обязанный отчетом самодержец. Единоличная власть папы в Римско-католической Церкви превосходит власть соборную.

В отличие от этой догмы католицизма, не имеющей корней в древних вероучительных текстах, в Православной Церкви слова, действия и поступки любого епископа могут быть предметом рассмотрения и канонически законный епископский суд может вынести приговор любому из них. Из-под действия этого принципа, само собой разумеется, не изъят в Православной Церкви и пер­вый из ее епископов — Константинопольский патриарх.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Для III курса Раздел 1. Введение в сравнительное богословие. 6

По Сравнительному богословию... Для III курса... Киевской Духовной Семинарии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: I Ватиканский Собор

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предуведомление
Нижеследующий текст представляет собой примерный конспект лекций по Сравнительному богословию, прочитанных мной в 2009/2010 учебном году для студентов третьего курса Киевской Духовной Семинарии. Те

Сравнительное богословие как дисциплина
Сравнительное, или обличительное, богословие изучает исти­ны православной веры в сопоставлении с теми догматическими, каноническими и церковно-практическими отклонениями, которые содержат ино

Три чиноприема инославных
  Православная Церковь не оставляет без поддержки всех инославных христиан, изъявивших желание вернуться в ее лоно, Вместе с тем она учитывает разную степень отдаленности каждой из ко

I. Отступления в экклезиологии и триадологии.
  1. Учение о главенстве (примате) Римского епископа над Церковью. Это учение начало формироваться в эпоху Вселенских соборов, а официальной доктриной стало уже в X-XI вв. В современн

IV. В области мариологии
  1. Догмат о непричастности Богоматери к первородному греху, о непорочном зачатии. Догмат провозглашен в 1854 г. папой Пием IX без созыва Собора. Догмат учит: в силу будущих

V. Отступления в сфере совершения Таинств.
1. Таинство Миропомазания. В РКЦ это Таинство совершается только епископом над членом РКЦ, достигшем отроческого возраста. Сейчас католики разрешают униатам совершать Таинство через священ

VI. Особые церковные установления.
1. Учреждение неизвестного Церкви сана кардинала. Это вызвало смешение степеней священства. Слово "cardinalos" значит главный, ведущий. Так называли священников главных (кафедрал

Католическое учение о власти Папы над Церковью
  Папа является главой Римско-католической Церкви, патриар­хом Запада и примасом Италии. Ему принадлежит первенство юрисдикции, право законодательства (primatus jurisdictionis), пра­в

Евангельские свидетельства о святом апостоле Петре
  По римско-католическому учению, апостол Петр, и только он один из апостолов, получил от Иисуса Христа ту чрезвычайную, единоличную власть над Церковью, которой, по праву преемства,

Отношение апостола Петра к другим апостолам
  Если внимательно прочесть Новозаветные тексты, касающиеся деятельности святого апостола Петра, то можно видеть, что ему принадлежало особое место в лике апостолов. В перечне апостол

Роль Римского епископа и Римской кафедры в Древней Церкви
В апостольское время первенствующее положение во Вселенской Церкви принадлежало Иерусалимский кафедре — первым епископом ее был Иаков Праведный, брат Господень. Отец церковной истории Евсевий Кесар

События 1054 года
Несмотря на то, что традиционно 1054 год считают годом великого церковного раскола между Востоком и Западом, среди современных исследователей бытует иная точка зрения. Раскол стал реальностью гораз

Проблема датировки церковного раскола между Востоком и Западом
Среди исследователей существуют разные подходы к датировке раскола. Можно выделить три основных подхода. 1) Традиционный. Относит начало схизмы к 1054 году, то есть к моменту издани

Критика учения о папской безошибочности
Безосновательность учения о папской непогрешимости можно подтвердить рядом исторических примеров. 1. Папа Либерий I (IV век) был сторонником св. Афанасия Александрийского в его борьбе с ар

История появления и развития на Западе учения о Filioque
  Православное учение об исхождении Святого Духа от Отца было сформулировано отцами Второго Вселенского Собора в следующем виде: "Και εις &

Священное Писание об исхождении Святого Духа
  Евангельское учение о Третьем Лице Святой Троицы не отличается такой же полнотой и определенностью как ветхозаветное учение о Боге-Отце и новозаветное учение о Боге-Сыне. Почти все,

Критика учения о Filioque Константинопольским Патриархом Фотием
Первым из восточных отцов последовательную развернутую критику латинской вставки в Символ веры предложил еще в IX веке Константинопольский Патриарх Фотий. На его аргументах, приведенных в Окружном

Богословы XIX-XX веков о Filioque
Одними из первых, кто стал специально изучать проблему Filioque в указанный период, были русские богословы. В конце XIX века богословская оценка учения о Filioque приобрела особую актуальность в св

Точка зрения Жана-Мишеля Гаррига и Олевье Клемана
Среди попыток римо-католических богословов найти приемлемую для Востока интерпретацию Filioque, одна из наиболее значимых принадлежит священнику Жан-Мишель Гарригу (Jean-Michel Garrigues). Во второ

Католические разъяснения 1995 года
29 июня 1995 года в день святых апостолов Петра и Павла (по новому стилю) Константинопольский патриарх Варфоломей присутствовал на традиционном экуменическом богослужении в римском соборе Святого П

Католическая сотериология
Осмысление сотериологии любой инославной конфессии является необходимой составляющей изучения её вероучения, и важнейшей предпосылкой осмысления ее практической жизни. В православном богословии, на

Учение о первородном грехе
Хотя во многих православных учебниках богословия мы встречаем словосочетание «первородный грех», следует помнить, что этот термин пришел к нам с Запада. Впервые это словосочетание употребил блаженн

Интерпретация жертвы Христовой
Такое специфическое понимание последствий грехопадения привело католическое богословие и к специфической интерпретации жертвы Христовой. По учению Ансельма, чтобы примириться с Богом после

Усвоение спасения
Всякому человеку, уверовавшему во Христа и принявшему Святое Крещение, прощается как первородный грех, так и все его личные грехи. Однако в силу немощи человеческого естества мы продолжаем грешить.

Индульгенции
Для тех людей, которые принесли покаяние перед священником и получили разрешение, возможно получение полного или частичного освобождения от временного наказания за совершенные грехи. Такое освобожд

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии
8 декабря 1854 года папа Пий IX издал буллу «Ineffabilis Deus», которой был провозглашен догмат о Непорочном зачатии Девы Марии. Хотя булла была обнародована без предварительного Соборного обсужден

Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо
1 ноября 1950 года папа Пий XII в апостольской конституции «Munificentissimus Deus» провозгласил еще один мариальный дог­мат — о взятии (лат. — assumptio) Девы Марии на Небо с телом и душой. Дослов

Особенности католического учения о Таинствах
Католическая Церковь учит, что Таинства — это священные и действенные знаки, установленные Иисусом Христом, чтобы сообщать людям спасительную благодать. Участвуя в таинствах, человек получает от Бо

Таинство Крещения
Материей таинства Крещения является естественная вода, а формой — произнесение крещальной формулы: «Я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа». Традиционно на Западе Крещение совершалось через

Таинство Миропомазания
Миропомазание в Католической Церкви еще именуется конфирмацией (от лат. confirmo — подтверждать, укреплять). Материей этого таинства является святое миро — особым образом приготовленное вещество. В

Таинство Брака
Главной отличительной чертой католического учения о таинстве Брака является так называемая консенсуалистская теория (от лат. consensus — согласие). Смысл ее в том, что действующей причиной т

Таинство Священства
Католическая Церковь, также как и Православная, признает три степени священства: епископ, пресвитер, диакон. Все эти степени могут быть дарованы лишь через совершение рукоположения. В католической

Таинство Покаяния
Сегодня Католическая Церковь сохраняет учение о трехчастной структуре Таинства Покаяния. Материей этого Таинства являются действия верующего, состоящие из трех частей: сокрушения, словесного испове

Таинство Елеопомазания
Материей этого таинства в Католической Церкви является освященный елей (растительное масло), а формой — молитва, произносимая при помазании. Совершителем Таинства может быть епископ или священник.

Таинство Евхаристии в Католической Церкви
Богословское учение.Прежде всего следует отметить, что в латинской богословской традиции Евхаристией называют: 1) Таинство, установленное Иисусом Христом во время Тайной Веч

Современное положение Римско-Католической Церкви
Статистические данные. Все население земного шара по состоянию на 2004 год составляло 6 388 500 000 человек. Из них христиан около 2 млрд., мусульман – 1 млрд.180 млн., индуистов –

Вальденсы
  Родоначальником вальденсов считается богатый купец из Лиона Вальдес (Вальд, Вальдо), который жил во второй половине XII века. Он стремился глубоко изучить Священное Писание и потому

Жизнь и особенности богословия Джона Виклефа
  Джон Виклефродился в Англии около 1330 года. Он закончил университет в Оксфорде, в 1361 году принял священный сан. Но и после этого большую часть своего времени Виклеф проводил не н

Жизнь и особенности богословия Яна Гуса
Биография. Ян Гус родился в Чехии около 1369 года. Он закончил Пражский университет, который в то время являлся одним из лучших университетов Европы. В 1393 году Гус получил здесь

Гуситское движение. Богемские братья
  Чашники и табориты. Казнь Гуса вызвала в Чехии бурю негодования. Чешский сейм направил в Констанцу свой протест, в котором говорилось, что Гус был высоконравственны

Причины Реформации
  Прежде чем перейти к разговору о религиозной революции XVI века, следует поставить вопрос о причинах Реформации. Первый принципиальный вопрос — почему радикальные идеи рефо

Жизнь и реформаторская деятельность Мартина Лютера
  Мартин Лютер родился в Саксонии 10 ноября 1483 года. С 1501 по 1505 год он обучался в Эрфуртском университете. Получил степень магистра искусств, дававшую право на преподавание. Из

Аугсбургский религиозный мир. Попытки диалога между лютеранами и Православной Церковью
  После смерти Лютера среди его последователей лютеран начались ожесточенные идейные споры, длившиеся три десятилетия и получившие название «тридцатилетней войны в лютеранстве». Лишь

Символические книги лютеран
Лютеранское вероучение в наиболее полном виде представлено в символических книгах. Полный сборник этих книг был издан в день 50-летней годовщины Аугсбургского Вероисповедания — 25 июня 1580 года. Э

Учение о Священном Писании
Высший авторитет в вопросах вероучения с точки зрения лютеран принадлежит Священному Писанию, что выражено в принципе «sola Scriptura» (только Писание). Писанию подчинен авторитет всех последующих

Учение об оправдании
Это учение занимает центральное место в богословии Лютера. Оно является определенной «визитной карточкой» лютеранства. С точки зрения Лютера человек спасается одной лишь верой в Иисуса Христа. Бог

Вера и добрые дела
Центральным моментом лютеранского учения об оправдании является утверждение о спасении одной лишь верой. Для лютеран истинная вера — это не просто признание историчности всего, что написано в Еванг

Учение о Церкви
В сочинениях Лютера нет стройного законченного учения о Церкви. Все же одной из центральных мыслей Лютера было утверждение о том, что Римская Церковь — это Церковь Христова, которая оказалась в пле

Сакраментология
Таинства в лютеранском понимании суть «знаки благодати (signa gratiae)». В каждом Таинстве лютеране выделяют две составляющие: внешний знак и Слово Божье (Apologia 24, 69-70). То есть Таинствами яв

Лютеранский подход к богослужению
Основополагающий принцип лютеран в отношении богослужения четко сформулирован в «Аугсбургском исповедании». Здесь в статье 7 («О Церкви»), в частности, говорится: «Для истинного единства Церкви дос

Пост в лютеранстве
В лютеранских церквах сохранены два общецерковных поста: Рождественский (в соответствие с западной традицией он именуется Адвентским), который длится в течении трех-четырех недель перед праздником

Лютеранство в современном мире (краткий обзор)
В XIX-XX вв. вследствие миграции лютеран из европейских стран, а также благодаря активной миссионерской деятельности лютеранство распространилось в США, Бразилии, Танзании, Эфиопии, Индии, Индонези

Лютеране в России и в Украине
Лютеране в России.Первые лютеранские общины появились в России уже в XVI веке, когда здесь образовались поселения иностранцев (торговцев, ремесленников, военных, состоявших на русс

Ульрих Цвингли (1484-1531)
  Родился 1 января 1484 (менее чем через два месяца после рождения Лютера) в Вильдхаусе, графство Тоггенбург (ныне в кантоне Санкт-Галлен, Швейцария). Первоначальное образование получ

Жан Кальвин (1509-1564)
Вторым швейцарским реформатором был Жан Кальвин, младший современник Цвингли и Лютера. Его деятельность связана с другим швейцарским кантоном — с Женевой. Кальвин был не первым, кто попытался осуще

Учение Кальвина о евхаристии
Позиция Кальвина в вопросе о евхаристии находится посередине между Лютером и Цвингли. Иногда его даже обвиняют в осознанной попытке примирить эти две доктрины. Но все же нельзя не заметить, что уче

Учение Кальвина о предопределении
Отцом доктрины предопределения в западном богословии по праву считается блаженный Августин (354-430). Он высказал ее в ходе борьбы с пелагианской ересью. Августин пришел к мысли, что человек своими

Арминианский спор
Можно сказать, что эта полемика стала самым важным событием в истории реформатства после смерти Кальвина. Как издание «Формулы согласия» окончательно оформило классическое лютеранство, так и каноны

Дортский (Дордрехтский) синод (1618-19)
После бесчисленных споров 13 ноября 1618 года Генеральными Штатами был созван Национальный Синод в Дордрехте, который работал до 9 мая 1619 года. На нём присутствовали восемьдесят четыре делегата и

История Реформации в Англии
Реформация в Англии опиралась на национальную традицию критики Римско-Католической Церкви, изложенной в трудах теоретиков соборного движения, теологических трактатах и проповедях Джона Уиклифа и ло

Англиканское вероучение
Доктрина Англиканской Церкви представляет собой уникальное сочетание положений, присущих как католическому, так и протестантскому (лютеранскому и кальвинистскому) вероучениям. Церкви Англиканского

Административное и иерархическое устройство Церкви Англии
Внастоящее время Англиканская Церковь насчитывает около 26 миллионов членов. Главой ее является правящий монарх, который назначает по согласованию с премьер-министром архиепископов (2 чел.), еписко

Англиканское содружество
Англиканским содружеством(англ. Anglican Communion) называется объединение церквей, исповедующих доктрину англиканства, придерживающихся практики богослужения, опреде

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги