рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция 9. Русская философия в контексте российской культуры XIX – нач. XX вв.

Лекция 9. Русская философия в контексте российской культуры XIX – нач. XX вв. - раздел Социология, Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук Цель И Задачи Лекции:Познакомить Студентов С Хронологическим...

Цель и задачи лекции:познакомить студентов с хронологическим порядком развития русской философии. Рассмотреть особенности языческого мировоззрения Древней Руси и ее предпосылки возникновения философского сознания. Показать основные направления генезиса Русской философии: феодально-религиозная ортодоксия, естественнонаучная философия, типы философского мышления Нового времени и т. д. Славянофильство, западники, русский космизм и др.

План:

1. Хронологическое развитие русской философии, ее характеристика.

2. Русская религиозно-идеалистическая философия XIX в.: В. Соловьев

3. Христианско-экзистенциальное направление русской философии XX в.: Н. Бердяев.

Литература:

1. Зеньковский В.В. История русской философии. – Л., 1991.

2. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1993.

3. Лосский Н.О. История русской философии. – М.,1991.

4. Хрестоматия по истории философии. От Нестора до Лосева. – М.,1997.

5. Ильин В.В. История философии. – Спб.: Питер, 2005.

1. Становление и развитие русской философской мысли проходит ряд этапов, сопоставимых с этапами развития русской государственности и культуры. Необходимо отметить, что с самого своего зарождения русская философия характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем ей присуща и самобытность.

§ Начальный период становления русской философии – XI – XVII вв. Этот этап называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода.

Принятие христианства в 988 году явилось поворотным пунктом в развитии русского народа и определило становление русской философской мысли. Философия этого времени близка по своему типу к западноевропейской средневековой философии, с ее религиозной направленностью.

А) Ее отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.

В этот период особенностью развития русской философии является то, что оно идет через развитие всей русской культуры. Воплощение и выражение многих философских идей осуществляется через образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры. В наиболее зрелом виде мировоззренческая глубина духовного состояния и опыта Древней Руси запечатлена, прежде всего, в иконах и храмах, которые полны глубокого философского смысла и содержания.

Б) Кроме того, философское знание этого периода выполняло функцию не только мировоззренческую, но и функцию мудрости, в том числе житейской мудрости, праведности мыслей и поступков людей.

В) Также философия проявляла интерес к исторической проблематике. Но поскольку религиозное мировоззрение и церковь доминировали, то этическая, земная, светская реальность должна быть подчинена божественному началу.

- киевский митрополит Иларион (XI в.), которого считают первым русским философом – «Слово о Законе и Благодати», «Молитва», «Исповедание веры»

- Владимир Мономах (1053 -1125) – «Поучение» (набор правил практической философии – изложивший этический кодекс поведения, следуя которому можно жить в согласии с Богом, побеждать дьявола и своих врагов – тремя добрыми делами: «покаянием, слезами и милостыней»).

Г) В XIV – XV вв. на русскую философскую традицию оказало влияние учение – исихазм (греч. isihia – молчание) – богословское учение, основанное византийским богословом и философом Григорием Паламой, попыткой рационального объяснения религиозной символики.

В высших кругах православной церкви образовались:

1. Иосифляне – считали книги Священного писания мерилом истины и единственным средством обоснования любых теоретических положений.

2. Нестяжатели – напротив, считали, недостаточными слепую веру и связанную с ней строжайшую обрядность для достижения истины и духовного совершенства. В их проповедях явно выражена приверженность канонам исихазма, а в первую очередь, они полагали, что аскетизм, «внутреннее сосредоточение», «сердечная молитва» - единственно правильный путь к достижению духовного восторга, слияния души человека с мировым началом.

Д) В начале XVI в. монах Филофей изложил свою знаменитую теорию «Москва – Третий Рим». Утверждалось, что высшим признанием светской власти является сохранение православного христианства как подлинно истинного учения. Он считает, что первые два Рима пали: превратил существование «старый Рим» как центр христианского учения. «Новый», или «второй Рим», как продолжатель христианских идей – Константинополь пал вместе с падением Византии под напором турок. «Третий Рим» - Москва, является, по его мнению, истинным православным продолжателем христианского учения и ему «стоять вечно». Гибель двух Римов объясняет изменой истинной вере – православию, за что они и были подвергнуты божьей каре. Согласно ему, история осуществляется лишь во взаимоотношении Бога и «избранного народа».

Отсюда, с XVI в., берет свое начало и идея русского религиозного миссианства, особой миссии русского царства и народа – идея «Святой Руси», первое идеологическое оформление национального самосознания русского народа («Русская идея»).

§ Второй период развития русской философии начинается с XVIII века. Исторически и логически он совпадает с переходом от Руси московской к Руси петровской.

Два фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени – процесс европеизации России, связанный с реформами Петра I, и секуляризации общественной жизни.

В данный период отмечается распространение западноевропейской философии, а именно идей французского Просвещения (вольтерианства), многие увлекались идеализмом немецкой классической философии. Хоть и продолжались поиски философской сути христианства, но секуляризация мировоззрения способствовала развитию науки и образования (1755 г. открытие Московского университета) и возникновение материализма.

Первыми пропагандистами научного знания и философии данного периода на Руси были Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир. Но наиболее видными представителями философского знания являются А.Н. Радищев и М.В. Ломоносов (заложил основы материалистической традиции в русской философии).

§ С первой четверти XIX в., по-существу, самостоятельное философское творчество в России начинается именно в этот период. Первым, кто заложил начало самостоятельному философскому творчеству в России был Петр Яковлевич Чаадаев«Философические письма» (философия человека и философия истории).

Победоносный исход Отечественной войны 1812 года обнажил последствия европеизации России, осуществленные Петром I.

Позитивные результаты такой политики очевидны: активная торговля с Европой и ускорение экономического развития страны, бурное развитие науки, искусства, архитектуры, переориентация интересов общества в сторону духовной, по преимуществу светской культурной жизни. Занятия наукой и искусством стало важнейшим признаком исключительности личности. «Аристократы духа» определялись не столько имущественным положением, сколько интеллигентностью и образованностью.

Негативные. Главное из них разлом русской культуры на европейскую и народную, пренебрежительное отношение к свои национальным корням, искусственный разрыв культурной эволюции, отказ от национальных традиций.

Попытка разрешить это противоречие была предпринята в середине XIX в. двумя направлениями, которые противоположным образом объясняли смысл и значение русской идеи, будущие пути развития России: славянофильство и западничество.

Славянофилы ( И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, братья Аксаковы, А.Н. Островский) Западники (А.Н. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский)
ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ
ü занимали позицию «философии тотальности», т.е. полагали основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни; ü русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада); ü любые реформы, попытка насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически. ü занимали позицию «философии индивидуальности»; ü отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет, она просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама по себе; ü благо для России – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной

§ Следующий этап русской философии конец XIX- первая половина XX в. связан с возникновением философских систем.

Характерными особенностями философии этого периода является ее антропоцентризм и гуманизм, ее религиозный характер, развитие естествознания и техники. Последнее заключается в возникновении русского космизма, который в свою очередь можно подразделить на два направления: мистическое, теологическое (Н.Ф. Федоров – основатель космизма как самостоятельного философского направления, В. Соловьев, П. Флоренский); естественно-научное (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др.). Его цель – построение мировоззрения, способного выдвинуть на первый план связь между жизнью и разумом, человеком и космосом. Он ставит проблему единства человека и космоса, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.

3. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 -1900).

Главные философские работы: «Кризис западной философии», «Русская идея», «Оправдание добра», «Смысл любви» и др.

Соловьев исходит из нравственного начала, «нравственного элемента», который «и должен быть положен в основу его теоретической философии». Основой нравственности, его прогресса, поведения человека и всей педагогики является «нерасторжимая связь поколений, которые поддерживают друг друга в прогрессивном исполнении одного общего дела – приготовления к явному Царству божию и воскресению всех». Эта идея воскресения всех делает для Соловьева реальной взаимную ответственность и нравственную солидарность всех перед всеми, живых перед мертвыми. И если у людей живущих сегодня не будет обязанности перед предками, то откуда возьмется такая обязанность по отношению к ним у их потомков. Нравственность имеет, по Соловьеву, различные проявления. Низший ее предмет – право, это минимум нравственности. Высшее ее проявление, которое и составляет собственный предмет философии, является любовь – это максимум нравственности. Любовь – это та сила, которая подрывает корни всякого эгоизма, всякой отдельности. Любовь бывает разных видов: от низшей («адской» и животной) любви до божественной.

Смысл и значение человека и человечества состоит в том, чтобы встать на путь высшей, божественной любви, которая и есть истинная безусловная любовь, истинная духовность, спасение в человеке человеческого, «через жертву эгоизма».

Человек, вставший на путь такой любви, вступил на путь «Богочеловека». Другими словами, соединение себя с богом – это путь к всеединству. Так как Бог вечен и неразделен, существует во всем и всегда, то, следовательно, через божественную любовь и осуществляется, прежде всего, утверждение отдельной индивидуальности, единого в целостности, т.е. достигается всеединство, эволюция человечества.

Следует отметить, что Соловьев внес значительный вклад в объяснение и развитие такого понятия – национальное самосознание «русская идея». Он приходит к выводу, что русская идея и исторический долг России заключается в осуществлении (по аналогии с божественной) социальной троицы – органического единства церкви, государства и общества. Идеалами Соловьева были «свободная теократия» или «вселенская церковь», построенная на единстве православия, католицизма и протестантизма.

Николай Александрович Бердяев(1874-1948) – философ-экзистенциалист. Суть его экзистенциальной философии – «познание смысла бытия через субъекта», т.е. человека. Поэтому естественно в центре его творчества находится проблема человека, человека свободного, творческого.

Основные философские работы: «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Смысл истории» (1923), «Судьба России», «Я и мир объектов» (1934), «Дух и реальность» (1937), «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1947) и др.

Достоинство его философии - в обосновании значимости творчества, свободы и достоинства личности, активизации совести и социальной ответственности людей.

Бытие проявляется и открывается в человеке и через человека. Он есть микрокосмос и микротеос. Сотворенный по образу и подобию Бога, а потому он является существом беспредельным, свободным и творческим. Но в то же самое время он является существом природным и ограниченным. Человек, таким образом, есть пересечение двух миров - высшего и низшего. Одна сторона его связана со свободой, творчеством, личностью, Богом. Другая – с необходимостью, природой, материей. На этом основании Бердяев различает понятия «личность» и «индивид»: «Личность следует отличать от индивида, - пишет он. – Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая. Индивид есть часть природы и общества». Человеку изначальна присуща свобода, которая не детерминирована «ни снизу, ни сверху». Со стороны этой свободы, которая объясняет возможность творчества в мире, человек и выступает как личность.

Бог понимается Бердяевым не как природная сила, а как смысл и истина мира, дух и свобода. Поэтому человек сам по себе, без Бога не является существом самодостаточным. Если нет Бога, то и нет и смысла и высшей правды и цели. Если же человек есть Бог, то это самое безнадежное и ничтожное.

Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращается в отрицание Бога и самообожествление человека. Если на место Бога заступает человек, то люди могут стать на путь «человекопоклонства». С другой стороны, утверждение Бога вне Богочеловека «есть форма идолопоклонства».

Если нет Бога, то нет победы над смертью, все лишено смысла и абсурдно. Двойственная природа человека рождает, по Бердяеву, вечное противоречие и весь трагизм человеческого существования: как существо духовное, человек свободен, а как существо природное, общественное и государственное – он подчинен необходимости и не может вырваться за ее рамки. Трагическая борьба и противоречие между свободой и необходимостью неразрешимы в этом мире. И в этой неразрешимости, по Бердяеву, весь смысл трагичности человеческого существования. Решение этой проблемы связано с преодолением дуализма человека, которое возможно лишь эсхатологически, т.е. может быть достигнуто только в «Царстве Божьем».

Ключевые понятия:соборность, славянофильство, западничество, космизм, теософия, русская идея, всеединство, София.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук

На сайте allrefs.net читайте: Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук. Содержание умкд...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 9. Русская философия в контексте российской культуры XIX – нач. XX вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тематический план лекционных, семинарских занятий
  Наименование модуля: Философско-культурологические дисциплины   Наименование дисциплины модуля: Философия. Философско-право

Тематический план выполнения и сдачи заданий СРСП и СРС
  Наименование дисциплины модуля: Философия. Философско-правовые аспекты атропосоциогенеза № тем   СРСП СРС

Информация по оценке знаний обучающихся
  Общая шкала оценки знаний   Аттестационная буквенная оценка Цифровой эквивалент баллов %-е содержание степени усвоени

Книгообеспеченность – 2013-2014 учебный год
Автор Название     Год изд. Экз.   Справочные издания, словари и

Лекция 1. Философия как феномен культуры. Круг проблем философии
  Цель и задачи лекции: определить место философии в системе мировоззрения, выделить ее специфику как формы общественного сознания, специфику ее объекта и предметной

Дуализм – компромиссное философское направление, признающее существование двух независимых субстанций – материальной и духовной.
Как материализм, так идеализм неоднороден в своих конкретных проявлениях. Можно выделить различные формы материализма и идеализма. С точки зрения исторического материализма, можно выделить

Лекция 2.Философия в ее историческом «измерении». Философская мысль Древней Индии и Древнего Китая
  Цель и задачи лекции: познакомить студентов с историей возникновения и развития философской мысли в Древней Индии и Древнем Китае, с характерными особенностями и на

Философские школы Древнего Китая
  В развитии философии Древнего Китая особое важное значение имели даосизм и конф

Лекция 3. Особенности античной философской традиции
  Цель и задачи лекции: познакомить студентов с особенностями становления и развития античной философии как классической формы философской системы, с основными этапам

Лекция 5. Философия в культуре Ренессанса и Реформации
Цель и задачи лекции:познакомить студентов с характерными особенностями эпохи Возрождения (Ренессанса), основными социально – экономическими, политическими и культурными факторами

Лекция 6. Западноевропейская философия в культуре Нового времени
Цель и задачи лекции: познакомить студентов с основными социально – экономическими, политическими и культурными факторами, объективно востребовавших бурное развитие естественных на

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).
Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Лекции по истории философии» и др. Гегель полагал, что в основе мира лежит не единичное, а целое. И мир не является собран

Лекция 8. Западноевропейская философия в контексте культуры XIX- XX - канун XXI вв.
Цель и задачи лекции:дать характеристикунаиболее влиятельным философским школам и направлениям современной философии. Раскрыть ее основные характерные черты, как плюрализм, экзисте

Контррационалистическая тенденция в западной философии XIX – XX вв.
В философских учениях вместо «разума» на первый план выдвигаются: § Шопенгауэр – «Воля к жизни»; § Ницше – «Воля к власти»;

Лекция 10. Феномен философии в казахской культуре
Цель и задачи лекции познакомить студентов с зарождением, становлением и особенностями развития философского мышления казахского народа. План: 1.

Шакарим Кудайбердиев (1858-1931) – «Три истины», «Каноны мусульманства».
Как и Абай, Шакарим отдавал предпочтение философской антропологии. Он продолжает просветительские идеи, что сущность человека, его природа и назначение заключаются в знании и истине. Три И

Бытие есть единство субъективной и объективной реальности.
Чтобы разобраться в сложном устройстве того реального мира в котором живет человек вводится важное понятие – «действительность», или «реальность», и будем рассматривать эти два термина как синонимы

По направленности процесса изменений - Прогресс
Регресс Одноплоскостное движение Циклическое движение   По скорости и качеству процесса изменений - Эволюция-инволюция

Философские концепции происхождения сознания. Основные свойства сознания.
3. Механизмы проявления сознания, его структура, уровни и формы. 4. Общественное бытие и Общественное сознание. 5. Сознательное и бессознательное в учении З. Фрейда.

ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СОЗНАНИЯ
Концепция Основная идея Представители Идеалистическая концепция Сознание существует изначально до появления материи и

Механизмы проявления сознания.
Сознание – продукт развития человека и общества, более узко – продукт высокоорганизованной материи: общественно развитого человека и его мозга. Является высшей формой отражения, вы

Учение З. Фрейда о фазах и ступенях развития сознания.
Зигмунд Фрейд (186 – 1939) – австрийский психиатр и психолог, был убежденным сторонником детерминизма, т.е. учения о всеобщей причинной обусловленности всего и вся, в том числе и п

Первая и вторая психологическая системы Фрейда
Согласно первой психологической системе (190-1920) в основе бессознательного лежит «либидо» - сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое в

Лекция 13. Гносеология в системе философского знания. Эпистемология
Цель и задачи лекции:раскрыть содержание проблемы познания как социально-исторического отношения человека к действительности. План: 1. Познание к

Методы эмпирического исследования.
· наблюдение –первичный и элементарный познавательный процесс, который состоит в целенаправленном, организованном, систематическом восприятии предметов и явлений внешнего мира. Мож

Лекция 14. Проблемы философской антропологии
Цель и задачи лекции:раскрыть основные аспекты философской антропологии – сущность и антропологическая структура человека, антропогенез, философские решения проблемы жизни и смерти

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОГЕНЕЗА
Разновидность Основная идея концепции Представители Теологическая концепция (креационизм) Бог сотворяет

ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ
Основная идея философской позиции Направления (течения) философии Представители После смерти тела жизнь человека прекращается

Лекция 15.Социальная философия. Природа и общество
  Цель и задачи лекции: Дать анализ основных концепций социальной философии и их роль в осознании современных глобальных проблем человечества.  

ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Эволюционного типа Революционного типа Культурно-исторических типов § Теория Г. Спенсера § Теория Э. Дюркгейма § Теория Ф. Тенис

Духовная сфера общества
Основные элементы духовной жизни общества: ü Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о челове

Понимание культуры различными мыслителями
№ Основная идея понимания культуры Представители Возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание

Понимание происхождения культуры И. Хейзинга и Э. Кассирера
Представители Основные произведения Основная идея происхождения культуры Йохан Хейзинга (1872 – 1945) – нидерландский ученый, истори

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинарские занятия — одна из важнейших форм учебного процесса по курсу философии. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориен

ТРАДИЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ, СРСП и СРС
!!!Студентам необходимо в течение учебного процесса выполнить задания на СРСП и СРС, содержание этих заданий, формы выполнения и контроля изложены в программе дисциплины (s

Требования к написанию и оформлению рефератов
1. Реферат – это краткое изложение основных положений книги, учения или научной проблемы в письменном виде. 2. Тема реферата должна быть взята студентом из силлабуса 3. При написа

V Составление кроссворда
1.Составление кроссворда – одна из форм самостоятельной работы студентов, вызывающая интерес к изучаемому предмету и помогающая более прочному усвоению категориально-понятийного аппарата основных т

Буддизм и его основные идеи

Объем – 2 часа Составитель: к.ф.н., доцент Умирзакова Л.А.
Историческая справка: Иммануил Кант (22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия - 12 февраля 1804)

Кейс № 1.
Высококвалифицированный сотрудник частной фирмы, занимающийся распространением медицинских препарато

Объем – 2 часа Составитель: к.ф.н., доцент Умирзакова Л.А.
Цели занятия: Подвести студентов к пониманию необходимости нравственного выбора для человека и общества; Формировать понятия “добро”, “зло”, “нравственность

Вступление
Философия сродни искусству: она помогает человеку найти ответ на вопрос: как жить? Как жить человеку, чтобы остаться человеком, сохранить человеческое достоинство в поисках выбора пути между добром

Основной этап занятия
Рассмотреть и оценить, что есть «добро» и «зло» в понимании величайших «учителей человечества». Курс делится на 5 групп, каждая из которых получает текст, отражающий представления философо

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какова особенность философского знания? Как Вы определите науку философию? 2. Каков предмет философии, его специфика? 3. Является ли религия философией и наоборот? 4.

На 2013-2014 учебный год
1. Зарождение философии: где 2. Веды – это: 3. 4 составные части Вед: самхиты, брахманы, араньяки, упанишады. 4. Самая главная и ранняя из самхит (сборников) Вед - Ригвед

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги