рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Диалектика человеческой целостности

Диалектика человеческой целостности - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Для Адекватного Понимания Человека Важно Выяснить Со­от­ношение Биоло...

Для адекватного понимания человека важно выяснить со­от­ношение биологического и социального в нем. К био­ло­ги­чес­кому в человеке относится его организм как целост­ная система со всеми ее природными свойствами и процесса­ми: анатоми­ческой структурой, определенным набором генов, физиологи­чес­кими, нервно-мозговыми и другими процесса­ми. К социаль­ному в человеке относится совокупность тех качеств и программ деятельности и поведения индивида, которые приобретаются в процессе социализации и получают выражение в его знаниях, ценностных ориентациях и дея­тельности. В частности, к социальному в человеке относятся способность к речевой и трудовой деятельности, способность выполнять культурные нормы и т. п. Единство биологи­чес­кого и социального в человеке опосредуется психи­ческим.
К последнему относятся мышление, речь как таковая, память, воля и т. д.

В истории философии существуют две крайности, абсо­лю­тизирующие либо биологическое, либо социальное в чело­веке. Соответственно первая крайность называется био­цент­ризмом(биологизаторством), вторая — социоцентризмом (социоло­гиза­торством). Сторонники первой точки зрения стремятся объяс­нить природу и сущность человека, исходя из его естест­венного, биологического начала. Человек в таких концепциях характеризуется как природное существо, и его природа сводится к биологическим свойствам. При этом подчеркивается, что биологическая эволюция человека давно завершилась и что человек запрограммирован своей биологи­ческой природой. С устойчивостью биологических свойств и следует связывать его родовую сущность.

К биоцентризму в какой-то мере относится уже упо­минавшееся понимание человека английским священником Т.Р. Маль­тусом, когда он толкует общественную жизнь как арену борьбы отдельных людей за существование. Социал-дарвинизм также пытается объяснить сущность человека на основе естественного отбора, имеющего место в живой при­роде (в растительном и животном мире). Сюда же относится социобиология, акцентирующая внимание на генетической наследственности, которая якобы в одинаковой мере присуща и человеку, и животным. По мнению социобиологов, поведе­ние человека так же, как и животного, генетически детерми­ни­ровано наследственностью, и ее влияние невозможно преодолеть. Генетическое оказывается конечной причиной многих человеческих поступков. Один из основоположников социо­биологии Э.О. Уилсон полагает, что у человека не может быть целей, возникающих вне его биологической при­роды, изначаль­но присущей ему. Он склонен объявить все социальные и гуманитарные науки лишь специализирован­ными разделами биологии. К биоцентризму можно отнести и фрейдизм, подчер­кивающий ведущую роль бессознательного в психической деятельности человека.

Представители социоцентрических концепций утверж­дают, что человек по своей истинной природе исключительно соци­аль­ное существо. Точнее говоря, отрицается не биологи­ческое вообще, а наследственно-биологическое в человеке. Социоцентристы обращают внимание на качественную спе­ци­фику человека как социального существа. Они указывают на ряд свойств человека, которые, по их мнению, чисто со­циальны и отличают последнего от живот­ных. К таковым они относят разум, религиозность, рефлек­сивность, чувство юмо­ра, нравственность и т. п. В социо­цент­ристских концеп­циях фокус исследования сосредоточивается на социаль­ных отно­шениях и мире вещей, созданных человеком («вторая при­рода»). В итоге по­лу­чается, что социальное всегда домини­рует над биологи­ческим и индивидуальным, и последнее растворяется в нем.

Конечно, природу и сущность человека невозможно понять вне социокультурных форм его деятельности (язык, игра, ис­кусство и т. п.). Однако социоцентристские концеп­ции преуве­личивают роль социальных факторов в понимании человека и недооценивают при этом различные биологичес­кие проявления жизнедеятельности его. Ведь для возникно­вения указанных выше критериальных свойств человека были необходимы опре­деленные биологические предпо­сыл­ки. И они своими кор­нями уходят в животный мир и далее. И животным присущи задатки социальных качеств человека (в частности, ситуативное мыш­ление). Последовательно прове­денный социоцентризм ведет к представлению о человеке как абстрактно-социологической схе­ме, а сам человек выглядит функцией исторического процесса.

По нашему мнению, наиболее убедительным представ­ляется диалектико-материалистический подход к проблеме соотношения биологического и социального, учитывающий их специфику, единство и взаимовлияние. Так, биологичес­кое не просто предшествует социальному, оно выступает в качестве основы, непременного условия социального в функциональном (деятельном) плане. От рождения человек имеет телесную организацию, которая содержит в себе воз­мож­ности его универ­сального социально-деятельного разви­тия. Тело человека яв­ляет­ся основанием для осуществления им социальных (в том числе и духовных) функций. Вся социально-культурная дея­тельность человека опосредуется пси­хическим (сознанием в широком смысле), а оно бази­руется на нейрофизиологических механизмах человеческого тела. Сознание есть функция мозга, то есть биологически организованной материи. Более того, наследственность, ге­нет­ический код придает индивиду неповторимое биопсихи­ческое своеобразие, что в конечном счете проявляется в чертах его характера.

Таким образом, характер связи биологического с соци­альным функциональный. Однако в формировании и функ­ционировании человека есть не только зависимость и влия­ние биологического на социальное, но и обратная зависи­мость. Это определяется тем, что само психи­ческое по своему содержанию опосредуется (и формируется) специфически социальным (по сравнению с животными) бытием.

Природное в человеке претерпевает перестройку. Биоло­ги­ческое не просто испытывает на себе влияние социально-духовного, но социальное как бы «проникает» в тело инди­вида через психически-духовное. Социальное как бы «вбира­ет» в себя биологические законы и ставит их на службу более высо­ким интересам и целям. В частности, осуществление биологи­чес­ких по своей природе потребностей (например, употребление пищи, удовлетворение полового инстинкта) происходит в социа­лизированных формах. Но все-таки био­логическое и социальное сохраняют относительную само­стоя­тельность в пределах це­лост­ного индивида. И даже различие биологического и социаль­ного может выливаться в противоречие. Например, в противо­речие между сознатель­ным и бессознательным.

Биологическое и социальное не просто опосредуются пси­хи­ческим, но, в свою очередь, влияют на последнее. Это нахо­дит выражение в наличии двух различных уровней пси­хи­чес­кого в структуре личности: сознательногои бессозна­тельного (неосознаваемого). Сознательное —это та часть психической деятельности индивида, которая непосредст­венно открыта для него и в общем вполне контролируется им. Бессознательное— это совокупность психических процес­сов, операций и состояний индивида, которые не представ­лены в сознании как осмыслен­ная (четко осознаваемая) дея­тельность. К бессознательному относятся инстинкты, скры­тые влечения, неявные знания и т. п. Например, сновидения, галлюцинации, половое влечение, оговорки и т. д.

Было бы ошибочно рассматривать человека только как сознательное и исключительно разумное существо, хотя Homo sapiens и означает «человек разумный». В жизни чело­века значительную роль играет бессознательное. В истории научной мысли этим феноменом занимались Р. Декарт, Г. Лейб­ниц, И. Кант, Ф. Шеллинг, И. Бернхейм, П. Жане, Ж. Шарко и другие. Но особенно много внимания проблеме бессознательного уделял известный психолог, невропатолог, психиатр и философ Зигмунд Фрейд.

Фрейд предложил свою структурную концепцию психи­ки личности. В работе «Я и Оно» (1923) он представляет пси­хику в форме трех «слоев»: Оно, Я и Сверх-Я. Оно(Ид) — это бессознательное, самый низший, самый глубинный и фун­да­ментальный уровень психики. Это безудержные телес­ные инстинкты (в основном сексуальные и агрессивные влечения). Это Оно управляется так называемым либидо — энергией влечений к любви (прежде всего половой) и функ­ционально подчиняется принципу удовольствия. Я (Эго) — это та часть психики личности, которая осознается и реа­гирует на окружающую среду. Я — посредник между Оно и внешним миром. Сверх-Я(Супер-Эго) — это высшая ин­стан­ция в структуре душевной жизни, исполняющая роль внутреннего цензора. Будучи социокультурно обуслов­лен­ным, Сверх-Я накладывает всевозможные запреты на про­явление влечений. Структуру психики личности, по Фрейду, можно графически представить так (рис. 9):

 

Рис. 9

Инстинктивное влечение, дающее человеку главный заряд психической энергии, может функционировать двумя спо­со­бами. Оно может «сублимироваться» («возвы­сить­ся») либо «вы­тесняться» неразряженным в бессознательное. В первом случае психический процесс с энергией либидо пе­реключается с низшей сферы на более высокую. Актив­ность человека направ­ляется в социально-культурную и творчес­кую сферу. А влече­ние неосознанно возвышается (сублими­руется). Согласно Фрей­ду, сублимация является нормальным способом функциони­ро­вания бессознательных влечений. Явле­ние вытеснения противо­положно по своей направлен­ности сублимации. Вытесняемые влечения, загнан­ные в даль­ние уголки психики, все-таки дают себя знать и становятся источником отрицательной психической энергии (в част­ности, порождают агрессивность). Они могут даже привести к различным психическим расстройствам. По мн­ению Фрейда, с помощью свободных человеческих ассо­циа­ций, ошибочных действий и сновидений можно проник­нуть в бессознательное, сделать его коррекцию и восста­но­вить нор­маль­ную психическую жизнь человека.

Достоинство учения Фрейда в том, что оно продемонст­ри­ровало чрезвычайную сложность психики человека. Оно было одним из факторов, которые нанесли сокрушительный удар по плоско-рационалистическим представлениям о чело­веке. Однако фактически в основе учения Фрейда лежит идея редук­ционизма.Оно низводит высшие проявления духа до низших. На это обратили внимание философы, современники Фрейда — М. Шелер, Б. Вышеславцев, С. Франк. Совре­мен­ник и бывший ученик Фрейда австрийский психолог и психиатр Альфред Адлертакже подверг критике концепцию своего учителя за пре­увеличение роли сексуальности и бес­сознательного в детер­ми­нации поведения людей. Неофрей­дистыК. Хорни, Г. Салливан, К. Юнг, Э. Фромм пытались преодолеть абсолюти­зацию бессознательного за счет указа­ния на более значительную роль социальных факторов в поведении человека. Но и им не удалось убедительно объяс­нить глубокую связь сознательного и бессознательного.

В качестве альтернативной модели фрейдистского бессо­зна­тельного можно рассматривать теорию не­сознаваемой психической установки. Она была создана в 60–70-е годы грузинской школой психологов (Д.Н. Узнадзе, А.Т. Бо­чари­швили, Ш.Н. Чхортишвили, А. Шерозия). По этой концеп­ции установка является кардинальной формой бессозна­тельного. Установка представляет собой предрасположенность, устой­чи­вую ориентацию личности на активность в каком-либо виде деятельности. Она как неосознаваемая психическая дея­тель­ность является составным элементом любого акта чело­ве­чес­кого поведения. Установка опосредует и испод­воль направляет течение мыслей, чувств и деятельности. Особенно существенна роль установки в творческих процессах и общении.

С понятием «бессознательное» связано понятие «мента­ли­тет». Последний есть совокупность предрасположенностей и уста­новок индивида или социальной группы мыслить, чувст­во­вать, воспринимать мир и действовать определенным обра­зом. Менталитет есть глубинный уровень индивидуаль­ного и кол­лек­тивного сознания, включающий и бессозна­тель­ное. Мен­талитет формируется в зависимости от традиций, социально-культурных структур вообще, что в свою очередь влияет на него.

Есть три взаимосвязанных понятия, характеризующих отдельного человека: индивид, индивидуальность и лич­ность. Индивид — это отдельный, единичный представитель рода человеческого или социальной группы. Это наиболее абстракт­ное и бедное по содержанию понятие, указывающее лишь на «особь» в противоположность виду. Индивидуаль­ность — это совокупность специфических черт, образующих своеобразие индивида, его отличие от других. В этом поня­тии на первый план выступает самобытность, неповтори­мость, оригинальность индивида в противоположность типичному в людях.

Наиболее содержательным, глубоким и синтетическим по своей природе является понятие личности. Оно указывает на социальную самобытность каждого человека. Это его соци­аль­ный и духовно-психологический облик. Личность(от латин­ского — persona) с философской точки зрения — это целостная и открытая система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств индивида, выра­женных в особен­нос­тях его сознания и деятельности. Лич­ность — это широта и глубина усвоения им социального. Личность, с философской точки зрения, характеризует сте­пень воплощенности в индивиде сущности человека.

Сущностная характеристика личности раскрывается во взаи­мо­отношениях индивида с внешним миром и прежде всего с другими людьми в обществе. Она выражается в миро­воз­зрен­ческой позиции, самосознании, в различных чертах характера, в социальной активности, в нравственной зре­лости, в способности человека быть свободным и действовать свободно. Все это в конечном счете находит выражение в деятельности. Последняя является основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выпол­нение ею социальных функций-ролей в обществе. Известный психолог А.Н. Леон­тьев писал: «Личностью не рождаются, личностью становятся». (Леонтьев А.Н. Деятельность. Со­зна­ние. Личность. – М., 1975. С. 176).

Личность — это всегда процесс, постоянное становление. Причем в своем становлении и развитии индивид является одно­временно и объектом, и субъектом социума. Взаимо­дейст­вие индивида и общества включает в себя два взаимо­связанных про­цесса — социализацию и самореализацию. Под социализа­циейпонимается процесс усвоения индивидом определенной систе­мы социальных ролей и ценностей, позво­ляющих ему аде­к­ватно действовать и быть полноценным членом общества. Под само­реализацией понимается процесс использования инди­ви­дом способностей, сложившихся в ходе формирования личности.

На формирование и поведение личности, ее способностей влияют три основных фактора: генетическая наследствен­ность, культурная среда (обстоятельства жизни) и собствен­ное «Я». Генетические задатки индивида есть продукт дли­тельной эволюции человека, представленный в наследствен­но закрепленных кодах. Они во мно­гом предопределяют будущее развитие человеческого в человеке.

В процессе своего существования индивид включается в нормативно регламентированные отношения и выполняет опре­деленную роль в обществе, что связано с его физичес­кими и духовными возможностями и способностями. Однако индивид в своем существовании и развитии не выступает как пассивное существо, подчиненное только законам общества. Индивид яв­ля­ется активным субъектом деятельности. Он обладает отно­сительно свободным собственным «Я», обла­дает собственной внутренней жизнью, обладает правом на свое внутреннее само­определение. Личность является мерой внутренней цельности и мерой человеческого достоинства. Деятельность личности обус­лов­лена не только внешними обстоятельствами, условиями ее существования, но и внут­ренним, духовным миром ее. И этот мир в поведении лич­ности является решающим. Нравственно-духовная сущность личности определяет ее достойное сущест­вование (быть Че­ловеком среди людей). И такое существование базируется на любви и долге. Иммануил Кант даже утверждал, что чело­век становится личностью благодаря самопознанию, кото­рое поз­воляет свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.

Самореализация личности тесно связана с поиском смыс­ла жизни. Личность как субъект дея­тель­ности выступает «автором» жизни и определяет ее смысл и цель, ориенти­руясь на определенные идеалы и другие ценности. В свою очередь то или иное понимание смысла жизни дает человеку ориентир — как и во имя чего жить. В конце концов, жизнь, лишенная смысла, не может быть счастливой. Недаром гово­рят, что каждый человек — кузнец своего счастья.

Подлинная значимость личности определяется глубиной и масштабностью ее положительного воздействия на окру­жаю­щую среду. Чем в большей мере представлены в лич­ности нравст­венно-волевые качества, чем в большей степени она влияет на развитие и утверждение общечеловеческих ценнос­тей, тем значительнее личность. Но быть такой лич­ностью, конечно, нелегко. Особенно нелегко быть истори­чески значи­мой личностью.

В конце XIX – начале XX века в европейской философии возникло направление, в центре внимания которого нахо­дится понятие личности — персонализм. Достоинством этого направления является признание личности в качестве высшей духовной ценности. Однако у большинства персо­налистов (Б. Боун, Э. Мунье, М. Бубер) понятие «личность» — категория духовно-религиозная. И самое главное — личность как конкрет­ный человек жестко противопоставляется обществу.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Челябинский государственный педагогический университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Диалектика человеческой целостности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Самсонов, В.Ф.
С 17 Философия: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Самсо­нов. – Че­лябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 498 с. ISBN 978-5-85716-821-9   В пособии излагаются в

Основные типы мировоззрения
Вопрос о статусе философии, ее предмете и функциях яв­ля­ется одним из важнейших собственно философских воп­ро­сов. Сам историко-философский процесс постоянно выдви­гает его н

Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
Исторически философия выступала как поиск мудрости. И послед­няя понималась очень широко. Под ней подра­зумевалась не только совокупность теоретических знаний, но и раздумья людей

Основные проблемы и направления философии
Отношение человека к миру многообразно. Но филосо­фия как теоретическая система рассматривает это отношение обоб­щен­но и предельно абстрактно. В теоретической, поня­тий­ной форме

Философия и наука. Специфика философского знания
Научно-философское мировоззрение как теоретическая система знания — это такая система осознания мира и места в нем человека, которая опирается на науку и сама выпо

Предметные области и функции философии
Специфика философского мировоззрения и важнейшие аспекты основного вопроса философии конкретизируются в соответствую­щих разделах(предметных областях) философ­ского знания.

Философия и образование
Проблема образования и воспитания относится к чис­лу проблем, определяемых общесоциальными потреб­нос­тями и развитием общества. В современных условиях гло­бальных проблем и мирово

Информация для размышления
1. По мнению В.Г. Кротова, философия — это каторга понимания. Поясните правильность этого образа. 2. Американский философ Джордж Сантаяна писал: «Пра­виль­ная философия начинается

Значение онтологической проблематики в философии
Онтология — раздел философии, изучающий основные принципы и наиболее общие формы бытия. Термин «онто­логия» введен в научный оборот немецкими схол

Историко-философский экскурс в онтологическую проблематику
Между философами различных эпох мало общего в воп­росах онтологии. Элеаты в противоположность бытию чув­ст­вен­ного мира построили онтологию как учение об «истин­ном» трансцендентн

Понимание бытия в диалектико-материалистической философии
Для марксистско-ленинской философии характерно сня­тие традиционной онтологии как обособленной части фило­со­фии в силу крайней абстрактности самого понятия бытия. Но она не отрица

Проблема существования в логико-лингвистическом аспекте
Даже при выяснении наиболее общих форм бытия фило­софы расходятся в вопросе о том, что существует. В связи с этим они принимают различные онтологические допущения и решения. Так, с

Информация для размышления
1. Сирийский поэт Маарри сказал: «Многим смысл бытия разъясняет могила…». Дайте философское толкование этого суждения. 2. «В нашей неповторимой жизни каждый день — истори­ческий»

Основные исторические формы диалектики
Термин «диалектика» (от греческого dialektike techne — искусство вести беседу, спор) в философии многозначен. Нас по преимуществу будет интересовать материалистическ

Принципы и законы материалистической диалектики
Современная материалистическая диалектика базируется на трех основных принципах: всеобщей связи, развития и про­ти­воречия. Они конкретизируются в основных законах диа­лектики. Но

Методологическая роль материалистической диалектики
Сознательное применение диалектики в научной деятель­ности дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, измен­чивость, возможность перехода

Метафизика как альтернатива диалектики
Альтернативой диалектики как метода мышления и по­знания в философии выступает метафизика (антидиалек­тический метод). Метафизика в целом характеризуется одно­сто­ронним подходом к

Информация для размышления
1. «Детерминизм — это учение о всеобщей несвободе» (В. Кротов). В чем состоит положительный рациональный смысл этого выражения? 2. Какое отношение к диалектике имеет крылатая фраз

Значение проблемы сознания в философии
Сознанием в широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это — внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Филосо

Проблема сознания в истории философии
Особенности подхода какого-либо философского направ­ле­ния к проблеме сознания определяются прежде всего ори­ен­та­цией в оппозиции «материя – сознание» (т. е. решением основного вопроса философии)

Материальная основа и идеальная природа сознания
Как свидетельствуют философские и частные научные изыскания в области исследования сознания, последнее есть сложное, многогранное, многокачественное по своей струк­туре и функциям

Сознание как форма отражения. Социальная сущность сознания
Рассмотрение сознания в гносеологическом аспекте свя­зано с понятием «отражение», ибо сознание, с материалисти­ческой точки зрения, есть высшая форма отражения дейст­вительности. Отражение как атри

Структура и функции сознания
В научно-исследовательских целях в соответствии с различными аспектами рассмотрения сознания его структу­ри­руют (членят) по разным основаниям и выделяют раз­личные уровни, сферы,

Информация для размышления
1. «Знать — значит владеть информацией. Понимать — про­никать за знания сквозь информацию…» (В. Кутырев). Аргументируйте истинность данного тезиса. 2. «Мысль изреченная есть ложь»

Определение мышления и языка
Проблема взаимоотношения языка и мышления принад­ле­жит к числу древних и «вечных» проблем. Это класси­ческая проблема. И сейчас не утихают споры вокруг нее (см., напр.: Мышление — без языка?.. //

Связь мышления и языка с объективной реальностью и деятельностью человека
Естественный язык, в отличие от мышления, по природе своей материален и объективно реален. Материальность языка есть его существенное свойство, особенно в гносео­логи­чес­ком плане

Проблема значения и коммуникативная сущность языка
Центральной проблемой семантики и семиотики вообще является проблема значения языкового знака. Данная проб­лема сложна и не решена в современной науке. В конституи­ровании (установ

Информация для размышления
1. Что Вольтер называл «Вселенной в алфавитном порядке»? 2. Французский философ Пьер Гассенди отмечал: «В фило­софии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечн

Проблема познаваемости мира
Термины «теория познания», «гносеология» (от греч. gnosis — знание) и «философия познания» употребляются в философии как равнозначн

Исходные понятия гносеологии
Основными понятиями современной гносеологии явля­ют­ся «познание», «субъект», «объект», «отражение», «зна­ние», «истина», «практика». Познание — творческая дея­тел

Основные современные подходы к познанию
В связи с трудностями определения конкретной детер­ми­на­ции знания, а также трудностями разграничения объектив­ного и субъективного в познании в истории философии и фи­лософии науки возникли

Суть диалектико-материалистической концепции познания
Остановимся на основных положениях современной диа­лек­тико-материалистической концепции познания. Фунда­мен­тальным принципом современной диалектико-материа­лис­ти­ческой теории п

Роль языка и практики в познании
Философский анализ языка в связи с разработкой общей теории познания получил развитие в XVII–XVIII вв. в рабо­тах Декарта, Бэкона, Гоббса, Локка, Лейбница, Гартли и других. Так, Джон Локк отмечал,

Образование как особая форма познания
Образованиеявляется необходимым условием подъема каждого человека до высшего, научного уровня знания. Само же образование в гносеологическом аспекте может быть рас­смотрено как осо

Информация для размышления
1. «Воображение, — по мнению Альберта Эйнштейна, — важ­нее, чем знания». Раскройте рациональные основания для такого мнения. 2. Почему «всякое определение есть ограничение» (Б. Сп

Проблема истины и ее определение
Проблема истины — одна из важнейших проблем фило­софии и центральная проблема теории познания. В чем, собст­венно, состоит проблема истины? Она касается ответа на

Практика как критерий истины
В диалектико-материалистической гносеологии общест­венно-историческая практика выступает критерием исти­ны потому, что она как материальная деятельность людей имее

Нужна ли категория истины современному мышлению?
Несмотря на фундаментальность корреспондентской кон­цеп­ции истины по сравнению с другими теориями, она все-таки сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых,

Мнение, вера, заблуждение как гносеологические явления
Указанные в заголовке феномены имеют непосредст­вен­ное отношение к процессу познания и постижению истины. Тер­мины «мнение» и «вера» многозначны. Мнение в широ­ком смысле представ

Информация для размышления
1. Русский писатель и философ А.И. Герцен справедливо за­ме­тил: «Истина не всегда должна быть всейной и длявсехной». Объясните, на какое свойство истины указывает это заме­ч

Материальные средства научного познания
Научное познание невозможно без определенного созна­тель­ного и бессознательного использования исторически сло­жив­шихся средств познания. В наше время, когда наука ста­новится непосредственной про

Роль метода в научном познании
Сами по себе язык и приборы как материальные средства позна­ния недостаточны для познания. А в некоторых облас­тях познания эти средства вообще играют несущественную роль. Объяснить научные факты и

Методологическая роль диалектико-материалистической философии в научном познании
Методологическая функция философии проявляется в том, что она форму­лирует наиболее общие законы, принци­пы, категории, в которых концен­трируется опыт взаимо­дейст­вия человеческо

Основные формы научного познания
Эффективное применение всей совокупности научных ме­то­дов дает новое знание. Но это знание не возникает сразу в готовом и за­вершенном виде. Познание есть процесс, в ходе которого происходит обога

Информация для размышления
1. «Как бы ни была совершенна теория, она только прибли­жение к истине» (А. Бутлеров). Докажите истинность этого суждения. 2. Владимир Иванович Вернадский отмечал: «Научная гипо­т

Предмет социальной философии и специфика познания общества
Центральной категорией социальной философии являет­ся поня­тие «общество». Слово «общество» и связанное с ним слово «со­циальное», а также соотносимые с ними термины неодно

Основные истолкования природы общества в истории философии
Философские взгляды на природу и сущность общества разви­вались и совершенствовались вместе с реальной исто­рией чело­вечества. Так, уже философы древности пытались осмыс­лить и ре

О специфике социальных законов
Вопрос о социальном детерминизме — это вопрос о том, насколько функционирование и развитие общества предопреде­лены объективными факторами и в какой степени они яв

Информация для размышления
1. «Общество есть не что иное, как результат механического равновесия грубых сил» (И. Тэн). Отражает ли это суждение сущность общественных отно­ше­ний? Ответ аргументируйте. 2. Ал

Понятие природы и актуальность ее анализа
Взаимодействие природы и общества является одной из актуальных проблем социальной философии и всего гума­нитарного знания. Она охватывает самые различные области социальной реально

Основные исторические формы отношения общества к природе
С древности и до наших дней люди не переставали раз­мыш­лять о природе и совершенствовать свои способности воздейст­вовать на окружающую среду. И, конечно, каждому из этапов общественного развития

Географическая среда и развитие общества
Понятие «географическая среда»близко по значению к тер­минам «природа», «естественная среда», «окружающая сре­да», но в своем содержании к ним не сводится.Оно явля

Экология и образование
Биосоциальная природа человека и его связь с природой порождают специфическую форму сознания — экологичес­кое сознание. Последнее является отражением взаимодейст­вия двух относител

Информация для размышления
1. По мнению французского философа Блеза Паскаля, при­рода — «это бесконечная сфера, у которой центр всюду, а окружности нет нигде». Что этим хотел сказать автор? 2. «Природу легч

Материально-производственная сфера общества
Предпосылками общества и его истории являются люди, их деятельность и материальные условия их жизни. Это основные составляющие элементы общества и его струк­туры. С диалектико-мате

Социальная сфера общественной жизни
В многообразной жизни общества выделяют специ­фи­ческую область, которая называется социальной сферой. Она охватывает ту область социальной реальности, которая связана со структуро

Политическая жизнь общества
Политическая сфера общественной жизни появилась естественным путем как результат усложнения этой жизни, возникновения в ней социальной дифференциации и социаль­ного неравенства. В

Духовная сфера общественной жизни
Как известно, жизнедеятельность человека является со­зна­тельной, и, как говорится, «не хлебом единым жив человек». Общество не может существовать и развиваться без духовной сферы.

Информация для размышления
1. «Экономика — это физиология государства» (В. Кротов). Как вы понимаете это выражение? Дайте его рационально-философскую интерпретацию. 2. Жан-Жак Руссо отмечал: «Если бы не был

Специфика философского осмысления культуры
Актуальностьконкретно-научного и философского ана­ли­за проблем культуры определяется самим ходом общест­венного развития, особенно в нашей стране в настоящее время. Ведь многие пр

Основные исторические модели культуры и современные подходы к ее анализу
В истории философского осмысления культуры можно вы­де­лить некоторые основные модели (концепции) культуры. Так, «натуралистическая» модель сводила культуру к пред­метно-вещественн

Структура культуры. Типология культур
Можно констатировать три основных и наибо­лее общих аспекта культуры: (1) культура есть ценностное отношение к объективной реальности; (2) культура есть искус­ст­вен­ный, созданный

Единство, многообразие и противоречивость культуры
Культура всего человечества многообразна, пестра и неис­черпаема в своих конкретных проявлениях. Вместе с тем много­образные формы культуры совпадают в своей сущности как способы е

Функции культуры
Главная (генеральная) функция культуры — гуманисти­ческая. Это системообразующая функция. Культура в целом выступает как человекообразующее явление. Она гуманис­тич­на и позитивна.

Информация для размышления
1. «Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны» (Л. Раглан). Верно ли это суждение в принципе? 2. «Таланты — не дворянство, чтобы передаваться о

Понятие ценности и актуальность аксиологической проблематики
Ценность — это значимость (реальная или возможная роль, функция) природных или культурных объектов (физи­чес­ких или духовных) для жизни людей. Ценности имеют боль

Разработка аксиологической проблематики в истории философии
Хотя аксиология как особая область философского зна­ния сложилась в середине XIX века, а термин «аксиология» был впервые применен французским философом П. Лапи в 1902 году (затем н

Современный подход к проблеме ценностей
Советская философия долгое время игнорировала цен­ност­ную проблематику и вслед за марксистской философией не при­знавала за аксиологией статуса особой философской дисцип­лины. Возрождение интереса

Типология и иерархия ценностей. Системы ценностей
Ценности носят многообразный характер. Их класси­фи­ка­ция может быть представлена следующим образом. По содер­жа­нию различают ценности, соответствующие пред­став­лениям о подсист

Информация для размышления
1. Индийский мыслитель Мохандас Ганди отмечал: «Цен­ность идеала в том, что он удаляется по мере того как мы приближаемся к нему». В чем состоит реальная (практическая) значимость (полез­н

Проблемы философии истории и их актуальность
Цивилизация выработала три основные фор­мы теорети­ческого отношения к истории — теологию истории, фило­софию истории и научную историографию. Объектом этих форм исторического созн

Философия истории в истории философии
По существу философия истории начинается в античности работами Геродотаи Фукидида. Они пытались выяснить движущие силы исторического процесса, пыт

О нетрадиционных подходах к проблемам философии истории
Во второй половине XX века мы сталкиваемся с ирра­ционалистическим подходом к обществу и его истории в лице так называемого постмодернизма. Это направление философ

Информация для размышления
1. Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт писал: «Чтобы приблизиться к исторической правде, нужно идти одновременно двумя дорогами — основательно, беспристрастно, критически изучать события и, связыв

Социальный прогресс и его критерии
Вопрос о социальном прогрессе — это вопрос о харак­тере социальных изменений, вопрос о направленности изме­не­ний и развития общества. В современную эпоху вопрос о сущности

Глобальные проблемы современности
Противоречивый характер общественного прогресса осо­бен­но ярко проявился в XX веке в период научно-техни­ческой революции. В 70–80-е годы ученые и философы, общественные деятели и

Социальное прогнозирование и научное предвидение
Одной из важных функций философии как научного миро­воззрения является эвристическая функция, касаю­щая­ся про­гно­зирования развития действительности. А теория прогнози­ро­вания я

Информация для размышления
1. «Современная цивилизация: обмен ценностей на удобст­ва» (Е. Лец). Аргументируйте истинность этого суждения. 2. Русский поэт С.И. Кирсанов писал: Когда поймешь ты након

Суть и значение антропологической проблематики в современной философии
Человек как родовое существо — это представитель выс­шей ступени живых организмов на Земле, субъект общест­венно-исторической деятельности и культуры. Раздел фило­со­фии, кото­рый занимается пробле

Образ человека в истории философской мысли
В различные исторические периоды и в различных концеп­циях философов «рисовались» различные образы человека. Но если обобщить мозаику картин человека в соответствии с господствовавшими антропологич

Основные методологические принципы и категории современного философско-антропологического понимания человека
Как уже отмечалось, то или иное понимание человека во многом определяется методологической позицией ученого и философа. Человек как самое сложное явление на Земле требует и соответствующего, адеква

Информация для размышления
1. «Человек не способен постичь самого себя: он всегда будет оставаться загадкою, тайною для самого себя» (П. Буаст). Выскажите свое мнение по этому поводу. 2. «Человеку нельзя да

Основные аспекты бытия человека
Способом существования человека является деятель­ность, а основными видами деятельности, по нашему мне­нию, являются труд, игра и творчество.Среди основных аспекто

Информация для размышления
1. Философ Эрих Фромм заметил: «Характер — это замес­ти­тель отсутствующих у человека инстинктов». Дайте философскую интерпретацию этого утверждения. 2. Определите философскую кат

Актуальность проблемы смысла жизни
Смысл жизни в самом общем плане можно охарактери­зовать как значение (назначение) жизни и определенный способ ее осуществления (реализации). В сущности, это по­ня­тие предполагает определенный отве

Основные концепции смысла жизни
В связи с различием мировоззренческих позиций воз­ни­кали и возникают разные концепциисмысла жизни. Смысл жизни может толковаться как с рационалистических, так и с иррационалисти­ч

Стратегия жизни и современный гуманизм
Генеральной линией реализации определенного смысла жизни является жизненная стратегия. В самом общем виде жизненная стратегия проявляется в умении соединять свои индивидуальные спо

Информация для размышления
1. «Смысл бытию придает человек» (В. Макушевич). Как вы понимаете это выражение? 2. «Смысл жизни переживается до конца иногда индиви­дуально, а понимается только поколениями в гео

Античная философия
Предметом истории философииявляется возникно­ве­ние и развитие философской мысличеловечества с древ­ней­ших времен до современности. Это история противо­борст­ва с

Средневековая философия
Средневековая философия относится в основном к эпохе феодализма (V–XV вв. н. э.). Это время господства религии и церкви, в частности господства христианства в Европе. Соответственн

Философия эпохи Возрождения
Средние века сменяются эпохой Возрождения (XV–XVI вв.). Это время начала становления буржуазного об­щества и разви­тия промышленности, время великих геогра­фических открытий (Колум

Русская философия
Русская философия — одна из важных и оригинальных составных частей отечественной и мировой культуры. В ней воплотились надежды и поиски русского народа, своеобраз­ные черты национа

Информация для размышления
1. Почему «в философии живут, не увядая, и Платон, и Аристотель, и Декарт, и Спиноза, и Гегель и т.д.» (М. Ру­бинштейн)? 2. Платон и Аристотель полагали, что начало философ­ст­вования в уд

Общий характер современной западной философии
Современной западной философиейобычно называют пост­классический этап ее развития (вторая половина XIX–XX в.). Для понимания ее особенностей необходимо сопо­ставить эту философию с

Позитивистская традиция: неопозитивизм и аналитическая философия
Позитивизм как философское направление берет свое на­чало в 30-х годах XIX столетия. В центре внимания пози­тивис­тов всегда находился вопрос взаимоотношения филосо­фии и н

Антрополого-гуманистическая тенденция: экзистенциализм
Экзистенциализм, или философия существования (от латинского existentia — существование), возник в середине 20-х годов ХХ века. Особенно большое распространение он получил по

Философско-теологическая традиция: неотомизм
Неотомизм — современная религиозная философия, офи­ци­альная философия Ватикана. Теоретический фундамент неотомизма составляет модернизированная философия средне­векового философа-

Информация для размышления
1. «Философия есть борьба против околдовывания нашего разума средствами нашего языка». Представителю какого направления западной философии принадлежит это высказывание? 2. Назовит

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ
АбелярПьер(1079–1142) — французский философ, теолог и поэт, создатель концептуализма. Абрамян Лев Арутюнович (р. 1928) — арм. философ, спец. в области сем

Во всякой философской системе, безусловно, отражается настроение души ее создателя». Кто автор этого сужде­ния?
а) В. Вернадский; б) Ч. Дарвин; в) И. Мечников; г) Д. Менделеев; д) А. Чижевский. 10. Искомый объект американский психолог и философ Б.Ф. Скиннер, шутя, но не без основани

Какой метод мышления является инородным в данном списке терминов?
а) догматизм; б) диалектика; в) релятивизм; г) софистика; д) эклектика. 3. Категория, выражающая внутренний источник развития: а) гармония; б) отрицание;

Как называется общая теория знаковых систем?
а) азбука Морзе; б) семантика; в) семиотика; г) синергетика; д) синтактика. 2. В XX веке известен только один случай возрождения мертвого языка как разговорного. Определит

Что означает выражение «уверенность без доказательств» (А. Амьель)?
а) аксиома; б) вера; в) смелость; г) интуиция; д) самоуверенность. 4. Позиция, полагающая, что чувственное отражение явля­ет­ся единственной основой достоверного познания:

Какой термин «лишний» в данном списке (т.е. не соответ­ствует основе других терминов)?
а) аналогия; б) дедукция; в) измерение; г) индукция; д) моделирование. 2. Общенаучная теория самоорганизации систем — это: а) автоматика; б) семиотика; в

Этика есть безграничная ответственность за все, что живет». Кто автор этих строк?
а) А. Швейцер; б) М. Шелер; в) Л. Шестов; г) М. Шлик; д) А. Шопенгауэр. тема 11. общество как структурно-функциональная система 1. Сферы общественной жизни в

Кто из философов считал, что цели и нормы поведения людей определяют ценности?
а) Н. Бердяев; б) М. Вебер; в) У. Ростоу; г) А. Тойнби; д) О. Шпенглер. тема 14. философия истории 1. Религиозное истолкование исторического процесса как осу­щест

Кто из данных философов утверждал, что герменевтика — это метод исторической интерпретации?
а) Л. Витгенштейн; б) В. Дильтей; в) Дж. Дьюи; г) Э. Жильсон; д) Э. Мах. 5. Римский историк, которому приписывают авторство кры­латых слов, касающихся изучения истории: «Б

Что, по мнению английского писателя Джозефа Аддисона, «наиболее существенным образом возвышает одного чело­века над другим»?
а) богатство; б) высокомерие; в) знание; г) красота; д) физические способности. 5. Максим Горький справедливо полагал: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже с

Если ты вдруг нашел смысл жизни, самое время посе­тить психиатра». Кто автор этих слов?
а) А. Айер; б) А. Адлер; в) П. Бейль; г) Г. Фреге; д) З. Фрейд. 5. Высшая цель стремлений человека: а) богатство; б) образование; в) идеал; г) с

Все действительное разумно, все разумное действитель­но». Кто автор этих слов?
а) Г. Гегель; б) П. Гольбах; в) И. Фихте; г) Ф. Ницше; д) А. Швейцер. 5. Один из философов писал: «Всю мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир — это с

Кто из русских философов первым начал говорить о «душе России»?
а) Н. Бердяев; б) А. Лосев; в) Н. Федоров; г) П. Флоренский; д) П. Чаадаев. 10. Русский философ, чьи идеи активно влияли на форми­рование мировоззрения Александра Блока, А

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги