рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ

УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ - раздел Философия, Религия, мифология, философия как формы мировоззрения. Условием Возможности Априорных Синтетических Суждений В Теоретическом Естеств...

Условием возможности априорных синтетических суждений в теоретическом естествознании являются, по Канту, категории. Это - будто бы независимые от доставляемого опытом содержания понятия рассудка, под которые рассудок подводит всякое содержание, получаемое им из наших чувственных созерцаний. Учение Канта о категориях рассудка так же идеалистично, как его учение о формах чувственности. У Канта категории - не форма бытия, а понятия нашего рассудка. Понятия эти не есть отношения содержания, найденного в чувственном опыте, это только формы, под которые рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Будучи такими понятиями, категории априорны. Они не развиваются. Между ними почти нет переходов.

Учение Канта о чувственности и о рассудке есть введение учения о знании. По Канту, ни ощущения, ни понятия сами по себе еще не дают знания. Ощущения без понятий - <слепы>, а понятия без ощущений - <пусты>. Знание всегда состоит в соединении (синтезе) ощущений с понятиями. Поэтому перед Кантом возникает вопрос: каким образом разнообразие чувственных созерцаний превращается посредством априорных форм рассудка в единство. По Канту, высшее условие такого единства состоит не в материальном единстве самого предмета, а в единстве самосознания. Единство самосознания, по Канту, предшествует возможности всякого соединения чувственных созерцаний, т.е. априорно. Оно не зависит от конкретного содержания самих чувственных созерцаний и потому формально.

ЭСТЕТИКА КАНТА.

Поэтому у эстетического две ипостаси: с одной стороны оно обращено преимущественно к знанию (это прекрасное), с другой - преимущественно к морали (это - возвышенное). Кантовский анализ основных этических категорий ограничивается рассмотрением указанных двух категорий, т.к. философа интересует не эстетика как таковая, а ее опосредующая роль, и категорий прекрасного и возвышенного ему вполне достаточно для решения поставленной задачи. Одна из важнейших заслуг Канта - эстетика в том, что он открыл опосредованный характер восприятия прекрасного. Сопоставляя возвышенное с прекрасным, Кант отмечает, что последнее всегда связано с четкой формой, первое же без труда можно обнаружить и в бесформенном предмете. Удовольствие от возвышенного носит косвенный характер; прекрасное привлекает, а возвышенное и привлекает и отталкивает. Основание для прекрасного <мы должны искать вне нас, для возвышенного - только в нас и в образе мыслей>. Таким образом, Кант расчленил эстетическое на две части - прекрасное и возвышенное, он показал связь между каждой из этих частей с сопредельными способностями психики. В заключение он снова говорит об эстетическом суждении как о целом. Он делает вывод, что эстетическая способность суждения вы целом связана с разумом - законодателем нравственности. Что касается связи эстетической способности с разумом - законодателем знания, то, отвергая ее в непосредственном виде, философ утверждает ее косвенным путем. Кант пришел к постановке эстетических проблем, отправляясь не от размышлений над природой искусства, а от стремления довести до полноты свою философскую систему. Таким образом, сам философ видит в эстетике <пропедевтику всякой философии>. Это значит, что систематическое изучение философии следует начинать с теории красоты, тогда полнее раскроется добро и истина, т.е. знакомство с третьей <Критикой> должно предшествовать чтению первых двух.

 

27. Д. Беркли: отношение к материализму; непоследовательность субъективно-идеалистической концепции

БЕРКЛИ Джордж (1685-1753) -философ, субъективный идеа­лист. С 1734 - епископ в Клойне (Ир­ландия). Исходя из того, что человек непосредственно воспринимает только свои “идеи” (ощущения), Беркли пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости (esse est percipi). Идеи, по Берклину, усваиваются бестелесной субстанцией, человеческой душой, которая обладает способностями воспринимать идеи (разум) и в опре­деленных пределах вызывать их или воздействовать на них (воля). Стремясь избежать солипсизма, Беркли признает множественность духовных субстан­ций, сотворенных “бесконечным ду­хом”, богом. Идеи потенциально суще­ствуют в божественном уме, но ак­туальное существование они получают в человеческом разуме. Позже Беркли пере­ходит на близкие неоплатонизму объ­ективно-идеалистические позиции, при­знав вечное существование идей в уме бога. С целью опровергнуть атеизм и материализм Беркли подвергает критике понятие материи как якобы внутренне противоречивое и бесполезное для познания. Основа берклианской крити­ки материи - идеалистический номина­лизм. Беркли отвергает теорию первичных и вторичных качеств (Локк), объяв­ляя все качества чисто субъективными. Отрицая мировоззренческое значение науки, Беркли считал задачей ученого “научиться понимать язык творца, а не притязать на объяснение всего только одними телесными причина­ми”. С этих позиций отвергаются нью­тоновская теория абсолютного объек­тивно-реального пространства и теория тяготения, т. к. она говорит о естест­венной причине движения материаль­ных тел, в то время как сам Беркли при­знавал активность лишь духовной субстанции. Отрицательно относился Беркли к созданному Лейбницем и Нью­тоном исчислению бесконечно малых, поскольку признание бесконечной де­лимости “реального пространства” противоречило основным положениям его философии. Со второй половины XIX в. начинается реанимация филосо­фии Беркли и заимствование ее многими шко­лами идеализма: имманентной школой, эмпириокритицизмом, прагматизмом, ранним неопозитивизмом и т. д. Фило­софия Беркли и его эпигонов в начале ХХ в. подвергнута критике в работе Ленина “Материализм и эмпириокритицизм”.

Сочинения: “Опыт новой теории зрения” (1709), «Трактат о началах челове­ческого знания” (1710), “Три разго­вора между Гиласом и Филонусом” (1713).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия, мифология, философия как формы мировоззрения.

На сайте allrefs.net читайте: "Религия, мифология, философия как формы мировоззрения."

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: УЧЕНИЕ КАНТА ОБ АПРИОРНЫХ ФОРМАХ РАССУДКА. КАТЕГОРИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религия, мифология, философия как формы мировоззрения.
Мировоззрение человека – это воззрение на мир в целом, т.е. это все знания, накопленные человека, которые составляют картину мира. Это всё то, что человек знает о мире. Это наиболее значимая информ

Структура мировоззрения
1. Его стержень – знания и представления об окружающем мире; 2. Идеи, идеалы и цели, которые человек ставит перед собой; 3. Ценности и оценки; 4. Чувства и эмоции (эмоцио

Космологические мифы. Мифологическое объяснение мифа и философское
Миф – это объяснение каких-либо событий, явлений. Миф вызвала в жизни потребность человека объяснения мира. В древности люди искали ответы на вопросы созданием мифов. Философия взяла

Зачатки философии в сфере религиозно-мифологического миросозерцания
История любой науки важна не столько как история, сколько чтоб лучше понять, что это за наука, т.к. всякая наука формировалась исторически и является достижением предыдущего этапа развития. Логичес

Предфилософия как переходная форма от релгиозно-мифологического миросозерцания к философскому мышлению.
Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы

Предфилософия Древнего Китая
Предфилософия – промежуточная форма, отягощённая религией и мифологической образностью. Предфилософия существовала во всех странах. У разных народов были в разной мере представлены три формы

Предфилософия Древней Индии
1. Философия Древней Индии самая древняя из всех философий. Небогата по количеству школ (“течений”), но по глубине философского мышления и оригинальности ей нет равных. 2. Связана с челове

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
Милетская школа возникла в 7 – 6 вв. до н.э. Это материализм, который признавал существование богов и считал природу одушевлённой. Первое философское учение сложилось в Милете – крупный город-полис

Бытие и его основные сферы. Материя. Субстанция.
Бытие – самая широкая категория в категориальном аппарате философии. Если наука обладает большой степенью общности (философия), то категории этой науки общие. Бытие – самое широкое понятие в мире.

Движение материи и его основные формы
Основные свойства материи (формы существования материи): движение, пространство и время. Точнее говорить, что движение – способ существования материи, а не форма. Проблема движения материи

Пространство и время
Пространство и время – формы существования материи. Существует 2 концепции: 1. Метафизическая концепция пространства и времени в истории науки и философии. Эта концепция берё

Закон единства и борьбы противоположностей
Движение – единственный способ существования материи. Оно осуществляется по цепочке количественно-качественных изменений. Источником движения и развития является борьба противоположностей (I закон)

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания содержит важную особенность: если взять цепь отрицаний, то рано или поздно последующая ступень повторит исходную, но не также, а с отклонениями. Гегель пр

Сознание, его сущность и происхождение
Бытие расчленяется на материальную и духовную сферу. В учебниках бытие отождествляется с материей. Это не ошибка, а 2 различных подхода к одному и тому же. Можно под бытием понимать материю и созна

Закон перехода количественных изменений в качественные
Существует 3 основных закона диалектики и 7 неосновных. Философия оперирует максимально общими категориями и законами, которые являются всеобщими, универсальными, которые проявляются в при

Сознание общественное и индивидуальное
Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретическое – это сознание, которое о

Единичное и общее. Причина и следствие.
Относятся к неосновным законам диалектики. Эти законы действуют в природе, в обществе и в мышлении. 1. Единичное – особенность всеобщего. 2 крайние катего

О человеке;
Человек – это бессмертная душа и смертное тело. Человеческая душа состоит как бы из трёх частей: - высшая часть – разумная, с помощью которой созерцается вечный мир идей и

Вопрос о бытии Бога.
Во времена патристики широкое распространение получил тезис о том, что бытие Бога очевидно само по себе, т.к. каждый человек имеет какое-либо представление о нём. Фома Аквинский выступает

Современная мировая философия. Экзистенциализм. Фрейдизм
Экзистенциализм – направление философии второй половины XIX начала XX вв, которое противостоит позитивизму и ярко демонстрирует иррационалистическую составляющую культуры и философ

Свобода и необходимость
Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельно­стью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве

Понятие практики. Формы практической деятельности
ПРАКТИКА - специфически чело­веческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-пред­метная деятельность. Практика есть “мате­риальная деятельность, от которой за­в

Понятие личности, человека, индивида. Роль личности в истории
ИНДИВИД (лат. individuum - неде­лимый) — 1. Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. В современной логике

Истина в науке и художественный образ в искусстве
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - фор­ма отражения (воспроизведения) объ­ективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Гносеологической основой пра­вильного понима

Общество как высшая форма движения материи как совокупность связей между людьми
ОБЩЕСТВО - совокупность исто­рически сложившихся форм совмест­ной деятельности людей. В более уз­ком смысле слова общество может рассмат­риваться как конкретное общество в единст­в

Возможность и действительность. Необходимость и случайность
Необходимостьи случайность – философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений). Развитие

Формы общественного сознания. Специфика искусства
1.Категория сущности явления: сущность и закон – одно-порядковые явления. Теория сознания отражает сущность или закон. Если в этой области владение сознанием нетеоретиче

Глобальные проблемы современности
Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы общественного

УЧЕНИЕ КАНТА О ЗНАНИИ
Учение Канта о знании опирается на его теорию суждения. По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение или связь между двумя понятиями - субъектами и пре

Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания – один из законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги