рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Онтологический статус текста

Онтологический статус текста - раздел Иностранные языки, Кафедра лексикологии и стилистики английского языка госуниверситета Способ Существования Текста Во Времени И Пространстве, А Также Особенности Но...

Способ существования текста во времени и пространстве, а также особенности номинации, осуществляемой в тексте, могут служить признаками, по которым сопоставляются различные типы текстов. Они могут лечь в основу построения типологии текстов наряду с соб­ственно лингвистическими признаками текста, которые в значительной мере обусловлены его онтологическим статусом и характером отобра­жаемого в нем предметного мира.


Целесообразно рассмотреть онтологию текста в связи с его суще­ствованием во времени и пространстве. В пользу такого рассмотрения свидетельствует как фундаментальный характер этих категорий, вне которых невозможно существование материи (в частности и языковой материи, имеющей либо графическое, либо звуковое воплощение), так и характер человеческого познания.

Текст, и художественный, и нехудожественный, существует в ре­альном пространстве-времени как обычный материальный объект, физическая вещь (книга, рукопись и т. д.). Этот физический объект, как любой другой элемент действительности, имеет свое индивидуаль­ное время Оно конечно, так же как конечно индивидуальное время других материальных объектов. Желтеют и рвутся страницы книги, осыпаются краски с полотна картины, но для текста как произведения речи и феномена культуры это несущественно.

Духовная сущность текста, его идеальная сторона реализуются в иной пространственно-временной форме: в концептуальном про­странстве-времени. Концептуальное пространство-время есть отраже­ние свойств реального времени на уровне понятий и представлений.

Идеальная сторона художественного текста, мир образов, созда­ваемых в нем, реализуется в особом концептуальном пространстве1 времени — в художественном пространстве-времени.

Художественное время и пространство есть форма бытия идеального мира эстетической действительности, форма существования сюжета, пространственно-временной континуум изображаемых явлений, от­личный от реального пространственно-временного континуума2. Эта пространственно-временная форма присуща только художественному тексту, не как элементу материального мира, который существует в ре­альном времени, а как образной модели действительности, которая создается в произведении. Художественное время идеально. Это есть особая форма познания мира, характеризующаяся присущими только ей особенностями, своеобразным переплетением свойств реального, перцептуального и индивидуального времени.

Общность свойств художественного и реального времени свидетель­ствует о связях художественного мира и мира объективной реальности. Расхождения являются показателем специфического характера худо­жественного времени, его особой природы как формы существования мира художественной действительности, в котором сочетаются отра­жение объективной реальности как основы социального функциониро­вания искусства и ирреальность, конвенциональность.

Прямым отражением реального времени являются наши представле­ния и понятия о реальном времени, которые воплощаются в других типах текстов: в деловых бумагах, в письмах, в газетных статьях. Для времени, моделируемого в этих текстах, мы ввели термин концептуаль­ное время.

1 См.: Урманцев Ю. А., Трусов Ю. П. О свойствах времени.— Вопросы филоло­
гии, 1961, № 5, с. 58 и далее.

2 Подробнее см.; Тураева 3. Я. Категория времени. Время грамматическое и

время художественное. М., 1979.


Можно было бы не вводить этот термин для нехудожественных тек­стов и говорить о непосредственном отражении в них реального вре­мени. Однако такая трактовка была бы неточной. Во-первых, она не охватывала бы публицистические, научные и некоторые другие типы текстов, в которых не только воплощается индивидуальный опыт, но и моделируется обобщенная ситуация. Во-вторых, отражение времен­ных отношений в сознании человека не полностью тождественно реаль­ному времени. Оно формируется в перцептуальном времени.

Перцептуальное время, в отличие от реального времени, относится не к сфере объективно существующего внешнего мира, а к сфере вос­приятия реальной действительности индивидуумом1. Его называют также эмотивным временем, так как в его основе наряду с явлениями природы лежат эмоции. Отсюда возможное различие в оценке длитель­ности временных сегментов различными людьми, возможные сдвиги в восприятии человеком объективного хода реального времени. В на­блюдаемых системах время остается неизменным, в перцептуальном времени время может смещаться — замедляться или ускоряться (яв­ления воображения, воспоминания, сны и т. д.).

Перцептуальное время — это та, третья форма времени, которая необходима для реализации духовной стороны любого текста. Комму­никативная функция языка, которая находит воплощение в тексте, естественно, не может реализоваться без наличия воспринимающего его человека. Если в акте речи отправитель данной речи и ее получа­тель не разобщены во времени, то для текста как особого речевого про­изведения, имеющего графическое воплощение, характерна разобщен­ность во времени автора текста и получателя.

Вне получателя текста его идеальная сторона существует лишь как объективная возможность. Она реализуется только в сознаний получателя.

Гносеологический статус текста

При изучении всякого текста, а особенно художественного, возни­кает необходимость учитывать не только то, как преломляются законо­мерности формирования мысли при создании текста, но и то, как моде­лируется действительность в художественном произведении, т. е. об­разно-эстетическую сущность текста.

Объективная действительность по-разному отображается в слове, в предложении, в тексте. Одной из основных особенностей словесных знаков является двойное означивание окружающего нас реального мира, способность быть приложимыми, с одной стороны, к единичному явлению, а с другой — к классу явлений. Внеязыковая действитель­ность предстает дважды — в системе языка и в речи, в виртуальных и в актуальных языковых знаках. Обобщенные, виртуальные внеязы-ковые знаки реализуются в высказывании, соотносясь каждый раз-

1 См.: Мостепаненко А. М. Проблема универсальности основных свойств про­странства и времени. Л., 1969,


с конкретными единичными случаями, ситуациями, событиями окру­жающего нас мира1.

Вопрос о характере номинации в предложении значительно слож­нее. Распространена точка зрения, согласно которой специфика пред­ложения состоит в том, что оно моносемично (однозначно), не является кодифицированным языковым знаком и соотносится не с неким обоб­щенным понятием, а с конкретной ситуацией. Другими словами, озна­чаемым предложения является не сигнификат, а денотат. Высказы­ваются, однако, и иные точки зрения. О. И. Москальская не видит принципиального различия в характере номинации в слове и в пред­ложении и считает, что в основе номинации в предложении также ле­жат отраженные человеческим сознанием обобщенные модели фактов и ситуаций, а не конкретные события действительности2.

Наиболее интересен третий вид номинации — через текст. По ха­рактеру отражения действительности текст ближе к предложению, чем к слову. Референтом текста, так же как и предложения, является некоторая ситуация, или сложный динамический денотат3. Номина­ция, осуществляемая в тексте, представляет собой обозначение целост­ных событий, определенного отрезка, фрагмента действительности, а текст понимается как единство, передающее отражение в сознании какого-либо комплексного явления действительности *. Это определе­ние также подтверждает высказанную выше мысль о характере отра­жения реального мира в тексте. Текст не осуществляет двойного озна­чивания и соотносится с определенным отрезком объективной действи­тельности. Широко распространенная концепция, согласно которой язык как знаковая система характеризуется двукратной соотнесен­ностью с предметным рядом, имеет ограниченное применение: она мо­жет быть распространена только на уровень слова.

Всеобщий интерес к взаимосвязи языка, мышления и действитель­ности делает особенно актуальными попытки проникнуть в динамику порождения художественного текста. Между миром художественной действительности и миром реалий существуют сложные взаимоотноше­ния, так как здесь переплетаются два основных принципа: отражение предметного мира (сложное, иерархическое, непрямое) и возможность отлета фантазии от жизни. Специфика искусства заложена в своеоб­разном сочетании вымысла и верности жизненной правде. Художе­ственный текст моделирует и частный, и универсальный объект и со­четает в себе временную конечность и бесконечность.

1 См.! Уфимцева А. А. Типы словесных знаков. М., 1974, с. 3; Лингвистическая
сущность и аспекты номинации.— В кн.: Языковая номинация. Общие вопросы. M.f
1977, с. 8.

2 См.: Москальская О. И. Проблемы системного описания синтаксиса. М., 1974,
с. 12.

3 См.: Колшанский Г. В. Лингво-гносеологические основы языковой номина­
ции.— В сб.: Языковая номинация. Общие вопросы. М., 1977, с. 132.

4 См.: Pfiitze M. Grundgedanken zu einer funktionalen Textlinguistik, „Textlin-
guistik", I, Dresden, 1970, S. 7,


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Кафедра лексикологии и стилистики английского языка госуниверситета

Рецензенты... Кафедра лексикологии и стилистики английского языка госуниверситета г... ББК...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Онтологический статус текста

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тураева 3. Я.
Т86 Лингвистика текста. (Текст: структура и семантика). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103«Иностр. яз.».— М.! Просвещение, 1986.— 127

ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА —НОВАЯ ОТРАСЛЬ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
§ 1.Предмет лингвистики текста Становление лингвистики текста в качестве отдельной отрасли фи­лологии отражает весь ход развития современной лингвистической науки. Текст е

Онтологическиеи гносеологические особенности текста
Вкругу типологических признаков текста особое место занимают его онтологический статус и характер создаваемой в нем гносеологиче­ской ситуации. Это кардинальные вопросы лингвистиче

Единицы звукового уровня
Для иллюстрации сформулированных выше положений обратимся к единицам различных уровней, например единицам звукового уровня. Фонему рассматривают как одностороннюю единицу, лишенную само­стоятельног

Единицы морфологического уровня
На морфологическом уровне действие интегративных отношений обнаруживается на примере местоимений, артиклей и видо-временных форм. Что касается видо-временных форм, то на уровне текста они

Заголовоки эпиграф
Важную роль в создании интегрированного единства текста иг­рают такие облигаторные элементы текста, как заголовок, и такие факультативные элементы, как эпиграф. Рассмотрение этих компонент

Темпоральная структура текста
Вкачестве примера анализа одной из категорий текста обратимся к категории художественного времени, и в более широком плане — к темпоральной структуре текста. Выше говорило

Темпоральная структура научного текста
Идеальная сторона научного текста реализуется в концептуаль­ном времени. Идеальная- сторона художественного текста, мир обра­зов, создаваемых в нем, реализуется в художественном времени. Кон­цептуа

Другие виды членения текста
Как указывалось выше, членение текста и проблема выделения его частей — одна из тех проблем, которые постоянно привлекают внимание исследователей. Одни ученые говорят об объемно-прагма­тическом и к

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сформулируем в общем виде основные положения изложенного подхода к тексту. Текст — это отрезок письменной речи, в котором получает языковую реализацию некая ситуация как содержательное единство, по

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги