1) ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА(man-made environment — англ.) — непосредственное окружение потребителя среды, совокупность природных и искусственных средовых пространств и их вещного наполнения, находящаяся в постоянном взаимодействии с человеком и его запросами. Тем самым с позиции средового подхода П.- п. с. фактически включает в число своих компонентов процессы и обстоятельства жизнедеятельности и обитания использующего среду человека.
Целенаправленная организация П.-п. с. для оптимального обеспечения условий жизни и деятельности человека и общества — кардинальная задача архитектурно-дизайнерской деятельности. Среда и ее элементы (пространство, предметная среда, техническое и инженерное оборудование, социокультурное состояние и пр.) составляют объект этой деятельности, а формирование (изучение, проектирование и реализация) — ее предмет. Двойственность материальной структуры П.-п. с. (пространство + предметная масса) преобразуется в целостность тем, что обе ее стороны, каждая по своему, обслуживают одну сущность — жизненный процесс. Однако с позиций работы со средой (от анализа до проектирования) ее двойная природа имеет много следствий. Главная особенность «бытия» П.-п. с. — взаимодействие с субъектом ее потребления, из чего следуют:
а) принципиальная динамичность как ее отдельных составляющих или параметров, так и системы в целом, поскольку потребитель в процессе своей деятельности обустраивает, деформирует среду в соответствии со своими постоянно действующими или сиюминутными потребностями. Это чрезвычайно осложняет работу дизайнеров — им приходится отвечать не только на сегодняшние запросы потребителей, но и представлять изменения этих запросов в перспективе, закладывая в строение среды механизмы ее приспособления к новым задачам. При этом пространственная основа оказывается более консервативной и устойчивой частью среды, чем ее наолнение, которое много подвижнее и лучше отвечает приспособительным целям ;
б) «субъективность», вариантность структурных представлений П.-п. с. и ее построение определяются тем, кто именно выступает потребителем среды (индивидуум или социальная общность), какие процессы здесь осуществляются (городская, сельская или производственная деятельность и т. д.). Рассматривает эти вопросы специальный раздел теории дизайна — типология видов и форм среды.
При этом иерархия структурно-типологических связей всегда относительна и имеет смысл только в пределах данной проектной или аналитической конструкции, но трансформируется в других обстоятельствах. Так, в принципе невозможно отнести, скажем, пространство к доминирующей структуре среды — в зависимости от этапа ее развития, социальных условий и т. д. эту роль могут играть принципы организации системы в целом, технологическое оснащение, специальное обучение потребителя и другие «внепространственные» составляющие.
2) МАКЕТИРОВАНИЕ(от итал. «mocetto» — эскиз, набросок) — условное или «натуральное» объемно-пространственное изображение объекта в определенном масштабе, позволяющее вести поиск и оценку эстетических, функциональных, конструктивно-технологических или потребительских качеств новых изделий и форм, в комплексе анализировать различные аспекты конкретного проектирования.
М. дает возможность воссоздавать и изучать различные явления в лабораторных условиях, способствует механизации процесса проектирования, позволяет оперативно получать приближенные к натуре материалы испытаний дизайнерских объектов. Макеты различают в зависимости от имитируемых сторон объектов дизайна (художественно-эстетических, конструктивных, технологических); в зависимости от этапа проектирования (рабочие, эскизные, демонстрационные, для лабораторных испытаний); по масштабу (в натуральную величину, уменьшенные в различном соотношении); по объемности (трехмерные — объемные, полу объёмные диорамы, циклорамы, перспективные макеты, макеты-декорации, плоскостные); по материалу изготовления (от бумаги, ткани, дерева, условно передающих формы будущих объектов, до прямого воспроизведения задуманных материалов, фактуры, цвета).
Одновременные учет и решение на одной модели различных вопросов проектирования (например, функциональных, материально-конструктивных и эстетических) в сочетании с графическими материалами обеспечивают на практике реализацию комплексного подхода в проектировании.
МАКЕТ — пространственный объект, воспроизводящий визуальные или от- дельные функциональные характеристики изделия (сооружения, комплекса).
За исключением демонстрационных М., целью которых является создание представления о внешнем виде как проектируемых, так и существующих изделий, остальные виды М. служат преимущественно проектным целям.
Но разных этапах проектирования используются следующие М.: поисковые (для определения основных объемно-пространственных или компоновочных характеристик проектируемого изделия, сопоставления альтернативных проектных предложений); доводочные (для более детальной проработки отдельных элементов изделия); посадочные (разновидность доводочных макетов, создаваемая в натуральную величину с целью отработки эргономических качеств изделия); действующие (для сравнения с существующими аналогами, для проверки функционирования отдельных элементов изделия).
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Макетирование.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Свет в дизайне.
1) ДИЗАЙН — проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, п
Архитектурный дизайн.
1) ОБЪЕКТ (дизайна) — противостоящая субъекту реальность (среда, процесс, вещь или комплекс вещей, явление, идея), на которой сосредоточено его внимание в целях ана
Малые архитектурные формы.
1) АНАЛИЗ — процесс применяемого в ходе решения дизайнерских задач мысленного или фиксированного в различных проектных языках расчленения объектов (изделий или явлений) на отдельны
Смыслообразование в дизайне.
1) ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН(Эко-дизайн) — область комплексной дизайнерской деятельности, стремящейся к реализации в проектируемых объектах сближения требований природной среды и ку
Дизайн городской среды.
1) ИНТУИЦИЯ — в философском смысле — способность непосредственного постижения истины; в социокультурном смысле — природный мехонизм связи природы — человека — с
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Любое изделие создают для более или менее отдаленного будущего, поэтому при его проектировании всегда учитывают закономерности изменения условий (социальных, культурных, экономических и производст
Информация в дизайне.
1) ЭРГОНОМИКА —дисциплина, комплексно изучающая антропометрические, биомеханические, психофизиологические и психологические аспекты взаимодействия человека с техническими средс
Материал в дизайне.
1) ФОРМООБРАЗОВАНИЕ— категория художественной деятельности, дизайнерского и технического творчества, выражающая процесс становления и созидания формы в соотв
Видеоэкология.
1) ДИЗАЙН ПРОГРАММА— директивный и адресный документ, определяющий комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам заданий и мероприятий, которые обеспечивают эффективн
Этапы творческого процесса в дизайне.
1) ТЕКТОНИКА В ДИЗАЙНЕ — закрепленное в форме дизайнерского объекта опосредованное представление о закономерностях его функционально- конструктивного решения, своего рода «изоб
ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДИЗАЙНЕ
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - процесс создания художественного произведения. Основной критерий творческого процесса — уникальность его результата. В дизайне важно проследить, как происходит
Морфология объектов дизайна.
1) ДИЗАЙН СРЕДЫ— представление об облике, стилевых или образных характеристиках средового объекта или системы, синтезирующее в едином впечатлении особеннос
Особенности композиционного формирования интерьера.
1) ОБРАЗ В ДИЗАЙНЕ— эмоционально-чувственное представление о назначении, смысле, качестве и оригинальности произведения дизайнерского искусства, категория эс
ОБРАЗ в дизайне
— идеально-чувственное предметное представление смыслов и идей, возникающее в процессе формирования замысла, проектирования, создания и восприятия (освоения) вещи. Категория дизайнерского проектиро
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЬЕРА
Прежде всего, нужно признать, что выразительный интерьер есть понятие равнозначное эмоциональному интерьеру, то есть интерьеру выражающему переживания и мысли архитектора, а грамотная композиция и
Цвет в интерьерной среде.
1) СТИЛЬ (в дизайне) — художественно-пластическая однородность предметно-пространственной среды и ее элементов, выделяемая в процессе восприятия материальной и художественной культ
ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРНОЙ СРЕДЕ
Цвет в дизайне интерьеров занимает среди других эстетических факторов одно из главных мест. Учеными в результате многолетних исследований и наблюдений было установлено, что цвета, относящиеся к кор
Символика формы и ее ассоциативное восприятие.
1) ФУНКЦИЯ— работа, которую выполняет или предназначено выполнять изделие; смысловая, знаковая и ценностная роль вещи. Ф. определяет характер и вид предмета (или де
Ассоциативная символика формы
Степень эмоционального ощущения при восприятии зависит от особенностей ассоциативного воздействия пространственной формы, ясности или сложности прочтения ее геометрических параметров и композиционн
Состав проектной документации дизайна интерьера.
1) ФАКТОРЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ— жизненные условия и обстоятельства, оказывающие влияние на формообразование, понимаемое как синтез ряда объективных социально-эк
СОСТАВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ИНТЕРЬЕРОВ
Разработка дизайна интерьера начинается с составления дизайн-проекта — комплекта документов, описывающих функциональные и дизайнерские решения, в них содержатся чертежи помещения и описания всех де
Творческая визуализация.
1) КОМПОЗИЦИЯ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ — целенаправленная художественная организация предметно-пространственной средовой системы, задачей которой является создание определен
ТВОРЧЕСКАЯ ВИЗУЛИЗАЦИЯ
Творческая визуализация - это процесс использования силы разума и образов для достижения цели. Когда человек успокаивает свой разум, мозг начинает вырабатывать альфа-волны. На этой стадии подсознан
Эмоциональное восприятие интерьера.
1) ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА— совокупность окружающих человека вещей, изделий, элементов оборудования и декоративного убранства средового образования, состоящая из отдельных предмет
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИНТЕРЬЕРА
Связь человека с окружающим миром отражается с помощью ощущения и восприятия, выступающих в единстве.
По смыслу организация пространства жизнедеятельности должна особенно учитывать те эмоц
Свойства архитектурного пространства.
1) СРЕДОВОЙ ПОДХОД(environment conception — англ.) — рассмотрение среды как результата освоения человеком его жизненного окружения. Соответственно деятельность и поведение
Свойства архитектурного пространства
Термин «архитектурное пространство» достаточно распространен в профессиональной деятельности, особенно по отношению к открытым городским пространствам, где близки природные аналоги
Потребительская культура и культура потребления.
1) ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН— дизайнерская деятельность, направленная на формирование окружающей человека предметно-пространственной среды с использованием в качестве основного матери
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов