Реферат Курсовая Конспект
Свет в дизайне. - раздел Полиграфия, Дизайн. Дизайн-процесс 1) Дизайн — Проектная Художественно-Техничес...
|
1) ДИЗАЙН — проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер.
Объекты Д. — промышленные изделия (производственное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда и пр.); элементы и системы городской, производственной, жилой среды; визуальная информация; функционально-потребительские комплексы и пр. Соответственно различают виды Д.: Д. промышленных изделий, Д. среды, графический Д., Д. социально-культурной сферы и пр. Внутри каждого вида возможна также специализация дизайнеров, однако методы и принципы их деятельности остаются общими, с корректировкой на особенности объекта.
Цель проектирования в Д. — оптимизация функциональных процессов жизнедеятельности человека, повышение эстетического уровня изделий и их комплексов.
Предметом проектирования в Д. является структура и качество формы предметной среды в целом и изделий как ее элементов.
Метод дизайна — эволюционно складывающиеся принципиальные основы деятельности, определяющие ее цели и категориальный аппарат, который задает методический фундамент проектирования — способы моделирования объекта и совокупность правил, определяющих последовательность и содержание этапов формообразования. Современные принципы Д. — соединение в целостной структуре и гармоничной форме всех общественно необходимых свойств проектируемого объекта. Основными рабочими категориями дизайнерского проектирования являются образ, функция, морфология, технологическая форма, эстетическая ценность. Осуществление идеи создания целостного объекта требует глубокого знания основных законов и тенденций развития экономики, производства, потребления, а также понимания духовных запросов общества. Поэтому Д. базируется на научных основах моделирования объекта, объединяя научные принципы с художественными в проектном образе, и находит применение в других областях общественной деятельности (социальный Д.).
ДИЗАЙН-ПРОЦЕСС — процесс конкретного решения проектной задачи с применением категориального аппарата дизайна: разработка концепции, вычленение конкретных целей, анализ объекта, проведение операций проектирования (моделирование, макетирование и пр.), разработка проектной документации. Функциональный, морфологический и технологический аспекты дизайн-процесса, включены в художественно-образное проектирование — важнейший аспект структуры дизайн-процесса, связанный с самим предметом дизайна — созданием целостной формы предметно-пространственных структур. Все аспекты дизайн-процесса, связаны между собой и содержательно выражаются в образе вещи. В результате дизайн-процесса достигается целостность материально-технических и социокультурных потребительских свойств изделий, отвечающих различным требованиям, предъявляемым к изделиям промышленного производства. Выявление этих требований происходит в результате специальных предпроектных и проектных исследований, в которых дизайнер использует методы и средства естественных и гуманитарных наук, искусства и техники, объединяя и преобразуя их в соответствии с общими целями проектирования. Дизайн-процесс фиксируется в специальной документации.
2) СВЕТ В ДИЗАЙНЕ — функционально-художественное средство визуализации и виртуализации предметных и пространственных решений создаваемой человеком среды, объективная основа формирования зрительных образов в дизайнерском искусстве.
Свет — необходимое условие жизни и деятельности нормального человека, получающего 85% информации об окружающем мире через зрение, которое функционирует в режимах дневного (фотопического, от греч. photos — световой), сумеречного (мезопического, греч. Mesos — промежуточный) и — с минимальным эффектом — ночного (скотопического — от греч. skotos — мрак) освещения, каждое со своим характером эмоционального воздействия. Свет, создающий световую среду, в пределах которой человек может воспринимать объемно-пространственные и цветовые формы окружающего мира, излучается различными источниками, которые делятся на естественные (природные) и искусственные.
Основные источники естественного Света — солнце и небо, искусственного — электрические лампы. Другие природные и искусственные источники — луна, звезды, светящиеся насекомые, растения, свечи, факелы, газовые фонари и т. п., хотя и не имеют практического значения, могут служить специфическими средствами дизайнерского творчества.
Функции Света в архитектуре и дизайне можно условно разделить на утилитарные, биопсихологические и эстетические. Первые определяются условиями выполнения работ, связанных со зрением, при этом Свет является эффективным средством повышения их производительности. Оздоровляющее или эмоциональное воздействие Света на человека активно проявляется в интерьерах и городских пространствах, в световых шоу, при светотерапии. Эстетика Света связана с его визуально-формообразующим действием, причем направление и структура световых потоков различного происхождения определяют условия восприятия объемно-пространственных форм и их деталей.
Любые виды освещения имеют два принципиально разных состояния — прямое и рассеянное. Первое членит форму на освещенные и теневые участки, второе выявляет ее массу целиком, что существенно меняет эмоциональные ощущения зрителя.
Естественный Свет, наиболее привычный для человека, характерен направлением его «сверху» и воспринимается как белый ( тепло-белый от солнца, холодно-белый — от неба). Кроме того, природный Свет визуально «живой» — он постоянно изменяется по интенсивности, спектру и светотени благодаря переменам погоды и ходу солнца по небосводу. Геометрия параллельных солнечных лучей относительно проста и иллюстрируется четкой светотенью на трехмерных объектах. Диффузный (рассеянный атмосферой солнечный) Свет неба, облачного или безоблачного, имеет более сложную геометрию, что обуславливает особый характер светораспределения и светотени в пасмурный день. Эстетические возможности естественного Света известны человечеству с незапамятных времен и являются подсознательной основой представления человека о художественном качестве архитектурно-дизайнерских форм.
Искусственный Свет может иметь любое направление в пространстве в зависимости от расположения его источника, что позволяет создавать эстетические эффекты, противоречащие каноническим, привычным условиям освещения. Так, при множестве разноспектральных источников Света, в среде возникает сложное многоцветное тенеобразование, освещение «снизу» зрительно лишает объем гравитационной ориентации и т. п., что создает непривычные, нередко драматизированные ощущения.
По уровням освещенности искусственный Свет в открытых пространствах несопоставимо меньше дневного, но может иметь любую цветность излучения — от белого до монохроматического — и относительно легко регулируется системами управления по всем параметрам. Источниками искусственного Света являются тепловые (обычные и галогенные лампы накаливания) и разрядные лампы низкого или высокого давления (люминесцентные, натриевые, ртутные, металлогалогенные, ксеноновые, индукционные, газосветные и др.). Перспективны полупроводниковые источники — светоизлучающие диоды, обладающие высокими эффективностью и сроком службы и способные работать в сложном цветодинамическом режиме при любых погодных условиях. Свет каждого из этих источников обладает своими визуально-эмоциональными характеристиками, которые должны учитываться при проектировании.
Перспективы синтеза Света и дизайнерской формы связаны с органичным «врастанием» источников искусственного Света в материальные формы предметного мира и с дальнейшим развитием технологий его художественного освоения.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
БИЛЕТ... Дизайн... БИЛЕТ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Свет в дизайне.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов