рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Система, которой нет

Система, которой нет - раздел Маркетинг, Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции, маркетинга Каждый Вечер, Когда Мы Смотрим «По Ящику» Ка­кие-Либо Передачи Или Фильмы, Он...

Каждый вечер, когда мы смотрим «по ящику» ка­кие-либо передачи или фильмы, они вдруг прерываются на самом интересном месте, и перед нами предстает реклама: нам предлагают нечто, совершенно не связанное с тем, что мы смотрели до появления на экране рекламы — от интимных аксессуаров гигиены до но­вейших моделей автомобилей. Диапазон предлагаемых товаров и услуг бесконечен... Причем тех телевизион­ных менеджеров, которые планируют показ рекламы на экране, не смущает даже то, что подчас прерывается не просто передача или фильм, а классическое произведе­ние, шедевр, и появление рекламы разрушает художе­ственное впечатление. Впрочем, это уже из области телевизионной этики — области, к сожалению, мало изученной.

Реклама на экране разнообразна. Понятна цель рекламного произведения, но порой трудно определить его жанр, эстетические особенности, неуловим «по­черк» — самобытность стиля — его создателей. Все это в современной рекламе размыто, нивелировано и, че­стно говоря (на мой взгляд), однообразно. Встречаются и нелепости — чаще всего, когда авторы, стремясь привлечь внимание телезрителей, пренебрегают точ­ностью деталей. Вот пример обзора телерекламы, на­печатанного в одной из газет:

«Уже давно и уверенно шагает по экранам тетя Ася... Теперь даже мужчины с ее подачи ходят на рыбал­ку в белых рубашках». Или: «Тарелочка борща, появляю­щаяся в конце этой рекламы... нормальную хозяйку за­ставляет вздрогнуть от ужаса при мысли, что кому-то это месиво придется есть. Поверьте, огромные ломти свеклы, сваленные в жидкость цвета густой марганцов­ки — не борщ. Не говоря уж о том, что свеклу мадам режет и бросает в кастрюлю неочищенной. Одним словом, сплошной обман».

Согласен с автором обзора; добавлю, что список нелепостей, мелькающих в рекламе, можно продолжать бесконечно. Я остановился на этой частности лишь потому, что точность и достоверность деталей, во-пер­вых, всегда «лежит на совести» сценариста (так же, как и режиссера), а во-вторых, любой художественный образ, любая метафора или гипербола и т. п. не долж­ны противоречить точности и достоверности... Есть ли возможность как-то систематизировать виды рекламных произведений для телеэкрана — при всем их разнообразии, жанровой размытости, авторской нивелированности? Конечно, есть; это сделано во всех книгах, во всех учебных пособиях по искусству рекла­мы. Но подход авторов книг и учебных пособий своеоб­разен (хотя и оправдан логически): рекламу обычно анализируют по принципам маркетинга, с точки зрения предполагаемой психологии потенциального покупате­ля-зрителя (см. выше — таблицу «Возможные цели рек­ламы»). Иногда рекламу систематизируют по жанровым признакам, имея в виду не столько жанр как таковой — драма, комедия, трагедия и т. д., сколько внешние при­знаки формы. Вот пример из книги Н. Голядкина (Голядкин Н. Творческая телереклама. Из американского опыта. М., 1998. С. 36-37): «...- рассказ голосом в кадре и за кадром;

- показ изделия в работе;

- драматизация по принципу "проблема и ее ре­шение».

«Такой подход, пожалуй, узковат, — пишет Н. Голядкин, и не учитывает многообразия телерекламы. Большинство идущих на американском телеэкране рек­ламных сообщений выдержаны в следующих "жанрах" (или представляют их комбинации):

- прямая продажа;

- обращение от лица фирмы;

- рекомендации знаменитостей или специалистов;

- интервью с покупателем;

- демонстрация;

- прямое сравнение товаров;

- драматизация;

- музыкальная реклама;

- анимация».

Не буду цитировать здесь деление рекламных произведений по принципу «обыгрывания чувств» зри­теля, обращения к особенностям его психологии, его ценностным ориентациям. Все эти градации, повторя­ющиеся с различными вариациями из книги в книгу, несомненно, важны и полезны для многих специалис­тов, работающих в рекламном бизнесе. Но они имеют лишь одно значение для сценаристов, в некоторых случаях второстепенное: с их помощью можно сфор­мулировать дополнительное условие, которое надо учи­тывать при написании сценария, дополнительное тре­бование к его форме и содержанию. Анализируя форму регулярно появляющихся на нашем телеэкране рекламных произведений (или — «рекламных сообщений», не имеет особого значения, как их называть), приходишь к выводу, что в подавля­ющем большинстве случаев мы имеем дело всего с тремя видами телерекламы: объявлением, плакатом и сюжетом (Слово «сюжет» употребляется также как специфический телевизионный термин, означающий небольшую самостоятель­ную часть телепрограммы) (клипом).

Иногда рекламные объявления, плакаты и сюже­ты (клипы) появляются в «чистом виде» — только объявление, только плакат, только клип. Но такое про­исходит крайне редко, обычно нынешний рекламный клип включает в себя объявление, а уж заканчивается непременно плакатом. То есть в каждом конкретном случае мы имеем дело с произвольным (более или менее творческим) совмещением в одном рекламном произведении всех трех возможных форм. Ничего плохого в этом нет; плохо, если объявление, плакат и клип соединены неуклюже, безвкусно, непрофессио­нально.

Какой же смысл заключен в названиях этих видов телерекламы?

Объявление. Короткое сообщение о каком-либо но­вом товаре, его качественных параметрах, о фирме, магазине, где продаются определенные товары и т. п. Приводятся адреса, телефоны, иногда — цены. В неко­торых случаях в объявлениях приглашаются на работу те или иные специалисты или извещается о собрании акционеров. Довольно часто в объявлениях сообщается о новых фармацевтических препаратах. Собственно говоря, что такое объявление, известно каждому чело­веку, умеющему читать; объявления в газете, по радио и на телеэкране мало чем отличаются друг от друга, но в чистом виде на экране они появляются редко. Но — появляются. Сценаристу тут делать нечего, разве что его попросят отредактировать текст объявления...

Другое дело — плакат. Плакат — это некое статич­ное (неподвижное) изображение, картинка, сопровож­даемая текстом, прочитанным за кадром и надписью (титром). Надпись, как правило, тоже озвучивается дик тором. Тут для сценариста работа не обязательна, но возможна: надо придумать картинку и согласовать свою идею с художником, надо сочинить текст для диктора (объявление) и надпись — слоган (от английского сло­ва slogan — удар) — короткую, яркую, может быть, даже афористичную фразу, напоминающую лозунг. Слоган иногда используют как девиз фирмы или пред­приятия, он кочует из рекламы в рекламу, если рекла­мируется товар одной и той же фирмы.

Очень часто совмещают объявление и плакат. На экране появляется калейдоскоп статичных изображе­ний-плакатов, а за кадром диктор зачитывает объявле­ние. Но заканчивается реклама обычно плакатом с надписью-слоганом.

Несколько примеров применения рекламных пла­катов:

В кадре изображение жевательной резинки. Над­пись: "Стоматологи рекомендуют "Орбит".

Изображение шоколада "Сникерс". Надпись: "Не тормози, сникерсни!"

Изображение шоколада "Марс". Надпись: "Марс" больше чем шоколад!"

В кадре бутылка с пивом. Надпись: "Моя жизнь без пива, как Гибралтар без Пролива".

В кадре серия картинок, на фоне которых расска­зывается о страховой группе "Спасские ворота". Сло­ган: "Спасские ворота" как за каменной стеной".

Ну и "навязший в зубах" слоган на фоне коробки со стиральным порошком: "Чистота чисто Тайд!" И т. д., и т. п.

Здесь я не оцениваю качество слоганов и тем бо­лее картинок... Такой цели не ставится, хотя, конечно, авторам иных рекламных текстов и слоганов можно предъявить немало претензий по части владения рус­ским языком. Важно объяснить, что представляет со­бой реклама с творческой, сценарной точки зрения (подробнее о закадровом тексте в рекламе см. в главе «Голос невидимого собеседника»).

И, наконец, рекламный сюжет (клип). Помните, в одной из глав этой книжки говорилось, что в принципе любая телепередача или телефильм — это какая-то история, показанная на экране. События этой истории составляют ее сюжет и фабулу, строится она из «кирпичиков» — эпизодов и переходов между эпизодами и пр. Так вот, телевизионный клип — это тоже некая история, «байка», рассказанная с целью пропагандировать (рекламировать) нечто, что нуждается в рекламе. Истории эти коротки, желательно — остроумны, в них обязательно что-то должно происходить.

Вот краткое изложение нескольких, взятых наугад рекламных клипов:

Два клоуна отдыхают между номерами, подкреп­ляются печеньем "Твикс". Один спохватывается: "Наш выход!" Они выбегают на арену и видят на арене... тигров! Рычащий тигр направляется к ним. "Кажется, это не наш номер!.." ("Твикс" заставил забыть обо всем).

Человек на плоту. Горы, лес, река, прекрасная пого­да рай! Чего еще ему не хватает? Оказывается конфеты "Баунти", которая и дает ощущение "рая". Молодые люди идут по проселочной дороге. Под­ходят к загону, в котором содержится свирепый бык. Кто-то бросает на середину загона банку с "Фантой Юноша в красной спортивной одежде входит в загон, хватает банку. Бык направляется к нему. Юноше его при­ятели напоминают, что он в красном, он падает и об­мазывается жидкой грязью. Грязный с головы до ног, но с банкой в руках юноша удирает от быка. В этот мо­мент один из его приятелей вспоминает, что быки дальтоники. Молодой человек, рисковавший ради банки "Фанты" жизнью, с товарищами удаляется по дороге... По пустыне бегут томимые жаждой страусы... Они зарываются головой в песок и проникают сквозь тол­щу земли... в Антарктиду! Там их ждут пингвины с банками долгожданного напитка "Айрен-брю" (анима­ция).

Наверное, хватит примеров. Но еще раз должен напомнить: почти не встречаются клипы отдельно от объявлений и плакатов. Скажем, рассказывается исто­рия, в середину ее вставляется объявление о новизне и достоинствах товара, а финалом служит плакат с титром-слоганом. Все в воле сценариста и режиссера, все зависит от их воображения и профессионализма. Так что деление телерекламы на «объявление», «плакат» и «клип» достаточно условно, но, возможно, оно поможет разобраться в сути сценарного дела в рекламе.

Одна из творческих задач, стоящих перед сценари­стом, может заключаться именно в том, чтобы органич­но совместить (смонтировать) в сценарии объявление, плакат и действие персонажей клипа (если таковые предполагаются).

Сценаристу, прежде чем он приступит к работе над сценарием, видимо, следует вначале тщательно разрабо­тать фабулу клипа. Мы знаем, что многие писатели дви­жутся «от первой строки», они не знают, как закончится их произведение, это им продиктует логика развития характеров персонажей, логика развития конфликта... В рекламном клипе иное: слишком мал хронометраж, слишком конкретна цель, стоящая перед сценаристом.

И, должно быть, заранее надо сочинить финальный девиз (слоган) — это та «вершина», к которой как бы устремлены все перипетии действия (если предпола­гается слоган поместить в финале). А вот работу над остальным закадровым текстом, наверное, можно на­чинать, когда основная часть сценария уже написана, тогда легче будет сочинить ровно столько текста и такого качества, чтобы он не мешал зрителю следить за происходящим на экране.

Рекламный клип может состоять из одного или нескольких (двух-трех) эпизодов. Например, история с юношей, быком и банкой «Фанты». 1 эпизод: молодые люди идут по дороге и подходят к загону; 2: юноша попадает в загон, хватает банку, замечает быка; 3: он обмазывается грязью и убегает с банкой. Или — ани­мационный сюжет про жаждущих страусов, состоящий из двух эпизодов — в пустыне и в Антарктиде.

Есть еще один вид рекламы на телевидении: так называемые рекламные тематические передачи. Если рекламный клип существует в эфире от 20-30 секунд до (максимум!) двух-трех минут, то рекламная тематичес­кая передача длится и 20, и 30 минут! Обычно она строит­ся так: ведущий демонстрирует какой-либо товар, напри­мер, тефлоновую посуду или спортивные снаряды, долго, подробно, с пафосом рассказывает об их достоинствах, демонстрирует их «в действии», привлекает себе на по­мощь свидетелей, якобы уже пользовавшихся этими то­варами, чаще всего людей знаменитых — спортсменов или киноартистов, и т. д. С профессиональной точки зрения (сценарной и режиссерской) такие передачи большей частью производят впечатление вещей аморф­ных, которые можно продолжать «в обе стороны», хотя, вероятно, можно было придумать и снять по тому же поводу более занимательную, с жестким сюжетом, ис­торию. Но я не исключаю, что с точки зрения специа­листов по маркетингу их художественный уровень впол­не достаточен.

Что из этого следует?

А то, что (с моей точки зрения!) сценарии реклам­ных произведений в творческом отношении пишутся по законам и правилам, общим с законами и правила­ми для сценариев игровых и документальных передач и телефильмов. Напомню только еще раз: в искусстве нет абсолютных законов и правил. Если бы они были, мы никогда не узнали бы о гениях искусства, которые всегда выходили за рамки общепринятого...

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции, маркетинга

ВВЕДЕНИЕ В СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО... КИНО ТЕЛЕВИДЕНИЕ РЕКЛАМА... Рекомендовано Учебно методическим объединением по...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Система, которой нет

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От Автора
Какими творческими законами и правилами дол­жен руководствоваться сценарист в процессе работы над сценарием телефильма, передачи, рекламного ро­лика? Проще говоря, как пишутся, как сочиняются

Когда сценарий написан
...Вы написали сценарий и принесли его руководству студии. Вам «повезло»: сценарий понравился, решено его реализовать. Издан приказ о запуске вашей будущей передачи (в данном случае не имеет значен

Сценарист приступает к работе
...Но прежде, чем вы со своим сценарием придете на телевидение, вам предстоит долгая подготовитель­ная работа. Во-первых, вам надо определиться — о чем же вы хотите написать свой сценарий?

А нужен ли сценарий?
...Наконец-то поставлена точка — сценарий готов, режиссеру и руководству студии он нравится, вот-вот будет отдано распоряжение о запуске вашего сцена­рия в производство... Но не думайте и

Как не надо писать сценарий
Попросите на студии сценарий телевизионной передачи... Скорее всего, вам предложат рукопись такого вида: лист разделен пополам, с левой стороны написано про то, что должно быть изображено на эк­ран

Сценарий - литературное произведение
...Как уже было сказано, в тех редакциях телевиде­ния, где производились телефильмы, форма сценария оставалась такой же, как на всех киностудиях. Теле­фильм рассчитан на более долгий срок жизни, че

Ум, рассудок и фантазия
Что может быть общего между сценариями игро­вых фильмов и телепередач и сценариями фильмов и передач документальных? Да и есть ли оно, это общее? Думаю, необходимо прийти к какому-то определенно­му

Не делите неделимое
Некоторые исследователи сценарной литературы различают в сценарии две вроде бы самостоятельные части: описательную (ремарку) и речевую. В ремарке обычно описываются место действия, пей­заж

Страничка из собрания сочинений
...Каждый раз, когда мне приходится общаться с начинающими сценаристами, я слышу один и тот же вопрос: а как пишется сценарий?! Покажите нам об­разец! Казалось бы, все усвоил человек — и ч

Самый главный урок
Какие же уроки может извлечь для себя сценарист из творческого опыта классиков? О, таких уроков мо­жет быть множество! Но один из самых важных — ви­деть самому то, о чем пишете в сценарии, и писать

Сюжет и фабула
...От многих режиссеров кино и телевидения мне приходилось слышать: — Кино вообще должно рассказывать истории! Мысль очень точная (хотя, может быть, и не но­вая). В фильмах, перед

Неразрывные звенья цепи
Еще из школьных учебников вы, наверное, знаете о тех элементах литературного произведения, из кото­рых состоят любые сюжет и фабула. Тем не менее, я позволю себе напомнить о них. Во-первых, эксп

Кирпичики» для постройки
...Мы вспомнили, что означают понятия «сюжет», «фабула», из каких элементов они состоят... Но это, я бы сказал, понятия слишком общие. Нельзя ли их «ма­териализовать», конкретизировать? Чи

Вечное движение
Леонардо да Винчи наставлял художников: «Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое — легко, второе — трудно, так как оно должно быть из

Пространстве и времени
Иногда сравнивают экранное зрелище с репорта­жем с места события. В самом деле, мы становимся сви­детелями каких-то событий, каких-то поступков персо­нажей, слышим чьи-то речи, словно подглядываем

Лицо Ивана Мозжухина
На первый взгляд структура сценария может по­казаться совсем несложной: разберись в своем «стро­ительном материале» — эпизодах и переходах между ними, расположи эти кирпичики в соответствии с за­мы

Монтаж за письменным столом
Чтобы понять, в чем сходство и различие задач монтажа для режиссера и сценариста, необходимо вспомнить о таком элементе любой передачи или филь­ма, как план. Иногда вместо термина «план» пол

Подведем итоги
Все, что вы прочли в этой главе, формулируется одним словом: композиция. Композиция — это взаиморасполо­жение и взаимодействие основных частей произведения литературы, в нашем случае — литер

Какие бывают конфликты
Все мы, без исключения, так или иначе, невольно или осознанно в течение жизни становимся свидете­лями и участниками конфликтов. Но разных конфликтов — это разнообразие определяется и свойствами хар

Искусство действия
Драматический конфликт способен развиваться только благодаря активным действиям героев. Как сказал М.И. Ромм, «кинематограф (и ТВ — вообще экранное зрелище — Г.Ф.) более чем какое-либо др

Время молчать и время говорить
Принято любой текст, произносимый за кадром, называть дикторским. Иногда, если текст читает не диктор и если он написан от первого лица, его называ­ют авторским. Понятно, что дикторский те

Про что говорить не надо
...Независимо от того, когда вы напишете закадро­вый текст — до съемок или после монтажа, — пробле­ма заключается в том, что следует писать в этом са­мом тексте. Основное правило, конечно,

Особый случай
Наверное, стоит сказать о некоторых случаях спе­цифического употребления закадрового текста. Иногда создатели передачи или телефильма обходят­ся лишь коротким вступительным текстом, поясня

Сколько слов в рекламе?
Не сомневаюсь, что все правила, которыми должен руководствоваться автор закадрового текста телепере­дач и фильмов, в полной мере относятся и к рекламным произведениям. Но я бы выделил одно — «ди

Нация телезрителей
.. .Реклама как вид деятельности стала бурно развиваться после изобретения в середине XV века Иоганном Гутенбер­гом книгопечатания. Выход в германском городе Майнце гутенберговской печатной Библии

Арсенал сочинителя
Вам говорят: есть такой-то товар, есть информация об этом товаре, надо написать сценарий рекламного сюжета об этом товаре — интересный, остроумный, яркий... Сценарист начинает работать. Во

Клип аттракцион
В начале 20-х годов прошлого столетия великий кинорежиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн, тог­да еще совсем молодой человек, был учеником Всеволода Эмильевича Мейерхольда и много работал над казавше

Замысел созрел - что дальше?
А дальше надо написать сценарий. Но вот вопрос — какой должна быть форма записи? К сожалению, в боль­шинстве рекламных фирм и у нас, и за рубежом наи­более распространена запись сценария в два ряда

Кто они, эти люди?.
Замечали, что очень часто герои рекламных клипов (в тех случаях, когда они есть, возможны клипы и без конкретных персонажей) похожи друг на друга, как близнецы-братья? Вот несколько юношей подошли

Закрыв последнюю страницу.
...Однажды, очарованные и покоренные каким-то замечательным романом (повестью, рассказом), закрыв его последнюю страницу, вы решили написать сцена­рий по этому произведению. С чего начать?

Что такое стиль
Есть словечко, которое применимо ко всем осмыс­ленным поступкам и действиям человека. Это словеч­ко — СТИЛЬ. Оно применимо к любому труду. «Чув­ствуется стиль мастера», — говорим мы об умелом пахар

Видеть мир в образах
Наверное, нельзя выработать собственного стиля, не воспитывая в себе способности и умения видеть в образах мир, который вы описываете. Образ — понятие многозначное. Это характер ва­

Целое составляется из деталей
Есть еще одно необходимое понятие, без которого не обходится ни одно мало-мальски серьезное произведе­ние в прозе — и сценарий в том числе. Это — деталь. Что такое деталь? Как прави

Стиль эпохи
Для первых наших сценаристов и в особенности владельцев киностудий характерно стремление «идти прямо к своей цели», «поверять гармонию алгеброй» — здравым смыслом. Чрезмерный прагматизм в подходе к

Ничего невероятного и бессмысленного
Есть вещи, которые очень трудно объяснить сту­дентам. Трудно не только оттого, что студенты, напри мер, не читали сценариев А. Ржешевского (это было бы еще полбеды, сегодня их мало кто читает). Но

ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Две формы записи телевизионного сценария. Сцена­рий для кино и ТВ как литературное произведение. Специфика выбора темы для телевизионного сцена­рия. Тема, материал, замысел, идея сценария.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги