рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - раздел Иностранные языки, Кафедра лексикологии и стилистики английского языка госуниверситета Сформулируем В Общем Виде Основные Положения Изложенного Подхода К Тексту. Те...

Сформулируем в общем виде основные положения изложенного подхода к тексту. Текст — это отрезок письменной речи, в котором получает языковую реализацию некая ситуация как содержательное единство, построенное по определенному коммуникативному плану для реализации определенного коммуникативного намерения. Это определение текста трехмерно, так как оно содержит описание основ­ных аспектов языка — семантики, синтактики и прагматики.

Текст есть продукт речи. Речь, в свою очередь, есть воплощение процесса сознания. Речевой акт — это творческий процесс, в резуль­тате которого возникает текст. Именно текст (и высказывание, которое может быть компонентом текста) имеет непосредственную соотнесен­ность с окружающей нас объективной действительностью. Именно текст и высказывание соотносятся с живым говорящим субъектом.

Одним из принципиальных достижений современной лингвисти­ческой науки явилось распространение текстоцентрического подхода к единицам языка. Его сущность заключается в том, что для адекват­ного описания языковых единиц разных уровней необходим переход от толкования этих единиц самих по себе к их интерпретации в кон­тексте целого текста.

В результате интеграции текстом слова, грамматической формы, предложения, стилистического приема в этих единицах могут проис­ходить существенные изменения. Влияние контекста, пресуппозиций, глобальной связности текста как категории, определяющей его содер­жательное ядро, и других факторов приводит к тому, что слово может выступать во вторичной номинативной функции. Вступает в действие механизм асимметричного дуализма языкового знака. Эта закономер­ность, впервые сформулированная С. Карцевским, проявляется в том, что обозначающее языкового знака (его форма) стремится выступать в новых функциях, а обозначаемое (его содержание) стремится выра­зить себя в новой форме. Асимметричный дуализм лингвистического знака особенно последовательно проявляется в поэтическом языке, в сфере эстетических знаков. При анализе художественных текстов,


как поэтических, так и прозаических, становится очевидным, что на­ряду с основным номинативным обобщенным значением в языковых единицах реализуются индивидуализированные значения, которые генерируются текстом.

Как высшая коммуникативная единица текст характеризуется диалектическим единством противоположностей. Он одновременно является и закрытой и открытой системой. Его признаками как за­крытой системы являются завершенность и отграниченность. Поэтому в отличие от высказывания, в отличие от сверхфразового единства текст автономен и самостоятелен. Однако это лишь одна сторона текста. Он вступает в ассоциативные отношения с множеством других тек­стов. Ив этом плане текст не является закрытой системой. Это обстоя­тельство дает основания рассматривать внутритекстовые и внетексто­вые структуры, говорить о закрытом и открытом анализе.

Как образование особого порядка текст имеет и особые категории. Центральным в предлагаемой концепции категорий текста является понятие функционально-семантического поля, впервые проецируемое на категории текста.

Для современной литературы основным принципом становится поиск наименее статистически частотных приемов и тем, поиск пути, по которому теще не шли. Это открывает новые перспективы в изуче­нии текста.

Текст рассматривается как продукт естественного языка и как феномен культуры, принадлежащий художественному языку. В книге дается анализ взаимодействия номинативных знаков и эстетических знаков.

Как макротекстура текст содержит глубинную и поверхностную структуры, между которыми существуют сложные, взаимонаправлен­ные связи. Текст развертывается как в направлении от глубинной структуры к поверхностной, так и в линейном плане. Различные пред­ставления текста взаимодействуют.

Членение текста — процесс, отражающий членение объективной или вымышленной действительности, представленной в нем. Возможно членение текста по разным принципам. Синтактико-смысловое члене­ние текста осуществляется с помощью единиц, которые, по сложив­шейся традиции, называются сверхфразовыми единствами. Компози­ционно-смысловое членение текста приводит к выделению таких композиционно-речевых форм, как повествование, описание, рассуж­дение. Существуют и иные основания членения текста.

Для понимания природы текста немаловажное значение имеет отражение в тексте картины окружающего нас мира. В этом плане существует различие между художественным текстом и текстом, при­надлежащим естественному языку. Если последний представляет со­бой отраженный и переработанный в сознании образ, действительно­сти, то художественный текст сочетает отражение с вымыслом.

Исследования текста, осуществляемые учеными, принадлежащими к различным направлениям, позволяют наметить некоторые перспек­тивы в изучении проблематики текста. Один круг проблем связан с экономией языковых средств в тексте. Сюда следует отнести изуче-


ние слов-заместителей, дейктических слов, изучение подтекста, пре­суппозиции.

Другой круг проблем связан с картиной мира, моделируемой в тексте. Плодотворными для изучения текста могут оказаться новые формы сотрудничества науки о языке с логикой, а именно с популяр­ной сейчас логикой «возможных миров». Возможные миры рассматри­ваются как миры, представляющие альтернативу действительному миру. Это то состояние мира, которое могло бы иметь место в тот или иной момент вместо реального мира. Такой мир моделирует картину, возможную, необходимую, истинную, не обязательно включающую реальный мир, а истинную для одного из возможных миров. Концеп­ция возможных миров раскроет новые грани в семантике текста.

Третье направление связано с дальнейшим изучением категорий текста как его основных признаков. Предстоит выявить полный ин­вентарь категорий текста, изучить круг понятий, которые они пере­дают, средства их формирования.

Отдельную проблему составляет изучение закономерностей худо­жественного текста. В естественном языке доминируют два типа свя­зей между языковыми знаками — импликационные и классификаци­онные. Импликационные связи основываются на реально существую­щих связях между явлениями, объектами окружающего нас мира, классификационные — на их общности.

В поэтическом языке на закономерности естественного языка накладываются свои особенности. Совместно с литературоведением, эстетикой, психологией восприятия предстоит продолжить изучение приращения смысла языковой единицы при ее использовании в худо­жественном тексте. Особого внимания заслуживают прагматические факторы широкого спектра — социальная и индивидуально-психоло­гическая характеристика участников акта коммуникации, пресуппо­зиция общего фонда знаний о мире и др.

В разные периоды развития лингвистической науки внимание исследователей было- обращено на тот или иной аспект языковых еди­ниц. Ведущей могла быть семантика, изучающая отношение знаков к объектам окружающего нас мира, который они обозначают. На пер­вый план могла выступать синтактика, изучающая отношения знаков друг к другу, или прагматика, занимающаяся отношениями знаков к человеку, который пользуется языком. Для настоящего периода раз­вития языковедческой науки характерен интерес к проблемам семан­тики и прагматики.

Известный физик М. Борн писал о том, что в каждый период су­ществуют какие-то общие тенденции мысли с характерными для них идеями во всех областях человеческой деятельности. Такой общей тенденцией, характеризующей сегодня стиль научного познания, является движение от мира вещей к миру систем.

Лингвистика текста не автономна. Она тесно связана с другими науками и, прежде всего, с семантикой и прагматикой. Взаимодейст­вие лингвистики текста с семантикой и прагматикой перспективно. Ыа путях этого взаимодействия возможно более полное проникновение в бытие языка и в искусство слова.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие................................................................................................................ 3

Глава I. Лингвистика текста — новая отрасль языкознания

§ 1. Предмет лингвистики текста................................................................ 4

§ 2. Связь лингвистики текста с другими науками................................... 6

§ 3. Основные направления развития лингвистики текста . . 7

§ 4. О понятии «текст»............................................................................. 11

§ 5. Художественный текст..................................................................... 13

§ 6. Онтологические и гносеологические особенности текста 19

Глава П. Интеграция текстом его компонентов

§ 1. Единицы звукового уровня....................................................... 23

§ 2. Единицы лексического уровня.......................................................... 30

§ 3. Единицы морфологического уровня................................................. 36

§ 4. Предложение в тексте......................................................................... 42

§ 5. Образная система................................................................................ 44

§ 6. Заголовок и эпиграф........................................................................... 52

Глава III. Структура текста

§ 1. Понятие «структура» . .,............................................................. 55

§ 2. Глубинная и поверхностная структуры............................................ —

§ 3. Вертикальная и горизонтальная модели порождения тек­
ста ....................................................................................................... 58

§ 4. Анализ языкового материала............................................................ 60

Глава IV. Категории текста

§ 1. Общие замечания................................................................................ 80

§ 2. План выражения категорий текста ................................................... 83

§ 3. Темпоральная структура текста......................................................... 86

§ 4. Темпоральная структура научного текста........................................ 87

§ 5. Темпоральная структура художественного текста .... 91

§ 6. Анализ некоторых других категорий текста............................. 105

Глава V. Единицы текста

§ 1. Понятие сверхфразового единства............................................ 113

§ 2. Предикативно-релятивный комплекс....................................... 119

§ 3. Другие виды членения текста.................................................... 120

Заключение........................................................................................................................ 124

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Кафедра лексикологии и стилистики английского языка госуниверситета

Рецензенты... Кафедра лексикологии и стилистики английского языка госуниверситета г... ББК...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тураева 3. Я.
Т86 Лингвистика текста. (Текст: структура и семантика). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103«Иностр. яз.».— М.! Просвещение, 1986.— 127

ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА —НОВАЯ ОТРАСЛЬ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
§ 1.Предмет лингвистики текста Становление лингвистики текста в качестве отдельной отрасли фи­лологии отражает весь ход развития современной лингвистической науки. Текст е

Онтологическиеи гносеологические особенности текста
Вкругу типологических признаков текста особое место занимают его онтологический статус и характер создаваемой в нем гносеологиче­ской ситуации. Это кардинальные вопросы лингвистиче

Онтологический статус текста
Способ существования текста во времени и пространстве, а также особенности номинации, осуществляемой в тексте, могут служить признаками, по которым сопоставляются различные типы текстов. Они могут

Единицы звукового уровня
Для иллюстрации сформулированных выше положений обратимся к единицам различных уровней, например единицам звукового уровня. Фонему рассматривают как одностороннюю единицу, лишенную само­стоятельног

Единицы морфологического уровня
На морфологическом уровне действие интегративных отношений обнаруживается на примере местоимений, артиклей и видо-временных форм. Что касается видо-временных форм, то на уровне текста они

Заголовоки эпиграф
Важную роль в создании интегрированного единства текста иг­рают такие облигаторные элементы текста, как заголовок, и такие факультативные элементы, как эпиграф. Рассмотрение этих компонент

Темпоральная структура текста
Вкачестве примера анализа одной из категорий текста обратимся к категории художественного времени, и в более широком плане — к темпоральной структуре текста. Выше говорило

Темпоральная структура научного текста
Идеальная сторона научного текста реализуется в концептуаль­ном времени. Идеальная- сторона художественного текста, мир обра­зов, создаваемых в нем, реализуется в художественном времени. Кон­цептуа

Другие виды членения текста
Как указывалось выше, членение текста и проблема выделения его частей — одна из тех проблем, которые постоянно привлекают внимание исследователей. Одни ученые говорят об объемно-прагма­тическом и к

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги