рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция 13. Гносеология в системе философского знания. Эпистемология

Лекция 13. Гносеология в системе философского знания. Эпистемология - раздел Социология, Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук Цель И Задачи Лекции:Раскрыть Содержание Проблемы Познания К...

Цель и задачи лекции:раскрыть содержание проблемы познания как социально-исторического отношения человека к действительности.

План:

1. Познание как форма отражения действительности. Субъект, объект и предмет познания.

2. Формы и уровни познания. Чувственное и рациональное познание.

3. Проблема истины в философии.

4. Теоретическое и эмпирическое познание. Методы и формы научного познания.

Литература:

1. Ильин В.В. Философия в 2 томах. Учебник. М. 2006.

2. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия. Учебник. – М.: «Владос», 2004.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.

4. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. – М., 1991.

5. Ильин В.В. теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 1994.

6. Теория познания: В 4-х т. – М., 1991-1994.

 

1.Теория познания (гносеология) (от греч. gnosis – знание) – это учение о возможности познания человеком предметов, явлений действительности, их свойств, связей и отношений, об основных закономерностях познавательного процесса, об источниках, путях и методах познания, о формах в которых осуществляется познавательный процесс.

Теорию познания также называют эпистемологией. В философской литературе одни авторы используют термины «гносеология» и «эпистемология» как тождественные, а другие под эпистемологией понимают лишь часть гносеологии – теорию научного познания.

Никакое познание невозможно без воздействия внешних предметов, условий на сознание человека. Только в результате такого взаимодействия могут возникнуть в нашей голове образы этих предметов, т.е. наши знания. Отсюда следует, что процесс познания протекает в форме диалектической взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Субъект познания – мыслящий человек, индивид, способный, отражать в своем сознании явления действительности, и который, как член общества, оказывает существенное влияние и на содержание познания.

Объект познания – представляет собой предмет, явление материального или духовного мира или область действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной и духовной действительностью. Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемый научным исследованием, и, следовательно, круг объектов познания.

Кроме понятия объекта познания существует также понятие предмет познания (хотя эти понятия родственные, но их нельзя отождествлять).

Предмет познания – это более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один и тот же объект познания может быть предметом исследования разных наук. Например, мышление как объект познания является предметом исследования таких наук, как логика, теория познания, психология, физиология высшей нервной деятельности и др.

В структурном отношении предмет познания отличается от объекта тем, что в предмет познания входят лишь главные, существенные свойства изучаемого объекта с точки зрения цели и задачи научного исследования.

Необходимо также отметить, что в теории познания особое место занимает практика. Она выступаеткак основа и цель познания, как критерий истинности полученных знаний.

2.Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях.

Ощущение – это наиболее элементарная форма чувственного познания. Отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Если ощущения отражают отдельные свойства вещей, то восприятие отражает вещь в целом.

Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений.

Третья высшая форма чувственного познания или чувственного отражения материального мира в сознании человека – представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти, образы воображения (русалка, кентавр, зимой мы представляем лето, летом – зиму, на работе – отдых и т.д.).

Таким образом, ощущения, восприятия и представления составляют первую и необходимую ступень непосредственного, живого созерцания.

Второй основной формой познания является рациональное познание, которое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

Мышление – высшая функция человеческого мозга, осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций. Абстрактное мышление (логическое познание) играет важную роль в познании, являясь высшей ступенью познавательного процесса.

Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и т.п.).

Процесс абстрактного мышления протекает в трех основных формах: в понятиях, сужениях и умозаключениях.

Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Понятие – это тот материал, который служит основой любого мыслительного акта. Понятия, как и сам мир, изменчивы, они обогащаются и преобразуются, они могут быть истинными и ложными.

В процессе мыслительной деятельности субъект, оперируя понятиями, постоянно высказывает суждения.

Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением. Суждение может быть либо истинным, либо ложным («все люди смертны», нет альтернативы мирному сосуществованию).

В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предмета, а не только существенные и общие (как в понятии). Например, в суждении «золото имеет желтый цвет» отражаются не существенный, а второстепенный признак золота.

Понятие и суждение являются «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют моменты движения от одних понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно также в виде суждения) выводится новое знание. Умозаключение выступает мощным средством научного познания, на них построено все здание науки.

Различают три основных вида умозаключений: индуктивные, дедуктивные и традуктивные.

3. Непосредственная цель познания в любой его форме – истина. Постоянный и необходимый спутник истины на всех ее этапах развертывания и углубления – заблуждение.

Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон.

Заблуждение следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины, и связанной с этим передачи заведомого ложного знания.

Если заблуждение – характеристика знания, то ошибка – результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности (в политике, житейских делах, в вычислениях и т.д.).

Выделяют ошибки логические (нарушение принципов и правил логики) и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального положения дел и т.п.

Развитие практики и самого познания показывают, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены, либо превращаются в истинные знания. Истина – центральная категория теории познания, любой философской системы.

Истина – это соответствующее объективной реальности содержание наших знаний. Это верное, правильное отражение действительности – в живом созерцании или в мышлении.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Истина – результат последовательного, противоречивого процесса углубления познания.

Истина имеет несколько сторон, основных свойств, признаков: объективность, абсолютность, относительность и конкретность.

Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и если можно, то каким именно образом, всегда интересовал познающую мысль. Это и есть вопрос о критерии истины.

Именно практика во всем своем объеме и полноте, а также в целостном историческом развитии (в единстве прошлого, настоящего и будущего) является критерием истины.

4.Процесс познания не исчерпывается изучением объективной реальности. На определенном уровне развития наука обращается к самопознанию. На этом пути одной из ключевых проблем является проблема методов исследования. Лишь благодаря использованию различных методов человеческая познавательная деятельность может быть эффективной.

Метод (от греч. methodos – путь исследования) – это система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека. Научный метод в широком смысле – это определенным образом упорядоченная познавательная деятельность, в итоге которой достигается познание истины. Применяемый научный метод определяется характером исследуемого объекта.

Для того, чтобы систематизировать разнообразные методы и указать их роль и место в научном исследовании, нужно исходить из общей структуры научного познания. Эта структура имеет два уровня:

1) эмпирический, на котором идет процесс накопления фактов, информации об исследуемых явлениях и процессах;

2) теоретический, на котором достигается высший синтез знания (в форме научной теории). Он знаменует собой высокую ступень в развитии научного познания.

В зависимости от уровней познания методы можно разделить на три группы: методы эмпирического исследования; методы, используемые на теоретическом и эмпирическом уровнях; методы, теоретического исследования.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук

На сайте allrefs.net читайте: Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук. Содержание умкд...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 13. Гносеология в системе философского знания. Эпистемология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тематический план лекционных, семинарских занятий
  Наименование модуля: Философско-культурологические дисциплины   Наименование дисциплины модуля: Философия. Философско-право

Тематический план выполнения и сдачи заданий СРСП и СРС
  Наименование дисциплины модуля: Философия. Философско-правовые аспекты атропосоциогенеза № тем   СРСП СРС

Информация по оценке знаний обучающихся
  Общая шкала оценки знаний   Аттестационная буквенная оценка Цифровой эквивалент баллов %-е содержание степени усвоени

Книгообеспеченность – 2013-2014 учебный год
Автор Название     Год изд. Экз.   Справочные издания, словари и

Лекция 1. Философия как феномен культуры. Круг проблем философии
  Цель и задачи лекции: определить место философии в системе мировоззрения, выделить ее специфику как формы общественного сознания, специфику ее объекта и предметной

Дуализм – компромиссное философское направление, признающее существование двух независимых субстанций – материальной и духовной.
Как материализм, так идеализм неоднороден в своих конкретных проявлениях. Можно выделить различные формы материализма и идеализма. С точки зрения исторического материализма, можно выделить

Лекция 2.Философия в ее историческом «измерении». Философская мысль Древней Индии и Древнего Китая
  Цель и задачи лекции: познакомить студентов с историей возникновения и развития философской мысли в Древней Индии и Древнем Китае, с характерными особенностями и на

Философские школы Древнего Китая
  В развитии философии Древнего Китая особое важное значение имели даосизм и конф

Лекция 3. Особенности античной философской традиции
  Цель и задачи лекции: познакомить студентов с особенностями становления и развития античной философии как классической формы философской системы, с основными этапам

Лекция 5. Философия в культуре Ренессанса и Реформации
Цель и задачи лекции:познакомить студентов с характерными особенностями эпохи Возрождения (Ренессанса), основными социально – экономическими, политическими и культурными факторами

Лекция 6. Западноевропейская философия в культуре Нового времени
Цель и задачи лекции: познакомить студентов с основными социально – экономическими, политическими и культурными факторами, объективно востребовавших бурное развитие естественных на

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).
Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Лекции по истории философии» и др. Гегель полагал, что в основе мира лежит не единичное, а целое. И мир не является собран

Лекция 8. Западноевропейская философия в контексте культуры XIX- XX - канун XXI вв.
Цель и задачи лекции:дать характеристикунаиболее влиятельным философским школам и направлениям современной философии. Раскрыть ее основные характерные черты, как плюрализм, экзисте

Контррационалистическая тенденция в западной философии XIX – XX вв.
В философских учениях вместо «разума» на первый план выдвигаются: § Шопенгауэр – «Воля к жизни»; § Ницше – «Воля к власти»;

Лекция 9. Русская философия в контексте российской культуры XIX – нач. XX вв.
Цель и задачи лекции:познакомить студентов с хронологическим порядком развития русской философии. Рассмотреть особенности языческого мировоззрения Древней Руси и ее предпосылки воз

Лекция 10. Феномен философии в казахской культуре
Цель и задачи лекции познакомить студентов с зарождением, становлением и особенностями развития философского мышления казахского народа. План: 1.

Шакарим Кудайбердиев (1858-1931) – «Три истины», «Каноны мусульманства».
Как и Абай, Шакарим отдавал предпочтение философской антропологии. Он продолжает просветительские идеи, что сущность человека, его природа и назначение заключаются в знании и истине. Три И

Бытие есть единство субъективной и объективной реальности.
Чтобы разобраться в сложном устройстве того реального мира в котором живет человек вводится важное понятие – «действительность», или «реальность», и будем рассматривать эти два термина как синонимы

По направленности процесса изменений - Прогресс
Регресс Одноплоскостное движение Циклическое движение   По скорости и качеству процесса изменений - Эволюция-инволюция

Философские концепции происхождения сознания. Основные свойства сознания.
3. Механизмы проявления сознания, его структура, уровни и формы. 4. Общественное бытие и Общественное сознание. 5. Сознательное и бессознательное в учении З. Фрейда.

ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СОЗНАНИЯ
Концепция Основная идея Представители Идеалистическая концепция Сознание существует изначально до появления материи и

Механизмы проявления сознания.
Сознание – продукт развития человека и общества, более узко – продукт высокоорганизованной материи: общественно развитого человека и его мозга. Является высшей формой отражения, вы

Учение З. Фрейда о фазах и ступенях развития сознания.
Зигмунд Фрейд (186 – 1939) – австрийский психиатр и психолог, был убежденным сторонником детерминизма, т.е. учения о всеобщей причинной обусловленности всего и вся, в том числе и п

Первая и вторая психологическая системы Фрейда
Согласно первой психологической системе (190-1920) в основе бессознательного лежит «либидо» - сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое в

Методы эмпирического исследования.
· наблюдение –первичный и элементарный познавательный процесс, который состоит в целенаправленном, организованном, систематическом восприятии предметов и явлений внешнего мира. Мож

Лекция 14. Проблемы философской антропологии
Цель и задачи лекции:раскрыть основные аспекты философской антропологии – сущность и антропологическая структура человека, антропогенез, философские решения проблемы жизни и смерти

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОГЕНЕЗА
Разновидность Основная идея концепции Представители Теологическая концепция (креационизм) Бог сотворяет

ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Основная идея философской позиции Направления (течения) философии Представители После смерти тела жизнь человека прекращается

Лекция 15.Социальная философия. Природа и общество
  Цель и задачи лекции: Дать анализ основных концепций социальной философии и их роль в осознании современных глобальных проблем человечества.  

ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Эволюционного типа Революционного типа Культурно-исторических типов § Теория Г. Спенсера § Теория Э. Дюркгейма § Теория Ф. Тенис

Духовная сфера общества
Основные элементы духовной жизни общества: ü Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о челове

Понимание культуры различными мыслителями
№ Основная идея понимания культуры Представители Возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание

Понимание происхождения культуры И. Хейзинга и Э. Кассирера
Представители Основные произведения Основная идея происхождения культуры Йохан Хейзинга (1872 – 1945) – нидерландский ученый, истори

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинарские занятия — одна из важнейших форм учебного процесса по курсу философии. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориен

ТРАДИЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ, СРСП и СРС
!!!Студентам необходимо в течение учебного процесса выполнить задания на СРСП и СРС, содержание этих заданий, формы выполнения и контроля изложены в программе дисциплины (s

Требования к написанию и оформлению рефератов
1. Реферат – это краткое изложение основных положений книги, учения или научной проблемы в письменном виде. 2. Тема реферата должна быть взята студентом из силлабуса 3. При написа

V Составление кроссворда
1.Составление кроссворда – одна из форм самостоятельной работы студентов, вызывающая интерес к изучаемому предмету и помогающая более прочному усвоению категориально-понятийного аппарата основных т

Буддизм и его основные идеи

Объем – 2 часа Составитель: к.ф.н., доцент Умирзакова Л.А.
Историческая справка: Иммануил Кант (22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия - 12 февраля 1804)

Кейс № 1.
Высококвалифицированный сотрудник частной фирмы, занимающийся распространением медицинских препарато

Объем – 2 часа Составитель: к.ф.н., доцент Умирзакова Л.А.
Цели занятия: Подвести студентов к пониманию необходимости нравственного выбора для человека и общества; Формировать понятия “добро”, “зло”, “нравственность

Вступление
Философия сродни искусству: она помогает человеку найти ответ на вопрос: как жить? Как жить человеку, чтобы остаться человеком, сохранить человеческое достоинство в поисках выбора пути между добром

Основной этап занятия
Рассмотреть и оценить, что есть «добро» и «зло» в понимании величайших «учителей человечества». Курс делится на 5 групп, каждая из которых получает текст, отражающий представления философо

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какова особенность философского знания? Как Вы определите науку философию? 2. Каков предмет философии, его специфика? 3. Является ли религия философией и наоборот? 4.

На 2013-2014 учебный год
1. Зарождение философии: где 2. Веды – это: 3. 4 составные части Вед: самхиты, брахманы, араньяки, упанишады. 4. Самая главная и ранняя из самхит (сборников) Вед - Ригвед

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги