Проблема существования в логико-лингвистическом аспекте - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Даже При Выяснении Наиболее Общих Форм Бытия Философы Расходятся В Вопросе О...
Даже при выяснении наиболее общих форм бытия философы расходятся в вопросе о том, что существует. В связи с этим они принимают различные онтологические допущения и решения. Так, с античности до наших дней продолжается спор об универсалиях (о существовании абстрактных сущностей) между номиналистами и платониками («реалистами»). Платоники постулируют (провозглашают) существование идеальных (абстрактных) сущностей наряду с физическими объектами, номиналисты же не признают реальности универсалий.
С древности известна также проблема «бытия-небытия» (Парменид, Демокрит, Платон) как проблема существования того, что не существует. В частности, есть старая загадка Платона о небытии. Небытие должно в некотором смысле быть, в противном случае что же есть то, чего нет? Эта загадка получила название «бороды Платона». Своеобразным проявлением этой проблемы в связи с логическим анализом языка является вопрос о так называемых пустых именах, т. е. именах, представляющих несуществующие объекты. Действительно, в каком смысле существуют несуществующие предметы (объекты): Пегас, единорог, гномы и т. п.? Что это за сущности? Известный английский философ Бертран Рассел назвал данную ситуацию парадоксом существования. Указанные (и многие другие) вопросы требуют привлечения к философскому анализу логико-лингвистического аспекта проблемы существования.
Строго подходя, с гносеологической точки зрения предметное (объектное) оформление (концептуальное выражение) мир получает в нашем сознании и языке. Структурирование мира (реальности) познающий субъект осуществляет через систему форм мышления, через концептуальную схему. В этом смысле нет объекта без субъекта. А если учесть влияние языка на познание, на наши представления о мире, то, думается, не без основания известный американский философ Уиллард Куайн утверждает, что онтология повторяет филологию. В самом деле, объектное расчленение мира осуществляется с помощью языка на основе заключенных в нем правил, механизмов и структур. Философ Е.Е. Ледников справедливо отмечает: «Что существует объективно, не зависит от использования языка, но то, что утверждается в качестве существующего, зависит» (Ледников Е.Е. Критический анализ номиналистических и платонистических тенденций в современной логике. – Киев, 1973. С. 38).
Таким образом, онтологические допущения (т. е. что допускается как существующее) тесно связаны с использованием языка, с механизмом его «стыковки» с объектами (фрагментами) реальности. Трудности определения выражения существования в языке осложнены еще и тем, что нет однозначного соответствия между структурой мира и концептуальными структурами, с одной стороны, и между концептуальными (логическими) и лингвистическими структурами, с другой стороны. К тому же естественный язык не является каноническим (строго закономерным), он обладает многими аномалиями, а формализованные языки могут быть по-разному интерпретированы. Так, например, выражение и фиксация существования в естественном языке связаны с использованием соответствующего слова «существовать» и синонимичных с ним слов «быть», «есть», «суть», которые многозначны. В связи с этим (и не только этим) онтологические допущения при обыденном употреблении слов неопределенны или даже могут вводить в заблуждение. Определенный вклад в понимание соотношения логики и онтологии, языка и реальности вносит возникший в русле аналитической философии метод логического анализа, использующий математическую логикув качестве идеализированного языка науки. На этом горизонте особенно заметными фигурами являются Бертран Рассел и Уиллард Куайн.
По мнению Рассела, слова «существование» и «бытие» в том виде, в каком они появляются в традиционной метафизике (онтологии), суть неправомерно преувеличенные формы некоторых значений слова «есть», поэтому он попытался уточнить употребление слова «существовать» с логической точки зрения в научном языке. При этом он полагал, что проблема существования может быть решена посредством правильного понимания логики языка с привлечением чувственных данных непосредственного опыта. За лингвистическими фразами естественного языка Рассел попытался найти скрытую глубинную, логическую форму и соответствующие ей объекты. По мнению Рассела, логическая реконструкция (перестройка) выражений естественного языка открывает его подлинную логическую структуру (форму), и только последняя совпадает со структурой мира. При этом логический анализ естественного языка у Рассела опирался на математическую экстенсиональную (объектную) логику. И поскольку, по мнению Рассела, именно в логической структуре такой логики находит отражение структура мира, постольку ее возможности представляют интерес не только для математики и частных наук, но и для философии.
Рассел первым заметил, что формализованный язык должен весьма точно следовать за логической формой, поэтому в научных целях становится крайней необходимостью анализ и уточнение слов и выражений естественного языка. Хотя при этом приходится жертвовать краткостью и легкостью последнего. И так как связь языка с философской трактовкой мира происходит на уровне элементарных высказываний, то прежде всего важен логико-семантический анализ таких выражений. А уточненные формализованные высказывания должны иметь строго определенное истинностное значение.
Исходя из указанных выше соображений, Рассел разработал в труде «Принципы математики» свою теорию дескрипций (описаний). В этой теории как раз представлена попытка применения математической логики к философской проблематике, попытка выяснения связи логики и онтологии, языка и мира. Опора на данную теорию помогает Расселу уточнить употребление слова «существовать», а также преодолеть проблему существования таких сущностей, как Пегас, единорог, нынешний король Франции и т. п., и, следовательно, преодолеть сформулированный им парадокс существования. При этом Рассел подчеркивает, что в логике, так же, как в зоологии, мы не имеем основания допускать существование единорога. Поскольку исходным пунктом логики, по Расселу, является реальный мир, постольку понятие «несуществующих объектов» следует исключить.
Рассел обратил внимание на то, что в некоторых случаях употребления слова «существует» как предиката (т. е. сказуемого по формуле «S есть P») возникает своеобразная антиномия, которую он и назвал парадоксом существования. Например, возьмем высказывание «Пегас не существует». В обычной речи оно означает «Пегас есть несуществующий объект». Оно истинно, но спрашивается, какой существующий факт проверяет и подтверждает его истинность? Конечно, Пегас должен как-то существовать, иначе о нем было бы невозможно даже сказать, что его нет. Но что же это за парадоксальная сущность? Рассел резонно заявляет, что мы не можем сначала допустить, что некоторый объект существует, а затем отрицать это. Ссылка на то, что есть воображаемые (идеальные) объекты, неприемлема, так как здесь возникают трудности со статусом таких сущностей. А экстенсиональная логика не занимается подобными сущностями вообще.
Парадокс существования связан с тем, что в естественном языке трудно различимы (в плане указания на объект) индивидные (собственные) имена (например «Аристотель»), и индивидные (определенные) дескрипции (например, «ученик Платона и учитель Александра Македонского»). В обыденном языке считается, что любая грамматически правильно построенная фраза (например, «Нынешний король Франции», «Пегас») представляет (обозначает, указывает) определенный объект. Иногда даже считают, что употребление индивидных выражений в качестве субъекта (т. е. подлежащего по формуле «S есть P») уже равносильно утверждению о существовании, т. е. гарантирует существование объекта. На помощь как раз и приходит теория дескрипций. Это логическая теория существования и указания. Последнее (указание) тесно связано сидентификацией (индивидуацией) объектов. Идентифицирующая функция имени (простого или сложного) заключается в том, чтобы выделить из поля знания именно тот объект, который скрывается за именем. В более общем виде — это способ структурирования мира. Причем по теории дескрипций способ указания на объект оказывается логически более строгим, более корректным, чем в естественном языке. Так, в теории дескрипций последовательно проводится различие между логически собственными именами и дескрипциями, а грамматически собственные имена («Аристотель», «Пегас») рассматриваются как сокращенные дескрипции.
Логически собственное имя — это простой, но относительно самостоятельный символ, обозначающий актуально существующий объект. Логически собственные имена всегда осмысленны и входят в высказывания в качестве субъекта. Они прямо указывают на объект в его тотальности. По теории дескрипций логически собственными именами в естественном языке являются только остенсивные (указательные)выражения типа «Вот этот стол», произносимые в определенной конкретной ситуации. По Расселу, это есть непосредственное указание на объект и так называемое «знание по знакомству».
Дескрипции — это так называемые «неполные символы». Они не имеют самостоятельного (предметного) значения вне контекста. Дескрипции не обозначают, не указывают объект, а лишь обозначают свойства объектов в отрыве от объектов. Дескрипция не предполагает в обязательном порядке описываемого объекта, а только существование его свойств. В связи с этим дескрипции могут относиться к пустым классам (например, «крылатый конь»). Дескрипции значимы лишь в предикативной позиции. К «неполным символам» по теории дескрипций относятся и все пустые простые символы типа «Пегас», «единорог» и т. п., они не имеют (предметного) значения, не указывают на объект, не являютсялогически собственными именами.
Таким образом, по теории дескрипций определенные (индивидные) дескрипции не могут быть истолкованы как логически собственные имена объектов (в отличие от возможного такого их истолкования в естественном языке). Однако достоинство дескрипций вообще состоит в том, что они позволяют говорить об объектах без непосредственного знакомства с последними. Они дают «знания по описанию». Кроме того, поскольку грамматически собственные имена, по Расселу, есть скрытые дескрипции, последние оказывают поддержку этим именам. В конечном счете дескрипции в широком смысле как метод указания способствуют выделению объектов опосредованно через перечисление их свойств.
В соответствии с теорией дескрипций в логической семантике Рассела не допускаются необозначающие собственные имена. Поэтому проблема существования для логически собственных имен не возникает. К логически собственным именам недопустимо предицирование существования. По теории Рассела, существование вообще не есть свойство. Предикации подлежат только свойства. Это важнейшее следствие теории дескрипций Рассела. В связи с этим, рассматривая условия принятия суждений существования (экзистенциальных высказываний), он предлагает устранить их традиционную, субъектно-предикатную форму (строение), заменив ее формализмом математической логики с квантором (логическим оператором) существования, выражаемым знаком «$». Данный знак является единственным логическим знаком, с помощью которого можно выразить существование. С его помощью утверждения существования получают единообразную логическую форму (формулировку).
В соответствии с теорией дескрипций парадокс существования преодолевается следующим образом. Поскольку термин «Пегас» не есть логически собственное имя, последнее может быть поддержано и заменено соответствующей ему дескрипцией. Так мы получаем выражение «Крылатый конь не существует». Но в этой позиции дескрипция все-таки не обладает (предметным) значением. Тогда мы обращаемся к рассмотрению и фиксации объекта опосредованно через перечисление, описание его свойств с использованием квантора существования (т. е. через формализм). При этом описательная фраза (дескрипция) берется уже не изолированно, а в контексте, в предложении в целом, обладающем к тому же (уже наделенным) определенным истинностным значением. В итоге уточняем логический смысл исходного высказывания и получаем формально-логическое выражение:
¯$ х (А(x)•В(x)) ,
где А — свойство «конеобразный», В — свойство «крылатый». А все предложение читается так: «Неверно (ложно), что существует какой-нибудь объект (х), который одновременно конеобразен и крылат».
Так оказывается определено (выявлено) подлинное логическое содержание исходного высказывания. Последнее же выражение (логическое предложение) оказывается логически осмысленным (логически правильно построенным, значимым), будучи по истинностному значению ложным. В этом случае, строго говоря, отрицается сама несовместимость свойств А и В у какого-либо существа и признается такое положение дел несуществующим. Действительно, нет ни одного живого существа, которое обладало бы этими свойствами одновременно. Таким образом, процедура подведения экзистенциальных высказываний под квантор существования не игра символами. Выражения (высказывания) с квантором уже обладают логически точным и однозначным смыслом (по принципу либо истинно, либо ложно).
Теория дескрипций Рассела, безусловно, оказала положительное влияние на развитие лингвистической, логической и философской мысли. Она выделила определенный тип предложений существования как специфический. Но она не является универсальным средством анализа языка. И не случайно ее подвергли критике многие зарубежные и отечественные философы. Так, У. Куайн (США) и П. Стросон (Англия) критиковали ее в основном с логико-лингвистических позиций. С философской точки зрения одним из первых дал ей оценку И.С. Нарский. По мнению чешского философа Ладислава Тондла, теория дескрипций Рассела ведет к ряду серьезных трудностей и едва ли убедительна с точки зрения состояния современной науки (см.: Тондл Л. Проблемы семантики. – М., 1975. С. 173–174).
Однако как бы ни критиковали Рассела, можно согласиться с философом Г.А. Заиченко, который отметил: «Заслуга Рассела состояла не только в том, что он поставил вопрос об особенностях корреляции языка и логики в обыденом и научном знании, но и подчеркнул необходимость исследования влияния логико-языкового аспекта знаний на выражение определенной онтологической картины мира» (Заиченко Г.А. К вопросу о критике современного английского позитивизма. – Харьков, 1971. С. 29).
Расселевскую традицию логико-лингвистического подхода к онтологии продолжил американский логик и философ Уиллард Куайн. Будучи, подобно Канту, эпистемологом, Куайн рассматривает проблему структуры реальности и ее данности в сознании. Он пытается ответить на вопрос, как мы приходим к утверждению существования чего-либо, какой-либо сущности. Причем он считает, что чувственные данные, здравый смысл — ненадежная опора в решении онтологических проблем. Для Рассела объект, референт — это преимущественно внешняя реальность, устойчивый набор физических событий, и слова имеют дологическую связь с объектом существования. Куайн не допускает этого. Он полагает, что к принятию каких-либо сущностей нас обязывает теория. Объекты, чье существование предполагается, постулируются теорией. Причем даже в обыденном познании, по его мнению, действует тот же механизм, концептуальная схема субъекта (языка) определяет онтологические обязательства.
Но, подобно Расселу, Куайн предлагает осуществлять уточнение онтологических проблем средствами стандартной кванторной экстенсиональной (референтативной, объектной) логики. Эта логика, по мнению Куайна, не является «онтологически» нейтральной, она обязывает принимать существование различных видов сущностей. В этом случае экзистенциальные предложения (утверждения существования) подводятся под квантор существования «$», т. е. существование подгоняется под существование в универсуме рассуждения. Логической формой высказываний о существовании являются только кванторные выражения. Соответственно формализм, касающийся существования $х(Рх), читается как «Существует объект х такой, что х обладает свойством Р».
В отличие от Рассела Куайн считает, что онтология (точнее, виды объектов, чье существование предполагается) определяется не свойствами имен, которые могут встречаться в высказывании, а типом переменных в нем, для которых возможна подстановка соответствующих «существующих» объектов. Отсюда известный куайновский критерий существования: «Быть — значит быть значением квантифицированной (связанной) переменной». Согласно Куайну, тот, кто делает экзистенциальные квантифицированные утверждения, принимает и существование определенных сущностей. Так, например, по этому критерию принятие высказывания «Некоторые вороны белые» (или в стандартном логическом выражении «$х (х — ворона и х — белая)» обязывает к вере (принятию) в существование объектов, которые являются белыми воронами.
Экзистенциальные квантифицированные предложения содержат явные указания на объекты. Они фиксируют тот момент, что некоторые выражения формализованного языка имеют смысл только относительно существующих объектов. И «любая теория по существу признает те, и только те объекты, к которым должны иметь возможность относиться связанные переменные, чтобы утверждения теории были истинными» (Quine W. From a logical point of view. – Gembridge, 1953. P. 13).
Таким образом, метод Куайна устанавливает онтологический ввод теории, способ ее связи с реальностью. Перевод теории в формализованный язык делает онтологические допущения эксплицитными (явными). Употребление квантифицированных переменных вполне определенно свидетельствует о принятой онтологии. При этом нельзя забывать, что для Куайна критерий существования остается по сути логическим. Он касается не объективности сущего (не «онтологического» состояния мира), а того, что является онтологическим обязательством определенного разговора (языкового контекста), определенного общения.
Еще более важным является вопрос о том, на каком основании происходит тот или иной выбор онтологии. Куайн полагает, что критерий выбора онтологии является прагматическим. Предпочтение одной теоретической системы перед другой происходит на основе ее простоты и плодотворности для науки в данное время. К тому же, по его мнению, интеграция конкретно-научных теорий может привести философа к одному из многих равно удовлетворительных объяснений мира, и не имеет смысла спрашивать, какое из этих объяснений является истинным. Так в онтологических воззрениях Куайна возникают мотивы конвенционализма.
В своем собственном онтологическом решении Куайн выступает как умеренный номиналист. Он допускает обычные физические объекты, объекты науки на атомном и субатомном уровнях, а также математические объекты, стремясь при этом сводить к минимуму допускаемые абстрактные сущности. Но, принимая во внимание его тезисы о так называемой «онтологической относительности» и «неопределенности перевода», указание на объекты в конечном счете оказывается неуловимым. В соответствии с первым тезисом знания, описанные на языке одной теории, опираются на теорию (язык) заднего плана, а последняя, в свою очередь, на предыдущую и т. д. Так онтология оказывается связанной с переводом теорий. А по гипотезе о неопределенности перевода любой перевод является принципиально неопределенным (в плане референции). Таким образом, референция оказывается непостижимой, а позиция Куайна оказывается релятивизмом.
В целом философская позиция Куайна может быть названа научным реализмом. Многое в этой позиции может быть признано правильным, но все-таки, по нашему мнению, она абсолютизирует относительность наших знаний, а также недооценивает интенсиональную (смысловую) сторону языка и роль практики в познании.
Все темы данного раздела:
Самсонов, В.Ф.
С 17 Философия: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Самсонов. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 498 с.
ISBN 978-5-85716-821-9
В пособии излагаются в
Основные типы мировоззрения
Вопрос о статусе философии, ее предмете и функциях является одним из важнейших собственно философских вопросов. Сам историко-философский процесс постоянно выдвигает его н
Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
Исторически философия выступала как поиск мудрости. И последняя понималась очень широко. Под ней подразумевалась не только совокупность теоретических знаний, но и раздумья людей
Основные проблемы и направления философии
Отношение человека к миру многообразно. Но философия как теоретическая система рассматривает это отношение обобщенно и предельно абстрактно. В теоретической, понятийной форме
Философия и наука. Специфика философского знания
Научно-философское мировоззрение как теоретическая система знания — это такая система осознания мира и места в нем человека, которая опирается на науку и сама выпо
Предметные области и функции философии
Специфика философского мировоззрения и важнейшие аспекты основного вопроса философии конкретизируются в соответствующих разделах(предметных областях) философского знания.
Философия и образование
Проблема образования и воспитания относится к числу проблем, определяемых общесоциальными потребностями и развитием общества. В современных условиях глобальных проблем и мирово
Информация для размышления
1. По мнению В.Г. Кротова, философия — это каторга понимания.
Поясните правильность этого образа.
2. Американский философ Джордж Сантаяна писал: «Правильная философия начинается
Значение онтологической проблематики в философии
Онтология — раздел философии, изучающий основные принципы и наиболее общие формы бытия. Термин «онтология» введен в научный оборот немецкими схол
Историко-философский экскурс в онтологическую проблематику
Между философами различных эпох мало общего в вопросах онтологии. Элеаты в противоположность бытию чувственного мира построили онтологию как учение об «истинном» трансцендентн
Понимание бытия в диалектико-материалистической философии
Для марксистско-ленинской философии характерно снятие традиционной онтологии как обособленной части философии в силу крайней абстрактности самого понятия бытия. Но она не отрица
Информация для размышления
1. Сирийский поэт Маарри сказал: «Многим смысл бытия разъясняет могила…».
Дайте философское толкование этого суждения.
2. «В нашей неповторимой жизни каждый день — исторический»
Основные исторические формы диалектики
Термин «диалектика» (от греческого dialektike techne — искусство вести беседу, спор) в философии многозначен. Нас по преимуществу будет интересовать материалистическ
Принципы и законы материалистической диалектики
Современная материалистическая диалектика базируется на трех основных принципах: всеобщей связи, развития и противоречия. Они конкретизируются в основных законах диалектики. Но
Методологическая роль материалистической диалектики
Сознательное применение диалектики в научной деятельности дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода
Метафизика как альтернатива диалектики
Альтернативой диалектики как метода мышления и познания в философии выступает метафизика (антидиалектический метод). Метафизика в целом характеризуется односторонним подходом к
Информация для размышления
1. «Детерминизм — это учение о всеобщей несвободе» (В. Кротов).
В чем состоит положительный рациональный смысл этого выражения?
2. Какое отношение к диалектике имеет крылатая фраз
Значение проблемы сознания в философии
Сознанием в широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это — внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Филосо
Проблема сознания в истории философии
Особенности подхода какого-либо философского направления к проблеме сознания определяются прежде всего ориентацией в оппозиции «материя – сознание» (т. е. решением основного вопроса философии)
Материальная основа и идеальная природа сознания
Как свидетельствуют философские и частные научные изыскания в области исследования сознания, последнее есть сложное, многогранное, многокачественное по своей структуре и функциям
Сознание как форма отражения. Социальная сущность сознания
Рассмотрение сознания в гносеологическом аспекте связано с понятием «отражение», ибо сознание, с материалистической точки зрения, есть высшая форма отражения действительности. Отражение как атри
Структура и функции сознания
В научно-исследовательских целях в соответствии с различными аспектами рассмотрения сознания его структурируют (членят) по разным основаниям и выделяют различные уровни, сферы,
Информация для размышления
1. «Знать — значит владеть информацией. Понимать — проникать за знания сквозь информацию…» (В. Кутырев).
Аргументируйте истинность данного тезиса.
2. «Мысль изреченная есть ложь»
Определение мышления и языка
Проблема взаимоотношения языка и мышления принадлежит к числу древних и «вечных» проблем. Это классическая проблема. И сейчас не утихают споры вокруг нее (см., напр.: Мышление — без языка?.. //
Связь мышления и языка с объективной реальностью и деятельностью человека
Естественный язык, в отличие от мышления, по природе своей материален и объективно реален. Материальность языка есть его существенное свойство, особенно в гносеологическом плане
Проблема значения и коммуникативная сущность языка
Центральной проблемой семантики и семиотики вообще является проблема значения языкового знака. Данная проблема сложна и не решена в современной науке. В конституировании (установ
Информация для размышления
1. Что Вольтер называл «Вселенной в алфавитном порядке»?
2. Французский философ Пьер Гассенди отмечал: «В философии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечн
Проблема познаваемости мира
Термины «теория познания», «гносеология» (от греч. gnosis — знание) и «философия познания» употребляются в философии как равнозначн
Исходные понятия гносеологии
Основными понятиями современной гносеологии являются «познание», «субъект», «объект», «отражение», «знание», «истина», «практика». Познание — творческая деятел
Основные современные подходы к познанию
В связи с трудностями определения конкретной детерминации знания, а также трудностями разграничения объективного и субъективного в познании в истории философии и философии науки возникли
Суть диалектико-материалистической концепции познания
Остановимся на основных положениях современной диалектико-материалистической концепции познания. Фундаментальным принципом современной диалектико-материалистической теории п
Роль языка и практики в познании
Философский анализ языка в связи с разработкой общей теории познания получил развитие в XVII–XVIII вв. в работах Декарта, Бэкона, Гоббса, Локка, Лейбница, Гартли и других. Так, Джон Локк отмечал,
Образование как особая форма познания
Образованиеявляется необходимым условием подъема каждого человека до высшего, научного уровня знания. Само же образование в гносеологическом аспекте может быть рассмотрено как осо
Информация для размышления
1. «Воображение, — по мнению Альберта Эйнштейна, — важнее, чем знания».
Раскройте рациональные основания для такого мнения.
2. Почему «всякое определение есть ограничение» (Б. Сп
Проблема истины и ее определение
Проблема истины — одна из важнейших проблем философии и центральная проблема теории познания. В чем, собственно, состоит проблема истины? Она касается ответа на
Практика как критерий истины
В диалектико-материалистической гносеологии общественно-историческая практика выступает критерием истины потому, что она как материальная деятельность людей имее
Нужна ли категория истины современному мышлению?
Несмотря на фундаментальность корреспондентской концепции истины по сравнению с другими теориями, она все-таки сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых,
Мнение, вера, заблуждение как гносеологические явления
Указанные в заголовке феномены имеют непосредственное отношение к процессу познания и постижению истины. Термины «мнение» и «вера» многозначны. Мнение в широком смысле представ
Информация для размышления
1. Русский писатель и философ А.И. Герцен справедливо заметил: «Истина не всегда должна быть всейной и длявсехной».
Объясните, на какое свойство истины указывает это замеч
Материальные средства научного познания
Научное познание невозможно без определенного сознательного и бессознательного использования исторически сложившихся средств познания. В наше время, когда наука становится непосредственной про
Роль метода в научном познании
Сами по себе язык и приборы как материальные средства познания недостаточны для познания. А в некоторых областях познания эти средства вообще играют несущественную роль. Объяснить научные факты и
Методологическая роль диалектико-материалистической философии в научном познании
Методологическая функция философии проявляется в том, что она формулирует наиболее общие законы, принципы, категории, в которых концентрируется опыт взаимодействия человеческо
Основные формы научного познания
Эффективное применение всей совокупности научных методов дает новое знание. Но это знание не возникает сразу в готовом и завершенном виде. Познание есть процесс, в ходе которого происходит обога
Информация для размышления
1. «Как бы ни была совершенна теория, она только приближение к истине» (А. Бутлеров).
Докажите истинность этого суждения.
2. Владимир Иванович Вернадский отмечал: «Научная гипот
Предмет социальной философии и специфика познания общества
Центральной категорией социальной философии является понятие «общество». Слово «общество» и связанное с ним слово «социальное», а также соотносимые с ними термины неодно
Основные истолкования природы общества в истории философии
Философские взгляды на природу и сущность общества развивались и совершенствовались вместе с реальной историей человечества. Так, уже философы древности пытались осмыслить и ре
О специфике социальных законов
Вопрос о социальном детерминизме — это вопрос о том, насколько функционирование и развитие общества предопределены объективными факторами и в какой степени они яв
Информация для размышления
1. «Общество есть не что иное, как результат механического равновесия грубых сил» (И. Тэн).
Отражает ли это суждение сущность общественных отношений? Ответ аргументируйте.
2. Ал
Понятие природы и актуальность ее анализа
Взаимодействие природы и общества является одной из актуальных проблем социальной философии и всего гуманитарного знания. Она охватывает самые различные области социальной реально
Основные исторические формы отношения общества к природе
С древности и до наших дней люди не переставали размышлять о природе и совершенствовать свои способности воздействовать на окружающую среду. И, конечно, каждому из этапов общественного развития
Географическая среда и развитие общества
Понятие «географическая среда»близко по значению к терминам «природа», «естественная среда», «окружающая среда», но в своем содержании к ним не сводится.Оно явля
Экология и образование
Биосоциальная природа человека и его связь с природой порождают специфическую форму сознания — экологическое сознание. Последнее является отражением взаимодействия двух относител
Информация для размышления
1. По мнению французского философа Блеза Паскаля, природа — «это бесконечная сфера, у которой центр всюду, а окружности нет нигде».
Что этим хотел сказать автор?
2. «Природу легч
Материально-производственная сфера общества
Предпосылками общества и его истории являются люди, их деятельность и материальные условия их жизни. Это основные составляющие элементы общества и его структуры. С диалектико-мате
Социальная сфера общественной жизни
В многообразной жизни общества выделяют специфическую область, которая называется социальной сферой. Она охватывает ту область социальной реальности, которая связана со структуро
Политическая жизнь общества
Политическая сфера общественной жизни появилась естественным путем как результат усложнения этой жизни, возникновения в ней социальной дифференциации и социального неравенства. В
Духовная сфера общественной жизни
Как известно, жизнедеятельность человека является сознательной, и, как говорится, «не хлебом единым жив человек». Общество не может существовать и развиваться без духовной сферы.
Информация для размышления
1. «Экономика — это физиология государства» (В. Кротов).
Как вы понимаете это выражение? Дайте его рационально-философскую интерпретацию.
2. Жан-Жак Руссо отмечал: «Если бы не был
Специфика философского осмысления культуры
Актуальностьконкретно-научного и философского анализа проблем культуры определяется самим ходом общественного развития, особенно в нашей стране в настоящее время. Ведь многие пр
Основные исторические модели культуры и современные подходы к ее анализу
В истории философского осмысления культуры можно выделить некоторые основные модели (концепции) культуры. Так, «натуралистическая» модель сводила культуру к предметно-вещественн
Структура культуры. Типология культур
Можно констатировать три основных и наиболее общих аспекта культуры: (1) культура есть ценностное отношение к объективной реальности; (2) культура есть искусственный, созданный
Единство, многообразие и противоречивость культуры
Культура всего человечества многообразна, пестра и неисчерпаема в своих конкретных проявлениях. Вместе с тем многообразные формы культуры совпадают в своей сущности как способы е
Функции культуры
Главная (генеральная) функция культуры — гуманистическая. Это системообразующая функция. Культура в целом выступает как человекообразующее явление. Она гуманистична и позитивна.
Информация для размышления
1. «Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны» (Л. Раглан).
Верно ли это суждение в принципе?
2. «Таланты — не дворянство, чтобы передаваться о
Понятие ценности и актуальность аксиологической проблематики
Ценность — это значимость (реальная или возможная роль, функция) природных или культурных объектов (физических или духовных) для жизни людей. Ценности имеют боль
Разработка аксиологической проблематики в истории философии
Хотя аксиология как особая область философского знания сложилась в середине XIX века, а термин «аксиология» был впервые применен французским философом П. Лапи в 1902 году (затем н
Современный подход к проблеме ценностей
Советская философия долгое время игнорировала ценностную проблематику и вслед за марксистской философией не признавала за аксиологией статуса особой философской дисциплины. Возрождение интереса
Типология и иерархия ценностей. Системы ценностей
Ценности носят многообразный характер. Их классификация может быть представлена следующим образом. По содержанию различают ценности, соответствующие представлениям о подсист
Информация для размышления
1. Индийский мыслитель Мохандас Ганди отмечал: «Ценность идеала в том, что он удаляется по мере того как мы приближаемся к нему».
В чем состоит реальная (практическая) значимость (полезн
Проблемы философии истории и их актуальность
Цивилизация выработала три основные формы теоретического отношения к истории — теологию истории, философию истории и научную историографию. Объектом этих форм исторического созн
Философия истории в истории философии
По существу философия истории начинается в античности работами Геродотаи Фукидида. Они пытались выяснить движущие силы исторического процесса, пыт
О нетрадиционных подходах к проблемам философии истории
Во второй половине XX века мы сталкиваемся с иррационалистическим подходом к обществу и его истории в лице так называемого постмодернизма. Это направление философ
Информация для размышления
1. Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт писал: «Чтобы приблизиться к исторической правде, нужно идти одновременно двумя дорогами — основательно, беспристрастно, критически изучать события и, связыв
Социальный прогресс и его критерии
Вопрос о социальном прогрессе — это вопрос о характере социальных изменений, вопрос о направленности изменений и развития общества. В современную эпоху вопрос о сущности
Глобальные проблемы современности
Противоречивый характер общественного прогресса особенно ярко проявился в XX веке в период научно-технической революции. В 70–80-е годы ученые и философы, общественные деятели и
Социальное прогнозирование и научное предвидение
Одной из важных функций философии как научного мировоззрения является эвристическая функция, касающаяся прогнозирования развития действительности. А теория прогнозирования я
Информация для размышления
1. «Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства» (Е. Лец).
Аргументируйте истинность этого суждения.
2. Русский поэт С.И. Кирсанов писал:
Когда поймешь ты након
Суть и значение антропологической проблематики в современной философии
Человек как родовое существо — это представитель высшей ступени живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Раздел философии, который занимается пробле
Образ человека в истории философской мысли
В различные исторические периоды и в различных концепциях философов «рисовались» различные образы человека. Но если обобщить мозаику картин человека в соответствии с господствовавшими антропологич
Основные методологические принципы и категории современного философско-антропологического понимания человека
Как уже отмечалось, то или иное понимание человека во многом определяется методологической позицией ученого и философа. Человек как самое сложное явление на Земле требует и соответствующего, адеква
Информация для размышления
1. «Человек не способен постичь самого себя: он всегда будет оставаться загадкою, тайною для самого себя» (П. Буаст).
Выскажите свое мнение по этому поводу.
2. «Человеку нельзя да
Диалектика человеческой целостности
Для адекватного понимания человека важно выяснить соотношение биологического и социального в нем. К биологическому в человеке относится его
Основные аспекты бытия человека
Способом существования человека является деятельность, а основными видами деятельности, по нашему мнению, являются труд, игра и творчество.Среди основных аспекто
Информация для размышления
1. Философ Эрих Фромм заметил: «Характер — это заместитель отсутствующих у человека инстинктов».
Дайте философскую интерпретацию этого утверждения.
2. Определите философскую кат
Актуальность проблемы смысла жизни
Смысл жизни в самом общем плане можно охарактеризовать как значение (назначение) жизни и определенный способ ее осуществления (реализации). В сущности, это понятие предполагает определенный отве
Основные концепции смысла жизни
В связи с различием мировоззренческих позиций возникали и возникают разные концепциисмысла жизни. Смысл жизни может толковаться как с рационалистических, так и с иррационалистич
Стратегия жизни и современный гуманизм
Генеральной линией реализации определенного смысла жизни является жизненная стратегия. В самом общем виде жизненная стратегия проявляется в умении соединять свои индивидуальные спо
Информация для размышления
1. «Смысл бытию придает человек» (В. Макушевич).
Как вы понимаете это выражение?
2. «Смысл жизни переживается до конца иногда индивидуально, а понимается только поколениями в гео
Античная философия
Предметом истории философииявляется возникновение и развитие философской мысличеловечества с древнейших времен до современности. Это история противоборства с
Средневековая философия
Средневековая философия относится в основном к эпохе феодализма (V–XV вв. н. э.). Это время господства религии и церкви, в частности господства христианства в Европе. Соответственн
Философия эпохи Возрождения
Средние века сменяются эпохой Возрождения (XV–XVI вв.). Это время начала становления буржуазного общества и развития промышленности, время великих географических открытий (Колум
Русская философия
Русская философия — одна из важных и оригинальных составных частей отечественной и мировой культуры. В ней воплотились надежды и поиски русского народа, своеобразные черты национа
Информация для размышления
1. Почему «в философии живут, не увядая, и Платон, и Аристотель, и Декарт, и Спиноза, и Гегель и т.д.» (М. Рубинштейн)?
2. Платон и Аристотель полагали, что начало философствования в уд
Общий характер современной западной философии
Современной западной философиейобычно называют постклассический этап ее развития (вторая половина XIX–XX в.). Для понимания ее особенностей необходимо сопоставить эту философию с
Позитивистская традиция: неопозитивизм и аналитическая философия
Позитивизм как философское направление берет свое начало в 30-х годах XIX столетия. В центре внимания позитивистов всегда находился вопрос взаимоотношения философии и н
Антрополого-гуманистическая тенденция: экзистенциализм
Экзистенциализм, или философия существования (от латинского existentia — существование), возник в середине 20-х годов ХХ века. Особенно большое распространение он получил по
Философско-теологическая традиция: неотомизм
Неотомизм — современная религиозная философия, официальная философия Ватикана. Теоретический фундамент неотомизма составляет модернизированная философия средневекового философа-
Информация для размышления
1. «Философия есть борьба против околдовывания нашего разума средствами нашего языка».
Представителю какого направления западной философии принадлежит это высказывание?
2. Назовит
СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ
АбелярПьер(1079–1142) — французский философ, теолог и поэт, создатель концептуализма.
Абрамян Лев Арутюнович (р. 1928) — арм. философ, спец. в области сем
Во всякой философской системе, безусловно, отражается настроение души ее создателя». Кто автор этого суждения?
а) В. Вернадский; б) Ч. Дарвин; в) И. Мечников;
г) Д. Менделеев; д) А. Чижевский.
10. Искомый объект американский психолог и философ Б.Ф. Скиннер, шутя, но не без основани
Какой метод мышления является инородным в данном списке терминов?
а) догматизм; б) диалектика; в) релятивизм;
г) софистика; д) эклектика.
3. Категория, выражающая внутренний источник развития:
а) гармония; б) отрицание;
Как называется общая теория знаковых систем?
а) азбука Морзе; б) семантика; в) семиотика;
г) синергетика; д) синтактика.
2. В XX веке известен только один случай возрождения мертвого языка как разговорного. Определит
Что означает выражение «уверенность без доказательств» (А. Амьель)?
а) аксиома; б) вера; в) смелость;
г) интуиция; д) самоуверенность.
4. Позиция, полагающая, что чувственное отражение является единственной основой достоверного познания:
Какой термин «лишний» в данном списке (т.е. не соответствует основе других терминов)?
а) аналогия; б) дедукция; в) измерение;
г) индукция; д) моделирование.
2. Общенаучная теория самоорганизации систем — это:
а) автоматика; б) семиотика; в
Этика есть безграничная ответственность за все, что живет». Кто автор этих строк?
а) А. Швейцер; б) М. Шелер; в) Л. Шестов;
г) М. Шлик; д) А. Шопенгауэр.
тема 11. общество как структурно-функциональная система
1. Сферы общественной жизни в
Кто из философов считал, что цели и нормы поведения людей определяют ценности?
а) Н. Бердяев; б) М. Вебер; в) У. Ростоу;
г) А. Тойнби; д) О. Шпенглер.
тема 14. философия истории
1. Религиозное истолкование исторического процесса как осущест
Кто из данных философов утверждал, что герменевтика — это метод исторической интерпретации?
а) Л. Витгенштейн; б) В. Дильтей; в) Дж. Дьюи;
г) Э. Жильсон; д) Э. Мах.
5. Римский историк, которому приписывают авторство крылатых слов, касающихся изучения истории: «Б
Что, по мнению английского писателя Джозефа Аддисона, «наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим»?
а) богатство; б) высокомерие; в) знание;
г) красота; д) физические способности.
5. Максим Горький справедливо полагал: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже с
Если ты вдруг нашел смысл жизни, самое время посетить психиатра». Кто автор этих слов?
а) А. Айер; б) А. Адлер; в) П. Бейль;
г) Г. Фреге; д) З. Фрейд.
5. Высшая цель стремлений человека:
а) богатство; б) образование; в) идеал;
г) с
Все действительное разумно, все разумное действительно». Кто автор этих слов?
а) Г. Гегель; б) П. Гольбах; в) И. Фихте;
г) Ф. Ницше; д) А. Швейцер.
5. Один из философов писал: «Всю мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир — это с
Кто из русских философов первым начал говорить о «душе России»?
а) Н. Бердяев; б) А. Лосев; в) Н. Федоров;
г) П. Флоренский; д) П. Чаадаев.
10. Русский философ, чьи идеи активно влияли на формирование мировоззрения Александра Блока, А
Новости и инфо для студентов