Реферат Курсовая Конспект
На 2013-2014 учебный год - раздел Социология, Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук 1. Зарождение Философии: Где 2. Веды – Это: 3. 4 Составные ...
|
1. Зарождение философии: где
2. Веды – это:
3. 4 составные части Вед: самхиты, брахманы, араньяки, упанишады.
4. Самая главная и ранняя из самхит (сборников) Вед - Ригведа
5. Проблема начала бытия в древнеиндийской философии: брахман и атман
6. Брахман как начало бытия обозначает:
7. Атман как начало бытия обозначает:
8. Сущность ортодоксальных учений в древнеиндийской философии
9. Сущность неортодоксальных учений в древнеиндийской философии
10. Астика в философии Древней Индии.
11. Какие учения относятся к Астике?
12. Настика в философии Древней Индии
13. Какие учения относятся к Астике?
14. Понятие сансары в древнеиндийской философии
15. Понятие кармы в древнеиндийской философии
16. Локаята – основное материалистическое учение Древней Индии: основные идеи: о 4-х первоэлементах; гедонизм в трактовке смысла жизни
17. Философия джайнизма. «Три драгоценности» джайнизма – правильная вера, правильное познание, правильное поведение.
18. Философия буддизма. «Типитака». 4 благородные истины буддизма. Суть человеческой жизни по буддизму - страдание. «Средний путь» - главная идея буддизма.
19. Конечная цель человеческих усилий, освобождение по буддийскому учению.
20. Два направления в буддизме – хинаяна и махаяна
21. В чем состоит отличие буддизма от других мировых религий?
22. Философия конфуцианства - управление на традициях, ритуале и добродетели. «Лунь юй» («Беседы и суждения»).
23. Основные понятия конфуцианства: жэнь, «шу», «ли», «чжунюн», «сяо».
24. «Благородный муж» – социальный идеал Конфуция
25. Какие древнекитайские учения считаются оппонентами конфуцианства?
26. Главная идея даосизма. Основоположник – Лао цзы
27. Что означают понятия «дао», «у-вэй» в даосизме?
28. Суть моизма и принципа «всеобщей любви и взаимной выгоды».
29. Легизм – философия сильной государственной власти. Основной принцип данного учения?
30. Характерные черты античной философии: космоцентризм, онтологизм, стихийная диалектика.
31. Представление о сущности человека характерное для античной философии.
32. Милетская школа – первая материалистическая философская школа античной Греции. Основные представители. Фалес – основоположник Милетской школы.
33. Основная философская проблематика Милетской школы – вопрос о первоосновах всего сущего. «Архэ» у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.
34. Учение Гераклита о всеобщем изменении и противоречивости всего сущего. Принцип «пантареи» («все течет»).
35. Проблема первоначала по Гераклиту.
36. Философия Пифагора – автора термина «философия». Первый принцип и первооснова мира по Пифагору. «Все есть число»
37. Элейская школа – родоначальники рационализма: Ксенофан, Парменид, Зенон.
38. Понятие бытия как главная проблема философии Парменида. «Бытие есть, а небытия нет».
39. Антропоморфизм Ксенофана – представителя элейской школы. «Каков человек – таков его Бог».
40. Апории Зенона.
41. Древнегреческий атомизм – вершина античного материализма, ее представители.
42. «Архэ» у Анаксагора
43. «Архэ» у Эмпедокла
44. Первые платные учителя философии, риторики, эристики в античной Греции, повернувшие философию от изучения физиса и космоса к проблеме человека?
45. Агностицизм софистов. «У каждого человека своя истина, своя правда».
46. Философия Протагора – видного представителя старших софистов. «Человек – есть мера всех вещей».
47. Этический рационализм Сократа (единство мудрости и нравственности) – «Добродетель есть знание». «Познай самого себя», «Если хочешь делать добрые поступки, нужно знать, что такое добро вообще».
48. Философский девиз Сократа – «Знаю, что ничего не знаю».
49. Философский метод Сократа – «майевтика». В чем состоит его суть?
50. Назовите малые сократические школы, продолжившие дело своего учителя Сократа
51. Философия Платона – создателя системы объективного идеализма. Учение об идеях – «мир идей» - подлинное бытие и «мир чувственных вещей» - кажущееся бытие.
52. 3 части души по Платону: какие и в зависимости от чего происходит данное разделение
53. Учение Платона об идеальном государстве, главная цель которого достижение благой жизни. Социальная структура идеального государства по Платону. Правители – философы.
54. Название философской школы Платона?
55. Философия Аристотеля – первого учителя человечества, энциклопедиста, систематизатора философских и научных знаний в античной Греции, основателя формальной логики (силлогистики), считавший, что «Логика есть орудие научного познания».
56. Название философской школы Аристотеля.
57. Человек по определению Аристотеля. «Человек – политическое животное».
58. Философия асоциальной свободы (вне общества) киников
59. Философские идеи Диогена – представителя кинизма. «Ищу человека».
60. Философские идеи эпикуреизма: атомизм, этика, гедонизм. Название философской школы Эпикура - «Сад».
61. Философия стоицизма. Идеал человека в понимании стоиков.
62. Воздержание от суждений («эпохе») о чем-либо - основная идея философии скептицизма.
63. Основные принципы (основания) философии христианского средневековья: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, их суть.
64. Статус философии в западноевропейской философии средневековья - «Философия – служанка теологии, богословия».
65. Бытийное отношение бога и человека в средневековой западноевропейской философии (бог – человек). Рассмотрение человека в средневековой философии (человек есть образ и подобие Бога).
66. Проблема соотношения веры и разума по Тертуллиану – «Верую, ибо нелепо».
67. Два основных этапа (формы) христианской философии – патристика и схоластика
68. Как называется учение христианских «отцов церкви»?
69. Термин «схоластика» означает:
70. Учение Аврелия Августина – христианского теолога, развивающего идею христианского платонизма. Основные идеи трактата «О граде Божьем».
71. Основные проблемы средневековой схоластической философии
72. Между какими направлениями происходит полемика об универсалиях (природе общих понятий) в схоластической средневековой философии?
73. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики, создателя томизма. «Сумма теологии», «Сумма против язычников». 5 доказательств существования Бога.
74. Монотеистическая религиозность как основа арабоязычной философии средневековья.
75. Монотеистическая религиозность – основа арабо-мусульманской философии. Мировоззренческая направленность арабо-мусульманской философии – теоцентризм, пантеизм.
76. Аль-Кинди – первый философ арабов и восточного аристотелизма.
77. Основные течения арабо-мусульманской философии – калам, фальсафа, суфизм.
78. Калам – мусульманская теология
79. Идеи школы мутакалимов в обсуждении догматов Корана
80. Идеи школы мутазилитов в обсуждении догматов Корана
81. Аль-Кинди, аль-Фараби, ибн-Сина, ибн-Рушд – представители восточного перипатетизма (аристотелизма). Энциклопедическая образованность как черта представителей восточного перипатетизма.
82. Философия аль-Фараби – «Второго Учителя». Идеал общественного устройства в этико-социальном трактате «О взглядах жителей добродетельного города». Какой город в философии аль-Фараби является идеалом общественного устройства? Правители добродетельного города по аль-Фараби.
83. Фальсафа (принцип рационализма) – основа философии восточного перипатетизма.
84. Ибн Рушд (Аверроэс) - автор теории о «двойственной истине».
85. Суфизм – это: (определение). Аскетический образ как практическая реализация этических норм в суфизме.
86. Аль-Газали – представитель суфизма в арабо-мусульманской философии средневековья. Критика восточного аристотелизма и аристотелевских воззрений в целом в трактате «Опровержение философов».
87. Характерные черты мировоззрения и философии эпохи Возрождения: эстетизм, антропоцентризм, гуманизм, поиск индивидуальности.
88. Понимание человека, характерное для философии Ренессанса («человек – творец, художник»)
89. Человек как основная проблема философии гуманистов Ренессанса. Сущность гуманизма Ренессанса – величие и могущество человека
90. Основные представители итальянского гуманизма.
91. Ф. Петрарка – первый гуманист, отец «гуманизма».
92. Идеи Эпикура в воззрениях итальянского гуманиста Лоренцо Валлы. «О наслаждении как истинном благе».
93. Натурфилософия эпохи Возрождения, ее представители.
94. Что такое пантеизм в трактовке натурфилософии Возрождения?
95. Новая картина бытия - идеи гелиоцентризма Н. Коперника.
96. Социально-политическая философия Н. Макиавелли. Цель оправдывает средства – основной тезис учения Н. Макиавелли.
97. Социально-утопическая философия Т. Мора. «Утопия».
98. Идеи утопизма в философии Т. Кампанеллы. «Город Солнца».
99. Основатель немецкого реформационного движения – Мартин Лютер, его основные идеи
100. Наукоцентризм как основная черта философии Нового времени.
101. Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма Нового времени. «Знание – сила».
102. Новая теория индукции в основании новой науки по Ф. Бэкону.
103. Что такое «идолы» по Ф. Бэкону?
104. Какие «идолы» - врожденные, какие приобретенные?
105. Р. Декарт – основоположник методологии рационализма в философии Нового времени». «Мыслю, следовательно, существую».
106. Суть «картезианского сомнения».
107. Метод познания по Р. Декарту – рационалистическая дедукция, его суть.
108. Кто в философии Нового времени развил идею о дуализме субстанций: протяженной (материальной) и мыслящей (духовной)?
109. Социально-политическая философия Т. Гоббса. «Левиафан». «Война всех против всех».
110. Сенсуализм Д. Локка. «Нет ничего в уме, чего раньше до этого не было в чувствах». Идея «tabula rasa» («чистая доска»).
111. Монадология Лейбница. Монада (духовная единица бытия) – ключевое понятие философской системы Лейбница
112. Учение об единой субстанции (природе) Б. Спинозы.
113. Культ науки и прогресс человечества как исходная идея философии Просвещения XVIIIв.
114. Как называется историческая форма материализма XVIII в? Представители механистического материализма и натурфилософии XVIII в.:
115. Идеи деизма в философии Просвещения XVIII в.
116. Географический детерминизм Монтескье
117. Немецкая классическая философия. Представители идеалистического направления в немецкой классической философии. Представитель материализма в немецкой классической философии.
118. Философия И. Канта – основоположника немецкой классической философии: основные понятия – «вещь в себе», «ноумен», «феномен», «априоризм»
119. Агностицизм и априоризм о наличии границ познавательной способности человека. Учение об антиномиях (неразрешимых противоречиях) И. Канта
120. Два вида знаний по И. Канту: априорное (доопытное) и апостериорное (полученное в результате опыта).
121. Этический закон И. Канта – «категорический императив». «Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом».
122. Творчество Г. Гегеля – вершина немецкой классической философии. К какому направлению в философии относится система Гегеля?
123. Предмет философии по Гегелю – «Философия есть современная эпоха, постигнутая в мышлении»
124. Абсолютная идея – основное философское понятие теории объективного идеализма Гегеля. «Мир есть развивающаяся абсолютная идея».
125. 3 части философской системы Гегеля (логика, философия природы, философия духа).
126. Диалектика Гегеля – вклад в развитие философии: в установлении в философии понятий процесса, развития, истории. Разработка основных законов и категорий диалектики с позиции объективного идеализма. «Триада»: тезис – антитезис – синтез.
127. Антропологический материализм Л. Фейербаха. «Философия будущего» есть учение о человеке. Позиция оптимистического гностицизма Л. Фейербаха.
128. Атеистически-антропологическая теория Л. Фейербаха – проблема бога связанная с антропологией. Корни религии. Религия «любви». «Человек человеку – Бог.
129. Философия марксизма. Основные направления марксистской философии – диалектический и исторический материализм. Диалектический материализм – историческая форма материализма.
130. Материалистическое понимание истории. Общественное бытие определяет общественное сознание - одно из основных положений исторического материализма.
131. Теоретические источники марксизма.
132. Формационная теория исторического развития К. Маркса. Понятие «общественно-экономическая формация». Уничтожение эксплуатации, пролетарская революция и установление диктатуры пролетариата – условия перехода от капиталистической формации к коммунистической.
133. Марксистское понимание сущности человека. «Человек – есть совокупность общественных отношений».
134. Суть позитивизма
135. Три исторические формы позитивизма
136. О. Конт – основоположник позитивной философии.
137. Главная идея неопозитивизма. Верификация – основной принцип неопозитивизма, его суть.
138. Постпозитивизм как философское направление, настаивающее на развитии знания, посредством коренных преобразований, научных революций.
139. Сущность иррациональной философии (иррационализма).
140. Волюнтаризм и пессимизм А. Шопенгауэра.
141. «Философия жизни». Определение жизни как потока, изменения, творчества.
142. Основные положения философии Ф. Ницше: «воля к власти», идея «Сверхчеловека», нигилизм – «Бог умер», религия и рабская мораль.
143. Понимание бытия в философских концепциях XX в.
144. Экзистенциализм – философия существования. Бытие человека в центре философии экзистенциализма
145. Кто ввел понятие «пограничная ситуация» в философии экзистенциализма, в чем ее суть?
146. Экзистенциальные идеи А. Камю. Категория «абсурда» и «бунта» в философии А. Камю
147. Философия психоанализа – исследование природы бессознательного. З. Фрейд – основатель психоанализа. Теория либидо, сублимация
148. Понятие «архетип» (коллективное бессознательное) в «аналитической психологии» К.Г. Юнга
149. «Индивидуальная психология» А. Адлера. Понятие «комплекса неполноценности»
150. Социопсихологизм Э. Фромма – взаимодействие психоаналитических и социально-экономических факторов в процессе общественного развития; соединение марксизма и психоанализа
151. Герменевтика как учение и метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов
152. Космоцентризм как главная особенность традиционной философии казахов
153. Философия казахского Просвещения. Ч. Валиханов – основоположник казахского Просвещения. Проблема шаманства.
154. Философия политики и права Ч. Валиханова
155. Абай Кунанбаев – казахский просветитель, основоположник казахской письменной литературы. Требование о критическом подходе и преобразованиях современного казахского общества. «Слова назидания»
156. Нравственно-этические проблемы как центральный вопрос философии Абая Кунанбаева. Главный принцип – «Будь человеком» («Адам бол»). Человек – хозяин и создатель своей судьбы.
157. И. Алтынсарин с идеей о роли знания, просвещения в прогрессе общественной жизни и жизни человека
158. Проблема человека и его бытия в философии Ш. Кудайбердиева. Наука о совести. Три истины: вера, наука, совесть
159. Этимология термина «философия»
160. Определение философии как науки
161. Что такое функции философии. Основные функции философии. Мировоззренческая функция – главная функция философии
162. Понятие мировоззрения
163. Исторические типы мировоззрения. Истоки философии.
164. Понятие религии
165. Мифология как тип мировоззрения – это:
166. Что их объединяет мифологию, религию, философию как типов мировоззрения?
167. Отличие философии от мифологии и религии
168. Понятие теоцентризма
169. Понятие деизма
170. Понятие пантеизма
171. Понятие монотеизма и политеизма
172. Основные разделы философии
173. Онтология как учение. Бытие как исходная категория философии, определение
174. Два вида понимания бытия: линия Парменида и линия Гераклита
175. Основной вопрос философии, его две стороны: онтологическая и гносеологическая
176. Материализм как философское направление
177. Идеализм как философское направление
178. Основные формы материализма с точки зрения исторического развития
179. Две главные разновидности идеализма: объективный и субъективный, их суть (определение)
180. Монизм, дуализм, плюрализм как философские точки зрения
181. Материалистический монизм в трактовке проблемы субстанции – это
182. Идеалистический монизм в трактовке проблемы субстанции – это
183. Философское определение материи.
184. Атрибуты и формы бытия материи – движение, пространство, время
185. «Время» как философская категория (определение)
186. Диалектика, ее изначальная форма
187. Диалектика как философская теория и метод
188. Альтернативы диалектики как метода философии: метафизика, эклектика, догматизм, софистика
189. Три основных закона диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики, раскрывающий источник развития
190. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений указывающий механизм развития, переход от старого к новому.
191. Закон отрицания отрицания о направленности развития, характеризующийся необходимостью, цикличностью и преемственностью
192. Натурфилософия как умозрительная философия природы
193. Гносеология как философское учение
194. Гностицизм и агностицизм в решении проблемы познаваемости мира
195. Рационализм как гносеологическая концепция
196. Эмпиризм как гносеологическая концепция
197. Сенсуализм как гносеологическая концепция
198. Основные формы познания: чувственное и рациональное
199. Формы чувственного познания
200. Формы рационального познания
201. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический
202. Социальная философия как философское учение. Социальный мир во всем многообразии и единстве есть объект социальной философии
203. Определение понятия «общество»
204. Философская антропология как учение о человеке. Вопросы изучения философской антропологии
205. Логика как учение
206. Этика как учение. Исходные категории нравственности – добро и зло.
207. Эстетика как учение
208. Аксиология как учение
209. Детерминизм как учение о всеобщей причинной обусловленности явлений
210. Понятие гедонизма
211. Эвдемонизм – это?
212. Понятие «архэ»
213. Сущность биологизаторского (натуралистического) подхода к определению сущности человека
214. Сущность социологизаторского подхода к определению сущности человека
215. Сущность теологического подхода к определению сущности человека
216. Человек, индивид, личность. Понятие личности
217. Процесс социализации личности
218. Понятие антропогенеза
219. Понятие антропосоциогенеза
220. Понятие антропоцентризма
221. Основные концепции смысла жизни: гедонизм, утилитаризм, эвдемонизм, прагматизм, суть каждой из этих концепций
222. Эсхатология как религиозное учение о конце света
223. Классификация исторических типов философии
Список рекомендуемой литературы при подготовке к итоговому экзамену по дисциплине «Философия»
1. Спиркин А.Г. Философия.учебник – М.: Гардарики, 2006.
2. Философия. Часть первая: История философии. Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф. В.И. Кириллова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2006.
3. Философия. Часть вторая: Основные проблемы философии. Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф. В.И. Кириллова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2006.
4. УМКД по дисциплине «Философия» (глоссарий, тезисы лекций, материал при подготовке к семинарским занятиям, СРСП)
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук. Содержание умкд...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: На 2013-2014 учебный год
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов