Лекция 2.Философия в ее историческом «измерении». Философская мысль Древней Индии и Древнего Китая
Лекция 2.Философия в ее историческом «измерении». Философская мысль Древней Индии и Древнего Китая - раздел Социология, Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук
Цель И Задачи Лекции: Познакомить Студентов ...
Цель и задачи лекции: познакомить студентов с историей возникновения и развития философской мысли в Древней Индии и Древнем Китае, с характерными особенностями и направленностью их исторических и национальных традиций. Раскрыть особенности зарождения и развития философской мысли Древнего Востока, специфику ее предметной cферы, исторические типы основных философских школ и направлений.
План:
Генезис философии и исторические типы
Особенности философии Древней Индии. Обзор основных понятий и учений.
Основные школы и особенности древнекитайской философии. Конфуцианство и даосизм: основные проблемы и основания.
Литература:
Антология мировой философии. В 4 т. – М.,1969
Гессе Г. Сидхартха. – М.,1990
Древнекитайская философия. В 2 т. – М.,1972
Мир философии. В 2 ч. – М.,1990
Хрестоматия по истории Древнего Востока. – М.,1980
Хрестоматия по истории философии. – М.,1994.
Томпсон М. Восточная философия. – М.,2000.
1. В истории мировой философии ставились и решались разные проблемы, ставились и решались по-разному. Эта история мысли охватывает более чем 2,5 тысячелетия. Философское наследие актуально по сей день, имеет непреходящую ценность.
Каковы исторические типы философии? Это индийская, китайская, античная философия, философия средневековья, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени XVII в., философия Просвещения, философия XIX-XX вв.
Таким образом, исторические типы философии соотносятся с известными в истории эпохами развития человеческой цивилизации.
Выделяют также восточную и западную философию. В философии часто выделяют философию отдельных народов: греческую, римскую, индийскую, казахскую, русскую и др.
Существует также периодизация истории философской мысли по школам, системам и направлениям. Например, метафизическая, механистическая, идеалистическая, материалистическая, рационалистическая и т.п. Исторический масштаб развития школ, направлений, течений охватывается и такими обобщениями, как схоластика, патристика, немецкая классическая философия, экзистенциализм и т.п. Сами школы получили название: кантианцы, гегельянцы, марксисты, картезианская школа и т.п.
При всем своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась и преемственность, что позволяет говорить о единстве историко-философского процесса.
Говоря о генезисе философии, следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно- мифологические представления становятся недостаточными, неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы. Философия предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традиции, а через собственный разум. На место обычая пришло образование. Философия отражала противоречие между традицией, традиционными ценностями и новыми отношениями (формированием права и государства). Философия – именно такой тип мировоззрения, который во все времена передавал в теоретической или художественной форме кризисность эпохи и рождение новой культуры.
2. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне. Однако в силу исторических причин в Древнем Египте и Древнем Вавилоне не сложилось философских школ. Ранее всего философские традиции и школы сложились в Древней Индии, история которой развивалась одновременно с такой же историей Египта и Вавилона.
В Индии философия возникла во II- нач.I тыс. до н.э., когда вторжение ариев (скотоводческих племен) и покорение ими населения страны, разложение первобытно-общинного строя привели к появлению классового общества и государства. Во главе каждого такого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть землевладельческой аристократии и родовой жреческой власти (брахманы).
Первоначально, древнеиндийское общество делилось на 4 главные варны (сословия):
брахманы (священнослужители и монахи)
кшатрии (воины и представители прежней племенной знати)
вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы)
шудры (масса непосредственных производителей, преимущественно зависимое население).
Это деление на варны освящалось религией и впоследствии легло в основу кастовой системы.
Огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философской мысли, сыграла, так называемая, ведическая литература.
Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, жертвенных формул и т.д. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, о нравственной жизни.
Веды делятся на 4 группы (самхиты):
Ригведа
Самаведа
Яджурведа
Атхарваведа
Результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (сборник ритуальных песен), Араньяки (правила поведения для отшельников) и Упанишады, собственно философские тексты, возникшие ок. I тыс. л. до н.э. Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, и началось оформление первых философских учений (и религиозно-идеалистических, и материалистических).
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы.
АСТИКА
(ортодоксальные, т.е.
признающие авторитет Вед)
НАСТИКА
(неортодоксальные, т.е. не признающие авторитета Вед)
Веданта
Миманса
Санкхья
Ньяя
Вайшешика
Йога
Джайнизм
Буддизм
Локаята (Чарвака)
Онтология индийской философии опирается на законы Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируются соответственно с выдохом и вдохом Брахмы – Космоса (Бога-Творца). В свою очередь, Космос-Брахма живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое также длится 100 космических лет – до нового рождения Брахмы.
Вся бесконечная история – это чередование жизни Космоса и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии является не изучение внешних признаков предметов и явлений, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
3. В древнем Китае VIII-VI вв. до н.э. в период формирования и развития рабовладельческого общества выделялись две тенденции в идеологии: консервативная и прогрессивная, мистическая и материалистическая. В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивноматериалистические идеи о пяти первоэлементах мира (металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных началах (инь и ян), о естественном законе (дао) и другие, возникшие на рубеже II-I тыс. до н.э. как результат обобщения знаний того времени.
Философия Китая носит в себе черты патриархального склада нации и конкретно-деятельной ориентации практики. В китайской философии отсутствует та богатая мифологическая основа, которая свойственна Древней Индии и другим странам. Китайская философия, главным образом прагматична и обращена к практике сегодняшнего дня и земной, а не потусторонней жизни.
Истоки философии Древнего Китая следует искать в первых памятниках китайской письменности, особенно в знаменитой «Книге перемен» («Ицзин»), комментарии к которой и положили начало философии Китая. Эта книга (вместе с кн. «Ши цзин» - «Канон стихов) имела для Китая значение Упанишад в Индии.
Лекция 3. Особенности античной философской традиции
Цель и задачи лекции: познакомить студентов с особенностями становления и развития античной философии как классической формы философской системы, с основными этапам
Лекция 5. Философия в культуре Ренессанса и Реформации
Цель и задачи лекции:познакомить студентов с характерными особенностями эпохи Возрождения (Ренессанса), основными социально – экономическими, политическими и культурными факторами
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).
Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Лекции по истории философии» и др.
Гегель полагал, что в основе мира лежит не единичное, а целое. И мир не является собран
Бытие есть единство субъективной и объективной реальности.
Чтобы разобраться в сложном устройстве того реального мира в котором живет человек вводится важное понятие – «действительность», или «реальность», и будем рассматривать эти два термина как синонимы
Механизмы проявления сознания.
Сознание – продукт развития человека и общества, более узко – продукт высокоорганизованной материи: общественно развитого человека и его мозга. Является высшей формой отражения, вы
Учение З. Фрейда о фазах и ступенях развития сознания.
Зигмунд Фрейд (186 – 1939) – австрийский психиатр и психолог, был убежденным сторонником детерминизма, т.е. учения о всеобщей причинной обусловленности всего и вся, в том числе и п
Первая и вторая психологическая системы Фрейда
Согласно первой психологической системе (190-1920) в основе бессознательного лежит «либидо» - сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое в
Методы эмпирического исследования.
· наблюдение –первичный и элементарный познавательный процесс, который состоит в целенаправленном, организованном, систематическом восприятии предметов и явлений внешнего мира. Мож
Лекция 14. Проблемы философской антропологии
Цель и задачи лекции:раскрыть основные аспекты философской антропологии – сущность и антропологическая структура человека, антропогенез, философские решения проблемы жизни и смерти
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОГЕНЕЗА
Разновидность
Основная идея концепции
Представители
Теологическая концепция
(креационизм)
Бог сотворяет
ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Эволюционного типа
Революционного типа
Культурно-исторических типов
§ Теория Г. Спенсера
§ Теория Э. Дюркгейма
§ Теория Ф. Тенис
Духовная сфера общества
Основные элементы духовной жизни общества:
ü Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о челове
Требования к написанию и оформлению рефератов
1. Реферат – это краткое изложение основных положений книги, учения или научной проблемы в письменном виде.
2. Тема реферата должна быть взята студентом из силлабуса
3. При написа
V Составление кроссворда
1.Составление кроссворда – одна из форм самостоятельной работы студентов, вызывающая интерес к изучаемому предмету и помогающая более прочному усвоению категориально-понятийного аппарата основных т
Вступление
Философия сродни искусству: она помогает человеку найти ответ на вопрос: как жить? Как жить человеку, чтобы остаться человеком, сохранить человеческое достоинство в поисках выбора пути между добром
Основной этап занятия
Рассмотреть и оценить, что есть «добро» и «зло» в понимании величайших «учителей человечества».
Курс делится на 5 групп, каждая из которых получает текст, отражающий представления философо
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какова особенность философского знания? Как Вы определите науку философию?
2. Каков предмет философии, его специфика?
3. Является ли религия философией и наоборот?
4.
На 2013-2014 учебный год
1. Зарождение философии: где
2. Веды – это:
3. 4 составные части Вед: самхиты, брахманы, араньяки, упанишады.
4. Самая главная и ранняя из самхит (сборников) Вед - Ригвед
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов