Реферат Курсовая Конспект
Сознание, его сущность и происхождение - раздел Философия, Религия, мифология, философия как формы мировоззрения. Бытие Расчленяется На Материальную И Духовную Сферу. В Учебниках Бытие Отожде...
|
Бытие расчленяется на материальную и духовную сферу. В учебниках бытие отождествляется с материей. Это не ошибка, а 2 различных подхода к одному и тому же. Можно под бытием понимать материю и сознание, а можно материю и дух. Всё зависит от взгляда на сознание. Если рассматривать сознание как свойство высокоорганизованной материи (человеческого мозга), то бытие – это материя. Сознание – одно из свойств материи, а бытие тождественно материи. Но многие философские направления (объективный идеализм) и религия подходят к сознанию как к субстанции – более весомой чем материя. Религия считает дух особым сверхъестественным законом, т.е. нельзя сводить духовную сферу к свойству материи. Тогда религия будет уничтожена. Объективный идеализм (Платон, Гегель) считали, что дух порождает материю. У Платона первична идея. У Декарта обе эти субстанции равноправны (дуализм). К свойству материи дух сводит строгий материализм. Таким образом, все подходы к сознанию делятся на 2 основных направления:
1. Субстанциональный подход (Платон, Гегель, Гегель – идеализм, дуализм, религия);
2. Атрибутивный подход (лат. atribut - свойство) (строгий материализм), квалифицирующий сознание и дух как свойства материи.
Ги(е)лозоизм – учение о всеобщей одушевлённости природы. С одной стороны гелозоизм – это идеализм (вода и камни одушевлены), но с другой, - они не считали это сверхъестественным свойством, привнесённым из вне, а одушевлённость – атрибутивное свойство материи. В средневековье гелозоизм считался материализмом и с ним боролись. Строгий материализм не отвергает полностью гелозоизм, а берёт его основную идею, но подправляет его, добавив, что одушевлённость органично присуща материи, но только самой высокоорганизованной – человеческому мозгу – ничего нет сложнее человеческого мозга на земле. Ему органично присуще сознание. Так что дух, сознание – не субстанция, асвойство.
Проблема сознания максимально сложная из всех проблем науки. В Санкт-Петербурге есть институт мозга, который возглавил Бехтерев, сказавший: “Чем больше мы изучаем человеческий мозг, тем с большими тайнами мы сталкиваемся”.
Атрибутивный подход – более плодотворный и больше объясняющий подход. Он отвечает на большее количество вопросов.
Сознание существует в голове человека, но почему мы его там не находим? Никакие препараты не измеряют мысли, чувства, эмоции. Внутри происходят материальные процессы – физические, химические – но это не мысли и не идеи. Сознание не уловимо, а идеально, т.е. не содержит ни атома материи.
Атрибутивный подход объясняет, почему мы не можем зафиксировать сознание. Сознание – это свойство мозга или особое внутреннее состояние – состояние мышления, т.е. присущее только мозгу [теплота – свойство метала, а не субстанция]
Тоже и сознанием в веществе мезга. Определённое движение атомов метала даёт теплоту. Так и в сознании – это особые процессы в веществе мезга – они субъективно осознаются, как ощущение “я” и окружающего мира. Сознания как субстанции нет – это химические, физические, биологические процессы.
Декарт: “Сознание – не протяжённая субстанция.” Он прав только в первом.
Атрибутивный подход ведёт к тому, что никакого сверхъестественного мира нет и быть не может. Отрицание жизни после смерти. Как из железа уходит тепло, и оно остывает, так и мозг умирает. В буддизме нет жизни после смерти. Буддизм помимо религии и глубокое философское учение.
В Древней Индии существовало философское учение – Чарвака (Локаята) – строгий материализм, но они сравнивали сознание с горящим пламенем. Пламя – свойство горящего топлива. Сознание нуждается в топливе информации.
Французские материалисты проводили параллель между мозгом и сознанием и роялем и музыкой.
41. Познание, его основные ступени. Определение истины и её критерии
Познание является продолжением темы “сознание”.
Познание – высшая форма отражения действительности в голове человека. Разница в том, что когда мы говорим познание вместо сознания, то акцентируем внимание на процессуальной сущности сознания, динамике. Познание – это процесс накопления знаний. Неслучайно у них общий корень.
Познание изучается философией и гносеологией (от греч. гнозис. – знание, логос – учение – учение о знании, познании). Гносеология – основная отрасль философии. Гносеология изучает процесс отражения человеком окружающей действительности. Процесс познания.
Для процесса познания нужны 3 фактора:
1. объект (познания);
2. субъект (познающий);
3. связь между ними (причинно-следственная).
Результат причинного воздействия объекта на субъект – знания. Исключение любого из них делает процесс познания невозможным. Если есть эти 3 фактора, то результатом возникает четвертый – знания. Не важно, истинное это знание или заблуждение – это результат.
Специфика любой науки продиктована предметом, который она изучает. Специфика гносеологии в том, что она сделала своим предметом эту связку.
Вначале люди не интересовались этой связкой. Они видели окружающий мир, самих себя, и лишь позднее они заинтересовались процессом познания. Когда человек удивился своему знанию, познанию, родилась гносеология.
С момента рождения человек начинает познавать мир. Этот процесс познания мира продолжается всю жизнь. На самих ранних этапах, как человек, так и человечество, познавали окружающий мир на обыденном, житейском уровне. Но позже они получили возможность познавать мир на научном (теоретическом уровне). В жизни отдельного человека эта смена происходит тогда, когда человек идёт в школу, а в развитии человечества – когда происходят зачатки наук.
Житейские знания отличаются тем, что это знания явлений, а не их сущности. А теоретическое знание – знание – знание, которое имеет дело с законами и их сущностью, знание глубины предмета, а не блуждания по его поверхности.
!Гносеология – наука, которая, изучая связку получения знаний, берёт знания в общем виде (не различает процесс накопления знаний биологом, музыкантом, медиком и проч.), а изучает, как идёт этот процесс во всех науках вообще. Это подобно философии, изучающей всё с позиций всеобщего и глубинного. Гносеология осуществляет, таким образом, самый общий подход к процессу накопления знаний. Она выяснила, что этот процесс имеет общие закономерности.*Откуда же они возникают, если познания бывают разные (физика, химия, музыка…)? Ответ: познающий человек обладает определённой структурой, которая является общей с познавательной структурой всех людей. Все люди имеют 5 органов чувств. Эти элементы познавательных способностей задействованы одинаково. Они и диктуют общие законы познания, что схватывает гносеология.
У всех людей существуют 2 ступени познания:
1. Чувственная ступень, имеющая 3 формы (от низшего к высшему):
- ощущение;
- восприятие;
- представление.
Ощущения – самые первичные, примитивные сведения о предметах: вкус, цвет, запах, тактильные ощущения. Предмет как целостный предмет ещё не дан.
Восприятие – более сложная форма – совокупность ощущений. Отрывочные впечатления соединяются в единство – целостно узнаваемый образ. Появляется отчленённость одного предмета от другого. Предмет адекватно предстаёт в восприятии. Образцы восприятия чётко прикованы к предмету (пример с зеркалом: тебя нет, отражения нет).
Представление – переходная форма ко второй ступени (рациональной) – связующее звено между чувственной и рациональной ступенью. Т.к. это связующее звено, значит представление обладает и чувственной и рациональной ступенями. Плавный переход – взаимопроникновение ступеней. Особенности представления:
Представление обладает особенностями восприятия, т.е. это тоже контурный образ (можно вспомнить лицо человека), но отличие в том, что представление уже не приковано к предмету как восприятие. Образ существует, когда предмета в наличии нет. Можно также представить предмет, который будет. Главное – впервые происходит отрыв образа от предмета. Отлёт мысли от действительности, возможность оперировать предметом без контакта с ним. Это огромное достижение в развитии интеллекта. Когда появились эти свободные образы, человек получил возможность этими образами оперировать. Оперирование образами есть воображение или фантазия.
У Гегеля есть важные разграничения между видами воображения:
- поверхностное;
- глубокое (продуктивное), которое зрит в корень.
Две особенности представления, роднящие его с действительностью:
1. отлёт мысли от предмета;
2. процесс обобщения завершается мышлением. Это обобщение требует жертв – оно осуществляется за счёт потери контурности, детальности, зато достигается абстрактное понятие: материя, масса, время, пространство.
2. Рациональная ступень, включающая также 3 формы (но они располагаются на одном уровне):
- понятие;
- суждение; процесс мышления.
- умозаключение.
Но этот процесс мышления (включающий эти три формы) был бы невозможен, если бы не было в рациональной ступени приёмов абстрактно-логического мышления, как: метод сравнения, анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, абстрагизация. При помощи них строится понятие умозаключения. Понятие “человек” складывается из сравнения человека с другими живыми существами. Всё познаётся в сравнении – основной метод мыслительной деятельности. Анализ и синтез также важны, т.к. без них нельзя создать умозаключение.
Эти 2 ступени познания (чувственная, рациональная) органично взаимосвязаны между собой и взаимопроникают друг в друга подобно диффузии жидкостей.
Воздействие 2 ступени на 1. У человека все чувства восприятия умные. Раз это так, то эти чувства воспринимают всё окружающее по-другому. Человек видит то, что знает. Смотреть и не видеть, видеть и не понимать. Видит мозг, а не глаз. Мозг слышит. Поэтому животные не воспринимают искусство.
Воздействие 1 ступени на 2. Чувства – не разум. Здесь заключено диалектическое противоречие. С одной стороны, разум получает информацию от чувственной ступени, от восприятия. Все идеи и мысли в голове – результат переработки разумом первичной информации. Но (с другой стороны), странным образом, основываясь на первичной информации, разум получает новую информацию, которой нет в этих ощущениях. Разум видит невидимое глазу, слышит неслышимое уху. Глаз видит падающие вещи, а мозг – закон всемирного тяготения.
Каждый орган человека создан для восприятия ощущений, а вторая ступень познания, мышление, - чтоб схватить информацию. Это одна из причин, по которой учёные считают уникальность человека привнесённой извне, а не полученной путём эволюции животных.
14. Философия Аристотеля: учение о природе; о “перводвигателе”; о душе; разработка формальной логики; критика платоновских идей
По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия Божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле: ведь ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Есть причина, сама себя обусловливающая, ни от чего не зависящая: причина всех причин! Ведь ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить абсолютного начала всякого движения. Этим началом является божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как все знание направлено на форму и сущность, а бог есть чистая форма и первая сущность. Бог Аристотеля, однако, не есть личный Бог.
Опускаясь в своих философских размышлениях из бездны Космоса к миру одушевленных существ, Аристотель считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа – энтелехия тела. Поэтому правы те, кто полагает, что душа не может существовать без тела, но сама она имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живем, ощущаем и размышляем, – это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат: «Именно душа придает смысл и цель жизни». Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, т.е. отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него – к обобщенному представлению; от мнения через понятие – к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания – к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках». «Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.
Энтелехия (греч. entelechia – имеющее цель в самом себе) – целеустремленная энергия, движущая сила, превращающая возможность в действительность.
Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятия в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.
Анализируя категории и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний. Он сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего («А или не-А истинно, третьего не дано»). Аристотель разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.
Особо следует подчеркнуть разработку Аристотелем проблемы диалога, углубившую идеи Сократа.
Можно сказать, что в этике Аристотель, более чем в других частях своего философского учения (например, в «метафизике»), расходится с Платоном. Именно в «Никомаховой этике» содержится известное высказывание, которому по традиции придан характер поговорки: «Платон мне – друг, но истина дороже».
Отделив идеальное от материального, Платон создал теорию самостоятельного существования мира идей и «блага самого по себе», которое рождает другие блага – почет, богатство и т. п.
У Аристотеля же мы видим, что идеальное не существует и не может существовать помимо материального, т. е. блага как такового не существует, а оно определяется разными категориями: качеством, количеством, соотношением и т. п. Аристотель отмечает, что нет науки о благе как таковом, но имеются различные науки, изучающие блага в той или иной сфере жизни, если речь идет о войне, то благо определяется стратегией, если о болезни – врачеванием. Аристотель, как и Платон, усматривает высшее благо не в чувственных удовольствиях и материальных благах, а в духовном удовлетворении, в том душевном состоянии, которое возникает от чувства исполненного долга, осуществления человеком своего назначения. Аристотель и Платон сходятся в том, что назначение человека заключается в самосовершенствовании, самоутверждении своей личности как духовного существа. Аристотель согласен с Платоном также в вопросе о необходимости господства разума над чувственностью и вожделением человека, но далее идут заметные расхождения между Аристотелем и его учителем.
Платон считал тело темницей души, а чувственные влечения – цепями, сковывающими душу. Они отклоняют человека от его истинного назначения и увлекают ко всему низменному и порочному. Избавившись от вожделений и страстей, с помощью разума человек освобождается от этого мира и устремляется к высшей действительности. Значит, свобода человека, по Платону, сводится к господству разума над чувственными влечениями, к свободе от материальной действительности.
Аристотель же считал чувственные влечения и страсти свойствами неразумной части души человека. Для господства разума над чувственностью необходимо не отречение, не средство избавления от мира, а условие для правильного выбора человеком своего назначения, целесообразного образа жизни и поступков. Совершенствование человека должно происходить через познавательную деятельность, активное отношение к действительности и обретение власти над вожделениями и страстями.
Аристотель критикует Сократа (и Платона) за недооценку воли человека. Познание того, что есть добро и что зло, не обязательно сопровождается желанием поступать хорошо. Требуется еще моральная устойчивость, нравственна принципиальность, волевая убежденность. «Надо, чтобы заранее был в наличии нрав, как бы подходящий для добродетели, любящий прекрасное и отвергающий постыдное».
Аристотель приходит к выводу о практической бесполезности платоновской идеи блага, ее не применить на практике.
По убеждению Платона, одно из главных препятствий для реализации «идеального государства» состоит в преобладании у граждан личных интересов над общественным. Так как личные интересы и эгоистические чувства разъединяют людей и сеют вражду между ними. Платон предлагает такие меры, как общность жен и детей, упразднение частной собственности и т.п. Аристотель считал, что меры, предлагаемые Платоном, могут привести к противоположным результатам. Так, Аристотель утверждает, что общность жен и имущества сделает невозможность и благородная щедрость. «Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся в той мере, в какой это касается каждого». Аристотель приходит к выводу о необходимости сохранения формы собственности. «Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею – общим. Подготовить же к этому граждан – дело законодателя».
Рассматривая вопросы о дружбе, себялюбии и эгоизме в восьмой и девятой книгах «Никомаховой этики», Аристотель высказывает мысль о том, что человек с умеренным чувством любви к себе будет руководствоваться разумом, справедливостью, стремиться к воздержанности и благородным поступкам (например, во имя друзей и отечества от может отказаться от имущества и принести в жертву свою жизнь, если в этом возникнет надобность). Философ приходит к выводу, что нельзя создавать чрезмерное единство в государстве, единомыслие граждан. «Дело в том, что следует требовать относительного, а не абсолютного единства, как семьи, так и государства. Если это единство зайдет слишком далеко, то и само государство будет уничтожено; если даже этого и не случится, все-таки государство на пути к своему уничтожению станет государством худшим, все равно как если бы кто симфонию заменил унисоном или ритм одним тактом...».
В расхождениях между Платоном и Аристотелем отразилось одно из основных противоречий, лежащее в основе европейской культуры, – противоречие между идеалом и действительностью, между должным и сущным.
15. Философия Аристотеля: учение о государстве (учении о рабовладении, “приобретении рабов”, “правильные” и “неправильные формы государственного устройства”, “идеальное государство” Аристотеля и его отличие от “идеального государства” Платона).
Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-философское учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению. По Аристотелю, человек – политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства). Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи – муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой жажды. Ставя все на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина в свою очередь – совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывает рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же – к властвованию. Это общий закон природы – ему подчинены и одушевленные существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб.
Если экономический индивидуализм берет верх и ставит под угрозу интересы целого, государство должно вмешаться в эту область. Аристотель, анализируя проблемы экономики, показал роль денег в процессе обмена и вообще в коммерческой деятельности, что является гениальным вкладом в политическую экономию. Он выделял такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии – олигархию, от политии – демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают свое притязание на власть в государстве на том, что имущественное благосостояние – удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов: общей же пользы ни одна из этих форм не имеет. Аристотель подчеркивал, что отношение между бедными и богатыми – отношение не просто различия, а противоположности.
Наилучшее государство – это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (под средним элементом Аристотель имеет в виду «средний» между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. И в демократиях, и в олигархиях, и в монархиях, и при всякого рода другом государственном строе общим правилом должно.
служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.
По убеждению Платона, одно из главных препятствий для реализации «идеального государства» состоит в преобладании у граждан личных интересов над общественным. Так как личные интересы и эгоистические чувства разъединяют людей и сеют вражду между ними. Платон предлагает такие меры, как общность жен и детей, упразднение частной собственности и т.п. Аристотель считал, что меры, предлагаемые Платоном, могут привести к противоположным результатам. Так, Аристотель утверждает, что общность жен и имущества сделает невозможность и благородная щедрость. «Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся в той мере, в какой это касается каждого». Аристотель приходит к выводу о необходимости сохранения формы собственности. «Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею – общим. Подготовить же к этому граждан – дело законодателя».
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "Религия, мифология, философия как формы мировоззрения."
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сознание, его сущность и происхождение
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов