Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). - раздел Социология, Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук Основные Сочинения: «Феноменология Духа», «Наука Логики», «Лекции По Истор...
Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Лекции по истории философии» и др.
Гегель полагал, что в основе мира лежит не единичное, а целое. И мир не является собранием единичного, атомов или душ, подобное собрание единичного – иллюзия. В мире нет ничего реального, кроме целого. Но это у Гегеля отличалось от бытия у Парменида и Спинозы тем, что оно не было простой субстанцией, а было в свою очередь сложной системой (организмом). Пространство и время (как и единичные предметы) не являются реальными, это лишь стороны целого.
Известная формула Гегеля гласит: «Все действительное разумно, все разумное действительно».Однако под действительным понимается не то, что у эмпирика. Напротив, по Гегелю, факты обманчивы и то, что кажется эмпирику разумным и очевидным, не является таковым. Только после того, как явления (действительное) будут рассмотрены в качестве сторон целого, они могут оцениваться как разумные.
Что такое целое, по Гегелю? Философ называет его абсолютом. Абсолют духовен (вспомним, что, например, у Спинозы абсолют имеет свойства материи – протяженности и мышления; у Гегеля же эти свойства абсолюта отрицаются).
Философское учение Гегеля – объективный идеализм, сам он его называл абсолютным идеализмом.
Мышление – это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего сущего. Мышление отчуждает свое бытие в виде материи, природы, которое есть «инобытие» этого объективно существующего мышления, которое Гегель именует абсолютной идеей.
Система Гегеля включает 3 части: логику, философию природы и философию духа. Логика, по Гегелю, - наука о чистом мышлении, абстрактной идее, природа – внешняя реальность идеи, дух – возвращение идеи к самой себе.
Философский метод Гегеля. Он называет свой метод диалектическим.Диалектика (понятие впервые четко сформулировано Гегелем) – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.
Это признание взаимосвязи, движения, развития явлений; противоречия как источника движения, развития; превращение количественных изменений в качественные; признание зависимости метода от самого исследуемого предмета; рассмотрение истины как процесса; признание преемственности в развитии. Однако эта диалектика была разработана на идеалистической основе.
Диалектика составляет то рациональное зерно в философии Гегеля, которое послужило исходным пунктом разработки философии марксизма.
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872)
Основные сочинения: «Основы философии будущего», «Сущность христианства» и др.
Л.Фейербах был первым философом, подвергшим развернутой критике систему Гегеля. Свою философскую систему он называет «новой философией» и «философией будущего». Он доказывает необходимость обновления философии, придания ей антропологического характера. Единственно существующими реальностями являются природа и человек; человек является частью природы; единством материального и духовного. Человек должен стать главным интересом философии, а сама философия – учением о человеке, или антропологией.
Материалистически решая основной вопрос философии, мыслитель убежден в познаваемости мира, противник агностицизма. Границы познания постоянно расширяются, человеческий разум в своем развитии, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса способен открывать глубочайшие тайны природы. Он последовательный сторонник сенсуализма, основу познания составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Органы чувств человека в этом смысле Фейербах называет органами философии. Тех органов чувств, которые имеет человек, вполне достаточно для адекватного познания вещей, полагал философ.
Бога как самостоятельной реальности нет, он есть порождение сознания человека.
Религия – глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью. Корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности. Мысль о Боге – сверхсильном, разумном существе – утешает человека, притупляет его страх и аффекты.
Бог в действительности не является творцом, он – творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творение) – человек.
Полнокровная реализация человеком своего «Я» возможна только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) – человек может жить только в обществе. Основой связи между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия. Необходимо отбросить традиционную религию и заменить ее религией любви, которая должна на место любви к богу поставить любовь людей друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека, на место веры в Бога – веру человека в самого себя. Человек добьется на земле того, что религия обещает на небе. Смыслом жизни человека, причиной общественного развития должно стать стремление к счастью.
На сайте allrefs.net читайте: Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук. Содержание умкд...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Лекция 3. Особенности античной философской традиции
Цель и задачи лекции: познакомить студентов с особенностями становления и развития античной философии как классической формы философской системы, с основными этапам
Лекция 5. Философия в культуре Ренессанса и Реформации
Цель и задачи лекции:познакомить студентов с характерными особенностями эпохи Возрождения (Ренессанса), основными социально – экономическими, политическими и культурными факторами
Бытие есть единство субъективной и объективной реальности.
Чтобы разобраться в сложном устройстве того реального мира в котором живет человек вводится важное понятие – «действительность», или «реальность», и будем рассматривать эти два термина как синонимы
Механизмы проявления сознания.
Сознание – продукт развития человека и общества, более узко – продукт высокоорганизованной материи: общественно развитого человека и его мозга. Является высшей формой отражения, вы
Учение З. Фрейда о фазах и ступенях развития сознания.
Зигмунд Фрейд (186 – 1939) – австрийский психиатр и психолог, был убежденным сторонником детерминизма, т.е. учения о всеобщей причинной обусловленности всего и вся, в том числе и п
Первая и вторая психологическая системы Фрейда
Согласно первой психологической системе (190-1920) в основе бессознательного лежит «либидо» - сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое в
Методы эмпирического исследования.
· наблюдение –первичный и элементарный познавательный процесс, который состоит в целенаправленном, организованном, систематическом восприятии предметов и явлений внешнего мира. Мож
Лекция 14. Проблемы философской антропологии
Цель и задачи лекции:раскрыть основные аспекты философской антропологии – сущность и антропологическая структура человека, антропогенез, философские решения проблемы жизни и смерти
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОГЕНЕЗА
Разновидность
Основная идея концепции
Представители
Теологическая концепция
(креационизм)
Бог сотворяет
ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Эволюционного типа
Революционного типа
Культурно-исторических типов
§ Теория Г. Спенсера
§ Теория Э. Дюркгейма
§ Теория Ф. Тенис
Духовная сфера общества
Основные элементы духовной жизни общества:
ü Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о челове
Требования к написанию и оформлению рефератов
1. Реферат – это краткое изложение основных положений книги, учения или научной проблемы в письменном виде.
2. Тема реферата должна быть взята студентом из силлабуса
3. При написа
V Составление кроссворда
1.Составление кроссворда – одна из форм самостоятельной работы студентов, вызывающая интерес к изучаемому предмету и помогающая более прочному усвоению категориально-понятийного аппарата основных т
Вступление
Философия сродни искусству: она помогает человеку найти ответ на вопрос: как жить? Как жить человеку, чтобы остаться человеком, сохранить человеческое достоинство в поисках выбора пути между добром
Основной этап занятия
Рассмотреть и оценить, что есть «добро» и «зло» в понимании величайших «учителей человечества».
Курс делится на 5 групп, каждая из которых получает текст, отражающий представления философо
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какова особенность философского знания? Как Вы определите науку философию?
2. Каков предмет философии, его специфика?
3. Является ли религия философией и наоборот?
4.
На 2013-2014 учебный год
1. Зарождение философии: где
2. Веды – это:
3. 4 составные части Вед: самхиты, брахманы, араньяки, упанишады.
4. Самая главная и ранняя из самхит (сборников) Вед - Ригвед
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов