рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство действия

Искусство действия - раздел Маркетинг, Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции, маркетинга Драматический Конфликт Способен Развиваться Только Благодаря Активным Действи...

Драматический конфликт способен развиваться только благодаря активным действиям героев. Как сказал М.И. Ромм, «кинематограф (и ТВ — вообще экранное зрелище — Г.Ф.) более чем какое-либо другое искусство является искусством действия... Кинема­тограф не терпит бездейственных кусков» (Ромм М.И., Беседы о кино. М.: Искусство, 1964. С. 41). А вот замечание В.Б. Шкловского: «Мы много говорим о конфликте и говорим часто неправильно, отрывая конф­ликт от характера, понимая конфликт как случай, а не как выяснение сущности героев через выяснение их взаимоотношений». И еще одно его же суждение: «Основной конфликт, как правило, должен быть та­ким, чтобы он мог охватить наибольшее количество героев фильма» (Шкловский В.Б. За сорок лет. М.: Искусство, 1965. С. 294).

Герои сценария действуют — участвуют в каких-то событиях, совершают какие-то поступки, произно­сят какие-то слова. Из поступков и речей героев и складывается, во-первых, наше представление об их характерах, а во-вторых, о причинах и развитии кон­фликта. Это взаимосвязано: характеры определяются поведением героев в конфликте, а конфликт пози­цией героев в предлагаемых автором обстоятельствах.

«Основной конфликт сценария...» Значит, кроме основного, есть еще и второстепенные? Да, могут быть еще и второстепенные, побочные. Но их взаи­мосвязь должна быть такой, как у большой реки с ее притоками. Вот стандартный пример. Сценарий о том, как полицейский борется с мафией. Это основной конфликт. Но с полицейским конфликтует и его жена, не понимающая смысла его работы. Ей надоело то, что она редко видит его дома, она устала беспокоить­ся за его жизнь. Для чего нужен такой, явно второ­степенный, занимающий мало места в сценарии кон­фликт? А вот для чего: выясняется, сколько сил и времени полицейский отдает борьбе с преступника­ми, и, кроме того, мы узнаем кое-что новое о харак­тере героя — во имя долга он может пожертвовать личным счастьем.

А вот один из второстепенных конфликтов из сце­нария «Служили два товарища». Поручик Брусенцов узнает, что генерал Бриллинг присвоил его коня Абре­ка. Брусенцов верхом на Абреке врывается в ресторан, где обедает генерал, и оскорбляет его и всех присут­ствующих...

Характер Брусенцова получает еще несколько красок. Он способен рискнуть всем — спокойствием, карьерой, может быть, даже жизнью ради единствен­ного живого существа, к которому он привязан, — коня Абрека, он ни во что не ставит воинскую дисциплину и субординацию. И основной конфликт (благодаря это­му — второстепенному) получает дополнительный импульс развития: ясно, что глуповатому мелкому человеку генералу Бриллингу и потерявшему ориентиры в жизни, отчаявшемуся офицеру Брусенцову не суж­дено стать победителями в их последнем сражении... ...Есть еще одно понятие, очень близкое понятию конфликта: это понятие — коллизия; по толковому сло­варю — «столкновение каких-то противоположных сил, интересов, стремлений». Столкновение между отдельными персонажами сценария или группами персонажей, между характером и окружающей сре­дой. Но в отличие от «конфликта», развивающегося на протяжении всего сценария, коллизия — это от­дельное конкретное столкновение, которое обычно становится содержанием конкретного же эпизода (еще раз напомню: эпизод — структурная единица сценария).

Коллизия не имеет в сценарии такого масштаба и значения, как конфликт, но кульминационный момент конфликта — это тоже коллизия.

И основой многих рекламных произведений тоже является какая-либо коллизия, связанная со свойства­ми рекламируемого товара.

Из многих коллизий-эпизодов и строится здание главного конфликта.

Итак, вспомним, что композицию сценария можно представить в виде простейшей классической схемы: начало, середина, финал.

Начало: вхождение в конфликт, его первые при­знаки.

Середина: конфликт развивается, нарастает. На­растает и тревога — справедливое «мирное» раз­решение конфликта кажется невозможным. Иног­да герой попадает в безвыходное положение.

Финал: может быть счастливым, трагическим, нейт­ральным — каким угодно, это функция идеи, кото­рую автор хочет донести до читателя и зрителя...

И тут мы подошли к еще одному, очень важному, на мой взгляд, определению сюжета.

Сюжет — это эволюция конфликта; его зарожде­ние (предыстория), развитие, завершение...

Представьте: вы долго и упорно работаете над сце­нарием, у вас в записных книжках есть весь необходи­мый материал, вы продумали досконально конфликт и знаете, как он должен завершиться... Вам все ясно, а дело не движется. В какой-то момент, на какой-то странице рукописи вы почувствовали, что конфликт в вашем опи­сании становится скучным, малоинтересным при всей его значимости и остроте... Вы словно «зациклились» на одном месте. Как тут быть?

Не забывайте, что сценарии сочиняли несколько поколений сценаристов до вас. И эмпирически были разгаданы «секреты», как «прорываться» сквозь эту «зацикленность». Способы, конечно, необязательные, но вполне пригодные для использования.

Например, пусть ваш герой узнает нечто неожи­данное, так, чтобы события пошли быстрее, или, наобо­рот, замедлились. Неожиданность для героя — это ведь и для читателя неожиданность.

Или так: внезапно появляется новый персонаж (тоже неожиданность!) — или друг, или враг вашего героя. Новое лицо всегда интересно...

Ваш главный герой не должен во всех ситуациях быть победителем. Он может потерпеть неудачу (как раз в том самом месте, где вы словно попали в тупик), что вызовет сочувствие читателей и зрителей, или после цепи неудач наконец-то добьется первого успеха. Чере­дование поражений и побед вашего героя (перипетии) очень способствует занимательности. Особенно в ост­росюжетном сценарии. А если ваш герой наивный и благородный человек, то неплохо бы ему довериться кому-то искушенному и непорядочному. В результате он наделает множество ошибок, но ведь все равно побе­дит! Но зато как возрастет напряженность действия!

И желательно, чтобы конфликт был сопряжен с какой-то тайной. У любой тайны есть нечто заворажи­вающее, возбуждающее, притягивающее...

Но заметьте: со всеми этими «секретами» мы стал­киваемся в повседневной жизни. И неожиданности нас поджидают регулярно, и с новыми людьми внезапно приходится знакомиться, подчас вопреки своей воле, и удач у нас столько же, сколько неудач, и подчас доверя­емся мы людям непорядочным, и слишком много собы­тий для нас остаются непонятными...

И ведь в самом деле: хотим мы того или не хотим, но все мы свидетели и участники конфликтов, происходя­щих в жизни. Все — в большей или меньшей мере, на­верное, в зависимости от величины жизненного опыта.

В этой ситуации и заключается один из парадок­сов творчества: быть свидетелем, а тем более участни­ком конфликта никому не доставляет удовольствия. Но творческая личность, сценарист, эту неприятную часть жизненного опыта может обратить себе во благо. Он может попытаться перенести пережитое им в сцена­рий, и если ему это удастся, содержание сценария обогатится, получит несколько новых ярких достовер­ных красок.

Это факт, проверенный многими нашими писателя­ми — прозаиками и сценаристами. Не забывайте о нем.

Всегда опирайтесь на собственный опыт.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции, маркетинга

ВВЕДЕНИЕ В СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО... КИНО ТЕЛЕВИДЕНИЕ РЕКЛАМА... Рекомендовано Учебно методическим объединением по...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство действия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От Автора
Какими творческими законами и правилами дол­жен руководствоваться сценарист в процессе работы над сценарием телефильма, передачи, рекламного ро­лика? Проще говоря, как пишутся, как сочиняются

Когда сценарий написан
...Вы написали сценарий и принесли его руководству студии. Вам «повезло»: сценарий понравился, решено его реализовать. Издан приказ о запуске вашей будущей передачи (в данном случае не имеет значен

Сценарист приступает к работе
...Но прежде, чем вы со своим сценарием придете на телевидение, вам предстоит долгая подготовитель­ная работа. Во-первых, вам надо определиться — о чем же вы хотите написать свой сценарий?

А нужен ли сценарий?
...Наконец-то поставлена точка — сценарий готов, режиссеру и руководству студии он нравится, вот-вот будет отдано распоряжение о запуске вашего сцена­рия в производство... Но не думайте и

Как не надо писать сценарий
Попросите на студии сценарий телевизионной передачи... Скорее всего, вам предложат рукопись такого вида: лист разделен пополам, с левой стороны написано про то, что должно быть изображено на эк­ран

Сценарий - литературное произведение
...Как уже было сказано, в тех редакциях телевиде­ния, где производились телефильмы, форма сценария оставалась такой же, как на всех киностудиях. Теле­фильм рассчитан на более долгий срок жизни, че

Ум, рассудок и фантазия
Что может быть общего между сценариями игро­вых фильмов и телепередач и сценариями фильмов и передач документальных? Да и есть ли оно, это общее? Думаю, необходимо прийти к какому-то определенно­му

Не делите неделимое
Некоторые исследователи сценарной литературы различают в сценарии две вроде бы самостоятельные части: описательную (ремарку) и речевую. В ремарке обычно описываются место действия, пей­заж

Страничка из собрания сочинений
...Каждый раз, когда мне приходится общаться с начинающими сценаристами, я слышу один и тот же вопрос: а как пишется сценарий?! Покажите нам об­разец! Казалось бы, все усвоил человек — и ч

Самый главный урок
Какие же уроки может извлечь для себя сценарист из творческого опыта классиков? О, таких уроков мо­жет быть множество! Но один из самых важных — ви­деть самому то, о чем пишете в сценарии, и писать

Сюжет и фабула
...От многих режиссеров кино и телевидения мне приходилось слышать: — Кино вообще должно рассказывать истории! Мысль очень точная (хотя, может быть, и не но­вая). В фильмах, перед

Неразрывные звенья цепи
Еще из школьных учебников вы, наверное, знаете о тех элементах литературного произведения, из кото­рых состоят любые сюжет и фабула. Тем не менее, я позволю себе напомнить о них. Во-первых, эксп

Кирпичики» для постройки
...Мы вспомнили, что означают понятия «сюжет», «фабула», из каких элементов они состоят... Но это, я бы сказал, понятия слишком общие. Нельзя ли их «ма­териализовать», конкретизировать? Чи

Вечное движение
Леонардо да Винчи наставлял художников: «Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое — легко, второе — трудно, так как оно должно быть из

Пространстве и времени
Иногда сравнивают экранное зрелище с репорта­жем с места события. В самом деле, мы становимся сви­детелями каких-то событий, каких-то поступков персо­нажей, слышим чьи-то речи, словно подглядываем

Лицо Ивана Мозжухина
На первый взгляд структура сценария может по­казаться совсем несложной: разберись в своем «стро­ительном материале» — эпизодах и переходах между ними, расположи эти кирпичики в соответствии с за­мы

Монтаж за письменным столом
Чтобы понять, в чем сходство и различие задач монтажа для режиссера и сценариста, необходимо вспомнить о таком элементе любой передачи или филь­ма, как план. Иногда вместо термина «план» пол

Подведем итоги
Все, что вы прочли в этой главе, формулируется одним словом: композиция. Композиция — это взаиморасполо­жение и взаимодействие основных частей произведения литературы, в нашем случае — литер

Какие бывают конфликты
Все мы, без исключения, так или иначе, невольно или осознанно в течение жизни становимся свидете­лями и участниками конфликтов. Но разных конфликтов — это разнообразие определяется и свойствами хар

Время молчать и время говорить
Принято любой текст, произносимый за кадром, называть дикторским. Иногда, если текст читает не диктор и если он написан от первого лица, его называ­ют авторским. Понятно, что дикторский те

Про что говорить не надо
...Независимо от того, когда вы напишете закадро­вый текст — до съемок или после монтажа, — пробле­ма заключается в том, что следует писать в этом са­мом тексте. Основное правило, конечно,

Особый случай
Наверное, стоит сказать о некоторых случаях спе­цифического употребления закадрового текста. Иногда создатели передачи или телефильма обходят­ся лишь коротким вступительным текстом, поясня

Сколько слов в рекламе?
Не сомневаюсь, что все правила, которыми должен руководствоваться автор закадрового текста телепере­дач и фильмов, в полной мере относятся и к рекламным произведениям. Но я бы выделил одно — «ди

Нация телезрителей
.. .Реклама как вид деятельности стала бурно развиваться после изобретения в середине XV века Иоганном Гутенбер­гом книгопечатания. Выход в германском городе Майнце гутенберговской печатной Библии

Система, которой нет
Каждый вечер, когда мы смотрим «по ящику» ка­кие-либо передачи или фильмы, они вдруг прерываются на самом интересном месте, и перед нами предстает реклама: нам предлагают нечто, совершенно не связа

Арсенал сочинителя
Вам говорят: есть такой-то товар, есть информация об этом товаре, надо написать сценарий рекламного сюжета об этом товаре — интересный, остроумный, яркий... Сценарист начинает работать. Во

Клип аттракцион
В начале 20-х годов прошлого столетия великий кинорежиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн, тог­да еще совсем молодой человек, был учеником Всеволода Эмильевича Мейерхольда и много работал над казавше

Замысел созрел - что дальше?
А дальше надо написать сценарий. Но вот вопрос — какой должна быть форма записи? К сожалению, в боль­шинстве рекламных фирм и у нас, и за рубежом наи­более распространена запись сценария в два ряда

Кто они, эти люди?.
Замечали, что очень часто герои рекламных клипов (в тех случаях, когда они есть, возможны клипы и без конкретных персонажей) похожи друг на друга, как близнецы-братья? Вот несколько юношей подошли

Закрыв последнюю страницу.
...Однажды, очарованные и покоренные каким-то замечательным романом (повестью, рассказом), закрыв его последнюю страницу, вы решили написать сцена­рий по этому произведению. С чего начать?

Что такое стиль
Есть словечко, которое применимо ко всем осмыс­ленным поступкам и действиям человека. Это словеч­ко — СТИЛЬ. Оно применимо к любому труду. «Чув­ствуется стиль мастера», — говорим мы об умелом пахар

Видеть мир в образах
Наверное, нельзя выработать собственного стиля, не воспитывая в себе способности и умения видеть в образах мир, который вы описываете. Образ — понятие многозначное. Это характер ва­

Целое составляется из деталей
Есть еще одно необходимое понятие, без которого не обходится ни одно мало-мальски серьезное произведе­ние в прозе — и сценарий в том числе. Это — деталь. Что такое деталь? Как прави

Стиль эпохи
Для первых наших сценаристов и в особенности владельцев киностудий характерно стремление «идти прямо к своей цели», «поверять гармонию алгеброй» — здравым смыслом. Чрезмерный прагматизм в подходе к

Ничего невероятного и бессмысленного
Есть вещи, которые очень трудно объяснить сту­дентам. Трудно не только оттого, что студенты, напри мер, не читали сценариев А. Ржешевского (это было бы еще полбеды, сегодня их мало кто читает). Но

ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Две формы записи телевизионного сценария. Сцена­рий для кино и ТВ как литературное произведение. Специфика выбора темы для телевизионного сцена­рия. Тема, материал, замысел, идея сценария.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги