рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Влияние структуры рынка на механизм ценообразования.

Влияние структуры рынка на механизм ценообразования. - раздел Маркетинг, Тема 1. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Роль Цены В Достижении Фирмой Целей Зависит От Многих Факторов. Одним Из Осно...

Роль цены в достижении фирмой целей зависит от многих факторов. Одним из основных является структура рынка, на котором фирма продает свой товар. В основе понятия «структура рынка» лежит степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. Выделяются два основных типа рынка – рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции отличается следующими характеристиками:

1)имеется множество продавцов и покупателей одного и того же товара, при этом каждый из них продает (покупает) очень малую долю общего рыночного объема;

2)товар с точки зрения покупателей является совершенно однородным, покупателю безразлично, у какого продавца покупать товар;

3)все покупатели с точки зрения продавцов одинаковы;

4)отсутствуют барьеры на вход и выход с рынка (нет препятствий для вступления в отрасль новых производителей; ограничений при покупке товаров и др.);

5) все участники рыночных сделок осведомлены о технологиях, ценах, качестве товаров;

6)ни один покупатель и продавец не может оказать существенного влияния на уровень текущей рыночной цены; отсутствует сговор продавцов или покупателей.

Рыночная цена складывается под воздействием спроса и предложения в отрасли и не зависит от объема выпуска продукции конкретной фирмы, так как она производит очень малую долю от совокупного рыночного объема. Продавец не может завысить цену своего товара по сравнению с текущей рыночной ценой, потому что покупатели имеют возможность купить товар у других продавцов по рыночной цене. В условиях совершенной конкуренции роль ценовых стратегий, как и других элементов комплекса маркетинга, ничтожно мала. Главная задача фирмы – снижение расходов и получение минимальной себестоимости товара или услуги.

В чистом виде рынок совершенной конкуренции не существует ни в одной стране. Можно говорить лишь о том, что рынки отдельных товаров приближены к рынку совершенной конкуренции (например, рынок сельскохозяйственной продукции). Таким образом, рынок совершенной конкуренции выступает идеальной моделью, сравнение с которой позволяет определить степень несовершенства рынка.

Нарушение хотя бы одного из условий рынка совершенной конкуренции приводит к появлению рынка несовершенной конкуренции. На практике встречаются четыре типа рынка несовершенной конкуренции: монополия, монопсония, монополистическая конкуренция и олигополия.

Монополия. Для сферы культуры наиболее характерен рынок монополии, который характеризуется следующими признаками:

1)наличие только одного продавца некоторого товара;

2)товар не имеет близких заменителей и покупатель должен покупать товар у монополиста или отказаться от него;

3)отсутствие как потенциальной, так и скрытой конкуренции (уникальные культурные объекты не испытывают влияния конкуренции);

4)наличие барьеров для входа в отрасль; в сфере культуры экономически не оправдано создание в провинциальных городах нескольких художественных музеев, театров и т.д., следовательно, можно говорить о наличии определенного барьера для входа новых производителей на локальный рынок культурных услуг;

5)фирма полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цену. Цены монополиста всегда завышены, по сравнению с ценами в условиях совершенной конкуренции.

Для максимизации прибыли монополист активно проводит ценовую дискриминацию.

Ценовая дискриминация – это установление разных цен на один и тот же товар, при этом различия в ценах не связаны с затратами.

Цель ценовой дискриминации – использование всех возможностей для установления максимальной цены на каждую единицу продукции. Ценовой дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, так и разные покупатели.

Для проведения монополистом ценовой дискриминации необходимы следующие условия:

1)способность контролировать цены;

2)возможность сегментирования рынка;

3)наличие препятствий к перемещению товара с разными ценами между сегментами рынка.

В зависимости от того, насколько реализуются перечисленные выше условия, фирма-монополист может проводить тот или иной тип ценовой дискриминации.

Если монополист обладает высокой степенью контроля над рынком, то он имеет возможность устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. Такая ценовая дискриминация называется совершенной.

В этом случае каждый покупатель платит за товар цену, равную индивидуальной цене спроса. Совершенная ценовая дискриминация трудноосуществима, поэтому монополист может использовать другие типы дискриминации.

К ним можно отнести ценовую дискриминацию второй степени, которая на практике проявляется в форме различных ценовых скидок в зависимости от количества приобретенного товара (например, оптовые, мелкооптовые, розничные цены).

Ценовая дискриминация третьей степени проводится при условии возможности деления рынка (покупателей) на сегменты, в основе которых лежит разная эластичность спроса по цене. Предполагается, что эти категории покупателей могут быть легко идентифицированы (например, наличие студенческого билета, пенсионного удостоверения и т.п.). Ценовая дискриминация третьей степени получила наибольшее распространение в сфере культуры.

Организации культуры устанавливают дифференцированные цены на входные билеты по возрастному признаку (дети, школьники, студенты, пенсионеры), по отдельным категориям посетителей (участники войны, ветераны труда, инвалиды; а также отдельные лица и группы) и уровню дохода.

Кроме того, ценовая политика отечественных учреждений культуры отличается жесткой дискриминацией по отношению к иностранным гражданам. В целях увеличения доходов входная плата для зарубежных посетителей устанавливается в несколько раз выше тарифов для местного населения.

Ценовая дискриминация в сфере культуры имеет ряд недостатков.

Во-первых, она негативно оценивается потребителями, что, в конечном счете, ведет к ухудшению имиджа организации культуры. Дискриминационная политика отражается на сокращении повторных посещений, снижении доходов от дополнительной деятельности учреждения культуры, таких как выручки сувенирных магазинов, кафе и т.д.

Следовательно, косвенные расходы на проведение дискриминационной политики могут достигать значительных размеров.

Во-вторых, данная ценовая политика отличается самым высоким уровнем не только косвенных, но и прямых расходов. Высокая дифференциация цен требует дополнительных затрат на выпуск и реализацию разных входных билетов, а также контроль за их использованием.

Кроме того, в структуре поступлений удельный вес доходов от некоторых категорий потребителей может быть низким, в силу их малочисленности, тогда как прямые и косвенные расходы на проведение дискриминационной политики – достаточно высокие. Это заставляет сопоставлять при установлении дискриминационной ценовой политики доходы от ее внедрения с расходами на обслуживание, включающими не только прямые затраты, но и косвенные.

Монопсония. Монополия на стороне спроса, когда на рынке имеется один покупатель и множество продавцов, называется монопсонией. В большинстве случаев единственным покупателем на рынке монопсонии является государство. В сфере культуры государство может выступать заказчиком кинопродукции, реконструкции исторических зданий и др. Цены на рынке монопсонии определяет покупатель, исходя из предложений производителей. Чаще всего ценообразование в условиях монопсонии происходит на основе тендерных торгов.

Дуополия. Если на рынке одному продавцу противостоит один покупатель, такая рыночная структура называется дуополией. В сфере культуры государство размещает эксклюзивные заказы на проведение реставрационных работ, копирование музейных экспонатов и др. Цены в данном случае устанавливаются на основе взаимных соглашений между продавцом и покупателем.

Монополистическая конкуренция. Данная структура рынка сочетает элементы монополии и совершенной конкуренции. Для монополистической конкуренции характерны следующие признаки:

1)наличие множества фирм, как правило, мелких. Крупные фирмы, если они есть на рынке, не имеют преимуществ перед мелкими;

2)выпускаемые фирмами однородные товары широко дифференцированы по качеству, сервису, рекламе, что делает каждую отдельную фирму мини-монополистом, контролирующим небольшую долю рынка соответствующего товара. Формальным признаком монополистической конкуренции является наличие брендов (образов марки товара (услуги), выделенных покупателем среди конкурирующих изделий);

3)барьеры на вход и выход с рынка отсутствуют, за исключением препятствий, связанных с дифференциацией продукта (регистрация товарных марок). Дифференциация продукта создает для фирмы преимущества перед конкурентами, приносит ей дополнительную прибыль. Однако монополия производителя дифференцированного товара не абсолютна. Фирме приходится считаться с конкуренцией товаров, близких по функциональным качествам. В случае значительного повышения цен на одну товарную марку, потребители могут переключиться на другие товарные марки.

Роль ценовых стратегий на рынке монополистической конкуренции значительна. В зависимости от целей фирма может устанавливать на свой товар разные цены. В связи с тем, что на рынке много похожих товаров, ценовые стратегии конкурентов оказывают определенное влияние на отдельную фирму.

Олигополия. Данный тип рынка также находит свое применение в сфере культуры и имеет следующие особенности:

1)на рынке действует небольшое число крупных фирм . Одновременно могут присутствовать и мелкие фирмы;

2)фирмы-олигополисты обладают высокой степенью контроля над рынком (над объемами производства, ценами). Если олигополист уменьшит объем производства, то это приведет к росту цен на рынке, Если же несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их власть на рынке приблизится к монопольной. Отдельный олигополист, изменяя цены и объемы производства. должен учитывать реакцию как потребителей, так и конкурентов.

Ценовые стратегии на олигополистическом рынке можно свести к основным двум видам:

Стратегия ценообразования за лидером. Если на рынке действует один крупный производитель (лидер) и несколько мелких фирм (аутсайдеров), то цену на товар определяет крупный производитель, а мелкие фирмы принимают ее как заданную рынком.

Стратегия ценового сговора. Когда на рынке функционируют равноценные производители, то они могут заключить между собой картельные соглашения о поддержании фиксированной цены на товар.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема 1. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Сущность и содержание маркетинга... Функции маркетинга в сфере культуры Концепции маркетинга в сфере культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Влияние структуры рынка на механизм ценообразования.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Концепции маркетинга в сфере культуры
1.Концепция совершенствования деятельности учреждения культуры (производственная концепция) Данная концепция предполагает, что потребители будут заинтересованы в услугах, доступных

Проблемы финансирования организаций культуры.
Организации сферы культуры, испытывают большие трудности в получении доходов. Собственные доходы театров не превышают 20% от общего бюджета. Оптимальным выходом из кризисного положения считается сп

Роль и значение маркетинга в некоммерческой сфере культуры
Сфера культуры во всем мире является в основном некоммерческой. Основные источники ее финансирования – государственный бюджет, общественные организации, различные фонды, а также спонсоры. В силу эт

Маркетинговая деятельность музеев
Музеи занимаются предоставлением различных услуг, которые могут быть классифицированы по нескольким признакам. С точки зрения достижения уставных целей услуги музеев могут быть основные

Специфика некоммерческого маркетинга.
В рыночных условиях главным отличием маркетинга в сфере культуры от маркетинга товарного рынка является соединение трех его направлений: 1)привлечение потенциальных потребителей;

Тема 3. МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ
  3.1. Макросреда маркетинга в сфере культуры. 3.2. Микросреда маркетинга. 3.3. Анализ внутренней микросреды маркетинга услуг театра «Синяя птица».  

Макросреда маркетинга в сфере культуры.
Макросреду образуют элементы, практически не испытывающие влияния со стороны организаций культуры. Организации вынуждены приспосабливаться к этим элементам и ориентировать свою маркетинговую деятел

Микросреда маркетинга.
Наряду с макропроцессами большое значение имеет также микросреда. Она включает силы, имеющие непосредственное отношение к самой организации и к ее возможностям – обслуживанию клиентуры. Ми

Сущность маркетинговых исследований.
Прежде чем оказывать услуги потребителям, организации культуры должны собрать соответствующую информацию, а именно: изучить покупательский спрос; емкость рынка, то есть количество потребителей, заи

Этапы маркетинговых исследований.
Процесс маркетингового исследования подразделяется на следующие этапы: 1.Выявление проблемы. 2.Поиск вторичной информации. 3.Получение первичной информации. 4.Ан

Основные направления маркетинговых исследований рынков сбыта.
4.3.1.Анализ рынка услуг и потребителей. Выбор целевых сегментов рынка. В процессе анализа рынка сбыта и потребителей изучается емкость рынка, потребители и их мотивация, осуществля

Особенности стратегического планирования в сфере культуры
Для современного предпринимательства характерна жесткая и интенсивная конкуренция, большая зависимость от социально-культурных факторов среды, мотиваций персонала. В этих условиях выживают и процве

Типы и виды стратегий маркетинга по планированию и развитию бизнеса.
Маркетинговые стратегии различаются по многим признакам, однако все эти различия оставляют маркетинговые программы и стратегии в рамках обычных классификаций. 1. По способу развития фир

Сущность и основные этапы формирования товара.
Товар – это все, что может удовлетворить потребность человека и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объе

Требования рынка к товару.
Чтобы потребители были заинтересованы в приобретении товара, он должен соответствовать их требованиям. С другой стороны, товар должен приносить прибыль производителю. В этой связи фирме необходимо

Укрепление позиции товара на рынке посредством улучшения его потребительских свойств.
Анализ требований рынка к товару позволил выявить, в каких потребностях нуждается потребитель для решения своих проблем. А сейчас необходимо определить, какими характеристиками должен обладать това

Влияние жизненного цикла товара на его позицию на рынке
Предыдущие методики выработки товарной стратегии рассматривали товар как бы в статике, не затрагивая динамики его развития на рынке. Между тем каждый товар имеет жизненный цикл, описываемый так наз

Цели ценовой политики маркетинга.
Политика цен представляет собой один из основных элементов современного маркетинга. Она выступает эффективным регулятором спроса, предложения и позиции организации в конкурентной среде. Це

Формирование цены на услуги.
В практическом маркетинге необходимо решать задачи по установлению конкретной цены на услуги. Процесс установления цены на услуги включает следующие этапы: –постановка задач ценоо

Анализ цен и услуг конкурентов.
Итак, максимальная цена определяется спросом, а минимальная – издержками. На установление среднего диапазона цен влияют цены конкурентов. Если услуги фирмы по качеству аналогичны услугам основного

Выбор метода ценообразования.
Наибольшее распространение на практике получил метод усреднения цены услуг. В рамках этого метода устанавливается средний уровень между ценами конкурентов и ценами услуг-заменителей, которые являют

Коммуникации на рынке услуг.
Термин «коммуникация» в переводе с латинского означает: «делаю общим, связываю, общаюсь». В общественных науках под коммуникацией понимается процесс общения, передача информации от человек

Пропаганда.
Пропаганда – бесплатное размещение редакционных материалов в средствах массовой информации, доступных для чтения, просмотра или прослушивания существующими и потенциальными клиентами фирмы.

Связи с общественностью.
Связи с общественностью представляют собой установление доброжелательных отношений и взаимопонимание фирмы не только с потребителями, но и с самой широкой общественностью и управление этими отношен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги