рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные типы мировоззрения

Основные типы мировоззрения - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Вопрос О Статусе Философии, Ее Предмете И Функциях Яв­ля­ется Од...

Вопрос о статусе философии, ее предмете и функциях
яв­ля­ется одним из важнейших собственно философских воп­ро­сов. Сам историко-философский процесс постоянно выдви­гает его на передний план. И в этом проявляется одна из харак­терных черт философии.

В настоящее время при рассмотрении вопроса о сущ­ности и зна­чимости философии (особенно отечественной) мы довольно часто сталкиваемся с недоверием к философии,
с сомнением в ее полез­ности для человека и общества. В частности, считается, что фило­софия элитарна, оторвана от жизни, схоластична, что она не дает осмысления и решения новых проблем, встающих перед человеком и обществом. Более того, если существует всего один основной во­прос философии, который не удается решить за столько веков, то какую пользуона может принести сегодня?

Заявляют также, что современная философия носит идеоло­гизи­рованный характер, даже выступает служанкой политики. И это якобы свидетельствует о субъективности и ненаучности философ­ского знания. Иногда считают, что целью философии является полу­чение как можно более полного и точного знания, дающего немед­ленные ответы на конкретные вопросы. В этом случае от филосо­фии ожидают рецептов, обеспечиваю­щих успех практики специа­листа любого профиля.

Отмеченные стереотипы негативных суждений о филосо­фии от­части верны, особенно по отношению к советской философии. Но это обусловлено рядом конкретно-истори­ческих причин. Однако в отношении философии в целом эти суждения являются типичными заблуждениями. Для того, чтобы пра­вильно судить об эффектив­ности философии, ее статусе и судь­бе, надо прежде всего правиль­но понять ее природу, ее цели и возможности, ее место и роль во всей системе духовно-прак­тического производства. Фактически в представленных мне­ни­ях о философии бытуют поверхност­ные и ложные представ­ления о ее природе. Именно отсюда следует отож­дествление философии с частнонаучным зна­нием, отождествление ее с политическим сознанием, отож­дествление самой философии с конкретными носите­лями философского знания и тому подобное.

Для российского общества негативное отношение к фи­ло­софии, вообще говоря, не в диковинку. Печально извес­тен афоризм одного из министров николаевской эпохи князя Ши­рин­­ского-­Ших­матова: «Польза филосо­фии не доказана, а вред возможен». Ему не нравилось, что философия «всегда пред­став­ляет случаи» к «поползновению».

Трудность уяснения того, что представляет собой фило­со­фия, в значительной мере связана с тем, что (строго под­ходя) философии как таковой просто нет. Реально сущест­вовало и существует мно­жество различных учений, школ, течений, на­правлений. Они в чем-то солидарны друг с дру­гом, а в чем-то противоречат друг другу, борются, опро­вер­гают друг друга. Иначе говоря, имеет место философский плюра­лизм(поли­морфизм). К тому же с развитием исто­рико-­философского процесса меняется предмет философ­ского размышления и способ разрешения философ­ских проб­лем. Из этих особеннос­тей суще­ствования и развития фило­софии подчас опять-таки делаются нега­тивные выводы о невозможности самотождест­венности философии (невозмож­ности определения ее как тако­вой), о неспособности фи­ло­со­фии отыскать объективную исти­ну (гносеологический плю­ра­лизм), о ненужности и даже исчез­новении философии. Так, немец­кий философ второй половины XIX века Виль­гельм Виндельбанд, ис­ходя из исторической измен­чивости предмета философии, ограни­чения ее сферы, высказал мысль, что «философия подобна королю Лиру» и, как и он, оказалась не у дел. Известный российский большевик и будущий руко­водитель Пролеткульта А.А. Богда­нов в работе 1911 года «Фи­ло­софия живого опыта» заявлял, что философия «доживает последние дни» и что она будет заменена но­вой всеобщей наукой — тектологией.

Философский плюрализм, историческая изменчивость пред­ета философии, аналогия ее с искусством не умаляют обще­значимости, научности, преемственности и прогресса в ее раз­витии. Указанные черты философии, по нашему мне­нию, свидетельствуют лишь о ее сложности, многогран­ности, много­уровневости, полифункциональ­ности и диа­лек­тич­ности. В теоретико-методическом плане вполне пра­во­мерно говорить о философии вообще и заниматься мета­фило­со­фией. Так что же представляет собой философия как таковая (ее предмет, структура, функции) и какова ее судьба?

Прежде всего следует отметить, что философия как диа­лекти­ческий феномен является единством таких противопо­лож­ностей, как общее и отдельное, общечеловеческое («веч­ное») и конкретно-историческое, социальное и индиви­дуаль­ное (личностное), объек­тивное и субъективное, научно-теоре­ти­ческое и духовно-практи­ческое. Однако это не отрицает единст­ва историко-философского процесса и единой сущ­ности фило­софии. Но в то же время эти про­тиво­полож­ности со­ставляют гносеологические корни и один из основных источ­ников поли­морфизма философии. Абсолютизация же каких-либо из этих противоположностей ведет к субъекти­визмув ис­толковании природы философии.

Приведем несколько примеров различного понимания и толкования философии из ее истории. Для Пифагора Самос­ского, который первым назвал себя «философом», она есть любовь к мудрости, наука о сущем как таковом, наука о бо­же­ст­венных и человеческих вещах. Сократ выразил задачу философствова­ния девизом «Познай са­мого себя» и факти­чески стал первым подлинным фило­софом, ибо акцентировал внимание на рефлексивном (отражательно-оценивающем) отно­­шении к миру и самому себе. Платон, который первым употре­бил тер­мин «философия», характе­ризовал философию как умение ставить вопросы и давать ответы, как размыш­ление о смерти и бессмертии. Для Арис­тотеля, который пер­вым попы­тался вы­делить философию в особую область зна­ния, она есть метафизика, учение о первопричинах и нача­лах бытия. При этом он называл философию «госпожой наук».

Известный русский философ Н.А. Бердяев характеризует фило­софию как духовный акт, как размышление о бытии на основе опыта человеческого существования во всей его пол­ноте. Представители неопозитивизма (А. Айер, Р. Карнап и др.) считали философию «служанкой наук» и полагали, что она воз­можна только как ин­теллектуальная деятельность по логи­чес­кому анализу языка. Веду­щий амери­кан­ский философ Уиллард Куайн отмечает, что филосо­фия отличается от конкретных наук только широтой своих понятий, но границы правильного прило­жения термина «философия» подоб­ны границам использования географи­ческих терминов «северо-запад» и «юго-восток».

При всех различиях указанных выше характеристик фило­софии каждая из них так или иначе касается че­ловека, его деятельности, отношения «чело­век — мир». А это по­след­нее отношение составляет ядро мировоззре­ния. Фило­со­фия есть мировоззренческая форма со­знания. Одна­ко не вся­кое мировоз­зрение является философ­ским. В самом об­щем виде можно ска­зать, что философия есть определенный (специфический) тип миро­воззрения и определенный стиль мышления.

Мировоззрение вообще — это совокупность взглядов, принципов, оценок, норм, определяющих самое общее пони­ма­ние мира и места в нем человека. Следует различать соци­аль­ный и индивидуальный (личностный) планы миро­воззре­ния. В структуру мировоззрения личности входят ее зна­ния, оценки и ценности, идеалы и установки, убеждения, сом­не­ния и эмоции, выступающие в качестве ориентиров и регу­ля­торов поведения индивида. Следовательно, мировоз­зрение импера­тивно, оно проектирует и стимулирует опре­деленный стиль поведения, определяет жизненную позицию личности.

По уровню познания (т. е. по источнику, характеру аргу­ментации и глубине проникновения в действительность) миро­воз­зрение подраз­деляется на обыденное (жизненно-повсед­нев­ное) и теоретическое (рациональное). Философия есть теорети­ческое мировоззрение. Это логически организо­ванное (и обо­сно­ванное), специально выра­батываемое и спе­ци­ально культи­ви­руемое мировоззрение. Кроме того, неко­то­рые прогрессивные философские направления пред­став­ля­ют собой научное миро­воззрение. Для научного мировоззре­ния дости­же­ния, выводы науки представляют основополагающую цен­ность. Такое миро­воз­зрение выводится из данных науки, согла­суется с данными науки.

В социально-историческом плане выделяют три типа мировоз­зрения: миф, религию и философию. Исторически первой формой мировоззрения, как и наиболее ранней – дописьменной – фор­мой культуры, был миф. Это нерасчле­нен­ная, универсальная форма сознания. Он включает в себя зачатки научных знаний, религиозных верований и собст­вен­но философских проблем. В форме сказаний люди пы­тались найти ответ на вопросыо своей судьбе и своем про­ис­хож­дении, об устройстве мирозда­ния в целом. Развитие миро­воззрения шло от мифа к логосу (рациональному знанию).

Религия — это тип мировоззрения, основу которого составляет ве­ра в существование сверхъестественных сил и признание главен­ствующей роли их в мироздании и жизни людей. В отличие от фи­лософии, которая теоретична, абстракт­на, религия эмоциональна и ритуальна. Даже в теологии (вероучении) как элементе религии ра­зуму отво­дится служебная роль истолкователя «слова Божия». Сле­до­вательно, в основе своей религиозное мировоззрение являет­ся ненаучным. Но религию как многоплановое социально-историческое явление нельзя оценивать однозначно.

Есть много общего между религией и философией как в гносео­логическом (теоретико-познавательном), так и в куль­турно-мировоз­зренческом отношении. Земными, посюсто­рон­ними средствами нельзя ни доказать, ни опровергнуть сущест­вование Бога. Но нельзя окончательно (абсолютно) доказать и правильность (истинность) принципа материа­лизма, ведущего к атеизму. В конечном счете те­зис о сущест­вовании Бога и принцип материализма имеют одинако­вый гносеологи­ческий статус. Иначе говоря, сохраняются (и всегда будут) гносеологи­ческие корни для идеализма, религи­оз­ной веры и сомнения в правоте принципа материализма.

Материалистическая философия и религия не исключают абсо­лютным образом друг друга. И не случайно, видимо,
среди из­вестных философов даже одного и того же направ­ления есть и ве­рующие, и атеисты. Об этом, в частности, свиде­тельствует история русской философии и современный экзис­тенциализм. В этой свя­зи представляются не лишен­ны­ми оснований следую­щие замечания таких извест­ных англи­чан, как философа Фрэнсиса Бэкона и писателя Джозефа Аддисона. Первый заметил: «Поверх­ность в философии скло­няет человеческий ум к атеизму, глу­бина — к религии». Вто­рой как бы добавил: «Когда смотришь на усыпанное звездами небо... философия взывает к религии, а религия добавляет пре­лести фило­софии». Цель религии и конечная цель фи­ло­софии в духовно-практическом плане — поднять чело­ве­ка над сферой обыденности, увлечь его высо­кими идеалами и вооружить благородной стратегией челове­ческой жизни.

Однако указанные элементы общности религии и фило­софии не снимают принципиального различия идеализма и материализма при рассмотрении и решении философских проблем. А обществен­но-историческая практика человека как критерий истины, хотя бы в тенденции, подтверждает мате­риализм. Вот почему принцип мате­риализма как основа мировоззрения представляется более убеди­тельным и фунда­мен­тальным, чем идеализм и религиозная вера.

Таким образом, можно утверждать, что современная раз­витая и прогрессивная философия — это научно-теоре­ти­ческое мировоззре­ние с широким (диалектическим) стилем мышления.

Тесная связь философии с культурой, личностный, субъек­­тивный фактор философии роднит ее с искусством, отличаю­щимся широ­ким разнообразием стилей, манер, языков. Но все-таки философия не тождественна искусству. В отличие от искусства философия не просто выражает субъективный мир человека, а претендует на осо­знание места человека в мире. Даже в художественной форме философия не перестает быть теоретизированием, спором о понятиях. Это вы­водит филосо­фию далеко за границы собственно эстетической сфе­ры.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Челябинский государственный педагогический университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные типы мировоззрения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Самсонов, В.Ф.
С 17 Философия: учеб. пособие для вузов / В.Ф. Самсо­нов. – Че­лябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 498 с. ISBN 978-5-85716-821-9   В пособии излагаются в

Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
Исторически философия выступала как поиск мудрости. И послед­няя понималась очень широко. Под ней подра­зумевалась не только совокупность теоретических знаний, но и раздумья людей

Основные проблемы и направления философии
Отношение человека к миру многообразно. Но филосо­фия как теоретическая система рассматривает это отношение обоб­щен­но и предельно абстрактно. В теоретической, поня­тий­ной форме

Философия и наука. Специфика философского знания
Научно-философское мировоззрение как теоретическая система знания — это такая система осознания мира и места в нем человека, которая опирается на науку и сама выпо

Предметные области и функции философии
Специфика философского мировоззрения и важнейшие аспекты основного вопроса философии конкретизируются в соответствую­щих разделах(предметных областях) философ­ского знания.

Философия и образование
Проблема образования и воспитания относится к чис­лу проблем, определяемых общесоциальными потреб­нос­тями и развитием общества. В современных условиях гло­бальных проблем и мирово

Информация для размышления
1. По мнению В.Г. Кротова, философия — это каторга понимания. Поясните правильность этого образа. 2. Американский философ Джордж Сантаяна писал: «Пра­виль­ная философия начинается

Значение онтологической проблематики в философии
Онтология — раздел философии, изучающий основные принципы и наиболее общие формы бытия. Термин «онто­логия» введен в научный оборот немецкими схол

Историко-философский экскурс в онтологическую проблематику
Между философами различных эпох мало общего в воп­росах онтологии. Элеаты в противоположность бытию чув­ст­вен­ного мира построили онтологию как учение об «истин­ном» трансцендентн

Понимание бытия в диалектико-материалистической философии
Для марксистско-ленинской философии характерно сня­тие традиционной онтологии как обособленной части фило­со­фии в силу крайней абстрактности самого понятия бытия. Но она не отрица

Проблема существования в логико-лингвистическом аспекте
Даже при выяснении наиболее общих форм бытия фило­софы расходятся в вопросе о том, что существует. В связи с этим они принимают различные онтологические допущения и решения. Так, с

Информация для размышления
1. Сирийский поэт Маарри сказал: «Многим смысл бытия разъясняет могила…». Дайте философское толкование этого суждения. 2. «В нашей неповторимой жизни каждый день — истори­ческий»

Основные исторические формы диалектики
Термин «диалектика» (от греческого dialektike techne — искусство вести беседу, спор) в философии многозначен. Нас по преимуществу будет интересовать материалистическ

Принципы и законы материалистической диалектики
Современная материалистическая диалектика базируется на трех основных принципах: всеобщей связи, развития и про­ти­воречия. Они конкретизируются в основных законах диа­лектики. Но

Методологическая роль материалистической диалектики
Сознательное применение диалектики в научной деятель­ности дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, измен­чивость, возможность перехода

Метафизика как альтернатива диалектики
Альтернативой диалектики как метода мышления и по­знания в философии выступает метафизика (антидиалек­тический метод). Метафизика в целом характеризуется одно­сто­ронним подходом к

Информация для размышления
1. «Детерминизм — это учение о всеобщей несвободе» (В. Кротов). В чем состоит положительный рациональный смысл этого выражения? 2. Какое отношение к диалектике имеет крылатая фраз

Значение проблемы сознания в философии
Сознанием в широком смысле слова называют особую способность субъекта (человека и общества). По содержанию это — внутренний, духовный мир человека и духовная жизнь общества. Филосо

Проблема сознания в истории философии
Особенности подхода какого-либо философского направ­ле­ния к проблеме сознания определяются прежде всего ори­ен­та­цией в оппозиции «материя – сознание» (т. е. решением основного вопроса философии)

Материальная основа и идеальная природа сознания
Как свидетельствуют философские и частные научные изыскания в области исследования сознания, последнее есть сложное, многогранное, многокачественное по своей струк­туре и функциям

Сознание как форма отражения. Социальная сущность сознания
Рассмотрение сознания в гносеологическом аспекте свя­зано с понятием «отражение», ибо сознание, с материалисти­ческой точки зрения, есть высшая форма отражения дейст­вительности. Отражение как атри

Структура и функции сознания
В научно-исследовательских целях в соответствии с различными аспектами рассмотрения сознания его структу­ри­руют (членят) по разным основаниям и выделяют раз­личные уровни, сферы,

Информация для размышления
1. «Знать — значит владеть информацией. Понимать — про­никать за знания сквозь информацию…» (В. Кутырев). Аргументируйте истинность данного тезиса. 2. «Мысль изреченная есть ложь»

Определение мышления и языка
Проблема взаимоотношения языка и мышления принад­ле­жит к числу древних и «вечных» проблем. Это класси­ческая проблема. И сейчас не утихают споры вокруг нее (см., напр.: Мышление — без языка?.. //

Связь мышления и языка с объективной реальностью и деятельностью человека
Естественный язык, в отличие от мышления, по природе своей материален и объективно реален. Материальность языка есть его существенное свойство, особенно в гносео­логи­чес­ком плане

Проблема значения и коммуникативная сущность языка
Центральной проблемой семантики и семиотики вообще является проблема значения языкового знака. Данная проб­лема сложна и не решена в современной науке. В конституи­ровании (установ

Информация для размышления
1. Что Вольтер называл «Вселенной в алфавитном порядке»? 2. Французский философ Пьер Гассенди отмечал: «В фило­софии ох как следует заботиться о словах, именно для того, чтобы не было вечн

Проблема познаваемости мира
Термины «теория познания», «гносеология» (от греч. gnosis — знание) и «философия познания» употребляются в философии как равнозначн

Исходные понятия гносеологии
Основными понятиями современной гносеологии явля­ют­ся «познание», «субъект», «объект», «отражение», «зна­ние», «истина», «практика». Познание — творческая дея­тел

Основные современные подходы к познанию
В связи с трудностями определения конкретной детер­ми­на­ции знания, а также трудностями разграничения объектив­ного и субъективного в познании в истории философии и фи­лософии науки возникли

Суть диалектико-материалистической концепции познания
Остановимся на основных положениях современной диа­лек­тико-материалистической концепции познания. Фунда­мен­тальным принципом современной диалектико-материа­лис­ти­ческой теории п

Роль языка и практики в познании
Философский анализ языка в связи с разработкой общей теории познания получил развитие в XVII–XVIII вв. в рабо­тах Декарта, Бэкона, Гоббса, Локка, Лейбница, Гартли и других. Так, Джон Локк отмечал,

Образование как особая форма познания
Образованиеявляется необходимым условием подъема каждого человека до высшего, научного уровня знания. Само же образование в гносеологическом аспекте может быть рас­смотрено как осо

Информация для размышления
1. «Воображение, — по мнению Альберта Эйнштейна, — важ­нее, чем знания». Раскройте рациональные основания для такого мнения. 2. Почему «всякое определение есть ограничение» (Б. Сп

Проблема истины и ее определение
Проблема истины — одна из важнейших проблем фило­софии и центральная проблема теории познания. В чем, собст­венно, состоит проблема истины? Она касается ответа на

Практика как критерий истины
В диалектико-материалистической гносеологии общест­венно-историческая практика выступает критерием исти­ны потому, что она как материальная деятельность людей имее

Нужна ли категория истины современному мышлению?
Несмотря на фундаментальность корреспондентской кон­цеп­ции истины по сравнению с другими теориями, она все-таки сталкивается с серьезными трудностями. Во-первых,

Мнение, вера, заблуждение как гносеологические явления
Указанные в заголовке феномены имеют непосредст­вен­ное отношение к процессу познания и постижению истины. Тер­мины «мнение» и «вера» многозначны. Мнение в широ­ком смысле представ

Информация для размышления
1. Русский писатель и философ А.И. Герцен справедливо за­ме­тил: «Истина не всегда должна быть всейной и длявсехной». Объясните, на какое свойство истины указывает это заме­ч

Материальные средства научного познания
Научное познание невозможно без определенного созна­тель­ного и бессознательного использования исторически сло­жив­шихся средств познания. В наше время, когда наука ста­новится непосредственной про

Роль метода в научном познании
Сами по себе язык и приборы как материальные средства позна­ния недостаточны для познания. А в некоторых облас­тях познания эти средства вообще играют несущественную роль. Объяснить научные факты и

Методологическая роль диалектико-материалистической философии в научном познании
Методологическая функция философии проявляется в том, что она форму­лирует наиболее общие законы, принци­пы, категории, в которых концен­трируется опыт взаимо­дейст­вия человеческо

Основные формы научного познания
Эффективное применение всей совокупности научных ме­то­дов дает новое знание. Но это знание не возникает сразу в готовом и за­вершенном виде. Познание есть процесс, в ходе которого происходит обога

Информация для размышления
1. «Как бы ни была совершенна теория, она только прибли­жение к истине» (А. Бутлеров). Докажите истинность этого суждения. 2. Владимир Иванович Вернадский отмечал: «Научная гипо­т

Предмет социальной философии и специфика познания общества
Центральной категорией социальной философии являет­ся поня­тие «общество». Слово «общество» и связанное с ним слово «со­циальное», а также соотносимые с ними термины неодно

Основные истолкования природы общества в истории философии
Философские взгляды на природу и сущность общества разви­вались и совершенствовались вместе с реальной исто­рией чело­вечества. Так, уже философы древности пытались осмыс­лить и ре

О специфике социальных законов
Вопрос о социальном детерминизме — это вопрос о том, насколько функционирование и развитие общества предопреде­лены объективными факторами и в какой степени они яв

Информация для размышления
1. «Общество есть не что иное, как результат механического равновесия грубых сил» (И. Тэн). Отражает ли это суждение сущность общественных отно­ше­ний? Ответ аргументируйте. 2. Ал

Понятие природы и актуальность ее анализа
Взаимодействие природы и общества является одной из актуальных проблем социальной философии и всего гума­нитарного знания. Она охватывает самые различные области социальной реально

Основные исторические формы отношения общества к природе
С древности и до наших дней люди не переставали раз­мыш­лять о природе и совершенствовать свои способности воздейст­вовать на окружающую среду. И, конечно, каждому из этапов общественного развития

Географическая среда и развитие общества
Понятие «географическая среда»близко по значению к тер­минам «природа», «естественная среда», «окружающая сре­да», но в своем содержании к ним не сводится.Оно явля

Экология и образование
Биосоциальная природа человека и его связь с природой порождают специфическую форму сознания — экологичес­кое сознание. Последнее является отражением взаимодейст­вия двух относител

Информация для размышления
1. По мнению французского философа Блеза Паскаля, при­рода — «это бесконечная сфера, у которой центр всюду, а окружности нет нигде». Что этим хотел сказать автор? 2. «Природу легч

Материально-производственная сфера общества
Предпосылками общества и его истории являются люди, их деятельность и материальные условия их жизни. Это основные составляющие элементы общества и его струк­туры. С диалектико-мате

Социальная сфера общественной жизни
В многообразной жизни общества выделяют специ­фи­ческую область, которая называется социальной сферой. Она охватывает ту область социальной реальности, которая связана со структуро

Политическая жизнь общества
Политическая сфера общественной жизни появилась естественным путем как результат усложнения этой жизни, возникновения в ней социальной дифференциации и социаль­ного неравенства. В

Духовная сфера общественной жизни
Как известно, жизнедеятельность человека является со­зна­тельной, и, как говорится, «не хлебом единым жив человек». Общество не может существовать и развиваться без духовной сферы.

Информация для размышления
1. «Экономика — это физиология государства» (В. Кротов). Как вы понимаете это выражение? Дайте его рационально-философскую интерпретацию. 2. Жан-Жак Руссо отмечал: «Если бы не был

Специфика философского осмысления культуры
Актуальностьконкретно-научного и философского ана­ли­за проблем культуры определяется самим ходом общест­венного развития, особенно в нашей стране в настоящее время. Ведь многие пр

Основные исторические модели культуры и современные подходы к ее анализу
В истории философского осмысления культуры можно вы­де­лить некоторые основные модели (концепции) культуры. Так, «натуралистическая» модель сводила культуру к пред­метно-вещественн

Структура культуры. Типология культур
Можно констатировать три основных и наибо­лее общих аспекта культуры: (1) культура есть ценностное отношение к объективной реальности; (2) культура есть искус­ст­вен­ный, созданный

Единство, многообразие и противоречивость культуры
Культура всего человечества многообразна, пестра и неис­черпаема в своих конкретных проявлениях. Вместе с тем много­образные формы культуры совпадают в своей сущности как способы е

Функции культуры
Главная (генеральная) функция культуры — гуманисти­ческая. Это системообразующая функция. Культура в целом выступает как человекообразующее явление. Она гуманис­тич­на и позитивна.

Информация для размышления
1. «Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны» (Л. Раглан). Верно ли это суждение в принципе? 2. «Таланты — не дворянство, чтобы передаваться о

Понятие ценности и актуальность аксиологической проблематики
Ценность — это значимость (реальная или возможная роль, функция) природных или культурных объектов (физи­чес­ких или духовных) для жизни людей. Ценности имеют боль

Разработка аксиологической проблематики в истории философии
Хотя аксиология как особая область философского зна­ния сложилась в середине XIX века, а термин «аксиология» был впервые применен французским философом П. Лапи в 1902 году (затем н

Современный подход к проблеме ценностей
Советская философия долгое время игнорировала цен­ност­ную проблематику и вслед за марксистской философией не при­знавала за аксиологией статуса особой философской дисцип­лины. Возрождение интереса

Типология и иерархия ценностей. Системы ценностей
Ценности носят многообразный характер. Их класси­фи­ка­ция может быть представлена следующим образом. По содер­жа­нию различают ценности, соответствующие пред­став­лениям о подсист

Информация для размышления
1. Индийский мыслитель Мохандас Ганди отмечал: «Цен­ность идеала в том, что он удаляется по мере того как мы приближаемся к нему». В чем состоит реальная (практическая) значимость (полез­н

Проблемы философии истории и их актуальность
Цивилизация выработала три основные фор­мы теорети­ческого отношения к истории — теологию истории, фило­софию истории и научную историографию. Объектом этих форм исторического созн

Философия истории в истории философии
По существу философия истории начинается в античности работами Геродотаи Фукидида. Они пытались выяснить движущие силы исторического процесса, пыт

О нетрадиционных подходах к проблемам философии истории
Во второй половине XX века мы сталкиваемся с ирра­ционалистическим подходом к обществу и его истории в лице так называемого постмодернизма. Это направление философ

Информация для размышления
1. Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт писал: «Чтобы приблизиться к исторической правде, нужно идти одновременно двумя дорогами — основательно, беспристрастно, критически изучать события и, связыв

Социальный прогресс и его критерии
Вопрос о социальном прогрессе — это вопрос о харак­тере социальных изменений, вопрос о направленности изме­не­ний и развития общества. В современную эпоху вопрос о сущности

Глобальные проблемы современности
Противоречивый характер общественного прогресса осо­бен­но ярко проявился в XX веке в период научно-техни­ческой революции. В 70–80-е годы ученые и философы, общественные деятели и

Социальное прогнозирование и научное предвидение
Одной из важных функций философии как научного миро­воззрения является эвристическая функция, касаю­щая­ся про­гно­зирования развития действительности. А теория прогнози­ро­вания я

Информация для размышления
1. «Современная цивилизация: обмен ценностей на удобст­ва» (Е. Лец). Аргументируйте истинность этого суждения. 2. Русский поэт С.И. Кирсанов писал: Когда поймешь ты након

Суть и значение антропологической проблематики в современной философии
Человек как родовое существо — это представитель выс­шей ступени живых организмов на Земле, субъект общест­венно-исторической деятельности и культуры. Раздел фило­со­фии, кото­рый занимается пробле

Образ человека в истории философской мысли
В различные исторические периоды и в различных концеп­циях философов «рисовались» различные образы человека. Но если обобщить мозаику картин человека в соответствии с господствовавшими антропологич

Основные методологические принципы и категории современного философско-антропологического понимания человека
Как уже отмечалось, то или иное понимание человека во многом определяется методологической позицией ученого и философа. Человек как самое сложное явление на Земле требует и соответствующего, адеква

Информация для размышления
1. «Человек не способен постичь самого себя: он всегда будет оставаться загадкою, тайною для самого себя» (П. Буаст). Выскажите свое мнение по этому поводу. 2. «Человеку нельзя да

Диалектика человеческой целостности
Для адекватного понимания человека важно выяснить со­от­ношение биологического и социального в нем. К био­ло­ги­чес­кому в человеке относится его

Основные аспекты бытия человека
Способом существования человека является деятель­ность, а основными видами деятельности, по нашему мне­нию, являются труд, игра и творчество.Среди основных аспекто

Информация для размышления
1. Философ Эрих Фромм заметил: «Характер — это замес­ти­тель отсутствующих у человека инстинктов». Дайте философскую интерпретацию этого утверждения. 2. Определите философскую кат

Актуальность проблемы смысла жизни
Смысл жизни в самом общем плане можно охарактери­зовать как значение (назначение) жизни и определенный способ ее осуществления (реализации). В сущности, это по­ня­тие предполагает определенный отве

Основные концепции смысла жизни
В связи с различием мировоззренческих позиций воз­ни­кали и возникают разные концепциисмысла жизни. Смысл жизни может толковаться как с рационалистических, так и с иррационалисти­ч

Стратегия жизни и современный гуманизм
Генеральной линией реализации определенного смысла жизни является жизненная стратегия. В самом общем виде жизненная стратегия проявляется в умении соединять свои индивидуальные спо

Информация для размышления
1. «Смысл бытию придает человек» (В. Макушевич). Как вы понимаете это выражение? 2. «Смысл жизни переживается до конца иногда индиви­дуально, а понимается только поколениями в гео

Античная философия
Предметом истории философииявляется возникно­ве­ние и развитие философской мысличеловечества с древ­ней­ших времен до современности. Это история противо­борст­ва с

Средневековая философия
Средневековая философия относится в основном к эпохе феодализма (V–XV вв. н. э.). Это время господства религии и церкви, в частности господства христианства в Европе. Соответственн

Философия эпохи Возрождения
Средние века сменяются эпохой Возрождения (XV–XVI вв.). Это время начала становления буржуазного об­щества и разви­тия промышленности, время великих геогра­фических открытий (Колум

Русская философия
Русская философия — одна из важных и оригинальных составных частей отечественной и мировой культуры. В ней воплотились надежды и поиски русского народа, своеобраз­ные черты национа

Информация для размышления
1. Почему «в философии живут, не увядая, и Платон, и Аристотель, и Декарт, и Спиноза, и Гегель и т.д.» (М. Ру­бинштейн)? 2. Платон и Аристотель полагали, что начало философ­ст­вования в уд

Общий характер современной западной философии
Современной западной философиейобычно называют пост­классический этап ее развития (вторая половина XIX–XX в.). Для понимания ее особенностей необходимо сопо­ставить эту философию с

Позитивистская традиция: неопозитивизм и аналитическая философия
Позитивизм как философское направление берет свое на­чало в 30-х годах XIX столетия. В центре внимания пози­тивис­тов всегда находился вопрос взаимоотношения филосо­фии и н

Антрополого-гуманистическая тенденция: экзистенциализм
Экзистенциализм, или философия существования (от латинского existentia — существование), возник в середине 20-х годов ХХ века. Особенно большое распространение он получил по

Философско-теологическая традиция: неотомизм
Неотомизм — современная религиозная философия, офи­ци­альная философия Ватикана. Теоретический фундамент неотомизма составляет модернизированная философия средне­векового философа-

Информация для размышления
1. «Философия есть борьба против околдовывания нашего разума средствами нашего языка». Представителю какого направления западной философии принадлежит это высказывание? 2. Назовит

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ
АбелярПьер(1079–1142) — французский философ, теолог и поэт, создатель концептуализма. Абрамян Лев Арутюнович (р. 1928) — арм. философ, спец. в области сем

Во всякой философской системе, безусловно, отражается настроение души ее создателя». Кто автор этого сужде­ния?
а) В. Вернадский; б) Ч. Дарвин; в) И. Мечников; г) Д. Менделеев; д) А. Чижевский. 10. Искомый объект американский психолог и философ Б.Ф. Скиннер, шутя, но не без основани

Какой метод мышления является инородным в данном списке терминов?
а) догматизм; б) диалектика; в) релятивизм; г) софистика; д) эклектика. 3. Категория, выражающая внутренний источник развития: а) гармония; б) отрицание;

Как называется общая теория знаковых систем?
а) азбука Морзе; б) семантика; в) семиотика; г) синергетика; д) синтактика. 2. В XX веке известен только один случай возрождения мертвого языка как разговорного. Определит

Что означает выражение «уверенность без доказательств» (А. Амьель)?
а) аксиома; б) вера; в) смелость; г) интуиция; д) самоуверенность. 4. Позиция, полагающая, что чувственное отражение явля­ет­ся единственной основой достоверного познания:

Какой термин «лишний» в данном списке (т.е. не соответ­ствует основе других терминов)?
а) аналогия; б) дедукция; в) измерение; г) индукция; д) моделирование. 2. Общенаучная теория самоорганизации систем — это: а) автоматика; б) семиотика; в

Этика есть безграничная ответственность за все, что живет». Кто автор этих строк?
а) А. Швейцер; б) М. Шелер; в) Л. Шестов; г) М. Шлик; д) А. Шопенгауэр. тема 11. общество как структурно-функциональная система 1. Сферы общественной жизни в

Кто из философов считал, что цели и нормы поведения людей определяют ценности?
а) Н. Бердяев; б) М. Вебер; в) У. Ростоу; г) А. Тойнби; д) О. Шпенглер. тема 14. философия истории 1. Религиозное истолкование исторического процесса как осу­щест

Кто из данных философов утверждал, что герменевтика — это метод исторической интерпретации?
а) Л. Витгенштейн; б) В. Дильтей; в) Дж. Дьюи; г) Э. Жильсон; д) Э. Мах. 5. Римский историк, которому приписывают авторство кры­латых слов, касающихся изучения истории: «Б

Что, по мнению английского писателя Джозефа Аддисона, «наиболее существенным образом возвышает одного чело­века над другим»?
а) богатство; б) высокомерие; в) знание; г) красота; д) физические способности. 5. Максим Горький справедливо полагал: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд — даже с

Если ты вдруг нашел смысл жизни, самое время посе­тить психиатра». Кто автор этих слов?
а) А. Айер; б) А. Адлер; в) П. Бейль; г) Г. Фреге; д) З. Фрейд. 5. Высшая цель стремлений человека: а) богатство; б) образование; в) идеал; г) с

Все действительное разумно, все разумное действитель­но». Кто автор этих слов?
а) Г. Гегель; б) П. Гольбах; в) И. Фихте; г) Ф. Ницше; д) А. Швейцер. 5. Один из философов писал: «Всю мою философию можно сформулировать в одном выражении: мир — это с

Кто из русских философов первым начал говорить о «душе России»?
а) Н. Бердяев; б) А. Лосев; в) Н. Федоров; г) П. Флоренский; д) П. Чаадаев. 10. Русский философ, чьи идеи активно влияли на форми­рование мировоззрения Александра Блока, А

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги