рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция 14. Проблемы философской антропологии

Лекция 14. Проблемы философской антропологии - раздел Социология, Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук Цель И Задачи Лекции:Раскрыть Основные Аспекты Философской А...

Цель и задачи лекции:раскрыть основные аспекты философской антропологии – сущность и антропологическая структура человека, антропогенез, философские решения проблемы жизни и смерти, смысла жизни и свободы воли.

План:

  1. Важнейшие проблемы и вопросы философской антропологии
  2. Проблема человека в философии. Теории антропосоциогенеза.
  3. Проблема жизни, смерти и бессмертия.
  4. Свобода как сущность и ценность человека. Проблема смысла человеческой жизни

Литература:

  1. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. – М., 1995.
  2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
  3. Феномен человека. Антология. – М.,1993.
  4. Философия. Учебник для высших учебных заведений. – Ростов на Дону: «Феникс», 1998.

 

Философская антропология изучает: сущность и природу человека; антропогенез; происхождение и сущность сознания (разума) человека; проблему существования человека; проблему жизни и смерти; духовное развитие человека; перспективы эволюции человека; смысл жизни человека; проблему свободы и ответственности человека.

В мировоззренческомплане философия обосновывает определенное решение вопроса о месте человека в мире, его предназначении, природе и сущности. В методологическом плане она создает оптимальную стратегию комплексного изучения и совершенствования человека. Однако в разных философских течениях позиции по этим вопросам не только различны, но порой и противоположны.

Так субъективный идеализм замыкает человека в его внутреннем мире, отрывает от объективных основ бытия, сводит его жизнь к произвольному или условно-конвенциональному упорядочению комплекса ощущений.

Материализм исходит из примата объективной реальности и видит назначение человека в ее познании и преобразовании.

Объективный идеализм рассматривает человека как особое, самое главное творение Бога, предназначенное вернуть в его лоно отпавший от него и погрязший в грехе и раздорах материальный мир.

Дуализм постулирует двойственность человека, его параллельное существование в несводимых реальностях, его И. Кант назвал «миром свободы». В первом случае человек подчиняется законам природы, живет как существо материальное, во втором – как существо идеальное, обладает абсолютной свободой выбора и за этот выбор несет полную ответственность.

Нетрудно заметить, что во всех этих подходах содержатся как ошибки, так и (в той или иной мере) рациональное зерно.

Что же следует учитывать в разработке современной философской концепции человека?

Во-первых, человека следует рассматривать не с позиций абсолютного примата объективной или субъективной реальности, не как существо, сполна детерминированное наличными, конечными природными и социальными факторами, не только как функцию бесконечной субстанции, а с позиций единства объективного и субъективного, конечного и бесконечного. Соответственно и предназначение человека предстанет как стремление к единству и гармонии.

Во-вторых, субстратные уровни человека (природное, общественное, внутренний духовный мир) не следует противопоставлять друг другу или абсолютизировать. Сущность человека не в одном из них, а в противоречивых и постоянно гармонизируемых отношениях между ними, что и определяет характер человеческой целостности.

В-третьих, каждый из этих уровней должен быть раскрыт более глубоко. Природное и человеческое не сводятся к непосредственно биологическому. Они содержат в себе бесконечность Космоса. Представители русского космизмарассматривали человека именно как космическое существо.

Социальное нельзя сводить к наличным общественным отношениям. Оно должно включать в себя бесконечность культурно-исторической памяти. Внутренний духовный мир человека следует рассматривать не только как функцию внешних условий, но и как особую, относительно самостоятельную реальность. Ведь нематериальное тоже реально.

Итак, мировоззренческийподход к познанию человека требует рассмотрения его как целостного единства, в котором все стороны взаимодействия выступают как необходимые моменты, а методологический ориентирует на изучение и создание условий для формирования человека как целостности, а не как разрозненной совокупности проекций, отвлеченных начал. Это в свою очередь позволяет сделать важнейший вывод о том, что ни человек по отношению к миру, ни мир по отношению к человеку не выступает только как средство или только как цель: и человек и мир самоценны и служат друг другу.

В мировоззренческом плане философия обосновывает определенное решение вопроса о месте человека в мире, его предназначении, природе и сущности. В методологическом плане она создает оптимальную стратегию комплексного изучения и совершенствования человека. Однако в разных философских течениях позиции по этим вопросам не только различны, но порой и противоположны.

Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человеказанимала умы фило­софов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует ниве­лироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз­дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучае­мости, усвоению достижений культуры, высокому уровню соци­альной (общественной) организации.Для характеристики духовного начала человека на протяже­нии многих веков используется понятие "личность"— совокуп­ность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность— это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на­выков, ценностей, целей. Таким образом, человек — это социально-биологическое су­щество, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало чело­века контролирует биологическое. Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое усло­вие нормального развития человека, развития в нем всевозмож­ных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитыва­лись среди животных. В таких случаях из двух начал, социально­го и биологического, в человеке оставалось только одно — био­логическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умст­венном развитии и даже после возвращения в человеческое об­щество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социаль­но-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания челове­ческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).Большое значение для превращения биологического инди­вида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, при­чем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения. По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

В философии выделяются позитивные моральные качества: гуманизм; человечность; честь; совесть; скромность; великодушие; справедливость; верность; иные качества. Иобщественно осуждаемые — негативные: чванливость; цинизм; грубость; тунеядство; трусость; нигилизм; иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: воля; решительность; мудрость; умение; установки; убеждения; патриотизм. Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты больше, другие — меньше.

Характерной чертой каждого человека, личности является на­личие потребностей и интересов. Потребности — это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности могут быть:биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании, размножении и др.;духовными — стремление обогатить внутренний мир, приоб­щиться к ценностям культуры;материальными - обеспечить достойный уровень жизни;социальными — реализовать профессиональные способно­сти, получить должную оценку со стороны общества. Потребности — основа деятельности людей, стимул к совер­шению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей -важный компонент человеческого счастья.Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.Каждому обществу соответствует определенный уровень по­требностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы— конкретное выражение потребностей, заинтере­сованность в чем-либо. Совместно спотребностями интересы — также двигатель прогресса.Среди интересов выделяются:личные (индивидуальные);групповые;классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры); общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке); государственные;интересы всего человечества (например, в недопущении ядер­ной войны, экологической катастрофы и др.). Также интересы могут быть: материальными и духовными;нормальными и ненормальными;долговременными и ближайшими;разрешенными и неразрешенными;общими и антагоническими.У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (на­пример, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внима­ние на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы бан­кира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребно­сти и интересы детей и стариков также могут быть иными).

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их кон­фликт, борьба являются внутренним двигателем развития обще­ства. Однако различие интересов способствует прогрессу и не при­водит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук

На сайте allrefs.net читайте: Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук. Содержание умкд...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 14. Проблемы философской антропологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тематический план лекционных, семинарских занятий
  Наименование модуля: Философско-культурологические дисциплины   Наименование дисциплины модуля: Философия. Философско-право

Тематический план выполнения и сдачи заданий СРСП и СРС
  Наименование дисциплины модуля: Философия. Философско-правовые аспекты атропосоциогенеза № тем   СРСП СРС

Информация по оценке знаний обучающихся
  Общая шкала оценки знаний   Аттестационная буквенная оценка Цифровой эквивалент баллов %-е содержание степени усвоени

Книгообеспеченность – 2013-2014 учебный год
Автор Название     Год изд. Экз.   Справочные издания, словари и

Лекция 1. Философия как феномен культуры. Круг проблем философии
  Цель и задачи лекции: определить место философии в системе мировоззрения, выделить ее специфику как формы общественного сознания, специфику ее объекта и предметной

Дуализм – компромиссное философское направление, признающее существование двух независимых субстанций – материальной и духовной.
Как материализм, так идеализм неоднороден в своих конкретных проявлениях. Можно выделить различные формы материализма и идеализма. С точки зрения исторического материализма, можно выделить

Лекция 2.Философия в ее историческом «измерении». Философская мысль Древней Индии и Древнего Китая
  Цель и задачи лекции: познакомить студентов с историей возникновения и развития философской мысли в Древней Индии и Древнем Китае, с характерными особенностями и на

Философские школы Древнего Китая
  В развитии философии Древнего Китая особое важное значение имели даосизм и конф

Лекция 3. Особенности античной философской традиции
  Цель и задачи лекции: познакомить студентов с особенностями становления и развития античной философии как классической формы философской системы, с основными этапам

Лекция 5. Философия в культуре Ренессанса и Реформации
Цель и задачи лекции:познакомить студентов с характерными особенностями эпохи Возрождения (Ренессанса), основными социально – экономическими, политическими и культурными факторами

Лекция 6. Западноевропейская философия в культуре Нового времени
Цель и задачи лекции: познакомить студентов с основными социально – экономическими, политическими и культурными факторами, объективно востребовавших бурное развитие естественных на

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).
Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Лекции по истории философии» и др. Гегель полагал, что в основе мира лежит не единичное, а целое. И мир не является собран

Лекция 8. Западноевропейская философия в контексте культуры XIX- XX - канун XXI вв.
Цель и задачи лекции:дать характеристикунаиболее влиятельным философским школам и направлениям современной философии. Раскрыть ее основные характерные черты, как плюрализм, экзисте

Контррационалистическая тенденция в западной философии XIX – XX вв.
В философских учениях вместо «разума» на первый план выдвигаются: § Шопенгауэр – «Воля к жизни»; § Ницше – «Воля к власти»;

Лекция 9. Русская философия в контексте российской культуры XIX – нач. XX вв.
Цель и задачи лекции:познакомить студентов с хронологическим порядком развития русской философии. Рассмотреть особенности языческого мировоззрения Древней Руси и ее предпосылки воз

Лекция 10. Феномен философии в казахской культуре
Цель и задачи лекции познакомить студентов с зарождением, становлением и особенностями развития философского мышления казахского народа. План: 1.

Шакарим Кудайбердиев (1858-1931) – «Три истины», «Каноны мусульманства».
Как и Абай, Шакарим отдавал предпочтение философской антропологии. Он продолжает просветительские идеи, что сущность человека, его природа и назначение заключаются в знании и истине. Три И

Бытие есть единство субъективной и объективной реальности.
Чтобы разобраться в сложном устройстве того реального мира в котором живет человек вводится важное понятие – «действительность», или «реальность», и будем рассматривать эти два термина как синонимы

По направленности процесса изменений - Прогресс
Регресс Одноплоскостное движение Циклическое движение   По скорости и качеству процесса изменений - Эволюция-инволюция

Философские концепции происхождения сознания. Основные свойства сознания.
3. Механизмы проявления сознания, его структура, уровни и формы. 4. Общественное бытие и Общественное сознание. 5. Сознательное и бессознательное в учении З. Фрейда.

ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СОЗНАНИЯ
Концепция Основная идея Представители Идеалистическая концепция Сознание существует изначально до появления материи и

Механизмы проявления сознания.
Сознание – продукт развития человека и общества, более узко – продукт высокоорганизованной материи: общественно развитого человека и его мозга. Является высшей формой отражения, вы

Учение З. Фрейда о фазах и ступенях развития сознания.
Зигмунд Фрейд (186 – 1939) – австрийский психиатр и психолог, был убежденным сторонником детерминизма, т.е. учения о всеобщей причинной обусловленности всего и вся, в том числе и п

Первая и вторая психологическая системы Фрейда
Согласно первой психологической системе (190-1920) в основе бессознательного лежит «либидо» - сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое в

Лекция 13. Гносеология в системе философского знания. Эпистемология
Цель и задачи лекции:раскрыть содержание проблемы познания как социально-исторического отношения человека к действительности. План: 1. Познание к

Методы эмпирического исследования.
· наблюдение –первичный и элементарный познавательный процесс, который состоит в целенаправленном, организованном, систематическом восприятии предметов и явлений внешнего мира. Мож

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОГЕНЕЗА
Разновидность Основная идея концепции Представители Теологическая концепция (креационизм) Бог сотворяет

ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Основная идея философской позиции Направления (течения) философии Представители После смерти тела жизнь человека прекращается

Лекция 15.Социальная философия. Природа и общество
  Цель и задачи лекции: Дать анализ основных концепций социальной философии и их роль в осознании современных глобальных проблем человечества.  

ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Эволюционного типа Революционного типа Культурно-исторических типов § Теория Г. Спенсера § Теория Э. Дюркгейма § Теория Ф. Тенис

Духовная сфера общества
Основные элементы духовной жизни общества: ü Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о челове

Понимание культуры различными мыслителями
№ Основная идея понимания культуры Представители Возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание

Понимание происхождения культуры И. Хейзинга и Э. Кассирера
Представители Основные произведения Основная идея происхождения культуры Йохан Хейзинга (1872 – 1945) – нидерландский ученый, истори

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинарские занятия — одна из важнейших форм учебного процесса по курсу философии. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориен

ТРАДИЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ, СРСП и СРС
!!!Студентам необходимо в течение учебного процесса выполнить задания на СРСП и СРС, содержание этих заданий, формы выполнения и контроля изложены в программе дисциплины (s

Требования к написанию и оформлению рефератов
1. Реферат – это краткое изложение основных положений книги, учения или научной проблемы в письменном виде. 2. Тема реферата должна быть взята студентом из силлабуса 3. При написа

V Составление кроссворда
1.Составление кроссворда – одна из форм самостоятельной работы студентов, вызывающая интерес к изучаемому предмету и помогающая более прочному усвоению категориально-понятийного аппарата основных т

Буддизм и его основные идеи

Объем – 2 часа Составитель: к.ф.н., доцент Умирзакова Л.А.
Историческая справка: Иммануил Кант (22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия - 12 февраля 1804)

Кейс № 1.
Высококвалифицированный сотрудник частной фирмы, занимающийся распространением медицинских препарато

Объем – 2 часа Составитель: к.ф.н., доцент Умирзакова Л.А.
Цели занятия: Подвести студентов к пониманию необходимости нравственного выбора для человека и общества; Формировать понятия “добро”, “зло”, “нравственность

Вступление
Философия сродни искусству: она помогает человеку найти ответ на вопрос: как жить? Как жить человеку, чтобы остаться человеком, сохранить человеческое достоинство в поисках выбора пути между добром

Основной этап занятия
Рассмотреть и оценить, что есть «добро» и «зло» в понимании величайших «учителей человечества». Курс делится на 5 групп, каждая из которых получает текст, отражающий представления философо

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какова особенность философского знания? Как Вы определите науку философию? 2. Каков предмет философии, его специфика? 3. Является ли религия философией и наоборот? 4.

На 2013-2014 учебный год
1. Зарождение философии: где 2. Веды – это: 3. 4 составные части Вед: самхиты, брахманы, араньяки, упанишады. 4. Самая главная и ранняя из самхит (сборников) Вед - Ригвед

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги